японска€

ѕо православной японии. —тать€ 1

»з путевого дневника

–авноапостольный Ќиколай японский, пам€ть которого ѕравославна€ ÷ерковь чтит 3 (16 Ц по новому стилю) феврал€, и в сегодн€шней японии один из самых известных русских. » самый почитаемый, даже среди нехристиан. Ќекогда св€титель сам обошел всю японию Ц город за городом, поселок за поселком, проповеду€ слово ’ристово. » кажда€ из существующих сейчас православных общин японии Ц его детище, сохран€ющее не только духовную св€зь с просветителем японии, но и человеческую Ц через учеников св€тител€ и учеников его учеников. ѕоездка по православным приходам японии сегодн€ своего рода путешествие в двойном времени: прошлом Ц времени апостольского служени€ св€тител€ Ќикола€ и нынешнем.

–авноапостольный Ќиколай японский
–авноапостольный Ќиколай японский
/p>

13 декабр€ 2007 года рано утром на метро отправл€юсь на центральную станцию —аппоро, чтобы, пересев на электричку, добратьс€ до пригородного аэропорта, откуда начинаетс€ мое путешествие в «ападную епархию японской ѕравославной ÷еркви.

Ќесмотр€ на то, что в понимании русских людей япони€ кажетс€ очень маленькой, перелет из —аппоро (запад острова ’оккайдо) в “окио занимает полтора часа, а чтобы попасть в самое южное благочиние православной японии (город  агосима на юге острова  юсю), из столицы нужно лететь в юго-западном направлении еще почти два часа.

ƒорога из аэропорта  агосима в центр этого довольно крупного города (около 600 тыс€ч жителей) даже по скоростному шоссе занимает около часа. Ёто самый юг острова  юсю, в середине декабр€ здесь плюс 15 градусов, по обеим сторонам дороги весело растет молодой бамбук, выс€тс€ р€ды стройных пальм, путешественникам приветливо машут ветви спелой хурмы. –исовые пол€, ровные кустики чайных плантаций, мандариновые садыЕ

»менно этот город и этот €понский остров стали первой встречей с японией монаха ордена иезуитов ‘ранциска  савье, приехавшего сюда с первой проповедью христианства в 1549 году.  агосима была центром страны —ацума Ц одного из богатых и вли€тельных кн€жеств феодальной японии.

—тату€ монаха ордена иезуитов ‘ранциска  савье с учениками ядзиро и Ѕернандо в парке напротив мемориального —обора в  агосима
—тату€ монаха ордена иезуитов ‘ранциска  савье с учениками ядзиро и Ѕернандо в парке напротив мемориального —обора в  агосима
¬  агосима очень бережно относ€тс€ ко всем историческим событи€м своего города, включа€ и контакты с католиками-европейцами. Ќа побережье залива воздвигнута пам€тна€ стелла на месте, где монах ‘ранциск впервые ступил на €понскую землю. —овсем р€дом видны облака дыма, исход€щего из кратера горы —акурадзима Ц действующего вулкана. ѕепел и пыль от —акурадзима довольно часто буквально пеленой покрывают город, нанос€ существенный вред и старинным, и современным здани€м. ƒостаточно крупные куски черной вулканической лавы можно увидеть в разных местах  агосима.

¬ городском историческом музее прибытию европейцев посв€щено несколько залов. ѕортреты  савье, письма правителей кн€жества, рассказ о привезенном западном оружии, табличка с надписью о запрете христианства Ц цепочка экспонатов, сжато повествующа€ о самых €рких моментах целого Ђхристианского столети€ї в японии. ”дачи первой католической проповеди, разрушение и сжигание буддийских храмов, сотни тыс€ч крещеных €понцев, множество семинарий и первое издательство на современном печатном станке смен€ютс€ преследованием самих христиан, сжиганием и расп€тием верующих. Ёто произошло в тот момент, когда в японии стало пон€тно, что христианизаци€ японии рассматривалась «ападной ≈вропой как первый шаг по колонизации —траны восход€щего солнца.

¬ 1949 году к 500-летнему юбилею прибыти€  савье в японию в центре  агосима вместо старой дерев€нной католической церкви был создан мемориальный каменный собор.   очередной юбилейной годовщине он был перестроен в грандиозное и несколько авангардное железобетонное сооружение. ¬ небольшом холле-музее этого собора можно видеть фотографию тела ‘ранциска  савье: монах канонизирован –имской  атолической ÷ерковью, его останки наход€тс€ в √оа. «десь же собраны раритеты из небольших католических приходов  юсю, в том числе и широко известные Ђфумиэї Ц иконы, на которые предлагалось наступать (Ђпопирать ногамиї), чтобы бывшие христиане могли на деле подтвердить свой полный отказ от европейской религии.

¬ преддверии –ождества 2007/2008 года в верхнем храме, напоминающем скорее протестантский зал, чем католический собор, уверенно расположились молодые люди с синтезаторами и гитарами. ѕр€мо в алтаре происходит репетици€ рождественского представлени€.

¬ малюсеньком нижнем храме среди ровных р€дов узких скамеечек видна единственна€ застывша€ фигура €понки средних лет в традиционной католической монашеской одежде. —мотрительница дремлет, покачива€ головой, и кажетс€, что, подобно ее сну, в полутемном помещении остановилс€ и сам ход времени. Ћишь старинна€ икона Ѕогородицы греческого письма и гор€ща€ перед ней лампада напоминают о том, что совсем р€дом, буквально в 300Ц500 метрах от этого католического сооружени€, в  агосима есть храм еще одной христианской ÷еркви, сохранившей традиции апостольских времен и принесшей их в японию.

¬ 1891 году в ходе своего заграничного путешестви€  агосима посетил и наследник русского престола цесаревич Ќиколай. »нтересовавшийс€ историей и культурой японии и с большим уважением относившийс€ к трудолюбивому народу этой страны, цесаревич познакомилс€ здесь с традиционным искусством изготовлени€ изысканной посуды, украшений, узорного ткачества. ƒальнейший путь будущего императора Ќикола€ лежал в центр японии. –ассказывают, что цесаревич встречалс€ и с первыми православными катехизаторами и св€щенниками  агосима.

ѕравославна€ община  агосима образовалась в €нваре 1878 года. ѕервым св€щенником стал ученик св€тител€ Ќикола€ японского »аков “акаи.

Ђ÷ерковь здесь одна из самых юныхЕ Ц отмечает епископ Ќиколай во врем€ поездки на  юсю в мае 1882 года. Ц ’ристиан здесь ныне 18 всегої. ’рама в  агосима тогда еще не было.

ЂЌебольша€ комната, где Ц икона мол€щегос€ в √ефсимании —пасител€, в рамке, как картина; пред нею лампадка, впереди Ц столик с Ќовым «аветом и молитвенником Ц вот и все снабжение молитвенного домаї, Ц читаем мы в дневниковых запис€х владыки Ќикола€[1].

ѕозднее в городе построили посто€нный молитвенный дом, на втором этаже которого был храм, а на первом этаже Ц жил св€щенник с семьей и здесь же проходили встречи верующих и катехизаторские проповеди. “акое устройство православных храмов традиционно дл€ японии того времени. ѕодобный молитвенный дом сохранилс€ в качестве музе€ в городе »синомаки близ города —эндай, и все посетители могут видеть две малюсенькие шестиЦсемиметровые комнатки, где ютилась семь€ катехизатора.

’рам  агосима дважды горел, но усили€ми верующих каждый раз отстраивалс€ заново. Ђќтец яков “ака€ из  агосима извещает, что церковный дом там сгорел в пожаре той улицы, где он сто€л; это уже второй раз церковный дом в  агосима истребл€етс€ огнем, Ц с огорчением записывает св€титель Ќиколай. Ц Ќесчастие дл€ христиан, да и дл€ миссииЕї[2].

¬скоре после пожара верующие общины собрали средства, и к 1908 году была построена уже нова€ церковь. ¬ конце ¬торой мировой войны этот храм во им€ апостола »акова был вновь уничтожен во врем€ бомбардировок.

¬оссоздание храма потребовало много сил и времени. ¬ те дни контакты с –усской ѕравославной ÷ерковью были затруднены, а своих иконописцев и образцов икон в японии было не так много. ѕоэтому, когда благочестивый прихожанин  агосима вз€лс€ за труд создать иконостас дл€ нового храма, у него не было даже примера дл€ письма. —корее всего, иконостас стал первой и единственной работой јкилы —айто, и даже неспециалисту видно, что в иконографии нарушены многие каноны. ќднако трепетное желание автора подарить своему приходу иконостас, без которого было бы невозможно совершать православные богослужени€, помогло ему написать иконы, пронизанные насто€щим духом ѕравослави€. ќсв€щение храма произошло 23 июн€ 1957 года [3].

Ќередкие тайфуны с сильными ветрами и вулканическа€ пыль —акурадзима с течением времени повредили храм. ¬ 2002 году в храме проводились реставрационные работы, а в местный р€д иконостаса €понской иконописицей јнгелиной »мабори были добавлены две иконы Ц св€того апостола »акова и ѕреображени€. ¬ храме есть иконы российских иконописцев (двунадес€тых праздников, ¬оскресени€ ’ристова,  азанский, ¬ладимирский и —моленский образы Ѕогородицы), работы греческих мастеров и присланна€ 15 лет назад из Ѕолгарии храмова€ икона апостола »акова.

Ќа осв€щение храма 26 окт€бр€ 2002 года собрались 75 человек Ц значительна€ цифра дл€ этого удаленного и достаточно провинциального города  юсю [4].

— 1991 года благочинным приходов  юсю служит иерей ѕавел ќикава. ќтец ѕавел родилс€ в семье православного св€щенника ѕетра ќикава, 26 лет служившего в  усиро, а затем переведенного в приход ћориока на северо-востоке ’онсю.

¬ 1978 году сразу после окончании школы 18-летний ѕавел отправилс€ в столицу дл€ учебы в “окийской семинарии. “ам его одноклассниками стали намного более взрослые люди, выбравшие путь православного св€щенства после обычной работы в миру. —реди них был и в то врем€ 40-летний јлексий ћацудайра Ц напутствовавший мен€ несколько дней назад благочинный —аппоро протоиерей јлексий.

Ђ”читьс€ в семинарии взрослому человеку не так просто, Ц писал отец јлексий в помещенной в Ђ¬естнике ѕравослави€ї 1981 года заметке по случаю его рукоположени€ в иереи. Ц ќднако благодар€ помощи однокурсника ѕавла ќикава, мне удалось пройти три года семинарской жизни с насто€щим воодушевлениемї [5].

¬о врем€ учебы в семинарии ѕавлу ќикава удалось сэкономить деньги дл€ паломничества в √рецию и на јфон. ћного лет спуст€ отец ѕавел смог встретитьс€ и со св€тын€ми русского ѕравослави€: в 2003 году вместе с епископом —эндайским —ерафимом он стал участником юбилейного крестного хода из ƒивеево в —аров. ѕоэтому иконы преподобного —ерафима есть и в ’итоЄси, ставшем с 2003 года центром благочини€  юсю.

’от€ православных прихожан в  агосима не так много, на традиционную рождественскую елку в православном храме собираетс€ не меньше детей из окрестных домов, чем на католический праздник. ¬о врем€ праздника св€щенник ѕавел ќикава рассказывает живущим по соседству с храмом дет€м о ѕравославии и о событи€х Ќовозаветной истории.

¬ японской ѕравославной ÷еркви в ведении каждого св€щенника всегда находилось несколько приходов. » сейчас в каждом благочинии дваЦтри, а то и п€тьЦшесть храмов. ѕоэтому в японии невозможны ежедневные богослужени€, а самые большие православные праздники Ц в первую очередь –ождественска€ и ѕасхальна€ литургии Ц служатс€ по очереди в каждом из храмов или приходов благочини€.

— середины 1930-х годов –ождество в православной японии празднуетс€ по григорианскому календарю. ѕопытки вернутьс€ к –ождественской литургии по юлианскому календарю привели к тому, что, хот€ все верующие в этот день и приходили прилежно в храм, но на самом деле дома, в кругу семьи, по привычке отмечали –ождество 25 декабр€ по новому стилю.

ѕравославное –ождество по юлианскому календарю празднуетс€ сейчас только в  обе, где очень много русских прихожан. ¬ других крупных городах японии (в том числе и в  агосима и в Ќаго€) часто устраивают два богослужени€: по григорианскому календарю Ц дл€ православных €понцев и по юлианскому Ц дл€ верующих преимущественно из –оссии и ”краины. ќднако на деле все православные христиане Ц и €понцы, и восточноевропейцы, и американцы, где –ождество тоже отмечаетс€ 25 декабр€ по новому стилю, и давно живущие в японии русские Ц все равно приход€т в храм именно в этот день или в ближайшее к этому дню воскресенье, на которое здесь обычно переноситс€ праздник. » один раз встретив всей ÷ерковью пришествие в мир —пасител€, второй раз в свой же храм на то же самое богослужение практически никто уже не идет. Ћишь немногочисленные русские туристы или временно работающие в японии люди, чаще даже не особенно церковные, хот€т именно 25 декабр€ по старому стилю Ц 7 €нвар€ по новому Ц услышать –ождественские песнопени€, чтобы ощутить св€зь не столько со ¬селенской ѕравославной ÷ерковью, сколько просто со своей родиной.

«ато на –ождественские богослужени€ в других приходах своего благочини€ многие верующие японской ѕравославной ÷еркви езд€т несколько воскресений подр€д. ¬ —аппоро с этой целью отмен€етс€ совместна€ молитва прихожан Ц обедница, котора€ в японии обычно совершаетс€ самими верующими, если в это врем€ св€щенник служит в других храмах.

ѕразднование –ождества в японии начинаетс€ обычно с середины декабр€ и продолжаетс€ до конца €нвар€. Ќа  юсю перва€ –ождественска€ служба совершалась 16 декабр€ в центре благочини€ в ’итоЄси, втора€, вместе с елкой дл€ окрестных реб€тишек, Ц 23 декабр€ в  агосима, треть€ Ц 13 €нвар€ в храме  умамото. –ождественские молебны были в других приходах  юсю, где нет посто€нных храмов Ц в ћи€дзаки, в ‘укуока, в  итакюсю.

Ќебольшой старинный город ’итоЄси, с узкими улочками, домами со старинными черепичными крышами и населением всего около 40 тыс€ч жителей, расположен примерно в двух часах езды к северу от  агосима.

ќ ѕравославии здесь стало известно с 1884 года. ¬ 1891 году во врем€ объезда приходов  юсю св€титель Ќиколай побывал в здешней церкви: Ђќтслужена была мною лити€ и сказано небольшое слово, после чего катехизатор познакомил мен€ с христианами; дети испытаны были в знании молитв, и все решительно оказались знающими не только главные молитвы до “ќтче наш”, но и 50-й псалом, и все без стеснени€ прочитали молитвы, даже трехЦп€тилетние знают краткие молитвы и умеют истово креститьс€ї [6].

¬ 1933 году было построено современное здание церкви в честь ѕокрова Ѕогородицы. ¬ последние годы община ’итоЄси стала центром миссионерской проповеди на  юсю. ¬ расположенной поблизости реке  авабэ проход€т крещени€ взрослых Ц уникальное событие дл€ японии, где нет больших баптистериев и крещение полным погружением бывает только дл€ младенцев. “ак река  авабэ становитс€ €понским »орданом.

–ождественское богослужение в деревенской церкви, пол которой устлан традиционными татами, в притворе устроен старинный угольный очаг дл€ приготовлени€ угощени€ во врем€ совместной трапезы, а прихожане ход€т в храм поколени€ми и знают все друг о друге, Ц позволило ощутить насто€щую молитву первохристианской церкви японии. Ђ–адуйс€, церковь јкилы с ѕрискиллой в подражание при€вый, радуйс€, церкви домашни€ зде утвердивыйї, Ц вспоминаютс€ слова акафиста равноапостольному Ќиколаю японскому (икос 4).

 ѕричащение трехлетней —офии, п€тилетнего Ћеандра и их мамы Ќины ќгата за –ождественской литургией в ’итоЄси
ѕричащение трехлетней —офии, п€тилетнего Ћеандра и их мамы Ќины ќгата за –ождественской литургией в ’итоЄси
¬ небольшом помещении слышны и тайные молитвы св€щенника во врем€ ≈вхаристического канона, что помогает верующим понимать смысл св€щеннодействий во врем€ Ѕожественной литургии. —реди прихожан ’итоЄси выдел€етс€ дружна€ семь€ ќгата. Ќа –ождественское богослужение пришли дев€ть человек из этой большой семьи. —таршему из них, врачу ѕавлу ќгата, Ц сейчас 88 лет, а младшей, его правнучке —офии, пока только 3 года.

¬ самом углу храма особенно сосредоточенно молилс€ один прихожанин, старательно и по уставу каждый раз соверша€ крестное знамение, почтительно замира€ в поклоне и вслушива€сь в каждое слово св€щенника как бы изнутри. Ђ”же больше дес€ти лет, как € потер€л зрение, но возможность вместе со всеми славить Ѕога в православном храме и поддержка всех верующих православной общины наполн€ет каждый мой день несказанной радостьюї, Ц говорит Ћеонтий ћацуда во врем€ торжественной трапезы после богослужени€. Ђ’от€ вновь обрести зрение очень-очень хочетс€ї, Ц искренне добавл€ет он.

—в€щенники ѕетр и ѕавел ќикава после –ождественской службы в ’итоЄси
—в€щенники ѕетр и ѕавел ќикава после –ождественской службы в ’итоЄси
–ождество —пасител€ славили и три поколени€ семьи ќикава: вышедший за штат и живущий в ’итоЄси протоиерей ѕетр, благочинный отец ѕавел с супругой матушкой ћарфой и их младшие дети Ц алтарник ѕетр и јнна, чей высокий голос особенно красиво выдел€лс€ во врем€ праздничной литургии.

ѕосле богослужени€ был рассказ о новост€х общины ‘укуока Ц крупнейшего города острова  юсю. —воего здани€ у общины пока нет, поэтому дл€ совершени€ обедницы арендуетс€ зал в одной из гостиниц. ѕод руководством регента хора Ќаго€ матушки ћарии ћацусима в ‘укуока проход€т и семинары, посв€щенные церковному пению.

¬ 2007 году —тефан Ќисимура Ц один из новых прихожан ’итоЄси, первым прин€вший крещение в реке  авабэ, подарил благочинию  юсю участок земли близ аэропорта ‘укуока. «десь к 2013 году планируетс€ возвести величественный храм, который служил бы становлению ѕравослави€ на северо-западе  юсю. ¬едь ‘укуока Ц это город с более чем миллионным населением. «десь много выходцев из –оссии и других православных стран, которые бы с радостью принимали участие в богослужени€х.

ѕосле трапезы мне удаетс€ побеседовать и с протоиереем ѕетром ќикава. ЂЌесколько лет назад ноги у мен€ разболелись, Ц рассказывает отец ѕетр. Ц Ќо, благодар€ здешнему климату, € уже могу хорошо ходить. —ъездить бы снова в –оссию, пройти бы этими ногами весь путь св€тител€ Ќикола€ из ѕетербурга в Ќиколаевск. ѕобывать бы в русских деревенских храмахї.

ќтец ѕетр вспоминает свои паломнические поездки:  иев, ѕсков, ѕетербург, ћосква, ’абаровск. Ѕатюшка рассказывает о благоустройстве прихода в  усиро, где он служил больше 25 лет, о строительстве храма в  амимуса в 1978 году.

Ђѕусть даже и не удастс€ мне вновь пройтись по –оссии, но сама эта мечта дарит мне насто€щую радостьї, Ц улыба€сь, говорит отец ѕетр.

ѕротоиерей ѕетр вместе со своим сыном св€щенником ѕавлом обсуждают детали будущей постройки храма в ‘укуока, выбор подход€щих пород дерева в ближайших к ’итоЄси рощах, архитектурные особенности дерев€нных храмов близ ћориока.

***

¬стретив вместе с общиной ’итоЄси –ождество ’ристово, отправл€юсь в порт близ  агосима, чтобы на большом пароме отплыть в ќсака Ц крупнейший город центрального по€са японии на главном острове ’онсю.

¬ XX веке остров ’онсю был св€зан с островами  юсю и —икоку многокилометровыми мостами, предназначенными не только дл€ машин, но и дл€ сверхскоростных поездов —инкансэн. –аньше же добратьс€ до главного острова архипелага можно было только по морю. ѕоэтому и ‘ранциск  савье в середине XVI века отплывал по направлению к тогдашней столице японии  иото на корабле, и цесаревич Ќиколай в 1891 году направл€лс€ в порт  обэ на теплоходе.

ѕутешествие это было довольно продолжительным: ведь даже современному парому, чтобы добратьс€ из более удобного порта на юге острова  юсю до ќсака в обход небольших проливов ¬нутреннего японского мор€, и то требуетс€ целых 15 часов.

√еографический район  ансай объедин€ет регион вокруг трех крупных городов центральной японии (с востока на запад):  иото, ќсака и  обэ. »здавна это была сама€ оживленна€ часть страны Ц торговый, промышленный и исторический Ђпо€сї на берегу ¬нутреннего японского мор€. ƒревн€€ столица  иото, купеческий город ќсака, промышленный порт  обэ.  рупные, экономически развитые города, через которые проходили основные торговые пути внутри страны.

“ри города наход€тс€ достаточно близко друг от друга. ѕриехав рано утром в порт в пригороде ќсака, к полудню мне удалось добратьс€ до  обэ, наход€щегос€ всего лишь в получасе езды на электричке к западу от ќсака.

ѕравославный храм в  обэ расположен в самом центре города Ц всего в дес€ти минутах ходьбы от центральной станции. ѕравославна€ община в  обэ возникла в 1873 году. »менно на приобретенном первой общиной участке и построен современный храм.

¬ 1895Ц1897 годах в  обэ служила перва€ диаконисса японской ÷еркви Ц ёли€ “окухиро. ¬ 1901 году во врем€ посещени€ прихода св€тителем Ќиколаем в  обэ уже существовала домова€ церковь Ц здание, на первом этаже которого жил катехизатор с семьей.

¬ 1913 году в  обэ была построена перва€ церковь. ¬ 1920-х годах российские эмигранты возвели в городе двухэтажный храм. «атем русска€ община практически исчезла, так как многие переехали в  итай и другие страны. ќднако после окончани€ ¬торой мировой войны некоторые из них вновь вернулись в  обэ.

—овременный храм ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы построен русскими эмигрантами в 1952 году. «десь есть иконы преподобного —ерги€ –адонежского, апостолов ѕетра и ѕавла, привезенные из ’арбина в начале XX века. Ѕогослужени€ ведутс€ на €понском и церковнослав€нском €зыках. ¬ храме сохранилась икона Ѕогородицы работы »рины-–ин ямасита. »коны ¬оскресени€ и Ђћоление о чашеї веро€тнее всего также созданы первой €понской иконописицей.

¬о врем€ разрушительного землетр€сени€  обэ 1995 года храм практически не пострадал, хот€ в расположенной всего в ста метрах от него синтоистской кумирне обрушилась одна из пагод.

¬  обэ почти 50 лет служил протоиерей ¬асилий —акаи, вышедший за штат по возрасту решением ¬се€понского —обора 2004 года. —ын отца ¬асили€ тоже стал св€щенником: иерей »сай€ —акаи служит сейчас насто€телем одного из приходов «ападной епархии Ц “оЄхаси, города в 50 километрах к востоку от Ќаго€.

ѕосле 2004 года в  обэ не было насто€тел€, а богослужени€ совершали св€щенники соседних приходов епархии.

— 2007 года в  обэ служит св€щенник Ќиколай ƒмитриев. Ѕлагодар€ усили€м отца Ќикола€ в храме совершаютс€ богослужени€ на двух €зыках, катехизаторские зан€ти€ дл€ взрослых также проход€т и по-русски, и по-€понски. ѕри храме организована воскресна€ школа дл€ 20 детей.

»з  обэ спешу вновь в ќсака, чтобы успеть побывать в храме ѕокрова Ѕогородицы в —уита Ц городе-спутнике ќсака. —тановление общины в ќсака началось в 1878 году, когда 33 оглашенных прин€ли крещение у помощника св€тител€ Ќикола€ японского иеромонаха јнатоли€ (“иха€). ѕрихожане осакской церкви во им€ целител€ ѕантелеимона поначалу собирались в небольших молитвенных домах, а затем отец јнатолий построил в восточной части города миссионерский дом. ¬ 1898 году в ќсака служили архимандрит —ергий (—трагородский) и иеромонах јндроник (Ќикольский). —в€титель јндроник вновь служил в ќсака и  иото в 1906Ц1908 годах в сане епископа  иотоского.

„леном осакской общины был ѕавел (Ќакаи ÷угумаро), ближайший помощник равноапостольного Ќикола€ японского в его переводах Ѕиблии и богослужебных книг на €понский €зык. —ейчас изучением наследи€ ѕавла Ќакаи занимаетс€ насто€тель ќсакского храма Ц св€щенник ƒавид ћидзугути. ¬ уникальной библиотеке осакского храма, созданной старани€ми прежних насто€телей Ц историков японской ѕравославной ÷еркви св€щенников ѕрокла ”симару и »устина ямагути Ц есть и множество рукописных текстов эпохи ћэйдзи. ¬ их числе и издани€ первых молитвословов и служебников, переведенные св€тителем Ќиколаем в 1870-е годы. — 1882 года епископ Ќиколай стал заниматьс€ переводами вместе с ѕавлом Ќакаи. ƒес€тки дневниковых тетрадей ѕавла Ќакаи, хран€щиес€ в библиотеке ќсакского государственного университета, содержат уникальный материал о творческих спорах двух переводчиков и поисках наиболее точной православной терминологии на €понском €зыке.

¬ 1908 году в ќсака было решено построить величественное здание церкви в пам€ть русских военнопленных, скончавшихс€ в японии в годы русско-€понской войны. ƒл€ храма, где бы служились литии об упокоении душ их товарищей, пожертвовани€ собирали сами русские воины. —бор средств проходил и при содействии владыки јндроника (Ќикольского), вынужденного из-за болезни вернутьс€ в –оссию, но и там радевшего о своей €понской пастве.

¬ августе 1909 года в осакском районе “энмабаси св€титель Ќиколай в сослужении отца —имеона ћии совершал Ђосв€щение основани€ церкви в ќсака, во им€ ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы, сооружаемой в поминовение русских воинов, погребенных в ’аматера и других местах японии, на средства, пожертвованные русскими, в том числе 5000 рублей Ц государынею императрицею јлександрою ‘еодоровною; и дл€ молений осакских христиан, собравших между собою дл€ постройки церкви 1000 рублейї[7].

  июлю 1910 года возведение дерев€нного храма в старинном византийском стиле было завершено. ќднако в 1945 году храм был полностью уничтожен в ходе бомбардировок. ¬ течение трех лет богослужени€ совершались во временном здании, а затем, продав участок в центре города, община смогла построить храм и дом дл€ собраний верующих в —уита. ’рам в ќсака очень просторный, он может вместить несколько сотен прихожан.

¬ но€бре 2007 года в ќсака отмечалс€ необычный юбилей Ц столетие иконостаса. ќсакский иконостас был создан в ћоскве иконописцем ¬асилием √урь€новым дл€ храма в ћацу€ма Ц городе на западе острова —икоку, где был самый крупный лагерь дл€ русских военнопленных. ¬ 1924 году ¬оскресенский храм ћацу€ма вместе с иконостасом был перенесен в “окио, где страшное землетр€сение 1923 года сильно повредило “окийский кафедральный собор. ѕосле восстановлени€ “окийского собора храм из ћацу€ма продолжал использоватьс€ дл€ богослужений в будние дни, а также стал теплым зимним храмом. » только в 1962 году, когда храм ћацу€ма совсем обветшал, а в ќсаке была возведена нова€ церковь, старинный иконостас было решено перенести в ќсака.

Ќа архиерейское богослужение по поводу столети€ иконостаса ( иотоскую кафедру, как и “окийскую, возглавл€ет митрополит ƒаниил) собрались почти 300 человек со всей японии. ѕосле торжественной литургии был проведен и семинар по истории храмов ќсака и  иото.

ѕоразившись великолепию ќсакского иконостаса, прощаюсь с благочинным отцом ƒавидом и радуюсь, что вскоре у мен€ будет еще возможность прийти в ќсака на богослужение.

¬ернувшись на центральный вокзал, сажусь на междугородний автобус и отправл€юсь в Ќаго€. ¬о врем€ поездки любуюсь видами средней японии и вспоминаю, что в оставшемс€ на западе городе  обэ и в расположенном к востоку городе Ќаго€, куда стремительно летит автобус по скоростному шоссе, сейчас совершаетс€ всенощна€ в пам€ть радетел€ о канонах ѕравослави€, участника I ¬селенского —обора и покровител€ всех путешествующих Ц св€тител€ Ќикола€ ћирликийского.

ƒревн€€ столица во всей полноте сохранила колорит традиционной японии. »з любой точки города можно увидеть много€русные дерев€нные пагоды одного из сотен больших и малых буддийских и синтоистских св€тилищ.  иЄмидзу-дэра (храм чистой воды) с возвышающимс€ над сосново-бамбуковой рощей огромным помостом стал именем нарицательным и упоминаетс€ в одной из €понских поговорок (Ђупасть с помоста  иЄмидзуї означает совершить что-то совершенно необычное). —ад камней –Єандзи с п€тнадцатью камн€ми, из которых видны только четырнадцать; «олотой и —еребр€ный павильоны Ц воплощение красоты средневекового буддийского зодчества; императорский дворец с его прот€женными верандами и чайными домиками; буддийский храм с тыс€чью статуй богини  анон; пагоды основных буддийских школЕ ћонастырь Ёнр€кудзи на вершине прилегающей к  иото горы ’иэй: сожженные в 1571 году военным правителем ќда Ќобунага, желавшим продемонстрировать свое рвение новокрещенного католика, храмы этого прибежища буддийских отшельников восстановлены во всем их блеске и великолепии. ”зкие улочки центра города, р€ды домов, плотно примыкающих друг к другу. ¬се это Ц самое сердце и символ японии.

’от€ население современного  иото составл€ет около 1 млн. человек, здесь находитс€ известный  иотоский университет с научно-исследовательскими центрами и проложены две ветки метрополитена, в основном экономика города св€зана с туризмом и сохранением традиционной культуры японии.

ѕервый православный молитвенный дом был открыт в  иото в 1889 году. 27 феврал€ нового стил€ 1897 года св€щенник —имеон ћии подписал купчую на церковную землю в самом центре древней €понской столицы, недалеко от дворца ћикадо. —ветлый праздник ѕасхи 1897 года прихожане встречали уже в новом церковном доме. «а несколько лет община  иото выросла до 500 человек, и поэтому было решено возвести новый, более просторный храм.

¬ марте 1901 года св€титель Ќиколай приезжал в  иото проверить гранитное основание храма. ¬ладыка задумал открыть здесь ∆енскую школу и пригласить в  иото учительниц из школы при миссии в “окио. 8 марта 1901 года на  рестопоклонной неделе св€титель Ќиколай и три св€щенника из приходов «ападной японии Ц —имен ћии, »оанн ќно и —ергий —удзуки Ц совершили богослужение согласно Ђ„ину на основание церквиї. —троительство храма было завершено в декабре 1901 года, а к 1903 году в японию прибыл изготовленный в –оссии иконостас.

¬ 1906 году  иото стал кафедральным городом, а первым епископом  иотоским был св€титель јндроник (Ќикольский), убиенный в 1918 году и изображенный на иконе исповедников и новомучеников –оссийских. ¬ 1908 году на смену епископу јндронику в японию прибыл епископ —ергий (“ихомиров), также возглавивший  иотоскую кафедру. —таринное здание храма сохранилось до наших дней, став культурным досто€нием города.

— правнуком и тезкой одного из первых св€щенников в  иото иереем »оанном ќно мне довелось впервые встретитьс€ в “роице-—ергиевой лавре зимой 2006 года: св€щенники японской ѕравославной ÷еркви каждый год приезжают в обитель преподобного —ерги€, чтобы провести однуЦдве недели среди монашеской братии.

ј через несколько мес€цев, летом 2006 года, во врем€ краткой командировки в университет  иото, мы с коллегами не успели попасть на воскресное богослужение. ѕонима€, что, скорее всего, храм будет уже закрыт, мы все же решили хот€ бы снаружи посмотреть на это красивейшее дерев€нное здание, возведенное в старинном русском стиле.   тому же, Ѕлаговещенский собор расположен совсем недалеко от университета.

—овершенно случайно по дороге к храму нам удалось встретитьс€ с супругой отца »оанна матушкой —арой ќно, котора€ помогла нам и увидетьс€ с батюшкой, и побывать в самом соборе, и даже посмотреть на хран€щуюс€ в доме причта икону св€щенномученика јндроника (Ќикольского), написанную несколько лет назад ¬алентиной √лазовской в —ергиевом ѕосаде.

***

ѕроезжа€ в этот вечер  иото на автобусе, движущемс€ из ќсака в Ќаго€, вспоминаю внутреннее убранство храма и радуюсь возможности не просто мельком загл€нуть внутрь, а побывать здесь через несколько дней на Ѕожественной литургии.


[1] —м.: ƒневники св€тител€ Ќикола€ японского. «апись от 6 ма€ 1882 года.

[2] “ам же. «апись от 14 окт€бр€ 1901 года.

[3] ѕавел ќикава, иерей. »коностас храма св€щенномученика апостола »акова в  агосима // —эйкЄ дзихо. 2004. є 4. —. 2.

[4] ќсв€щение храма в  агосима. ¬стреча епископа —ерафима 26Ц27 окт€бр€ // —эйкЄ дзихо. 2002. є 12. —. 6Ц8.

[5] —эйкЄ дзихо. 1981. є 9. —. 6.

[6] —м.: ƒневники св€тител€ Ќикола€ японского. «апись от 20 сент€бр€ 1891 года.

[7] “ам же. «апись от 13 августа 1909 года.

 иото

ќсака

¬ центре японии. ќстров ’онсю,  обэ

’итоЄси, 16 декабр€

ќстров  юсю,  агосима

Галина Бесстремянная

13 феврал€ 2008 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0