Ѕолгарска€

«а ’риста пострадавшие от безбожной власти в ———– и в Ѕолгарии. „асть 1

”биение праведников в Ѕутове.  леймо иконы
”биение праведников в Ѕутове.  леймо иконы "Ќовомученики и исповедники –оссийские"
Ђ√онение окончитс€, и ѕравославие снова восторжествует. —ейчас многие страдают за веру, но это Ц золото очищаетс€ в духовном горниле испытаний. ѕосле этого будет столько св€щенномучеников, пострадавших за веру ’ристову, сколько не помнит вс€ истори€ христианстваї[1]. Ёти слова сказал в 1937 году, незадолго до своего расстрела, митрополит —ерафим („ичагов), и они были пророческими.

ƒействительно, после освобождени€ от коммунистического ига ѕравославна€ ÷ерковь канонизировала многих мучеников, и в их числе самого митрополита —ерафима. ѕрославление новомучеников, пострадавших за ’риста во врем€ безбожной власти, было совершено в –усской, √рузинской, —ербской и ѕольской ѕоместных ÷еркв€х.

¬ Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви до насто€щего времени не прославлен ни один новомученик, хот€ репрессии коммунистической власти были и здесь: известны имена репрессированных св€щеннослужителей и монахов, из которых одни претерпели тюремное заключение, а другие были убиты. —реди болгарских верующих сохран€етс€ благоговейна€ пам€ть об этих страдальцах, изучаютс€ обсто€тельства их жизни и смерти, обсуждаетс€ вопрос о необходимости их канонизации.

ћы решили внести свою скромную лепту в дискуссию по этому важному вопросу и рассказать о подвиге уже прославленных новомучеников, сопоставив с ним известные сведени€ о пострадавших болгарских св€щеннослужител€х, а также в целом осветить некоторые обсто€тельства мученического подвига при коммунистических гонени€х. —тоит отметить, что в сонме новомучеников и исповедников –оссийских есть люди разного этнического происхождени€, и в том числе один этнический болгарин Ц св€щенномученик ¬иктор ( иранов; Ж 1942).

I

—уществуют некоторые стереотипы о мученичестве, которые мешают должным образом осознать и оценить подвиг новомучеников. “ак, некоторые считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, пр€мо декларирующих, что они убивают именно за христианские убеждени€. ј если же убийцы объ€вл€ют, что убили по каким-либо другим причинам, например за преступлени€ против государства, то это уже и не мученичество.

ѕри поверхностном взгл€де это может показатьс€ убедительным, однако здесь кроетс€ существенна€ подмена. ¬едь така€ постановка вопроса предполагает, что мученика делают мучеником не его собственные слова и дела и состо€ние духа перед лицом смерти, не мужество и верность ’ристу, а намерени€ его убийцы, и что судить об этих намерени€х будто бы следует по словам самих убийц.

ѕодобный подход несосто€телен и сам по себе Ц потому что нигде в церковном предании мы не найдем, чтобы ÷ерковь при определении мученического подвига прерогативу в этом отдавала бы свидетельству мучителей; но также он несосто€телен и исторически. ƒа, в древности бывало, что сами убийцы и гонители пр€мо декларировали, что они преследуют человека не за что иное, как за то, что он христианин, Ц как гласил один из эдиктов ƒиоклетиана: Ђƒа погибнет им€ христианї. Ќо даже во времена €зычников така€ принципиальность была свойственна далеко не всем гонител€м, и многие из них убивали христиан не за их веру, а просто за то, что те отказывались принести жертву богам или идолу императора, что рассматривалось как государственное преступление, близкое к измене.

≈сли вспомнить, как объ€сн€ли свои действи€ вдохновители убийства ’риста, то в их словах мы услышим ту же самую риторику о политической неблагонадежности и преступлении против государственной власти: Ђ≈сли отпустишь ≈го, ты не друг кесарю; вс€кий, делающий себ€ царем, противник кесарюї (»н. 19: 12).

ѕодобным образом поступали и коммунистические гонители ’’ века. ќни сознательно старались оформить свое черное дело так, чтобы оно не выгл€дело как гонение за религиозные убеждени€, дл€ чего обвинени€ новомученикам оформл€лись как преследовани€ за государственные преступлени€. ѕоэтому, например, в делах российских новомучеников самые часто повтор€емые словосочетани€ Ц Ђвраг народаї, Ђконтрреволюционна€ де€тельностьї, Ђпротиводействие меропри€ти€м советской властиї и т.п.

ќ том, как именно коммунисты умудр€лись инкриминировать христианам разнообразные Ђгосударственные преступлени€ї, можно получить представление, обратившись к жити€м российских новомучеников. ѕриведем несколько примеров из реальных дел, закончившихс€ тюремными сроками, а иногда и расстрелами.

—в€щенномученик ћатфей (јлександров) был бессребреником, за требы денег не брал и вообще о деньгах говорил пренебрежительно. јрестовав его, ему предъ€вили обвинение в том, что он Ђв церкви ведет контрреволюционную пропаганду против советских денег и отказываетс€ их братьї[2].

—в€щенномученика ћихаила (—амсонова) обвинили в том, что он колокольным звоном хотел Ђотвлечь избирателей от участи€ в выборахї и что он Ђотдельных активистов села вовлекал в ÷ерковь через опаивание водкойї[3].

—в€щенномученика ѕетра (–ождествина) обвинили в том, что он подолгу служил и тем самым будто бы Ђзат€гивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозеї[4].

ѕри аресте св€щенномученика »лии (Ѕенеманского) ничего компрометирующего не обнаружили, но нашли 45 рублей мелкой серебр€ной монетой и на основании этого обвинили св€щенника в том, что Ђон умышленно придерживал у себ€ разменную серебр€ную монету, преследу€ цель подрыва правильного денежного обращени€ї[5].

—в€щенномученику  онстантину (Ќекрасову) поставили в вину то, что он, отмеча€ в календаре числа по старому стилю, случайно поставил цифру Ђ8ї на фотографию —талина, что было расценено как Ђвраждебное отношение к советской власти и руководител€м партииї[6].

”знав, что св€щенномученик ƒимитрий (ќстроумов) давал некоторым прихожанам лекарства, его обвинили в том, что он Ђзанималс€ нелегальным лечением больныхї[7].

ѕро св€щенномученика »оанна (ѕокровского) сказали, что его дом посещают странствующие св€щенники и что будто бы в результате этого была занесена заразна€ болезнь на колхозных лошадей и свиней[8].

ѕреподобноисповедник –афаил (Ўейченко), говор€ на проповеди о жизни св€того »оанна ƒамаскина при дворе халифа, сказал, что Ђмы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себ€Е восточные правителиї. » эта фраза была поставлена ему в вину, ибо следователь за€вил: Ђ¬ этой своей проповеди вы, сравнива€ жизнь »оанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышлени€ на материальное благососто€ние труд€щихс€ в ———–ї[9].

 ак нетрудно увидеть, обвинени€ эти нос€т €вно надуманный характер и €вл€ютс€ лишь прикрытием подлинного стремлени€ коммунистов Ц уничтожить ÷ерковь, лишить ее св€щенства и монашества под любым предлогом. ћы намеренно привели столь много примеров, чтобы стало очевидным: речь идет не об исключени€х, а о систематическом €влении. –еальность заключалась в том, что подвергались репресси€м именно глубоко верующие православные люди; карательные органы их выбирали по признаку религиозной принадлежности, а обвинени€ нередко составл€ли уже после ареста Ц на основании поведени€ при аресте, или сказанного на допросах, или сказанного в камере предварительного заключени€. ¬ыбиралс€ человек, а под него уже потом находили Ђделої.  ак указывал св€щенномученик √ригорий (–аевский), Ђесли нас задумают посадить, то посад€т и найдут материалы дл€ обвинени€, несмотр€ ни на какие законыї[10].

ј в Ѕолгарии имели место случаи, когда коммунисты устраивали суды и выносили приговоры уже после того, как обвин€емые были убиты. “ак, например, св€щенник »оанн “одоров был арестован 13 окт€бр€ 1944 года и забит до смерти, а 16 апрел€ 1945 года в ѕлевене состо€лс€ суд, который post factum вынес ему обвинение, осудил и приговорил к смертной казни[11]. “акже было и со св€щенником –афаилом –аевым. 9 сент€бр€ 1944 года партизаны схватили его, когда он шел домой, и закопали живьем в землю, а 2 марта 1945 года ѕлевенский народный суд заочно осудил его на смерть[12]. –азумеетс€, в подобных примерах Ђсоциалистической законностиї нет ничего, что позвол€ло бы серьезно относитьс€ к такому судопроизводству и к выдвигаемым против новомучеников обвинени€м Ц это лишь попытка оправдать совершенные беззакони€, придав им вид законности.

ќтноситьс€ всерьез к этим трафаретным, тенденциозным, наспех составленным обвинени€м против новомучеников Ц значит верить сознательно возводимой на них лжи. ј если, прин€в эти обвинени€ за чистую монету, начать сомневатьс€ в мученическом венце пострадавших, то цель, ради которой эта ложь возводилась, будет достигнута. —в€щенномученику Ќиколаю ( обранову) во врем€ допроса следователь пр€мо сказал об этом, заметив с усмешкой: ЂЌе беспокойтесь, св€тым вас не сделаемї[13].

ј св€щенномученику ¬арсонофию (Ћебедеву), когда его вели на расстрел, конвоиры-красноармейцы говорили, издева€сь: ЂЌе торопись, успеешь попасть в ÷арство Ќебесное!ї ј когда возвращались после расстрела, сказали бегущим навстречу прихожанам: ЂЅегите, бегите! „ерез три года мощами объ€витс€!ї[14]

¬ отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители ’’ века в –оссии и Ѕолгарии получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое дл€ ÷еркви мученик. » знали это не только р€довые палачи, конвоиры и следователи, но и те, кто задумывал репрессии, давал им ход и надлежащее оформление. ƒанное обсто€тельство нельз€ не учитывать при рассмотрении вопроса о канонизации новомучеников коммунистического режима.

¬озвраща€сь к теме обвинений, стоит указать и совсем циничные случаи, подобные тому, что сотворили со св€щенномучеником ¬асилием (ѕреображенским), который был арестован и осужден на дес€ть лет лагерей за Ђклевету на политику советского правительстваї. ¬ качестве Ђклеветыї ему инкриминировали сказанные прихожанам слова: Ђ—оветска€ власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что; вот и мен€ задержат тоже, осуд€т и посад€тї[15].

Ќередко следователи даже и не трудились выискать нечто предосудительное в действи€х подсудимых, а сами выдумывали дл€ них преступлени€. “ак, св€щенномученика ¬иктора ( иранова) вместе с другими св€щенниками обвинили в подготовке теракта: будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы[16]. —в€щенномученика —ерги€ (ѕокровского) в 1937 году обвин€ли в том, что он, Ђпровод€ систематически контрреволюционную агитацию, в беседах с гражданами восхвал€л √итлера и фашистскую √ерманиюї[17], а св€щенномученика Ќикола€ («апольского) Ц в том, что он будто бы говорил: Ђ—коро из »талии придет папа –имский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонитЕ —коро придет папа –имский, он покажет, как кресть€н мучитьї[18].

ќтношение новомучеников к обвинени€м, выдвигаемым против них коммунистической властью, хорошо выражают строки, написанные св€щенномучеником —ергием (√ортинским) на листе допроса: Ђќбвинение предъ€вленное € не признаю, ибо это €вна€ ложьї[19]. Ђ«а собой вины против советской власти никакой не знаюї[20], Ц свидетельствовал перед следователем св€щенномученик —ергий (Ѕажанов). ј св€щенномученик —ергий (‘лоринский) в конце допросного листа написал: Ђ—читаю одно: вина мо€ в том, что € св€щенник, в чем и расписываюсьї[21].

Ђ¬иновным себ€ не признаюї Ц эти слова встречаютс€ во всех протоколах допросов русских новомучеников.

“ак же не признавали своей вины и болгарские св€щенники, репрессированные коммунистами. —видетельствовал о своей невиновности в суде отец јлександр ƒ€нков[22], а отец јнгел ’убанчев[23] за день до расстрела написал родным красноречивые строки: Ђќстаюсь невинным перед законом, по которому мен€ суд€т; виновен только пред Ѕогом. √осподи, прости мен€!ї

ћученики не соглашались признаватьс€ в тех преступлени€х, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. » этот отказ от признаний требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следстви€ у подсудимых пытались выбить признание побо€ми и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, скончавшись от травм, полученных в кабинете следовател€, как, например, св€щенномученик ¬асилий ( андел€бров).

  твердым и непреклонным за€влени€м новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимани€, но дл€ ÷еркви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение и не может быть проигнорировано или поставлено по значимости после или даже хот€ бы наравне со свидетельством репрессивной машины атеистического государства.

II

ќ коммунистической эпохе могут заметить: ведь тогда репресси€м подвергалось не только духовенство. “очно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме имел офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадежности. »х тоже пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них про€вл€ли при этом большое мужество и выдержку. –азве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать?

Ќе означает, потому что мучеником в православном понимании становитс€ не вс€кий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто был вз€т на этот путь страдани€ именно из-за своей веры и своего служени€ ’ристу.

—в€тые отцы говор€т, что ЂЅог ценит дела по намерени€м ихї (ћарк ѕодвижник, преподобный. —лова. 1. 184) и что Ђво всех наших делах Ѕог смотрит на намерение Ц делаем ли мы это ради Ќего или ради какой-либо иной причиныї (ћаксим »споведник, преподобный. √лавы о любви. 2: 36).

“о есть нравственное и духовное достоинство поступка определ€етс€ по тому намерению, с которым он совершаетс€. “ак христианска€ милостын€ отличаетс€ от гуманистической филантропии именно тем, что творитс€ во им€ ’риста и ради ’риста, хот€ внешне может выгл€деть одинаково: люди и в том, и в другом случае дают свои деньги нуждающимс€. “ак христианское целомудрие отличаетс€ от полового воздержани€, совершаемого в силу психологических или физиологических причин, именно тем, что творитс€ ради ’риста, то есть ради исполнени€ ≈го заповедей, хот€ формально мы видим одно и то же уклонение человека от блуда. “ак пост отличаетс€ от вегетарианства именно тем, что совершаетс€ ради ’риста, в пам€ть о Ќем и в подражание ≈го посту. ¬егетарианец, воздержива€сь от животной пищи, не посв€щает это воздержание ’ристу, не ожидает от Ќего награды и, соответственно, не получает никакой духовной пользы от своего воздержани€ ни в этой жизни, ни в будущей, хот€, конечно, может получить временную телесную и душевную пользу.

“ак и мученичество именно посв€щением ’ристу отличаетс€ от вс€кой мужественной и героической смерти: Ђ»бо кто потер€ет душу свою ради ћен€ и ≈вангели€, тот сбережет ееї (ћк. 8: 35).

Ѕыла определенна€ логика в том, кого коммунистическа€ власть выбирала на роль жертв. Ѕывших полицейских и армейских хватали отчасти в пор€дке мести Ц как врагов, с которыми еще недавно было вооруженное противосто€ние, а отчасти дл€ того, чтобы обезопасить свою власть от людей, которые в силу своей подготовки могли бы возглавить восстание. »нтеллигенцию преследовали из-за того, чтобы обезопасить себ€ от умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению коммунистической власти. —казанное выше в той или иной степени относитс€ и к другим категори€м репрессированных, за исключением случайных жертв.

Ќо это не относитс€ к духовенству.  ак известно, ÷ерковь, следу€ заповеди Ђповиноватьс€ и покор€тьс€ начальству и власт€мї (“ит. 3: 1), сохран€ла ло€льность к коммунистической власти (как и к любому другому режиму, в котором ей приходилось существовать) и своих чад призывала к повиновению, а не к м€тежу. ƒа, имели место случаи открытой критики действий властей со стороны тех или иных св€щеннослужителей, но не это было подлинной причиной арестов, потому что репрессии затрагивали не только тех, кто критиковал: весьма многие из пострадавших ни слова против власти не говорили. “ак было и в —оветском —оюзе, и в Ѕолгарии.

ћожно привести пример св€щенномученика ѕетра (ѕетрикова), свидетельствовавшего на допросе: Ђя всегда исполн€л все касавшиес€ мен€ законоположени€, не знаю ни одного случа€ нарушени€ мною таковых. ѕользуюсь свободой верить, во что мне угодно, по основному закону страны Ц конституции... ÷ерковь Ц “не от мира сего”. ћои интересы Ц интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Ѕог, в  оторого верю. ¬опросами политики никогда не занималс€ и в политических вопросах не разбираюсь. ¬ласти подчин€юсь по совести и готов пожертвовать дл€ нее всем, чем только могу, если это будет нужно. “олько верой в Ѕога не могу пожертвовать никомуї[24].

“о, что таких людей хватали, сажали в тюрьмы и расстреливали, означает, что делали это именно из-за того единственного, чем они не могли пожертвовать.

¬ своих антирелигиозных гонени€х коммунисты преследовали даже тех, кто совершенно не мог представл€ть дл€ них угрозы. “ак, св€щенномученик митрополит —ерафим („ичагов) к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел 85-й год, он был прикован к постели; при аресте его вынесли на носилках и в машине Ђскорой помощиї доставили в “аганскую тюрьму, а затем осудили и расстрел€ли. “акже и св€щенномученик архиепископ јлексий (Ѕельковский) по болезни не мог самосто€тельно передвигатьс€; ему было 95 лет, когда за ним пришли сотрудники Ќ ¬ƒ; вынесли его на простыне. ¬ тюрьме он не дожил даже до окончани€ следстви€.

–азве есть кака€-либо рациональна€ необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? ќни не были прав€щими архиере€ми, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной де€тельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений.  акую угрозу они представл€ли дл€ советской власти? „ем могли повредить ей? ќчевидно, что единственной причиной их преследовани€ было то, что они принадлежали к числу служителей ÷еркви ’ристовой.

 оммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой преп€тствует поголовному распространению их безбожного учени€. »менно потому они с ней боролись разными способами, один из которых Ц репрессии и убийства наиболее видных св€щеннослужителей, монахов и мир€н. “аким образом, их преследовали именно за веру[25], хот€ и пытались замаскировать это обвинени€ми политического, а то и уголовного характера.

¬прочем, сохранились свидетельства о том, что иногда гонители и не скрывали, что преследуют именно за веру. —в€щенноисповедник «иновий (ћажуга) рассказывал: Ђ¬ 1936 году мен€ арестовали и, не предъ€вив никакого обвинени€, несколько мес€цев продержали в ростовском распределителе. ќднажды € спросил следовател€: “¬ чем же состоит мо€ вина, какое предъ€вл€ют мне обвинение?” —ледователь молча указал на мою р€суї[26].

≈ще один пример.  огда благочестивый кресть€нин ƒмитрий  левцов в 1929 году попал под суд, на суде спросили, знает ли он, за что его суд€т. ƒмитрий ответил, что, мол, кому-то не понравилс€. “огда судь€ сказал откровенно: за веру и прежнюю зажиточность. Ђќткажись от веры, вступи в колхоз, и мы судить теб€ не будем. ƒадим работу, даже сделаем начальником небольшой коммуны, будешь руководитьї. Ќа это ƒмитрий ответил: Ђ«а веру судите? я всегда готов к судуї[27].

III

≈сли мы посмотрим на обвинени€, выдвигаемые против св€щенников, пострадавших от коммунистического режима в Ѕолгарии, то увидим, что они типологически те же, что выдвигала советска€ власть и против русских, сербских и польских новомучеников.

¬ Ѕолгарии наиболее характерным дл€ первых послевоенных лет было обвинение в сотрудничестве с полицией при прежнем режиме. —в€щенника Ѕориса ¬ълканова приговорили к смерти как Ђпредател€ї и Ђполицейского доносчикаї[28]. —в€щенника јлександра ƒ€нкова обвинили в сотрудничестве с фашистским режимом. ¬ том же обвин€ли и св€щенника –афаила –аева, утвержда€, будто бы он в числе других людей Ђдобровольно следил и доносил о передвижени€х партизанї.

“е же самые обвинени€ в то же самое врем€ коммунисты выдвигали и против сербских новомучеников, например против св€щенномученика »оанники€ (Ћиповаца) и св€щенномученика Ћуки (¬укашевича), а также против ’олмских и ѕодл€шских мучеников, прославленных ѕольской ѕравославной ÷ерковью. ¬ыдвигались эти обвинени€ и против русских новомучеников. “ак, например, св€щенномученик ¬асилий (—моленский) был приговорен к расстрелу в 1942 году по обвинению в Ђпредательствеї и Ђпособничестве немцамї, временно зан€вшим его село, хот€ св€той эту клевету категорически отверг. » св€щенномученик ћатфей ( рицук) в 1950 году был арестован по обвинению в том, что он будто бы сотрудничал с немцами в годы войны.

ƒумаетс€, наиболее исчерпывающим ответом на такие обвинени€ €вл€ютс€ слова из объ€снительной записки св€щенноисповедника Ќикола€ (Ћебедева): Ђћне предъ€вл€етс€ обвинение в том, что € будто имел св€зи с царской охранкой, был ее агентом, служил у нее на службе, узнавал, где устраивались митинги, выслеживал ораторов и потом выдавал их правительству. ќбвинение слишком дл€ мен€ т€желое, чудовищное и до глубины души мен€ возмущающее как несправедливое и совершенно не соответствующее действительности. я решительно за€вл€ю, что никогда св€зей с царской охранкой не имел, в услужении у нее не был никогда и шпионажем никогда не занималс€ и не мог заниматьс€, так как это противоречило и моим убеждени€м, и моей де€тельности, и тем взаимоотношени€м, которые у мен€ установились с самого начала моего служени€ в приходе вплоть до самой революции с гражданской властьюї[29].

IV

«вучали в Ѕолгарии, конечно, и другие обвинени€. јрхимандрита  аллистрата (Ќакова) обвин€ли в том, что он совершал панихиды на могиле цар€ Ѕориса III[30]; иеромонаха ћакари€ (јпостолова) Ц в том, что он преп€тствует проведению меропри€тий Ђнародной властиї и что организовывал экскурсии в –ыльский монастырь Ђс целью насаждени€ религиозного чувства в люд€хї[31]; св€щенника √ригори€ ѕопалександрова Ц в том, что он будто бы проповедовал империалистическую идеологию и агитировал народ за то, чтобы выходить из кооператива[32]; св€щенника ÷ветана ƒиковски Ц в том, что он €кобы входил в состав Ђфашистской организации, намеревавшейс€ уничтожить партийных руководителей в Ѕ€ла —латинаї[33]; св€щенника јнгела ’убанчева Ц в том, что будто бы он Ђв разное врем€ с 1941 по 1944 год распростран€л на молебнах, в проповед€х и выступлени€х фашистские идеиї.

¬се перечисленное находит параллели в жити€х уже прославленных ÷ерковью новомучеников. —в€щенномученика ¬ладимира (Ћозина-Ћозинского) осудили на дес€ть лет за служение панихид с поминовением цар€-страстотерпца Ќикола€ II и его семьи. ћученика »оанна (≈мель€нова) обвин€ли в том, что он Ђв контрреволюционных цел€х прославл€л могилу умершего иеромонаха јристокли€, организовывал на нее паломничестваї[34]. —в€щенномученику ƒимитрию (ѕлышевскому) инкриминировали участие в Ђповстанческой шпионский организацииї[35]. ѕреподобномученицу »рину (‘ролову) арестовали по обвинению в сопротивлении меропри€ти€м советской власти на селе. ћученика »оанна (ћалышева) обвинили в Ђсистематическом ведении контрреволюционной фашистской агитацииї[36]. ћученику Ќикифору («айцеву), как и многим другим, предъ€вили трафаретное обвинение в агитации против колхозов как €кобы Ђантихристова предпри€ти€ї, даже не обратив внимани€ на то, что сам мученик был колхозником.

Ќужно сказать, что существовала одна категори€ обвинений, по которой мученики свою Ђвинуї признавали Ц это когда их обвин€ли в несогласии с коммунистической идеологией и критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Ќапример, мученица ќльга ( ошелева) на вопрос следовател€: Ђќ том, что советска€ власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласи€ на то верующих, вы говорили?ї Ц смело ответила: Ђƒа, € это говорила; и сейчас, вид€, как безвинно арестовали мен€, еще раз говорю, что советска€ власть безвинно арестовывает духовенство и верующихї[37]. ј преподобномученику ¬арфоломею (–атных) следователь зачитал показани€ свидетел€, который слышал от св€того ¬арфоломе€ слова: Ђƒа, все плачет, плачет мир и будет еще плакатьї, и поинтересовалс€: Ђќтчего же плачет мир?ї —в€той отец сказал: Ђќт скорби, приключенной ему советской властьюї, но не признал это контрреволюционной агитацией: Ђ¬едь это же суща€ правда; говорю, что есть, что вижуї[38].

ћожно привести еще примеры из допросов новомучеников: Ђ¬рагом советской власти € не €вл€юсьЕ но €вл€юсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма как отрицающего идею религииї[39] (св€щенномученик ¬ладимир (ѕищулин); Ђучение материалистическое не признаю в корне и считаю его своему мировоззрению враждебным. ѕоэтому € не согласен с действи€ми коммунистической партии в нашей стране, когда она нав€зывает свое мировоззрение другим гражданам, мысл€щим по-другомуї[40] (св€щенномученик ¬ладимир (—перанский); Ђна все меропри€ти€ советской власти € смотрю как на гнев Ѕожий, и эта власть есть наказание дл€ людейЕ нужно молитьс€ Ѕогу, а также жить в любви Ц только тогда мы от этого избавимс€ї[41] (преподобноисповедник —евастиан (‘омин).

“о же можно видеть и в протоколах допросов св€щенников, пострадавших в Ѕолгарии. “ак, отец √ригорий ѕопалександров сказал: Ђя признаю, что делал высказывани€, которые не согласуютс€ с мнением властейЕ ћарксизм € воспринимаю как цельное мировоззрение, нацеленное на то, чтобы истребл€ть веру в человеке. “огда как капитализм дозвол€ет человеческой личности держатьс€ христианского учени€; таким образом, человек живет уже не только с проблемами экономики, а с потребност€ми духа, а именно с верой в √осподаї. ћожно вспомнить и архимандрита  аллистрата (Ќакова), арестованного, помимо прочего, за публичное обличение несправедливых смертных приговоров, выносимых коммунистической властью, и выступлени€ против национализации монастырского имущества.

ќкончание следует

Епископ Проватский Игнатий, диакон Георгий Максимов

11 окт€бр€ 2010 года

[1] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь, 1996. С. 347.

[2] Николай Доненко, протоиерей. Наследники Царства. Т. 2. Симферополь, 2004. С. 485.

[3] Иосиф (Ключников), иеродиакон. Жития новомучеников земли Чувашской. Чебоксары, 2009. С. 20.

[4] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь, 2007. С. 127.

[5] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. Тверь, 1999. С. 572.

[6] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. Тверь, 2002. С. 209.

[7] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Тверь, 2005. Доп. т. 2. С. 179.

[8] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 52.

[9] Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни. Издание Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2008. С. 206–207.

[10] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. С. 209.

[11] Здесь и далее сведения об отце Иоанне Тодорове даются по: Николов М. Клеветата // Църковен вестник. 2003. № 5.

[12] Николов М. Мъченичество и оправдание… // Църковен вестник. 2003. № 11.

[13] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. т. III. С. 275.

[14] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 219–223.

[15] Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2–3. Романов-Борисоглебск, 2000. С. 125.

[16] Николай Доненко, протоиерей. Новомученики Бердянска. Феодосия; М., 2006. С. 148.

[17] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 157.

[18] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. Тверь, 2002. С. 133.

[19] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 283.

[20] Дамаскин (Орловский), иеромонах.Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. С. 237.

[21] Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 23.

[22] Здесь и далее сведения об отце Александре Дянкове даются по: Николов М. Белослатинският пастир // Църковен вестник. 2003. № 14.

[23] Здесь и далее сведения об отце Ангеле Хубанчеве даются по: Макавеева Милена. Живот в името на Христа // http://www.dveri.bg/content/view/10989/1/

[24] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. т. 1. С. 191.

[25] Конечно, коммунисты преследовали не только православных христиан, как и во время Диоклетиановых гонений, когда под репрессии попадали не только православные, но и раскольники-новациане и разнообразные еретики, принявшие имя христиан.

[26] Глинская пустынь и ее старцы. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1994. С. 47.

[27] Николай Доненко, протоиерей. Новомученики Бердянска. С. 194.

[28] Здесь и далее сведения об отце Борисе Вълканове даются по: Николов М. Неправедният съд на омразата // Църковен вестник. 2003. № 22.

[29] Дамаскин (Орловский), иеромонах.Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. С. 200.

[30] Здесь и далее сведения об отце Каллистрате (Накове) даются по: Архимандрит Калистрат Наков, игумен на Рилския манастир // Църковен вестник. 2002. № 23.

[31] Здесь и далее сведения об отце Макарии (Апостолове) даются по: Николов М. Страдалец за вяра и съвест // Църковен вестник. 2004. № 2.

[32] Здесь и далее сведения об отце Григории Попалександрове даются по: Николов М. Свещеник Григорий Попалександров – човек на духа // Църковен вестник. 2004. № 10.

[33] Здесь и далее сведения об отце Цветане Диковски даются по: Диковски Ц. Един свещенослужител пред Ђнароднияї съд // http://www.pravoslavie.bg.

[34] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 202.

[35] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь, 2005. С. 68.

[36] Там же. С. 95.

[37] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь, 2005. С. 346.

[38] Николай Доненко, протоиерей. Новомученики Феодосии. Феодосия; М., 2005. С. 257.

[39] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. С. 401.

[40] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. т. 3. С. 140.

[41] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель. Тверь, 2006. С. 82.

 омментарии читателей
2012-11-25
17:41
¬асилий:
"ќтноситьс€ всерьез к этим трафаретным, тенденциозным, наспех составленным обвинени€м против новомучеников Ц значит верить сознательно возводимой на них лжи. ј если, прин€в эти обвинени€ за чистую монету, начать сомневатьс€ в мученическом венце пострадавших, то цель, ради которой эта ложь возводилась, будет достигнута."

“ак на то и существуют историки, чтобы вы€снить, фальшивые это обвинени€ или все же имевшие реальную основу. ¬от на оснавании исторических исследований и нужно делать выводы.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

—в€щенник √еоргий ћаксимов

≈пископ ѕроватский »гнатий