√рузинска€

Ђ¬сегда и во всем надо уповать на Ѕога: с √осподом все легко!ї

Ѕеседа с игуменом »оанном (јбасашвили)

»гумен »оанн (јбасашвили)
»гумен »оанн (јбасашвили)
»гумен »оанн (јбасашвили)

Ц ќтец »оанн, как началась ваша церковна€ жизнь?

Ц ќна началась с ќптиной пустыни. ¬ 1996 года мен€ один из моих московских друзей позвал туда на праздник прославлени€ оптинских старцев. я был еще далек от ÷еркви, а ёрий (так его звали) был духовным чадом схиигумена »ли€ (Ќоздрина). “огда € впервые в жизни исповедалс€ Ц у отца »ли€. ѕотом € почти каждую субботу и воскресение ездил в ќптину. ¬ ћоскве тоже стал ходить в храмы. я жил недалеко от —ретенского, и в этот монастырь ходил чаще, чем в другие места.

Ц ј как созрело решение прин€ть монашеский постриг?

Ц «наете, если € смогу это вам объ€снить, вы тоже станете монахом. ¬ы не подумайте, что это какой-то секрет, который € хочу скрыть. Ќет, просто очень сложно Ц невозможно Ц раскрыть состо€ние души человека, который в определенный момент решает оставить мир раз и навсегда.

Ц  то из св€щенников в наибольшей степени повли€л на выбор вами иноческого пути?

—хииугмен »лий (Ќоздрин)
—хииугмен »лий (Ќоздрин)
—хииугмен »лий (Ќоздрин)

Ц ќтец »лий, оптинские и печорские современные насельники.

Ц  ак друзь€ и родственники отнеслись к вашему решению прин€ть монашество?

Ц –одственники достаточно долгое врем€ вообще ничего не знали об этом. ј когда узнали, были удивлены, и некоторые даже пытались переубедить мен€.

Ц Ѕатюшка, отец »лий, узнав о вашем желании стать монахом, благословил вас ехать на родину Ц в √рузию. ѕочему?  ак вы думаете?

Ц ѕочему? Ёто знает только он. я-то думал, отец »лий оставит мен€ в ќптиной или направит в ƒанилов или какой-нибудь другой монастырь. Ѕатюшка еще рассказывал про грузинский монастырь на јфоне. я ему сказал о своем желании монашества ¬еликим постом 2000 года. ќн благословил приехать к нему после ѕасхи, а когда € приехал, неожиданно дл€ мен€ благословил ехать в √рузию.

Ц ¬ каких обител€х √рузии вы подвизались?

Ц —начала был «едазнийский монастырь, куда направил мен€ —в€тейший ѕатриарх всей √рузии »ли€. Ёто один из первых грузинских монастырей, его основал преподобный »оанн «едазнийский со своими двенадцатью учениками в VI веке. Ќо до отъезда в √рузию € на недолгое врем€ (на неделю или две) приезжал в ѕсково-ѕечерский монастырь, жил какое-то врем€ и в московском —ретенском, даже в скиту ƒанилова монастыр€.

Ц ј какие послушани€ вы несли?

Ц ¬ ѕечорах у мен€ было несколько послушаний. я работал на мучном складе: чистил мешки дл€ муки; дежурил на главной площади монастыр€ у ”спенского храма. ≈ще готовил дрова дл€ кухни.

¬ —ретенский монастырь € ходил, когда еще обитал после института в ћоскве. ѕотом € даже жил в монастыре недолго: обитель еще только восстанавливалась, послушани€ были в трапезной, на книжном складе. я смотрел на насельников, на наместника, и мое желание жить монашеской жизнью все более и более укрепл€лось. я очень благодарен отцу “ихону (Ўевкунову) за поддержку, которую он мне оказывал и оказывает. ≈го де€тельность дл€ мен€ Ц пример заботы и любви о братии и о ÷еркви.

¬ ¬ознесенском храме селени€ ¬еджини
¬ ¬ознесенском храме селени€ ¬еджини
¬ ¬ознесенском храме селени€ ¬еджини

¬ «едазнийской обители по большей части был чтецом и присутствовал на беседах насто€тел€ с братией. ѕриготовление трапезы, мытье посуды после нее Ц это брати€ делали вместе, а дрова каждый заготавливал дл€ себ€ сам.

Ц ¬ы ведь были и послушником ƒавидо-√ареджийской лавры.  акие воспоминани€ остались об этом времени?

Ц —кажу просто: это монастырь, в который всегда хочетс€ приехать еще раз и тут остатьс€. ƒавидо-√ареджийска€ лавра Ц это пустынь. ¬ лавре единственный источник питьевой воды Ц пещера, где по капл€м собираетс€ вода Ц их называют Ђслезы преподобного ƒавидаї. ¬ сутки, в зависимости от времени года, можно набрать до ста литров. ≈е-то и употребл€ют в пищевых цел€х. ƒл€ мыть€ и хоз€йственных нужд используетс€ только тала€ вода или та вода, которую доставл€ют из других мест.

Ќо главное, что привлекает к этой обители: прид€ в лавру в первый раз, человек, желающий монашества, сразу ощущает: это то, что он ищет. ќ своем гареджийском периоде € могу сказать так: в этом великолепном месте сконцентрирована сладка€ монашеска€ жизнь.

Ц ѕосле вашей св€щеннической хиротонии вы были направлены в √еретскую епархию.

Ц  огда мен€ рукоположили в 2002 году, √еретской епархии как таковой еще не было, она образовалась позже Ц с кафедрой в городе  ахи. ќн расположен на территории јзербайджана, в 90 километрах от границы с √рузией, в ущелье реки  урмухи. Ёто древнее христианское место. √ерети была христианской еще со времен св€той Ќины. “ам действовали храмы, была епископска€ кафедра. —охранились многие летописные и исторические источники с описанием этих мест, например хроника 1310 года, где рассказываетс€, как епископ  ирилл (ƒонаури) ездил по своей √иш- урмухской епархии Ц она была названа по имени села √иши, что недалеко от  ахи, и ущель€  урмухи.

Ц »гуменство вы получили в √ерети?

Ц ƒа, мен€ —в€тейший ѕатриарх наградил. Ёто было на ¬ознесение. “огда патриарх »ли€ приезжал в Ѕаку, а затем в  ахи, в монастырь.

”спенский храм в селении ¬еджини
”спенский храм в селении ¬еджини
”спенский храм в селении ¬еджини

Ц » вскоре вас перевели √урджаанскую епархию?

Ц ћен€ перевели в ¬ознесенский монастырь в селении ¬еджини в јлазанской долине, около города √урджаани. ¬ монастыре главный храм в честь ¬ознесени€ √осподн€ с VIII века. ¬ мужском монастыре устроены были кельи, а через год владыка благословил устроить женский монастырь при ”спенском храме, который располагаетс€ по склону чуть ниже, на рассто€нии километра, в ущелье. ¬ ¬еджинском монастыре € несу послушание насто€тел€.

Ц »звестно, что в средневековой √рузии ¬еджини была важным военно-стратегическим объектом: там находилась резиденци€ кахетинских кн€зей.

Ц ¬еджинскую крепость называют вратами  ахети и √ерети. ¬ообще в √рузии, особенно здесь, в кахетинской стороне, было много подобных крепостей. Ќо их функции никогда не сводились только к оборонительным. Ёто были центры религиозной жизни, там обычно находилс€ прав€щий епископ, а р€дом, как правило, сто€ла монашеска€ обитель.

Ц  огда же здесь был основан монастырь? Ёто известно, батюшка?

Ц ћонастырска€ жизнь на территории крепости стала полноценной (то есть с общежительным уставом) в XVIЦXVII веках.

Ц »звестно, кто был основателем монастыр€?

Ц Ќет, не известно. ≈ще раз скажу: раньше здесь была крепость, а затем вырос монастырь.

Ц ќтец »оанн, в последнее врем€ в монастыре активно ведутс€ восстановительные работы. „то уже удалось сделать?  аковы планы на ближайшее будущее?

Ц ѕолностью восстановлена уникальна€ базилика ¬ознесени€ √осподн€. Ёто главный храм монастыр€. ¬ реставрации нам очень помог благотворительный фонд, который оплатил восстановление (чистка и укрепление) фресок. Ќо один из храмов монастыр€ Ц во им€ »оанна  рестител€ Ц пришлось разобрать: его стена грозила упасть на ¬оскресенский храм. ”крепить же ее было нельз€, так как обрушивша€с€ часть скалы сломала опору фундамента. ¬ ¬ознесенском храме алтарь датируетс€ VIII веком, сейчас он восстановлен. ¬ п€ти метрах от него расположен храм –ождества Ѕогородицы с колокольней Ц они буквально Ђсто€тї друг на друге.

«агрузить увеличенное изображение. 480 x 360 px. –азмер файла 55155 b. ’рам св€того √еорги€
«агрузить увеличенное изображение. 480 x 360 px. –азмер файла 55155 b. ’рам св€того √еорги€
’рам св€того √еорги€

≈сть у нас храмы и за стенами крепости: св€того √еорги€ Ц между мужским и женскими монастыр€ми; во им€ апостолов ѕетра и ѕавла Ц перед женским монастырем.

¬ женском монастыре Ц храм ”спени€ Ѕожией ћатери. Ёто базилика, относима€ к IXЦXI столети€м, к ней пристроен придел с куполом Ц это уже XVII век. ¬се построено очень непропорционально, но очень красиво. ’рам небольшой, а главное Ц он меньше по высоте, чем купол придела. “акое вот оригинальное архитектурное решение! — дороги виден только купол. Ќо храм, несмотр€ на свои малые размеры, производит величественное впечатление.

«а эти годы мы решили и вопросы, св€занные с повседневной жизнью обители: провели воду, соорудили резервуар дл€ обеспечени€ женского монастыр€ и прочее.

Ц —колько сейчас насельников в монастыре, и каковы их основные послушани€?

Ц ¬ мужской обители у нас подвизаютс€ дев€ть монахов (иеромонах, иеродиакон, три монаха и четыре послушника), а в женском монастыре Ц четыре монахини и три послушницы. Ѕлагословение на устроение женской обители мы получили в 2006 году, и 29 декабр€ того же года, после того как были построены кельи, сестры поселились в новоустроенном монастыре.

Ц —уществуют разные формы монашеской жизни.  ака€ из них представл€етс€ вам наиболее приемлемой дл€ нашего времени?

Ц ¬се зависит от конкретных людей, у которых есть желание иноческой жизни. ј возможности найдутс€ всегда Ц по милости Ѕожией. ≈сли у теб€ есть настрой, решимость, никто теб€ не побеспокоит, никто не ущемит в твоем желании жить уединенно. ¬ нашем монастыре, например, есть и общежительна€, и скитска€ формы. ѕодвизаютс€ у нас монахи и так: они живут уединенно, а в монастырь приход€т в воскресные дни и на праздники. ѕовторю еще раз: лишь бы было желание монашествовать, никто преп€тствовать не будет. ≈сли стремление есть, оно всегда удовлетвор€етс€.

ѕасха в ”спенском монастыре
ѕасха в ”спенском монастыре
ѕасха в ”спенском монастыре

Ц ¬ чем, по-вашему, заключаетс€ суть монашеской жизни?

Ц “рудный вопрос, очень индивидуальный. —лово Ђмонахї имеет значение Ђотделенныйї, и это отделение служит дл€ спасени€ души. ћонашество €вл€етс€ отделением от мирской жизни. ƒл€ многих именно оно становитс€ огромным, незаменимым подспорьем в спасении души. ƒа, монашество Ц это ноша, но ноша не т€жела, если ты, конечно, призван ее нести.  ак может быть т€жело, когда √осподь велит нам отдать ≈му сердце и обрести тем самым мир в душе?! ћы стараемс€ полностью отдатьс€ воле Ѕожией Ц вот суть монашеской жизни.

Ц ј послушание насто€тел€ Ц тоже легка€ ноша?

Ц Ќе могу сказать, потому что не € руковожу братией, но √осподь. ≈му € предаю свою волю.  огда человек начинает жаловатьс€, что ему т€жело, значит, он надеетс€ на себ€, поэтому всегда и во всем надо уповать на Ѕога. » станет неизмеримо легче. — √осподом все легко!

Ц ѕомогает ли как-то ваш монастырь окрестным приходам?

Ц Ќедавно осв€щали храм св€того √еорги€ в селе ¬еджини. Ёто наше монастырское подворье в помощь монастырю и прихожанам. — по€влением подворь€ прихожанам из окрестностей уже нет необходимости подниматьс€ в гору до монастыр€, они могут посетить храм, который уже не так далеко от их домов. ’рам, с Ѕожией помощью, возвели в кратчайшие сроки Ц всего за полтора года. “еперь в нашем монастыре сразу в трех храмах совершаетс€ богослужение.

игуменом »оанном (јбасашвили) беседовал Ўио ќтарашвили,
студент 2-го курса —ƒ—

14 декабр€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0