онстантинопольска€

ѕреподобные »оанн и ≈вфимий, основатели »верского монастыр€ на —в€той горе јфон, и третий игумен »верский √еоргий I

ѕам€ть 13 / 26 ма€

»з книги Ђ—инаксарь: ∆ити€ св€тых ѕравославной ÷ерквиї, вышедшей в издательстве —ретенского монастыр€.

***

ѕреподобные »оанн и ≈вфимий »верские
ѕреподобные »оанн и ≈вфимий »верские
—в€той »оанн (јвулкерит)[1]был высокопоставленным вельможей при дворе ƒавида  уропалата, кн€з€ “ао- ларджети[2], и снискал особое благоволение правител€ мужеством и мудростью. ќднако он отказалс€ от мирской славы ради монашества, гор€ любовью ко ’ристу. —начала »оанн жил в грузинском монастыре, затем на горе ќлимп в ¬ифинии. “ам он брал на себ€ самые низкие послушани€, например погонщика мулов.

 огда »оанн узнал, что его сын ≈вфимий был вз€т в заложники в  онстантинополе, он покинул уединение. Ѕлагодар€ поддержке родственников при дворе св€той сумел забрать сына и вернулс€ вместе с ним в монастырь. “ам »оанн обучил его греческой и грузинской словесности.

¬скоре отец с сыном отказались от плотских семейных уз в пользу более высоких уз духовного отцовства. —трем€сь убежать от известности, они ушли вместе с учениками на —в€тую гору јфон. “ам за несколько лет до этого св€той јфанасий (пам€ть 5 июл€) предприн€л строительство ¬еликой Ћавры. ѕрид€ в Ћавру, св€той »оанн ничего не сказал о своем благородном происхождении и два года работал на кухне. —в€той јфанасий тем не менее увидел добродетели этих благородных учеников и впоследствии способствовал рукоположению ≈вфими€ во св€щенника.

„ерез несколько лет близкий родственник »оанна “орник, славнейший полководец кн€з€ ƒавида, удостоенный византийского звани€ патрики€, тоже стал монахом, прин€в им€ »оанн[3]. ќн стал искать своего родственника на ќлимпе, затем дошел до јфона. —в€той јфанасий прин€л его с честью. √рузины стали самыми преданными учениками св€того и, пользу€сь его полным доверием, помогали насаждать на јфоне общежительное монашество, а также необходимым образом ходатайствовали перед императором.   ним скоро присоединились и другие соотечественники. ќни построили недалеко от монастыр€ церковь, посв€щенную св€тому »оанну Ѕогослову, а также кельи, подчин€ющиес€ монастырю. ƒес€ть лет они вели ангельскую безмолвную жизнь и перевели на грузинский €зык греческие церковные книги, что было крайне необходимо дл€ просвещени€ народа.

Ќо вскоре после того как ¬асилий II и  онстантин VIII взошли на престол (976), полководец ¬осточной армии Ѕарда —клир объ€вил себ€ императором при поддержке своих войск. –егентствующа€ императрица ‘еофани€ вызвала “орника и попросила его ходатайствовать о помощи перед грузинским кн€зем ƒавидом, арми€ которого одна могла спасти законных правителей. “орник по необходимости, без желани€ временно сменил монашескую одежду на доспехи. ¬ —арвенисни (979) он одержал блест€щую победу над ¬ардой. ѕолучив звание синкелла, военачальник вернулс€ на јфон с богатыми трофе€ми, которые все отдал »оанну. “орник вновь предал себ€ ему в послушание и повел св€тую, благоугодную Ѕогу жизнь в отречении от всего до самого своего блаженного упокоени€.

—в€той »оанн истратил богатство “орника на постройку монастыр€ дл€ грузин, множество которых пришло на јфон за полководцем (980Ц983). Ќа месте бывшего древнего монастыр€  лимента, где находилась часовн€ св€того »оанна ѕредтечи, он возвел большую церковь, посв€щенную ѕресв€той Ѕогородице, и другие многочисленные постройки. —коро община насчитывала уже 300 монахов, грузин и греков. ≈й принадлежали огромные угодь€ в ћакедонии, пожалованные императорами.

 огда »оанн-“орник умер (985), св€той »оанн, давно жела€ убежать от шума и суеты толпы, решил покинуть јфон и отправитьс€ в »спанию[4]. Ќо в  онстантинополе монархи умолили его остатьс€ управл€ть монастырем. ќднако вскоре »оанн заболел подагрой и слег. —в€той поручил управление монастырем своему сыну ≈вфимию и дал в помощники плем€нника √еорги€. “ем не менее, он сохранил звание игумена (995). ѕеред смертью он передал всю власть ≈вфимию, а покровителем и защитником основанного им монастыр€ стал император. —в€той »оанн наставил монахов в послушании и странноприимстве и 14 июн€ 1005 года в мире отошел ко √осподу[5].

≈вфимий был с детства подготовлен отцом к великому делу перевода церковных и св€тоотеческих книг на грузинский €зык. ќн обладал великим литературным дарованием. ≈ще до своего прибыти€ на јфон ≈вфимий создал группу писарей и переплетчиков, которые распростран€ли по √рузии рукописи с его переводами. –абота€ день и ночь, не дава€ глазам отдыха, он сумел передать своему народу все богатство византийского наследи€.  н€зь ƒавид почитал его как второго «латоуста.

 огда отец доверил ему руководство не только »верским монастырем, но и ¬еликой Ћаврой Ц дело, порученное »оанну св€тым јфанасием[6], Ц он не сократил подвижнических трудов и духовного восхождени€. ¬сю жизнь ≈вфимий носил влас€ницу и цепи, был полон смирени€, внутреннего мира и усерди€ в божественных трудах. ¬о всем он брал в свидетели —в€щенное ѕисание. ќн присутствовал на всех службах, сто€ неподвижно и гл€д€ в пол, как будто ангел, предсто€щий Ѕогу.

—леду€ афонской традиции, ≈вфимий в праздник ѕреображени€ √осподн€ отправилс€ на вершину горы.  огда он служил литургию, в момент анафоры вдруг брызнул €ркий свет и произошло землетр€сение, так что все присутствующие пали на землю. ќдин только св€той продолжал сто€ть перед алтарем, как огненный столп, окруженный светом. ¬ другой раз он прекратил жестокую засуху, служа литургию в часовне, посв€щенной пророку »лии.

—в€той ≈вфимий осталс€ верен заповеди отца о странноприимстве. ќн дружелюбно принимал всех, кому нужна была духовна€ помощь, щедро раздавал часть своего имущества другим афонским жител€м и помог обосноватьс€ на јфоне общине, пришедшей из »талии[7].

—лава ≈вфими€ росла. »мператор предложил ему престол архиепископа  ипрского. Ќо св€той не хотел даже слышать о таких предложени€х, предпочита€ оставатьс€ в подчинении, чем самому править.

ѕоскольку труды по управлению монастырем не оставл€ли ему достаточно времени дл€ молитвы и переводов, св€той ≈вфимий, пробыв игуменом 14 лет, поручил руководство обителью своему двоюродному брату √еоргию, как этого желал »оанн, и с великим усердием предалс€ безмолвию. —начала он занимал келью в высокой башне, затем поселилс€ вне монастыр€, чтобы, не отвлека€сь, день и ночь благодарить Ѕога.

“ем не менее, ему пришлось сохранить общее руководство Ћаврой. ’от€ он не вмешивалс€ в повседневную жизнь обители, монахи Ћавры, в которых исс€кла любовь, взбунтовались против ≈вфими€ и попросили императора рассудить их. —в€того вызвали в  онстантинополь. «десь он был сброшен наземь мулом в тот момент, когда подавал милостыню нищему. ≈вфими€ спешно отвезли в монастырь. 13 ма€ 1028 года в возрасте 75 лет он отошел ко √осподу. ≈го оплакивали император и все благочестивые люди столицы. ѕотом св€того ≈вфими€ перенесли обратно в »верскую обитель и похоронили р€дом с отцом.

—в€той √еоргий был прозван √еоргием ¬еликим и —троителем. ќн был плем€нником »оанна и “орника и стал третьим игуменом »верского монастыр€. —в€той √еоргий много заботилс€ о строительстве зданий и устройстве »верской обители, хорошо управл€л монастырем. »гумен дружил с императором –оманом III јргиром. “ем не менее, его несправедливо обвинили в 1029 году в заговоре в пользу  онстантина ƒиогена, тогда дуки —олунского. ќбвин€емых привели в  онстантинополь, подвергли бичеванию и отправили в ссылку. √еорги€ сослали в далекий монастырь ћоноваты, где он умер в 1029 году. ѕосле этого »верский монастырь переживал т€желые времена до того, как игуменом стал св€той √еоргий III (1042Ц1056; пам€ть 30 июн€).

—оставитель Ч иеромонах ћакарий —имонопетрский,
адаптированный русский перевод Ч издательство —ретенского монастыр€

26 ма€ 2012 года

[1] Здесь мы следуем грузинскому житию (Martin-Hisard В. La Vie de Jean et Euthyme et le statut du monastere des Iberes sur l'Athos // Revue des Etudes Byzantines. 49 (1991). P. 67–142), а также греческому житию.
[2] Область на юго-западе исторической Грузии, ныне на территории Турции.
[3] Грузинская Церковь поминает его 12 июня.
[4] Начиная со Страбона считалось, что иберы из Испании колонизировали Понт и Грузию. Поэтому грузин называли восточными иберами.
[5] Грузинская Церковь также поминает его 12 июля.
[6] Поэтому оба монастыря до сих пор поддерживают тесные отношения: игумен одного монастыря возглавляет престольные праздники другого.
[7] Так называемый Амальфитанский монастырь, где монахи, скорее всего бенедиктинцы, говорили и служили на латинском языке. Обитель существовала до XIII в.
     омментарии читателей
    2016-07-03
    15:25
    ≈лена —мирнова:
    Ѕлагодарю авторов статьи за интересную информацию. —паси √осподи!
    2016-05-26
    22:21
    ƒарь€:
    —пасибо.было интересно почитать.
    ’рани и помоги нам грешным √осподь!
    2016-05-26
    19:28
    Ћариса:
    ѕреподобные »оанн и ≈вфимий »верские, прошу ¬ас в своей молитве умолите √оспода Ќашего »исуса ’риста, —ына Ѕожи€, чтобы ќн простил мен€, грешную Ћарису, о даровании мне успехов в работе, чтобы завтра благополучно дл€ мен€ разрешилось дело в суде. ¬о им€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха. Ѕлагодарю.
    2016-05-26
    13:35
    римма:
    —в€тые »оанн и ≈вфимий, помолитесмь обо мне грешной и недостойной, даруйте здравие душевное и телесное мне и моим родным, направьте моих детей и внучку идти путем истинным, помогите в учебе моей внучке, чтобы она легко и с удовольствием училась, помогите нам в работе.
    2015-03-30
    15:46
    david:
     асательно фамилии Ёристави, в грузии оно кроме фамилии в переводе означает главой нации и употребл€етс€ в отношении к знатным воеводам и кн€зь€м также, так что не вводите читателей в заблуждение.
    2015-03-30
    15:41
    david:
    Ќиколай, “орникий был из рода „ордванели и был выходцем из —амцхе (ћесхетии) аланом или осетином не €вл€лс€ однозначно.
    2014-07-25
    14:17
    р:
    —в€тые преподобные »оанн и ≈вфимий, помолитесь √осподу Ѕогу о даровании мне и моим дет€м успеха на работе. ¬о »м€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! јминь!
    2013-07-25
    11:51
    Ќиколай:
    “орникий (—идамон) был по происхожднию јлан т.е осетин. и вообще происхождение многих аланских св€тых,грузины приписывают себе.как факт
    ... ак видно, в историографии €вно доминирует точка зрени€ о происхождении эриставов от осетинского (аланского) знатного рода —идамонта. «десь же отметим, что эта же иде€ проходит в р€де пам€тников устной традиции северных осетин. —огласно преданию об ќс-Ѕагатаре, "колено —идамонта", продвига€сь по јрдонскому ущелью и создава€ здесь поселени€, "все врем€ находило в этих местах уже жившее здесь население". ¬скоре трое представителей рода —идамонта - –остом, Ѕибила и ÷итлосан - покинули ”аллагир и перебрались в ёжную ќсетию, "где, добившись сперва эриставства, сделались затем родоначальниками грузинской кн€жеской фамилии —идамоновых Ёристовых"(с)јрхив —ќ»√—».
    2012-05-27
    15:58
    Ћеван:
    —паси √осподи за познавательную статью!
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0