Ѕолгарска€

«а ’риста пострадавшие от безбожной власти в ———– и в Ѕолгарии. „асть 2

„асть 1

V

ћитрополит Ќеврокопский Ѕорис (–азумов)
ћитрополит Ќеврокопский Ѕорис (–азумов)
Ќекоторым кажетс€, что будто бы нельз€ называть мучениками тех пострадавших христиан, которые выражали €вное несогласие с коммунистической идеологией, критиковали ее, равно как и антицерковную политику коммунистической власти. “аким люд€м кажетс€, что в этом случае св€щеннослужители пострадали не за ’риста, а за свою политическую де€тельность и потому будто бы быть св€тыми не могут. ћол, если бы они просто служили литургию, то никто бы не стал их арестовывать, сажать в тюрьмы, расстреливать.

Ќо это взгл€д, чуждый ÷еркви. ќн был бы отчасти справедлив, если бы речь шла о критике тех политических действий власти, которые не имеют отношени€ к религии. Ќо ведь новомученики говорили не об этом Ц они критиковали безбожную идеологию и антирелигиозные меропри€ти€ власти. » тем самым они исполн€ли свой пастырский долг Ц точно так же, как и мученики древних времен.

¬от, к примеру, во II веке был арестован и приведен на суд св€той мученик јполлоний. ¬ присутствии множества свидетелей префект “ерентий указывал св€тому на то, что, согласно законам империи и указу императора, нужно Ђпринести жертву богамї и Ђпокл€стьс€ ‘ортуной самодержавного  оммодаї. ј св€той на это отвечал, что Ђвеликое бесчестие Ц падать ниц пред ничтожными твар€ми, и было бы низким раболепством боготворить то, что не стоит тогої и что Ђглупцы были те, которые изобрели их, и еще более неразумны те, которые боготвор€т и чт€т ихї (јпологи€. 16). ј когда префект спросил: Ђ–азве ты не знаешь, что, по определению сената, совсем не полагаетс€ быть христианам?ї, мученик ответил: Ђќпределение сената не может отменить определени€ Ѕога. »бо, насколько люди легкомысленно ненавид€т и убивают тех, которые делают добро, настолько во многих отношени€х люди сто€т далеко от Ѕогаї (јпологи€. 24).

–азве это не критика распор€жений правительства? –азве не пр€мое неподчинение власти и ее законам? –азве не €вное выступление против идеологических основ государственного стро€?

ј когда другой св€той того же века, јристид, в своей апологии пишет јдриану, императору-€зычнику €зыческой империи, о том, что €зычники Ђдопустили смешные, глупые и нечестивые утверждени€, называ€ несуществующих богов согласно своим лукавым вожделени€мї, и о том, что Ђ€зычники заблуждаютс€ и обманывают самих себ€, так как, шеству€ во мраке, словно пь€ные, опрокидывают друг другаї, Ц это что, разве не критика государственной идеологии?

», оп€ть же, когда св€той »устин ћученик в своей второй апологии пишет римскому сенату, протесту€ против гонени€ на христиан как против того, что Ђбезрассудно делаетс€ вашими правител€ми повсюдуї, указывает, что Ђзлые демоны, всегда враждующие против нас, настраивают таких правителей, как бы беснующихс€, подвергать нас смертиї, и называет таких правителей Ђбеззаконнымиї, Ц это разве не могло быть расценено €зычниками как Ђвраждебное отношение к власти и руководител€мї и как Ђпротиводействие меропри€ти€м властиї?

—в€тые подчин€лись власти, не устраивали против нее восстаний, платили налоги, исполн€ли предписанные законы Ц но они не могли молчать о том, что насаждаема€ безбожным государством идеологи€ есть ложь, а проводимое гонение против ÷еркви Ц грех и беззаконие. » это делали как древние мученики, жившие среди €зычников, так и новомученики, жившие под коммунистическим игом.

Ќо, конечно, не стоит впадать в другую крайность и отождествл€ть мученичество с политическим диссидентством. ќтношение к политике в целом у мучеников могло быть разным, до известной степени могло варьироватьс€ и отношение к коммунистической власти Ц от резкого непри€ти€ до спокойного терпени€. ѕо пон€тным причинам не могло быть только искреннего согласи€, ибо, как заметил на допросе преподобный Ћеонтий (—тасевич), Ђесли св€щенник попадет под вли€ние коммунистов, под вли€ние материалистических убеждений, он уже не будет св€щеннослужителемї[1].

ћученичество определ€етс€ не в зависимости от политических взгл€дов пострадавшего, а по его верности ’ристу. ”видеть эту верность можно, посмотрев, как страдальцы проходили все этапы крестного пути и насколько христоподобны были они на каждом из этих этапов.

VI

Ќекоторые думают, что крестный путь мучеников и исповедников начинаетс€ с их ареста, но в действительности Ц намного раньше. Ѕыть может, так нельз€ говорить про все годы, когда у власти были коммунисты, но это справедливо, по крайней мере, дл€ периодов особо сильных гонений.

”же дл€ того чтобы просто добросовестно служить в то врем€, когда и государство, и значительна€ часть общества к тому, что ты делаешь, относитс€ резко негативно и презрительно, когда то и дело приход€т извести€ об арестованных св€щенниках, осужденных, расстрел€нных, нужно немалое усилие над собой, чтобы не допустить помыслов о сн€тии сана или хот€ бы о бегстве.

¬скоре после первых лет и даже мес€цев революции св€щенники в советской –оссии вполне осознали, в каких услови€х они теперь живут и кака€ угроза над ними висит ежечасно. ћногие тогда жили, как св€щенномученик »аков (ћаскаев): он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста. Ќекоторые загод€ отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили св€щенномученик Ќиколай (Ћебедев) и св€щенномученик »оанн (¬еликов).

–азве така€ решимость и такие жертвы, приносимые еще до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников ’ристу? ћожет быть, это еще не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему.

ћученики –усской ѕравославной ÷еркви первыми испили чашу страданий от безбожной власти, и своими страдани€ми и смертью они предупредили православных людей и в Ѕолгарии, и в —ербии, и в –умынии, и в ѕольше, чего следует ожидать в случае прихода к власти коммунистов.

«нали это и болгарские св€щеннослужители, пострадавшие в те годы: митрополит Ќеврокопский Ѕорис (–азумов) при наступлении коммунистов всем рассказывал о сталинских гонени€х на веру, а св€щенник ѕетр ƒивизиев еще в 1940 году опубликовал книгу Ђ———– без маскиї, в которой подробно описывал репрессии против духовенства и страдани€ русских новомучеников[2]. «нали обо всем этом, конечно же, и остальные страдальцы. “ем более что и до прихода к власти болгарские коммунисты уже успели показать себ€: св€щенник Ќиколай √рънчаров был убит партизанами в 1943 году Ц более чем за год до перемены власти[3].

—в€щеннослужители знали, что их ожидает; многие могли убежать, а некоторым это даже насто€тельно предлагали друзь€ и близкие. —в€щенномученика —ерги€ ( роткова) заранее предупредили о гроз€щем аресте, но он невозмутимо продолжал служить в храме, отверга€ предложени€ родственников спастись бегством. Ђ„то же, Ц сказал он им, Ц прихожане придут молитьс€, а € окажусь дезертиром, предавшим Ѕога и паству?ї “ак и служил до самого ареста, за которым последовал расстрел. ј св€щенномученик ‘еодор (Ќедосекин) на такие предложени€ отвечал: Ђ’оть день, да мой Ц и пред престолом Ѕожиим!ї

“о же мы видим и в Ѕолгарии. ”тром того дн€, когда был убит св€щенник Ѕорис ¬ълканов, его дочь ћарию предупредили, что отца арестуют. ќна сообщила ему об этом, но отец Ѕорис осталс€ невозмутим и не пыталс€ бежать с уготованного ему креста. ¬ то же врем€ св€щеннику »оанну “одорову родные, указыва€ на гроз€щую опасность, предлагали бежать в –умынию. Ќо отец »оанн отказалс€, сказав, что не может жить без своей паствы и без своей церкви. » осталс€ служить до своего ареста, после которого его избили до полусмерти и живьем закопали в могилу.

–азве не си€ет в этих поступках свет христоподобного мужества и самопожертвовани€? –азве не видно здесь сознательного выбора в пользу верности ÷еркви ’ристовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что дл€ сих страдальцев служение ’ристу значило больше, чем собственна€ жизнь? » если мир восхищаетс€ даже воинами, которые, несмотр€ на смертельную опасность, остаютс€ на посту и исполн€ют свой долг, то как не восхититьс€ подвигом этих воинов ’ристовых и не воздать ему должное?!

≈сли требовалось мужество даже просто дл€ того, чтобы в те времена остатьс€ честным и добросовестным пастырем, то насколь больше требовалось мужества дл€ того, чтобы €вно возвысить свой голос в защиту веры и ÷еркви? –азве не понимал митрополит Ѕорис (–азумов), когда писал открытый протест против бесчинств коммунистических властей в Ќеврокопской епархии, к чему это может привести? –азве не понимал архимандрит  аллистрат (Ќаков), когда выступал против национализации монастырского имущества, чем ему это грозит? –азве не понимал иеромонах ћакарий (јпостолов), когда в 1958 году отправил в редакцию газеты Ђѕравдаї обличительное письмо по поводу опубликованной там антихристианской статьи, что за этим последует?

ћожет быть, дл€ современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то врем€ Ц совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас. ќсобенно если это слово исходит от человека в р€се.  онечно, и владыка Ѕорис, и отцы  аллистрат и ћакарий догадывались, что безбожники не остав€т их выступлений без последствий.

¬ качестве параллели можно вспомнить поступок св€щенномученика ƒимитри€ (ќвечкина), который согласилс€ идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хот€ близкие отговаривали его и предупреждали, что после этого его арестуют. Ќо св€той ƒимитрий пошел и отстаивал христианскую веру, а затем, действительно, был арестован и осужден.

¬ упом€нутых примерах мы видим то, что можно видеть у всех православных мучеников всех времен Ц ревность о вере и отсутствие страха перед людьми. ќни показывают, что дл€ этих страдальцев любовь к правде Ѕожией была дороже своей жизни. Ёто Ц исповедничество еще до ареста.

VII

—ледующий этап крестного пути Ц арест и следствие. ƒл€ неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах Ц немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось и в ход шли откровенные издевательства, избиени€ и пытки.

 ак в —оветском —оюзе, так и в Ѕолгарии следователи, скрыва€ подлинные причины ареста, находили ложных свидетелей, фабриковали улики, но самое главное Ц пытались заставить подсудимых признатьс€ в вымышленных преступлени€х против государственной власти.

јрхимандрита  аллистрата (Ќакова) во врем€ следстви€ подвергали Ђконвейеруї Ц непрерывным многосуточным допросам Ц и морили голодом. —в€щенника ÷ветана ƒиковски несколько дней избивали, пыта€сь выбить признани€ в антикоммунистических действи€х, которых он в действительности не совершал; мучители даже залезали на лестницу и с нее прыгали ему на грудь. —в€щенника јнгела ’убанчева за врем€ следстви€ шесть раз избивали до полусмерти, с позором возили через город в телеге, повесив на грудь табличку Ђ»удаї. —в€щенника √ригори€ ѕопалександрова пытали током. —в€щенника јлександра ƒ€нкова многократно били, выдергивали ему бороду.

», несмотр€ на все это, они остались непреклонны. ¬ этих страдани€х они уподобились ’ристу, терпевшему побои и издевательства во дворе первосв€щенника Ц после того, как ≈го арестовали, но до того, как привели на суд к ѕилату.

ѕо словам игумена ƒамаскина (ќрловского), одного из главных тружеников —инодальной комиссии по канонизации –усской ѕравославной ÷еркви, при рассмотрении вопроса о причислении того или иного страдальца к лику св€тых внимательно изучаетс€ его дело на предмет того, как он вел себ€ во врем€ следстви€. ¬ажным и даже одним из ключевых критериев €вл€етс€ то, сохранил ли страдалец твердость, не поддалс€ ли он давлению и не признал ли возводимую на него ложь, а также не давал ли показаний против других страдальцев.

ћногих в то врем€ арестовывала и пытала коммунистическа€ власть, но мучениками и исповедниками мы считаем не всех, а только тех, кто принимал эти страдани€ из-за искренней веры, принадлежности ÷еркви, служени€ Ѕогу и исповедани€ правды ≈го и кто не испугалс€, не сдалс€, осталс€ тверд. —лава Ѕогу, таких было немало и в –оссии, и в Ѕолгарии.

VIII

≈сть еще один признак внутреннего христоуподоблени€ страдальцев во врем€ их крестного пути. ƒействительно, много сил нужно, чтобы не поддатьс€ пыткам, но люд€м, выдержавшим мучени€, крайне сложно избежать чувства сильного гнева и даже ненависти к обидчикам. “рудно не сломитьс€, но еще труднее не озлобитьс€.

» наши новомученики, избега€ этого искушени€, подражали ’ристу, молившемус€ за палачей: Ђќтче! прости им, ибо не знают, что делаютї (Ћк. 23: 34). ћногие пр€мо повтор€ли эти слова —пасител€. “ак, например, женщины, подсмотревшие расстрел св€щенномученика Ќикола€ (Ћюбомудрова), рассказали, что он, сто€ перед палачами, перекрестилс€ и со словами: Ђ√осподи, прими дух мой. ѕрости им, ибо не ведают, что твор€тї, Ц подн€л руку и благословил их. » после этого был убит[4]. “е же слова сказал и св€щенномученик ћакарий (√невушев), и даже ободрил одного из своих палачей, смутившегос€ тем, что ему придетс€ стрел€ть в духовное лицо[5]. Ёти слова ’ристовы повтор€ли перед казнью и св€щенномученик —ергий (Ўеин), и св€щенномученик ћихаил ( аргополов).

Ќо и не дожида€сь казни, мученики христоподобно прощали всех тех, кто их предал, кто доносил на них, свидетельствовал против них, кто мучил их в тюрьмах. —в€щенномученик ќнуфрий (√агалюк) писал: Ђћен€ возили с позором под конвоем много раз по улицам. я сидел в тюрьме среди воров, убийц и насильниковЕ ќгл€дыва€сь на жизнь в ссылке, € вижу лишь светлые картины. ¬се темное, мрачное позабыто. ј между тем € перенес от людей много злобного, вс€кого презрени€, насмешки, печатную клевету, видел €вное предательство со стороны близких, был ранен, испытывал нервные страдани€ и большие страхи. » от всего этого нет следаЕ ƒа будет вол€ Ѕожи€. ¬езде √осподь с нами, лишь бы мы только не отходили от Ќего. ќн поддерживает душу мою, направл€€ ее на стези правдыї[6].

ј преподобноисповедник –афаил (Ўейченко) так писал из лагер€ о тех, из-за кого он там оказалс€: Ђƒорогое дит€ мое, прошу: и за мен€, и за себ€ не сердись ни на когоЕ как не сержусь ни на кого €, и всем, всем простил в самый час скорби моей еще 11 июл€, и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молитьс€ не €ко за врагов и обидчиков своих, а €ко о благодетел€х спасени€ моего Ц да помилует и спасет их √осподьї[7].

“о же подлинно христианское благородство мы видим и в подвиге св€щенников, пострадавших в Ѕолгарии. —в€щенник »оанн  ириллов простил женщину, котора€ доносила и свидетельствовала против него, и в трудное дл€ нее врем€ Ц во врем€ ее болезни Ц заботилс€ о ней, чем привел ее к искреннему пока€нию[8]. —в€щенник јлександр ƒ€нков своим беззлобием пр€мо во врем€ суда привел к раска€нию девушку, котора€ ложно свидетельствовала против него. ј когда св€щенника јнгела ’убанчева везли на казнь в грузовике по городу и р€дом шли группы пропагандистов, скандировавших: Ђ—мерть! —мерть!ї, отец јнгел молча благословл€л их.

» смерть мученики встречали христоподобно Ц не сдавшись, без страха и озлобленности.

—в€щенномученика ћакари€ (√невушева) казнили в группе из 14 человек. –асстреливали по очереди. ¬ладыка был последним, при этом он молилс€ с четками в руках и благословл€л каждого: Ђ— миром отыдиї. “ак же и в Ѕолгарии св€щенника ѕетра ƒивизиева включили в группу из 39 человек, которых всех Ц по очереди Ц забили кирками и мотыгами, чтобы не тратить патронов. ѕоследним убили отца ѕетра, которому дали врем€, чтобы прочитать отходную молитву о тех, кого убили прежде него.  акое присутствие духа нужно сохран€ть, чтобы при виде ужасных убийств, осознава€, что это последние минуты твоей жизни, продолжать исполн€ть свой пастырский долг, напутству€ умирающих!

IX

—огласно распространенному стереотипу, от мучеников гонители непременно должны потребовать отречени€ от ’риста в обмен на жизнь и свободу. “акой эпизод, действительно, встречаетс€ в жити€х многих древних св€тых. Ѕывало так и в коммунистическое врем€. ¬ —оветском —оюзе большинство св€щенников еще на свободе в приватных беседах с представител€ми власти слышали призывы отречьс€ от веры и публично сн€ть с себ€ сан Ц и обещани€ значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновени€. ј после ареста и во врем€ следстви€ некоторым Ц хот€ далеко не всем Ц следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Ѕога. ¬ редких случа€х бывало, что даже пр€мо перед казнью такой выбор ставилс€ перед христианином. Ќапример, св€щенномученика “ихона (јрхангельского) перед расстрелом сотрудник Ќ ¬ƒ спросил: ЂЌе отречешьс€?ї ЂЌет, не отрекусь!ї Ц ответил св€щенник и прин€л смерть за ’риста[9].

»мело место подобное и в Ѕолгарии. “ак, св€щенника »оанна –усинова коммунисты, по свидетельству очевидца, Ђпринуждали отречьс€ от √оспода, но он не отрекс€ї, после чего безбожники выкололи св€щеннику глаза и забили до смерти[10].

 онечно, ситуаци€ устно проговариваемого выбора наилучшим образом подчеркивает высоту и красоту мученического подвига, но все же это не то, что делает мученичество мученичеством. Ќе только в жити€х новомучеников, но и в некоторых жити€х древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречьс€ от веры в обмен на жизнь.

Ќе предлагали этого выбора св€щенномученику ‘еогену, епископу ѕарийскому, которого арестовали при Ћикинии за то, что отказывалс€ служить на военной службе у €зыческого правител€. ≈го подвергли избиению, а затем по приказу Ћикини€ утопили в море. Ќе предлагали этого св€тым јзийским мученицам ћарфе, ћарии и брату их Ћикариону; их сразу же приказали казнить после того, как они сказали, что €вл€ютс€ христианами. “акже и св€того мученика Ќикифора јнтиохийского казнили просто по факту исповедани€ ’риста, без угроз и уговоров.

Ќе предлагали отречени€ и св€щенномученику ѕанкратию “авроменийскому: несколько обозленных на него €зычников, выбрав подход€щее врем€, тайно напали на него и убили. Ќе предлагали и преподобномученице ≈вдокии »лиопольской: после смерти прежнего наместника-христианина новый наместник-€зычник, зна€ о ≈вдокии как о выдающейс€ христианке, без вс€кого суда и следстви€ послал воинов отсечь ей голову. Ќе давали никакого выбора и св€щенномученику ѕротерию, патриарху јлександрийскому, которого убийцы-монофизиты долго искали, а когда нашли, сразу же умертвили.

Ќаконец, не предлагали такого выбора и преподобномученикам —инайским и –аифским, которые были убиты при грабительском набеге на монастыри, однако же монахи, погибшие при этом нападении, называютс€ ÷ерковью Ђпострадавшими и умершими за ’ристаї.

¬ыбор Ђотречьс€ или не отречьс€ї стоит перед каждым мучеником независимо от того, произнос€т ли эти слова люди, которые его допрашивают, суд€т, пытают или убивают. Ётот выбор став€т бесы в духовной брани, которую испытывает каждый мученик, когда идет на страдани€. ƒоказательством этому служат те несчастные, которые, будучи призваны на исповеднический подвиг, оказались падшими.

“ак, документально зафиксирован случай св€щенника ¬асили€  . јрестованный в 1929 году, он во врем€ следстви€ признал свою вину, ка€лс€ перед безбожниками, обещал: Ђѕо выходе из-под ареста св€щенником больше служить не буду, так как осознал, что религи€ €вл€етс€ дурманом дл€ народаї. Ќо это не спасло его, и он получил столько же, сколько в тот период обычно получали св€щенники, Ц три года концлагерей, где работал на рудниках, получил туберкулез и ревматизм ног, а через год после освобождени€ скончалс€[11].

ѕохожий случай был дес€тью годами раньше, когда в одну ночь арестовали св€щенномученика епископа ћитрофана ( раснопольского) и его викари€ епископа Ћеонти€. Ќа следствии св€той ћитрофан держалс€ мужественно, Ћеонтий же давал показани€ против него, а себ€ называл Ђединственным епископом земли русскойЕ выражавшим полное сочувствие советской властиї, говорил о готовности проповедовать коммунизм в ÷еркви и вс€чески заискивал перед следователем. Ќо это не помогло Ћеонтию сохранить свою жизнь, и он был расстрел€н в один день с епископом ћитрофаном[12].

„ем объ€снить поведение епископа Ћеонти€ и св€щенника ¬асили€? —ами коммунисты этим люд€м не предлагали отречьс€ от ’риста, от веры, от ÷еркви и не обещали спасение или свободу за это. Ќо предлагали бесы, внуша€ им такие малодушные помыслы. » эти падени€ показывают, кака€ внутренн€€ брань была у всех мучеников. »бо и они могли поступить так же, как поступили павшие, а эти, в свою очередь, могли бы не сдатьс€, как и св€тые. “акова реальность выбора, сто€вшего перед мучениками.

» даже те мученики, у которых в распор€жении были лишь считанные минуты после того, как они увидели убийц, внезапно пришедших за ними, тоже имели возможность смалодушествовать и начать умол€ть их о пощаде. ”бийцы вовсе не об€заны были бы удовлетворить эти мольбы, но такой выбор существовал. », конечно, те, кто так поступил, кто струсил, умол€л о пощаде, мучениками не стали, даже если их все равно убили. ј те, кто сохранил христоподобное мужество и до конца осталс€ невозмутим, стали мучениками, точно так же как и те, кого безуспешно принуждали к отречению, потому что в душе своей они сделали такой же выбор, и если даже они не произносили слов: ЂЌе отрекусьї, то делом показали, что имели равное настроение и равную решимость с теми, кому √осподь дал возможность публично произнести эти слова.

—тоит привести характерные слова об отцах, пострадавших в ‘аране: Ђќни прин€ли смерть без страха и скорби, раду€сь и благодар€ Ѕога за свою участь. ћысли их были обращены к своему ¬ладыке. „рез праведную жизнь они сделали себ€ храмами дл€ —в€того ƒуха. ѕрезрев прелесть и суету мирскую, они последовали одному Ѕогу и наконец умерли за им€ ≈го среди разного рода мученийї[13].

¬ этих словах есть указание на еще одно важное обсто€тельство дл€ определени€ мученического подвига: Ђ”мерли за им€ ≈гої. ѕо имени ’риста называютс€ все последователи ≈го Ц христиане. » потому вс€кий, кого убивают именно как христианина, умирает за им€ ≈го и есть мученик Ц если, конечно, он не пыталс€ убежать от креста, не смалодушествовал, но был тверд до конца.

X

¬ своем Ђ”вещании к мученичествуї св€той  иприан  арфагенский представл€ет мученичество как духовную борьбу мучеников с диаволом и победу над ним, и в этой борьбе гонители со всеми их пытками и казн€ми €вл€ютс€ лишь оруди€ми диавола. ѕритом сами гонители могут и не осознавать той роли, котора€ им отведена, Ц как разбойники, напавшие на монастыри в —инае и –аифе. Ќо дл€ определени€ факта мученичества значение имеет вовсе не то, что думали убийцы и как они оправдывали свои злоде€ни€, а то, что думали мученики и как они встречали свои страдани€ и смерть.

„тобы узнать это, достаточно прочесть слова, которые мученики говорили на допросах и которые сохранились в их Ђделахї, записанные рукою безбожника-следовател€. ћученица “атиана (≈горова): Ђ»исус терпел, и € тоже стану терпеть и переносить; на все готоваї[14]. ѕреподобномученица јгафи€ ( рапивникова): Ђ¬ Ѕога € веруюЕ пусть стрел€ют, от Ѕога не откажусьї[15]. ѕреподобномученик ѕетр (“упицын): Ђя человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Ёто гонение не новостьї[16]. ћученик Ќикита (—ухарев): Ђ≈ще во времена –имской империи были гонени€ на христиан, и такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти. Ќо как кончилась –имска€ импери€ и восторжествовало христианство, так кончитс€ и теперешнее гонение на христианї[17]. ѕреподобномученик ≈вфимий (Ћюбовичев): Ђ„то € отсидел в тюрьмеЕ € очень доволен, ибо страдаю за веруї[18].

—в€щенномученик √еоргий (—тепанюк) накануне расстрела писал в письме: Ђ„увствую, что страдаю за веруї. “о же свидетельство мы видим и в Ѕолгарии: св€щенник јнгел ’убавичев при последнем свидании с родственниками сказал: Ђя умираю невиновным, не печальтесь обо мне! ”мираю во им€ ’риста!ї

ƒл€ решени€ вопроса о факте мученичества именно это свидетельство имеет решающее значение Ц свидетельство мучеников, а не свидетельство палачей. –азумеетс€, свидетельство, выраженное не только словами, но, прежде всего, делами. ѕреподобный ≈фрем —ирин в своем Ђѕохвальном слове славным мученикам, во всем мире пострадавшимї[19] указывает следующие признаки мученика: преданность Ѕогу, мужество, незлобие к мучител€м, готовность отвергнутьс€ себ€ самого и всего своего ради ’риста. ѕоскольку все эти признаки видны в случае христиан, пострадавших от рук коммунистов в –оссии, √рузии, —ербии, ѕольше, то и состо€лось их прославление –усской, √рузинской, —ербской и ѕольской ѕоместными ÷еркв€ми. ќжидают своего прославлени€ св€щеннослужители, монахи и мир€не, пострадавшие за ’риста в –умынии, јлбании, √реции,  итае и, конечно же, в Ѕолгарии.

ƒаже по такому краткому обзору, как наш, можно видеть, что в страдани€х и смерти болгарских св€щеннослужителей си€ет тот же свет христоподобного мужества, какой си€ет в страдани€х российских новомучеников и прочих, прославленных ÷ерковью. ≈сли бы не было этого в жизнеописании репрессированных, то не было бы смысла говорить об их канонизации, но поскольку все это есть: и самопожертвование, и мужество, и незлобие, и кровь, пролита€ во им€ ’риста, Ц общецерковное прославление их становитс€ общим долгом.

» в этом деле может оказатьс€ полезным опыт –усской ѕравославной ÷еркви. Ќапример, при —иноде Ѕолгарской ÷еркви может быть сформирована специальна€ комисси€ по канонизации, в которую вошли бы благочестивые православные христиане и компетентные специалисты. ¬ их задачу входила бы выработка критериев определени€ кандидатов дл€ канонизации, изучение их жизни, а наипаче обсто€тельств мученического или исповеднического подвига, предоставление подготовленных материалов на рассмотрение —инода. “ака€ комисси€ также могла бы консультироватьс€ с —инодальной комиссией по канонизации в –усской ÷еркви, а также с агиографами, готовившими материалы дл€ канонизации новомучеников в других ѕоместных ÷еркв€х.

Ќам представл€етс€, что прославление новомучеников преобразит и улучшит духовное состо€ние болгарского народа. Ёто будет и актом пока€ни€ перед Ѕогом за грехи того периода, и актом христианского осмыслени€ собственной истории, и актом благодарности к тем сынам Ѕолгарской ÷еркви, которые своей жизнью и смертью оставили нам прекрасный и величественный пример верности ’ристу. „ерез это вновь проси€ют дл€ болгарского общества непреложные ценности ѕравослави€, и мы обретем духовную помощь сонма св€тых заступников, ходатайствующих о нас пред престолом Ѕожиим.  ак после исповеди душа христианина чувствует в себе утешение, благодать Ѕожию и радость духовную, так и прославление новомучеников будет иметь благие плоды дл€ верных чад Ѕолгарской ÷еркви, и оно же станет приношением и даром от болгарского народа всей ¬селенской ѕравославной ÷еркви.

Епископ Проватский Игнатий, диакон Георгий Максимов

12 окт€бр€ 2010 года

[1] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь, 2005. С. 422.

[2]Здесь и далее сведения об отце Петре Дивизиеве даются по: Николов М. Свещеник Петър Дивизиев от гр. Разлог // Църковен вестник. 2004. № 23.

[3] Николов М. Тъжното село Тъжа // Църковен вестник. 2003. № 7.

[4] Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2–3. Романов-Борисоглебск, 2000. С. 60.

[5] Михаил Польский, протопресвитер. Новые мученики Российские. Нью-Йорк, 1949. С. 76.

[6] Софроний (Макрицкий), иеродиакон. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). М., 2003. С. 29–30.

[7] Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни. Издание Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2008. С. 217.

[8] Илчевски С. Отец Йоан простил на своите предатели // Църковен вестник. 2002. № 1.

[9] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 285.

[10] Николов М. Дни на падение – изборът на двама Божии служители във времена на изпитания // Църковен вестник. 2004. № 13.

[11] Королев В.А. ЂДушу не погублюї. М., 2001. С. 84–85.

[12] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. Тверь, 2008. С. 461.

[13] См.: Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Январь.

[14] ЂБыли верны до смертиї. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Т. 1. Рязань, 2002. С. 158.

[15] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. С. 503.

[16] Умолкнувшие колокола. Новомученики Российские. Жизнеописания. М, 2002. С. 287.

[17] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. С. 406.

[18] Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни. С. 78.

[19] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. 2. М., 1993. С. 329–335.

 омментарии читателей
2012-10-14
22:24
—лавка √еоргиева ѕеткова:
„увствуеш себ€ лучше, после чтени€ этого рассказа о твердой вере прин€вших мученичество во им€ ’риста, как будто свет духовный виден перед тобой и легче жить как христианина.
—пасибо ¬ам.
































2010-11-01
15:10
Matija Plazina-Cacak-Srbija:
Da vas pozdravim i upitam dali ste vi citali o mucenicima koje objavljujete na vasem sajtu?kao prvo sto se tice ћитрополит Ќеврокопский Ѕорис (–азумов) treba da znate da je za vreme drugog svetskog rata na teritoriji sadasnje republike Makedonije kada su svi episkopi SPC-e bili proterani od Bugarskih fasista,dal je iko od episkopata BPC-e podigao svoj glas protiv kanonskog delovanja na teritoriji Srbske patrijarsije vec je Bugarski raskolnicki sinod-sabor dao da deluju na teritoriji SPC-e,odgovorni su i za nastali problem makedonse auto kefalne crkve.Pogledajte knjigu"Put na golgotu"ћитрополит Ќеврокопский Ѕорис (–азумов)njegovo delovanje i veze sa VMRO-m teroristickom organizacijom koja je ubila u Marseju zajedno sa Hrvatskim ustasama kralja Aleksandra Karadjordjevica kralja Jugoslavije,dali takva lica "mogu biti mucenici"???a i ostali Gospodo proverite pre nego sto objavite o"mucenicima"i progonjenim ja ne kazem da je bilo stvarno progona ali zapitajmo se?ljudi koi su podrzavali Fasizam precutno i zlocine po Srbiji za vreme II svetskog rata
tako je radijo i Stepinac pa ga vatikan pravi blazenikom.
S Postovanjem Matija-Cacak-Srbija
2010-10-14
20:49
Andrey:
—пасибо, обе части интересны и ценны не только тем, что они повествуют о подвигах новомучеников, но и тем, что в статье очерчиваютс€ важные грани, отдел€ющие мученика от немученика. Ёта теоретический ликбез весьма полезен и актуален. —пасибо.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: