«На священника смотрят в увеличительное стекло»

Протоиерей Андрей Ткачев о пастырском служении и пастырях

Недавнее трагическое происшествие в Петрозаводске вновь обострило внимание СМИ и общества к «нравственному облику» духовенства. Встал вопрос о том, каким должен быть священнослужитель, и в церковной среде. И если идеал пастыря всем (даже тем, кто враждебно относится к Церкви) понятен – это Сам Спаситель, то разговоры о том, насколько нынешнее духовенство далеко от этого идеала, возможно ли в принципе его достижение и что мешает этому, ведутся разные, и часто выводы делаются поверхностные и поспешные.

О проблемах и трудностях пастырства, о священническом служении и жизни, долге и немощах, о главном в воспитании будущих клириков, – беседа с протоиереем Андреем Ткачевым.

Протоиерей Андрей Ткачев Протоиерей Андрей Ткачев

Отец Андрей, с какими трудностями сталкивается современный пастырь?

– Главная трудность всё та же – упертость человеческого сердца по отношению к слову Божиему. В жизни людей много суеты, много усталости – и мало внимания. Человек стал рассеянным, не сосредотачивает внимание на вещах духовного содержания. Если священник хочет сеять Божие слово, то он будет мучеником. Если он не хочет его сеять, то он может жить более-менее спокойно, потому что в этом море бушующем можно выбрать требоисполнение и больше ни о чем не думать.

Время сейчас для пастырства хорошее, потому что храмы открываются, учиняется зона деятельности, паствы много – и потенциальной, и фактической. Но сегодня повышены требования к священству. На священника смотрят в увеличительное стекло. Враги Церкви ищут в нем изъяны, ловят его на каждом слове, смотрят за ним, что он ест или во что одет. Так что пастырю приходится быть всегда начеку – и на взводе.

А тяжести в проповеди Евангелия принципиально одинаковые во все времена. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «У христианства два врага: язычество и иудейство». Все враги христианства рядятся или в полуиудейские одежки или в полуязыческие – по духу, не будучи иудеями или язычниками фактически.

Сейчас модный термин – «пастырское выгорание». Как преодолеть священнослужителю потерю желания служить?

Усталость неизбежна. Но есть усталость, а есть дезертирство. Дезертиром быть нельзя!

– Усталость неизбежна. Но есть усталость, а есть дезертирство. Дезертиром быть нельзя! А уставать можно. Можно устать, отдохнуть и дальше трудиться.

И нужно обязательно искать тех, кто лучше тебя. Когда человек находит того, кто лучше него, он обретает радость и бодрость, видя благие примеры. Лучше всего уставать тогда, когда планка меряется не самим тобою.

Если священник не находит в жизни того, кто лучше него, пусть ищет в литературе, в истории, в памяти, в святцах – и подражает тем, кто лучше него. И движется вверх.

Бывает, что священнослужители относятся к своему великому служению как к ремеслу. Почему так происходит? Это надлом в человеке, или он изначально так настроен?

Если человек изначально смотрит на священство как на великое служение, он вряд ли будет стоять у престола, как у станка

– Если человек изначально смотрит на священство как на великое служение, он вряд ли будет стоять у престола, как у станка. Священство – это, безусловно, не профессия. Это нечто особое, это служение. Я могу ошибаться, но мне кажется, что те, кто относится к священству как к профессии, как к способу добычи денег и прокорму семьи, – это люди, которые изначально видели священство в таком свете. Откуда это берется, мне трудно сказать. Может быть, здесь корни очень далекие, из левитизма еще, из той дореволюционной системы, когда священство было сословием, когда священство получалось по наследству, когда сын священника скорее всего тоже становился священником: люди принимали на себя сан, не имея личного призвания и никакого желания, просто как неизбежность. Сын сапожника – сапожник, сын плотника – плотник, сын продавца – продавец, сын священника – священник. При такой сословно-кастовой системе всё святое рано или поздно умирает. Может быть, оттуда еще корни растут. Хотя, может быть, это и что-то новейшее.

Я думаю, что человек, который шел во священство воевать, сражаться, получать раны и получать венцы и Христу служить, он, даже если бы хотел, не смог бы быть просто требоисполнителем. Даже в случае своего падения, согрешения, усталости, даже в случае отступания назад он всё равно сохраняет в душе свой идеал. Поэтому очень важно, с каким мотивом и на базе каких идеалов человек входит в священство. Входить во священство нужно только ради Христа и только с высоким идеалом: иду служить Богу. Вот тогда все падения искупятся: человек упадет, но поднимется. А если он шел, чтобы ему руку целовали, например, или чтобы на руках мозолей не было, чтобы умиленно возглашать, потому что голос хороший… Голос хороший – иди в оперу пой, а не священствовать. Грех закопан в самом начале нашей деятельности. Кто плохо начал, тот плохо кончит.

Поэтому духовникам, в семинариях, полагающему в священство епископу нужно быть очень внимательными, бдительно смотреть, как молодой человек настроен. Возможно, нужно вообще некие фильтры ставить, чтобы чужой не вошел в стадо. Потому что если наемник в стадо входит, то ему плевать на овец. Он приходит за своим. Ему нужно от овец шерсть, молоко, мясо. Он умирать за овец не собирается.

Формирование пастыря начинается в семье. На что следует, прежде всего, обратить внимание, воспитывая будущего священнослужителя?

– В пастырских посланиях апостола Павла – в 1-м и 2-м к Тимофею и к Титу – говорится о семейной норме отношения к пастве. Эти послания будущим священникам надо буквально зазубрить наизусть. Апостол пишет: «Старца увещевай как отца, старицу – как мать, женщин – как сестер, со всякой чистотою, младших – как братьев». А если у человека нет правильных отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, то ему очень трудно будет должным образом выстроить и отношение к пастве.

Сегодняшний кризис семьи, конечно, отражается на всем, потому что из горбатых семей выходят горбатые пастыри

Семья является школой добродетели, семья воспитывает человека и учит, как вести себя правильно. Кому уступить, перед кем смириться, кому дать первую ложку, первый кусок, кого смирить – «ты потом придешь». И сегодняшний кризис семьи, конечно, отражается на всем, потому что из горбатых семей выходят горбатые пастыри.

Преподобный Паисий Святогорец прямо говорил в одной из бесед: если семья разрушится, то исчезнет священство и монашество. Казалось бы, а монашество почему? – Потому что монашеские добродетели закладываются тоже в семье: терпение, любовь к Богу, молитва, уважение к ближнему, желание смириться, встать на второе место, а не на первое.

Нужно бороться за семью. Потому что нормативные отношения в приходе – это отношения семейные. У нас же в Церкви и лексика семейная: отец, матушка, батюшка, брат, сестра. А разваленная семья потащит за собой развал всего остального.

Пастырь добрый Пастырь добрый

А как должны выстраиваться взаимоотношения высшей церковной иерархии и священнослужителей?

– Наверное, идеальные отношения между иерархией и священством те же, что у хорошего пастыря с хорошим приходом. Плохой священник относится к прихожанам стандартно: службу отслужил, кассу собрал, «я уехал, до свиданья, не трогайте меня». Соответственно, такая модель может быть и в отношениях епископата с духовенством: кассу собрал, ц.у. раздал и – до свидания.

Хороший приход похож на семью, а священник в нем – отец, батюшка, который знает своих чад, знает их нужды, откликается на их нужды, жертвует своим временем, здоровьем, силами, деньгами. И они готовы за него, если надо, умереть, потому что знают: он их любит. Хотелось бы, чтобы так же епископы относились к священникам. Священники – их непосредственная паства. Да, паства епископов – весь народ Божий в их епархии, но эта паства опосредованно их, она через священство их – а непосредственная паства епископа – это священники. И хороший епископ полагает душу за свое духовенство. Если епископ любит духовенство, это не скроется ни от кого. Люди прекрасно чувствуют, кто их любит, а кто не любит. И духовенство будет любить своего архиерея, и архиерей не захочет менять кафедру: его рукоположат в какой-нибудь город, и он до смерти там согласен будет жить, и даже если его будут переводить в приказном порядке, на повышение куда-нибудь – он будет плакать, оставляя свою паству, и люди будут плакать за ним. Хочется вот такого семейного отношения, теплого.

Конечно, архиерей должен и власть, где необходимо, употреблять – у него же посох недаром в руках, он должен какую-нибудь овцу и приструнить, как у Иезекииля сказано: «Больную исцели, потерянную найди, а жирную укроти». Епископа нужно бояться – его нельзя любить, как «душечку». Его нужно любить как отца и бояться как отца. Нужно уважать его. Но и строгость архипастыря должна быть отеческой, заботливой о благе пасомых, а паства епископа – это, повторюсь, прежде всего, священники.

Нравственный идеал пастыря в нашем понимании – это личность Христа. Но СМИ всё чаще сообщают о сомнительных с нравственной точки зрения поступках священнослужителей, а то и о таких, которые приводят к трагическим последствиям. Каким должно быть отношение православного человека к подобному?

– Нужно понимать, что Церковь состоит из миллионов людей и в Церкви десятки тысяч пастырей. Если бы пастыри были в своей подавляющей массе грешниками, мы бы слышали о сбитых людях или о мордобоях, поножовщине, воровстве, прелюбодеяниях каждый день. Но, к счастью, мы слышим об этом раз в год. Мы не можем этого не слышать совсем, потому что бывает такое – ну что тут поделаешь! Просто не нужно заклевывать человека. Бывает, что человек ошибается. Не то что простые люди – великие падают. Но, повторюсь, в Церкви десятки тысяч пастырей – и подавляющее большинство из них не то что не сбили никого за свою жизнь, но они, может, и машины не имеют. Многие пастыри живут в очень смиренных условиях.

А что касается СМИ… Так очень часто информация в них подается тенденциозно и имеет целью не столько высветить факт, сколько, отталкиваясь от факта, раздуть скандал. Церковь всегда объект нападений, и она никогда не будет любима кое-кем. А раз не любима – значит, критикуема, раз критикуема – значит, и хулима. И всегда найдутся желающие из некоего конкретного факта вывести общий «закон» и этот «закон» преподнести для общественного обсуждения и осуждения.

Мы скорбим о тех или иных грехах, но мы все исповедуемся – и священники тоже исповедуются, мы же не безгрешные. Если доктор, например, совершит какую-нибудь врачебную ошибку, мы же не говорим, что все доктора – убийцы. Если преподаватель, например, применил рукоприкладство по отношению к по-хамски себя ведущему ученику, мы же не говорим, что все учителя – хулиганы. Здесь обобщения не должны иметь места. Это частный случай.

Церковная жизнь – это не бульвар, усаженный розами, это полоса препятствий: тут мы бежим, там перепрыгиваем, тут падаем, там поднимаемся

Среди священников есть очень много святых людей, и, кстати говоря, их гораздо больше, чем иных. И слово Божие живет, и Церковь стоит независимо от того, сколько она уже пережила, сколько всего было, сколько еще всего будет… Церковная жизнь – это не бульвар, усаженный розами, это полоса препятствий. И мы не просто гуляем по жизни, фланируем в Царствие Небесное, а мы преодолеваем полосу препятствий. Там есть и змейка, и ров, и стенка… – тут мы бежим, там перепрыгиваем, тут падаем, там поднимаемся – мы так движемся.

Не стоит спешить с выводами. Кто согрешил, тот пусть кается, а кто не согрешил, тот пусть не спешит осуждать, потому что нужно знать: кого осудишь, в том и побудешь. Сколько раз жизнь доказывает нам, что люди согрешают именно тем, в чем и за что осуждали других! «Согрешит если кто из вас, вы, духовные, исправляйте таковаго духом кротости – блюдый себе, да не и ты искушен будеши». То есть, если видишь: человек упал – исправь его, если можешь, а если не можешь, пожалей его. Но не осуждай его – себя блюди, чтобы то же самое не сделать. И не злорадствуй. Кто из нас без греха, чтобы бросать камни в кого-то? Так что верующим людям нужно быть спокойными и не смущаться от газетных сообщений. Это всё всегда было и дальше будет.

Что должно быть самым важным для священнослужителя?

Нужно любить Литургию. И – презирать собственную слабость. Невзирая не нее, двигаться вперед

– Нужно постараться полюбить Иисуса Христа. Нужно иметь личное отношение, личное, сердечное любовное чувство к Иисусу Христу. Нужно любить Божественную Литургию и, что бы там ни было в жизни, служить Литургию всегда, когда только возможно, – со страхом Божиим, верою и любовию. И не нужно смущаться своей слабостью и грешностью. Потому что между абсолютной Божией святостью и относительной человеческой святостью всегда существует очень большой зазор. Нельзя унывать оттого, что ты не абсолютно свят. Но нужно переступать через свою грешность и слабость и двигаться вперед – к Тому Иисусу, Которого ты любишь. И служить Литургию.

Нужно любить людей и не любить деньги. Жалеть людей и учить людей. И вновь скажу: нужно любить Литургию. И – презирать собственную слабость. Невзирая не нее, двигаться вперед. А всё остальное будет.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Батюшки бывают разные Батюшки бывают разные
Прот. Павел Гумеров
Батюшки бывают разные Батюшки бывают разные
Протоиерей Павел Гумеров
О трагедии в Петрозаводске, опасностях на российских дорогах, пользе чтения патериков, священнических автомобилях и о батюшках-подвижниках.
Рук ни на кого не возлагай поспешно Рук ни на кого не возлагай поспешно
Прот. Андрей Ткачев
Рук ни на кого не возлагай поспешно Рук ни на кого не возлагай поспешно
Протоиерей Андрей Ткачев
Рукоположил недостойного. Рукоположил поспешно. Поставил на высоту того, кому стоит пребывать пониже. Всё это не что иное, как закладка под церковную жизнь мин замедленного действия.
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Иером. Иов (Гумеров) о пастырском служении
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении
Антон Поспелов
Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей. И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия.
Комментарии
Марина14 декабря 2017, 17:59
Спаси Господи за статью, отец Андрей!
12 февраля 2016, 18:53
о Андрей!Я всегда с большим интересом читаю Ваши статьи.Огромное спасибо за труд,за наставления,за ту любовь,которую Вы вкладываете,отвечая на наши вопросы.Долгая лета и будьте хранимы Богом во всей жизни. Спаси Господи. Людмила.
ТАМАРА31 января 2016, 01:21
Батюшка,дай Вам Бог здоровья и сил в служении Господу. И Божией помощи всегда и во всём.А любви у вас хватает ко всем и на всех,иначе так бы не горели и не проповедывали!!!! Храни Вас,Господи.!!!Вы нам очень и очень нужны!!!!
ALVIN26 декабря 2015, 23:11
Мудрость и ясный ум, острое слово и смирение Отца Андрея поражают!!!Это знаете, как читая Пушкина иной раз про себя восклицаешь:"Эх, я так смог бы написать! Так просто и красиво!..." Ан нет, "не примеряй к себе чужие лавры!"
Так и слушая отца Андрея иной раз кажется, что сам только что так думал...
То есть он говорит о том, что всех волнует, что каждому спать не даёт!
Храни ГОСПОДЬ Вас, отец Андрей!!!
Галина Чикваркина23 декабря 2015, 17:53
Увы, часто литургия проходит мимо сердца. Думала, дело во мне. Но когда побывала на службе у О. Андрея в храме Воскресения Словущего, перестала во всем винить себя. В этом московском храме единый порыв к Богу ощущался во всех. Каждое слово священника и протодиакона отзывалось в душе болью, радостью или слезами. Я побывала в неземной сфере. Забыть это нельзя. Получается, что прежде у меня не было опыта присутствия на настоящей Божественной литургии. Священников профессионалов - много, а избранных мало.
Александр22 декабря 2015, 22:16
Спасибо, отец Андрей, за Вашу бесхитростную позицию. Дай Бог Вам здоровья и сил в нелёгком пасторском служении людям, с любовью и пониманием!
Иоанна АБ22 декабря 2015, 13:15
Для Москвы и ПОДМОСКОВЬЯ более привычно было бы сказать "чувство любви", согласна. А на Украине, откуда родом отец Андрей, возможно, говорят "любовное чувство". С той же семантической нагрузкой. И что теперь? Это живая речь, не диссертация. Сердечное, живое отношение к Богу у батюшки. И статья прекрасная.
Арина22 декабря 2015, 03:31
Большинству в наших СМИ фильтр бы прочистить, они и на солнце одни только пятна видят. А если у кого пятен не смогут обнаружить, то и это ему в вину поставят.
Наталья Богоявленская22 декабря 2015, 01:00
Читательнице из Подмосковья: ну что вы к словам придираетесь? Почему "любовное чувство" -- выражение католическое, а "чувство любви" -- православное? Непонятно.
А чтобы нам, грешным, говорить о пребывании в Боге, для этого надо очень многое на себя взять. Сначала нужно научиться хотя бы чувству.
Света22 декабря 2015, 00:09
Как стакан воды в жаркий день. Спаси Господи!
Иерей Владимир Л.21 декабря 2015, 23:43
"...И вновь скажу: нужно любить Литургию. И – презирать собственную слабость."
Сергей Адлер21 декабря 2015, 22:34
Я ПРОСТОЙ МИРЯНИН, офицер-ветеран ВДВ , в своей научной работе имел параграф по религиозному поведению военнослужащих... изучая данный материал оцениваю это как МУДРОСТИ ОТ ОТЦА АНДРЕЯ ...Бог Вам в помощь и дальше. Я именно так бы и СЛУЖИЛ бы БОГУ во имя ИИСУСА ХРИСТА как говориться тут, если б имел благословение в священники... ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ...
С христианским братским приветом
студент СвятоСергиевского Богословского института в Париже/заочник в 60лет/
майор,канд.наук
С.В.В./Адлер/
Иван21 декабря 2015, 20:48
Священник сбил человека. Трагедия. Женщины делают по 3-10 абортов "ну не такая уж трагедия" люди гляньте на свои грехи,скольких ДЕТЕЙ(!) ВЫ убили.
Рита 21 декабря 2015, 20:08
Мне было очень важно услышать мнение отца Андрея. Спаси Бог!
Алексей Адыканов21 декабря 2015, 19:54
Где-то читал у святых отцов, что к каждому мирянину лукавым приставлено для соблазнения от 4-х бесов, к монаху - от 8-ми бесов, а к священнику, методом интерполяции получается - от 6 нечистых. Так что нелегко в миру жить, а в келье - ещё тяжелее.
галина21 декабря 2015, 19:43
Мир Вам отец Андрей!Помоги Господи и нашим Отцам ЛЮБИТЬ ЛИТУРГИЮ, усердно стараться нести Слово Божие.Не попусти Господи после Литургии объявлять только расписание служб и желать Ангела Хранителя.
Будем молиться о наших священниках,чтобы они делали свое дело с любовью ко Христу и с любовью к своим братьям и сестрам. Аминь.
Angel Denis21 декабря 2015, 18:43
Spasi Gospodi O.Andrej Ochenj praviljnaja StatjaBozjej pomochi Vam Ochenj ljublju vashi statji Esli bi vse bilibi takie kak Vi TO boljshe naroda bezalo bi v Xram
Читательница (Подмосковье) 21 декабря 2015, 18:02
«Нужно иметь личное отношение, личное, сердечное любовное чувство к Иисусу Христу».
Я бы вместо «любовное чувство» написала хотя бы – «чувство любви» - все-таки иначе «звучит» – не так по-католически. А еще лучше – вообще избежать слова «чувство», поскольку любовь к Богу – это состояние человека, его пребывание в Нем. А так - вспомнилась святая Тереза (о которой Мережковский писал).
Ольга21 декабря 2015, 16:24
Ларисе Ворониной: Лариса, давно работает главная страница старой версии сайта. С неё можно попасть куда угодно (кроме расписания богослужений – оно старое). Только открываемые статьи – уже из новой версии. Я считаю, что Редакция как раз прислушалась к нашим просьбам и дала возможность пользоваться удобной во всех отношениях главной страницей. Хорошо, что в новой версии переместили «параллель» с авторами повыше и заменили черный цвет на серый.
Наталия21 декабря 2015, 15:22
Мой добрый знакомый и помощник в моей духовной жизни отец Георгий, упокой, Господи, его в селениях Твоих, говаривал:"Знаешь, чем отличается комиссар от политрука? Политрук говорит: делай, как говорю, а комиссар говорит: делай как я." Вот сейчас у нас в Церкви политруков немало".
Андрей21 декабря 2015, 13:47
К сожалению. о.Андрей прав. ТО, что происходит на Украине, - ни в какие рамки не входит... Мало осталось пастырей, готовых идти до конца... К сожалению и в России происходит то же... Доходит до того, что отдельные пастыри даже отказываются крестить детей, используя те или иные мотивы... Осталось мало времени, скоро мы все будем горько рыдать...
вова21 декабря 2015, 13:21
Согласен с отцом Андреем на 90%,понятно,что священнику тяжело сильно и он под увеличительным стеклом, а "добрым мирянам православным христианам" полегчее, так и на них, тоже смотрят, постишься иль нет, непристойное что скажешь, так обложат и обзовут, священнику такого не скажут. Согрешил-терпи, значит правильно говорят, лоханулся так стой, на исповеди тоже хочется говорить об смягчающих вину обстоятельствах, а не о самом факте.Священники как и учителя критику слушать не не будут. А к вопросу кому легче, у каждого своя тяжесть, священников из рабочих видел, а рабочих из священников не приходилось.
Лариса Воронина21 декабря 2015, 11:37
Часто говорят, что статью не прочтут тем, кому надо... боюсь, что скоро и мы читать не будем. Хватит экспериментировать с сайтом! Остановитесь на предыдущей версии, к ней уже стали привыкать.
Людмила 21 декабря 2015, 10:38
Во всем согласна с Вами о.Андрей.
Священник-это служение ,тяжелое и в тоже время радостное.
Радостное для тех,кто жить без Церкви не может.
Самая высокая радость – о Господе. «Радуйтесь о Господе»,
– призывал апостол Павел (Флп.4:4).
Спаси Господи!
Елена21 декабря 2015, 08:17
Очень правильная статья! Спасибо вам за нее. Дай Бог всем служителям церкви силы жить так как написано. И любить друг друга. Не поддаватья мирским соблазнам. Помнить, что они на виду у своих прихожан. Очень на виду. Особенно в маленьких старых русских намоленных городках. Спасибо за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×