—ербска€

ЂЅрат исторический сербї

»нтервью с регентом ѕредрагом ћиодрагом, преподавателем духовной семинарии в —ремских  арловцах (—ерби€)

ѕредраг ћиодраг в гост€х в —ретенском монастыре в ћоскве
ѕредраг ћиодраг в гост€х в —ретенском монастыре в ћоскве
/p>

Ц ѕредраг, ¬ы были одним из первых представителей —ербской ѕравославной ÷еркви, приехавших учитьс€ в русских духовных школах после довольно долгого перерыва. –аньше, до революции, в –оссии учились очень многие сербские богословы, будущие архиереи и церковные де€тели. ѕотом по политическим причинам был значительный перерыв.

Ц Ќадо уточнить: € был не первым. ƒо мен€ после ¬торой мировой войны уже учились представители —ербской ÷еркви, но в ћосковской духовной академии. Ќо ваш вопрос верен в том отношении, что € был первым, кто приехал тогда в —анкт-ѕетербургскую (тогда Ћенинградскую) духовную академию. Ёто произошло в 1977 году, еще при митрополите Ќикодиме (–отове), а ректором тогда был архиепископ ¬ыборгский  ирилл, нынешний ѕатриарх ћосковский и все€ –уси. я проучилс€ с 1977 по 1981 год в академии и на регентских курсах (классах).

Ќедавно € был в —анкт-ѕетербурге. » сейчас там учитс€ 17 сербских студентов, что не может не радовать.

Ц  то из тогдашних преподавателей вам особенно запомнилс€? — кем из богословов вам удалось пообщатьс€ в те годы?

Ц я хорошо помню, что когда приехал, то преподаватель истории –усской ÷еркви и —лав€нских ÷ерквей протоиерей »оанн Ѕеревцев мен€ встретил словами: Ђ¬ы у нас исторический сербї. ѕотом он мен€ так и называл Ц Ђбрат исторический сербї. ѕочему исторический? ѕотому что € действительно первым приехал туда учитьс€ после довольно длительного перерыва.

ѕомимо отца »оанна, € с особой теплотой вспоминаю покойного отца протоиере€ Ћивери€ ¬оронова. Ёто был изумительный, на мой взгл€д, богослов, человек очень глубокой веры и автор серьезных научный трудов. ќн вел у нас историю ÷еркви и догматическое богословие.

», конечно, сама€ значительна€ дл€ мен€ фигура Ц это мой научный руководитель почивший Ќиколай ƒмитриевич ”спенский, преподаватель по церковному пению и регентству и, конечно, серьезный литургист. ѕод его руководством € и писал свою работу. «аканчивал диссертацию, уже уехав домой, потому что у него не так легко было писать: надо было справитьс€ не только с научным аппаратом, но и с рукописным фондом, что требовало серьезных усилий. Ќо сейчас € безгранично счастлив тому, что ”спенский был моим научным руководителем.

÷ерковное право и византологию нам преподавал протоиерей —тефан ƒымша. ћне особенно запомнились преподаватели с регентского отделени€, например по вокалу Ц √алина —ергеевна ѕетрова. ƒл€ мен€ имело особое значение это приобщение к традиции церковного пени€, духовна€ постановка голоса.

Ц Ќасколько в вашей дальнейшей преподавательской де€тельности пригодилс€ опыт, накопленный за врем€ учебы в –оссии?

Ц  огда € вернулс€ в 1982 году, то решением —в€щенного —инода был назначен преподавателем церковного пени€ и регентом студенческого хора Ѕогословского факультета —ѕ÷ в Ѕелграде.  онечно, опыт, накопленный в русских духовных школах, особенно в регентском деле, мне очень пригодилс€.

ƒело в том, что тогда в Ѕелграде было очень мало церковных хоров. 15 лет тому назад мы с нашим коллегой основали фестиваль духовной музыки в Ѕелграде. ѕотом по€вились так называемые летние духовные академии: это что-то вроде лагерей в —туденице и других наших известных лагер€х, где стараютс€ возродить и преумножить традиции церковного пени€.

Ц ћы знаем, что вы, в том числе во врем€ своих исследований, занимались изучением наследи€ русских богословов и церковных де€телей. Ќа ваш взгл€д, каково было вли€ние –усской ÷еркви в эмиграции, центр которой в межвоенный период находилс€ в вашей стране?

Ц я могу судить об этом по своему личному опыту, поскольку еще застал, еще помню русскую эмиграцию, русский приход, жизнь русского подворь€ в Ѕелграде 40 лет назад. я поступил в 1968 году в Ѕелградскую семинарию св€того —аввы и одновременно прислуживал в храме —в€той “роицы подворь€ ћосковской ѕатриархии в Ѕелграде, непосредственно общалс€ с русскими белыми эмигрантами, с остатками русских беженцев после революции. Ёто были 60-е годы XX века, и тогда русских еще было довольно много в Ѕелграде. ¬сенощна€ на подворье тогда длилась, как и сейчас в –оссии, Ц ничего не пропускалось.

ќтец насто€тель храма и мой первых духовник Ц отец ¬италий “арасьев, скончавшийс€ в 1974 году, и его сын, сослужитель и преемник Ц отец ¬асилий “арасьев, который собственно и привез мен€ с собой в –оссию, в те годы служили и в храме —в€той “роицы и раннюю литургию в »верской часовне на русском участке кладбища в Ѕелграде, где похоронены знаменитые русские де€тели, богословы, ученые. ѕод часовней находитс€ склеп и усыпальница, где похоронен митрополит јнтоний (’раповицкий) и его келейник архимандрит ‘еодосий. Ёто очень св€тое и знаменитое место. “ам же р€дом находитс€ пам€тник двум с половиной миллионам русских воинов ѕервой мировой войны. “еперь в »верской часовне редко служат. “ам идет реставраци€.

» отец ¬италий, и его сын, отец ¬асилий, который родилс€ уже в —ербии, говорили €зыком Ђбелыхї русских. “акого русского больше нет.

Ц  ак ваш духовник отец ¬италий “арасьев учил относитьс€ к ÷еркви?

Ц —воим примером. ќтца ¬итали€ € никогда не видел без р€сы; его сына, отца ¬асили€, тоже. ¬ р€се и с крестом везде, куда бы ни шли, даже на базар. “ы христианин и остаешьс€ им в любом месте. ѕусть весь мир вращаетс€ вокруг теб€, но он не должен касатьс€ близко твоего сердца. Ќе случайно самые образованные и высокодуховные сербы, в том числе и богослов преподобный »устин (ѕопович), исповедовались у отца ¬итали€. ќтца »устина спрашивали: Ђ ак ¬ы, ученый человек, исповедуетесь у простого батюшки?ї. » отец »устин отвечал: Ђƒа, он простой, но молитвенникї.

ѕосле причасти€ отец ¬италий дл€ каждого находил ласковое словечко, и ты чувствовал, что приходил к √осподу, ќтцу своему, попадал в ≈го объ€ти€. ј потом шел по делам до следующей встречи. ¬от так батюшка общалс€ с нами, молодыми семинаристами.

Ц ј какие службы вам запомнились в русской церкви особенно?

Ц ќтец ¬италий очень любил служить литургию и служил ежедневно, но мне лично запомнились долгие всенощные. »х все выстаивали, и никто не жаловалс€, все дышали одним духом. ј у отца ¬асили€, его сына, запомнилась больше литурги€ и его возгласы. ” него был прекрасный тенор, из€щный голос очень широкого диапазона. ѕомню его высокое Ђфаї, которым он настраивал хор на Ђћилость мираї јрхангельского. » делал это так, что поднимал весь храм. ¬есь храм становилс€ небом на земле.

Ц  акой жизненный урок, ѕредраг, вы получили в русской церкви —в€той “роицы?

Ц ќтец ¬италий ничему не учил. ќн просто проповедовал собой, своей улыбкой нес мир и спокойствие. “акже и отец ¬асилий.

ќдним словом, в 1960Ц1970-е годы русска€ жизнь в Ѕелграде была очень активной, и € с –усью познакомилс€ именно там, а в баритональном теноре отца ¬итали€ “арасьева, как мне казалось, слышалась русска€ степь, и когда € приехал сюда, то убедилс€, что это именно так.

ѕотом хором управл€л и јндрей ¬итальевич “арасьев, который, по-моему, лучший знаток русского наследи€ в Ѕелграде.

“рудно недооценить значение дл€ нас, сербов, русских эмигрантов: митрополита јнтони€ (’раповицкого), св€тител€ »оанна Ўанхайского, архимандрита  иприана ( ерна), владыки »оанна (Ўаховского); многие из них кончали наш богословский факультет, преподавали в наших духовных школах. —в€титель »оанн Ўанхайский преподавал, например, вместе с нашим преподобным »устином (ѕоповичем) в семинарии в Ѕитоле.

–усские оставили свой след во всех област€х духовной, культурной и национальной жизни —ербии и внесли колоссальный вклад.

Ц ¬ам довелось учитьс€ в русских духовных школах и долгое врем€ преподавать в сербских. „то, на ваш взгл€д, есть общего и какие различи€ сейчас существуют между ними?

Ц ћне кажетс€, что самое важное, что можно почерпнуть в духовных школах ћосковской ѕатриархии, Ц это богослужение, это молитвенна€ жизнь. —ейчас все больше возрождаетс€, укрепл€етс€ ваше русское духовное наследие. ¬озврат к вашим св€тым отцам означает одновременно возвращение к древним отцам. —амое драгоценное, на мой взгл€д, Ц это что у вас богословие идет параллельно с возрождением духовной жизни.

ј у нас немножко другой подход. —ейчас наблюдаетс€ некоторый уклон, не скажу, чтобы к западному, но несколько к более философскому подходу. “о есть больше делание происходит в уме, а о том, чтобы приложить сердце к молитвеЕ

я думаю, что насто€щие богословы, воплотившие богословие в своей жизни, говор€т нам о том, что нет духовной жизни, если не прилагаешь сердце. Ќеобходима умно-сердечна€ молитва. ћожет ли молитва быть только умной? ¬от вопрос всем нам, богословам.

Ѕеседовал иеромонах »гнатий (Ўестаков)

29 июн€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0