Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-журнал
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 
Вопрос:

В Сретенской духовной семинарии прошла встреча с руководителем православной молодежной организации «Общее дело» Константином Поваровым. Знание особенностей молодежного служения для будущих пастырей трудно переоценить. Как вести миссию среди нецерковной молодежи, как не потерять тех, кто уже находится в ограде церковной? Каждый из этих вопросов подразделяется на множество мелких, и, чтобы найти на них верные ответы, нужно, в первую очередь, четко ориентироваться в сегодняшней молодежной среде.



Отвечает Василий Писаревский:

Константин Поваров читает лекцию студентам Сретенской Духовной Семинарии.
Константин Поваров читает лекцию студентам Сретенской Духовной Семинарии.
Православные молодежные организации в нашей стране стали вести работу с начала 90-х годов, напомнил Константин Поваров. Мощный импульс ей был придан в новом столетии, когда Синодальный отдел по работе с молодежью Московской Патриархии, возглавляемый архиепископом Костромским и Галичским Александром, провел ряд съездов православной молодежи.

Первый такой съезд состоялся в 2001 году в Крыму, а затем в Москве прошел Всецерковный съезд православной молодежи. В последующие годы встречи православной молодежи организовывались по различным епархиям. В них принимали участие различные общественные организации, представители Русской Православной Церкви и государственных структур. К слову, совсем недавно прошел съезд православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья.

Всем памятно высказывание экс-министра образования Владимира Филиппова о том, что воспитание молодежи — это наше общее дело. Задача Церкви, общества и государства состоит в том, чтобы не упустить молодежь, чтобы она стала обретенным поколением. Кстати, Русской Православной Церковью совместно с Правительством Москвы была учреждена специальная премия, которая так и называется — «Обретенное поколение».

К примеру, в этом году ею были награждены духовные школы — Московская и Санкт-Петербургская духовные Академии, Костромская духовная семинария; крупнейшие вузы — Российский государственный социальный университет, Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского. Премией «Обретенное поколение» отмечены также заслуги Тверской и Челябинской епархий, Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Также получивший эту почетную награду Санкт-Петербургский велоклуб «Самокат» организовал минувшим летом, совместно с Синодальным отделом по делам молодежи, велопробег, посвященный 625-летию победы на Куликовом поле. Это была серьезная миссионерская акция, которая не только сочетала в себе спортивную часть, но и давала участникам возможность почувствовать свою приобщенность к победе русского оружия.

 
Братство православных следопытов, немыслимое при Советах…

Константин Поваров с ведущим встречи, студентом Сретенской духовной семинарии Иваном Пиковским
Константин Поваров с ведущим встречи, студентом Сретенской духовной семинарии Иваном Пиковским
Какие же на сегодняшний день действуют православные молодежные организации? Отметим наиболее значимые.

В рамках Синодального отдела по работе с молодежью существуют Братство православных следопытов и Всероссийское православное молодежное движение. Если первое занимается детьми, то основной приоритет второго, как видно из его названия, — молодежь.

Братство православных следопытов, действующее по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, использует в работе с детьми скаутский метод. Принципиальные особенности скаутского движения — это, во-первых, принятие его участниками и реализация в жизни учения Православной Церкви и, во-вторых, отсутствие идеологизированной политической подоплеки (бывшая во времена Советов пионерская организация, конечно же, таких особенностей не имела и иметь не могла!). Нынешней осенью Братству исполняется 15 лет. За эти годы было проведено более 120 лагерей в различных регионах России и странах СНГ, в которых приняли участие свыше трех тысяч детей и подростков.

Самый знаменитый среди этих лагерей — прошедший уже в четвертый раз «Феодоровский городок» в Подмосковье. Здесь встречаются не только дети, но и православные педагоги, лидеры скаутского движения. Параллельно с детской программой проходят занятия для патрульных, руководителей отрядов и отделений Братства в регионах. Два раза в год — в июле (после праздника св. ап. Петра и Павла) и в феврале (приурочено к празднику Сретения — Дню православной молодежи) в «Феодоровском городке» проводятся молодежные смены. Таким образом, у лагеря несколько целей — подготовка организаторов молодежного служения в регионах, общение православных молодых людей и православное просвещение (встречи с известными богословами, музыкантами, общественными деятелями).

Свои традиции складываются и у Всероссийского православного молодежного движения. Так, в его рамках развивается программа «Отчий край», паломнические, исследовательские, краеведческие поездки. Участники программы — студенты ведущих вузов Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ и др.), которые стремятся познакомиться с искусством и культурными памятниками России, имеющими в своей основе православную веру. В итоге — уже организованы 52 экскурсионные поездки по Подмосковью и Центру России, устроены минувшим летом экспедиция «Сокровища Русского Севера», а также серия прогулок по Москве для учащихся из других городов страны.

 
От «Реставроса» до «Звезды Вифлеема»

Интересные проекты по работе с молодежью — просветительские, социально-психологические, культурно-благотворительные — представляет Патриарший центр развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, который возглавляет игумен Иоасаф (Полуянов). Организованный в 1999 году на базе катехизаторской службы монастыря, Центр в прошлом году получил статус Патриаршего. Активно работает здесь Школа молодежного служения, где юноши и девушки в вечернее время могут проходить подготовку по церковной просветительской и социальной деятельности.

В рамках Центра действует молодежный проект «Реставрос» по оказанию бескорыстной помощи храмам и монастырям в восстановлении святынь. Символично его название: в переводе с греческого «ставрос» означает «крест», с приставкой «ре» получается «восстановление креста». Основные цели проекта — реставрация не только храмов, но и самих душ молодых людей, возвращение к традициям духовного общения, в том числе между уже воцерковлёнными людьми и теми, кто лишь на пути к вере, возрождение православной общины.

В военно-спортивном клубе «Стратилат» дети имеют возможность изучить не только рукопашный бой, но и русскую воинскую культуру в целом, осознать неразрывную связь с нашими святыми воинами — Александром Невским, Димитрием Донским, Феодором Ушаковым. В программу клуба входят занятия по рукопашному бою, марш-броски, форсирование рек, организация оборонно-спортивного лагеря, прыжки с парашютом. Таким образом, речь идет о содействии патриотическому, духовно-нравственному и физическому становлению личности молодого человека через русскую воинскую культуру.

«Звезда Вифлеема» — детский православный лагерь, работающий во время школьных каникул. Как записано в его уставе, «мы собираемся здесь, чтобы наполнить свою жизнь встречами и мечтами, делами и думами, весельем и тишиной, творческими озарениями и радостью открытий…» В программе лагеря — творческие мастерские, спортивные и военные игры, турпоходы с ночевкой, катания на лошадях, обсуждения многих волнующих подростков вопросов.

В каждой смене участники лагеря могут приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. Ведь «Звезда Вифлеема» — это путеводная звезда, способствующая воцерковлению детей. Между тем, как отметил докладчик, по опыту организации православных лагерей, известно, что только треть ребят являются воцерковленными. Многих родители отдают в православные лагеря, потому что в светских находиться ребенку просто не безопасно. Достаточно вспомнить попавшую в прессу историю с ночным морским купанием, да еще когда море было неспокойно — понятно, чем могло это закончиться для ребят. Кроме того, в обычных лагерях дети учатся сквернословить, пить, курить, не говоря уже о более серьезных грехах. Поэтому даже невоцерковленные родители после возвращения своего чада из православного лагеря видят изменения в его поведении в лучшую сторону и воспринимают это как чудо.

Один из последних проектов Центра — создание Интернет-сайта «Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II — детям». Его цель — ознакомить юных христиан с патриаршим служением. По словам создателей сайта, при его разработке «вышивали, лепили, вырезали из дерева, рисовали», словом, делали все, чтобы сайт пришелся детям по душе.

Отдельно следует сказать о медико-просветительском центре «Жизнь» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Он избрал своей миссией противодействие убийству нерожденных детей, а также информирование населения по вопросам, связанным с семьей, браком и современными аспектами биомедицинской этики. Лекторы центра выезжают в школы, вузы, медицинские учреждения. Естественно, молодежи легче воспринимать таких же, как они, юношей и девушек, но несущих православный взгляд на вопросы семейной жизни.

 
«Общее дело» — не общие слова, а конкретные проекты

В завершение обзора современного православного молодежного служения Константин Поваров представил вниманию семинаристов деятельность возглавляемой им организации «Общее дело».

Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» была создана в мае 2002 года выпускниками богословских вузов столицы. Формирование духовно-нравственных устоев, патриотизма личности и безопасной жизнедеятельности — такую задачу ставят еженедельно работающие в ее рамках семейный клуб “Воскресение”, военно-патриотический клуб “Ратная застава” и молодежный клуб “Вожатый”.

«Общее дело» — это отнюдь не общие слова, а конкретные, наполненные живым содержанием проекты. Например, организация ежегодного Международного молодежного сбора в Крыму, международных лагерей во Франции, которые прошли по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Этой организации принадлежит инициатива проведения Международных дней молодежи в Дивеево в 2003 году — в связи с празднованием 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Докладчик особо выделил роль православного лагеря в формировании православно-ориентированной личности ребенка: «Мы имеем там возможность не только учить его основам веры, но направлять его поступки в обычной, ежедневной жизни». Утреннюю молитву и богослужения дети посещают только по желанию. Но понятно, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. И, как правило, ребята в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма — дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание, неуважение к православной традиции нарушителей отправляют домой…

«Общее дело» проводит несколько лагерей — «Ратная застава», «Святого Георгия град» на мысе Фиолент в Крыму, зимний лагерь «Рождественская сказка» в Серпухове. Как показывает жизнь, сами ребята чаще всего выбирают военно-патриотический лагерь «Ратная застава». И вот почему.

Здесь всего за четыре дня занятий и один день соревнований они получают навыки по альпинизму, начальной военной подготовке, рукопашному бою, верховой езде. «Чему можно научиться за пять дней?»- возразит кто-то и будет неправ. Даже младшеклассники, не говоря уже о старшеклассниках, побывав в «Ратной заставе», умеют, например, вязать основные узлы, используемые высотниками, провести сборку и разборку автомата Калашникова, освоили основное альпинистское снаряжение и познакомились с армейскими командами в строю, узнали и опробовали простейшие движения и удары рукопашного боя. А разве забудут ребята выезд в мемориальный комплекс Протвино “Рубеж славы” и встречи с ветеранами — участниками боев в Подмосковье!

В завершение встречи в Сретенской духовной семинарии будущими пастырями был задан докладчику вопрос — как организовать молодежное служение на приходе? Константин Поваров ответил, что для этого необходимы три условия. Во-первых, благословение Божие через благословение священноначалия; во-вторых, сплоченная команда людей, профессионально владеющих своим делом (от рукопашного боя до организации интернет-издания); наконец, в-третьих, финансирование проекта.

Конечно, последний вопрос в столице решается несколько проще, чем в «глубинке», поскольку существует возможность привлечь финансирование из профильных комитетов Правительства Москвы. Но и на местах можно найти благотворителей для этих целей.

 

25 / 10 / 2005



Смотри также:

     
    Код для блогов / сайтов
    Посмотреть анонс
    Разместить анонс
    Добавить ссылку
    Печать
    Версия для печати
    RSS
    RSS-потоки портала Православие.Ru
    Чтобы молодежь стала обретенным поколением…В Сретенской духовной семинарии прошла встреча с руководителем православной молодежной организации «Общее дело» Константином Поваровым. Знание особенностей молодежного служения для будущих пастырей трудно переоценить. Как вести миссию среди нецерковной молодежи, как не потерять тех, кто уже находится в ограде церковной? Каждый из этих вопросов подразделяется на множество мелких, и, чтобы найти на них верные ответы, нужно, в первую очередь, четко ориентироваться в сегодняшней молодежной среде.

    Поиск по ответам на вопросы

    За 10 лет работы рубрики «Вопросы священнику» мы накопили несколько тысяч ответов на интересующие Вас вопросы. Перед тем, как задать свой вопрос, посмотрите, не был ли он уже разобран на сайте.

    Google




     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Просвет

    История с Содомом: минимум кары и безграничность любви

    Православная школа: образование плюс воспитание

    О неплодной смоковнице.
    Рассказы


    Я ждала смерть в белой рубашке

    Ключи от семейного счастья.
    Часть 2


    Грех малым не бывает

    Ключи от семейного счастья. Часть 1

    Две кражи

    Превращение человека в зверя

    Молодежные субкультуры в России: взгляд историка

    Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи

    Трансляция в формате RSS 2.0