√рузинска€

—в€титель √авриил »меретинский и его проповеди

—в€титель √авриил »меретинский
—в€титель √авриил »меретинский
—реди новопрославленных св€тых √рузинской ѕравославной ÷еркви есть и им€ св€тител€ √авриила ( икодзе). ќн жил в то врем€, когда √рузи€ входила в состав –оссийской империи, получил образование в —анкт-ѕетербурге, писал как на грузинском, так и на русском €зыках, но самое главное Ц €вил своей жизнью пример истинного пастыр€ ÷еркви ’ристовой и оставил по себе добрую пам€ть на многие поколени€. ≈пископ √авриил был причислен к лику св€тых решением —в€щенного —инода √рузинской ѕравославной ÷еркви от 18 сент€бр€ 1995 года. ƒень пам€ти его Ц 25 €нвар€ / 7 феврал€. —в€титель √авриил особенно был знаменит своими проповед€ми, которые по праву можно назвать выдающимс€ вкладом православной √рузии в духовную сокровищницу ¬селенской ѕравославной ÷еркви.

—в€титель √авриил »меретинский

—в€титель √авриил (в миру  икодзе √ерасим ћаксимович) родилс€ 15 но€бр€ 1825 года в селе Ѕахви ќзургетского уезда  утаисской губернии в семье св€щенника. Ќачальное образование получил в семье, от отца.

ѕосле окончани€ “билисского духовного училища (1839) училс€ в “билисской, с 1842 года Ц в ѕсковской, а в 1844Ц1845 годах Ц в —анкт-ѕетербургской духовных семинари€х. ¬ 1849 году закончил —анкт-ѕетербургскую духовную академию. ¬о врем€ обучени€ женилс€ и прин€л св€щенный сан. ¬ 1849Ц1858 годах служил инспектором “билисской духовной семинарии, а также помощником ректора семинарии. ѕреподавал физику и математику.

—емейную трагедию (за короткое врем€ погибли его жена и все трое детей) он восприн€л как Ѕожий знак и прин€л монашеский постриг в ƒавидо-√ареджийском монастыре 6 окт€бр€ 1856 года с именем √авриил.

ѕолтора года спуст€ св€титель был возведен в сан архимандрита и назначен насто€телем ƒавидо-√ареджийской обители. «атем в 1858 году был хиротонисан во епископа √орийского, а 2 июн€ 1860 года был назначен на »меретинскую кафедру, которую занимал до своей кончины, то есть более 35 лет. ¬ дополнение к этому служению 30 ма€ 1869 года св€тителю была поручена забота об јбхазской епархии, которой он управл€л до 1886 года.

—воей проповедью, богослужением, единством слова и дела, помощью бедным и добрыми делами св€титель √авриил заслужил безграничную любовь и доверие паствы. ’ристоподобное человеколюбие владыки √авриила наиболее €рко про€вилось в его отношении к разбойнику, который едва не лишил его жизни. —в€титель не только не наказал этого человека, но пригласил в  утаиси, боролс€ за спасение его души и не успокоилс€ до тех пор, пока тот не исправилс€. Ѕывший разбойник, безмерно благодарный владыке, получил педагогическое образование и усердно трудилс€ на почетном поприще педагога в одном из удаленных сел.

—в€титель √авриил был человеком безукоризненной нравственности. Ѕольше всего на свете он любил Ѕога и справедливость. ќн не мог миритьс€ с теми св€щеннослужител€ми своего времени, которые были безнравственны и своей жизнью позорили ÷ерковь. ¬ то врем€ епископом ћенгрельским был √ригорий (ƒадиани), которого обвин€ли во многих недостойных делах.  ак-то раз св€титель √авриил завел с ним разговор на эту тему. ƒадиани посчитал это оскорблением и ответил: Ђя такой же владыка, как и вы, и такой разговор не подобает между намиї. —в€титель на это ответил: Ђ¬ерно, что вы владыка, но апостол ѕавел учит нас в соответствующих случа€х обличать друг другаї.

ћного внимани€ владыка удел€л развитию духовного образовани€: его трудами было основано √аврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то врем€, когда в  утаисской губернии не было никаких народных школ; также по его инициативе и при де€тельной поддержке в 1894 году была основана втора€ семинари€ в √рузии Ц  утаисска€.

—в€титель √авриил занималс€ и психологией. ѕопул€рность в –оссийской империи получила его работа Ђќснование опытной психологииї. ≈е высоко оценили специалисты, и она долгое врем€ примен€лась как учебное пособие в российских семинари€х.

ќднако наибольшую известность св€титель приобрел как €ркий проповедник. ≈го проповеди вызывали восхищение св€того праведного »лии „авчавадзе и других выдающихс€ мыслителей √рузии, были переведены на иностранные €зыки (русский, болгарский, английский, французский).

ѕосле кончины св€тител€ (он отошел ко √осподу 25 €нвар€ 1896 года) 46 дней вс€ √рузи€ прощалась с ним, и за все это врем€ тление не коснулось его тела. Ѕыло опубликовано прощальное обращение епископа √авриила, в котором владыка давал отпущение грехов своей пастве и сам просил последнее прощение у всех. “ело св€тител€ было погребено в √елатском монастыре.

***

ѕубликуемые ниже проповеди св€тител€ √авриила ( икодзе) переведены на русский €зык впервые.

»з проповедей св€тител€ √авриила ( икодзе)


(—лово произнесено в воскресенье перед –ождеством ’ристовым)

Ќа слова: Ђƒети мои, дл€ которых € снова в муках рождени€, доколе не изобразитс€ в вас ’ристос!ї (√ал. 4: 19)

ѕравославные брать€ христиане!

—в€та€ ÷ерковь заранее готовит нас к встрече праздника –ождества ’ристова. ћногодневный пост дл€ того и установлен ÷ерковью, чтобы мы, очищенные духовно и телесно, достойно встретили ’риста, идущего на землю. „тени€ из слова Ѕожи€, песнопени€, молитвы, которые вы слышите в храме в течение всего этого поста, заранее благовествовали и предвещали рождение ’риста и готовили нас к нему. —ледовательно, если св€та€ ÷ерковь так стараетс€ подготовить нас, то и мы, в свою очередь, должны подготовить свое сердце и разум дл€ прин€ти€ ’риста. ƒавайте же потратим некоторое врем€ на у€снение слов апостола ѕавла: Ђƒети мои, дл€ которых € снова в муках рождени€, доколе не изобразитс€ в вас ’ристос!ї (√ал. 4: 19).

 аким образом должен изобразитьс€ ’ристос в наших сердцах? » какие отношени€ должны быть между христианином и ’ристом?

ѕодобно тому, как √осподь наш »исус ’ристос однажды родилс€ в ¬ифлееме от ƒевы ћарии, затем вырос, начал учить и проповедовать, совершил множество чудес, наконец пострадал и был расп€т, погребен, восстал из мертвых и вознесс€ на небеса, так и в сердце каждого христианина »исус ’ристос снова должен родитьс€, вырасти, начать учение и проповедь, совершить чудеса, страдать, подвергнутьс€ расп€тию, восстать из мертвых и вознестись на небеса.

“ы, христианин, брат мой, безусловно, неоднократно думал о Ќем, тыс€чу раз молилс€, произнос€ ≈го им€. Ќо не удивл€йс€, если скажу, что »исус ’ристос еще не родилс€ дл€ теб€, то есть в твоем сердце. ј каким образом рождаетс€ »исус ’ристос в сердце человеческом? Ц спрошу € теб€. “олько в ту секунду, брат, когда ты почувствуешь истинную и насто€щую любовь ко ’ристу. Ђ„то это за любовь? Ц подумаешь ты. Ц ћне казалось, что € и так люблю »исуса ’ристаї.

 ак мне объ€снить, брат, что такое любовь?! ¬озможно, у теб€ есть любимый человек: или супруга, или ребенок, или друг. ѕредставь, что ты не видел его давно и вдруг увидел, что ты почувствуешь тогда? —ердце начнет битьс€ сильнее, душа просветлеет, ощутишь какую-то неизреченную радость. “о же самое должен почувствовать человек хот€ бы однажды, когда он подумает об »исусе ’ристе, и тогда лишь родитс€, то есть изобразитс€, ’ристос в его сердце. ≈сли же у человека не возникло такого чувства, то дл€ него ’ристос еще не родилс€.

ѕотом присутствие ’риста, изобразившегос€, то есть родившегос€, любовью в твоем сердце, должно увеличитьс€, то есть ’ристос должен возрасти в нем. ќн возрастет тогда, когда ты думаешь о Ќем с любовью и нежностью. ѕодобно тому, как один человек узнает черты другого, его мысли и желани€ и в целом характер его при близком общении, и ты должен старатьс€ познать »исуса ’риста.  огда познакомишьс€ с человеком и сблизишьс€ с ним, произойдет из двух одно: или заметишь, что у человека этого много плохих привычек и плохой характер, опечалишьс€ из-за этого и не полюбишь его, или обнаружишь, что человек этот добрый, обладает многими добродетел€ми, полюбишь такого и подружишьс€ с ним.

“очно так же если часто думаешь об »исусе ’ристе, то познаешь, сколь неисчислимой божественной добротой был исполнен ’ристос, и, безусловно, еще более полюбишь ≈го, и ≈го божественный образ увеличитс€ и возрастет в твоем сердце.

ѕосле такого сближени€ и знакомства с »исусом ’ристом, конечно же, не останетс€ в праздности твое сердце: √осподь начнет учение и проповедь внутри теб€. ќ, какие слова ќн скажет!  акие чувства ќн родит в тебе!  акую неутолимую жажду Ѕожией благодати, какое стремление, какое утешение, какую печаль, какое блаженство! ѕечаль Ц если ты впадешь в грех и предашь ≈го; блаженство Ц если ты почувствуешь ≈го близость. √осподь ’ристос неустанно проповедует в сердце верующего, учит его, просвещает, очищает его нравственность и поведение. ѕодобно тому, как какой-нибудь мудрый наставник, вз€вший малолетнего ребенка, чтобы обучить его и дать ему образование, ежедневно возводит его на более высокие ступени знани€, расшир€ет его ум, направл€ет его нравственное развитие, пока не введет в совершеннолетие, и ’ристос растит душу того человека, в чьем сердце ќн изобразилс€ и растет.

“акие проповедь, учение и руководство благодатью ’ристовой никогда не останутс€ бесплодными дл€ человека. —ердце и нравственность его понемногу измен€тс€ и улучшатс€. «десь, брат, ’ристос творит чудеса в твоей природе. –азве не чудо, брат, то, что просветил ќн теб€ учением и раскрыл тебе очи ума, подобно тому как ќн отверз телесные очи слепому от рождени€? Ёто происходит тогда, когда √осподь »исус ’ристос благодатью —воей поднимет человека, погр€зшего в грехах своих, восстановит, оживит, отвратит от греха и научит любить доброе дело. ƒумаю, это будет чудо, подобное чуду воскресени€ Ћазар€ четверодневного.

Ќо, брать€ мои, обращение грешного человека Ц нелегкое дело. Ћюбому человеку сложно избавитьс€ от греха, к которому он привык, который превратилс€ почти в его природу, и обратитьс€ к добродетельному поведению. „резвычайно трудно дл€ него это! Ѕольшую печаль он чувствует, когда желает забыть свой любимый грех и начать чистую и пор€дочную жизнь.

≈сли ты чувствуешь, брат, в сердце такую печаль, но, не обраща€ на нее внимани€, стараешьс€ начать чистую жизнь и великодушно терпишь все ради ’риста, знай, что —ам √осподь »исус ’ристос породил в твоем сердце эту печаль и мучени€. » если тво€ печаль и терпение значительно выросли, если грех в твоем сердце прин€лс€ терзать и мучить теб€, но ты все же не поддалс€ этому, а сумел победить грех, то тогда ты расп€т вместе с √осподом »исусом ’ристом.

ј если ты расп€т вместе с ’ристом, то неминуемо вместе с Ќим воскреснешь из мертвых.

¬от что значит, брать€, слово апостола ѕавла: Ђдоколе не изобразитс€ в ¬ас ’ристосї. “от же апостол ѕавел говорит: Ђ» уже не € живу, но живет во мне ’ристосї (√ал. 2: 20). » в твоем сердце должен жить ’ристос! ∆изнь ≈го заново должна повторитьс€ в твоем сердце. ¬место собственной воли, нечистого греховного желани€ пусть вол€ ’риста, ≈го желание, ≈го свет царствуют в твоем сердце. ќдним словом, храмом ’ристовым, ≈го пристанищем должно стать твое сердце, которое да возжелает ’ристос. јминь.

Ќа слова: Ђ то не со ћною, тот против ћен€; и кто не собирает со ћною, тот расточаетї (ћф. 12: 30)
(ѕроизнесено в  утаисском соборе)

Ѕрать€ православные, в ≈вангелии часто встречаютс€ короткие, но наполненные глубоким смыслом и назиданием изречени€ ’риста. —реди таких и следующее: Ђ то не со ћною, тот против ћен€; и кто не собирает со ћною, тот расточаетї (ћф. 12: 30).

ƒумаю, разъ€снение смысла, содержащегос€ в этом коротком изречении, будет полезно нам. „ему же учит нас этими словами —паситель?

ѕр€мой, буквальный смысл приведенных слов заключаетс€ в следующем: —паситель говорит —воим слушател€м: кто не примет ћое учение и веру, кто не согласен и не €вл€етс€ приверженцем ћоего мнени€, тот ћой враг; также и тот, кто примет ћое учение и не исполнит его, кто не попытаетс€ приобрести Ц обогатитьс€ добродетел€ми, которым я учу, кто не собирает со ћной, тот расточает. ¬от пр€мой, буквальный смысл приведенных слов. ј теперь давайте разберем, дл€ чего произнес —паситель столь т€желое и вызывающее слово.

–азве невозможно, чтобы кто-нибудь, не прин€вший ≈го учени€, все же не €вл€лс€ бы ≈го врагом?  роме того, разве невозможно, чтобы человек, не прин€вший ≈го заповедей и учени€, каким-либо другим путем обогатилс€ бы духовно, то есть стал бы хорошим, добрым человеком?

Ѕрать€ христиане, вызывающе и т€жело это слово, но оно правдиво и истинно. ¬о-первых, учение —пасител€ есть истинное учение, ниспосланное Ѕогом. —ледовательно, кто отрицает это учение, тот отрицает —амого Ѕога, так как Ѕог и есть истина. «начит, тот человек ненавидит истину и любит ложь. —реднего пути не бывает дл€ человека: или он должен быть послушником истины, или врагом.  то принимает и повинуетс€ истине, тот и есть с ’ристом, а кто Ц нет, тот ≈го враг.

¬о-вторых, —паситель научил нас таким заповед€м, которые €вл€ютс€ высшими и чистейшими. ѕросвещение, воссоздание и очищение человеческой природы возможно лишь тогда, когда человек исполн€ет заповеди ’риста. «начит, кто €вл€етс€ истинным исполнителем заповедей ’ристовых, тот обогащаетс€ духовно.  то не помнит заповеди ’риста, кто живет согласно своей греховной воле, тот расточает духовные достоинства: Ђкто не со ћною, тот враг ћой, и кто не собирает со ћною, тот расточаетї.

Ѕрать€ христиане, у человеческой природы есть два важнейших таланта, то есть свойства: мысль и дело, рассуждение и действие. ¬от две частности человеческой природы. ћыслью, то есть рассуждением твоим, ты должен быть соучастником и согласным с мыслью и учением ’риста. ƒействием, то есть волей своей, ты должен быть сподвижником и помощником ≈го. —ледовательно, ты знаешь, брат, что тебе приказывает —паситель этими словами: Ђ то не со ћною, тот против ћен€, и кто не собирает со ћною, тот расточаетї. ќн приказывает, во-первых, учитьс€, просвещать ум, то есть мысли свои; а затем приказывает трудитьс€, работать.

 аким образом будешь согласным и соучастником мыслей ’риста, если вначале не узнаешь, чему учил ќн, если не обогатишь разум свой полным ≈го учением, если не можешь отличить истинную мысль от ложной, если не можешь осознать учение ’риста, оценить и прочувствовать, каким сокровищем €вл€етс€ ≈вангелие и насколько превосходит оно любые человеческие познани€? —ледовательно, —паситель требует от теб€ учени€, развити€ ума. ≈ще раз повторю: если не обогатишь ум знанием, то не сможешь постичь учени€ —пасител€ и прочувствовать его всем сердцем. —ледовательно, вс€чески старайс€, брат, как можешь, просветить душу свою учением. ѕерва€ об€занность человека Ц чтобы ум и разум его были просвещены учением. «лейший враг человека, губ€щий и порт€щий его, есть невежество. Ќаша страна, »мерети€, погибает от невежества и незнани€. ѕоловина, даже больше половины всего зла, которое случаетс€ в этой стране: драки, убийства, воровство, ложь, кл€твопреступлени€, Ц проистекают от отсутстви€ знани€. Ќевежественный и глупый человек никогда не сможет быть с ’ристом. —ледовательно, если желаешь быть с ’ристом, приступай к учебе и просвещению ума.

Ќе скрою, что, правда, некоторые ученые люди отрицают учение ’риста, станов€тс€ неверующими и противниками ≈вангели€. Ќо знани€ таких людей €вл€ютс€ ложными. » все же основна€ причина, мешающа€ человеку приобщитьс€ ко ’ристу, Ц это невежество, необразованность. Ќевежда не поймет, что есть учение евангельское. ј образованный сможет узнать его и когда-нибудь прин€ть это учение. ” невежественного человека вместо истинных ’ристовых мыслей сердце заполнено ложными мысл€ми, мнени€ми и представлени€ми.

Ђ то не собирает со ћною, тот расточаетї. ѕон€тно, что этими словами —паситель учит теб€ труду, работе. „еловек ленивый, безде€тельный, который не любит трудитьс€, не сможет разбогатеть и духовно. Ќеобходим большой и де€тельный труд, чтобы приобрести добродетели и чистую нравственность. —в€тые отцы, жившие в пустыне, безусловно, лучше нас понимали, каким путем должен спастись человек. » чему они учили нас?  ак только они выходили с молитвы или со службы, сразу же начинали работать. Ќи секунды не проводили праздно. —одержали себ€ плодами трудов рук своих. » сейчас так же поступают многие отцы —в€той √оры јфон: как только закончат молитьс€, начинают работать; закончат работу Ц приступают к молитве. ќдним словом, кто понимает, каким образом и чему нас учил —паситель, тот знает, какое великое благо труд и работа.  то праздно проводит свое врем€, тот не христианин.  то своим трудом не содержит себ€, кто живет за счет чужого труда, тот напрасно т€готит землю. јминь.

ќ страст€х ’ристовых
(—лово, сказанное в ¬еликую п€тницу в воспоминание о сн€тии тела ’риста со креста)

¬о им€ ќтца, —ына и —в€таго ƒуха!
 огда ÷ерковь собирает нас, христиан, чтобы мы вспомнили о мучени€х —пасител€ нашего в этот день и почтили их, одна мысль, конечно же, возникает у всех людей и, несомненно, удивл€ет их. Ёта мысль о том, какие великие труды прин€л на —еб€ из-за нас —паситель, а мы даже на малые лишени€ и труды не готовы ради Ќего. —колько любви, сколько примеров оставил ќн нам в наследство, и какое малое количество видит ќн среди нас тех, которые готовы прин€ть это наследие и возблагодарить ≈го за это.

Ќевозможно немногими словами описать все то, что сделал ’ристос дл€ нас. —трашные мучени€, которые претерпел ќн в сей день из любви к нам, составл€ют лишь часть ≈го трудов. ћожно сказать, что —паситель не только умер на кресте, но и всю —вою жизнь провел на нем. Ќо не думайте, брать€, что ќн мучилс€ на этой земле из-за каких-либо внешних неудобств. ѕравда, у Ќего часто не было места, где можно было бы приклонить голову; часто со —воими учениками ќн питалс€ тем, что преподносили верующие; часто ќн скрывалс€ от врагов в удаленных местах. Ќо не это было причиной ≈го скорби. ќн печалилс€, вид€ степень падени€ людей, их невежество, греховность. ≈сли даже мы, которые сами €вл€емс€ грешными и жалкими, страдаем, вид€ степень падени€ человеческого существа, то как же не опечалилось бы чистейшее —ущество, дл€  оторого невыносим даже малый грех, гл€д€ на глубокое падение и порчу человеческой натуры! Ёто беспокоило и терзало ≈го сердце на прот€жении всей ≈го земной жизни.

Ќо ќн до конца испил горькую чащу всех страданий и мучений. Ќе без причины говорил ќн —воим ученикам в √ефсиманском саду: Ђƒуша ћо€ скорбит смертельної (ћф. 26: 38); не без причины трижды упал ниц на землю перед ќтцом —воим, обрат€сь к Ќему со словами: Ђќтче! все возможно “ебе, пронеси чащу сию мимо ћен€; но не чего я хочу, а чего “ыї (ћк. 14: 36). Ќо не думайте, что ќн бо€лс€ мук телесных, побоев, гвоздей, плевков, креста. Ќет! ƒл€ такого —ущества,  аковым был —паситель наш, телесные страдани€ ничто по сравнению с душевными!

—паситель заранее знал, что близок тот день, когда в полной мере про€витс€ все зло падшей человеческой природы, когда враги ≈го отчетливо про€в€т степень греховного падени€ человеческого существа.

ƒревний враг, посе€вший в сердце человека грех и вражду, применил все свои средства и приемы дл€ подавлени€ и уничтожени€ ÷арства Ѕожи€, ради утверждени€ которого €вилс€ —паситель.  ак же не тревожилась бы душа ’риста до самого дн€ смерти, вид€ страшные дела, совершенные его врагами?!

Ќесчастный »уда за деньги предал учител€ и друга своего. »менно это было дл€ —пасител€ больнее тех гвоздей, которые пронзили руки и ноги ≈го.

‘арисеи и двуличные старцы под видом сохранени€ верности учению ћоисе€ употребили самые темные средства дл€ кары »исуса ’риста. »менно это было дл€ Ќего т€желее и горше, чем побои и плевки.

Ќеблагодарные иудеи, которым —паситель оказал бесчисленное множество благоде€ний, которые еще вчера встречали его восторженно и восклицали: Ђќсанна сыну ƒавидову!ї Ц сегодн€ же, дабы угодить старейшинам и первосв€щенникам, кричат: Ђ–аспни, распни ≈го!ї “ака€ неблагодарность людей и така€ злоба осчастливленного »м народа были во сто крат т€желее креста, который взвалили на ≈го плечи.

Ќеправедный судь€ ѕилат после вынесени€ ≈му смертного приговора тут же признает, что не видит никакой вины в ≈го действи€х. ¬от такое попрание вс€кой правды и правосуди€ больше мучило ≈го душу, чем колючий венец, надетый на ≈го голову.

Ќаконец, зверина€ жестокость воинов, которые развлекались страдани€ми невинного, обессиленного и еле живого, неслыханное зло фарисеев и старцев, которые насмехались над умирающим, расп€тым на кресте, бессердечие мир€н, которые, вид€ расп€того на кресте, тоже надругались над Ќим, несказанно увеличили степень ≈го страданий.

Ќо, не обраща€ внимани€ на неописуемые душевные и телесные страдани€, на уродливые про€влени€ человеческой природы, —паситель ни на секунду не заколебалс€ в —воей любви к роду человеческому, а наоборот, взмолилс€: Ђќтче! прости им, ибо не знают, что делают!ї (Ћк. 23: 34).

¬от что сотворил —паситель ради нас! » чего требует ќн взамен всего этого от нас? “ребует лишь, чтобы ≈го учение и каждый пример ≈го не остались бы дл€ нас бесполезными, а наоборот, чтобы мы воспользовались ими дл€ нашего же просвещени€ и счасть€. Ќо, к несчастью, как мало ќн видит среди нас верности и готовности к этому.

Ќас удивл€ет и вызывает отвращение предательство »уды. Ќо, брать€, разве сами мы никогда не предаем —пасител€? –азве не предательство Ц каждый совершенный нами грех, когда мы забываем ≈го заповедь?  огда мы, забыв о ≈го любви к нам, живем и поступаем вопреки ≈го учению, предаем и враждуем друг с другом, разве этим не напоминаем ≈му предательство »уды?

“емное двуличие первосв€щенников и книжников иудейских, их ненависть, окаменение буд€т в нашем сердце глубокую скорбь. Ќо, брать€, страшного греха фарисейства разве совсем нет у наших христиан? Ќекоторые слова и дела иных христиан разве не оживл€ют в сердце ’ристовом те страдани€, которые ќн претерпел от фарисеев?

¬ —в€щенном ѕисании мы читаем, что христианин, не гнушающийс€ греха, повторно распинает »исуса ’риста на кресте. » неудивительно! –азве может ќн равнодушно смотреть на грехи наши, дл€ уничтожени€ которых ќн столько претерпел?

√овор€т, что на земле сама€ возвышенна€ и сильна€ любовь Ц это любовь матери к своему чаду. ѕочему? ѕотому что матери дорого стоит рождение и воспитание сына своего. Ќаше духовное рождение и просвещение —пасителю стоило невыразимых и неописуемых страданий. ѕоэтому ни одна мать на земле так не беспокоитс€, вид€ недостойный поступок своего ребенка, как беспокоитс€ —паситель, когда видит наше бесчестие.

»удеи, которые замучили √оспода »исуса ’риста, имели лишь одну см€гчающую их вину причину: они доподлинно не знали, кем ќн был. ј мы знаем, любим и веруем в Ќего, и, соответственно, у нас нет и не будет ни одной причины дл€ нашего помиловани€, когда мы мучаем ≈го своими грехами и несмирением.

—паситель наш, расп€тый ради нас! ќживи в нас чувство и сознание величи€ “воей жертвы, принесенной ради нас. ƒаруй, чтобы не осталась она напрасной, а служила всегда и везде примером дл€ нас. јминь.

√одовой отчет
(—лово, произнесенное в преддверии нового года)

ѕравославные брать€ христиане!
” мирских людей есть одно замечательное и полезное правило: как только закончитс€ старый год и начинаетс€ новый, люди различных должностей и профессий составл€ют годовой отчет о проделанной работе и предъ€вл€ют своему начальству. Ќапример, человек, которому вверен суд, составл€ет отчет о том, сколько дел было в судопроизводстве, сколько из них рассмотрено и сколько осталось незавершенными и по какой причине.  то руководит учебным заведением, тот должен составить отчет, сколько учеников учились в его училище, как учились и вели себ€. √осударственный казначей составл€ет отчет о количестве поступивших в казну и израсходованных денег; разумный купец с€дет и подсчитает, как протекала его торговл€, какую прибыль получил он в течение года: если обнаружит, что не столь уж много выиграл, а наоборот, возможно, осталс€ в накладе, то стараетс€ пон€ть, что было причиной сего, что тормозило его торговлю.

ѕон€тно, дл€ чего возникло это правило среди людей и кака€ польза проистекает из него. —оставлением такого отчета разумный человек обогатит свой опыт; он поймет, что необходимо дл€ успеха его дела, а что мешает ему. —ледовательно, в последующем году более успешно осуществит свои дела.

  сожалению, все мы забываем об одном отчете, который наиболее необходим и по преимуществу полезен каждому, Ц отчете о прошлогодней своей христианской жизни и своем поведении.

ќтдай, брат христианин, сегодн€ отчет своей совести и Ѕогу и узнай, каким образом ты провел в течение прошлого года свою христианскую жизнь: чисто и скромно или рассе€нно и беспечно. ”множил ли ты в течение прошлого года благодать и добро или к прежним грехам добавил и новые? —тал ли лучше духовно или хуже? ѕриблизилс€ к Ѕогу или еще больше отдалилс€ от Ќего? »збавилс€ ли от каких-либо плохих привычек, дурных наклонностей, или, к сожалению, последние более укрепились в твоей природе? “акой отчет будет более полезным дл€ теб€, чем остальные, так как результаты любых дел и трудов человека завис€т от внутренних его свойств и наклонностей. Ѕлагоразумный христианин ежевечерне должен исследовать свое душевное состо€ние. “ы же хоть раз в году исполни это полезное дело!

» сделай так: коль ты торговец, и когда ты начинаешь составление отчета о своих торговых делах, тогда и это спроси у себ€: каким путем осуществл€л торговлю, правдиво, по совести или обманом? “оргу€, помнил ли ты, что вера тво€ во всех делах требует про€влени€ правды и пор€дочности, или, к сожалению, ты думал только о том, чтобы любыми правдами и неправдами получить как можно большую прибыль? ќдним словом, помнил ли ты о том, что человек в первую очередь должен быть христианином, а затем уже купцом?

≈сли ты на государственной службе и когда составл€ешь отчет о проделанной работе, тогда и это спроси у себ€: как нес службу Ц чистосердечно или лживо? »сполн€€ свои об€занности, ты, возможно, помнил только форму, то есть внешний вид дела, а не внутреннее его значение. “ы, возможно, старалс€ и думал о том, чтобы выслужитьс€ перед начальством и получить награды, а не о том, чтобы принести пользу и помощь ближним. Ќе забыл ли ты, что человек в первую очередь должен быть христианином, а потом уж исполнителем того или иного дела? ѕомнил ли о том, что лучше всего, если христианство и исполнение служебного долга так будут соединены в тебе, что станут украшать друг друга?

≈сли же ты учитель, то есть имеешь учеников, которых учишь грамоте или какому-либо ремеслу, тогда ты должен дать более гор€чий и нелицемерный отчет своей совести.  аким образом ты осуществл€л эти об€занности в течение прошедшего года? ѕомнил ли ты все врем€, какое великое дело Ц растить ученика, какой т€желый ответ требует Ѕог от учител€? ”читель должен научить ученика не только грамоте, книгам или ремеслу, но в первую очередь пор€дочности, трудолюбию Ц одним словом, христианству.

»так, кем бы ни был ты, каким бы делом ни занималс€, в первый день этого нового года дай отчет самому себе, каким путем исполн€л ты свое дело: по-христиански или подобно €зычникам, которые знали только внешнее про€вление каждого дела, то есть лишь свое самолюбие и житейскую выгоду. ’ристианин должен помнить, что каждое, даже самое малое, дело имеет нравственное начало. ’ристианин, который помнит учение »исуса ’риста, должен так осуществл€ть каждое свое дело, чтобы оно способствовало распространению Ѕожией благодати и ÷арства Ќебесного среди людей.

ќбратимс€ же с мольбой к Ѕогу, чтобы ќн всем нам в новом году дал мир и успех во вс€ком благом деле, чтобы при этом преимущественно исполн€ли мы ≈го волю. јминь.

Ѕрем€ епископа
(—лово, сказанное в √елатском соборе при архиерейской хиротонии)

ѕовину€сь воле Ѕожией и определению св€щенноначали€ быть мне пастырем этой древней и замечательной паствы, понима€ т€жесть великих об€занностей, груз которых € отныне должен нести перед св€той этой ÷ерковью, вспоминаю слова апостола ѕавла: Ђ»бо каждый понесет свое брем€ї (√ал. 6: 5). ј каково брем€ епископства, разъ€сн€ет тот же апостол: Ђ≈пископ должен быть непороченЕ благочинен, честен, страннолюбив, учителенї (1 “им. 3: 2). ¬споминаю также слово, который этот апостол писал им же рукопреложному епископу “иту: Ђ≈пископ должен быть непорочен, как Ѕожий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пь€ница, не бийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, люб€щий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержанї (“ит. 1: 7Ц8). ѕомню и множество других заповедей, обличений и поучений, которыми —паситель наш наставл€л —воих апостолов, а затем апостолы наставл€ли своих преемников Ц епископов. ’орошо знаю и понимаю, чего ищут, ждут и требуют христиане от своего наставника. » когда € думаю о тех многочисленных добродетел€х, которые посто€нно должны украшать епископа, о многих трудах, сложност€х и искушени€х, которые св€заны с его де€тельностью (конечно, в случае, если он с верностью и ревностью приступает к своим об€занност€м), € вздрагиваю душою и говорю: смогу ли €, недостойный и слабый, понести столь т€жкое брем€?

¬оистину, брать€ христиане, не легко брем€ владыки, немалых добродетелей требует от него ≈вангелие. ѕерва€ и безусловна€ добродетель, которой от него требует апостол ѕавел, есть непорочность. ќчевидна причина этого, так как епископ, который учит других св€тости и требует, чтобы все скромно и непорочно проводили свою жизнь, сам должен не только словами, а делом служить образцом такой жизни. Ќо разве просто и легко исполнить это назидание?  то из людей жил и не согрешил? Ќайдетс€ ли на свете такой, который бы сохранил себ€ непорочным, хот€ бы всего день жил он среди людей? “ем более как сохранить непорочность епископу, от€гощенному многими делами и заботами, окруженному многими лицами, которые ищут лишь свою выгоду?

“олько один Ѕог может благодатью —воей защитить епископа и сохранить его чистым и непорочным.

¬о-вторых, епископу, согласно словам апостола ѕавла, следует быть осторожным. ќстальные люди забот€тс€ и беспоко€тс€ лишь о себе, а епископ Ц о многих тыс€чах. Ѕог, доверив ему паству, требует от него ежесекундной осторожности и бдительности, бодрствовани€. „тобы ни одна овца, доверенна€ ему, не погибла бы по его вине, так как Ѕог спросит с него душу каждой загубленной овцы.

√оре тому владыке и св€щеннику, который своей небрежностью потер€ет дл€ Ѕога хот€ бы несколько душ, выкупленных кровью —амого »исуса ’риста!  акой ответ он даст за это в конце времен перед страшным судом ’ристовым?

Ќо если каждому отдельно вз€тому человеку т€жело быть бдительным и осторожным, утверждать и укрепл€ть свою добродетель на пути своем, то насколько т€желее епископу беречь себ€, сохран€ть в св€тости и посто€нно заботитьс€ обо всей пастве своей. » пусть даже он будет очень старательным, не будет знать отдыха ни днем ни ночью, все свои силы и знани€ применит во благо паствы своей Ц даже в этом случае сможет ли он свободно, с легким сердцем сказать, что всем распор€дилс€ хорошо и правильно и полностью исполнил свой долг?

Ѕлажен тот владыка, которому по силам найти несколько достойных сподвижников и помощников, старающихс€ усердно исполнить свой долг, тем самым облегчив его брем€! Ћегко исполнит свои об€занности епископ, если будет окружен добрыми и достойными св€щеннослужител€ми, которые будут готовы разделить его т€желое брем€ во всех трудност€х и испытани€х. » наоборот, сколь жалким будет владыка, который вместо помощи и поддержки встретит среди св€щенников своих беду и опасность!

ћолю “еб€, —паситель, отдали от мен€ горькое сие испытание. ѕрошу и вас, любимые брать€ мои сослужители, не от€гощайте, а наоборот, облегчайте мне служение. ѕусть каждый из вас будет бдительным и осторожным в общении с паствой, чтобы не было в ваш адрес ни одного нарекани€, а были бы вы дл€ них примером и в слове, и в деле.

¬-третьих, св€той апостол ѕавел требует от владыки, чтобы тот был не только скромным, но и украшенным многими добродетели.

—лужение епископа тем более сложно, что каждый верующий посто€нно взирает на него: от него ждут учени€ и духовного просвещени€. Ќе в силах он скрыть какое-либо свое свойство или действие.

 ак свеча, зажженна€ и поставленна€ на высокое место, освещает окрестности и видна издалека, так и жизнь епископа. ј жизнь и поведение недостойного владыки подобны дымоходу, дым из которого затмевает воздух и также виден издалека.   тому же, епископ не спасетс€ один и не погибнет один. ƒобрый епископ спасет многих, а недостойный погубит большинство.

„то говорит √осподь »исус ’ристос в отношении людей, соблазн€ющих других? Ђј кто соблазнит одного из малых сих, верующих в ћен€, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морскойї (ћф. 18: 6). » если такое сказано в отношении обычного человека, то что же должно сказать о епископе, который не просвещает, а мешает верующим?!

—трашно представить это.

¬от брать€, сколько скромности и старани€ нужно владыке, сколькими добродетел€ми должен быть он украшен, так как об€зан подавать пример большому и малому, богатому и бедному, мир€нам и св€щенникам. ¬ид€ епископа, недолжно живущего, радуютс€ дурные люди, так как такие люди свое поведение оправдывают недостойным поведением епископа, и коль даже добрые и достойные епископы иногда не могут избежать злых €зыков людских, то как же будут осуждены слабые и недостойные?

Ќе без причины говорю, брать€, все это, не без причины пытаюсь выразить и представить перед вами всю т€жесть будущего моего служени€. «амысел мой состоит в том, чтобы возбудить в ваших сердцах чувство соучасти€ и сопереживани€ служению моему, дабы каждый из вас был помощником и облегчителем т€желого моего бремени. —мысл моего служени€ заключаетс€ в вашем духовном преуспе€нии, и если вы окажетесь учащимис€ добрым христианским делам, тогда достаточно легким и успешным будет дл€ мен€ служение мое.
”бежден, что вы желаете получить от мен€ какую-нибудь духовную пользу, и € также превыше всего мечтаю, чтобы иметь и видеть среди вас какой-нибудь духовный плод. Ќо дл€ этого есть лишь одна сила Ц христианска€ любовь. √де нет любви, там не по€витс€ ни один духовный плод. ѕосему, брать€ мои возлюбленные, давайте приобретем любовь взаимную и приступим к чистому пути Ѕожьему.

ѕусть недостатки мои восполн€ютс€ вашей любовью, так как € человек, и ничто человеческое не чуждо мне. Ќазидани€ и учени€ мои примите сердечно и старайтесь исполн€ть их. ќбличени€ мои, если они будут истинными, хот€ и резкими и гор€чими, пусть вызывают в вас не возмущение, а пока€ние.

Ќаконец, вознесем к небесам нашу гор€чую мольбу о том, чтобы милостивый Ѕог сделал мое будущее служение среди вас не бесплодным и праздным, но дал мне силы и разум, чтобы € благочестно исполнил волю ≈го и ни одной души паствы моей не загубил дл€ √оспода моего. » чтобы были у мен€ силы сказать такие слова на страшном суде ’ристовом: Ђ¬от € и дети, которых дал мне Ѕогї (≈вр. 2: 13). јминь.

ѕодготовил к публикации и перевел с грузинского ћераб ƒжики€
ѕри подготовке к публикации использованы материалы диссертации “амары ћалазони€

17 августа 2010 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0