Об отказе от осуждения

В великопостной молитве святого Ефрема Сирина мы просим о том, чтобы Господь дал нам «зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это молитва важна всегда, но особенно сейчас, когда интернет полон гнева и осуждения. Любой блогер точно знает, кто те плохие люди, которых надо заклеймить позором, а если не знает, ему это решительно объяснят другие блогеры.

    

При этом осуждение воспринимается не как грех, которому люди предаются, стыдливо прячась по углам, а как обязанность. Заклеймил ли ты позором подлых, преступных негодяев, которые... (список негодяйств прилагается)? Не заклеймил? Значит ты не за Правду? Значит ты не против зла?

Люди православные, увы, часто попадают в ту же ловушку, что и нецерковные. Как будто непримиримость ко злу требует осуждения людей! Это не так. Это даже наоборот.

Отказ от осуждения не означает, что мы признаем поступки человека правильными (они могут быть ужасны) или его взгляды – разумными. Нет, они могут быть совершенно людоедскими. Отказ означает то, что мы не произносим суда над ним как над личностью: не определяем его в ад, не вычеркиваем его из человеческого рода, не порываем те узы солидарности, которые связывают нас с ним в Адаме.

Преподобный авва Дорофей пишет об этом: «Иное дело злословить, а иное осуждать или уничижать. Злословить значит сказать о ком-либо: такой-то солгал, или соблудил, или погневался, или другое что не доброе сделал. Вот такой позлословил брата, то есть, сказал страстно о его согрешении. А осуждать значит сказать: такой-то лгун, блудник, гневлив. Вот такой осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей жизни его, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого: а это тяжкое прегрешение».

Господь говорит о том, что мы должны любить ближнего, как самого себя. Неосуждение предполагает, что мы относимся к грехам ближнего так же, как к своим. Мы не оправдываем свои грехи или заблуждения, которым предавались в прошлом. Это было дурно, и мы признаем это дурным. Но мы не отождествляем себя с этими грехами, мы исходим из того, что мы вполне отделимы от этих грехов, что мы можем стать другими: раскаяться в грехах, осознать свои заблуждения. Мы еще не потеряны. Мы можем примириться с Богом и людьми. Мы, если так можно выразиться, всегда рассматриваем себя как «своих», мы близко к сердцу принимаем наше благо и всегда желаем себе самого лучшего. Мы не осуждаем себя к изгнанию во тьму внешнюю, хотя можем искренне осуждать какие-то свои поступки и мучительно сожалеть о том, что мы их совершили.

Преподобный Ефрем учит нас молиться о видении своих согрешений, потому что очень часто мы их не видим. Нам кажется, что мы правы, и особенно страшные и пагубные глупости мы делаем именно тогда, когда уверены в своей правоте. Мы просто не замечаем боли, которую причиняем другим, не задумываемся о последствиях – прямых или косвенных – наших слов и поступков. О том, что наши слова могут кого-то убить или подвигнуть на тяжкий грех. О том, что система оправданий, которую мы выстроили, прикрывает явное зло.

Честность, способность видеть окружающую реальность так, как она есть, а не так, как нам комфортнее – подвиг, на который мало кто способен. Любые шаги в этом направлении даются в огромным трудом. Люди (включая нас самих) выстраивают свое восприятие реальности так, чтобы выглядеть в своих очах праведными и выступающими за правое дело.

Если я сам склонен к самообману, к самораспропагандированию в пользу той стороны в конфликте, которую я избрал, не стоит ли мне с пониманием и солидарностью посмотреть на человека, который выкрикивает мне оскорбления и обвинения с той стороны? Ведь я могу посмотреть в него как в зеркало; он поистине брат мой, я вижу у него ту же наследственную, всем нам переданную от падшего Адама болезнь, что и у меня. Он ослеплен, как и я; он обезумел, как и я; он изолгался, как и я; он сбился с пути, как и я... Со стороны это зеркальное сходство непримиримых противников бросается в глаза, но от участников перепалки оно заслонено красной пеленой, висящей перед глазами: страхом поколебаться в своей правоте, малодушным опасением оттолкнуть аплодирующую аудиторию.

И великопостные молитвы постоянно ставят меня перед фактом: я бедный грешник, виновный и испорченный, ищущий милосердия Божия. Может быть, иногда, где-то, в чем-то я бываю прав. Но эта правота не камень, который я могу кинуть в ближнего; это крупица света, которой я могу поделиться с человеком, упавшим в ту же яму, что и я.

Другой грешник – это брат по несчастью. Его слепота, его озлобленность, его желание жить в придуманном, а не в реальном мире, вся его поврежденность взывает к моей солидарности, ведь и у меня ровно те же проблемы. Осуждая его, я закапываю себя. Великий пост – самое время для того, чтобы перестать это делать.

Сергей Худиев

17 марта 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
В. Духанин
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
Валерий Духанин
Некто пришел к духовному наставнику, чтобы передать тому, что сказал о нем друг его. «Подожди, – остановил его старец, – просей сначала всё, что ты собираешься сказать, через три сита». «Что же это за три сита?» – удивился ученик.
Осуждение Осуждение
Из наследия Оптинских старцев
Осуждение Осуждение
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.
Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения
Ангелина Леонова
Тьма памятозлобия хуже всякого иного греха: всякий грех совершается в короткое время и быстро прекращается… Памятозлобие же непрестанно хранит пламенеющую страсть. Одержимый сей страстью – встает или ложится, молится или совершает путь – непрестанно носит жало в сердце. Тот, кто поработил себя сей страсти, не может ни вкусить благодати Божией, ни удостоиться отпущения грехов.
Комментарии
Игорь29 марта 2014, 00:00
Дай нам Господи истинной истины. И Вас спаси Господи, Сергей. За высказывания и размышления. Мне это было полезно
Сергей25 марта 2014, 21:00
Спасибо
Вячеслав24 марта 2014, 20:00
Какова природа рождения осуждения ? Вот главный вопрос , почему мы это делаем ? Из гордости , чтобы казаться лучше других , все плохие, а мы хорошие или даже лучше всех ! А надо наоборот, я хуже всех , все спасутся, а я нет !
Валентина Б.22 марта 2014, 20:00
Очень сложно избавиться от этого страшного греха осуждения, мысленно всегда волей-неволей анализирую поступки других людей и если они не соответствуют моему пониманию, то осуждаю. Помоги мне Господи избавиться от этого тяжкого греха.
Фотина20 марта 2014, 14:00
Невозможно не осуждать,вот я стою в очереди на исповедь,очередь большая, потом слушаю службу,потом стою к причастию,а она вот она впереди и снег на шапке еще не растаял,а можно бы смирить себя и платочек надеть...Да как же научиться не пускать эти мысли в голову...
К19 марта 2014, 22:00
"не бо блудницу покаявшуюся отгнал еси" -вроде так? То есть, блудила - значит блудница, Убивал, грабил - разбойник, убийца Гнал христиан - гонитель, При изменении образа жизни - покаявшийся, но все же разбойник (и т.д,) Это Вам и Евангелие и святые первой величины. Возможно авва Дорофей говорил это в качестве совета слушавшим, как шаг в борьбе с осуждением. В том роде что " отвыкайте постепенно, сначала как бы отделите грехи от человека, осуждая грех не осуждайте самого человека, так научитесь не осуждать других." Это мой домысел, но думаю не ошибусь, так как стандартный совет в борьбе с осуждением. Мне кажется, осуждение опасно немного другим, в частности нарушением заповеди "не судите, да не судимы будете... и какой мерой мерите такой и вам отмерят..." . То есть, беря на себя смелость строго судить другого - бойся, что с той же строгостью (с твоей строгостью!) спросит с тебя Господь. "Твоими устами буду судить тебя!" Страшно попасть под такой суд... Посему, если уж решились судить кого (упаси Бог!), то давайте судить с милосердием, "понять и простить", ибо если нет- рискуем сами подпасть под суд справедливый, под суд без милосердия. Храни Господь, прошу простить!
Алексей Анатольевич Марчук18 марта 2014, 08:00
Мне кажется что уж если пытаться не осуждать то надо и не осуждать осуждающих. В одном из мест Евангелия упоминается о слугах предлагавших "вырвать плевелы". Но "хозяин поля" не отругал их за рвение, а лишь приказал подождать до окончания времени созревания.
Елена17 марта 2014, 19:00
Спасибо. Ещё одна проблема - у меня - осуждать сильно осуждающих...помогай нам всем Господь в нелёгком деле неосуждения...
ТаняСем17 марта 2014, 16:00
Прости меня,Господи,грешную за осуждение ежесекундное и в мыслях,и в разговорах,и нет просвета в этих грехах мне грешной,,,Очень часто явная несправедливость и неправота так "режет воздух",что не удержишься и осудишь,а то и с возмущением еще в сердце и как удержаться от этого,и вовремя одернуть себя нерадивую одному Богу известно!Усмири меня,Господи!!!
Елена М17 марта 2014, 13:00
СПАСИБО!
Ксения Мерещенкова17 марта 2014, 12:00
Всегда в мыслях осуждаю, ежесекундно, всех и вся, помоги Господи исправиться.
Екатерина17 марта 2014, 11:00
Спаси Господи! Очень много правильных мыслей.
Поликс Групп17 марта 2014, 10:00
Помоги Господи избавится от этого страшного греха. Что на минута так осуждение. Прости Господи меня грешную.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке