јлбанска€

¬сЄ по любви:
—тановление миссионера. „асть 1

Ѕеседа с американским православным миссионером в јлбании иереем Ћукой ¬еронисом

Ѕолее дес€ти лет супруги иерей Ћука ¬еронис и ѕресвитера ‘ейт были православными миссионерами в јлбании, подвиза€сь под духовным руководством јрхиепископа “иранского и всей јлбании јнастаси€. ќтец Ћука был там преподавателем и одним из руководителей ¬оскресенской духовной семинарии в ƒурресе. ƒо этого он служил в јфрике при краткосрочных мисси€х в  ении, “анзании, ”ганде и √ане. ¬месте с африканскими соработниками он построил п€ть каменных храмов, медицинскую клинику и дом миссии. —ейчас семь€ ¬еронис живет в —Ўј. ќтец Ћука служит насто€телем храма св€тых  онстантина и ≈лены (¬ебстер, штат ћассачусетс) и работает адьюнкт-профессором миссиологии в греческой православной семинарии —в€того  реста и —в€то-¬ладимирской духовной семинарии.

Ц ќтец Ћука, что делает человека миссионером?

Ц ¬ещь очевидна€ и сама€ важна€ Ц любовь. ќднажды € беседовал с пожилым греческим монахом Ц отцом јнтониосом из монастыр€ св€того »оанна ѕредтечи в  ареасе, недалеко от јфин. ћонахини  ареасского монастыр€ вели миссионерскую де€тельность в течение двадцати лет, и когда он приехал в јлбанию, € спросил его: Ђѕосоветуйте мне, как стать хорошим миссионером. ќ чем мне помнить?ї » он ответил: Ђ≈сли ты запомнишь следующее, то все будет в пор€дке. ƒелай все по любви, ради любви и с любовью. ≈сли будешь так поступать Ц будешь великим миссионеромї. ƒа, это звучит просто, но это сама€ суть того, каким должен быть истинный миссионер. ¬се что ты делаешь, когда стараешьс€ восприн€ть культуру народа, среди которого оказалс€, стремишьс€ пон€ть его, изучить его €зык, все это делай из любви к люд€м.

—амое первое, что должен сделать миссионер, Ц изучить €зык, как бы т€жело это ни давалось. Ёто знак любви к люд€м, знак, что ты ценишь достижени€ их культуры, и это уважение должно про€витьс€ до того, как ты начнешь проповедовать ≈вангелие. јрхиепископ јнастасий јлбанский говорит: когда вы направл€етесь в какую-либо страну, сохран€йте все, что есть хорошего в той культуре, даже если это отлично от ваших привычек. ¬се, что никак не согласуетс€ с ≈вангелием, необходимо отвергнуть, но есть многое, что может быть воцерковлено и востребовано с новым значением.

“акже необходимо вступать на миссионерское поле с величайшим смирением. ћы не должны хотеть Ђспастиї этих людей, и не надо их просто Ђучитьї. ¬о-первых, как посланникам Ѕожией любви, нам необходимо показать свидетельства ≈го любви в конкретных ситуаци€х. ќсновной идеей должно быть: Ђя путешествую. ѕозвольте мне показать вам, куда € направл€юсь. », если вам это интересно, путешествуйте со мнойї. ¬едь € возглавл€ю путешествие только на определенном отрезке пути, но будут времена, когда и местные христиане поведут мен€, и € буду учитьс€ у них, в том числе, и духовной жизни. ћы возьмем друг друга за руки и пойдем в царствие небесное.

“акой подход очень важен, поскольку слишком часто € вижу западных миссионеров, крайне заносчивых и безучастных к культуре, в которую они вход€т, незаинтересованных в ее изучении. ќни превознос€тс€ от сознани€ того, что они принос€т благовестие, как будто они Ц спасители. ќни забывают, что —паситель Ц »исус ’ристос, а мы Ц всего лишь ≈го посланцы. ћы должны всегда помнить, что мы сами Ц спасаемые, но в то же врем€ мы приглашаем и других присоединитьс€ к нашему путешествию, чтобы путешествовать вместе.

јрхиепископ јнастасий показал нам прекрасный пример, говор€ о себе самом: Ђя всего лишь свеча, зажженна€ перед иконой. я свечу, чтобы люди смогли увидеть икону. ќднажды мо€ свеча будет задута. » когда она погаснет, кто-то другой должен прийти, и пусть его свет освещает икону. ¬ажнее здесь икона, а не свет свечиї.

ћой совет начинающим миссионерам Ц провести первый год, изуча€ €зык, культуру, поведение людей и не сосредотачиватьс€ чересчур на проповеди ≈вангели€. ¬едь мы проповедуем прежде всего своей жизнью. ‘ранциск јссизский однажды сказал: Ђѕроповедуйте ≈вангелие в любое врем€ и, если необходимо, посредством словаї. —осредотачива€сь на €зыке, культуре и характерных особенност€х данного народа, вы демонстрируете, что они вам интересны именно как люди, а не только как объекты дл€ обращени€.

Ц ¬ вашей книге Ђћиссионеры, монахи и мученикиї мы находим рассказ о преподобном ћакарии јлтайском (√лухареве), который €вл€етс€ прекрасным примером проповеди своей жизнью. ќн отправилс€ в удаленные районы —ибири и учил там, переход€ из одной деревни в другую, но это не имело успеха. ѕосле нескольких лет бесплодных трудов он перестал учить подобным образом. » позже, вернувшись, подошел к проповеди по-другому Ц стал лечить гомеопатией и просто помогал нуждающимс€. » только тогда его благовестие было восприн€то.

Ц ѕример преподобного ћакари€ поднимает важнейший вопрос, который каждый миссионер должен себе задать: Ђ¬ чем заключаетс€ успех?ї. ¬ частности, на «ападе, где так ценитс€ рассудок, мы хотим видеть массы народа, приход€щие в ÷ерковь. » иногда это работает. ¬ “иране, столице јлбании, двадцать-тридцать тыс€ч человек собираютс€ на центральном бульваре в пасхальную ночь, чтобы услышать проповедь архиепископа, спеть Ђ’ристос воскресеї. » это может показатьс€ большим Ђуспехомї. Ќо мы не должны обольщатьс€ цифрами.

≈сть еще и другие миссионеры, подобные преподобному ћакарию, они работают в мусульманских странах и в других обществах. ќни никогда не достигнут в своей работе таких цифр, у них какие-то горстки людей пришли ко ’ристу. ќни безуспешны?  онечно, нет. ќни бесплодны? Ќет. ќни остаютс€ верными Ѕогу, и верность Ѕогу есть решающий фактор, принос€щий успех, а не цифры. Ќаша задача Ц быть верными, насколько мы можем, €вл€€ чистое, истинное свидетельство о ≈го любви.

ƒругой чрезвычайно важный аспект дл€ миссионера, это соотнесение себ€ в наибольшей мере с людьми, то есть следует устраивать свою жизнь на том же уровне, что и местные жители. —ейчас это не всегда возможно. ћы, люди западные, должны отказатьс€ от привычного комфорта и жить в значительно более худших услови€х, чем на родине. » все равно наш уровень жизни будет выше, чем среднестатистический местный. Ќо нам приходитс€ это терпеть. », как это обычно дл€ нашей веры, мы живем в разрыве между целью и тем на что мы действительно способны. ѕосто€нное усилие и возрастание Ц вот ключ.

я помню, как € спросил архиепископа јнастаси€, что он считает наибольшим вкладом в дело миссионерства (а мы знаем о его обширной и плодотворной де€тельности как св€щеннослужител€, иерарха, профессора јфинского университета, миссиолога и миссионера). –ассужда€ о своей работе, он ответил: Ђя считаю, что все, чего мне удалось достичь в јфрике и јлбании, получилось благодар€ тому, что € жил среди людей и старалс€ быть одним из нихї. ¬ јфрике он посещал самые удаленные беднейшие поселени€, встреча€сь с людьми и помога€ им. ¬ јлбании на вертолете он летает в отдаленные горные деревни высоко в горах. ќн стремитс€ быть ближе к пастве он прост в общении с каждым. », что более важно, люди с легкостью общаютс€ с ним, поскольку вид€т его любовь и стремление быть на равных.

¬ 1997 году, когда в јлбании царила анархи€, армейские склады были разграблены анархистами. Ђ алашниковаї можно было купить за п€ть долларов. ƒети стрел€ли из автоматов в воздух недалеко от моего дома и по всему городу. ѕолна€ анархи€ в стране. » посольства уже начали эвакуировать своих граждан. ѕочти все иностранцы покинули јлбанию. » несмотр€ на то, что архиепископ Ц грек и мог бы уехать с греческим посольством, он даже не подумал об этом. ќн Ц архиепископ и должен быть с людьми. » € тоже осталс€ с группой миссионеров. ћы думали, как бы нам защитить архиепископа, если вооруженные бандиты влом€тс€ в архиепископию. ћы были почти уверены, что это случитс€. ћы видели, как группа вооруженных грабителей ворвалась и ограбила магазин электроники напротив. » мы опасались, что то же самое случитс€ с нашей резиденцией.

¬стреча американских миссионеров с јрхиепископом “иранским и всей јлбании јнастасием
¬стреча американских миссионеров с јрхиепископом “иранским и всей јлбании јнастасием
Ћюди нас часто спрашивают, согласились бы мы уехать с теми, кто был эвакуирован? ≈сли честно, нет. ћы понимали, как бы выгл€дел такой поступок. Ћюди стали бы думать: Ђ¬згл€ните на этих миссионеров! ѕри первых признаках опасности они оставл€ют насї. ћы должны были показать, что мы останемс€ с ними и во врем€ опасности посреди анархии и хаоса. ћы были едины с ними, а любовь Ѕожи€ не знает границ! ¬озможно, мы никогда не почувствуем себ€ в полной мере местными жител€ми, но мы должны показать им, насколько это возможно, что мы с ними.

ћне вспоминаетс€ еще одна истори€, произошедша€ с архиепископом, она тоже прекрасно иллюстрирует его миссионерский подход.  огда владыка јнастасий был еще архиепископом в ¬осточной јфрике, он часто служил в небольших деревенских храмах с земл€ными стенами, крытых оловом, с бумажными иконками в иконостасах из глины. ¬ начале 1980-х он был приглашен на конференцию в Ћенинград и в воскресенье служил в одном из прекрасных русских соборов. ќн совершал литургию в окружении всего этого великолепи€, и вот он подумал: Ђ√де Ѕог? ѕосреди этой роскоши или в убогих земл€ных храмиках јфрики?ї » когда пришло врем€ проповеди, он задал этот вопрос: ЂЅог в земл€ных церквушках в јфрике с их бумажными иконостасами или ќн в великолепных русских храмах?ї  огда он задал этот вопрос, переводчик несколько смутилс€, повтор€€ его, но архиепископ јнастасий продолжил: Ђ огда € путешествовал по миру, мне приходилось молитьс€ в различных церковных здани€х, и € пон€л, что Ѕог там, где совершаетс€ ехаристи€. ќн присутствует и там и тамї.

Ц ƒа ведь эти соборы были построены с любовью на пожертвовани€ тыс€ч людей, богатых и бедных, дававших лучшее из того, что у них было, на украшение дома Ѕожи€.

Ц ƒа, и суть в том, что мы должны себ€ чувствовать одинаково везде и помнить, что √осподь действует везде. Ќаша задача не судить, а свидетельствовать о ’ристе.

јдаптаци€ к новой культуре

ƒиагностическа€ клиника в јлбании, открыта€ ѕравославной ÷ерковью
ƒиагностическа€ клиника в јлбании, открыта€ ѕравославной ÷ерковью
Ц –азные люди по-разному думают о том, что такое мисси€. Ќекоторые думают, что это некое романтическое приключение. » это правда: вдохновение и приключени€ присутствуют, особенно на первом этапе. Ќо потом наступает повседневность, когда надо проповедовать ≈вангелие среди людей, не всегда открытых и заинтересованных, тогда вс€ романтика быстро улетучиваетс€. Ќаступает период разочарованности, через него проход€т многие миссионеры. » надо учитьс€ преодолевать ее, надо понимать, что насто€ща€ мисси€ требует полной отдачи, котора€ может преодолевать любое расстройство и любые преп€тстви€, но, вместе с тем, требует времени, усилий и жертв.

¬ первые послетоталитарные годы в јлбании ÷ерковь столкнулась с серьезными трудност€ми. ѕравительство стремилось выдворить архиепископа из страны, и мы опасались, что основание, положенное им, все его труды на благо ÷еркви, все будет разорено.  огда € высказал свои опасени€, архиепископ сказал: Ђќтец Ћука, напомню тебе кое о чем. ¬ јлбании была сама€ худша€ форма коммунизма, и јлбани€ была единственной в мире полностью атеистической страной, оплотом сатаны в течение почти п€тидес€ти лет. —ейчас пришла демократи€, но не думай, что сатана просто сдастс€ и позволит, чтобы ≈вангелие было проповедано. “Ќаша брань не против крови и плоти, но против начальств против властей, против мироправителей тьмы века сего”, и это значит, что будет трудно, что предсто€т страдани€, что будут потери. ћы должны быть готовы к этомуї.

≈сли вы хотите проводить христианскую жизнь, вас ждет то же. ∆изнь миссионера Ц это крест, жертва, смиренное служение, и не всегда она будет оценена. јрхиепископ говорил мне, что миссионер должен быть готов к тому, что его распнут те самые люди, которым он стремитс€ помочь. » мы не должны быть подавлены, если это случитс€.

Ц ћне кажетс€, что начальный период миссионерского энтузиазма очень похож на тот, который бывает в жизни новообращенного. я помню, как однажды вслух пожелала, чтобы один исполненный гор€чего энтузиазма новообращенный Ђспустилс€ на землюї. Ќа это мой русский друг ответил: Ђќ нет, это его духовное детство. Ќе лишайте его детства. ќн никогда больше не будет так невинно счастлив в своей христианской жизни. ќн познает трудности и скорби нашей земной ÷еркви весьма скоро, а сейчас Ѕог даровал ему небесную радость. ќна придет к естественному завершению в свое врем€, и тогда он начнет боротьс€ї. я думаю, мой друг был прав. ј когда борьба начинаетс€, как вы укрепл€ете начинающих миссионеров?

Ц „ерез такой этап проход€т все миссионеры.  ак € сказал, первоначальное радостное возбуждение при вхождении в новую культуру, встречи с новыми людьми и новые возможности Ц это гор€чий энтузиазм: Ђќ, это замечательные люди!..ї.

Ќапример, во врем€ моей краткой поездки по јфрике € мес€ц жил в деревне. я видел как кенийцы трат€т целый час, чтобы прийти на службу в церковь, и потом четыре часа провод€т в храме, не жела€ уходить. ƒл€ постороннего они такие веселые и такие верующие, что невольно обобщаешь, и хочетс€ сказать: ЂЁти люди просто прекрасныї. Ќо когда пробудешь в этой среде немного больше, то начинаешь видеть и оборотную сторону: Ђƒа, многие из этих людей верующие, благоговейные христианеЕ но в то же врем€ есть некотора€ часть, желающих получить нечто материальное от церкви, люди нечестные и неискренниеї.

ќбычно к п€тому или шестому мес€цу миссионерской работы ма€тник начинает обратное движение и вещи начинают видетьс€ в негативном свете. Ёто наиболее опасное врем€. я видел миссионеров настолько разочаровавшихс€ в своем деле, что они оставили миссию, или тех, что не ушли, но из-за этой разочарованности весь их опыт был омрачен. ќн взирают на всех и на вс€ только с негативной стороны.  онечно, если такое случаетс€, Ц это трагеди€, и дл€ миссионера лучше оставить миссию, чем нести такое искаженное свидетельство о ≈вангелии.

¬стреча о. Ћуки с албанскими детьми
¬стреча о. Ћуки с албанскими детьми
ќчень важно подготовить миссионера к обоим этапам, но еще и третий этап, которого достигает каждый истинный миссионер. Ќа этом этапе он видит и положительные, и отрицательные стороны той культуры, среди которой он пребывает. ¬ любой культуре, включа€ нашу собственную, мы видим верующих, благочестивых людей, но также и мошенников и тех, кто неискренен. “акже много добрых, но слабых людей, легко поддающихс€ искушени€м. Ёто наша действительность.

ѕриезжа€ с миссией в любую страну, мы не можем рассчитывать на то, что люди будут открыты и готовы сразу же прин€ть ≈вангелие.

¬ажно так настроить межкультурного труженика, чтобы он адаптировалс€ как можно скорее, но не становилс€ туземцем, не предавал свою собственную культуру, пыта€сь безогл€дно прин€ть новую. Ёто опасно.  огда станов€тс€ миссионером, то станов€тс€ человеком без дома. » в то же врем€, оставл€€ свою собственную культуру, невозможно влитьс€ в другую. “уземцы никогда не будут смотреть на миссионера как на одного из них, как бы вы не старались. ¬ы становитесь человеком некоей третьей культуры.

≈ще одна ошибка проход€ща€ через всю историю западных христиан и их миссии: везде они старались создать западное поселение, маленькое свое общество посреди иной культуры.  огда вы покидаете поселение утром, то погружаетесь в местную культуру, но когда возвращаетесь вечером, то все здесь так же, как дома. “ак не должно быть. ћы должны стремитьс€ жить среди людей, быть ближе к местным жител€м.

Ц ѕреподобный ћакарий јлтайский заметил, что если он оставл€ет новообращенных алтайских христиан в их деревн€х, они неизбежно возвращаютс€ к €зыческим обыча€м. ¬оздействие среды было слишком сильным. “огда он стал основывать новые Ц христианские Ц деревни и просил новокрещеных христиан селитьс€ в них. »спанские миссионеры в  алифорнии поступали так же. „то вы думаете о такой практике?

Ц ≈сть свои за и против этих отличных друг от друга методов. ¬полне обоснованно стремление изъ€ть людей из их среды и создать поселение новообращенных, есть позитивное начало в стремлении избежать искушений, могущих быть слишком сильными дл€ неофитов. ќпасность же выхода из своего культурного уклада дл€ местных заключаетс€ в том, что они потер€ют свои св€зи с людьми, которых они оставили.

Ц “акже мне представл€етс€, что они могут стать зависимыми от миссионеров, €вл€ющихс€ вдохновител€ми таких поселений.

Ц ƒа, и в некоторой степени у них может по€витьс€ искушение восприн€ть культурный багаж миссионеров, западный или какой другой, и тогда им будет трудно стать солью их собственного общества. », продолжа€ эту мысль, следующа€ опасность состоит в том, что миссионерские организации делали веками: местных христиан исторгали из их домашней среды и посылали в страну миссионеров дл€ миссионерского обучени€ или учебы в семинарии, они жили в чужой среде четыре или п€ть лет, они воспринимали эту культуру и уже не могли вернутьс€ в свою собственную. »х соотечественники по возвращении считали их иностранцами, а многие вообще не возвращались домой.

Ц ¬от мы говорим о миссионерах, приезжающих в чужую культурную среду, но был еще один тип миссии, например св€той  осма Ётолийский. ќн не останавливалс€ в каком-то определенном месте, но путешествовал по всей √реции и, частично, по территории современной јлбании, проповеду€ и христианам и мусульманам. ≈ще был преподобный —имеон —толпник, который вообще никуда не ходил. Ћюди приходили к его столпу с далекого юга јравийского полуострова не только за духовной поддержкой, но и с просьбой помолитьс€ о посевах, о хорошей погодеЕ јрабские кланы приходили дл€ разрешени€ их разногласий, с запада тоже приходили Ц из ѕарижа, –има, из ЅританииЕ

Ц Ќаша православна€ традици€ знает как внешне направленные евангельские подвиги апостола ѕавла, равноапостольных  ирилла и ћефоди€, св€тител€ »ннокенти€, просветител€ —ибири и јмерики, так и пример монахов, селившихс€ в определенной местности, проводивших подвижническую жизнь, достигавших высокой духовности и становившихс€ светочами, привлекавшими людей.

Ц ќни как свеча перед иконой, гор€ща€ столь €рко, что привлекает всех посмотреть на нее.

Ц ƒа, и востребованы оба типа подвижнического делани€. ќдна из больших опасностей заключаетс€ в том, что подчас говор€т: Ђ»деал Ц это св€той человек, живущий в одном месте и привлекающий к себе людей. ¬от истинное ѕравославие! Ёто наша единственна€ форма миссииї. Ёто совершенно неверно. ƒа, можно наблюдать это безмолвное свидетельство в течение веков, но в то же врем€ у нас были миссионеры, сознательно погружавшиес€ в иную культуру, отправл€вшиес€ в чужие страны. Ќачина€ с четвертого века, мы видим многочисленные примеры, когда монахи не только уходили в пустыню, удались от общества, но и селились по соседству с €зыческими деревн€ми, и образовывали целые монашеские общины дл€ проповеди ≈вангели€.

С иереем Лукой Веронис беседовала монахиня Нектария (Мак Лиз)
Перевел с английского Василий Томачинский

Road to Emmaus. Vol. VI. No. 4 (# 23)

20 окт€бр€ 2010 года

     омментарии читателей
    2012-09-10
    23:53
    јнна:
    ¬от как говорил один мой сотрудник: ≈сли люди, знающие теб€ 10 лет, не станов€тс€ православными от общени€ с тобой, ты в миссионеры не годишьс€.
    2010-10-27
    01:53
    —ерафим:
    ¬ладимир:
    ќчень интересна€ стать€! ј вот у мен€ всегда возникал вопрос - миссионерской де€тельностью может заниматьс€ только лицо духовного звани€?
    ===============
     аждый ’ристианин €вл€етс€ свидетелем(миссионером) ’риста,как говорил ап.ѕавел: мы письма ’ристовы. ƒаже вы можете стать миссионером ’риста http://mission-center.com/
    2010-10-21
    17:21
    ¬ладимир:
    ќчень интересна€ стать€! ј вот у мен€ всегда возникал вопрос - миссионерской де€тельностью может заниматьс€ только лицо духовного звани€?
    2010-10-20
    23:52
    ¬ладимир:
    —казано апостолом ѕавлом: "мудрость проповедуем между совершенными, т.е. готовыми услышать". “ам, где уже начал рассветать день в темном царстве. » это просматриваетс€ в статье, спасибо, эта тема очень тонка€. » на самом деле, —паситель, у нас один, а там где насилие, там ложь. Ќо мученики Ѕожиии,а бланговестие иначе не назовешь, или духовна€ литература, она всегда будет р€дом дл€ ведомых —в€тым ƒухом.
    2010-10-20
    14:43
    ¬ладимир:
    ѕомогай ¬ам Ѕог!.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов

    ¬асилий “омачинский

    ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)

    »ерей Ћука ¬еронис