–умынска€

Ѕог там, где смирение

»з наставлений старца јрсени€ (ѕапачока)

јрхимандрит јрсений (ѕапачок) Ц старейший и один из самых почитаемых румынских старцев. ќн представитель той золотой пле€ды румынских духовников ’’ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых услови€х безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, Ц опыту, сочетающемус€ с духовной мудростью, тонкостью проникновени€ в тайники человеческой души и недюжинными литературными даровани€ми. —тарец јрсений подвизалс€ в непроходимых лесных дебр€х румынских гор вместе с отцом  леопой (»лие), подвергалс€ преследовани€м со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. — 1975 года он €вл€етс€ духовником монастыр€ во им€ св€той ћарии в городе “екиргЄл под  онстанцей. 15 августа 2011 года маститому и умудренному румынскому старцу архимандриту јрсению исполнитс€ 97 лет.

ѕредлагаем вниманию читателей ответы старца на вопрошани€, с которыми к нему обратилс€ архимандрит »оанникий (Ѕалан; 1930-2007) Ц талантливый духовный писатель и поэт, автор Ђ–умынского патерикаї, духовное чадо, сподвижник и биограф старца  леопы (»лие).

***

Ц ќтец јрсений, скажите, как избавитьс€ от множества земных забот, чтобы иметь больше времени дл€ молитвы?

Ц ќтец »оанникий, великое дело Ц чиста€ молитва из сердца и уст к Ѕогу! ћолитва Ц это остра€ стрела, которую устремл€ли в небо тыс€чи лет все св€тые, да и самые простые христиане. ћолитва пронзала сердце небес Ц может, и негодовавших на обитателей земли, Ц и тем же путем приходили спасительные ответы Ц так сохран€лась вера на земле из рода в род.

Ѕрат-христианин, у теб€ тоже есть сво€ истори€: ты входишь в великий христианский союз Ц ÷ерковь и навсегда искуплен жертвой —пасител€. «начит, ты стоишь очень дорого, и на тебе лежит велика€ и благородна€ ответственность. –азве т€жело каждому из нас хоть немного попросить Ѕога, просто и пр€мо, чтобы ќн помог нам в стольких бедах и страдани€х, и поблагодарить ≈го?!

√де тот человек, которому нечего просить у √оспода нашего »исуса ’риста и ћатери Ѕожией? √овор€т, что ћатерь Ѕожи€ обижаетс€ на тех, кто никогда не просит ≈е ни о чем! ќна молитвенница за людей, и сколько может Ѕог —воей силой, столько может и ћатерь Ѕожи€ —воей молитвой. ѕокажи же, что ты Ц чадо ћатери Ѕожией, имеющее в груди детское сердце!

ј от земных забот мы можем избавитьс€, если только захотим этого, ведь от нас зависит наше спасение.  ак душам, Ѕогом дарованным, нам нужно про€вл€ть больше воли, чтобы не загружать и не обремен€ть себ€ этими земными заботами до такой степени. Ѕудем распор€жатьс€ своей жизнью как люди, мысл€щие более высоко и очень ответственные. ≈сли бы мы спросили спасенных, живущих на небесах: Ђ„его вам стоило ст€жать такое блаженство?ї Ц они ответили бы нам: Ђ¬ремени, немножечко времени, хорошо проведенного на земле!ї “ак значит, у нас вообще нет другого времени, чтобы довести до совершенства свои души Ц призванные, одаренные и полные такой решимости.

Ќам надо задуматьс€ о том, что мы называемс€ Ђангельским чиномї. јнгелы мол€тс€ непрестанно, во всю вечность.

Ц ј как легче всего преодолеть блудную брань и плотские помыслы?

Ц ƒл€ преодолени€ блудной брани, на какой бы стадии она ни находилась, нужно, прежде всего, просить благодати у Ѕлагого Ѕога. Ёто не кратковременное сражение, потому что нам об€зательно нужно достичь полной победы. —начала каждый видит, что он бессилен противосто€ть ей, но у Ѕога все возможно.

¬ступающему в эту борьбу нужно:

Ц хотеть во что бы то ни стало избавитьс€ от этой брани,

Ц молитьс€ всем сердцем Ѕогу и ћатери Ѕожией, прос€ помочь ему,

Ц избегать, сколько возможно, обсто€тельств, могущих возбудить страсти,

Ц не принимать в свой ум привход€щие прилоги, которые могут только показатьс€ невинными, а потом начать конкретизироватьс€ в образах; все эти мысли отгон€ть, перемен€€ ум свой в молитве, но в молитве собственной, а не рекомендованной кем-то, кто бы это ни был; в молитве с собственными воздыхани€ми, даже если они без слов.

≈сли нападение стремительно, усладительно, покор€юще Ц взывать к ћатери Ѕожией и не уступать натиску. ¬ зашедших вперед фазах Ц исповедоватьс€ сокрушенно и чисто, не щад€ себ€ и не складыва€ вину на момент, обсто€тельства и лица. ≈сли кто будет исповедоватьс€ чаще, это очень поможет ему.

ƒуховник поймет его, утешит, убедит, что он не один, но и не оставит его коснеть в мотиваци€х, будто это Ђнеобходимо и вполне естественної.

ƒуховник должен иметь рвение и доброту, чтобы смочь оторвать чадо от этой страсти тайной и многоголовой. –екомендуетс€ чтение книг и все, что имеет предметом своим приготовление к смерти. «аблудший будет прощен через пока€ние, каким бы ни было прегрешение, и это будет великим достижением, но пусть не обманываетс€ никто и не полагает, что без пока€ни€ он найдет какое-либо прощение. »з-за этого греха вы не можете познать, ни что такое рай, ни что такое ад на самом деле, и об этом следовало бы больше задумыватьс€ и молитьс€.

“ем, кто имеет духовный склад, но все же бывает более или менее у€звлен и проходит через баню пока€ни€, это засчитываетс€ как несчастный случай; у них по€вл€ютс€ серьезные причины дл€ действительно кроткого смирени€ Ч и это доставл€ет Ѕогу большую радость, чем когда кто-то мнит о себе как о не падшем.

Ёто не парадокс, а Ѕожественна€ справедливость и милость. ќн, ƒомовладыка и ѕастырь добрый, оставил всю овчарню с овцами и пошел искать потер€вшуюс€ овцу, и, счастливый, вз€л ее на —вои плечи и понес в ограду ÷арства славы. я как-то прочитал то, что говорю вам теперь: ЂЅрат христианин, поверь мне, есть два вида радости, которые нельз€ совместить: ты не сможешь радоватьс€ здесь, на земле, удовольстви€м преход€щим и грешным, и на небе царствовать с »исусом ’ристомї. Ђ“огда беззаконие заградит свои устаї (ср.: ѕс. 106: 42). ЂЅезумный, врем€, которое ты употребл€ешь на зло, роет тебе €му, а завтра наступит вечность!ї √овор€ это, думаю, духовник сможет ободрить того, кто боретс€ с натисками извне и с естеством изнутри.

Ц  ак можно победить и отогнать от себ€ тщеславие и помыслы гордости?

Ц Ѕезобразна€ и нечиста€ страсть! ¬се зло ловит рыбу в этой мутной воде! Ѕог и слышать не хочет о гордом человеке! ќн отнимает у него всю благодать, чтобы тот преткнулс€, Ц небось смиритс€, как говорит ѕисание (см.: 1 ѕет. 5: 5).

ќн оставл€ет его, и тот превращаетс€ в великую мерзость; отнимает у него чувство прекрасного, оставл€ет его блуждать в хаосе по вс€ческой гр€зи закоулков мира. Ќет у него уже образа, нет подоби€, ни здравого рассудка. ѕравду говор€т св€тые отцы: Ђ√де случилось падение, там прежде поработала гордостьї. Ќи одна страсть так не уподобит теб€ диаволу, как гордость.

¬се страсти могут, скажем так, быть извинены природой и дурными обсто€тельствами жизни, а гордость не может быть оправдана ничем! ќна имеет невыносимое нахальство Ц пристраиватьс€ к любой добродетели, она даже, если можно, пр€четс€ в смирении, которое служит ей ширмой. “акое встречаетс€ очень часто, и, в подтверждение этих слов, это то, о чем один отец выразилс€ так: Ђ—мирен же горделивец!ї

ѕоскольку она так опасна и так широко представлена во всех возрастах и чинах, то хорошо было бы, чтобы никто не пренебрегал никаким человеком, сколь бы незначительным тот ни был, ибо и в нем сокрыт ’ристос, и даже спрашивал бы его, чтобы узнать его мнение, пусть даже понарошку, и это стало бы первым шагом, то есть одной вехой, на пути по ≈вангелию.

’орошо будет спрашивать мнени€ и совета у вс€кого, кем бы ты ни был, ибо кто знает, ведь благодать Ѕожи€ больше почивает в люд€х простых и незаметных. —делай поклон, как говоритс€, хот€ б ради смирени€ телом, ибо это тоже хороший тон, и увидишь, как нужны тебе подобные, с которыми Ѕог судил тебе жить, видетьс€, и ты по жизни убедишьс€ в том, что премудрость действительно больше обитает там, где есть смирение, потому что там Ѕог.

¬от, Ћюцифер пал непоправимо, грандиозное его падение произошло в силу одного только слова его: Ђяї. », пав, сделалс€ противником навеки, мерзостью запустени€. ƒа не обманываетс€ никто, будто без насто€щего очищени€ в единственной воде смирени€ он сможет войти в то ÷арство, из которого ниспали ангелы!

¬от вкратце мои мысли и увещани€ об этом, чтобы человек смог осознать, что Ѕог создал нас прекрасными только дл€ —еб€!

Ц „то делать, чтобы обуздать свой €зык и ст€жать дар молчани€?

Ц ¬оистину серьезное дело Ц не быть хоз€ином своему €зыку, как говор€т св€тые: Ђƒо великого падени€ доводит €зыкї. ќт многослови€ бывает скорее суета, чем польза, а злословие несет большую опасность не только в этом мире, но и в том. √овор€т, что в аду больше всего тех, кто убил злым словом!

Ќужно любить, брат, брата твоего. –азве не это сама€ главна€ заповедь —пасител€? ќн дал эту заповедь в увенчание всех —воих наставлений Ц что единственный путь к спасению Ц любовь Ц и взошел на незабываемую и душераздирающую √олгофу!

Ќужно все врем€ твердить люд€м об ответственности, которую мы несем за свою жизнь Ц единственное врем€, данное нам, чтобы мы заперли на замок свой €зык и очищали свое сердце от зла. —в€титель √ригорий Ѕогослов говорит: Ђ«а вс€кое излишнее слово мы дадим ответ, тем более за вс€кое слово срамноеї, а насколько ужаснее Ч за вс€кое убийственное слово! Ђѕатерикї здесь очень полезен с его главой Ђѕольза молчани€ї.

—в€той »сидор ѕелусиот говорит: Ђ√оворение с пользой есть благословение, а если оно подкреплено делом Ц увенчиваетс€ї. Ђ»бо жизнь без слова приносит больше пользы, а слово, и взыва€, злит. ≈сли же слово и жизнь соедин€тс€, то состав€т олицетворение всей философииї.

—окрой √оспода в сердце твоем, и пребудь вниманием там, и стой там пред √осподом неисходно. “огда ты заметишь в себе каждую пылинку. “ак начинаетс€ таинственное научение. ќно что зеркало дл€ ума и светильник дл€ совести. ќно иссушает блуд, погашает €рость, смир€ет гнев и рассеивает печаль, укрощает дерзость, развеивает отча€ние, про€сн€ет ум, прогон€ет лень, воистину смир€ет теб€ и делает рассудок твой непрельщаемым; у€звл€ет бесов, очищает тело, и человек уже не бывает участником во вс€ком скверном деле, а чуждаетс€ его. » думает все врем€: Ђ  кому € пойду? я, червьЕї Ёто и иное, относ€щеес€ к пам€ти смертной и вечной участи человека, принадлежит к таинственному учению.

Архимандрита Арсения (Папачока)
вопрошал архимандрит Иоанникий (Балан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

ѕеревод выполнен по: Ne vorbeşte părintele Arsenie. Ediţia îngrijită de а Arhimandrit Ioanichie Bălan. Vol. 1Ц3. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.

14 июн€ 2011 года

 омментарии читателей
2016-11-06
23:33
»ван:
ќтветы хорошие, но это ответы человека, посв€тившего себ€ Ѕогу. » его ответы подход€т дл€ людей его уровн€, а дл€ людей мирских Ц уже в меньшей мере, на мой взгл€д.

Ц —кажите, как избавитьс€ от множества земных забот, чтобы иметь больше времени дл€ молитвы?

Ќе надо избавл€тьс€. Ќадо работать и молитьс€. ќдно другому обычно не мешает.

P.S. ¬ообще кто хочет, тот всегда найдет врем€! Ќа тот же перекур-то или "чаи погон€ть" отчего-то врем€ находитс€ всегда.

Ц ј как легче всего преодолеть блудную брань и плотские помыслы?

ѕрин€ть, что ты блудник (ну если только не дед или бабка 80 лет). –аботать усердно. “огда сил не будет на это. ѕлюс или в браке нормальном (не гражданском) состо€ть. “огда естественные потребности само собой будут удовлетвор€тсь€.

Ц  ак можно победить и отогнать от себ€ тщеславие и помыслы гордости?

ћеньше думать о себе. Ѕольше о других (близких, друзь€х, коллегах).

Ц „то делать, чтобы обуздать свой €зык и ст€жать дар молчани€?

Ќе болтать праздно, говорить по делу.

“от, кто не хочет решать проблемы, задаетс€ вопросами того типа, которые задавал интервьюер. “от, кто хочет их вправду решать, действует, сообразу€сь здравому смыслу и при этом уповает на Ѕога.

2015-09-27
14:10
¬ладимир:
—паси всех √осподи и укрепи в истинном смирении!
2013-08-04
19:18
Ќина:
—паси √осподи!Ќе отлучайс€ от мене,√осподи,—оздатель мой!
2013-03-01
02:09
lyudmila toll:
Cпаси √осподи за ваши труды по просвещению нас грешных.
√осподи »исусе ’ристе ѕресв€та€ Ѕогородице
все св€тые Ѕожии
человеки:
молюсь каюсь прошу прощени€ помиловани€ о грехам моих
р Ѕожи€ Ћюдмила
2012-10-03
12:17
р.б. ѕавел (который уже не ропщет):
ѕрости, √осподи, за мою временную слабость. —лава Ѕогу. —пасибо всем добрым люд€м, которые отреагировали на мой вопль и крик души. "√осподи да будет вол€ “¬ќя во мне!". —часть€ всем и любви ¬севышнего и ближних. ѕрошу прощение за то, что отвлек собой внимание от столь хороших и поучительных добрых слов јрхимандрита јрсени€.
2012-09-07
21:44
r.b.Anna:
ѕавел,
а вы просто скажите: √осподи да будет вол€ “¬ќя во мне!

и успокойтесь душой, Ѕог как добрый отец даст вам то, что нужно вашей душе и телу дл€ спасени€.
2011-12-20
01:13
Ћюдмила:
„итаешь и становитс€ стыдно и за слова,и за поступки и все раны нанесеные ѕресв€той “роице своми мерзкими грехами.√осподи,помилуй!√осподи,очисти м€,грешную!√осподи,не остави мене!
2011-12-12
17:59
“ать€на:
Ќе зацикливайтесь на мелочах, чтобы не пропустить √лавного. ћолитвами старца јрсени€ вразуми нас,Ѕогородица
2011-11-07
21:02
Ћюдмила:
Ћюдмила к ѕавлу,который ропщет.
–опот, ведь, это как гордость, мол, знаю лучше “еб€, √осподи, когда и что мне дать. ј не даешь, ну и не надо, тогда сам добьюсь.  ак будто все, что у нас хорошего не от Ѕога?!
ѕочитайте "»лиотропион". Ѕольшую пользу извлечете дл€ своей души. √лаза откроютс€. ¬се встанет на свои места и обретете такой желанный душевный покой, который хочет нам всем √осподь. ј то,что молитесь, хорошо! Ќо и молитва должна быть умной. „тоб не получилось, как говор€т: заставь дурака молитьс€, а он и лоб себе расшибет. ¬ы, уж, простите мен€. «ачем же бежать впереди паровоза? „итайте духовную литературу. —лава Ѕогу, у нас на русском €зыке ее достаточно.
2011-09-06
23:43
ѕавел:
ѕавлу от ѕавла. я это пон€л, просто пошутил так про машинку. я догадываюсь, что речь шла не о ней. » уже,думаю, начал понимать, что не врем€ было дл€ того, чего € хотел. Ќо тогда это было т€жело пон€ть и прин€ть. ѕросто боль была большой. ¬сех вам благ.
2011-09-05
03:11
ѕавел:
ѕавлу от ѕавла. Ћеонид ведь говорит не про машинку. ћожет ¬ам дорогой мой тЄзка просто акценты передвинуть чуть-чуть и посмотреть.
2011-09-01
20:09
ѕавел:
Ћеониду:
ƒа ладно, хот€ € хотел не машинку.))) ƒа, будет уже. ))) ¬ыросту и куплю машинку себе сам.)))
2011-08-31
23:17
Ћеонид:
ѕавлу

 упил папа машинку или нет, он все равно папа.
2011-08-30
18:12
ѕавел:
Ќиколаю.
¬ам конечно действительно спасибо, что уделили мне свое внимание, хоть € теперь и не верю в Ѕога, но то что верующие в него люди очень хорошие - € в этом смог убедитьс€.
2011-08-30
18:08
ѕавел:
Ќиколаю.
Ѕольшое вам спасибо за ответ. »скренне желаю вам счасть€. Ќо € считаю, что мое пожелание было действительно от сердца и никаких материальных благ или славы и чего-то подобного € не просил. » слишком как-то жестоко получаетс€. Ќо в принципе не важно. я и без чьей либо помощи за свои мечты жизнь положу. ј поможет или не поможет Ѕог, мне уже все-равно - на него € уже устал и перестал наде€тьс€.
2011-08-27
20:25
Ќиколай:
ѕавлу

Ц √осподь выполн€ет просьбы, если они идут от сердца и на пользу душе. ќн никогда не допустит, чтобы исполнилось злое пожелание. ј если происходит что-то злое, то это не от Ѕога, а по ≈го попущению дл€ пользы человека, которой он иногда не видит. ћолитва должна соедин€тьс€ с постом, милостыней, добрыми делами.

Ќе все, что человек просит у Ѕога, полезно дл€ него, а все, что Ѕог посылает (даже и т€жкие испытани€) душеполезно. ≈сть ѕромысл Ѕожий о каждом человеке, но поступки и желани€ людей не всегда сход€тс€ с ним, вот почему и кажетс€, что √осподь не выполн€ет то, о чем просили, будто бы не слышит. „еловек должен понимать, что все посылаемое Ѕогом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой и кажетс€ это жестоким. “аков закон жизни, установленный, оп€ть же, не человеком, а “ворцом всего сущего, то есть закон Ѕожественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.
2011-08-27
20:24
Ќиколай:
ѕавлу .
почему Ѕог не исполн€ет наши просьбы?
ј почему ќн должен их исполн€ть? ќн и так дал нам всЄ, необходимое дл€ жизни, а далее мы должны решить, как этим распор€дитьс€. „то нам об этом говорит Ѕибли€? »ак.4:3 Ц Ђѕросите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить дл€ ваших вожделенийї. ћф.6:8 Ц ЂЌе уподобл€йтесь им, ибо знает ќтец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошени€ у Ќегої. –им.8:26 Ц Ђ“акже и ƒух подкрепл€ет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молитьс€, как должно, но —ам ƒух ходатайствует за нас воздыхани€ми неизреченнымиї. –им.8:28 Ц Ђѕритом знаем, что люб€щим Ѕога, призванным по ≈го изволению, все содействует ко благуї. ≈вр.2:4 Ђѕри засвидетельствовании от Ѕога знамени€ми и чудесами, и различными силами, и разда€нием ƒуха —в€таго по ≈го воле?ї Ћк.11:13 Ц Ђ»так, если вы, будучи злы, умеете да€ни€ благие давать дет€м вашим, тем более ќтец Ќебесный даст ƒуха —в€таго прос€щим у Ќегої. 2ѕет.3:9 Ц ЂЌе медлит √осподь исполнением обетовани€, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не жела€, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к пока€ниюї. √осподь знает, в чем мы имеем нужду прежде нашего прошени€. ј когда дать это, знает ќн лучше нас, и мы должны ≈му доверитьс€ и благодарить, получим или не получим.

2011-08-25
11:28
ѕавел:
Ќе знаю, даже, что и сказать, простите конечно, € никоим образом никого не хочу оскорбить, но € два года уже прошу у Ѕога и так и с€к, и у св€тых, и у самого Ѕога. » постилс€ и причищалс€, и всю душу ему отдал, бросил все дела. ј после всего этого только в больницах лежал, и страшные муки перенес. ј того что просил ничего не получил. ƒј   ј  ∆≈ Ќ”∆Ќќ ѕ–ќ—»“№ ” ¬јЎ≈√ќ Ѕќ√ј???????????????????????????????????????????????????????????? ј вы говорите, что нужно просить. ј смысл.  огда все самое дорогое оставл€ешь ради него, а он глух. —пасибо за внимание.
2011-08-21
16:17
р.Ѕ.¬ладимир:
—паси Ѕог,всех кто готовил эту статью!
2011-07-29
19:05
јрсен:
—пасибо ¬ам Ѕатюшка!!!
2011-06-24
06:21
ƒмитрий:
—пасибо,имею много недостатков,но к такому поведению привод€т обсто€тельства и просто глупые поступки,обуздать €зык и сердце можно но трудно,≈сли Ѕог поддержит всЄ получетс€!—пасибо вам очень интересно и полезно!хорошо если Ѕог поможет излечит от этих недостатков и укрепит!—пасибо батюшка.
2011-06-20
23:56
ќлес€:
—пасибо ¬ам за истинную статью. √осподь сказал: "¬озлюби ближнего своего..." а потом сказал то же и про врага, добавив: "»наче что это тогда будет за вознаграждение..." ѕодскажите, пожалуйста, есть ли это в Ѕиблии. » каков смысл этого изречени€.
2011-06-20
20:57
Ќадежда:
—паси, √осподи!
—паси √осподи старца јрсени€, всех, кто готовил эту публикацию!
√ќ—ѕќƒ» »»—”—≈ ’–»—“≈ —џЌ≈ Ѕќ∆»… ѕќћ»Ћ”… Ќј— √–≈ЎЌџ’!
2011-06-16
01:08
р.Ѕ. —ергий:
ћарине
«ачем смущатьс€? ¬с€кое смущение - от лукавого. –аз старец так говорит, значит, не просто так говорит. Ѕыл один случай, описанный схиархимандритом ѕантелеймоном (јгриковым) со слов одной рабы Ѕожией. ≈й было открыто, как ћатерь Ѕожи€ стоит в храме возле —воей иконы и ждет людей с их скорб€ми и нуждами, простирает к ним руки, но никто не идет. » лик у ѕресв€той ¬ладычицы был очень скорбный от этого. –азве это не подтверждение слов старца? ћатерь Ѕожи€ готова помочь всем, но мы сами не идем к Ќей, как будто не верим в силу ≈е материнских молитв и скорую помощь и заступление.  ак ≈й не скорбеть и не обижатьс€ на нас из-за этого?
2011-06-15
21:06
јртемий:
Ѕоже, буди милостив мне грешному... особенно обличаемому после прочитанных таких золотых слов. —пасибо за статью!
2011-06-15
19:39
ќлег:
ќчень хочетс€ попросить молитв,за св€щенника о. јндре€(Ѕойцова), который был насто€телем в храме јндре€ ѕервозванного в городе Ќеаполь, чтобы √осподь дал благодати, перенести со смирением и терпением, посланное испытание. о.јндрей - это св€щенник, в полном смыле этого слова. —паси √осподи!
2011-06-15
14:09
јлександр :
ћарина, замените слово "обижаетс€" на слово "скорбит". ѕросто отец јрсений или тот, кто обрабатывал и готовил к печати его интервью, не очень точно выразил словами данную мысль. Ёто бывает, не смущайтесь и не претыкайтесь о неточно сказанное слово. «а ним надо просто видеть, почувствовать саму мысль - то что хотел сказать отец јрсений
2011-06-14
19:12
ƒмитрий:
—пасибо за статью! —паси вас √осподи!Ћишний раз нашЄл подтверждение своих мыслей.¬оистину "до великого падени€ доводит €зык".
2011-06-14
15:45
эмиль:
спасибо батюшка
2011-06-14
10:37
ћарина:
¬сЄ замечательно. Ќо как пон€ть вот это - "√овор€т, что ћатерь Ѕожи€ обижаетс€ на тех, кто никогда не просит еЄ ни о чЄм". “акие вещи всегда очень смущают.  то говорит? » как ћатерь Ѕожи€ вообще на кого-то может обижатьс€?
2011-06-14
09:31
јлексей:
—паси √осподи за назидательную статью! ƒобавлю, что самым действенным средством борьбы с гордыней и самостью €вл€етс€ создание благочестивой православной семьи, где, по словам св€тых отцов, "гордость у€звл€етс€ в самой сердцевине своей" (цитата не дословна€, прошу прощени€). ћир вам!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

јрхимандрит »оанникий (Ѕэлан)

«инаида ѕейкова

јрхимандрит јрсений (ѕапачок)