—ербска€

 огда террор становитс€ законом

»споведник митрополит «агребский ƒасифей (¬асич)
»споведник митрополит «агребский ƒасифей (¬асич)
»споведник ƒосифей (¬асич) митрополит «агребский был канонизирован јрхиерейским —обором —ербской ѕравославной ÷еркви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и террора коммунистов. —традани€ —ербской ÷еркви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии ÷еркви –усской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в –оссии до сих пор крайне мало.

ѕосле поражени€ ёгославии в апреле 1941 года в «агребе было провозглашено Ќезависимое √осударство ’орвати€ (Ќезависна ƒржава ’рватска Ч Ќƒ’). Ќа территории, вошедшей в его состав, до войны проживало около 5 млн. католиков Ч в основном хорватов, почти 2 млн. православных сербов и около 750 тыс€ч мусульман.

13 апрел€ 1941 года, после вхождени€ в «агреб немецких войск, встреченных цветами и песн€ми, сюда приехал и вождь хорватских фашистов-усташей јнте ѕавелич. Ќа следующий день его посетил «агребский католический архиепископ јлоизий —тепинац, который приветствовал и благословил главу нового государства. ¬ это же врем€ в газетах публикуютс€ распор€жени€, согласно которым все православное сербское население должно покинуть столицу ’орватии в течение 12 часов, а вс€кому, кто укроет православного, грозит арест.

Ќа ѕасху 1941 года, благословл€€ от имени ¬атикана јпте ѕавелича, «агребский архиепископ —тепинац сказал: Ђ—ердечно поздравл€€ вас, как главу Ќƒ’, мы молим Ѕога Ќебес, да ниспошлет свое небесное благословение вам, вождю нашего народаї.

ѕавелич, дл€ которого была чрезвычайно важна поддержка ¬атикана, 18 ма€ 1941 года с большой делегацией усташей прибыл в –им, чтобы с благословени€ ¬атикана передать корону ’орватии “омиславу II. ѕапа ѕий XII прин€л делегацию и имел с ѕавеличем продолжительную беседу. “огда же ѕавелич встретилс€ и с Ѕенито ћуссолини.

— первых же дней существовани€ Ќƒ’ в стране начались избиени€, аресты, выселение сербского населени€ из городов и депортаци€ его в концентрационные лагер€. — приездом ѕавелича в «агреб террор против сербов получает Ђзаконныеї основани€. Ќа двенадцатый день своего пребывани€ в «агребе ѕавелич издал распор€жение о запрете кириллицы. 3 июн€ 1941 года были упразднены все сербские школы, воспитательные учреждени€ и приюты. ѕравославным сербам в «агребе и других городах предписывалось носить пов€зку с написанной латиницей Ђ–ї; везде, где в названии населенных пунктов имелось слово Ђсербскийї, оно было заменено на Ђхорватскийї; в пользу государства было изъ€то все движимое и недвижимое имущество —ербской ÷еркви в —ремских  арловцах. 18 июн€ 1941 года было издано постановление, в котором объ€вл€лось, что название Ђсербско-православна€ вераї не согласуетс€ с новым государственным устройством, и предписывалось в будущем именовать ее Ђгреко-восточна€ вераї. Ёти и другие, еще более жестокие меры в отношении сербского народа открыто декларировались усташскими вожд€ми и государственными де€тел€ми. ќдин из них Ч ћиле Ѕудак Ч на ¬еликой скупщине в √оспиче открыто за€вил, что треть сербов надо уничтожить, треть выселить за пределы Ќƒ’, а треть перевести в католичество, Ђрастворивї среди хорватов.

Ђ—ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь, Ч пишет епископ јфанасий (≈втич), Ч как и весь сербский народ, в эти дни оказалась вне закона. ≈динственный закон, действовавший по отношению к ним Ч это закон тотального уничтожени€ї. ѕриверженцы и творцы усташской идеологии прекрасно понимали, какое значение имела дл€ сербского народа ѕравославна€ ÷ерковь. «наменитый сербский писатель ћарко ћаркович справедливо утверждает, что ничто Ђне могло изменить убеждени€ усташей, что —ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь Ч это первое, что необходимо искоренить и уничтожить на территории ’орватии ѕавеличаї.

—реди первых жертв усташей был «агребский митрополит ƒосифей (¬асич), принадлежавший к числу наиболее известных и уважаемых архиереев —ербской ÷еркви. ¬ладыка ƒосифей был первым православным митрополитом «агреба. ќн вступил на эту кафедру в 1932 году име€ за плечами богатый опыт архипастырского служени€.

ћитрополит ƒосифей был одним из самых образованных сербских архиереев. ќн родилс€ и вырос в Ѕелграде, и в 1900 году после окончани€ семинарии, как стипендиат фонда митрополита ћихаила был направлен на учебу в  иевскую духовную академию. ¬ 1904 году в сане иеромонаха он заканчивает академию и получает звание кандидат богословских наук. ѕосле этого будущий епископ отправл€етс€ в √ерманию, где два года изучает богословие и философию в Ѕерлинском университете, а затем переезжает в Ћейпциг, где также продолжает изучение философии. ¬ 1907 году он возвращаетс€ на родину и преподает в Ѕелградской семинарии св. —аввы. ¬ 1909 году, получив стипендию министерства просвещени€, отец ƒосифей направл€етс€ дл€ продолжени€ образовани€ во ‘ранцию. ќн изучал философию и социальные науки в —орбонне и ¬ысшей школе социальных наук, а в конце 1910 года переезжает в Ўвейцарию, где осенью 1912 года его застает начало первой Ѕалканской войны. »еромонах ƒосифей возвращаетс€ на родину и всеми силами помогает делу освобождени€ и объединени€ сербского народа.

¬ мае 1913 года јрхиерейский —обор  оролевства —ерби€ избирает его епископом Ќишским. ¬о врем€ войны молодой владыка оказывал духовную поддержку солдатам воюющей армии. ¬ начале ѕервой мировой войны владыка ƒосифей немало потрудилс€, оказыва€ помощь беженцам и сиротам. ѕосле отступлени€ сербской армии он не покинул своей резиденции и сразу после зан€ти€ Ќиша был интернирован болгарскими оккупационными власт€ми. Ќа родную кафедру епископу Ќишскому удалось вернутьс€ только в 1918 г. ѕребывание в плену сильно подорвало его здоровье. ѕосле возвращени€ из плена он организует приюты дл€ сирот, много работает с молодежью, основывает благотворительные общества. ѕри одном из монастырей епархии владыка ƒосифей организует приют дл€ слепых детей. ≈го старани€ми было воздвигнуто несколько пам€тников сербским национальным геро€м, отдавшим свои жизни за свободу отечества.

ѕосле окончани€ ѕервой мировой войны возникает новое государство ёгослави€ и складываютс€ благопри€тные услови€ дл€ воссоединени€ сербских епархий и митрополий в единую ÷ерковь. ¬ это врем€ владыка ƒосифей участвует в переговорах с  онстантинопольским ѕатриархатом о восстановлении патриаршества в —ербской ÷еркви. ѕереговоры были успешно завершены, и 12 сент€бр€ 1920 года в —ремских  арловцах было торжественно провозглашено воссоединение —ербской ѕравославной ÷еркви и восстановление ѕатриархата.

1 декабр€ 1920 года по многочисленным просьбам карпато-россов, чехов и словаков јрхиерейский —обор —ербской ѕравославной ÷еркви принимает решение о посылке епископа ƒосифе€ в „ехословакию. 21 августа 1920 года епископ ƒосифей прибывает в ѕодкарпатскую –усь и посещает центр православи€ в этих кра€х село »зу, где ему была устроена торжественна€ встреча. «атем владыка посетил р€д сел, в которых совершил богослужени€. ѕосеща€ ¬еликие Ћучки, владыка ƒосифей совершил воссоединение с ѕравославной ÷ерковью трех униатских учителей народной школы. ¬ августе 1920 года под председательством преосв€щенного ƒосифе€ состо€лось собрание, на котором делегаты от 60 православных сел обсудили первоочередные организационные вопросы  арпато-русской ÷еркви. ¬ резолюции собрани€ говорилось, что делегаты Ђпрос€т ѕреосв€щенного ƒосифе€, чтобы он и далее не лишил  арпато-русскую ѕравославную ÷ерковь своего попечени€, и передают в его руки правление делами этой ÷еркви до окончательного канонического решени€ вопроса ¬осточно-ѕравославной ÷еркви в  арпатской –усиї. Ѕыл выработан устав новой ÷еркви, и дл€ его утверждени€ у центральных властей епископ ƒосифей направл€етс€ в ѕрагу где 28Ч29 августа 1921 года проходил ¬торой —обор „ехословацкой ÷еркви.

ѕосле окончани€ этого —обора владыка уезжает в —ербию и принимает участие в јрхиерейском —оборе, на котором делает доклад о положении православи€ в „ехословакии и ѕодкарпатской –уси.

≈пископу ƒосифею принадлежат особые заслуги в деле возрождени€ и устроени€ ѕравославной ÷еркви на территории „ехословакии. Ќо в 1932 году он получает назначение на недавно основанную «агребскую кафедру. ќднако владыка не забывает и своей паствы в „ехословакии. 29 сент€бр€ 1935 года, в праздник св. ¬€чеслава „ешского, митрополит ƒосифей принимает участие в осв€щении кафедрального собора в честь свв. равноапостольных  ирилла и ћефоди€ в ѕраге. ¬ 1939 году он вновь посещает „ехословакию и принимает участие в осв€щении нового православного собора в г. ќломоуце.

ќсв€щение основани€ монастыр€ св.ѕараскевы в «агребе, 1938 г. ‘ото www.mitropolija-zagrebacka.org
ќсв€щение основани€ монастыр€ св.ѕараскевы в «агребе, 1938 г. ‘ото www.mitropolija-zagrebacka.org
¬ столице ’орватии, где православные сербы были в меньшинстве, владыке очень скоро пришлось столкнутьс€ с про€влени€ми национальной и религиозной нетерпимости. ¬от что пишет об этом карпато-русский политический и религиозный де€тель јлексей √еровский: ЂЌазначение ƒосифе€ к «агреб вызвало у католиков большое неудовольствие. »м€ епископа ƒосифе€ уже было у них на черной доске из-за того, что он "своей пропагандой перевел карпато-россов в православие", как это можно прочесть в дополнительных томах официальной " атолической энциклопедии", изданных кардиналом —пеллманом в Ќью-…орке.  огда за несколько лет до ¬торой мировой войны епископ ƒосифей сказал мне, что его назначили митрополитом в «агреб, € умол€л его, чтобы он этого назначени€ не принимал, так как он там никогда не был и не знаком с религиозным фанатизмом загребских хорватов. ћежду прочим, € указал ему на —тепинаца, уже прославившегос€ своей религиозной нетерпимостью, и предупредил его, что у него там будет много непри€тностей. Ђ—тепинац, воспитывавшийс€ семь лег в иезуитской семинарии и –име, Ч сказал € владыке, Ч будет чувствовать себ€ обиженным, что в его столице зас€дет православный митрополит"... я советовал ему, чтобы он убедил членов —инода послать в «агреб епископа из тех, кто родилс€ до ѕервой мировой войны, воспитывалс€ в јвстро-¬енгрии и уже знаком с типами вроде —тепинаца. Ќо владыка сказал мне, что его долг Ч слушатьс€ воли патриарха, и поехал в «агреб.

 огда, через несколько мес€цев, € оп€ть встретилс€ с ним в Ѕелграде, он сказал мне, что € был прав. Ќа улицах его часто оскорбл€ли. »ногда ночью у него в доме били окна.  амни падали даже в его спальню. я спросил владыку, обращалс€ ли он в полицию. ќн ответил, что ему епископу не подобает призывать полицию. ј когда € ему сказал, что в таком случае его враги подумают, что он их боитс€, и еще больше обнаглеют, владыка ответил: "Ќет, они знают, что € их не боюсь.  огда они мен€ ругают или плюют на мен€, € просто поднимаю руки и благословл€ю их крестным знаменьем"ї.

Ќо и в «агребе владыка разворачивает бурную де€тельность. ѕомимо прочего, им был основан женский монастырь св. ѕараскевы.

—разу после провозглашени€ Ќƒ’ митрополит ƒосифей был схвачен усташами. ¬ день ареста он был болен и лежал в кровати. ≈го полураздетого вывели на улицу. ѕеред домом в это врем€ сто€ла толпа католиков.  огда владыку вели по улицам «агреба, толпа издевалась над ним и била его.  огда его привели в больницу, он был почти без сознани€.

ћогила митрополита ƒосифе€ на кладбищее ¬веденского монастыр€ в Ѕелграде
ћогила митрополита ƒосифе€ на кладбищее ¬веденского монастыр€ в Ѕелграде
¬ладыку поместили в больницу католических сестер милосерди€, котора€ стала дл€ него не лечебницей, а насто€щей тюрьмой.  атолические монахини вместо лечени€ издевались над ним. ќни чуть ли не ежедневно бичевали его, почти вс€ борода у него была выщипана. „ерез некоторое врем€ он в т€желом состо€нии был перевезен в Ѕелград. ѕо свидетельству одного из белградских тюремных врачей, однажды два эсэсовца в форме привели в его тюремный кабинет человека в лохмоть€х, который т€жело дышал и был не в состо€нии говорить. ¬се его тело было в син€ках и кровоподтеках. Ќемцы сказали, что нашли его в «агребе в полицейской тюрьме и, узнав, что это сербский епископ, решили перевести его в Ѕелград.

ѕо насто€нию сербского правительства в Ѕелграде епископ ƒосифей был отпущен из больницы. “€жело больной он прибыл в Ѕелград и долго лечилс€. 14 €нвар€ 1945 года он умер от последствий мучений и был похоронен на кладбище ¬веденского женского монастыр€ в Ѕелграде.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

÷ерковный вестник, є 21 (250) 2002 г.

19 окт€бр€ 2006 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2017-01-13
13:45
евгений:
ƒа уж,таких *братьев* во ’ристе,как эти католики хорватские иметь,так и врагов не надо. »збавь,√осподь. ”покой,√осподи,душу раба “воего ƒосифе€ и его —в€тыми молитвами помилуй нас,грешных
2017-01-13
09:18
¬ера:
—пасибо ќтец »гнатий за пролитый свет на ещЄ одну малоизвестную страничку нашего земного прохождени€. —пасибо
2016-01-13
19:35
”ль€на:
ѕрисоедин€юсь к –имме, јлексу, –осси€нам,—ирануш, »рине! —пасибо за рассказ о св€щенномученике ƒосифее!
2016-01-13
12:10
:
”ж очень напоминает нынешние событи€ на ”краине, только вместо католиков - раскольники. »стори€ повтор€етс€.
2015-01-13
11:44
римма:
—в€щеномученик ƒосифей, помолись √осподу Ѕогу обо мне грешной, даруй мне и моим родным здравие душевное и телесное, помоги мне в работе, помоги не потер€ть достоинство, научи мен€ правильно общатьс€ на работе. ƒаруй мне радость жизни. ¬о »м€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! јминь!
2014-01-23
13:41
јлекс:
Ёсэсовцы оказались человечнее католиков хорватов
2014-01-15
22:40
јлексей:
ќхото задуматьс€, о том какие могут быть услови€ существовани€

православного человека, сейчас спокойно живущего, при перемене

отношени€ общества к –ѕ÷...

—паси нас, √осподь!
2014-01-13
10:28
римма:
—в€щенномученик ƒосифей, моли √оспода Ѕога об исцелении моих болезней. ¬о »м€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! јминь!
2013-01-13
09:59
–осси€не!!!:
нет милосерди€ у этих католических женщин....ј ƒосифей милосердный и ѕраведный. јминь
—лава √осподу что ѕравославию и —тране ќн подарил такого человека как ƒосифей!
2013-01-11
10:00
—ирануш:
ѕоразительно, что эсэсовцы про€вили больше понимани€ по сравнению с хорватскими полицейскими и католическими сестрами милосерди€. —лава “ебе, √осподи, за “воих сыновей подобно митрополиту ƒосифею! ƒл€ моей души было необходимо то, что € прочитала (в особенности пусть даже лаконичное описание мученичества о. ƒосифе€).
2012-01-13
21:51
ян:
ѕраведный человек.
2012-01-13
21:09
»рина:
—в€щенномученик ƒосифей, моли Ѕога о нас!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: