Игумен Нектарий: «Наша война - это война за духовное спасение»

Новостные ленты все чаще пестрят заголовками о детских суицидах. Почему многие из нас уже не реагируют на эту страшную тенденцию? По кому звонят колокола открывающихся храмов, и на чьих плечах лежит ответственность за создание механизмов саморегуляции общества?

На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ - Саратов» ответил игумен Нектарий.

Бита - не панацея

- Кривая статистики детских суицидов из года в год неуклонно ползет вверх, но, как ни странно, у большинства из нас не вызывает обеспокоенности. Почему школьники сводят счеты с жизнью?

- Потому что дети особенно уязвимы. Человеку необходим стержень, то, что сообщает целостность его жизненным взглядам, ценностям, стремлениям. Без этого как? Слишком много пугающего вокруг, ранящего душу. В идеале таким стержнем должна быть вера в Того, Кто создал тебя и привел в этот мир, потому что с верой все обретает свой подлинный смысл - и радости, и скорби, и то, что делает тебя счастливым, и то, что заставляет страдать. В советском обществе роль стержня играла идеология. Она была несовершенной, во многом ущербной, но она была! На нее можно было опереться, она выстраивала определенным образом отношение человека к тем явлениям, столкновение с которыми обычно особенно болезненно, она давала свои - пусть, опять же, несовершенные - ответы на разные непростые вопросы.

Сегодня нет даже этого. Но взрослый человек все-таки в большей степени защищен. Возможно, он хранит в себе память о том, уже далеком, советском прошлом. Возможно, он, относясь к жизни всерьез, обратился наконец к Богу, Который дал ее ему. А ребенок? У него нет еще никакой базы - ни идеологической, ни религиозной, он особенно хрупок и уязвим.

Посмотрите на нашу жизнь… Разве вы не знаете сами, как это бывает: идешь по улице и чувствуешь тревогу и страх, потому что неспокойно и немирно время, в которое мы живем. А для ребенка такой улицей является весь окружающий мир. И никто не учит его, как в этом мире выжить - не просто научиться давать отпор, а обрести любовь и уверенность. Огромную роль играет социальное расслоение - сколько детей рождается в неблагополучных семьях, семьях с низким материальным достатком. Но даже в этих семьях есть телевизор. Что там показывают? Роскошную жизнь, яхты, которые стоят дороже, чем многоквартирный дом, в котором живут эти дети, сверкающие лимузины. И они понимают, что в их жизни этого всего не будет. Доходы семьи не позволят получить достойное образование, что отрежет путь к социальным лифтам. Что остается? Взять бейсбольную биту и разбить кому-нибудь голову? Или раздобыть какую-нибудь дрянь, наглотаться ее, накуриться и оказаться на больничной койке. Или наслушаться доводящей до исступления, окончательно отбивающей желание жить музыки, подняться на крышу дома и прыгнуть вниз. Все это мы видим. А причина - во-первых, безверие большинства, во-вторых, преступное безразличие к тому, что происходит с нашими детьми.

Молчание - золото?

- Говоря о роли телевидения, нельзя умолчать о резонансном «деле Пусси Райот», породившем волну последующих провокаций. Зачем этот инцидент вынесли на всеобщее обозрение?

- На мой взгляд, победа в этой ситуации могла быть достигнута скорее молчанием. Церковь не медийная империя, и верующие люди в большинстве своем не являются профессионалами экстра-класса по ведению информационных войн. Да они и не должны таковыми быть. Поэтому нет ничего странного в том, что мы порой проигрываем на этом поле. Наша война - это война за духовное спасение. Я считаю, что в этом случае, по большому счету - пустяковом, лучше было бы промолчать, а не раздувать инцидент в столь громкое «дело». Но эта хулиганская и мерзкая выходка сработала, словно укол, попавший точно в нерв всего нашего «организма» - не церковного, а общегосударственного. Делать гадости вообще просто и выгодно: это не требует особой подготовки, таланта, усилий. Вспомните, как говорила старуха Шапокляк: хорошими делами прославиться нельзя. И разве чудно, что у этой милой бабули столько последователей?

Акция в Храме Христа Спасителя - это показатель состояния не Церкви, а нашей государственности в целом. В советские времена подобная «арт-группа» уже после беспредела в Зоологическом музее была бы направлена на принудительное лечение. И зная эту суровую реальность, мало кто на такие омерзительные выходки решился бы отважиться.

- Одни спиливают Поклонные кресты, другие строят новые храмы. Недавно в СГУ презентовали кафедру теологии и религиоведения; в школах ввели 32-часовой курс «Основы религиозных культур и светской этики». Зачем в наше время «кулаков и локтей» учение о смирении и послушании? Не опоздали ли мы с духовным оздоровлением общества?

- Иными словами, не поздно ли спасать утопающего, когда он тонет? Конечно, нет. Локти с кулаками неэффективны. Они не действуют на протяжении всей нашей жизни - приходит старость, а с ней слабость и болезни. А жить надо не только сегодняшним днем. Но как жить? На этот вопрос можно получить ответ и на кафедре теологии, и на курсах по основам православия, если, конечно, действительно искать его.

Палка о двух концах

- Почему сама Церковь не отстаивает свои убеждения на политической арене? Насколько вероятно присутствие священника в законодательном собрании?

- Согласно существующим нормам, представители духовенства в исключительных случаях могут избираться в законодательные органы, но не от партии, а самостоятельно, с разрешения Священного Синода. Пока таких прецедентов не было и очень надеюсь, что не будет, потому что дело священника - заниматься не политикой, а духовным окормлением паствы. Депутат ведь не займет место духовного наставника в церкви, если тот уйдет в думу. Каждый человек должен заниматься своим делом.

- Но как бы ревностно Церковь ни относилась к сложившимся устоям, она все чаще прибегает к мобильным средствам информации, имеющим воздействие на социум. Что вас подтолкнуло к созданию Живого Журнала?

- И телевидение, и Интернет, и мобильный телефон - это палка о двух концах. Вопрос в том, для чего они нужны человеку. Возможно, без них соблазнов станет поменьше. Но движение к греху либо добродетели будет совершаться иными способами. Вопрос не в Интернете и телефонах, а в направлении развития общества. В Японии, например, с детства ребенку говорят, что воровать стыдно. Так же стыдно, как ходить по улице раздетым или прийти на работу вымазанным в грязи. А вы понимаете, что такое для японца позор... И преступлений в этой стране с численностью населения в 120 миллионов совершается меньше, чем в Саратовской области. Да, мы с японцами - разные, но это не значит, что такие механизмы не могут работать у нас. У нас сейчас практически нет вещей, вызывающих стыд. Единственный фактор, регулирующий нашу жизнь - это деньги. Если они у тебя есть, ты уважаем, если нет, ты никто. Какое общество может созидаться под воздействием этого фактора, как вы думаете?

А по поводу Живого Журнала... Мне кажется, это очень хорошее подспорье для любого пишущего человека. Там можно увидеть непосредственную реакцию читателей на твои тексты, с кем-то подискутировать и в результате либо утвердиться в своем мнении, либо подкорректировать его…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слишком большой корабль Слишком большой корабль
Сергей Худиев
Слишком большой корабль Слишком большой корабль
Сергей Худиев
Некоторая часть нашей пишущей публики склонна видеть Церковь через весьма искажающий фильтр; свидетельств этому много, отметим, для примера, недавнюю статью в НГ-религии под заголовком "Церковь открестилась от модернизации. Ко Дню народного единства РПЦ включилась в борьбу правящих элит". Автор интерпретирует выступления Патриарха, посвященные Дню Народного Единства, как знак того, что Патриарх поддерживает Путина в предполагаемом конфликте с Медведевым.
Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России?
Ответы в программе «Слово пастыря»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? На этот вопрос телезрителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программмы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 20 октября 2012 года.
Мир утопий, или Еще раз о церкви и государстве Мир утопий, или Еще раз о церкви и государстве
Владимир Легойда
Звучащие сегодня в адрес Церкви многочисленные обвинения грешат поверхностностью и искажениями фактов. Церковь просто занимается тем, чем и должна, считает председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
«Нам не дано предугадать…» «Нам не дано предугадать…»
Нам всем
Марина Сыревич
Экскурсия в Коломенском. Дети пытливо смотрят и ждут, что я скажу дальше. И я продолжаю: «Вот на все эти бесконечные и очень сложные вопросы мы, люди, друг другу ответить не можем. Мы задаем их Богу, приходя в церковь…». «А зачем вы нам об этом сказали? – вдруг спрашивает 7-летний мальчик. – Мы же теперь тоже об этом думать будем». Какое это имеет отношение к панк-молебну в храме Христа Спасителя? Прямое. Никто не хочет думать. Самостоятельно.
Церковь – не партия Церковь – не партия
Сергей Худиев
Представьте себе скандал в коммуналке — люди яростно бранятся, вот-вот начнется драка. Тут в помещении появляется пожарный и говорит: «Ваш дом охвачен огнем, вам надо срочно эвакуироваться». Люди обращаются к нему — но не затем, чтобы понять, правду ли он говорит, а чтобы привлечь его в качестве союзника. Поддерживает ли он меня против этой мерзавки, моей соседки, которая испортила мою прекрасную шубу? Вот я ей, заразе-то, глаз шилом выколю! Не поддерживает? Вот ведь гад!
Дети и старики Дети и старики
Анна Лелик
Дети и старики Дети и старики
Анна Лелик
Дед ушёл, и навсегда ушёл этот взгляд. Тот, что бывает только у деда. В нём и боль, и тоска, и в то же время готовность пошутить, поддержать. Во взгляде деда древности столько, что невольно веришь: он всё видел — и Куликовскую битву, и Суворова, и Первую мировую... Что в душе у него происходит — не знаю, но взгляд выдаёт тоску по великим сражениям, по морским боям, по верной боевой подруге и погибшему товарищу. Во взгляде стариков настоящая романтика — жёсткая, суровая, с надрывом и сдерживаемыми слезами.
«Семя, посеянное в душах детей, принесет плод» «Семя, посеянное в душах детей, принесет плод»
Репортаж из православного детсада
«Семя, посеянное в душах детей, принесет плод» «Семя, посеянное в душах детей, принесет плод»
Репортаж из православного детского сада «Святой Иоанн Новый Сучавский» (Румыния)
Детский сад «Святой Иоанн Новый» в румынском городе Сучавы – подлинная солнечная поляна в мрачных джунглях современного мира. Здесь прививается детям православный образ мысли и жизни. Дети все вместе часто молятся в храме на литургии, причащаются; они учатся добру и состраданию, посещая вместе с родителями детские дома и дома престарелых. Их воспитатели убеждены: взрослея, эти дети будут примером для многих.
Реальные угрозы виртуального пространства Реальные угрозы виртуального пространства
Беседа с председателем правления «Лиги безопасного интернета» Константином Малофеевым
Чтобы противостоять опасному контенту, нужна «трехуровневая» зашита. Первый уровень – родительский контроль за тем, чем в интернете интересуются их дети. Далее – осознание провайдерами своей ответственности. И наконец, – работа правоохранительных органов. Одна из задач Лиги безопасного интернета – координация действий пользователей, провайдеров и государственных органов. И, конечно, техническая и финансовая поддержка проектов.
Комментарии
Александр22 ноября 2012, 21:43
Все очень хорошо мне нравится.спасибо вам
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×