японска€

—в€той праведный »оанн  ронштадтский и японска€ ѕравославна€ ÷ерковь

»кона св. прав. »оанна  ронштадтского, осв€щенна€ на Ћеушинском подворье
»кона св. прав. »оанна  ронштадтского, осв€щенна€ на Ћеушинском подворье
∆изнь св€того праведного »оанна  ронштадтского, одного из наиболее почитаемых св€тых –оссии, тесно св€зана и с японской ѕравославной ÷ерковью. ¬о врем€ паломничества в –оссию осенью 2006 года мне не довелось войти внутрь закрытого јндреевского собора  ронштадта. ќднако € смогла познакомитьс€ с жизнью духовного детища св€того Ц Ћеушинского подворь€ —анкт-ѕетербурга.

—в€той »оанн  ронштадтский родилс€ в 1829 году в бедном селе —ура близ јрхангельска. Ѕлагодар€ трудолюбию и усидчивости он поступил в јрхангельскую духовную семинарию, а по ее окончании Ц в —анкт-ѕетербургскую духовную академию. ¬ возрасте 26 лет иерей »оанн был назначен св€щенником в јндреевский храм  ронштадта Ц портового города близ ѕетербурга.  аждый день он совершал Ѕожественную литургию и вскоре прославилс€ исцелением больных и другими чудесами.

ќ де€тельности кронштадтского пастыр€ регул€рно сообщалось в журнале японской ѕравославной ÷еркви Ђ—эйкЄ симпої (Ђѕравославный вестникї). ¬ номере от 5 но€бр€ 17 года ћэйдзи (1884 г.) рассказываетс€ о чудесном исцелении больного по молитвам иере€ »оанна. ∆урнал от 10 феврал€ 27 года ћэйдзи (1894 г.) пишет о Ђблагоде€нии отца »оаннаї, организовавшего дом дл€ рабочих, швейную мастерскую, приют дл€ бездомных и школу. —в€той »оанн  ронштадтский переписывалс€ с равноапостольным Ќиколаем японским, который был лишь семью годами младше, и присылал пожертвовани€ дл€ юной японской ÷еркви.

¬ дневнике 8 июл€ 1900 года св€титель Ќиколай отмечает: Ђѕолучен €щик с церковными вещами от отца »оанна  ронштадтского: св€тое ≈вангелие, три напрестольных креста, дароносица, лампадка, два св€щеннических полных облачени€, шесть приборов воздухов, два прибора литургийных сосудов и прочее. ¬се вещи серебр€ные, шелковые, новые, из€щные. ƒа благословит Ѕог отца »оанна еще большею благодатию за его широкую любовь! ѕожертвование выставлено в крещальной, чтобы показать христианам, которые все знают им€ раба Ѕожи€ отца »оанна  ронштадтскогої.

¬ мае 36 года ћэйдзи (1903 г.) в пам€ть осв€щени€ собора в честь Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в  иото праведный »оанн подарил храму св€тое ≈вангелие. ¬ конце книги сохранилась собственноручна€ надпись св€тител€ Ќикола€ о том, что ≈вангелие это Ц подарок отца »оанна  ронштадтского. ќ ≈вангелии от кронштадтского батюшки упом€нул и —в€тейший ѕатриарх јлексий II во врем€ проповеди при посещении  иото в 2000 году.

—в€той »оанн  ронштадтский обычно изображаетс€ на иконах с потиром в руках. ѕастырь всегда подчеркивал важность участи€ в Ѕожественной литургии и церковных таинствах. ¬ јндреевском соборе, вмещавшем почти 7000 человек, каждый день совершалась Ѕожественна€ литурги€ и, по русской пословице, Ђ€блоку было негде упастьї. ѕастырь физически не мог уделить врем€ каждому во врем€ таинства исповеди, поэтому он стал прибегать к общей исповеди.

¬о врем€ русско-€понской войны 1904Ц1905 годов в японии оказалось несколько дес€тков тыс€ч русских военнопленных. »з них в лагере дл€ военнопленных в ћацу€ма находилось 3000 человек. ƒл€ совершени€ богослужений и треб в лагер€ военнопленных св€титель Ќиколай направил православных св€щенников-€понцев.

Ђќтец —ергий —удзуки из ћацу€ма пишет: просит разрешить ему совершение общей исповеди, какую разрешено совершать отцу »оанну  ронштадтскому, по причине слишком большого числа желающих исповедатьс€ и причаститьс€ у него. ќтцу —ергию, очевидно, исповедовавшиес€ у отца »оанна офицеры рассказали об этой исповеди и настроили его просить о разрешении оной и ему. ƒействительно, в ћацу€ма 3069 больных и здоровых пленных. √де же управитьс€ одному с таким числом? ѕоэтому € не колебл€сь разрешил ему и послал книжицу, где “генеральное исповедание грехов” с наставлением, чтобы после исповедных молитв один из исповедников громко и раздельно прочитал ее, после чего св€щенник прочитает следующие за исповедью молитву и разрешение. ѕредпричастные канон и правило должны быть исполнены как обычно.  то имеет что-либо особенное сказать на духу, тот должен исповедатьс€ отдельної, Ц читаем в дневнике св€тител€ Ќикола€ от 5 марта 1905 года. »з этой записи следует, что равноапостольный Ќиколай японский был хорошо знаком со служением праведного »оанна  ронштадтского.

“руды протоиере€ »оанна начали публиковатьс€ на €понском €зыке с конца XIX века, практически сразу же после выхода в свет на русском €зыке. ¬ сент€бре 1895 года св€той »оанн  ронштадтский собственноручно передал »оанну —энума  акусабуро, направленному св€тителем Ќиколаем японским в —анкт-ѕетербургскую духовную академию дл€ продолжени€ обучени€ после “окийской семинарии, сборник своих проповедей ЂЅеседы о Ѕоге-“ворце и ѕромыслителе мираї. ќб этом сообщаетс€ в предисловии к €понскому переводу книги.

»оанн —энума мечтал о встрече с известным кронштадтским св€щенником и, чтобы увидетьс€ с отцом »оанном, специально долго ждал пастыр€ в основанном им работном доме. ¬друг св€той »оанн  ронштадтским вышел из подъехавшей черной кибитки и в сопровождении диакона и чтецов буквально вбежал в дом.  огда —энума представилс€ и объ€снил, что приехал из японии, пастырь чрезвычайно обрадовалс€, приблизилс€, обн€л и благословил студента-академиста. ¬ ответ на просьбу —энума: Ђѕомолитесь о €зыческой японииї Ц отец »оанн ответил: Ђя каждый день молюсь не только о всех верных, но и о неверных в японииї.

—в€щенник передал €понскому академисту шесть своих книг (три тома проповедей, два тома дневника и размышлени€ о богослужении) и напутствовал со словами: Ђ¬ернувшись в японию, приложи все силы дл€ служени€ ѕресв€той “роицеї.

ѕодаренное св€тителю Ќиколаю японскому русское издание книги Ђћо€ жизнь во ’ристеї было переведено в 33 году ћэйдзи (1900 г.) ћатфеем ”эда. ≈ще до выхода в свет полностью переведенной на €понский €зык книги отдельные отрывки из нее регул€рно помещались в журнале Ђ—эйкЄ симпої.

≈сли открыть первый том дневника Ђћо€ жизнь во ’ристеї, то сразу же обращаешь внимание на фотопортрет отца »оанна. ѕод этой фотографией читаем слова: Ђ¬с€ ко благоугождению “воему и мудрствующе и деющеї Ц и подпись: Ђпротоиерей »оанн —ергиевї. Ёта молитва, произносима€ во врем€ литургии перед чтением ≈вангели€, стала подзаголовком книги.

Ђћо€ жизнь во ’ристе, или ћинуты духовного трезвлени€ и созерцани€, благоговейного чувства, душевного исправлени€ и поко€ в Ѕогеї Ц труд, в наибольшей степени отражающий личность праведного »оанна  ронштадтского. «десь пастырь собрал и свои дневниковые записи, и слова молитв. ѕолный текст этой полюбившейс€ всем книги доступен в интернете и на русском, и на английском €зыке. ѕастырь не просто цитирует —в€щенное ѕисание, в книге слова Ѕиблии и ≈вангели€ воспринимаютс€ как дополнение собственных размышлений св€щенника. » в наши дни научно-технической революции и громадного объема знаний св€той праведный »оанн  ронштадтский не отрицает роль и место науки, а призывает осв€тить свою жизнь Ѕожественной правдой и премудростью. ≈сли в св€занное путами знаний и мудростью мира сердце вдохнуть немного —в€того ƒуха, то и мир предстанет совсем другим.

—в€той праведный »оанн  ронштадтский основал много церквей и монастырей. —реди них особенно выдел€етс€ расположенный в 300 км от ѕетербурга Ћеушинский монастырь, в котором так же почитают праведного »оанна  ронштадтского, как в ƒивееве Ц преподобного —ерафима —аровского. Ћеушинский монастырь был воздвигнут трудами кронштадтского пастыр€ и насто€тельницы матушки “аисии. ѕротоиерей »оанн был духовником сестер. ¬ 1894 году в ѕетербурге было открыто подворье монастыр€. —в€той »оанн  ронштадтский очень любил бывать здесь и в течение последних 14 лет своей жизни 150 раз служил на подворье Ѕожественную литургию. — амвона церкви подворь€ пастырь пророчески говорил о приближающемс€ страшном времени революции.

ѕротоиерей »оанн —ергиев преставилс€ 20 декабр€ 1908 года. ¬ 1920 году Ћеушинский монастырь был закрыт, а позднее затоплен водами –ыбинского водохранилища, образованного во врем€ одной из коммунистических строек Ц –ыбинской √Ё—. ¬ здании подворь€ разместили психиатрическую больницу, а трехъ€русный храм был перестроен. ќднако чудесным образом до наших дней сохранилась икона —в€той “роицы, написанна€ по образу фрески под куполом јндреевского собора.

¬ храме Ћеушинского подворь€. ¬ центре, р€дом с протоиереем √еннадием Ѕеловоловым, автор статьи
¬ храме Ћеушинского подворь€. ¬ центре, р€дом с протоиереем √еннадием Ѕеловоловым, автор статьи
Ќынешний насто€тель церкви Ћеушинского подворь€ протоиерей √еннадий Ѕеловолов очень чтит св€того праведного »оанна  ронштадтского и трепетно относитс€ к вверенному ему храму. ’от€ в сент€бре минувшего года здесь был пока еще только временный иконостас и совсем отсутствовали царские врата, все было украшено цветами и около 100 человек причащались во врем€ Ѕожественной литургии. »споведников было так много, что отец √еннадий продолжал начавшуюс€ задолго до литургии исповедь до времени пени€ третьего антифона.

¬ храме регул€рно провод€тс€ спевки хора, зан€ти€ дл€ чтецов, есть и вечерние курсы по катехизису. ¬о врем€ традиционного зан€ти€ хора в среду вечером € услышала старинный русский знаменный распев. ¬след за регентом Ќатальей, выпускницей —анкт-ѕетербургской консерватории, хор по нотам-Ђкрюкамї многократно повтор€л стихиру п€того гласа (подобную ѕасхальной стихире). “ак распев запоминалс€ и на слух, и на глаз.

Ќедавно оконные рамы в храме были заменены, но старые рамы не выбросили, а из сохранившихс€ дерев€нных частей было решено сделать большой крест. Ђ¬едь эти рамы слышали голос батюшки »оаннаї, Ц объ€снил отец √еннадий. ¬ этот момент € особенно сильно почувствовала, что ѕравославие возрождаетс€ во всех русских храмах.

¬ воскресенье после окончани€ Ѕожественной литургии € представилась всем прихожанам как супруга св€щенника японской ѕравославной ÷еркви, насто€тел€ храма Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в Ќаго€. “огда каждый стал прот€гивать мне одну или несколько икон со словами: Ђƒл€ верующих в японииї, и через несколько минут € уже не могла удержать в руках все подарки.

ѕодобно тому как раньше св€той праведный »оанн  ронштадтский возносил молитвы о наход€щейс€ в Ђстране неверныхї японской ѕравославной ÷еркви и о всех €понцах, в этот момент все люди, собравшиес€ в ѕетербурге в храме-детище пастыр€, вновь молились об укреплении ѕравослави€ в японии. “ак сквозь врем€ и пространство ощущаетс€ непрестанна€ молитвенна€ помощь кронштадтского пастыр€.

Мария Мацусима Дзюнко
Перевела c японского Галина Бесстремянная

1 но€бр€ 2007 года