японска€

ѕо православной японии: стать€ 5

¬осточно-японска€ епархи€

ƒар св€тител€ Ќикола€ японского

—обор Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в —эндай
—обор Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в —эндай
—обор Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в —эндай

¬ 1814 году на севере острова ’онсю в семье знатных земледельцев ямада родилс€ первенец  энсай, с детства про€вивший способности к учению. ѕоэтому наследование имени€ было передано его младшему брату, а  энсай начал постигать различные науки. Ќа него обратил внимание один из врачей города ќдатэ и пригласил стать приемным сыном в семье  имура. Ёто был старинный обычай того времени, когда не имевшие наследника родители просили молодого человека женитьс€ на их дочери и прин€ть их родовую фамилию. ¬ японии XIX века часто будущие супруги знакомились только во врем€ свадьбы. ¬первые повстречав жениха, невеста горько заплакала: талантливый молодой человек имел серьезный физический недостаток Ц искривленный позвоночник. Ќа старинной фотографии  энсай и его супруга запечатлены сид€щими на татами, при этом  имура  энсай оказываетс€ почти на голову ниже своей жены. ¬месте они прожили долгую жизнь, имели шестерых сыновей. ¬ ќдатэ  имура известен как благотворитель, на средства которого была построена нынешн€€ городска€ больница.

¬ 1850-е годы на ’оккайдо по€вились иностранные суда. Ќа остров были направлены полицейские войска, где в качестве военного врача служил  имура  энсай. ѕозже  имура открыл в ’акодатэ частное училище и преподавал начала традиционной китайской медицины местным самура€м. ѕомимо собственно медицины, большое внимание удел€лось основам синто, конфуцианства, а также истории японии. ¬ начале 1860-х годов в школу пришли два новых слушател€ Ц русский иеромонах консульской церкви Ќиколай ( асаткин) в сопровождении переводчика.

¬ 1864 году  имура  энсай вернулс€ в ќдатэ. ¬ благодарность за обучение в его школе иеромонах Ќиколай подарил своему преподавателю столовый набор: граненые стаканы ручной работы и серебр€ные вилки. Ђ«ападные чашки и западные столовые приборыї, Ц написано черной тушью на боковой стенке старинного дерев€нного €щика. Ќа внутренней стороне крышки €щика читаем следующий текст: Ђ¬ первый год эпохи √андзи (1864) в четвертом мес€це русский монах русского консульства в ’акодатэ преподносит  имуреї. ¬ дерев€нном €щике находилось три граненых стакана, чуть отличающихс€ друг от друга по высоте и по рисунку на стекле.

¬ наши дни, когда один из родственников семьи  имура заболел и ему прописали лекарство, он попросил принести стакан, подаренный св€тителем Ќиколаем японским. Ђ≈сли выпить назначенное врачом лекарство из стакана от такого великого человека, то об€зательно наступит исцелениеї, Ц так думал больной. ќн действительно поправилс€ и потому захотел оставить чудотворный стакан в своей семье. ¬от почему в конце феврал€ 2009 года диакон прихода ћагата отец »оанн  ама€, рассказыва€ мне эту историю, показывает €щичек с трем€ отделени€ми дл€ стаканов, где самих стаканов осталось только два. Ђ—ам  имура  энсай не прин€л крещени€, но один из его внуков €вл€етс€ прихожанином нашей церквиї, Ц добавл€ет отец »оанн.

’рам Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы в ћагата Ц самый северный храм острова ’онсю, наход€щийс€ в 100 километрах от центра благочини€ города ћориока, в 260 километрах от —энда€, главного города ¬осточно-японской епархии, и почти в 500 километрах от “окио.

¬ 2004 году рассказу о приходе ћагата, о дерев€нном храме 1892 года Ц старейшем православном храме японии, о 18 его иконах ямасита –ин, €вл€ющихс€ культурным сокровищем города ќдатэ, была посв€щена воскресна€ передача €понского образовательного канала NHK. ¬ передаче была показаны и реликви€ семьи  имура Ц стаканы от равноапостольного Ќикола€.

¬ течение трех самых холодных и снежных дней феврал€ 2009 года мне посчастливилось путешествовать по ¬осточно-японской епархии, побывать в ћориока и в старинном сельском приходе ћагата.

ѕуть в —эндай

—эндай Ц крупнейший город на северо-востоке полуострова ’онсю. јдминистративный центр префектуры ћи€ги, город-миллионник расположен в 300 километрах к северу от “окио. —коростной поезд —инкансэн преодолевает это рассто€ние за два часа, а междугороднему автобусу требуетс€ четыре-п€ть часов.

— островом ’оккайдо —эндай св€зывает не только воздушное сообщение, но также железна€ и автомобильные дороги, проход€щие по специально вырытому туннелю между ’онсю и ’оккайдо. ћежду городами “омакомаи (где находитс€ один из храмов благочини€ —аппоро) и —эндай круглогодично курсирует паром. ¬ —эндай и ближайших приходах мне уже довелось побывать однажды в середине лета и вновь в конце зимы 2007/2008 года. ќднако в самое северное благочиние ’онсю сейчас € направл€юсь впервые.

¬ыезжаю из €понской столицы, где в конце феврал€ во всю чувствуетс€ приближение весны. ”же почти мес€ц как цветет слива, а несколько недель назад, когда выдались необычно теплые дни, распустились и цветки раннего сорта сакуры. —ветло-розовые лепестки €понской вишни раскрылись как раз 16 феврал€ Ц в день преставлени€ архиепископа Ќикола€ японского и стали подарком всем токийским жител€м.

ƒвижение из €понской столицы на север острова ’онсю подобно путешествию на машине времени Ц из ранней весны обратно в самую снежную зиму. “окийский вокзал ”эно, расположенный недалеко от кладбища янака Ц места упокоени€ равноапостольного Ќикола€ японского. —легка припорошенные снегом рисовые наделы в префектурах долины  анто. јвтобус бежит по скоростной дороге, а где-то поблизости выс€тс€ православные храмы северо-восточной части столичной митрополии. Ёто двухэтажный храм в  анума, с необычной лестницей Ц чем-то напоминающей ведущую на √олгофу лестницу снаружи храма ¬оскресени€ ’ристова в »ерусалиме. ÷ерковь  онстантина и ≈лены в ”цуноми€, возведенна€ совсем недавно Ц в 2004 году. ƒо этого богослужени€ совершались в старинном дерев€нном храме, устланном циновками-татами. —реди рисовых полей воздвигнуты храмы в “эга, в —ка, монастырь подворь€ ћосковской ѕатриархии в “иба.

Ќо вот уже и префектура ‘укусима, относ€ща€с€ к ¬осточно-японской епархии.   сожалению, старинный храм в самом городе ‘укусима погиб при пожаре еще в первые годы становлени€ ѕравослави€ на €понской земле. — 1884 года использовалс€ временный храм, который не сохранилс€ до наших дней. ќднако в другом городе префектуры, —иракава, выситс€ красивейший дерев€нный храм белого цвета. ќ ѕравославии здесь стало известно уже в 1876 году, а в 2006 году была выпущена юбилейна€ книга об истории прихода.

¬ японской ѕравославной ÷еркви около 70 приходов, и почти половина из них Ц 32 прихода Ц наход€тс€ в ¬осточно-японской епархии. ѕрежде всего, это св€зано с тем, что именно отсюда началось распространение ѕравослави€. ѕрин€вшие крещение в ’акодатэ первые ученики тогда еще молодого иеромонаха Ќикола€ ( асаткина) отправились в качестве св€щенников или катехизаторов в ближайшие города на ’оккайдо и на северо-восток острова ’онсю. ¬ затер€нных в горах деревушках многие скрывались от гонений 1872Ц1873 годов, когда православных жителей ’акодатэ и —эндай бросали в тюрьмы.

—евера японии практически не коснулись авианалеты ¬торой мировой войны. ѕоэтому здесь сохранились старинные здани€ храмов и архивные материалы приходских библиотек.

—эндай

√ород —эндай ведет свою историю с 1600 года, когда в преддверии эпохи Ёдо талантливый военачальник и самурай ƒатэ ћасамунэ стал первым кн€зем (даймЄ) и построил замок в —эндай. Ёто было окончание поры междоусобных войн и сама€ середина Ђхристианского столети€ї, когда в японии велась активна€ проповедь европейских миссионеров. ƒатэ ћасамунэ покровительствовал христианству, поэтому и сейчас в музее современного искусства города …окохама на традиционном свитке он изображен на фоне большого креста. ќднако вр€д ли сам ћасамунэ прин€л крещение.

¬ 1613 году ƒатэ ћасамунэ отправил в ≈вропу посольство, возглавл€емое его приближенным ’асэкура ÷унэнага. ÷елью этого посольства из 180 человек было установление торговых отношений между кн€жеством —эндай и »спанией, а также просьба прислать в —эндай католических миссионеров. ћимо ‘илиппин, ћексики и »спании посольство направл€лось в –им. ќ приезде €понцев писали европейские газеты, сообщали изданные по этому случаю книги. ћисси€ стала первой делегацией €понцев, пересекших “ихий и јтлантический океаны.

¬ конце 1614 года посольство достигло ћадрида, в €нваре ’асэкура удостоилс€ приема у корол€ »спании ‘илиппа III, а в феврале 1615 года прин€л крещение. ¬ конце 1615 года мисси€ добралась до –има, и ’асэкура получил грамоту гражданина этого города. Ѕыл он прин€т и папой –имским.

¬ городском музее истории —энда€ сохранились предметы церковной утвари, привезенные миссией из ≈вропы. —реди экспонатов специально отведенного зала есть и портрет ’асэкура Ц старейший портрет €понца, написанный маслом и поэтому €вл€ющийс€ национальным культурным сокровищем. ’асэкура изображен мол€щимс€ перед –асп€тием. „ерты лица приближенного сэндайского кн€з€ очень выразительны. ѕортрет намного реалистичнее помещенного р€дом стандартного портрета папы ѕавла V, растиражированного во множестве копий, одна из которых и была подарена €понцам.

ѕровед€ два года в ≈вропе, в 1617 году посольство направилось в ћанилу. Ќо в японии в это врем€ начались гонени€ на христиан, и в ћаниле корабль сто€л в т€гостном ожидании в течение двух лет. ¬последствии ’асэкура вернулс€ в японию, где, веро€тнее всего, был убит при гонени€х. —мерти подвергс€ и сопровождавший посольство св€щенник Ћуис —отело, которого схватили, когда он вновь попыталс€ проникнуть в японию.

√ородской музей —энда€ находитс€ у подножи€ холма, на котором раньше располагалс€ кн€жеский замок. ¬ водах протекающей р€дом реки в такие же холодные февральские дни 1624 года были утоплены восемь человек вместе с португальским св€щенником √арбарио. ¬ 1971 году с его родины был принесен камень, и в небольшом парке на берегу реки был установлен монумент в пам€ть христианских мучеников. ¬ центре изображен сам св€щенник, р€дом Ц стилизованные фигуры самура€ и земледельца.

ќ ѕравославии в —эндай стало известно в 1869 году. — 1872 года православной общиной в —эндае руководил ѕавел —авабэ, будущий первый св€щенник-€понец. ¬ городе открылись четыре молитвенных дома, где собирались более ста последователей нового дл€ японии учени€. ќднако 2 ма€ 1872 года по обвинению в распространении Ђвредного учени€ї катехизаторы и 14 активных прихожан были арестованы.

¬ то врем€ в —эндае было уже 120 верующих. ќни подвергались допросам, преследовани€м и наказани€м за принадлежность к ѕравославной ÷еркви. ¬ласти не щадили даже 10Ц12-летних детей, которые поражали неверующих €понцев своим знанием и пониманием сути христианства.

¬о врем€ большого воздушного налета на —эндай 9 июл€ 1945 года возведенные во времена св€тител€ Ќикола€ японского храм, дом причта и дом дл€ собраний были полностью уничтожены. ”сили€ми прихожан общины в течение дес€ти лет велось строительство нового храма. ќн был осв€щен в апреле 1959 года в честь Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы. ¬ 1998 году собор был полностью обновлен.

—эндай Ц это крупный город, известный своими университетами и научными институтами. —обор находитс€ в самом центре, недалеко от центральной станции. ѕоэтому здесь много верующих из других стран. «ан€ти€ катехизаторских курсов при соборе стали первым шагом дл€ прин€ти€ ѕравослави€ несколькими прихожанами-€понцами.

ћориока

’рам в ћориока
’рам в ћориока
’рам в ћориока

√ород ћориока расположен к северу от —эндай. —юда можно добратьс€ по скоростному шоссе, однако во врем€ снегопадов движение часто бывает приостановлено. —коростна€ ветка —инкансэна была проложена достаточно недавно Ц раньше на север отправл€лись лишь обычные электрички. ¬ честь продлени€ скоростного пути до ћориока железнодорожна€ компани€ выпустила красочный плакат, на котором крупным планом изображен православный храм этого города. “ак, подобно официальному символу города ’акодатэ Ц православному храму ¬оскресени€ ’ристова, и храм в ћориока стал насто€щим символом города. ’рам находитс€ на высоком холме, поэтому его действительно видно из пронос€щихс€ в достаточном отдалении электричек и поездов.

”же в 1870-е годы в ћориока жили православные катехизаторы, а в 1875 году приехавший сюда первый €понский св€щенник ѕавел —авабэ крестил 73 человека. ќбщина собиралась в доме самура€ —айкайси, прин€вшего крещение с именем »оанн. —ын »оанна ћарк окончил  иевскую духовную академию и стал профессором “окийской семинарии. ¬ 1876 году был приобретен участок земли, на котором возвели здание храма.

—овременный храм построен в 1960 году. ѕо форме храм ћориока похож на храм города —идзуока в центральной японии[1]. ¬ ћориока имеетс€ более дес€ти икон, написанных »риной-–ин ямасита. »коностас также работа этой иконописицы.  олокола пожертвованы верующими из јмерики.

Ќынешний насто€тель ћориока Ц молодой св€щенник —тефан ”тида. ¬ 2008 году отец —тефан сопровождал епископа —эндайского—ерафима во врем€ поездки в –оссию и участвовал в торжественной Ѕожественной литургии в московском храме в Ѕибирево, за которой состо€лась передача столичному храму ковчега с частицей мощей равноапостольного Ќикола€ японского[2]. «атем в течение недели св€щенник жил в —в€то-“роицкой —ергиевой лавре.

¬ летние дни в ћориока живет и прежний насто€тель протоиерей ѕетр ќикава[3]. ЂЌоги у мен€ разболелись, Ц рассказывает отец ѕетр. Ц Ќо благодар€ лечению на юге острова  юсю, где служит насто€телем мой сын ѕавел ќикава, € уже могу хорошо ходить. —ъездить бы снова в –оссию, пройти бы этими ногами весь путь св€тител€ Ќикола€ из ѕетербурга в Ќиколаевск! ѕобывать бы в русских деревенских храмах!ї.

—в€щенник вспоминает свои паломнические поездки:  иев, ѕсков, ѕетербург, ћосква, ’абаровск. Ѕатюшка рассказывает о благоустройстве прихода в  усиро, где он служил больше 25 лет, о строительстве храма в  амимуса в 1978 году.

Ђѕусть даже и не удастс€ мне вновь пройтись по –оссии, но сама эта мечта дарит мне насто€щую радостьї, Ц улыба€сь, добавл€ет св€щенник.

ћагата

’рам Ѕлаговещени€ в ћагата
’рам Ѕлаговещени€ в ћагата
’рам Ѕлаговещени€ в ћагата

¬ результате административной реформы ћагата стал частью города ќдатэ, однако раньше это была небольша€ деревн€ в предместье старинного кн€жеского города. ¬ самом ќдатэ прежде также были и храм, и самосто€тельный приход. ќднако здание храма не сохранилось, и приходы были объединены.

ѕуть в ћагата из ћориока лежит по северному скоростному шоссе. ƒует сильный ветер, вокруг раскинулись широкие рисовые пол€, покрытые толстым снежным покровом. ѕри ветре охапки снега лет€т в лобовые стекла машин, поэтому вдоль пересекающих пол€ дорог установлены высокие металлические щиты, станов€щиес€ преградой снежной пурге.

—евер ’онсю Ц это горный район с цепочкой действующих вулканов. ¬ наши дни в горах прорыты километровые и двухкилометровые туннели. „асто перед въездом в туннель снег падает стеной, а дорога полностью занесена, потому что в японии практически нигде снег не расчищают. ¬ыезжаешь из туннел€ Ц и уже нет снегопада, нет и налипшего на асфальт снега. ¬споминаютс€ €понские сказани€ о драконе, голова которого свисает по одну сторону горы, а хвост Ц по другую. «астр€вший в горах дракон непрестанно рыдает, поэтому по одну сторону горы Ц ливень и наводнение, а по другую Ц засуха. » лишь храбрец “аро (им€ соответствует русскому имени »ван) переворачивает дракона, чтобы теперь в его страдающей от засухи деревне прошел долгожданный дождь. “ак в народных сказках преломились географические реалии севера японии Ц высокие горы, станов€щиес€ преградой дождевым или снежным облакам.

Ђѕрихожане ћагата живут и в самой ћагата, и в центре города ќдатэ, и в ближайшей к ћагата деревне, откуда родом первый православный христианин јкахира ћисао, Ц рассказывает благочинный иерей —тефан ”тида. Ц —ейчас легко путешествовать на машине, а в послевоенные годы св€щенникам »ову Ѕаба (митрофорный протоиерей, до 2008 года был благочинным ’акодатэ, сейчас служит в  амиисо. Ц √.Ѕ.) и протоиерею ¬асилию “агути (св€щенник в »синомаки, р€дом с —эндай. Ц √.Ѕ.) приходилось ездить на поезде и ходить пешком. “ак и путешествовали они из дома в дом, останавлива€сь на ночлег у прихожан. ј каково пройтись пешком по таким заснеженным сельским дорогам? ƒа и прежние тепловозы не зр€ назывались “черные поезда”. ѕри въезде в туннель клубам дыма от сгоравшего топлива было некуда детьс€, они опускались на пассажиров, и те становились совсем чернымиї.

ѕервым катехизатором в здешних местах стал присланный из ’акодатэ јлексий яманака. ¬ то врем€ в ћагата учителем местных реб€тишек был јкахира ћисао. ”слышав от своего ученика ’атакэ€ма »тиносукэ про катехизатора в ќдатэ, јкахира начал посещать лекции и участвовать в дискусси€х, задава€ множество вопросов. ¬ конце концов јкахира стал приверженцем ѕравослави€. “еперь он смог ответить своему ученику »тиносукэ о том, как нужно относитьс€ к ѕравославию: Ђ—ледует увероватьї. ќднако »тиносукэ происходил из семьи, где веками чтилс€ буддизм, и это было дл€ него не так просто.

јкахира прин€л крещение с именем ѕавел. Ѕлагодар€ наставлени€м катехизатора јлекси€ яманака и своего друга ѕавла јкахира в 1879 году крестилс€ и »тиносукэ, нареченный »оанном.  рещение совершил св€щенник из консульской церкви в ’акодатэ иеромонах јнатолий (“ихай).

Ђ»оанн ’атаке€ма Ц старик 47 лет, вполне преданный ÷еркви, Ц писал впоследствии св€титель Ќиколай об основателе общины ћагата. Ц ќн стоит звани€ катехизатора и по своей ревности к проповеданию слова Ѕожи€. ќн очень уважаем в здешней местности и известен здесь вс€кому просто под именем “ћагата-но о€-гата” (то есть “родоначальник деревни ћагата”. Ц √.Ѕ.), имеет много родичейї (запись в дневнике от 8 ма€ 1893 года).

8 марта 1891 года »оанн совершил паломничество в “окио, где присутствовал на осв€щении кафедрального собора ¬оскресени€ ’ристова (Ќиколай-до). ѕораженный величием круглого купола этого собора византийского стил€, он задумал построить церковь и дл€ общины в ћагата. »оанн попросил епископа Ќикола€ прислать инженера-плотника, работавшего на строительстве кафедрального собора. “ак на земельном участке семьи ’атакэ€ма всего за три мес€ца была возведена дерев€нна€ церковь. 31 июл€ 1892 года она была осв€щена в честь Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы.

Ђ¬ церкви много кое-чего скопировано с миссии; церковка внутри производит при€тное впечатление, тем более что иконостас дл€ нее, написанный в мастерской »риной ямасита, вышел довольно красивыйї, Ц пишет св€титель Ќиколай (запись в дневнике от 8 ма€ 1893 года). ¬се 18 икон храма написаны »риной-–ин ямасита и €вл€ютс€ культурным сокровищем города ќдатэ. ¬ храме имеетс€ икона Ђ¬оскресение ’ристової, точна€ копи€ подаренной в 1891 году цесаревичу Ќиколаю јлександровичу, будущему императору-страстотерпцу, св€тителем Ќиколаем японским. ѕо просьбе императора японии владыка Ќиколай отправилс€ с этим подарком к цесаревичу, чтобы загладить впечатление от печального инцидента в ќцу (недалеко от  иото), где на наследника русского престола было совершено покушение[4].

¬оскресное ≈вангелие в ћагата читает св€щенник —тефан ”тида. –€дом Ц диакон »оанн  ама€
¬оскресное ≈вангелие в ћагата читает св€щенник —тефан ”тида. –€дом Ц диакон »оанн  ама€
¬оскресное ≈вангелие в ћагата читает св€щенник —тефан ”тида. –€дом Ц диакон »оанн  ама€

ѕрихожане церкви написали грамоту-благословение, сохранившуюс€ до наших дней. ¬ ней повествуетс€ об истории ѕравослави€ в »ерусалиме и √реции, о пламенной вере строителей храма, о необходимости православной проповеди в японии. √рамота и сейчас висит в притворе, при входе в среднюю часть храма. ќдна из прихожанок ћагата Ц внучка православного христианина јвраама, подписавшего в 1892 году грамоту от имени остальных верующих.

ƒерев€нное здание храма Ѕлаговещени€ в 1966 году было признано пам€тником культуры префектуры.

¬ ћагата около 20 семей прихожан, в основном это пожилые люди, так как молодежь уезжает на работу и учебу в большие города. ¬ерующим трудно издалека приезжать на богослужени€ и в субботу, и в воскресенье. ѕоэтому часто по субботам благочинный служит совсем один в старинном дерев€нном храме. ¬о врем€ воскресной литургии на службе бывает дес€ть человек. Ђ оличество верующих уменьшилось по сравнению с периодом ћэйдзи, однако благодар€ ревностной вере нынешних прихожан не угасает огонек ѕравослави€ї, Ц читаем мы на сайте благочини€.

¬еро€тнее всего, специально дл€ гостьи из –оссии иерей —тефан ”тида и диакон »оанн  ама€ произнос€т сегодн€ некоторые ектении и возгласы на церковнослав€нском €зыке. —в€щеннослужители с теплотой вспоминают свои поездки в –оссию и мечтают вновь побывать в —в€то-“роицкой —ергиевой лавре. Ђѕервый раз € посетил лавру в 1970 году, тогда это был еще «агорск. ¬ –оссии мне довелось побывать четыре раза, а мои дети изучают русский €зыкї, Ц улыба€сь, говорит отец »оанн.

ѕо моей просьбе, диакон »оанн принес в храм семейную реликви€  имура Ц граненые стаканы, подаренные св€тителем Ќиколаем в 1864 году. —таринный дерев€нный €щик был завернут в традиционный €понский платок Ц фуросики, используемый дл€ перенесени€ предметов. Ђ√ород ќдатэї, Ц написано на платке.

¬ храме ћагата есть икона д€ди диакона »оанна Ц ѕетра —асаки. »конописец ѕетр —асаки писал иконы и дл€ другого сельского храма благочини€ ћориока. —ейчас он живет в одном из финских монастырей, куда вскоре в паломническую поездку собираетс€ и отец »оанн. ѕрофессиональный фотограф, диакон »оанн  ама€ €вл€етс€ главным фотографом —эндайской епархии и автором сайта прихода ћагата.

¬о врем€ службы отец »оанн звонит в громадный колокол, который один из прихожан ќсака специально заказал дл€ ћагата в јмерике. «вучные густые звуки метрового колокола в маленькой заснеженной деревушке, где, подобно другим сельским местам японии, особенно сильно ощущаетс€ родова€ приверженность буддизму, Ц это еще одно чудо неугасаемой православной веры в современной —тране восход€щего солнца.


јвтор приносит сердечную благодарность епископу —эндайскому —ерафиму (÷удзиэ), св€щеннику сэндайского кафедрального собора иерею  лименту  одама, благочинному ћориока иерею —тефану ”тида и диакону ћагата отцу »оанну  ама€ за помощь во врем€ поездки.

[1] http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=754&did=2110

[2]http://www.pravoslavie.ru/put/4036.htm

[3]http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=754&did=2091

[4]http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=754&did=2092

‘ото автора

Галина Бесстремянная

6 апрел€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0