Искушение честностью

Недавно священник Димитрий Струев опубликовал статью «Услышать ушедших» — о людях, которые были воцерковленными православными христианами, но ушли из Церкви, причем ушли не в другую веру или в раскол, и даже не в пламенный атеизм — а просто в неверие. Подчеркну — речь не о случайных «захожанах», а о тех, у кого — цитирую отца Димитрия — «за плечами годы церковной жизни, тома прочитанной литературы, у некоторых даже опыт соприкосновения с несомненными чудесами…».

Отец Димитрий на конкретных историях рассматривает причины такого ухода, и чаще всего это неправильное воцерковление. Либо младостарцы постарались, либо еще кто-то. Главное — что с самого начала духовная жизнь крестившегося человека выстраивалась ошибочно, происходила своего рода игра в Церковь.

Не то что бы я спорил с отцом Димитрием, но хочу кое-что добавить. Мне приходилось сталкиваться с еще одним типом ушедших, не упомянутым в статье. Это люди, которым, в общем и целом, повезло и с приходом, и с духовником, у которых были (а часто и остаются) хорошие православные друзья... и, тем не менее, они ушли из Церкви. Чаще всего — по-тихому, без скандалов, обид и демонстративного сожжения флагов. Ушли потому, что, как им думается, потеряли веру и решили поставить точки над “i” в своих отношениях с Церковью.

Я не берусь судить, насколько много подобных случаев. Нескольких таких людей знаю лично, да и в «Фому» порой приходили письма от разочаровавшихся, в интернете тоже приходилось читать похожие крики души. Может, это и не самый распространенный вариант, но все-таки забывать о нем нельзя.

Чаще всего история развивалась так: человек вполне сознательно, искренне принимал Святое Крещение и начинал жить воцерковленной жизнью — регулярно посещал службы, исповедовался, причащался, соблюдал посты, читал утреннее и вечернее молитвенные правила, читал Священное Писание и богословскую литературу, иногда включался в приходскую деятельность. При этом окормлялся у хорошего священника, без каких-либо подозрений в младостарчестве.

Проходили годы, период неофитского горения завершался — как и у большинства, духовная жизнь входила в устоявшуюся колею, и... и постепенно превращалась в какую-то лямку, которую тянут по привычке. Всё чаще возникал вопрос: а зачем, собственно? Зачем я трачу по полчаса утром и вечером на вычитывание молитвословий? Зачем воздерживаюсь в среду и пятницу от колбасы? Зачем в воскресенье встаю рано утром и еду через весь город на литургию? Зачем повторяю на исповеди одни и те же вещи и причащаюсь, не ощущая никакого прилива духовной радости? Зачем все это, если не вижу в себе никаких изменений? Кому это нужно? Богу? А верю ли я в Него на самом деле? Те душевные порывы, что испытывал когда-то — может, они объясняются просто эмоциями, реакцией психики на нечто новое? Те случаи, которые со мной происходили и которые я считал чудесами Божиими — может, это просто совпадения, которые, согласно теории вероятностей, редко-редко, да и случаются?

То есть — обычные сомнения, с которыми приходилось сталкиваться каждому христианину. Но вот дальше появлялась мысль: а ведь продолжать такую жизнь нечестно! Нечестно по отношению к себе самому, к своей совести! Нечестно по отношению к людям, которых обманываешь своей якобы церковностью! Нечестно и по отношению к Богу, в Котором, может, и не до конца еще разуверился. А надо ведь честно! Честность — это же главное! Значит, пора валить — в обычную светскую жизнь. Ни в коем случае не хлопая дверью — зачем обижать тех, с кем многие годы причащался из одной Чаши?

Да, чуть не забыл самое главное: такие люди сетуют, что годами тянули эту лямку — и не только не замечали в себе изменений к лучшему, но вообще не испытывали ничего! Ничего — в смысле ничего мистического. Речь даже не о чудесах, а хотя бы о каком-то знаке свыше, который четко воспринимался бы именно как знак. Никаких возвышенных состояний, никакой специфической «духовной радости».

Напомню: люди вполне начитанные, про прелесть знают, про неизбежные периоды «сухости» и необходимость этих периодов знают. Но это теоретическое знание чем дальше, тем меньше убеждало их смириться и продолжать вести прежний образ жизни. В какой-то момент происходил внутренний взрыв, пробивала мысль про честность — и они прекращали притворяться.

Этот момент с «честностью», на мой взгляд, крайне важен. Тут, с одной стороны, проявлялось описанное Достоевским в Алеше Карамазове: «Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: "Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен". Алеша и сказал себе: "Не могу я отдать вместо "всего" два рубля, а вместо "иди за мной" ходить лишь к обедне"». Алешино «не могу» — это не столько тяга к перфекционизму (иначе говоря, «ревность не по разуму»), сколько та самая честность, о которой идет речь.

Но, в отличие от Алеши, у этих людей пронзительная честность сочетается с пониженной чувствительностью к духовному миру. Сама по себе такая пониженная чувствительность ни хороша, ни плоха — если Господь ее человеку дал, значит, зачем-то так нужно, значит, более высокая чувствительность оказалась бы вредна. Но вот низкая чувствительность к мистическому в сочетании с пронзительной честностью — это взрывоопасная смесь. Честность тоже может стать соблазном.

Вглядываясь в свою душу, вспоминая разные моменты своей жизни, я и в себе замечаю нечто похожее — по крайней мере, могу понять внутреннее состояние тех людей, о которых пишу. Для меня тоже характерны периоды сухости, периоды оскудения веры, когда все кажется трудным, скучным и бесполезным. Но у меня никогда не доходило до такого градуса, когда уже человек впадает в раж и совершает необратимые поступки. Как-то удается перетерпеть, и потом что-то меняется внутри, становится легче, возникает ощущение присутствия Божьего. Ненадолго, конечно, но моменты эти запоминаются, и дальше уже помогают держаться на плаву. Да, пускай сейчас всё пасмурно и слякотно, но ведь было же в этом небе солнце, было! Я же помню! Проглядывало из облаков! И когда передо мною встает выбор — поверить в реальность солнца или объяснить увиденное глюками, я выбираю солнце. При этом, конечно, нет никакой гарантии, что так до конца жизни будет. А вдруг когда-нибудь не выдержу, сломаюсь? Очень бы не хотелось, но стопроцентных гарантий здесь не бывает.

Те, о ком я пишу — не выдержали. Обвинять их в этом глупо. Тут лучше вспомнить слова апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Тем более, что эти люди, к счастью, пока еще живы, и как знать — может, вернутся в Церковь? Может, их нынешний уход промыслителен? Нам, оставшимся, нужно молиться за них, любить их, поддерживать с ними отношения — не навязываясь, но и не отталкивая.

А тем, кто балансирует на грани ухода, я так скажу: ребята, не делайте резких движений. Честность — это, конечно, здорово, но и честность может стать искушением, ловушкой. Честность может оказаться ширмой, за которой прячется обычная усталость. А может, вы просто изначально слишком высоко задрали себе планку? Может, вам просто трудно смириться с тем, что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41) и вы — не звезды первой величины? Но звезды разные нужны, звезды разные важны. Кому-то даны великие духовные дары, кому-то нет, и это нормально. Да и жизнь еще не кончена, и если сейчас вы не чувствуете Божьего прикосновения — не факт, что не почувствуете никогда. Господь знает, когда поддержать.

Да, это банальности. Но верные.

Виталий Каплан

Фома.Ru

16 ноября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Священник и самоубийца Священник и самоубийца
Есть у нас хорошие священники
Священник и самоубийца О том, как появление священника остановило самоубийцу
Диакон Павел Сержантов
Сейчас стало доходным промыслом ругать священников. Целое заметное течение в круговороте коммерческих репортажей организовалось, все в нем направлено на дискредитацию духовенства, как класса. Вот я против этого антиклерикального течения и пойду с обыкновенным свидетельством, что есть у нас хорошие священники. По всей стране и по всему миру.
«Вера – дело сердца» «Вера – дело сердца»
Митр. Месогейский Николай
«Вера – дело сердца» Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау): «Вера – дело сердца»
Бог – это не уравнение и не математическое доказательство. Если бы Он был таковым, то все образованные люди поверили бы в Него. Знай: Бог познается иначе. Ты когда-нибудь бывал на Святой Горе? Ты встречал в жизни настоящего подвижника?
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Один священник говорил: «Замечательно то, что Бог в тебя верит, – ты еще не погиб для вечной жизни».
Как хорошо, что Ты есть! Как хорошо, что Ты есть!
Священник Димитрий Шишкин
Нашим современникам кажется, что сначала должно возникнуть в душе какое-то особое чувство, называемое верой, а затем уже жизнь будет меняться в соответствии с этим чувством. Но ждать этого «чувства веры» можно до конца своих дней. Нужно именно действовать. И главное – начать в повседневной своей жизни руководствоваться Евангелием. Не «естественными» движениями души и тела, омраченных грехом, а именно Евангелием.
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
О вере истинного ученика Христова О вере истинного ученика Христова
7/20 ноября 2010 года
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
О какой же вере истинного ученика Христова идет речь, и как эту веру достичь? Все мы признаем себя верующими в Бога и почитаем веру главным и самым драгоценным сокровищем своей жизни. Но надо знать, что вера бывает разной и проверять себя, на какой ступени веры мы стоим.
Комментарии
Светлана14 июля 2015, 22:13
Причин может быть много. Поругался с духовником, не получил просимое. Про себя скажу: у меня тоже есть причины для недовольства. Но есть и объективная помощь. Я цепляюсь за то хорошее, что Господь для меня сделал. А также за то, что моим усопшим родственникам на том свете не помешает хоть какая-нибудь помощь, пусть даже маленькая свечка за упокой. Поэтому и хожу. Не всегда натощак, не всегда с позитивными мыслями, но хожу. Я рада, когда у меня появляется время для вычитывания правила. К сожалению, если на работу к 8.30, у меня не всегда хватает силы воли встать раньше, чтобы его вычитать. Но если время появляется, то стараюсь использовать.
Вера31 мая 2014, 23:46
Верую, Господи! Помоги моему неверию...
Лариса 6 декабря 2013, 14:02
Спаси Господи за статью!
Елена.Украина14 ноября 2013, 22:51
ОЛЬГЕ (24.11.2012). Ольга,могу дать совет из собственного жизненного опыта. Перестаньте просить у Бога что-либо,а просто начните Его постоянно ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЬ,искренне,от всего сердца. Ваша жизнь изменится в лучшую сторону и Вы многое поймете.
Сергий27 сентября 2013, 15:15
Странное понимание честности! Все таки от слов честь, чтить. В статье описано несмирение, неверие и малодущие. Каждый впадает в это в разной степени по гордости. Нужно поддерживать друг друга и говорить только правду, лучше в виде Слова Божьего. Не нарушая свободы, наполнить радостью тяжелый путь. Хорошо замечено насчет духовной чувствительности, это дар Божий, но и развивать его нужно. Нельзя быть теплохладными. Зря насчет резких движений, нужно как раз резко отрезать от себя все дела, мысли, темы и даже людей, мешающих стремлению к Богу. Тогда проявится настоящая любовь в Нему!
Валентина.26 ноября 2012, 16:49
Самое главное-искорку Божию из сердца не потерять.а охлаждение пройдёт.В костёр тоже нужно подкладывать дрова .что бы не погас.
Ольга24 ноября 2012, 23:48
Р.б. Иулии - спасибо, за ответ. Я бы сравнила себя с Иовом на которого навалились все беды. И друзья его говорили правильно, но сердцу от этого только больнее. Вы правильно пишите про верность, терпение, смирение, а я читаю как эту книгу, не подходит это к моей ситуации и душевному состоянию. Жидкая пища для младенцев, мне нужна ИСТИНА, и я ее приму, какой бы она не была. Я сделала все, что принято в православной среде, но нет ответа, а состояние не опишешь в словах. Прошу помолиться обо мне, любой совет приму с благодарностью
р.б. Иулия23 ноября 2012, 14:25
Ольге - Богу нужна Ваша верность Ему. Авраам обетования о долгожданном сыне в глубокой старости ждал 10 лет. Его вера вменилась ему в праведность. А ведь ему по природе уже родить было сложно, тем более Сарра была бесплодна... Надо верить даже тогда, когда нет ни в чем уверенности. Просто просить, чтобы он не оставил, и удержал в церкви. Утешение и ответы на многие вопросы придут, когда смиритесь. И конечно же Господь обещал своим последователям - что мы будем иметь скорби в мире... а Царствие Небесное - внутри нас есть. Просите у Бога веры. Постоянно, неотступно. Бог увидит Ваше благое намерение и вознаградит сполна.
Надежда18 ноября 2012, 00:48
Согласна с тем,что планку задираем,еще как!Я очень хорошо понимаю тех,кто на какое-то время уходит из церковной жизни.Но тот опыт,который они приобрели за время нахождения в ней - безценен.Все равно они всегда,в любое время,в любом месте могут обратиться к Богу в своем сердце,а потом по милости Божией и вернуться в церковную жизнь.Чаще всего эти уходы объясняются тем,что в церкви не нашли того,что искали,что изменились сами к худшему и нет никаких надежд на то ,что дальше будет лучше ,чем на момент ухода.Это ведь неудивительно,т.к.у подавляющего большинства воцерковление началось в зрелом возрасте,а до этого была советская и постсоветская действительность,поэтому реально оценить ни себя, ни то,что происходит,мы,вобщем,не в состоянии.В минуты сомнений спасает молитва.Я иногда молюсь так: "Господи!мне не к кому больше обратиться,кроме Тебя!Помоги!"Очень помогают молебны:Благодарственные Богу;Пресвятой Богородице,любимым святым.И еще - очень хочется никогда не забывать,что СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ!
Ольга17 ноября 2012, 22:56
Знаете, я из тех, наверное, про которых написана статья. Как бы все правильно и с другой стороны все совсем по другому. Не сразу, а постепенно накапливались и духовные и житейские проблемы. И однажды, когда стало совсем невыносимо, пришлось собрать всю свою честность и прийти к выводу- надо что-то менять. Ну, если Бог так наказует, значит к чему-то направляет? Может Ему неприятны мои молитвы, посты, доброделанье, может надо жить полной жизнью, той, которую Он нам подарил: любить, ошибаться, бороться за место под солнцем( а что в этом плохого? это Богом установленный естественный отбор), стремиться к богатству( в нашу эпоху Бог поставил такую задачу и на этом пути мы постигаем свои немощи и смиряемся). Я устала жить в искуственном мире, постоянно ждать будущих радостей и сомневаться в настоящих: толи утешение, толи прелесть. Хочется жить, а не прибывать в "тропике рака". И я бы потерпела еще лет пятьдесят, но как я могу быть уверена что это нужно моему Господу? Как, если я молюсь, а не утешений, не выхода нет. Господи, куда еще бежать, кого спрашивать, что делать? Руки опускаются , а течение относит все дальше от...
Татьяна17 ноября 2012, 13:56
Среди моих знакомых есть люди, которые долго страдали из-за отхода от Церкви своих детей. И их дети вернулись - Божиим Промыслом и родительскими молитвами. Похоже, им был необходим дополнительный опыт внецерковной жизни, чтобы окончательно утвердиться в Вере. Так давайте молиться о помощи всем нашим братьям и сестрам в поисках Царства Божия и правды Его.
Никита17 ноября 2012, 05:14
И ещё из личного опыта, вдруг кому покажется это близким, в минуты испытания маловерием я молюсь как-то так: "Господи, Иисусе Христе, даже если я сейчас не верю, но я хочу, хочу верить в Тебя, научи меня вере..."
Никита17 ноября 2012, 05:09
Очень своевременные и содержательные статьи - та что по ссылке вначале и вот эта - спасибо Дмитрию и Виталию! Особенно порадовала статья о. Дмитрия - видно, что не "на коленке" писалось, а как настоящая публицистика - план, канва, выводы. Подписываюсь под этим и вписываю в свою память, точнее сложно сказать: "Для меня тоже характерны периоды сухости, периоды оскудения веры, когда все кажется трудным, скучным и бесполезным. ... Как-то удается перетерпеть, и потом что-то меняется внутри, становится легче, возникает ощущение присутствия Божьего. Ненадолго, конечно, но моменты эти запоминаются, и дальше уже помогают держаться на плаву." - кто из нас не испытывал такого? Добавлю, что в этом разделе сайта есть запись с митрополитом Антонием Сурожским, который среди прочего рассказывает что такое духовность: это не молитвы, не аскеза и пр., а именно Дух Божий - в человеке, в Церкве, в Чаше. Вот этот-то Дух и держит на плаву - если в себе его не чувствуешь - как в незабываемые и короткие часы, даже минуты, "прилива", - то всё равно видишь в самой Церкви и в возлюбленных прихожанах. А глядя на критикующих или просто молчаливо ушедших - не находишь в них (и их словах) того Духа, за которым идёшь в храм, молишься, постишься и пр.
Елена17 ноября 2012, 01:33
У меня так было. Но я вернулась, теперь боюсь от Господа отлепиться
р.б. Сергий16 ноября 2012, 17:08
"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто" (1 Кор.,XII,2). - Про отошедших от веры можно сказать лишь то, что они "смотрели и не увидели, слушали и не услышали". "Бойтесь закваски фарисейской..." P.S. "Искушение честностью" как и помыслы ложного стыда на исповеди является закономерным итогом отхода от ВЕРЫ, который происходит из-за того, что люди ходят в церковь, а не в ХРАМ, приносят свою исповедь священнику, а не БОГУ и ищут душевного, а не духовного.
р.б. Иулия16 ноября 2012, 15:52
Их, ушедших, искренне жаль, и это ощущение похоже на то, как расстаешься с друзьями. Мне пока это знание о периоде "сухости" очень помогает в тяжелые моменты - как последняя соломинка. Прошу (даже не молю) Бога в такие отчаянные минуты - чтобы не дал мне отступиться от Него. Это (по-моему) очень созвучно супружеской жизни - вот сначала все чудесно и замечательно, потом постепенно жизнь налаживается, и вот, люди попривыкли вроде бы друг к другу, быт наладился. И через некоторое время наступает время охлаждения, привычки. И еще через некоторое время, честный человек думает - "я не чувствую в себе больше любви. это не честно жить с человеком, изображать любовь, которая ушла." И вот так "по-рыцарски" и уходят друг от друга. Говорят, остаются друзьями. Самое удивительное - все знают, что такой период охлаждения в отношениях случается во всех семьях. Однако, это знание в наше время мало кого спасает. Пока писала, мне эта честность теперь видится чем-то похожим на трусость. А в бОльшем масштабе получается, что это от маловерия. Нет веры, что любовь не преходит. Нам надо почаще, видимо, себе напоминать, что не Бог от нас уходит, а мы от Него. Помоги нам всем Господь! п.с.У меня начальница из разочаровавшихся. А мама моя Божиим Промыслом возвращается. Надежда есть! Будем молиться и не унывать, как та вдова из Евангельской притчи.
Геннадий16 ноября 2012, 15:06
//Чаще всего история развивалась так: человек вполне сознательно, искренне принимал Святое Крещение и начинал жить воцерковленной жизнью — регулярно посещал службы, исповедовался, причащался, соблюдал посты, читал утреннее и вечернее молитвенные правила, читал Священное Писание и богословскую литературу, иногда включался в приходскую деятельность. При этом окормлялся у хорошего священника, без каких-либо подозрений в младостарчестве.// И надеялся, что его жизнь станет чуть краше, светлее и радостнее? Надежны не оправдались и он ушел? Нелюбимая работа не приносит дохода и человек меняет работу, или возвращается к прежней ( доходной мирской "работе" ). А вот больной как-то не спешит менять одну болячку на другую. Увидеть себя и весь мир пораженным ужасной болезнью, видимо, удается не всем. Ради чего трудимся и напрягаемся, други? И что с чем сравниваем? Без терзаний, без подвига и прорыва случаются ли открытия? Что приносит нам благодать Духа Святого? И чего мы от Него хотели? Не испытывая кризиса, будет ли кто-нибудь искать Правду? А без поиска, найдет ли Ее кто-нибудь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×