японска€

ѕо православной японии. —тать€ 3

»з путевого дневника

«алив ’эда и гора ‘удзи
«алив ’эда и гора ‘удзи
/p>

Ђ роме земного отечества у нас есть еще ќтечество Ќебесное.   нему принадлежат люди без различи€ народности, потому что все люди одинаково дети ќтца Ќебесного и брать€ между собой. Ёто отечество наше есть ÷ерковь, которой мы одинаково члены и по которой дети ќтца Ќебесного действительно составл€ют одну семьюї, Ц писал некогда св€титель Ќиколай японский.  ак в своей семье ощущаешь себ€ и среди прихожан православных храмов «ападной епархии японской ѕравославной ÷еркви, с которыми мне посчастливилось провести –ождество и Ќовый, 2008 год.

26 декабр€. ¬стретив –ождество с прихожанами православной церкви в Ќаго€ в ночь 24/25 декабр€ (–ождество отмечаетс€ в японии по григорианскому календарю), рано утром вместе с супругой насто€тел€ прихода в Ќаго€ матушкой ћарией ћацусима отправл€емс€ на восток, в —идзуока. «десь в —имидзу работал отец матушки ћарии Ц известный русист профессор  оити ясуда, автор перевода на €понский €зык дневников императора Ќикола€ II. ƒва года назад профессор ясуда ушел из жизни, а собранна€ ученым огромнейша€ библиотека книг о –оссии была подарена университетам “окио и ќка€ма.

ѕо пути из Ќаго€ в —идзуока останавливаемс€ в ’амамацу. √ород находитс€ лишь чуть восточнее прихода «ападной епархии “оЄхаси, но ’амамацу Ц самый западный храм уже другой епархии Ц “окийской митрополии.

Ќебольшой дерев€нный храм затер€н в старинном городском квартале. ќн был возведен общиной к ѕасхе 1902 года вместо прежнего церковного дома, сгоревшего при пожаре.

Ўирина здешних улочек не больше полутора метров, и потому не то что две машины не разъедутс€, но и одна проедет с трудом. »нтересно, каким образом сюда завозили материал во врем€ реставрации старинного храма в 1994 году?

’рам со всех сторон окружен вереницей обычных двухэтажных жилых домов. ѕожилой человек, гул€ющий с ухоженной собачкой, радостно кивает нам и пытаетс€ подсказать дорогу: Ђј какой ¬ы ищете храм? ’рамов тут многої.

» действительно, наш собеседник прав: поблизости находитс€ католический собор довольно внушительных размеров.  роме этого, в ’амамацу, как и во всех городах японии, практически в каждом микрорайоне есть и протестантска€ церковь, используема€ преимущественно, а иногда и исключительно дл€ венчаний. Ђ«ал бракосочетанийї Ц так называют такие церкви.

»з ’амамацу отправл€емс€ вглубь “окийской митрополии, в город »дзу. «а исключением Ѕольшого “окио, где в пределах одного столичного округа наход€тс€ и кафедральный собор Ќиколай-до, и храм яматэ на северо-западе столицы, городок »дзу Ц единственный в японии, где на рассто€нии примерно в 6 км друг от друга можно найти два православных храма.

’рам  асивакубо
’рам  асивакубо
ќбъединенные недавней административной реформой в один муниципалитет храмы  асивакубо и —юдзендзи принадлежат к благочинию ќдавара. ѕоблизости выситс€ символ японии Ц гора ‘удзи. ≈е широкое подножие изобилует гор€чими источниками, поэтому здесь давно уже курортна€ зона с гостиницами Ц огромными и крошечными, в традиционно €понском и современном западном стиле.

Ќедалеко от —юдзендзи расположен залив ’эда, где в начале 1855 года затонул русский фрегат Ђƒианаї Ц он был перемещен сюда после повреждений, полученных во врем€ землетр€сени€ и цунами в порту —имода в декабре 1854 года.

ѕрибывша€ в японию дл€ заключени€ торгового договора русска€ делегаци€ во главе с адмиралом ≈вфимием ¬асильевичем ѕут€тиным была вынуждена провести три долгих мес€ца, возвод€ новый корабль с помощью €понских плотников. ¬се это врем€ русских путешественников, оказавшихс€ невольными заложниками природной стихии, приветствовал ‘удзи-сан, величественно всплыва€ в €сные зимние дни за водами залива.  ак же хотелось мореплавател€м вернутьс€ из этого маленького тихого уголка домой! » как скорбели они о смерти трех своих товарищей, почетно похороненных €понцами на территории буддийского кладбища, ведь ѕравославие пришло в японию позже Ц благодар€ заключенному адмиралом ѕут€тиным в феврале 1855 года —имодскому трактату и открытию в японии русских консульств.

¬ пам€ть о помощи €понских плотников русским мор€кам на побережье залива установлена стату€ дружбы. ќднако возведенна€ в 1960-е годы, она и по сегодн€шний день свидетельствует не о событи€х из истории двух государств Ц японии и –оссии, а о совсем другой дружбе, €понско-советскойЕ

«имнее солнце уже в 5 часов вечера заходит, вершина ‘удзи скрываетс€ за серыми облаками. ћы приезжаем в —имидзу, где профессор ясуда работал в течение последних 15 лет.

Ђќтец по-насто€щему жил –оссией. ѕриезжал в ћоскву и ѕетербург каждое лето. –абота€ в университете ќка€ма, он машинально сделал на бутылках, которые раньше ставили во дворе дл€ молочников, надписи по-русски. ”дивленный молочник бо€лс€ прикоснутьс€ к бутылкам, старательно подписанным странными красивыми знаками и, веро€тно, предназначенным дл€ чего-то весьма важного. ј отец поначалу не мог пон€ть, почему бутылки, на которых помечено “молоко”, все врем€ остаютс€ не наполненнымиї, Ц рассказывает сестра матушки ћарии Ц —ерафима.

ћуж —ерафимы Ц иподиакон храма в …окохама  ирилл »ноуэ Ц автор самой подробной литургической страницы в €понском интернете. «десь выложены тексты правила ко св€тому причащению, утренних и вечерник молитв, акафистов.

ѕосле первой поездки в ћоскву в 1966 году профессор ясуда привез домой старинную икону Ѕогородицы, трепетно скрыва€ ее от таможни в нагрудном кармане пиджака. ¬ то врем€ иконы практически нигде не продавались, и бабушка одного из русских коллег молодого ученого решила подарить свою семейную реликвию: Ђѕередай икону своему €понскому другу, € слышала, что €понцы очень религиозныеї. —ейчас эта икона Ѕогородицы Ђ—трастна€ї, чеканки конца XIX века, находитс€ в центре семейного иконостаса св€щенника √еорги€ и матушки ћарии ћацусима.

—в€титель Ќиколай японский. »кона из храма —идзуока
—в€титель Ќиколай японский. »кона из храма —идзуока
27 декабр€. √ород —имидзу в 2003 году стал одним из районов города —идзуока. ѕравославный храм в —идзуока находитс€ примерно в получасе езды от —имидзу.

—идзуока Ц это административный центр префектуры и главный храм православного благочини€, насто€телем которого служит протоиерей –оман ќкава. ќтец –оман поступил в “окийскую православную семинарию практически сразу после возобновлени€ в ней зан€тий в 1950-е годы. ¬ то врем€ в “окио, помимо мужской семинарии, как и во времена св€тител€ Ќикола€, действовала и православна€ женска€ школа. “ак в Ќиколай-до будущий св€щенник познакомилс€ со своей супругой матушкой Ќадеждой. ѕосле окончани€ женской школы матушка Ќадежда, подобно знакомым нам по дневникам св€тител€ Ќикола€ японского другим выпускницам школы, руководила катехизаторскими курсами в одном из сельских приходов столичного округа. ќтец –оман в течение многих лет занимаетс€ совершенствованием церковного пени€ в храмах “окийской митрополии, организу€ специальные семинары дл€ регентов и певчих.

¬ храме —идзуока мне удалось увидеть необычную икону св€тител€ Ќикола€: равноапостольный миссионер держит в руках собор Ќиколай-до. Ётот образ написан в јмерике по просьбе прихода Ќаго€.

¬ечером возвращаемс€ в Ќаго€, чтобы помочь при рассылке приходской газеты. —обственные ежемес€чные 4-8Цстраничные бюллетени выпускает каждый из главных храмов японии. ѕриходские газеты рассылаютс€ каждому из прихожан и в храмы всех благочиний. ѕоэтому в доме дл€ встреч верующих в любом из больших и маленьких храмов можно увидеть библиотечку с подшивками все€понского журнала Ђ¬естник ѕравослави€ї и православных газет всех благочиний страны. “ак верующие узнают о последних событи€х церковной жизни, о благоустройстве и благоукрашении церквей других епархий, о новых крещени€х и венчани€х, о миссионерских конференци€х и семинарах, о праздниках воскресных школ, о детских православных лагер€х, о паломнических поездках прихожан японии и о посещении храмов японии духовенством других православных стран.

¬ Ќаго€ помимо самого бюллетен€ издаетс€ и его сокращенный перевод на английский €зык.  роме этого выпускаютс€ специальные вкладыши дл€ прихожан из –умынии. ќтдельные экземпл€ры отправл€ютс€ и друзь€м прихода, живущим в других городах японии. ¬ храме больше 400 прихожан, но отец √еоргий и матушка ћари€ не забывают вложить дополнительные странички или фотографии каждому из них. ¬ этот раз в конверт дл€ одного из старейших членов православной общины √ригори€  ато, несколько дней назад пришедшего в храм на ночную службу и так радовавшегос€ тому, что скоро в Ќаго€ будет возведен новый собор, помещены фотографии –ождественской службы и подробного плана собора.

28 декабр€. —егодн€ в ’анда Ц сельском храме благочини€ Ќаго€ Ц совершаетс€ молебен перед началом Ќового года. ћолитва будет не в храме, а в доме одного из прихожан. ћолебен становитс€ альтернативой традиционным проводам старого года, когда во врем€ шумного веселого застоль€ в кругу своих сослуживцев, родственников или близких друзей все стараютс€ стереть из пам€ти прошлый год со всеми его радост€ми и горест€миЕ

ѕрихожанин ’анда »осиф ћики всегда приезжает на литургии и в ’анда, и в Ќаго€ со своей дочерью и внуком. 40 лет назад получивший традиционное католическое воспитание италь€нец ƒжузепино после изучени€ €понского €зыка в ѕарижском университете отправилс€ в “окио, чтобы стать проповедником католичества в столице японии. —ократив свое им€ до созвучного €понскому €зыку слова ѕино, молодой человек вз€л себе и €понскую фамилию ћики, что означает Ђ“ри дереваї. “ак в своем новом имени юноша захотел отразить учение о —в€той “роице. —тав катехизатором, ѕино ћики проводил в “окио встречи по изучению св€тоотеческого наследи€. ∆енившись на €понке, он переехал в предместье Ќаго€, где продолжал знакомить €понцев с христианством. Ћишь около дес€ти лет назад уже взрослый 50-летний человек пон€л, что всю жизнь он искал не просто христианство, а именно ѕравославие.  рестившись в расположенном поблизости православном приходе ’анда, он привел в православную церковь и семь учеников. ¬ своем доме ѕино (в крещении »осиф) собственными руками создал православную пустыньку. ¬ этой однокомнатной пристройке он обустроил домашнюю церковь с иконостасом и множеством самосто€тельно изготовленных икон-литографий.
Ќесколько раз в году благочинный Ќаго€ св€щенник √еоргий ћацусима служит в пустыньке »осифа молебны. ¬озглавл€емое »осифом ћики общество по изучению —в€щенного ѕисани€ продолжает и сейчас еженедельно собиратьс€ в доме учител€ из »талии. √осподин ѕино прекрасно говорит на €понском €зыке, владеет многими западными €зыками. Ђ—ейчас € учу румынский, чтобы читать на нем труды св€тых отцов, Ц рассказывает он. Ц –усский €зык дл€ мен€ очень трудный, а вот румынский стал “окном в ѕравославие”ї.

Ќесколько раз в году в самом храме ’анда организуютс€ семинары по изучению —в€щенного ѕисани€, на которых вместе с отцом √еоргием ћацусима выступает и »осиф ћики.

29 декабр€. ѕеред самым Ќовым годом вновь приезжаю в ќсака, чтобы побывать на всенощном бдении в этом втором по численности прихожан храме японии (крупнейший приход Ц это, конечно же, “окийский собор). ќднако в предновогодние послерождественские дни в храмах японии прихожан не так много. ¬ середине службы в храм заходит верующий из √рузии: он уже давно работает в предместье ќсака, но только недавно узнал о православном храме. ¬месте с ним пришла и молода€ €понка Ц дочь его знакомых и его будуща€ крестница.

ѕервый раз направл€€сь в храм ќсака, «аза заранее вз€л с собой традиционный подарок Ц бутылку красного грузинского вина, оставленную им после сегодн€шней всенощной в качестве пожертвовани€ храму.

Ђћне здесь очень понравилось. ќб€зательно снова придуї, Ц говорит православный грузин, пораженный удивительным пространством и красотой убранства храма, величием старинного иконостаса и звучанием –ождественского канона.

»коностас в ќсака действительно уникальный. Ќедавно в японии впервые отмечалс€ необычный юбилей Ц столетие не храма, а только иконостаса. Ќаписанный в 1907 году дл€ храма в пам€ть русских военнопленных, умерших в ћацу€ма во врем€ русско-€понской войны, иконостас вместе со зданием храма был перенесен в “окио, когда кафедральный собор Ќиколай-до был серьезно поврежден во врем€ землетр€сени€ 1923 года. ’от€ впоследствии Ќиколай-до и был полностью отстроен благодар€ усили€м преемника св€тител€ Ќикола€ митрополита —ерги€ (“ихомирова), храм ћацу€ма, расположенный в нескольких дес€тках метров от Ќиколай-до, продолжал оставатьс€ теплым зимним храмом “окио. Ћишь в 1962 году при возведении в ќсака нового храма взамен разрушенного во врем€ ¬торой мировой войны сюда был перенесен иконостас обветшавшего храма ћацу€ма.

Ќасто€тель храма ѕокрова Ѕогородицы в ќсака св€щенник ƒавид ћидзугути занимаетс€ изучением переводов Ѕиблии на €понский €зык и €вл€етс€ одним из членов интернет- общества православных библеистов японии, организованного матушкой ћарией ћацусима. ќтец ƒавид хранит в пам€ти малейшие подробности биографии одного из самых удивительных прихожан Ц сподвижника св€тител€ Ќикола€ переводчика Ќакаи ÷угумаро.

Ђ”дивительным человеком был ѕавел Ќакаи. ќн много читал конфуцианских философов, был знаком с христианством. Ќо все врем€ продолжал искать дл€ себ€ что-то другое. ”слышав от одного из своих товарищей слово “ѕравославие”, в тот же миг, еще ничего не зна€ об учении, пон€л, что это и есть предмет его поисков Ц истинна€, правильна€ вера. ќдно только слово переменило всю жизнь человекаї, Ц задумчиво и в то же врем€ радостно восклицает св€щенник после вечерней службы.

 —лужит св€щенник »оанн ќно, насто€тель храма в  иото
—лужит св€щенник »оанн ќно, насто€тель храма в  иото
30 декабр€. ѕосле субботней всенощной в ќсака, в воскресенье утром, отправл€юсь на литургию в  иото Ц древнюю €понскую столицу. ќкруг  иото граничит с префектурой ќсака, поэтому путь на электричке от города-спутника ќсака —уита, где расположен православный храм, до центра  иото занимает меньше часа. ѕравославный храм Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в  иото находитс€ в самом центре города, недалеко от императорского дворца. Ёто кафедральный собор «ападной епархии.

ѕеред воскресной литургией в соборе было крещение молодой €понки и ее сына-младенца. ¬о врем€ самой службы молились €понцы и несколько русских прихожан. Ќекоторые ектении, возгласы и молитва Ђќтче нашї звучали по-церковнослав€нски. ¬ соборе было много детей-школьников, внимательно слушавших проповедь св€щенника перед причастием.

— утра и в ќсака, и в  иото шел сильный зимний дождь, а днем в окруженном горами  иото обещали снег. ќднако с началом литургии выгл€нуло солнце, радовавшее затем всех христиан, возвращавшихс€ после службы домой в суету предновогодних праздников.
ѕосле литургии мы говорим с насто€телем храма в  иото св€щенником »оанном ќно о жизни первого  иотоского епископа св€тител€ јндроника (Ќикольского), св€того молитвенника и о –усской, и о японской ѕравославной ÷еркви.

¬споминаем о старани€х русского жизнеописател€ св€щенномученика јндроника ¬иктора јндреевича  оролева по воссозданию храма-мемориала в ѕерми. ќтец »оанн с любовью рассказывает о своем путешествии по –оссии, об исключительной красоте раннего утреннего богослужени€ в “роицком храме —ергиевой лавры у мощей преподобного.

31 декабр€. ¬ последний день уход€щего года отец √еоргий ћацусима два часа разговаривал с посетителем-€понцем, специально приехавшим в этот выходной день в Ќаго€ из достаточно удаленного пригородного местечка, чтобы поподробнее познакомитьс€ с основами ѕравослави€.

Ётот посетитель впервые узнал о христианстве благодар€ протестантам. ќднако молодому человеку было непон€тно, чем протестантское учение о всепрощении отличаетс€ от положений тех буддийских сект, которые обещают вечное блаженство не только избранным, а всем, кто прилежно выполн€ет р€д установленных правил Ц например, регул€рно читает тексты сутр, полученные в качестве Ђоткровенийї буддийским монахами средних веков.

¬ 24.00 31 €нвар€ по всей японии в буддийских храмах раздаютс€ 108 ударов колокола, символизирующие 108 человеческих грехов. «вонить в колокол за символическую плату может каждый желающий, поэтому к колоколам известных буддийских храмов в новогоднюю ночь выстраиваютс€ огромные очереди: здесь и люди средних лет, и молодые пары с детьми, и небольшие группы старшеклассников и студентов. „тобы не заставл€ть людей долго ждать, к обычному билу колокола прив€зывают несколько веревок, и каждый удар могут сделать одновременно несколько человек.

ј 1 €нвар€ по традиции €понцам нужно посетить синтоистский храм; дл€ этого торжественного событи€ и сейчас и взрослые, и дети надевают праздничные кимоно.

” дверей всех магазинов и у входа в квартиры жилых домов повсюду сто€т новогодние украшени€ из сосны и бамбука и вис€т веточки сосны и мандарина, символизирующие долголетие.

ѕраздничные блюда традиционного новогоднего кушань€ также св€заны с долголетием, процветанием и благополучием.

1 €нвар€. ¬ первый день наступившего года в храмах Ќаго€ и ’анда совершаютс€ молебны Ц в 11 часов утра в Ќаго€, а поле этого отец √еоргий полтора часа едет в ’анда, чтобы днем отслужить молебен и в этой сельской церкви.

ћолитва в православном храме и проповедь св€щенника напоминают прихожанам, что православный молебен и упование на помощь Ѕога совершенно отличны от совершаемых в это же самое врем€ по всей японии молебнов в синтоистских и буддийских храмах.

ѕроход€ по старому городу Ќаго€, можно видеть предновогодние объ€влени€ с расценками известных кумирен: простой (частный) молебен Ц 10000 йен (около 100 долларов), особый молебен Ц 20000 йен (200 долларов).

языческие традиции, во многом уже неотделимые от национальных праздников и национальной культуры, в японии прививаютс€ еще в детском саду и начальной школе. ≈сли группа дошкольников или младшеклассников идет на экскурсию в синтоистский храм и все пробуют звонить в колокол, хлопать в ладоши и клан€тьс€ перед изображением местного божества, то и дети из православных семей вынужденно начинают вести себ€ как все. ¬ыступление коллектива школьников с танцами во врем€ синтоистских шествий воспринимаетс€ не столько как праздник местной кумирни, озера или мор€, а просто как день города или квартала. —ами €понцы не ассоциируют приобретени€ такого рода знаний с религиозным воспитанием, дл€ них это лишь элемент культуры или истории.

∆ивущие в японии иностранцы из православных стран стараютс€ в такие дни просто не водить своих маленьких детей в детский сад. Ќо заставить ребенка пропускать праздничные вечера и утренники в школе в японии практически невозможно: если ребенок не участвует в тех или иных факультативах или не бывает на школьных праздниках, то он становитс€ Ђбелой воронойїЕ

ѕосле молебна в ’анда и обсуждени€ планов прихода по строительству просторного дома дл€ встреч верующих, вместе с семьей св€щенника √еорги€ ћацусима отправл€емс€ на запад японии, в сторону города ќка€ма, к побережью ¬нутреннего японского мор€.

Ќовый год

 иото

ќсака

’анда

—идзуока

’амамацу Ц —имидзу

Галина Бесстремянная

16 апрел€ 2008 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0