Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
НОВОСТИ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Новости
 

90 процентов россиян подают милостыню

27 февраля 2007 г.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел опрос об отношении жителей России к просящим милостыню. Опрошено 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России.

Согласно данным опроса, сегодня в России люди, просящие милостыню, явление весьма распространенное. Только 16% опрошенных сказали, что за последние два-три года они не встречали людей, просящих милостыню в общественных местах, тогда как 82% встречали, причем 58% - часто (24% - редко). Конечно, чаще с нищенствующими сталкиваются городские жители (в мегаполисах и крупных городах в последние два-три года их видели 91-93% опрошенных), но и в сельской местности они не такая уж редкость (65%).

55% опрошенных склонны думать, что у большинства людей, просящих подаяние, есть и другие возможности выжить, прокормиться (иначе говоря, что большинство из них - нищие мнимые, "профессиональные"). 21% предполагают, что большинство просящих милостыню поступают так все же по нужде, от безысходности - иных возможностей для пропитания у них нет. 24% затрудняются однозначно выбрать одну из этих точек зрения.

Мнение респондентов о том, больше или меньше становится сегодня людей, просящих милостыню в общественных местах, неоднозначны. Но все же те, кто замечают определенные изменения в этом отношении там, где они живут, вдвое чаще говорят об увеличении, нежели о сокращении числа таких людей: 30% и 13% соответственно.

Несмотря на распространенное убеждение, что нищенство - это бизнес, а не способ выжить, россияне довольно часто сами подают милостыню (по понятным причинам, соответствующий вопрос задавался только тем, кто в последние два-три года просящих милостыню встречал). Только 12% опрошенных заявили, что не подают никогда, тогда как 69% утверждают, что подают (28% - часто, 41% - редко). Значимых различий в ответах в зависимости от возраста, образования и уровня дохода респондентов здесь не наблюдается; можно лишь сказать, что женщины подают чуть чаще мужчин (но и здесь различия минимальны).

Тех участников опроса, кто никогда не подает милостыню, спросили о причинах такой их установки (вопрос задавался в открытой форме). Часть из них говорили, что им самим не хватает на жизнь ("кто бы мне подал, нет лишних денег"; "самим не всегда хватает"; "самому впору идти с протянутой рукой" - 2% опрошенных), остальные приводили соображения иного рода: говорили либо о том, что просящие милостыню - это мнимые нищие, профессионалы, а не истинно нуждающиеся ("просят милостыню аферисты - это тот же бизнес"; "не верю в их искренность"; "за этими людьми стоит мафия" - 3%); либо о том, что эти люди могли бы сами зарабатывать себе на жизнь - только не хотят ("эти люди не хотят работать"; "пусть работают, можно ведь найти работу" - 3%).

Кроме того, участников опроса спросили (также в открытой форме), каким людям они подают или в принципе могли бы подать милостыню (вопрос задавался всем, включая и тех, кто, по их словам, этого не делает), а каким - не подают и никогда не подали бы.

Судя по полученным ответам, россияне склонны подавать тем, в чьей обездоленности и безысходности у них не возникает сомнений, - пенсионерам, старикам (33% по выборке), больным и инвалидам (21%), реже - детям (13%), совсем редко - женщинам с детьми (3%) и погорельцам, бездомным, беженцам (3%). Многие так и говорили, что подают нуждающимся, бедным, беспомощным ("бедному, несчастному, у него на лице написано"; "видно, кто нуждается"; "если видно, что людям плохо" - 11% ответов). Некоторые подают людям у храмов (5%), кто-то утверждает, что подают всем и всегда ("всем по возможностям"; "всем просящим"; "есть возможность - дам, я не обеднею" - 9%). Кроме того, часть опрошенных заявили, что готовы помочь любому - но только едой или вещами ("я хлеба дам любому, а денег не дам" - 1%).

Не подают участники опроса, судя по ответам на открытый вопрос, тем, кто, на их взгляд, может дурно распорядиться деньгами или мог бы заработать сам: алкоголикам, пьяным (34% по выборке), бомжам (6%), трудоспособным и здоровым (9%), молодым (7%), мужчинам (3%), людям определенной национальности - как правило, говорилось о цыганах (11%), но некоторые упоминали узбеков, таджиков и других мигрантов (3%), а также "профессиональным" нищим (4%).


27 / 02 / 2007







Также в этом разделе:

Лучшей детской книгой названы «Жития святых для детей», выпущенные издательством Сретенского монастыря

На храме, где в 1917 году было принято решение о восстановлении Патриаршества, установлен крест

В Афинах скончался митрополит Никодим (Валлиндрас)

Завершилось заседание Священного Синода Элладской Церкви

Четверть участников социальных сетей верят в розовых слоников и "святых" коров

Чудотворная икона Божией Матери «Балыкинская» и вериги святителя Тихона Задонского будут принесены в Москву

«Дни России в Латинской Америке» завершились Божественной литургией в Покровском соборе столицы Парагвая

Отпевание профессора МДА И.В. Воробьева прошло в Москве

Власти Татарстана передали Москве церковь Московских патриархов

Хор Сретенского монастыря удостоен звания «Почетный гость Асунсьона»

В Хорватии госпредприятиям запретили отмечать Рождество

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл призывает водителей быть внимательными и терпимыми друг к другу

Трансляция в формате RSS 2.0