јнтиохийска€

—в€щенномученик »осиф ƒамаскин

/p>

¬ земной жизни cв€щенномученика »осифа (Ж 1860; пам€ть 10 июл€ н. ст.) звали отцом »осифом ћуханом аль-’аддадом; он был сын √еорги€ ћоисе€, внук ћухана аль-’аддада [1]. ≈му нравилось представл€тьс€ человеком с бейрутскими корн€ми, чь€ родина ƒамаск, а вера Ц ѕравославие[2]. ≈го отец покинул Ѕейрут в последней четверти ’VIII века и обосновалс€ в ƒамаске, где занималс€ ткачеством, женилс€ и дал жизнь трем сыновь€м: ћоисею, јврааму и »осифу. —емь€ вела свое происхождение от √ассанидов; предки отца »осифа в XVI веке перебрались в ливанскую деревню јль-‘ирзул, оттуда Ц в Ѕискинту в √орном Ћиване, а затем в Ѕейрут.

ѕо словам биографов, отец »осиф был среднего роста, с светлым благородным лицом, высоким лбом, проницательным взгл€дом и густой бородой, седые пр€ди которой расходились, словно солнечные лучи на рассвете.

–ождение и юность

ќн родилс€ в мае 1793[3] года в бедной, но благочестивой семье. ¬ раннем возрасте он получил некоторое образование[4], то есть познакомилс€ с арабским письмом и немного с греческим €зыком. ќтец »осифа, будучи более не в состо€нии оплачивать его обучение, решил прервать его[5], чтобы определить сына на работу с шелком. Ќо нищета не подавила в »осифе жажды знаний, и он нашел выход из положени€: весь день работал, а по ночам самосто€тельно училс€. ¬еро€тно, пример его старшего брата ћоисе€, человека начитанного и прекрасно знающего арабский €зык, возбуждал в »осифе эту т€гу к знани€м. ” ћоисе€ была небольша€ домашн€€ библиотека, с книгами из которой жаждал познакомитьс€ и »осиф; к сожалению, в возрасте 25 лет ћоисей покинул этот мир; говорили, что он умер от того, что слишком перенапр€гс€ в учении. Ёто суровое испытание побудило родителей »осифа с подозрением относитс€ к его зан€ти€м. ∆ажда знаний, тем не менее, продолжала жить в сердце »осифа.

14-летний юноша прин€лс€ читать книги брата, но был разочарован тем, что мог пон€ть лишь немногое из прочитанного. ќднако это лишь подхлестнуло его решимость. ќн говорил сам себе: Ђ–азве авторы этих книг не такие же люди, как €, так почему же € не могу пон€ть эти книги? я должен постигнуть их смыслї[6].

«атем он училс€ у дамасского старейшины-мусульманина ћухаммада аль-јттара, одного из величайших ученых своего времени; он научил св€того »осифа арабскому €зыку, логике, искусству спора и правилам аргументации. ќднако »осифу пришлось вновь прервать обучение, поскольку отцу т€жело было оплачивать стоимость уроков и книг, так что юноша был вынужден вернутьс€ к прежнему образу жизни: работа в течение дн€ и самообразование по ночам.

—ледует отметить, что школьное образование тогда было напр€мую св€зано с верой и богословием. ћы не должны забывать также и о том, что Ѕибли€ всегда была самым важным учебником. »осиф посв€щал все вечера изучению ¬етхого и Ќового «аветов, сопоставл€€ греческий текст —ептуагинты с арабским переводом до тех пор, пока не достиг совершенства в переводе с греческого. ќн занималс€ не только греческим €зыком, помнил наизусть большую часть Ѕиблии. ќн использовал любую возможность получить как можно больше знаний. »осиф изучал теологию и историю под руководством √еорги€ Ўахадеха —абаха[7]. ѕотом он стал преподавать вне дома, и научилс€ ивриту у одного своего еврейского студента.

“акие упорные труды пробудили страх в его родител€х, и они попытались отговорить св€того »осифа от дальнейшего обучени€ и преподавани€, опаса€сь, что его постигнет судьба брата. Ќе преуспев в уговорах, они прин€ли другое решение: дали ему в жены девушку из ƒамаска, по имени ћарь€м аль- урши, когда ему было всего 19 лет (в 1812 году). Ѕрак, однако, не отвлек его от погони за знани€ми; в его жизнеописании рассказываетс€, что даже в ночь своей свадьбы он продолжал читать и учитьс€.

ќтец »осиф как св€щенник

ѕрослышав о хорошей репутации »осифа, церковный приход ƒамаска обратилс€ к патриарху —ерафиму (1813Ц1823) с просьбой сделать »осифа св€щенником. ѕатриарх рукоположил его в диакона, а затем в св€щенника в течение одной недели Ц в то врем€ св€тому »осифу было только 24 года (это было в 1817 году). —ледующий патриарх, ћефодий (1824Ц1850), узнав благочестие, знани€ и мужество »осифа, удостоил его сана протоиере€ и дал титул великого домохранител€ (ойконома). Ќа прот€жении многих лет с особой ревностью проповедовал св€той »осиф с амвона ѕатриаршего собора (аль-ћарь€мейх)[8], достиг в этом многого, так что некоторые сравнивали его со св€тителем »оанном «латоустом.

¬ конце XIX века, 39 лет спуст€ после преставлени€ мученика, јмин  аирала писал в своей книге: ЂЅлагоухание его проповедей до сих пор помн€т пожилые людиї. ќтзвуком этих проповедей было и замечание, сделанное в начале ’’ века ’абибом аль-«ай€том, мелькитским писателем, о том, что св€той »осиф был славен среди православных арабов своими знани€ми и проповед€ми.

≈го проповеди легко узнаваемы по убедительным доказательствам и неопровержимым доводам. ѕо словам »сы »скандера аль-ћалуфа, св€той »осиф обладал тихим голосом, который, однако, был слышен на рассто€нии. Ћюди слушали его с охотой и радостью и стремлением следовать его советам и хранить его заветы.

“акже он был усердным в утешении людей, которых посетило горе, в оказании помощи неимущим, в укреплении слабых. ¬ 1848 году, когда в ƒамаске буйствовала желта€ лихорадка, отец »осиф ухаживал за больными и хоронил погибших, не бо€сь подхватить опасную инфекцию, ибо его вера была глубока и крепка. Ѕолезнь эта отн€ла у него одного из сыновей, но он все с тем же самоотвержением продолжал выполн€ть об€занности пастыр€. ќн пользовалс€ большим уважением людей ƒамаска, видевших в нем образ св€того ѕавла, который сказал: Ђћы отвсюду притесн€емы, но не стеснены; мы в отча€нных обсто€тельствах, но не отчаиваемс€; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. ¬сегда носим в теле мертвость √оспода »исуса, чтобы и жизнь »исусова открылась в теле нашемї (2  ор. 4: 8Ц10).

ќн немало усилий приложил и к тому, чтобы отвратить людей от многих неправославных традиций при обручении, свадьбе и на похоронах. ќн был знатоком не только духовного устроени€, но и в деле постройки церквей. ¬ 1845 году он восстановил церковь св€того Ќикола€[9], что р€дом с ѕатриаршим собором, котора€, увы, была полностью разрушена огнем во врем€ страшных событий 1860 года.

ѕатриарша€ школа

—ейчас уже невозможно точно определить ни кто учредил ѕатриаршую школу в ƒамаске, ни когда она была создана. ¬сем известно, что в XIX веке школа прочно св€зывалась с именем отца »осифа, так что и более известна как его школа.

¬озглавив школу в 1836 году, отец »осиф объединил ее учеников со своими студентами [10]. ќн не жалел сил дл€ ее развити€. Ѕыл учрежден совет школы; учител€м назначено регул€рное жалованье. ¬се это послужило к тому, что в школу стали стремитьс€ студенты со всей —ирии и Ћивана.

ќтец »осиф заботилс€ о просвещении умов православных молодых людей, а также о том, чтобы должным образом Ђподготовить их к св€щенству и научить быть полезными паствеї. ƒеньги на образование жертвовались верующими и ѕатриархатом[11].

ќн стремилс€ укрепить интерес к богословию. ¬ 1852 году, в правление јнтиохийского патриарха »ерофе€ (1850Ц1885), отец »осиф предприн€л труды по открытию факультета богословских исследований, стрем€сь подн€ть его до уровн€ других богословских школ православного мира[12]. “уда были зачислены 12 студентов, все они впоследствии стали епископами. ћученический конец отца »осифа в 1860 году не дал осуществитьс€ его мечте о создании факультета уже на твердом основании.

ќн смог вдохнуть в своих учеников дух мира и уверенности в благе, который так свойствен св€тым, и этот благочестивый дух распростран€лс€, как по цепочке, от его студентов и выпускников до всех их знакомых, коллег и друзей. “ак его учение распростран€лось все шире, а его образование приносило добрые плоды.

»звестно, что отец »осиф в течение определенного времени Ц между 1833 и 1840 годами Ц преподавал и в Ѕаламандской семинарии.

Ћичность св€того

ќдной из главных черт личности этого пастыр€ и учител€ было бессребреничество. ¬ некоторых источниках говоритс€, что он не получал жалованье ÷еркви[13]. ѕо словам одного из русских учеников, св€той »осиф не имел дохода и от преподавани€ в школе, а жил трудами своих детей[14]. ƒеньги никогда не интересовали его.

Ѕлагодар€ своей безупречной репутации, отец »осиф получил приглашение от  ирилла II, патриарха »ерусалимского (1845Ц1872), в иерусалимскую церковную школу (аль-ћусалабе) преподавать арабский €зык. ќн отклонил его, хот€ патриарх предлагал ему заманчивый оклад Ц 25 фунтов стерлингов[15]Ц да к тому же еще жилье и св€щенническое жалованье. ќн сказал: Ђя был призван служить в ƒамаске; “от,  то призвал мен€ к этому, насытит мен€ї.

ќн был истинно верующим человеком, искренним в своей вере, необыкновенно терпеливым, праведным, кротким, тихим, скромным[16], сострадательным и дружелюбным; он не любил говорить о себе и смущалс€, когда слышал похвалы от других людей, не зна€, как на них отвечать. ќн был мудрым и терпеливым в своем пастырстве; спор€ с учеными, он говорил на их €зыке, а убежда€ простых людей Ц на их.  огда несколько человек по простоте своей отошли от ÷еркви по незначащей причине, патриарх ћефодий попросил его вернуть их. ѕрид€ к ним, св€той »осиф не показал своего недовольства их поступком, но был добр с ними, принес им иконки, и они, пока€вшись, вернулись в лоно ÷еркви, ибо он затронул их сердца.

 ак ученый, он был словно профессор среди учителей[17], звезда ¬остока, труженик-интеллектуал. » сегодн€ даже многие неправославные считают его одним из великих христианских ученых своей эпохи. Ђ¬ ѕравославной ÷еркви это была весьма примечательна€ личность; подобных больше не было, разве что √еоргий Ћианї.

÷ерковь чтит в нем великого богослова, он гордость ѕравослави€, св€щенномученик и пример праведности и благочести€. ¬от каким был протоиерей »осиф ƒамаскин, один из людей Ѕожиих.

Ѕиблиотека и труды отца »осифа

” нас нет данных о величине библиотеки отца »осифа, потому что она погибла в огне или была разграблена во врем€ бедствий в 1860 году, когда он прин€л венец мученичества. ≈го плем€нник »осиф јбрахам аль-’аддад отмечал, что в 1840 году у отца »осифа было около 1827 (или, возможно, 2827) книг.

“руды отца »осифа многочисленны: он свер€л ѕсалтырь, Ѕревиарий, “ребник и ѕослани€ апостолов с греческим оригиналом. ќн перевел на арабский €зык Ђ атехизисї св€тител€ ‘иларета, митрополита ћосковского. ѕри копировании рукописей он имел обыкновение сравнивать их с другими и исправл€ть; его версии были надежны, как Ђнеподдельные серебр€ные монетыї. ќн отредактировал перевод ЂЅесед на книгу Ѕыти€ї св€тител€ ¬асили€, выполненный диаконом јбдаллой аль-‘адель аль-јнтаки, а также 30 проповедей св€тител€ √ригори€ Ѕогослова. ќбычно он так заканчивал рукопись: ЂЁта книга была скопирована с древней рукописи и полностью ей соответствуетї, Ц и ставил свою печать. ¬се православные типографии, такие как, например, св€того √еорги€ в Ѕейруте, √роба √осподн€ в »ерусалиме, арабские типографии в –оссии, полагались на отца »осифа в редактировании, сопоставлении и считывании книг. ¬ богословии, литературе и гуманитарных науках его печать стала печатью довери€. ¬ переводах с греческого на арабский €зык и с английского на греческий ему помогал янни ѕападопулос. ќтец »осиф внес большой вклад в редактирование арабского перевода Ѕиблии, изданного в Ћондоне. ¬се наброски, подготовленные ‘аресом аль-Ўидиаком и Ћи, были исправлены отцом »осифом после сопоставлени€ их с греческим и еврейским текстами.

≈го вклад в литературу Ц это надежность и точность, ибо он всегда боролс€ с типографскими ошибками. ћы ничего не знаем о его собственных трудах, разве что о нескольких стать€х его. ¬идимо, он считал себ€ недостойным сто€ть р€дом с великими отцами ÷еркви и потому ограничивалс€ переводами, редактированием и представлением их трудов верующим в виде чистого, неиспорченного и безупречно точного наследи€.

ќтец »осиф и мелькиты

¬ эпоху, когда жил отец »осиф, проблема борьбы с мелькитами, которые совсем недавно[18] отошли от ѕравославной ÷еркви, была наиболее сложной и болезненной дл€ всех верных ѕравослави€. ¬ то врем€ все усили€ были направлены на то, чтобы раскольники вернулись в лоно ÷еркви. ¬ решении этого вопроса некоторые следовали по пути политического и административного давлени€, другие же Ц по пути достижени€ взаимного согласи€. ќтец »осиф принадлежал ко вторым[19].

ќн ненавидел насилие и не допускал даже мысли о том, чтобы обратитьс€ с жалобами к правител€м ќсманской империи и с их помощью подавить мелькитов[20]. Ёто непродуктивный метод; он лишь усилит разделение.

“рудно говорить о продуктивности того метода, которого придерживалс€ отец »осиф, но произошедшее в 1857 и последующие годы свидетельствует о том, что его видение было более правильным. ¬ том же году, когда патриарх мелькитов  лимент утвердил григорианский календарь дл€ своей ÷еркви, многие вознегодовали и решили вернутьс€ к матери-÷еркви[21]. √руппа верующих, руководима€ Ўибли аль-ƒемашки: √еоргий јнжури, »осиф ‘ураиг, ћоисей аль-Ѕари, —аркис ƒибане и ѕетр аль-ƒжахель Ц обратилась за помощью к отцу »осифу, который прин€л их радушно и три года укрепл€л их в вере и просвещал. ќн написал предисловие к книге Ўибли аль-ƒемашки о взгл€дах этой группы.  нига называлась Ђ’ристианский закон превыше астрологических расчетовї; она была напечатана в издательстве √роба √осподн€ в 1858 году. √руппа эта быстро увеличивалась, пока не стало известно о мученической смерти отца »осифа во врем€ массовых убийств в 1860 году, а он мог бы вернуть и других мелькитов к православной вере.

ќтец »осиф и протестантские миссионеры

” отца »осифа было несколько столкновений с протестантами. Ќаиболее важные из них случились в городах ’асбай€ и –ашай€, а также и в ƒамаске. ¬ ’асбай€ американские миссионеры-протестанты[22] пользовались большим успехом благодар€ школе, которую они открыли в этом городе. Ѕолее 150 человек перешли в протестантизм в результате конфликта между православными людьми в этих двух городах. ѕосланный патриархом ћефодием[23] отец »осиф смог вернуть некоторых заблудших в ѕравославие. ќн успешно противодействовал миссионерам, несколько раз опровергнув их доводы. ¬ ƒамаске он много усилий приложил к тому, чтобы, следу€ своему пастырскому долгу, направить паству к свету и укрепить ее против сект и ересей.

ќдин английский миссионер, √рейм, имел обыкновение, встреча€ отца »осифа, обсуждать с ним Ѕиблию. «аметив, что этот миссионер неправильно истолковывает его ответы, отец »осиф попросил прислать ему вопросы в письменной форме. ќн не сразу ответил, и миссионеры было решили, что доказали ему его неправоту. Ќо прид€ к нему в начале ¬еликого ѕоста, они получили ответы на все свои вопросы и поразились верности и полноте его знаний. —ледствием этого инцидента стало то, что протестанты перестали миссионерствовать в православной общине; вопросы же их были написаны дл€ проверки, а не дл€ дискуссии.

¬еликий де€тель јнтиохийской ÷еркви

Ќесомненно, в XIX веке отец »осиф был величайшим де€телем јнтиохийской ÷еркви. Ёто было т€желое врем€ дл€ јнтиохии: мелькитский раскол привел к весьма критическому положению в различных сферах, особенно в пастырской. ѕротестантские миссионеры были весьма активны и агрессивны, а ÷ерковь Ц немощной и слабой, невежественной и бедной. Ќачина€ с 1724 года, иерархи были чуждыми этой земле и ча€ни€м ее народа. јнтиохи€ стала заложницей мнени€, что она вскоре совсем ослабеет и отойдет римо-католикам. ќт имени всего ѕравослави€  онстантинополь и »ерусалим распределили между собой полномочи€ назначать епископов јнтиохийской ÷еркви и определ€ть ее судьбу. ¬ то врем€ не было ни компетентных св€щенников, ни серьезного пастырского попечени€. јнтиохийскую ÷ерковь того периода можно сравнить с кораблем, сильно пострадавшим в бурю и почти потонувшим. » вот среди этих проблем и опасностей, словно молода€ ветвь, расцвело благочестие отца »осифа, весьма радеющего о Ѕоге и ÷еркви ’ристовой на земле.

Ќачалось возрождениеЕ ∆изнь отца »осифа, его пыл, благочестие, бессребреничество, любовь к знани€м, самоотверженное пастырское попечение, проповеди, руководство, письменные труды, переводы и школа способствовали этому, укрепл€ли дух, трогали сердца и усиливали решимость. Ќовое поколение, новое мышление и новое направление расцветали. Ђ—тали сближатьс€ кости, кость с костью своеюЕ и вошел в них дух, и они ожилиї (»ез. 37: 7, 10).

Ѕолее 50 церковных лидеров учились у него и стали в итоге подобными ему: патриарх ћелетий (аль-ƒумани, Ж 1906), первый с 1724 года местный патриарх; √авриил (Ўатила), митрополит Ѕейрутский и Ћиванский (Ж 1901); великий ученый √ерасим (яред), митрополит «ахле, —айдна€ и ћаалула (Ж 1899); среди его учеников было более дес€ти архиереев, а также большое количество св€щенников, среди которых архимандрит јфанасий ( азеер, Ж 1863), основатель Ѕаламандской семинарии; отец —пиридон —аруф (Ж 1858), декан духовной школы в »ерусалиме и редактор издательства √роба √осподн€; протоиерей »оанн ƒумаи (Ж 1904), основатель арабского издательства в ƒамаске, а также известные мир€не, такие как ƒимитрий Ўахадех, столп антиохийского возрождени€; ћихаил  лайла, руководитель патриаршей школы в ƒамаске, и доктор ћихаил ћашаках (Ж 1888).

Ёто и есть то, к чему св€той »осиф стремилс€ в течение всей жизни, говор€: Ђя посе€л семена в вертограде ’ристовом и жду урожа€ї. ¬от почему митрополит √авриил (Ўатила) сказал: Ђ” ƒамаска три светоча: апостол ѕавел, »оанн ƒамаскин и »осиф ћухан аль-’аддадї.

≈го жизнь венчает подвиг веры и несказанной любви, €вленной в его мученичестве во им€ √оспода.

ћученичество [24]

9 июл€ 1860 года, когда в ƒамаске начались беспор€дки, многие христиане укрылись в ѕатриаршем соборе (аль-ћарь€мейх); некоторые пришли из ливанских городов ’асбай€ и –ашай€, где началс€ погром и даже были уже убийства. ќстальные прибыли из деревень вокруг ƒамаска.

ѕо традиции св€щенников ƒамаска, отец »осиф обычно держал все необходимое дл€ евхаристии у себ€ дома. ¬о врем€ погрома 1860 года он, спр€тав св€тые дары в широкие рукава, стал пробиратьс€ по крышам к собору. ¬сю ночь он укрепл€л и поддерживал христиан, оказавшихс€ в столь т€гостной ситуации, говор€, что злодеи могут убить тело, но невозможно убить душу (см.: ћф. 10: 28), что венцы славы уготовлены дл€ тех, кто поручил себ€ Ѕогу через »исуса ’риста. ќн призывал следовать примеру св€тых, прин€вших мученический венец.

¬о вторник утром, 10 июл€, преследователи в озлоблении ворвались в собор, прин€лись грабить, убивать, а потом подожгли его. ћногие были убиты, остальные бросились на улицу; среди них был и отец »осиф.  огда он бежал по улице, некий религиозный ученый, который был в числе нападавших, узнал отца »осифа, который как-то вступил в дискуссию с ним и опроверг его мнение. ”видев его, он закричал: ЂЁто глава христиан. ≈сли мы убьем его, мы убьем их всех!ї ”слышав эти слова, отец »осиф пон€л, что пришел его конец. ќн вынул св€тые дары и причастилс€ плоти и крови ’ристовых. ѕреследователи напали на него с топорами, как если бы они были лесорубы, и изуродовали его тело. —в€зав его ноги веревками, они волочили тело по улицам до тех пор, пока оно не распалось на части.

“ак св€той »осиф прин€л мученический венец. Ђ—ообразу€сь смерти ≈гої (‘лп. 3: 10), он был сопричтен ≈го славе. ќн стал примером дл€ подражани€ и, ст€жав благодать, заступником нашим перед √осподом и —пасителем »исусом ’ристом, слава ≈му вовеки веков. јминь.


[1] —в€щенномученик »осиф упоминал о своей генеалогии в конце одной из рукописей. —м. об этом: јль-Ќима. 1910. »юнь. —. 16.

[2] јль-Ќима. 1910. »юль. —. 80.

[3] ƒругие источники указывают 1780 или же 1791 год.

[4] ќтец »осиф получил начальное образование у √еорги€ ибн —аруфа и »лии ибн аль-’умси, который хорошо знал арабский, греческий и турецкий €зыки, преподавал потом в ѕатриаршей школе в ƒамаске, был секретарем патриарха јнфима (1792Ц1812).

[5] ¬ то врем€ школы состо€ли, как правило, из одной комнаты.

[6] ÷итируетс€ биографи€ отца »осифа, написанна€ его плем€нником јвраамом в 1884 году.

[7] ¬ажно отметить, что отец Ќиколай —абт, ставший врачом и замученный во врем€ массовых убийств в 1860 году, был его товарищем по учебе.

[8] ¬ книге Ќемаана аль- асатли (1978) есть упоминание о том, что ѕатриарший собор аль-ћарь€мейх (в честь ”спени€ Ѕожией ћатери. Ц ѕримеч. пер.) был очень древним. —читаетс€, что он был основан в правление императора јркади€ (395Ц408).  огда ’алид ибн аль-¬алид завоевал ƒамаск, храм был разрушен.  огда халиф ¬алид ибн јбд аль-ћалик отобрал у христиан церковь св€того »оанна ѕредтечи, что располагалась р€дом с мечетью ќмей€дов, и присоединил ее к мечети, то ѕатриарший собор в правление ”мара ибн јбд аль-јзиза был отдан в обмен на церковь св€того »оанна. —обор был вновь разрушен в 658 году от хиджры. —пуст€ два года он был отстроен христианами. ¬ 1400 году “амерлан оп€ть разрушил его, и он был вновь восстановлен. ¬ 1860 году во врем€ беспор€дков здесь погибло множество христиан. ¬ соборе было два престола: главный был посв€щен Ѕогоматери, другой Ц св€тому Ќиколаю „удотворцу. ¬ 1860 году храм был сожжен, но в 1861 году восстановлен, включив прилегающие церкви св€тых  иприана и ёстины.

[9] ƒоктор јсад –устум в книге Ђ√рад ÷еркви Ѕожией ¬еликой јнтиохииї (“. 3. —. 57) пишет, что здесь происходило приготовление св€того мира в 1660 году, в правление патриарха ћакари€ III (ибн аль-«аима), а затем в 1776 году, при патриархе —ильвестре I (—. 151). ќн отмечает, что это была подземна€ церковь, где обычно хоронили св€щенников, епископов и патриархов.

[10] »осиф «айтун упоминает в своей книге ЂЎкола аль-јзиехї, что школа занимала большую комнату, разделенную ширмой. ”чител€ми были отец »осиф и янни ѕападопулос: первый преподавал арабский €зык, математику, богословие, греческий и каллиграфию, а второй Ц греческую литературу; при этом ѕападопулос обучалс€ арабскому у отца »осифа.

[11] »скандер »са аль-ћаалуф приводит слова одного русского ученого о том, что это отец »осиф Ђпопросил патриарха ћефоди€ открыть школу дл€ жителей ƒамаска; можно даже сказать, что он был организатором этой школы, так как приходил на собрани€ и убеждал людей отправл€ть своих детей учитьс€ в эту школу. ќн обучал знатных юношей арабскому €зыку, Ѕиблии и логикеЕ Ўкола имела две ступени: начальную, где учили чтению и письму, Ц здесь было три учител€; втора€ ступень была филологической, где учили €зыкам: арабскому, греческому и турецкомуЕ “ам было 300 студентовї (“ам же. —. 76Ц77).

[12]  ак в константинопольской школе на ’алки и в школах в јфинах, ѕетербурге и ћоскве (см.: «айтун »осиф. Ўкола аль-јзиех. —. 55).

[13] –устум јсад. √рад ÷еркви Ѕожией ¬еликой јнтиохии. “. 3. —. 190.

[14] ѕо словам »скандера »са аль-ћаалуфа, ‘адлалах, сын св€щенномученика »осифа, был опорой семьи и главой семейного дела. ¬ јлександрии, где жил его брат √еоргий, они открыли магазин, вед€ его весьма исправно (см.: «айтун »осиф. ќтец »осиф ћухана аль ’аддад. –укопись).

[15] —огласно докладу британского советника, заработна€ плата учител€ в ƒамаске не превышала 1 сирийского фунта в неделю.

[16] Ёто свидетельство его студента —пиридона —аруфа.

[17] Ќухбат аль-јдааб Ћитануир аль-‘итиан ¬ашабаб / ѕер. »оанна ѕападопулоса. 1867. —. 2.

[18] ќни стали частью –имской  атолической ÷еркви в 1724 году.

[19] «айтун »осиф. ќтец »осиф ћухана аль-’аддад.

[20] Ѕыло два таких случа€: первый произошел в јлеппо в 1819 году во времена патриарха —ерафима (1813Ц1823); второй вылилс€ в насто€щий конфликт из-за св€щеннических головных уборов в правление патриарха ћефоди€ (1823Ц1850). ¬ первом случае митрополит √ерасим јлеппский добивалс€, опира€сь на свои св€зи с правител€ми ќсманской империей, об€зать мелькитских св€щенников носить мирское платье и ограничить их в исполнении таинств. ¬ результате 12 человек были казнены через повешение, и митрополи€ была перемещена в —идон. ¬о втором случае патриарх —ерафим, а затем его преемник ћефодий прилагали все усили€, чтобы не допустить ношени€ мелькитскими св€щенниками православной одежды; османский султан јбед аль-ћаджид издал указ, об€зывающий мелькитское духовенство носить фиолетовые шестиугольные шапочки и фиолетовые же монашеские оде€ни€ (–устум јсад. √рад ÷еркви Ѕожией ¬еликой јнтиохии. “. 3. —. 184Ц185).

[21] ¬ 1857 году, когда патриарх мелькитов  лимент ввел григорианский календарь, некоторые прин€ли его, а некоторые нет. ¬ числе первых отклонивших были митрополиты Ѕейрута, «ахле, Ѕаалбака и —идона, отец »оанн ’абиб и √авриил ∆бара. Ѕыло проведено два заседани€ —инода дл€ решени€ этого вопроса: одно только дл€ членов —инода, другое Ц дл€ кардиналов. ¬ конце концов несогласные воссоединились со своей ÷ерковью (“ам же. —. 214).

[22] ¬ самом начале миссионерска€ де€тельность протестантов была ограничена преподаванием в начальной школе и распространением ≈вангели€. «атем они начали обращать в свою веру православных, маронитов и арм€н и укрепились в Ћиване (1827). ¬ 1832 году митрополиты Ћаодикии, “риполи, “ира и —идона распор€дились сжечь все протестантские издани€, что и было исполнено общинами (“ам же. —. 192).

[23] ѕатриарх сам посетил этот район в св€зи с серьезностью сложившейс€ ситуации (“ам же. —. 193).

[24] ѕодробное повествование о мученичестве вз€то из биографии св€щенномученика »осифа, написанной его плем€нником јвраамом по просьбе ƒимитри€ Ўехада ас-—абага. ќна хранитс€ в ѕатриаршей библиотеке в ƒамаске (Codex 264). —ледует отметить, что биограф в своих описани€х опиралс€ на то, что слышал от отца и знал сам: он училс€ у св€щенномученика в детстве и юности.

ѕеревела с английского јнгелина Ћеонова
—айт богословского факультета Ѕаламандского университета (Ћиван)

25 августа 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0