јнтиохийска€

—в€щенномученик »гнатий Ѕогоносец

ќ жизни и де€тельности »гнати€ Ѕогоносца мы мало что можем сказать абсолютно точно. ѕо одним источникам он был грек, родом из јнтиохии, по другим же Ц сириец, на что указывает несовершенный греческий €зык его посланий.

—уществует предание о том, что »гнатий был именно тем мальчиком, которого √осподь »исус ’ристос вз€л к себе на руки и сказал: Ђ»стинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в ÷арство Ќебесноеї (ћф. 18,1-3). Ќесмотр€ на то, что далеко не все принимают это предание, большинство из авторов склон€ютс€ к тому, что »гнатий с детства пребывал в учении ’ристовом. “ак ≈всевий ѕамфил пишет, что будущий св€титель вместе со св€тым ѕоликарпом —мирнским (+ 167) и ѕапием »ерапольским (+ 130) был учеником св. апостола »оанна Ѕогослова (+ нач. II века). ¬ Ђѕохвальном слове св€щенномученнику »гнатию Ѕогоносцуї св€титель »оанн «латоуст пишет следующее ЂЕ воспитывалс€ под руководством св€тых апостолов, неразлучно наход€сь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струиї.

Ќет также однозначного мнени€ касательно того, в какое врем€ »гнатий стал епископом јнтиохийским. ” ≈всеви€  есарийского мы находим сведени€ о том, что на јнтиохийской кафедре он был преемником ≈води€ (апостола от 70-ти, + ок. 66), рукоположенного первоверховным апостолом ѕетром. Ќо, однако, ‘еодорит, в свою очередь, утверждает, что хиротони€ св€того »гнати€ была совершена самим апостолом ѕетром. Ќаравне с этими двум€ мнени€ми бытует и третье, наиболее похожее на истину. ≈го суть заключаетс€ в том, что и ≈водий и »гнатий были в одно и тоже врем€ епископами јнтиохии. ѕервый был поставлен над обращенными иуде€ми, второй Ц над уверовавшими €зычниками. » уже после смерти св€тител€ ≈води€ »гнатий Ѕогоносец, служивший по словам свт. »оанна «латоуста ЂЕобразцом добродетелей, €вившим в лице своем все достоинство епископаЕї, вступил в полное управление јнтиохийской ÷ерковью. »менно в это врем€ за ревностную веру, целомудрие, кроткий и тихий нрав паства »гнати€ прозвала его ЂЅогоносцемї.

√онени€, разв€занные императором ƒомицианом (81 - 96) не коснулись епископа, который очень скорбел из-за того, что ему самому не удалось прин€ть высшее благо Ц мученические страдани€ за ’риста. Ђ≈сли пострадаю, - говорил св. »гнатий, - буду отпущенником ’риста и воскресну в Ќем —вободнымї. Ќо через несколько лет в 106 году, отправл€€сь в поход против персов, император “ра€н, издавший указ о необходимости в честь победы над скифами повсюду воздавать благодарени€ €зыческим идолам, остановилс€ в јнтиохии. » уже в это врем€ епископ јнтиохийский был лично доставлен к “ра€ну, где св. »гнатий открыто проповедал веру во ’риста и свое твердое убеждение в ней, за что и был приговорен к смертной казни. ќднако “ра€н, принима€ во внимание то, в каком почете находилс€ »гнатий Ѕогоносец у своей паствы, решил отправить его на казнь в –им, чтобы не давать местным христианам мученического примера. Ќо шествие св€тител€ »гнати€ через ћалую јзию и ћакедонию принесло совершенно противоположные плоды Ц »гнатий показал образец истинной и твердой веры и готовности прин€ть за нее муки. » что €вл€етс€ дл€ нас сегодн€ очень важным, именно во врем€ этого перехода »гнатий написал семь посланий Ц единственное дошедшее до нас свидетельство его апостольской де€тельности. ¬ —мирне, провед€ несколько дней со своим другом ѕоликарпом —мирнским, св€той »гнатий написал четыре из семи посланий: к ефесенам, римл€нам, магнезийцам и траллийцам. ¬ “роады, где его встретило известие о прекращении гонений на христиан в јнтиохии, он написал послани€ к филадельфийцам, смирн€нам и к епископу ѕоликарпу.

¬ –име 20 декабр€ 107 года, в день €зыческого праздника, св. »гнатий Ѕогоносец был отдан на растерзание львам. “очна€ дата его мученичества известна благодар€ ћученическим јктам (протоколам допроса и приговору) св. »гнати€, датированные IV-V в.

Денис Туранский

3 окт€бр€ 2001 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0