Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-журнал
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 
Вопрос:

Как, например, православному человеку следует вести себя в дороге? Собственно, точно так же, как и при любых других обстоятельствах. Потому что, как говорили святые отцы, православный человек всегда в пути, — он странник в этом мире. И у него одна дорога — и в переносном, и в прямом смысле — это дорога к спасению души.



Отвечает Юрий Рябинин:

Дальняя дорога в России всегда считалась испытанием. Пережить дорогу — это было понятием с тем же смыслом, что и пережить какую-либо трудность, напасть.

Собираясь куда-то в дальний путь, в старину люди непременно рассказывали о своем намерении духовнику. И уже получив от него благословение и разные наставления, и зная, что теперь батюшка будет за них молиться, они с легким сердцем отправлялись в путешествие. Сейчас же редко даже у кого из крещеных имеется духовник. И многие люди, которые хотели бы соблюдать правила православного вероучения в быту, часто не знают ни самих этих правил, ни порядка их исполнения.

Как, например, православному человеку следует вести себя в дороге? Собственно, точно так же, как и при любых других обстоятельствах. Потому что, как говорили святые отцы, православный человек всегда в пути, — он странник в этом мире. И у него одна дорога — и в переносном, и в прямом смысле — это дорога к спасению души.

Но если этот человек все-таки отправился куда-то в дальнее путешествие, ему хорошо бы иметь при себе образ Николая Чудотворца. Потому что этот святой традиционно считается покровителем всех плавающих и путешествующих. В самом пути отнюдь не обязательно быть замкнутым, отрешенным от мира, и всю дорогу сидеть уткнувшись в молитвослов и перебирать четки. Такой человек скорее вызовет недоумение у окружающих и, пожалуй, своей показной «праведностью» еще и стеснит людей. Никакой, даже самый строгий монашеский устав, не запрещает православному человеку беседовать в дороге с соседями. Известно ведь, — с хорошим попутчиком дорога вдвое короче. Важно только, чтобы это не было суесловием, этаким переливанием из пустого в порожнее. Вот как учит общаться святой Варсонофий: «Если начав беседу, спохватишься, что она грешна, пресеки ее, — помолчав немного, скажи: «Забыл, о чем я начал речь», и переведи ее на другое — безгрешное». Еще одна нежелательная для православного человека крайность — это соблазн начать «проповедовать», то есть навязывать собеседникам свое исповедание веры, свои духовные ценности. В этом случае опять же можно поставить попутчиков в неловкое положение.

Само собою путешественнику нужно знать подходящие к данному случаю молитвы. И несколько раз во время пути, хотя бы мысленно, про себя, прочитать их. Обычно чтение молитв, а следовательно и упование на помощь того, к кому они обращены, придает человеку уверенности в себе и умеряет трудности путешествия. В любом православном молитвослове есть молитва «О путешествующих». Она довольно длинная. И неофиту на первых порах учить ее наизусть будет, может быть, слишком трудоемким занятием. Но вообще молитву можно читать любую. Хотя бы самую короткую — «Господи, помилуй». Очень полезно знать поистине универсальную молитву, обращенную к какому-либо святому. Она хороша тем, что, меняя по своему усмотрению имя святого, верующий человек может применять эту молитву практически во всех случаях жизни. Например, в дороге, в путешествии, она звучать будет так: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Николай, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В других случаях нужно лишь заменять имя, в соответствии с тем, чему тот или иной святой покровительствует. Так военные с этой же самой молитвой могут обращаться к св. Георгию, охотники к св. Трифону, животноводы с свв. Флору и Лавру, болящие к св. Пантелеимону, не в меру пьющие или скорее их сродники к св. Вонифатию и т.д.

Считается, что во время странствия для человека перестают действовать правила поста. Но это верно лишь отчасти. Если пост воспринимать только как диету, то действительно в дороге в постные дни дозволяется вкушать и скоромное. Но, как сказал св. Василий Великий, больше всех бесчестит пост тот, кто принимает его единственно как ограничение в пище. Как учит Церковь, пост это, прежде всего, воспитание духовно-нравственных стремлений. И во время поста считается гораздо меньшим грехом оскоромиться, нежели как-то досадить ближнему или хотя бы подумать о чем-то непристойном. Но это, конечно, не значит, что дозволенное отступление от поста можно превращать в разудалой загул. Больше того, православный человек, имеющий право во время пути отступить от постного меню, восполнит это послабление еще большим своим духовным смирением: он будет более сдержанным, сосредоточенным, внимательным, вежливым, предупредительным с окружающими. В дороге все эти качества особенно важны.

09 / 09 / 2005




Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
Не помолившись Богу, не езди в дорогуКак, например, православному человеку следует вести себя в дороге? Собственно, точно так же, как и при любых других обстоятельствах. Потому что, как говорили святые отцы, православный человек всегда в пути, — он странник в этом мире. И у него одна дорога — и в переносном, и в прямом смысле — это дорога к спасению души.

Поиск по ответам на вопросы

За 10 лет работы рубрики «Вопросы священнику» мы накопили несколько тысяч ответов на интересующие Вас вопросы. Перед тем, как задать свой вопрос, посмотрите, не был ли он уже разобран на сайте.

Google




 версия для печати

Также в этом разделе:

Просвет

История с Содомом: минимум кары и безграничность любви

Православная школа: образование плюс воспитание

О неплодной смоковнице.
Рассказы


Я ждала смерть в белой рубашке

Ключи от семейного счастья.
Часть 2


Грех малым не бывает

Ключи от семейного счастья. Часть 1

Две кражи

Превращение человека в зверя

Молодежные субкультуры в России: взгляд историка

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи

Трансляция в формате RSS 2.0