Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-журнал
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 
Вопрос:

20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru начинает публикацию серии работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука.



Отвечает Валентин Никитин:

Писатель Петр Паламарчук (20.XII.1955 - 14.II.1998)
Писатель Петр Паламарчук (20.XII.1955 - 14.II.1998)
13 февраля 1998 года в Боткинской больнице умер Петр Паламарчук — замечательный писатель и выдающийся историк, правовед и литературовед, автор более двадцати книг, олицетворяющий для своих читателей честь и славу современной литературы. Умер молодым, в зените славы, удостоенный сразу трех премий (в 1997 году), но отнюдь не почивая на лаврах, а работая до последнего вздоха. Превозмогая самую болезнь и немощи плоти, духом он, по слову апостола, оставался силен; безропотно, подобно Иову, переносил все страдания. Незадолго до безвременной кончины принял таинство елеосвящения (соборования) и приобщился Святых Таин Христовых — ушел в иной мир, как подобает православному христианину.

Он был человеком и писателем милостью Божией, с ярким талантом и несравненно цельной натурой. Парадокс его личности состоял в том, что именно эта цельность выходила за контуры привычного. Но при всех «тектонических сдвигах» этой могучей натуры, он оставался любящим сыном, мужем и отцом, а главное -уверенно следовал своему творческому призванию.

Как чуток и предупредителен был он к друзьям, как любил отвести душу в доверительном разговоре за дружеским застольем! Поистине, он был прекрасен во всех своих ипостасях!..

Удивительно щедрый собеседник, он был легко доступен для первоначального знакомства и общения; лишь умение «разгадывать» человека с первого взгляда и глубокая проницательность ограждали его от нежелательных «друзей».

Надо сказать особо о редком умении П. дарить свои книги друзьям, украшая их автографом с удивительно простой и в то же время глубокомысленной надписью — обыкновенно пожеланием, иногда — изречением.

Одну из последних своих книг, уже предчувствуя близкую кончину, он надписал бесконечно мне дорогими, трогательными и обязывающими словами: «Истинному другу в сей жизни и в будущей. П. 17 августа 1997.» Другая книга — «Наследник Российского престола» была надписана: «Другу в писательстве и жизни, с надеждой дожить до востановления нашего Престола. П. 10.9.1997».

От природы обладая богатырской статью, П. за последние 2 года дважды опроверг прогнозы эскулапов; и в этот раз хотелось до последнего дня верить,что никакой плетью «обуха не перешибить». Но болезнь была слишком тяжела — мера мучительных страданий неизбежно должна была превзойти меру долготерпения. Господь не попустил совершиться этому, — урочный час пробил, раб Божий Петр призван в Небесные обители.

Светлые воспоминания о нем останутся со всеми, кто его знал. Мы верим вместе с родными, что он оставил нам всем беспредельность ожидания. Он очень любил слово «чаю» в Символе веры: «Чаю воскресения мертых и жизни будущего века…». Вероятно, это слово нравилось слуху любителя и знатока отеческой старины какой-то «старообрядческой» огласовкой. Я слышал — и не раз — его тонкие мысли о разнице между привычным «смертию смерть поправ» и староверческим «смертью на смерть наступив»; да, он обладал еще и этим редким даром — богомыслия и богословия. Глубина его веры была выстрадана трудом и молитвой, искусом сомнений и подвигом обретений. Теперь мы знаем — она была выстрадана и безропотным мученичеством тяжкой болезни, крест которой он пронес так достойно, что лучше бы не умирал. Но здесь уместнее сказать: не умер, а преставился ко Господу, почил в Боге, уснул (успел) сном праведника…

Последние месяцы его земной жизни были скрашены тем, что он вновь и вновь убеждался — как много близких людей его любят. Господь даровал ему это утешение, посетив Своею милостью, в горниле которой просияла прекрасная душа, сама ставшая источником благодатных утешений.

Таким людям страшно не умирать, — страшно расставаться с близкими, не завершив задуманного. Творческие замыслы писателя, при колоссальной его работоспособности (продолжал работать и дышать полной грудью, как бы не замечая болезни) были столь обширны, а он так молод! Остается лишь догадываться, каких шедевров не досчиталась русская литература. Столь ранняя кончина писателя, безусловно, свидетельствует о неизбежной духовной эволюции в ином мире.

Автору этих строк Петр говорил о подготовленной им книге «Радуйся, Невеста Неневестная!» (сб. акафистов и историй икон Божией Матери, почитаемых на Москве). Книга была заказана издательством «Паломник», — и наш долг постараться, чтобы она увидела свет до истечения сорокоуста.

Прими же, Господи, дух его с миром и упокой со святыми в надежде общего воскресения и жизни вечной.

Ложится черный креп На силуэт лица…
Но говорят: тот свет.
Не говорят: та тьма. Мы чуем легкий тлен,
Беду не превозмочь.
Но всходит яркий день
Для уходящих в ночь.

Свои первые литературные произведения Петр Паламарчук стал печатать под псевдонимами В.Денисов и В.Носов за рубежом — в журналах «Вестник Русского христианского движения», «Вече», «Континент», «Посев», «Русское Возрождение», в газетах «Русская мысль», «Наша страна, «Единение». Одновременно в России выступал в качестве публикатора и комментатора Державина, Батюшкова, Гоголя. Дебютировал в Москве повестью «Един Державин» (1982), редкие достоинства которой были сразу же замечены весьма взыскательной в то время литературной критикой, присудившей автору премию за лучшую первую книгу молодого писателя.

С самого начала творческого пути ясно выраженной «харизмой» Паламарчука была любовь к отечественной истории, к святыням восточнославянского культурного наследия. Прошлое и настоящее трех составных частей Руси — Великой, Малой и Белой — перекрещиваются в нескольких его книгах: «Чисто поле» (1987), «Ивановская горка» (1989), «Козацкие могилы» (1990), «Векопись Софийского собора» (1991).Особняком стоит серьезное историко-литературоведческое исследование — книга «Александр Солженицын: путеводитель» (1991), тираж которой в разных изданиях превзошел миллион экземпляров.

Доскональность и любовная тщательность, с какой Паламарчук строит все эти произведения, заставляет вспомнить слова В.В.Розанова о Толстом: «всюду мера, число, отвес». В книге «Москва или Третий Рим?» (1991) поставлен важнейший вопрос отечественной истории — самобытны ли наши духовность и государственность или они продолжают традиции язычества и иудаизма? Паламарчук отвечает с позиций просвещенного патриотизма, не замалчивая тех или иных острых и дискуссионных проблем. Поразительна широта тематического охвата его произведений:от жизнеописаний русских святых, сказаний о чудотворных иконах и основании монастырей до очерков о восшествии на престал Анны Иоанновны; от рассказа о первой российской поэтессе (императрица Елизавета) и писателях прошлого века до корифеев века XX — А. Ремизова, В. Набокова, Солженицына. С последним Паламарчука роднит не только стремление к решению «вечных вопросов», но и пытливая тяга исторического правдоискательства. «В былые времена историческую память, — пишет П. — сохраняли у нас монахи-летописцы, столбовые дворяне-историографы и народные былины. Нынче все сословия перемешаны, но осталась все та же, идущая из прошлого в будущее, столбовая дорога отечественной истории, на которой все мы по-прежнему путники»…

Сегодня у нас есть все основания утверждать: большая часть литературного наследия Паламарчука — беспрецедентная попытка создать средствами художественного слова некий универсальный компендиум, всеобъемлющий путеводитель по отечественной истории. В этой попытке блистательно соединились объективность летописца, ученость историографа и талант сказителя. Паламарчук прекрасно знал легенды и поверья, былины и были родной старины и страны, — от повестований Нестора-летописца и сказаний о граде Китеже и озере Светлояре до секретных циркуляров КГБ.

Удачное обретение нового жанра, сочетающего беллетристику и отечественное летописание, нашло наиболее полное воплощение в «Хрониках Смутного времени» (1993). Эта книга имеет общий ретроспективный подзаголовок «От преддверия коммунизма до Крещения Руси». В нее вошла повесть «Новый московский летописец» — хроника переломной эпохи 1979-1988 годов и роман о чудесах Богоматери «Золотой оклад, или Живые души». Как видим, в самом названии чувствуется перекличка ( и полемика) с Гоголем — любимым писателем Паламарчука, с которым его связывала также и общность малороссийского происхождения (его родословная восходит к кошевым атаманам Запорожской Сечи, через деда по материнской линии маршала П.К.Кошевого, дважды героя Великой Отечественной войны).

Интерес к генеалогии подвигнул писателя на поездку в малороссийский город Кировоград (б. Елизаветград), где он был очень радушно принят епископом Кировоградским и Александрийским Василием (Васильцевым). Архиерей предоставил ему возможность сказать проповедь в местном храме. Проповедь эта (опубликованная в газете «Литературная Россия») — редкий образец сочетания художественного мастерства с традиционным искусством церковной гомилетики.

Роман «Нет. Да.» (1994) написан с использованием множества исторических источников, в том числе, рукописей и разных архивных документов. Главная фабула развивается в двух параллельных мирах; внимание читателя постоянно раздваивается, — до тех пор пока, наконец, эти параллельные прямые не сходятся по умыслу писателя в эпилоге — прологе к загробному миру. Метафизическая окраска придает роману повышенный интерес. Нарочитый схематизм (производный от маньеризма как стиля) позволяет автору искусно чередовать тезис и антитезис. Этот художественный прием, осмысленный и примененный вполне сознательно, восходит к прозе Дм. Мережковского; у Паламарчука он находит дальнейшее развитие и продолжение. Вообще, надо сказать, что он превосходно освоил формальные достижения разных словесных школ в русской литературе — от символистов и акмеистов, до конструктивистов, «серапионовых братьев», «обериутов» и т.д. Говоря о лексическом богатстве писателя, Вадим Кожинов в свое время точно и проницательно отметил: погружаясь в его прозу, «перестаешь замечать привкус экспериментальности, чувствуешь только дыхание стихии» — богатейшей стихии русского слова.

В романе «Наследник Российского престола» (1997) речь идет о поисках наследника трона, которые разворачиваются на тысячеверстных просторах бывшей Российской империи и ее разбегающихся галактик… по обителям бывшего Союза, столицам республик и укромным уголкам, «где ждут своего часа хранители священного царского преемства». Здесь писатель поднимается до больших и тревожных историософских обобщений и эсхатологических предчувствий.

Следует особо подчеркнуть бесценный вклад Паламарчука в духовное возрождение России, его непреходящие заслуги перед Русской Православной Церковью. Знаменитый четырехтомник «Сорок сороков» (полная иллюстрированная история всех московских храмов,- как дошедших до наших дней действующими или закрытыми, так и разрушенных после 1917 г. ) — творческий подвиг писателя, отдавшего ему 15 лет жизни. Тома разбиты по исторически сложившимся частям города, содержат более восьми с половиною сотен отдельных описаний и около трех тысяч старых и новых снимков (!), а также перечень источников по каждому храму, включая самиздатовские рукописи и «потусторонние» издания. Таким образом, здесь представлена панорама всей религиозной истории первопрестольного града. По сравнению с первым изданием, выпущенным в Париже в 1988—1990 гг. при содействии Солженицына, отечественный вариант полностью переработан, снабжен пятью тысячами дополнений и поправок(!) и доведен до конца 1990 г. Созданное в годы атеистического засилья, в условиях полуподполья, по частям (как подводная лодка «Наутилус»), это огромное документальное исследование было по частям же сдано на хранение в Издательский Отдел Московского Патриархата ( чему содействовал и автор этих строк). Впоследствии под псевдонимом Семен Звонарев вышло в Париже в изд. «YMCA-PRESS» (низкий поклон за это Н. А. Струве!). Как только позволили обстоятельства, в переработанном и дополненном виде, Паламарчук издал свое творение в Москве (1992-1996). И сегодня оно продолжает помогать открытию множества храмов.

Врученная в сентябре 1997 г. от имени Русской Православной Церкви Макариевская премия — знак неоспоримых заслуг писателя.

Здесь следует сказать и о его чрезвычайно важном содействии сближению Московской Патриархии с Русской Зарубежной Церковью; со многими деятелями обеих юрисдикции писателя связывала личная дружба. Его творчество знает и высоко ценит Святейший Патриарх Алексий II, с которым писатель имел честь встречаться и беседовать.

Имя Петра Паламарчука по достоинству вошло в «Лексикон русской литературы XX века» (Мюнхен, 1992; М., 1996) немецкого ученого Вольфганга Казака, где о нем сказано следующее: «Паламарчук принадлежит к писателям-патриотам, его творчество крепко связано с русской историей и Православием… Главной задачей Паламарчука всегда остается попытка понять современность, исходя из прошлого, воспринимать русскую историю не как 70 лет в XX веке, а как, по меньшей мере, десятивековой период развития нации».

Практически неизвестной остается сугубо ученая деятельность писателя. Между тем, он был крупным правоведом и историком. Окончив Институт международных отношений МИД (1978), некоторое время работал в Институте государства и права Академии наук. В 1982 защитил кандидатскую диссертацию об исторических правах России на Арктику, в 1988 г. создал монографию «Ядерный экспорт» (обе работы представляются сегодня весьма актуальными). Сослуживцы писателя высоко ценили его ученые познания и несравненную эрудицию, «обезоруживающую» собеседника. Его шутка или анекдот, рассказывать которые он был непревзойденный умелец, часто были приправлены иронией, но неизменно оставались добрыми по существу.

Но главным призванием, первой и последней любовью Паламарчука была, безусловно, изящная словесность.

Благодаря тому, что сам был первоклассным писателем, он оказался тонким и вдумчивым редактором, не посягавшим на индивидуальный стиль вверенных его попечению авторов. С 1990 по 1994 заведовал исторической редакцией издательства московских писателей «Столица», с 1995 был ведущим рубрики «Русское Зарубежье» в журнале «Родина». В последний период жизни активно сотрудничал с издательством «Паломник», много писал для детского православного журнала «Купель», часто печатался в газете «Православная Москва». Золотому перу Паламарчука принадлежит большая передовая статья к 850-летию Москвы в «Православном церковном календаре» на 1997 год (изд.Московской Патриархии, без подписи).

Первая панихида по рабу Божию Петру была совершена в Высоко-Петровском монастыре 14 февраля 1998 года игуменом Ионнном Экономцевым, председателем Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Отпевание почившего совершил 17 февраля в Сретенском монастыре игумен Тихон (Шевкунов), настоятель этой древней московской обители. Отец Тихон произнес исполненное подлинной духовной силы, удивительно проникновенное слово памяти писателя, с которым был дружен многие годы.

30 / 11 / 2005




Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
Светлой памяти Петра Паламарчука20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru начинает публикацию серии работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука.

Поиск по ответам на вопросы

За 10 лет работы рубрики «Вопросы священнику» мы накопили несколько тысяч ответов на интересующие Вас вопросы. Перед тем, как задать свой вопрос, посмотрите, не был ли он уже разобран на сайте.

Google




 версия для печати

Также в этом разделе:

Просвет

История с Содомом: минимум кары и безграничность любви

Православная школа: образование плюс воспитание

О неплодной смоковнице.
Рассказы


Я ждала смерть в белой рубашке

Ключи от семейного счастья.
Часть 2


Грех малым не бывает

Ключи от семейного счастья. Часть 1

Две кражи

Превращение человека в зверя

Молодежные субкультуры в России: взгляд историка

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи

Трансляция в формате RSS 2.0