«Студентам интересно проектировать храмы»

Беседа с архитектором Александром Головкиным

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

В одном из старейших столичных вузов – Государственном университете по землеустройству (ГУЗ), основанном в 1779 году, – на кафедре архитектуры, которой руководит доктор архитектуры, профессор Светлана Ильвицкая, в последние годы динамично развивается храмостроительное направление. Одним из инициаторов и энтузиастов идеи специального образования для будущих храмостроителей был старший преподаватель ГУЗ, архитектор Александр Головкин.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 375 px. Размер файла 80803 b.
 Архитектор Александр Головкин
Архитектор Александр Головкин
– Александр Борисович, вы как-то сказали, что импульсом к развитию на кафедре нового направления стала работа одной из выпускниц, выбравшей два года назад для своего диплома… проект детского парка патриотического воспитания. Чем привлек вас именно этот проект?

– Поначалу этим проектом предполагалось, что в местный ландшафт будет «вписан» некий досуговый комплекс с крепостями, витязями, дворцом, театром. Но вскоре мы поняли: раз речь идет о воспитании подрастающего поколения, то невозможно обойтись без православного храма. Так среди исторических стилизаций в проекте возник православный храм. А затем, шаг за шагом, конечный проект сформировался уже в таком виде: никаких башенок и крепостей, зато есть красивейшая церковь, крещальный храм, воскресная школа, дом священника, хозяйственные постройки… Данный проект может быть реализован в ближнем Подмосковье – в каком-нибудь месте, вокруг которого сосредоточены коттеджные поселки. Например, недалеко от Апрелевки есть деревня Елизарово, где имеется урочище, равноудаленное от нескольких поселений. Кстати, в прошлом году проект был удостоен награды на смотре-конкурсе архитектурных школ в Воронеже.

– Получается, что столь стремительная эволюция дипломного проекта и помогла осознать необходимость перемен в образовании будущих зодчих?

– Можно сказать и так. Разумеется, у студентов должны быть специальные знания для такого проектирования: для чего нужен православный храм и как он устроен, какие существуют требования Церкви и т.д. Кстати, в ХIХ веке архитектор создавал в храме все, проектируя и внешний объем, и внутреннее пространство церкви, намечал соответствующие этому пространству схему росписи, облик и конструкцию иконостаса.

И вот кафедра архитектуры ГУЗ стала активно разрабатывать и внедрять в учебный процесс и творческие конкурсы темы, связанные с храмовым зодчеством. Это, по сути, специализация «архитектор-храмостроитель», и создание для нее учебной программы – задача, действительно, очень емкая и ответственная.

Теперь наши ребята охотно берут себе в качестве дипломных проектов храмы и комплексы, в которые включены и храмовые здания. Возможно, через творчество, через интерес к православной культуре происходит и их воцерковление.

Церковные искусства, в том числе зодчество, – одна из ярких форм проповеди. И неизбежно возникают вопросы: как готовить будущего храмостроителя, чтобы эта форма проповеди «ожила», что ему нужно знать обо всех церковных искусствах, о катехизации, в каком объеме нужна богословская подготовка? Думаю, что здесь было бы плодотворно наше сотрудничество с церковными учебными заведениями.

– Что уже сделано в рамках нового – храмостроительного – направления?

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 375 px. Размер файла 136317 b.
 Проекты храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским
Проекты храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским

– Мы прошли несколько этапов. Первоначальный этап – это отдельные работы, появившиеся по инициативе самих студентов, в частности дипломные проекты, показавшие необходимость специальной подготовки и для будущего архитектора, и для его руководителя. Второй этап – расширение интереса студентов к храмостроительной тематике. Примечательно, что это совпало с предложением Борисоглебского благочиния Воронежской епархии провести конкурс на проект объекта, посвященного святым Петру и Февронии Муромским.

Предыстория конкурса такова: городские власти в Борисоглебске сделали в городе «Парк влюбленных», где местный архитектор разместил амуров и тому подобный антураж. Благочинный протоиерей Андрей Черницын обратился к нам с просьбой отразить в проектах ценность православного отношения к браку, которое олицетворяют святые супруги Петр и Феврония. Было создано 25 работ. Это проекты разного формата, разной стилистики: от совсем простых часовен до сложных архитектурных решений, соединяющих в себе формы разных периодов русского зодчества – древнерусского стиля московской архитектуры, изысканных форм ХVII века, стилистических поисков ХIХ века. Работы этого студенческого конкурса демонстрировались затем в Борисоглебске и в Москве.

Выставка в московском культурном центре «Покровские ворота» в октябре-ноябре прошлого года стала очередным, третьим, этапом в развитии нового направления работы нашей кафедры. В рамках этой выставки был организован «круглый стол» по проблемам образования архитекторов-храмостроителей. Ну и, наверное, еще одним, очень важным для нас, этапом стала проведенная недавно выставка студенческих работ в Центральном доме архитектора.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об основной идее и итогах этой выставки.

Загрузить увеличенное изображение. 414 x 500 px. Размер файла 140893 b.
 Проекты храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским
Проекты храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским

– На этой выставке мы особенно остро почувствовали: храмовое направление, которым мы занимаемся, очень востребовано обществом. Мы ощутили поддержку тому, что делаем, буквально со всех сторон. Приглашая на выставку, мы не отбирали специально гостей, потому что нам было интересно услышать разные мнения.

Кстати, с этой выставкой связана такая удивительная история. Дело в том, что все экспозиции в Центральном доме архитектора расписаны на год вперед, но как только мы подали заявку на проведение студенческой выставки, выяснилось, что кто-то из устроителей очередной экспозиции изменил свои планы, и нам тут же выделили место и время. Разве это не чудо?! Как и то, что 36 студентов – участников выставки наградили Дипломами Союза московских архитекторов. Это очень высокая награда.

Мы представили обзор студенческих работ – своего рода ретроспективу, причем в нескольких смыслах этого слова. Это и путь развития храмового здания – от древних индийских памятников к современному православному храму. Это и становление самого архитектора – от пейзажных зарисовок до авторской проектной работы. Это и история как таковая, недаром экспозиция открывается работой «Олимпия», выполненной студентами первого курса, а завершается дипломным проектом «Православный храм в Олимпийской деревне г. Сочи». Этот проект храма, выполненного в византийском стиле, но не застывшем во времени, вызвал восхищение у архитекторов-профессионалов.

На выставке были представлены также результаты двух наших конкурсов: упомянутые выше проекты православных храмов и часовен во имя святых Петра и Февронии Муромских, а также работы с деталями интерьера храма – светильниками, лампадами и паникадилами, выполненными в цветном стекле или хрустале.

В целом же выставка отразила живые творческие поиски, побудила к накоплению знаний. Дискуссии помогли лучше понять время, в которое мы живем, и направления храмовой архитектуры, в которых надо двигаться и развиваться.

– Сейчас Российский комитет по селам и малым городам – ЕКОВАСТ и кафедра архитектуры ГУЗ объявили творческий конкурс «Инновационный проект православного храма из дерева». Итак, начинается новый этап?

– Безусловно, и он обещает быть очень интересным. Ведь что такое инновационный проект храма из дерева? Это, по замыслу, путь к появлению храма с возможностью реального общинного строительства. А недавно Святейший Патриарх Кирилл выступил с идеей строительства быстровозводимых храмов шаговой доступности.

Срок предоставления студенческих работ на конкурс – 15 мая текущего года. Специально установлены сжатые сроки. Надеемся представить конкурсные работы на обсуждение в ближайшее время.

ак уже понятно из названия конкурса, главное требование – это наличие элементов новаторства и применение при строительстве дерева. Новаторство может заключаться в использовании современных материалов и технологий, обращении к современным архитектурным формам и стилистике, объемно-пространственном решении, в том числе решении интерьера. Автор проекта сам выбирает вариант вместимости храма – от 50 до 200 человек. Допускаются пристроенные объемы, колокольни или звонницы, а также отдельно стоящие сооружения, включенные в общий комплексный замысел.

Дерево – традиционный российский материал. Наша деревянная храмовая архитектура с ее богатейшими традициями – уникальное явление: нигде в мире нет ничего похожего. С другой стороны, дерево – достаточно «портативный» материал, деревянное сооружение можно строить «всем миром», строить быстро, когда новый престол освящается уже через месяцы, а не через годы. А если есть объединяющая цель – есть и община. Это тоже замечательная православная традиция.

Нередко можно слышать предостерегающие голоса: мол, дерево – пожароопасный материал, а потому стоит ли рисковать? Могу сказать, что, к примеру, вся Скандинавия строит деревянные дома и комплексы и почему-то не сгорает. Сейчас есть множество зарубежных и отечественных противопожарных разработок, специальных пропиток и т.п.

Деревянные храмы – это великолепная альтернатива бетону. И если кому-то такие проекты понравятся, и они будут доведены до конечного воплощения, что может быть лучше?! Это идеальный вариант!

– Значит, вы стремитесь к живому проектированию под реальное задание?

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 362 px. Размер файла 93558 b.
 Проект храма для Олимпийской деревни в Сочи
Проект храма для Олимпийской деревни в Сочи

– Конечно! И мы готовы к разговорам с настоятелями храмов, ибо только они знают, что требуется в конкретной ситуации. Например, не только церковь, но и здание воскресной школы, богадельня, миссионерский центр… Самое главное – возвести храм, чтобы начать служить литургию. Тогда, с Божией помощью, община сообща решит многие насущные задачи.

А идея строительства быстровозводимых храмов, высказанная патриархом Кириллом, –это отличная инициатива! Сегодня есть острая нужда в сооружении множества небольших храмов в самых разных стилях (одной Москве нужны сотни новых храмов!). И это вполне реально: на дворе ХХI век, есть недорогие каркасные конструкции, современные технологии, не требующие сверхусилий по перетаскиванию блоков, прекрасные материалы…

Ну и, конечно, в возведенных храмах должна развиваться общинная жизнь, люди должны вместе что-то создавать и видеть плоды дел своих.

С Александром Головкиным беседовал Василий Писаревский

15 марта 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Екатерина 4 апреля 2011, 09:48
Добрый день!
Обращаюсь за советом. Подскажите пожалуйста: В православном храме с восточной стороны предусмотрены огороженные площадки на высоте 6м. размером 2,1 на 5,5м. Похожи на антрессоли для размещения хоров. Но это не они, т.к. антрессоль уже существует с западной части. Может ли быть две антрессоли: в западной части храма и в восточной? Что это может быть? Площадка для инвалидов может быть предусмотрена таким образом?
чтец Дмитрий17 марта 2011, 22:42
просьба озаботиться возведением при храмах гардеробных, в сообщающихся объёмах, а также вопросом о лавках, как в современных греческих храмах,что было и в древней церкви
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×