– Считаете ли Вы, что православные журналисты сегодня, в непростой период испытаний, могут стать защитниками церковного единства и церковных традиций?
– Несомненно. Так было в исторической перспективе, когда труженики пера совершали миссию сохранения исторической памяти и отстаивали чистоту Православия, так должно быть и сегодня. При всех сложностях современного мира у людей все же сохраняется немалый интерес к вопросам духовной жизни. Человек ищет духовную пищу, и наша задача – на понятном языке раскрыть красоту и спасительность Православия. Очень важно найти выход к большой аудитории, чтобы свет Евангельской истины был доступным для максимального количества людей.
Действительно, мы переживаем период испытаний, видим неприкрытую агрессию против верующих Украинской Православной Церкви. Захватываются наши храмы, осуществляются попытки настроить общество против Церкви путем информационной войны. В этой брани наше главное оружие – слово Истины. Когда-то Слово Божие покорило весь мир, и неслучайно апостол Павел говорит, что оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). В наше время мы особо нуждаемся в живом слове Божьей Правды, которая, подобно лучу света, рассеивает даже самую кромешную тьму. Православные журналисты должны быть в авангарде церковной жизни, чтобы своим талантом и умением открывать людям глаза и раскрывать истинный образ Церкви Христовой.
– В чем главное отличие православного журналиста от светского?
– К сожалению, последние несколько лет мы наблюдали, как профессия журналиста оказалась фактически дискредитирована в нашем обществе. Стандарты украинской журналистики все больше определяются интересами владельцев медиахолдингов. Нам пришлось неоднократно сталкиваться с полным игнорированием журналистской этики, когда в погоне за сенсацией некоторые журналисты используют ложь и провокации. Наверное, такие времена наступили. Но, как сказал Ремарк, «в темные времена хорошо видно светлых людей». Поэтому весьма радует, что остается множество профессионалов, которые не променяли высокое призвание журналиста и остались верными себе и своей профессии.
Главное отличие православного журналиста от светского, я думаю, заключается в религиозном мировоззрении. Ведь церковная журналистика смотрит на мир сквозь призму Евангельской истины, а живое религиозное чувство диктует основные подходы в работе с аудиторией, в подборе тематики и способе раскрытия материала.
– Что бы Вы сегодня пожелали журналистской братии? Ведь в наше время большая ответственность лежит на них за каждое слово.
– Я сердечно поздравляю всех причастных к миссии церковной журналистики с праздником. Пусть Господь поможет в полной мере раскрыть и приумножить ваши таланты. Наверное, самое лучшее, что можно пожелать каждому православному журналисту, – это быть похожими на своего небесного покровителя преподобного Нестора Летописца. Подражайте ему в вере, в добродетели, в самоотверженности, с которой он посвятил себя великому призванию – быть летописцем, свидетелем и хранителем исторической памяти нашего народа. На плечах современных церковных журналистов лежит великая миссия – продолжить дело преподобного Нестора и свидетельствовать об Истине. Преподобный знал, насколько важна правда, и всю свою жизнь посвятил ее утверждению. Служите Правде, утверждайте ее в своей жизни, в своих делах, в профессиональной деятельности – и зло никогда не будет праздновать победу.