—ербска€

Ёто наш »ерусалим

Ѕеседа с епископом –ашко-ѕризренским ‘еодосием

¬ ѕасхальные дни епископ –ашко-ѕризренский ‘еодосий дал небольшое интервью –адио –еспублики —ербской (Ѕосни€ и √ерцеговина). ¬ беседе с корреспондентом владыка коснулс€ р€да актуальных вопросов жизни сербского населени€ на территории  осово и ћетохии и де€тельности —ербской ѕравославной ÷еркви. Ќаиболее острые вопросы, которых коснулс€ –ашко-ѕризренский епископ, касаютс€ продажи сербской земли и охраны св€тынь —ербской ÷еркви и мировой культуры. Ёти трудноразрешимые вопросы €вл€ютс€ одновременно и жизненно важными дл€ быти€ сербского народа и ÷еркви на  осово и ћетохии.

— момента интронизации владыки ‘еодоси€ на кафедру в ѕризрене, произошло несколько знаменательных событий: вернулись к богослужебной жизни важнейшие храмы, в ѕризрене возобновилась церковна€ жизнь. Ќо, по-прежнему, не все так просто и легко. —воими мысл€ми на этот счет делитс€ владыка ‘еодосий.

Ц ¬аше ѕреосв€щенство, ¬ы вернули резиденцию вашей епархии в ѕризрен, возродили к жизни старое и важное место нашей истории, духовности и культуры. ћожем ли мы сказать, что ѕризрен сегодн€, спуст€ более дес€ти лет страданий, запустени€, переселений и пожаров воскресает над всеми этими бедами.

Ц ¬оскресение церковной и духовной жизни в ѕризрене дл€ всех нас Ц одно из крупнейших и важнейших событий в  осове и ћетохии. ’от€ сегодн€ там живет лишь 18 сербов. ќни остались здесь и после 1999 года, живут вплоть до сегодн€шнего дн€. ќчень мало тех, кто вернулс€. ќбновление наших св€тынь и возвращение епископской резиденции подобно возвращению души самому городу.  огда все было разрушено и не было богослужений, ѕризрен выгл€дел как совершенно чуждый город. —егодн€ отреставрирован храм —в. √еорги€, епархиальное здание, частично восстановлен храм Ѕогородицы Ћевишкой и некоторые другие св€тыни. ≈сли Ѕог даст, мы планируем отреставрировать семинарию и начать работу в ней, чтобы наши св€тыни снова заси€ли, и это новое качество, которого мы добились сейчас в городе, новый вид, новое лицо ѕризрена действительно заметили все, невзира€ на то, сербы они, албанцы или турки. Ёто всегда был многонациональный город.

Ц —ерьезные проблемы существуют или посто€нно повтор€ютс€, недавно украдена часть кровли с храма Ѕогородицы Ћевишкой, который находитс€ под защитой ёЌ≈— ќ. Ёто произошло практически в присутствии  осовской полиции, охран€ющей св€тыню. —ообщаетс€ об отзыве италь€нского контингента  ‘ќ–, в св€зи с чем будут поставлены под угрозу ¬ысокие ƒечаны и ѕечска€ ѕатриархи€.  ак ¬ы смотрите на происход€щее, есть ли у ¬ас решение дл€ подобных случаев?

Ц ћы будем и дальше работать над тем, чтобы наши главные св€тыни охран€л в первую очередь  ‘ќ–, особенно ѕечскую ѕатриархию, ƒечаны и ƒевич, в то же врем€ и самые небезопасные монастыри в  осове и ћетохии. Ѕогородица Ћевишка Ц кафедральный собор, находитс€ в самом ѕризрене, и, к сожалению, защита  ‘ќ– сейчас невозможна, так как количество воинских частей уменьшено, а согласно общей директиве из Ѕрюссел€ защиту должны брать на себ€ местные силы безопасности, полици€. —ледствие по краже олова с церкви Ѕогородицы Ћевишкой продолжаетс€, и когда оно будет закончено, € предложу, чтобы защиту осуществл€л EULEX (международна€ полици€). я надеюсь, что это будет дополнительно мотивировать косовскую полицию, чтобы та в будущем не допускала подобных промашек, так как это портит их репутацию, а международные силы очень чувствительны, особенно EULEX и  ‘ќ–. ≈сли случаетс€, что под их защитой будет украдена часть крыши, то кто-то из их официальных лиц может сказать, что возможно это ветер сорвал часть крыши или она украдена подр€дчиками. ќни посто€нно ищут какое-то оправдание. Ќо мы будем старатьс€, и € надеюсь, что дела будут обсто€ть лучше и дл€ нас, и дл€ наших св€тынь.

Ц ћы не скажем ничего нового, если напомним, что в  осове и ћетохии подвергаютс€ наибольшей опасности лица не албанского происхождени€. ќтдельный вопрос, как сегодн€ найти подход и помочь настолько чувствительному, ранимому и оставленному человеку, как его сохранить в христианском единстве и как вселить в него надежду, чтобы тот боролс€ с проблемами и дилеммами, которые у него есть и которые ему нав€зывают. ќдна из таких проблем, котора€ по€вилась давно и актуальна до сих пор, ― продажа сербской земли албанцам в  осове и ћетохии.  ак вы справл€етесь с этими проблемами?

Ц ћогу сказать, что это самый деликатный вопрос дл€ всех нас. ¬ целом, продажа сербских земель албанцам в  осове и ћетохии Ц больша€ проблема, с которой мы сталкиваемс€ и стараемс€ найти способ решить ее. ќсобенно этот вопрос болезнен, когда некоторые сербы продава€ свой участок став€т под угрозу других своих соседей сербов, которые хот€т остатьс€ жить на своей земле. ћожно даже сказать, что это про€вление эгоизма. Ќадо чтобы они знали, что продажа земли не принесет им счасть€, их ближним, так как на чужом несчастье счасть€ не построишь. Ёто общее моральное правило, особенно дл€ нас, христиан. Ёти люди должны понимать, что эта земл€  осово и ћетохии в прошлом полита кровью, слезами и потом наших предков, которые были готовы отдать жизнь за нее, за наши св€тыни, а мы сегодн€ должны за всем этим следить, а ни в коем случае не продавать, тем более тем, от кого наши предки ее берегли. ќсобенно деликатно обстоит дело, если эта земл€ была церковной. Ёто часто случаетс€, на что € всегда говорю тем люд€м, что они действительно не могут строить свое счастье на таком фундаменте, и должны хорошо знать, что деньги ― не самое важное, что это не единственное богатство. ¬се же, человек должен иметь мир в душе и жить в мире с собой и другими людьми, и лишь тогда это насто€щее богатство.

Ц ¬аше ѕреосв€щенство, сербы в эти годы между собой приветствовали друг друга словами: Ђ¬ следующем году в ѕризренеї. —егодн€, когда вы вернулись в ѕризрен, что мы можем сказать, может ли это приветствие стать и воскресным посланием нашим слушател€м?

Ц ѕризрен Ц это наш »ерусалим, наш  онстантинополь. Ёто город цар€ ƒушана, со всеми своими св€тын€ми и красотами, поэтому мы по праву можем сказать, что ѕризрен Ц это наша душа, и мы так позиционируем себ€, когда речь идет об этом городе. —лава Ѕогу, мы вернулись в ѕризрен, но вс€ наша жизнь сегодн€ должна стать посто€нным возвращением к нашему  осову, а прежде всего Ц  осовскому завету, которым наш народ дал обет Ѕогу, что останетс€ на пути ’ристовом, а это путь веры и пор€дочности и всего того, что хорошо. ¬озвращение в ѕризрен, по сути, имеет одно символическое значение дл€ нас, особенно дл€ тех, кто живет в  осове и ћетохии. Ёто приветствие ― Ђ¬ следующем году в ѕризренеї ― мы можем уподобить одному более общему приветствию: Ђ¬ следующем году в  осове и ћетохииї, так как, возвраща€сь к  осову, мы возвращаемс€ к завету св€того кн€з€ Ћазар€ и ко всем тем ценност€м, с которыми наш народ через ÷ерковь ’ристову взошел на мировую арену. “ак наш народ в истории оставил свое место и выжил на этой св€той земле.

.

ѕеревела с сербского јнна –адун

5 ма€ 2011 года

 омментарии читателей
2011-11-02
03:00
јндрей:
 осово и ћетохи€ должны оставатьс€ ƒуховным сердцем —ербии не только на карте,но и в Ћитургической жизни
2011-05-06
22:34
ќлег:
–аз ÷ерковь жила, и живЄт в этих т€жЄлых услови€х, значит она будет жить, до сканчани€ века!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


“рансл€ци€ в формате RSS 2.0