|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Интернет-журнал / Культура
вКонтакте
FaceBook
LiveJournal
Twitter
YouTube
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос: В музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Крест — хранитель всея вселенныя», посвященная главному символу христианства — Кресту. Выставка охватывает историю креста в России с X по XX века, на ней представлено около трехсот разнообразных памятников русского искусства из музейных и частных собраний, многие из которых демонстрируются впервые. Отвечает Василий Омелин:
Выставка охватывает историю креста в России с X по XX века, на ней представлено около трехсот разнообразных памятников русского искусства из музейных и частных собраний, многие из которых демонстрируются впервые.
В Древней Руси неотъемлемым атрибутом каждого христианина был нательный крест. В первые века после принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». В разных областях существовали свои характерные особенности изготовления тельников. Так, образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами, получивших распространение в новгородских и северных землях, вероятнее всего послужил знаменитый Людогощенский крест 1359 года. Наиболее древние нательные кресты X-XII веков, найденные при раскопках в Киеве, Херсонесе и других древнерусских городах, имели простую равноконечную форму. В XIX веке этот тип крестов получил название «корсунского». Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.
В синодальный период истории Русской Православной Церкви были учреждены наградные кресты священнослужителей. Так, в 1797 году появился утвержденный указом Павла I особенный наперсный наградной крест, а в 1820 — кабинетные кресты, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные бриллиантами или драгоценными камнями и дополненные государственной символикой. Среди наград для духовенства выделяются кресты, выпущенные в память о крупнейших событиях российской истории: Крымской войне 1853-1856 годов, Отечественной войне 1812 года, трехсотлетии Дома Романовых. Существенную часть экспозиции составляют кресты, использовавшиеся в литургической практике. Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в храме на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В старинные воздвизальные кресты иногда вкладывались частицы Крестного Дерева Христова, обретенного царицей Еленой в IV веке. Среди экспонируемых напрестольных крестов особый интерес представляет редкий подписной крест 1624 года, отличающийся тонкостью изысканного узора и гармоничной пластикой литых накладных фигур, а также крест рубежа XV-XVI веков, выполненный в лучших традициях русского ювелирного искусства.
Православной Церковью установлено несколько праздников, посвященных Кресту, что нашло отражение в восточнохристианской иконографии. Ряд икон разного времени, экспонируемых на выставке, дает представление об этих праздниках. XVII век — это эпоха появления в России множества чудотворных святынь и особенно крестов. При царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне впервые стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около трехсот святынь, был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия на иконах XVII века с коленопреклоненным царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном. Древние подвижники, приходя в пустынное место, непременно воздвигали крест на месте будущей обители. С монашеским подвигом связано и ношение вериг. Изначально так назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники. Первые христианские вериги связаны с именем Апостола Петра, выведенного из темницы ангелом. На выставке демонстрируются вериги XVIII века с частицами мощей.
Паломнические кресты, привезенные со Святой земли, также весьма разнообразны: среди них так называемые «семидревные» кресты, кресты на спиле оливы из Гефсиманского сада и вырезанные на гальке из реки Иордан изображения равноапостольных Константина и Елены у Креста. Представленное на выставке собрание крестов поражает своим разнообразием. Экспозиция дает возможность проследить историю изготовления крестов в России на протяжении многих столетий, а высочайший художественный уровень демонстрируемых памятников свидетельствует о том, что Крест помимо своего духовного значения всегда содержал эстетический компонент, являясь самостоятельным произведением искусства. Выставка будет работать до 28 сентября 2005 года по адресу: Андроньевская площадь, дом 10, Спасо-Андроников монастырь, Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. При подготовке материала был использован каталог выставки "Крест — хранитель всея вселенныя..." 18 / 08 / 2005 Смотри также:
Поиск по ответам на вопросыЗа 10 лет работы рубрики «Вопросы священнику» мы накопили несколько тысяч ответов на интересующие Вас вопросы. Перед тем, как задать свой вопрос, посмотрите, не был ли он уже разобран на сайте.
|
Также в этом разделе:
Просвет История с Содомом: минимум кары и безграничность любви Православная школа: образование плюс воспитание О неплодной смоковнице. Рассказы Я ждала смерть в белой рубашке Ключи от семейного счастья. Часть 2 Грех малым не бывает Ключи от семейного счастья. Часть 1 Две кражи Превращение человека в зверя Молодежные субкультуры в России: взгляд историка Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
|
© 1999–2011 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |