Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-журнал
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

К 10-летию принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: экономический аспект. Часть 2

В целом базовые положения закона "О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон), касающиеся регулирования имущественного положения и хозяйственной деятельности религиозных организаций, реализованы в правовом поле современного законодательства. В таблице приведены сведения о том, как отдельные положения Закона реализованы в действующих на сегодняшний день правовых актах.

Вместе с тем можно наметить ряд моментов, нерешенность которых затрудняет деятельность религиозных организаций как хозяйствующих субъектов.

Во-первых, требует конкретизации понятие "основные формы деятельности» религиозных организаций (ст. 10). Полностью отсутствует в Законе упоминание о миссионерской деятельности. Это послужило основой неправильного понимания ситуации законодательными собраниями субъектов РФ: вместо того чтобы принимать законы субъектов РФ с учетом региональных особенностей, во многих субъектах со ссылками на закон № 125-ФЗ отменены ранее принятые законы о миссионерской деятельности.

Без разъяснений и с разночтениями употребляются в Законе понятия "культовая и иная религиозная деятельность» (ст. 13), "деятельность религиозного объединения» (ст. 14), "богослужения и другие религиозные обряды и церемонии» (п. 3 ст. 16).

Такое положение также приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом религиозных организаций.

Также требуют четкого формулирования понятия "имущество богослужебного назначения» (п. 4 ст. 21) и "имущество религиозного назначения» ( п. 2 ст. 22). До сих пор нет предусмотренного Законом перечня, утвержденного Правительством РФ.

Во-вторых, необходимо внести ясность с применением налоговых льгот, декларированных Законом. Нечеткость понятий, указанная в п. 1 и 2, на практике порождает вопросы, связанные с льготными режимами для религиозных организаций. Так, в НК РФ в целях установления для религиозных организаций льгот по налогообложению введены понятия:

– имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 главы "Налог на имущество» НК РФ);

– земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения(п. 4 ст. 395 главы "Земельный налог» НК РФ).

Термины "религиозная деятельность», "здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения» не определены ни в Законе, ни в НК РФ. Гражданское, трудовое, уголовное законодательство также не использует понятие "религиозная деятельность».

От ответа на вопрос, как определять назначение имущества религиозной организации, зависит, надо платить налог или нет с того конкретного имущества, которое имеется у конкретной религиозной организации.

В-третьих, Закон определяет объем специальной правоспособности религиозных организаций и имеет для них приоритетное значение перед общимзаконодательством. Именно в этом законе должны быть в сводном виде отражены те особенности и льготы, которые имеют религиозные организации по сравнению с другими юридическими лицами, в частности некоммерческими организациями: налоговые льготы, особенности трудового законодательства, особенности бухгалтерского учета и отчетности и др.

Решением этой проблемы могло бы стать перенесение в Закон ряда положений некоторых федеральных законов, некоторые понятия надо конкретизировать, другие добавить (например, налоговые льготы для юридических лиц, оказывающих благотворительную помощь религиозным организациям).

В-четвертых, требует отдельного решения вопрос об особенностях имущества религиозного назначения, которое, подобно музейным ценностям, не теряет свою стоимость со временем, а, наоборот, увеличивает. 

Таблица. Законодательные и нормативные акты,
регламентирующие экономическую сферу деятельности религиозных организаций
 

№ п/п

Анализируемый экономический показатель

Федеральный закон № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях»

Другие законодательные и нормативные акты, регламентирующие экономическую сферу деятельности РО

1.        

Состав имущества религиозного назначения

В собственности РО[1] могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры (п. 1 ст. 21).

 

 

 

 

РО обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное РО в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации (п. 2 ст. 21).

Недвижимое имущество религиозного назначения (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования);

движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей)

[Положение "О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (п. 1), утв. ПП РФ[2] от 30.06.2001 № 490].

 

См. Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы (не облагаемый НДС), утв. ПП РФ от 31.03.2001 № 251.

2.        

Передача РО имущества (в т.ч. земельных участков, лесов, а также земель сельскохозяйственного назначения)

Передача в собственность РО для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21).

Находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество религиозного назначения и движимое имущество религиозного назначения передается РО безвозмездно в собственность либо в пользование для использования его в функциональных целях

[Положение "О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (п. 1), утв. ПП РФ от 30.06.2001 № 490].

 

РО, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

РО, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями

[Земельный кодекс РФ (п. 1 ст. 36)].

 

Предоставление земельных участков РО для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений

[Земельный кодекс РФ (п. 3 ст. 30)].

 

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные РО на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться РО в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации

[Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.10.2002 № 101-ФЗ (п. 4 ст. 10)].

 

Леса могут использоваться РО для осуществления религиозной деятельности; на лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения

[Лесной кодекс РФ (ст. 47)].

3.        

 

Налоговые льготы:

 

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот (п. 3 ст. 4)

(объекты налогообложения, льготы не конкретизированы).

 

 

3.1.

– земельный налог

РО подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения

[Налоговый кодекс РФ (п. 4 ст. 395)].

 

Освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий[3] РО, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения

[Письмо Минфина России от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41].

 

Не признаются налогоплательщиками РО в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды

[Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 388)].

3.2.

– налог на имущество

 

РО освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности[4]

[Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 381)].

 

К имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности

[Письмо Минфина России от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41].

 

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования РО

[Налоговый кодекс РФ (ст. 372)].

3.3.

– налог на добавленную стоимость (НДС)

 

РО имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей

[Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 145)].

 

Освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

– ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ)

[Налоговый кодекс РФ (пп. 15 п. 2 ст. 149)];

–реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым ПП РФ) по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий

[Налоговый кодекс РФ (пп. 1 п. 3 ст. 149). ПП РФ от 31.03.2001 № 251].

3.4.

– налог на прибыль

 

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные:

– в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Налоговый кодекс РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251);

– в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Налоговый кодекс РФ (пп. 27 п. 14 ст. 251)

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

– имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования.

Налоговый кодекс РФ (пп. 2 п. 2 ст. 251);

– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Налоговый кодекс РФ (пп. 4 п. 2 ст. 251)

 

У некоммерческих организаций, к которым отнесены РО, <при отсутствии предпринимательской деятельности> не возникает обязательств по уплате налога

[Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 289)].

 


[1] Религиозные организации.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации. 

[3] На праве собственности или предоставленном ранее праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

[4] Подробнее о применяемом НК термине "религиозная деятельность» см.: Клыков С.Н. О налоговых льготах для религиозных организаций // Приход. Православный экономический вестник. 2006. № 7. С. 37.

 

Елена Соболевская
к.т.н., главный редактор журнала «Приход. Православный экономический вестник»

12 декабря 2007 года





Смотри также:

    Интернет-журнал
    Код для блогов / сайтов
    Посмотреть анонс
    Разместить анонс
    Добавить ссылку
    Печать
    Версия для печати
    RSS
    RSS-потоки портала Православие.Ru
    К 10-летию принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: экономический аспект. Часть 2Елена СоболевскаяК 10-летию принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: экономический аспект. Часть 2Можно наметить ряд моментов, нерешенность которых затрудняет деятельность религиозных организаций как хозяйствующих субъектов. Так, требуют более четкого формулирования понятия «имущество богослужебного назначения» и «имущество религиозного назначения». Требует отдельного решения и вопрос об особенностях имущества религиозного назначения, которое, подобно музейным ценностям, не теряет свою стоимость со временем, а, наоборот, увеличивает.

    Другие статьи автора

    Актуальные вопросы хозяйственной деятельности православных религиозных организаций
    Рассматривая практику хозяйственной деятельности православных приходов, следует отметить общую проблему – правовой статус религиозных организаций, которые отнесены к некоммерческим организациям. Без разъяснений и с разночтениями в правовых актах употребляются термины: «религиозная деятельность», «культовая и иная религиозная деятельность» и подобные, что приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом, налогообложением, учетом в религиозных организациях.
    К 10-летию принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: экономический аспект. Часть 1
    Анализируя прошедшие десять лет возрождения церковной жизни в условиях действия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», важно отметить, что закон закрепил базовые положения, позицию государства в отношении религиозных организаций, в том числе и как хозяйствующих субъектов. Конкретное же воплощение она получила в действующей системе законодательных и правовых актов.