јнтиохийска€

ѕреподобный »оанн ƒамаскин

»кона из скита св. јнны 14 в.
»кона из скита св. јнны 14 в.
/p>

—в€той »оанн родилс€ в —ирийском городе ƒамаске - столице мусульманского мира -около 680 года. ≈го отец —ергий ћансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем.  огда »оанну было дес€ть лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Ётот монах обучал »оанна и его приемного брата  осму (будущего епископа ћаюмского) наукам, но особенного успеха добилс€ от братьев в богословии. ¬скоре монах покинул семью, объ€снив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. —ам —ергий вскоре умер, и »оанн был вынужден зан€ть место отца на службе у калифа. „ерез некоторое врем€ калиф, заметивший высокую образованность и мудрость »оанна, сделал его своим первым министром и градоначальником ƒамаска.

»оанн очень т€готилс€ своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Ќесмотр€ на все трудности, св€занные с его положением, он горел пламенной любовью к ѕравославной ÷еркви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман.  ак он сам позже выразилс€: Ђя сделалс€ защитником ÷еркви и принес на ее защиту вверенный мне талант словаї.

¬ 726 г. в ¬изантийской империи наступает пора иконоборчества. »мператор Ћев »савр€нин (716 Ц 741) задалс€ целью: обратить арабов к христианству дл€ того, чтобы обезопасить себ€ в будущем от их опустошающих набегов. Ќо одним из важных преп€тствий на пути претворени€ в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли прин€ть в принципе.

–ешение было простым: император издает указ, запрещающий почитание св€тых икон и даже их употребление. Ётот указ вызвал серьезные волнени€ в ¬изантийской империи, расколол ее на два лагер€ Ц иконоборцев и иконопочитателей. ќтход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны  онстантинопольского ѕатриарха √ермана, ѕапы √ригори€ III и уже ставшего к тому времени великим богословом »оанна ƒамаскина. ѕревосходный дар слова, которым действительно обладал »оанн, помог ему в составлении Ђ—ловї и Ђѕосланийї, которые с жадностью читались в  онстантинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. ¬ своих творени€х »оанн ƒамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылалс€ на притчи, рассказанные св€тыми. ќн говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцел€ли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?

¬се эти призывы и увещевани€ действовали, в основном, на простых людей Ц одних укрепл€€ на пути исповедани€ истинной веры, другим Ц оступившимс€ Ц помога€ найти эту самую истину. Ќо императора же они только раздражали, и он попросту постаралс€ избавитьс€ от основных своих оппонентов. ќн низложил ѕатриарха √ермана, а папу √ригори€ III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Ќо задуманное ему, к счастью, не удалось - римл€не заступились за своего папу с оружием в руках. »оанна ƒамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. ќн приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк »оанна и написал письмо, адресованное ему же Ц »мператору ¬изантии, в котором €кобы »оанн ƒамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.

»кона Ѕожией ћатери
»кона Ѕожией ћатери
 огда письмо было готово, Ћев »савр€нин послал его калифу в знак дружбы между ними. ѕрочитав это письмо, калиф вознегодовал, и не взира€ на предыдущие заслуги своего верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить »оанна в тюрьму и отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было написано это злополучное письмо. ѕриказание было исполнено. — собой в тюрьме у »оанна ƒамаскина была икона ѕресв€той Ѕогородицы именуема€ Ђ“роеручницаї. ¬з€в свою отрубленную руку и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал гор€чо молитьс€ об исцелении. »змученный пережитым »оанн уснул, и во сне он увидел ѕресв€тую Ѕогородицу, котора€, гл€д€ на него сказала: Ђ“еперь ты здоров, и гор€ больше нетї. ќчнувшись, »оанн с великим удивлением обнаружил, что исцелилс€, его рука была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опо€сывающий ее вокруг.

–адость и благодарность переполнили душу »оанна, и он написал свою первую величественную песнь: Ђќ “ебе радуетс€, Ѕлагодатна€, вс€ка€ тварьї.
—лух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе »оанна. ¬ыслушав на этот раз объ€снени€ »оанна ƒамаскина, калиф пон€л, что несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Ќо »оанн ƒамаскин пон€л, насколько хрупким €вл€етс€ земное золото и мирска€ слава и, отказалс€ от всего этого.
–аздав все свое имущество бедным, »оанн вместе со своим сводным братом  осмой отправл€ютс€ в обитель преподобного —аввы ќсв€щенного, расположенную вблизи »ерусалима.

»ерусалимский ѕатриарх »оанн, в чьем ведении находилс€ этот монастырь, в »ерусалиме посв€щает »оанна ƒамаскина в пресвитеры и оставл€ет его проводником при храме ¬оскресени€ ’ристова. Ќо после того, как патриарх покидает это мир, »оанн возвращаетс€ в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление ѕравослави€. »оанн ƒамаскин дожил до глубокой старости и скончалс€ около 780 г.
—в€той »оанн ƒамаскин €вл€етс€ первым систематиком среди отцов ÷еркви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рь€ным защитником основ ѕравослави€.

»з систематических трудов »оанна ƒамаскина главнейшими €вл€ютс€:
Ђƒиалектикаї (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из јристотел€, ѕорфири€, Ќемези€ и др.);
Ђ нига об ерес€хї (в частности, сюда включено изложение и критика учени€ ћагомета);
Ђ“очное изложение ѕравославной верыї.
—реди полемико-догматических сочинений св. »оанна ƒамаскина первое место занимают книги:
Ђѕослани€ против порицающих св€тые иконыї;
—очинение против несториан Ђ–ассуждениеї.
»менно »оанну ƒамаскину мы об€заны по€влением ќктоиха (ќсмогласника) Ц воскресных служб, разделенных на 8 гласов.

Ёту книгу и некоторые каноны »оанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие ÷еркви, но даже в сирские, у €ковитов и несториан. —воим ќкотоихом св. »оанн ƒамаскин произвел большую перемену в чине богослужени€, поэтому он вновь пересматривал и ”став »ерусалимский (—аввы ќсв€щенного), и ћес€цеслов.

Денис Туранский

3 окт€бр€ 2001 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0