Пожалей – и не осудишь

О взаимоотношениях с «тяжелыми» людьми

На тропе холодной войны

Радость общения – одно из главных земных утешений человека. И конечно, нам доставляют немало переживаний ситуации, в которых общение оказывается тягостным и мучительным. Я не имею в виду открытые и острые конфликты – это отдельный разговор; я не имею в виду случаи, когда мы сами испытываем к кому-то откровенную неприязнь, потому что для нас как для христиан это совершенно недопустимо. Я имею в виду, в первую очередь, те повседневные ситуации, в которых кто-то причиняет нам дискомфорт или пытается нас задеть.

Бывает так: нам ничто не угрожает, человек, по большому счету, не может сделать нам никакого зла, однако общение с ним тем не менее дается очень тяжело. Спектр ситуаций и положений, которые могут эту тяжесть обуславливать, очень широкий: начиная с того, что кто-то на работе обижает нас словами и стремится унизить, оскорбить, и заканчивая тем, что кто-то из наших близких не разделяет нашей веры и не идет ни на какие компромиссы: например, каждый раз, когда жене хочется в тишине помолиться, муж включает в этой же комнате фильм ужасов или боевик. И это всё может совершенно выматывать, выбивать из колеи и приводить к очень болезненным противостояниям.

Ни в коем случае нельзя ощущать себя жертвой!

Но человек ни в коем случае не должен постоянно ощущать себя жертвой, приобретая то, что можно назвать психологией жертвы. Это самое главное, как мне кажется. Очень важно во всем происходящем видеть условия, которые могут способствовать нашему взрослению, перерастанию самих себя. Причем совершенно не важно, какой эта ситуация на самом деле является: очень сложной, не очень сложной или только кажущейся сложной нам.

И второе, что очень важно: необходимо помнить, что в мире существует только одна норма общения между людьми – с уважением и любовью. Это не просто принцип человеческого общежития, не просто некий установленный обществом порядок – это признак нормальности человека. И значит, человек, который полагает своей целью холодную войну с нами, не просто переходит этические границы – он находится в ненормальном состоянии, то есть в большой беде. Так что вместо того чтобы на него обижаться, нужно обязательно постараться почувствовать это его несчастье и перейти из состояния жертвы в состояние человека милующего – претерпевающего что-то, но не страдающего в пассивной, униженной и уничиженной роли. Как говорил преподобный Анатолий Оптинский: «Пожалей – и не осудишь». Нужно смещать акцент – и боль, которую причиняли нам внешние досаждения, которую вызывала в нас обида, которую провоцировало в нашей душе переживание нанесенного нам урона, будет уходить. Тогда уже мы можем рассудить, как быть в этой ситуации и как обойтись с человеком по-христиански.

Только ни в коем случае нельзя принимать за это внутреннее состояние свою гордость. Бывает, что человек никак не реагирует на уязвления от других людей просто потому, что считает их намного ниже себя, относится к ним с презрением, как к существам иного духовного уровня. Жалеть и презирать – совершенно разные вещи. Жалость подразумевает, прежде всего, возможность искреннего участия – и конечно, она предполагает молитву о человеке, которая для нас, христиан, является естественной реакцией на любые жизненные обстоятельства.

Формула зла

Карикатура Бидструпа Карикатура Бидструпа

Ненависть зачастую иррациональна: это сила бесовская проявляется в поступках ненавистника

Несколько иная ситуация возникает, когда мы сталкиваемся не с чьим-то намерением нам досадить, не с плохо скрываемой неприязнью, а с самой настоящей ненавистью. Дело в том, что у ненависти, которая проявляет себя действительно как разрушительная демоническая сила, есть такое свойство: она ранит душу того человека, против которого направлена, даже если этот человек не придает ей особого значения. И сталкиваясь с этой ненавистью, нужно обязательно иметь в виду, что она зачастую носит совершенно иррациональный характер. Можно стараться послужить человеку, можно изо всех сил ему идти навстречу – и он с каждым таким шагом, обращенным на благо ему, будет нас только всё больше ненавидеть. Здесь не надо как-то особенно расстраиваться, впадать в уныние от своей неспособности что-либо изменить – это не наша неспособность и немощь, это прежде всего сила бесовская на той стороне, в поступках того человека.

Здесь совершенно правильное и нормальное действие – прежде всего себя от этого человека обезопасить. Если это жильцы, которые устраивают дебош, если это сосед по коммуналке, который вам в пьяном виде угрожает, разделите внутри себя христианское отношение к этим людям и те практические действия, которые необходимо предпринять. У нас в храме были случаи, когда приходилось вмешиваться в ситуацию, где муж бьет жену, где одинокую бабушку донимают неадекватные соседи. Полиция, участковый никак не реагировали, и нам приходилось к асоциальным соседям этой бабушки отправлять прихожан-мужчин, которые просто обозначали свое присутствие и задавали вопрос: «Вы зачем нашу бабушку обижаете?» И этого оказывалось достаточно, потому что тот, кто выплескивает свою агрессию на беззащитных, как правило, труслив и если он видит, что человек в этом городе не один, что у него есть какие-то близкие люди, он не рискует больше испытывать судьбу.

И, безусловно, если мы, столкнувшись с неприязнью, прежде всего о человеке молимся, то тем более нужно молиться, столкнувшись с ненавистью. В таком случае я вижу смысл даже выделить для этого отдельное время – пусть совсем небольшое, но посвященное именно этому человеку. Может быть, мы будем ежедневно полагать за него несколько поклонов, может быть – читать какую-то молитву, которая близка нашему сердцу. Только очень важно, чтобы мы не воспринимали этого человека как некое препятствие, которое Господь должен из нашей жизни по этой молитве устранить. И нужно иметь в виду, что реакция на нашу молитву может быть разной: зачастую бывает так, что человек еще больше ожесточается и еще сильнее на нас восстает. Тем самым враг хочет нас привести к тому, чтобы мы молиться перестали, и таким образом мы можем понять, что молитва наша действует и надо в ней по-прежнему мужественно пребывать.

Единственный случай, когда можно и чаще всего нужно оставить такую молитву, – это если тот, о ком мы молимся, занимается какими-то оккультными практиками. Во всех остальных случаях усиление нападок – это некий кризис, который нужно пережить.

Ни в коем случае нельзя бояться ненавидящего нас человека, потому что именно страх и рождающаяся из него реакция ответной агрессии являются необходимой составляющей формулы зла. У кого-то из афонских подвижников мне встречалось сравнение зла с цепью, опутывающей весь мир, и в каждом из звеньев – злоба, рожденная другой злобой. Вспомним известную карикатуру Х. Бидструпа: на человека накричал начальник; этот человек накричал на секретаря, та – на молодую сотрудницу и так далее… Это цепная реакция, и она действительно может быть бесконечной, но в то же время она мгновенно прекращается, когда кто-то один в этой цепи не делает того, что ожидаемо должен был бы сделать: когда он не отвечает злом на зло. Поэтому каждый из нас, при всей своей немощи и слабости, может быть тем, кому распространение зла удается остановить.

Благодетели поневоле

Одно из ярчайших и тягостнейших проявлений неприязни и ненависти – клевета. Мало кому из нас удается безмятежно, с мирным сердцем выслушать обличение в недостатках, нам и вправду присущих. Насколько же труднее бывает справиться с переполняющими сердце чувствами, когда мы слышим, как нас обвиняют в том, чего мы никогда в жизни не делали, о чем мы, может быть, даже и не помышляли. Тем паче – когда клевета эта передается из уст в уста, когда она как ком снега с каждым оборотом обрастает все новыми и новыми «подробностями», когда о нас говорят даже люди, с которыми мы никогда не встречались, которые даже не знают, как мы выглядим, а единственное, что они знают о нас, так это то, что сообщили им наши клеветники.

Когда тебя в чем-то незаслуженно обвиняют, вспомни о своих грехах, и прежде всего о сокровенных

И мало того, что все это неприятно, обидно, наносит ущерб нашей «деловой» и прочей «репутации», но особенность клеветы как оружия врага рода человеческого такова, что она очень часто уязвляет нас в самое незащищенное место, бывает настолько подлой, настолько изощренной, что причиняет нестерпимую боль, буквально убивает. А кого-то ведь и вправду убивает…

Что тут сказать? Пожалуй, лишь то, что самое тяжелое, самое горькое, самое невозможное – оно-то и есть самое полезное. И оружие, поражающее нас, может и даже должно быть обращено в оружие нашего усовершения, нашего спасения.

Мы грешим каждый день, каждый час, каждое мгновение – не только делом, но и словом, и мыслью, и чувствами своими. И грехи эти по большей части остаются сокровенными ото всех, кроме Бога. И когда мы приносим в них покаяние, то как же мы хотим, чтобы Господь не помянул их нам на Страшном суде Своем, чтобы не обнаружились они однажды перед всем миром! И вот от них-то и очищают нас уста того, кто на нас клевещет, словно искусные руки врача, вскрывающего нарыв и удаляющего из него гной. И, сами того не ведая, клеветники становятся нашими благодетелями – поневоле. Здесь притча о правой и левой щеке в действии: когда нас бьют по правой, обвиняют в чем-то незаслуженно, главное, что требуется от нас, это не оправдание, не защита, а воспоминание о том, чего о нас никто, за исключением Господа, не ведает и что осуждения на самом деле достойно.

А еще… А еще клевета, напраслина, возведенная на нас (если только переносим ее мы с великодушием, без ожесточения и малодушия), приближает нас ко Христу, дает возможность в своем страдании хоть немного уподобиться Ему: против кого еще восставали с такой ревностью и с таким усердием клеветники, против кого еще выдвигали столь страшные и нелепые одновременно обвинения? И если мы терпим что-то похожее, то разве не должно нам быть за это благодарными, разве недостаточно тут оснований не только для того, чтобы быть мужественными, но и для того, чтобы на самом деле радоваться, по сказанному: «Радуйтесь и веселитесь» (Мф. 5: 12)?

И умирятся с тобой Небо и земля

Наверное, нельзя не задаться вопросом: почему так по-разному бывает – кто-то практически вообще не встречает людей, которые бы ему досаждали, кто-то встречает их время от времени, а у кого-то, кажется, вся жизнь – одно сплошное погружение в среду людей враждебных (притом враждебных реально, мнительность и подозрительность тут ни при чем)?

Даже если мы не ощущаем себя перед восстающими на нас людьми в чем-то виновными, даже если их нападки носят необъяснимый и несправедливый характер, нужно тем не менее привести себе на память слова псалма: Даст ти Господь по сердцу твоему (Пс. 19: 5). Не только взаимоотношения с нами людей, но даже взаимоотношения с нами окружающего нас мира целиком основываются на том, что находится в нашем сердце. У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Умирись с собою, и умирятся с тобой Небо и земля». Соответственно, если ты не умирился с собой и у тебя в сердце мятеж, то и обстоятельства, и люди будут постоянно оказываться как бы поперек твоего пути. И в этом есть совершенно очевидный духовный смысл: ты не можешь умириться с самим собой, потому что ты горд, и тогда тебе посылается от Бога то, что смиряет тебя помимо твоего желания. Если ты эту помощь принимаешь, то можешь преодолеть практически любую внешнюю ситуацию, а если не принимаешь, то так и будешь мучиться и страдать. Это не только духовный закон, но и просто практическое наблюдение: чем смиреннее человек, тем легче у него складываются отношения, в том числе и с людьми сложными. Во-первых, потому, что пытаться взбудоражить его всё равно что палкой перемешивать море, и эти попытки его знакомые, его собеседники вскоре оставляют. А во-вторых, потому, что смиренный человек, как правило, получает дар видеть красоту, которая сокровенна даже в человеке самом неприглядном по образу жизни и поступкам. Это видение красоты позволяет любых людей ощутить родными, потому что это та же самая красота, которая заключена и в нас самих. И с этим ощущением общности, сродности оказывается гораздо проще вместе с людьми быть – и с теми, кто хорош и добр, радостен и светел, и с теми, кто пока еще не таков и, может быть, даже никогда таким не будет.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Воздушные мытарства. Мытарство девятое: «А судьи кто?» Воздушные мытарства. Мытарство девятое: «А судьи кто?»
Протоиерей Олег Стеняев
Воздушные мытарства. Мытарство девятое: «А судьи кто?» Воздушные мытарства. Мытарство девятое: «А судьи кто?»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 11-я
Протоиерей Олег Стеняев
Как соотносятся суд Божий и людской? Возможен ли в принципе суд мирской, и чем он должен руководствоваться? Как соединить милосердие и справедливость?
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы 3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы
Прот. Олег Стеняев
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы
Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я
Протоиерей Олег Стеняев
Кто имеет право на суд? Каков апостольский взгляд на светский суд? Когда человек уподобляется бесам? Как относиться к чужим грехам?
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Комментарии
АНТОНИНА17 июня 2017, 10:05
Антонина Огромную благодарность выражаю отцу НЕКТАРИЮ за поучительную статью!!!
Света23 мая 2017, 14:33
Спасибо! все понятно, рассказано нашим обычным языком без заморочек, задеты самые глубинные вопросы, все подробно и обстоятельно расписано БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Насущная проблема!
Иулия19 мая 2017, 16:40
Очень благодарна за статью. Проблема показана честно, способы ее решения раскрыты развернуто и обстоятельно. Спаси Вас Бог!
Василий16 мая 2017, 03:12
Спаси Вас Господи,батюшка,и за эту статью.
Алексей15 мая 2017, 14:09
"Единственный случай, когда можно и чаще всего нужно оставить такую молитву, – это если тот, о ком мы молимся, занимается какими-то оккультными практиками". Стоило бы пояснить, почему.
13 мая 2017, 19:13
Не смог сделать никаких выводов для себя из обилия общих слов обо всём и, одновременно, ни о чём. Наверное, дело во мне, а не в статье.(
Елена Ника12 мая 2017, 14:39
Замечательные, как и всегда, поучения отца Нектария... Спаси Господь добрых наших пастырей!
Марфа12 мая 2017, 10:29
Одному батюшке я пожаловалась, что не могу любить всех людей...ну не получается. На что он мне сказал, а ты попробуй, хоть мысленно, встать на место того человека, к которому у тебя неприязнь. И попробуй оправдать его поступки. Себя-то, небось, постоянно оправдываешь.Я попробовала. По полочкам, практически, разложила его жизнь за последние 3 месяца...И так мне его жалко стало, аж до слёз.И вся неприязнь к нему пропала.Точно говорю, это правило работает! ПОЖАЛЕЙ И НЕ ОСУДИШЬ...Ведь и Господь на кресте оправдывал своих мучителей...И Ему было их очень жалко...Спаси, Вас, Господи, отец Нектарий!
Ирина11 мая 2017, 18:46
Очень правильная статья!По-моему преподобный Амвросий Оптинский сказал,что строптивым и пути посылаются стропотные.Это о нас.Спаси Господь о.Нектария!
тамара10 мая 2017, 19:28
Батюшка Нектарий,спаси Вас Господи за такую статью и советы,настолько всё верно и полезно!!! Христос Воскресе!!Божией Вам помощи во всём.
Сергей10 мая 2017, 15:20
Христос Воскресе! Спасибо, отче, за прекрасно и доходчиво написанную статью по очень насущной теме! Один вопрос: уже не раз встречал мнение о нежелательности молитв (как о здравии, так и заупокойных) о людях, занимающихся "оккультными практиками". А почему они нежелательны и следует их оставить?
Наталья10 мая 2017, 12:42
Благодарю, отец Нектарий! Очень для меня оказались полезны и по-хорошему неожиданны Ваши советы. Спаси Господи!
Николай 9 мая 2017, 23:36
Многая лета о.Нектарий! Бытие" потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; Екклесиаст 10:4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.
Любовь Н. 9 мая 2017, 22:01
Спасибо, отец Нектарий! Так просто и понятно - не осуждай, а пожалей! Надо научиться относиться ко всем с добром и без гордыни. Господи, помоги!
Лидия 9 мая 2017, 19:36
На протяжении многих лет мне приходится испытывать на себе все то, о чем Вы пишете в своей статье, отец Нектарий. Спасибо за то, что помогли разобраться в происходящем и научили правильному отношению к ситуации.
Елена Степанова 9 мая 2017, 14:12
СПАСИБО ОГРОМНОЕ,иг.Нектарий!Не перестаю поражаться Промыслу Божию!ИМЕННО в крайне сложную минуту для меня-кажется,ТУПИК-Господь посылает Вашу статью!Слава Господу!Объяснили и,ГЛАВНОЕ,дали СОВЕТ!!!НИЖАЙШИЙ поклон!С ПРАЗДНИКОМ-С ДНЕМ ПОБЕДЫ!Храни Вас Господь!
Иулиания 9 мая 2017, 12:53
Спаси Господи, отец Нектарий, за вразумление. Все последнее время работаю в женских коллективах и это еще то испытание. Мечтаю о руководителе-мужчине, так как мне с моральной точки зрения гораздо комфортнее подчиняться мужчине, а не женщине. Больше всего неприятие вызывают излишние эмоции женщин, сплетни, по неволе соучастником которых становишься, лицемерие, пустые разговоры и мат. Иногда хотелось, по-мужски, подойти и двинуть, чтобы заткнулась. Но язык-то не вырвешь с корнями. Все равно однажды рот откроет и польется... И вот в такие моменты надо бы пожалеть, а не получается. Любви к таким не хватает. Господь смирил иначе - через увольнение.
Татиана 9 мая 2017, 10:13
Помоги Вам Господи в Вашем труде! В Вашей статье прозорливость и мудрость, понимание, чуткость и сочувствие, душевное тепло. Словно в душу заглянули, успокоили направили мысли в нужную сторону, дали надежду... Спасибо!
Алла Курт 9 мая 2017, 07:50
Мой любимый автор на Православии. Все статьи просто дидактические - понятные, лаконичные, по существу, с конкретными советами. О. Нектарий умеет находить именно те слова, которые и ум, и сердце воспринимают как тот самый долгожданный ответ на свои собственные духовные поиски. Редкий дар у о. Нектария. Такого бы духовного отца.
р.Б. Наталия 9 мая 2017, 07:32
большое спасибо,отец Нектарий!как понятно все объяснили о таких не легких ситуациях!
Ольга 9 мая 2017, 00:12
Вся статья - настоящий клад с драгоценными словами, простыми и мудрыми. Действительно заставляет взглянуть на себя со стороны и подумать хорошенько. А для меня ещё и очень своевременно, как ответ на сложившуюся ситуацию. Спасибо автору, и порталу в целом тоже - очень помогаете.
Ольга 8 мая 2017, 20:18
У меня коллега клеветник,за глаза рассказывает про меня всякую чушь,что меня действительно обижает.Я сначала с ним старалась по доброму,обходительно,но это бесполезно, теперь я его полностью игнорирую,даже иногда резковата с ним и показываю ему ,что не люблю его-так он хотя бы не лезет ко мне с разговорами.Говорят ,он больной психически.Все-таки как же с ним обращаться?
р.Б.Сергий 8 мая 2017, 19:20
Квинтэссенция статьи отца Нектария, на мой взгляд,выражена в абзаце о том, что " человек ни в коем случае не должен постоянно ощущать себя жертвой " Как говориться в молитве Оптинских старцев : " Господи,благодарю Тебя за всё, что со мною будет,ибо твердо верю, что любящим Тебя,всё содействует ко благу "
Тамара 8 мая 2017, 14:10
О. Нектарий, спаси Господи Вас! Так четко, прямо по полочкам расписана теория человеческой радости и счастья. Смирение- главное свойство нашей души и одна из самых основных добродетелей. Помоги, Господи, применить это на ПРАКТИКЕ, в повседневной жизни! Без ТЕБЯ, ТВОЕЙ помощи "не могу ничего творить я".
Надежда 8 мая 2017, 11:54
Спасибо большое за статью. Без громких фраз о насущных вещах. Спасибо.
р.б Марина 8 мая 2017, 11:24
ХРИСТОС ВОСКРЕСИ!!!СПАСИ ГОСПОДИ о.НЕКТАРИЙ за разъяснение!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ в служение и в делах!!!
Нелли Вишнякова 8 мая 2017, 07:34
Сколько книг прочла, скольких психологов переслушала, какие только (как оказалось) оккультные практики не посещала, но так и не могла до конца разобраться в этих вопросах. А тут в нескольких десятках фраз стало всё понятно. Спасибо
Евгения 8 мая 2017, 07:33
Спасибо! Статья заставляет задуматься и посмотреть на себя со стороны и на свои отношения с людьми.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×