Протоиерей Вадим Леонов: «Преподавать христианскую антропологию надо и в светских вузах»

Протоиерей Вадим Леонов
Протоиерей Вадим Леонов
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга кандидата богословия, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». На сегодняшний день это единственное пособие по данному предмету духовных школ. Но труд, рассматривающий базовый спектр антропологических тем и дающий богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия, важен и для светской науки, накопившей немало некорректных, а зачастую и глубоко ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека.

Мы попросили отца Вадима, преподающего в магистратуре Сретенской духовной семинарии курс православной антропологии, рассказать об этом предмете, введенном в учебный план в текущем году.

– Отец Вадим, в чем, на ваш взгляд, актуальность изучения христианской антропологии будущими пастырями?

– Пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему крайне необходимо знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему, но также знать и того, кого он ведет к Богу, – человека. При этом знать человека и таким, каким его Бог создал, то есть чистым, идеальным, и в том реальном состоянии, в котором он находится, – греховным, поврежденным страстями. Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, каким образом человек изменяется к лучшему; пастырь, который не знает духовных механизмов деградации человека, – неспособен реально изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого. Поэтому изучение христианской антропологии крайне необходимо для пастырского служения. В качестве подтверждения этого положения укажу на книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма владыки Феофана своему духовному чаду, где святитель последовательно излагает путь духовной жизни. Первые 22 письма – это, по сути, краткий курс христианской антропологии. И только потом святитель объясняет своему чаду, как надо бороться со страстями, что такое молитва, как усваивать добродетели. И это правильно. Я считаю, что и современные пастыри именно таким образом должны подготавливаться к своей будущей деятельности.

– Какую цель ставит перед собой христианская антропология?

– Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная – системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве святоотеческих сочинений, но бессистемно. Людям, не имеющим богословское образование, при чтении богословской литературы крайне тяжело составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше.

– Какие источники вы используете, преподавая курс?

– Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же – Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, где Духом Святым изрекались богооткровенные истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что источником антропологического знания является Священное Предание Православной Церкви. А Священное Предание – это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение.

Леонов Вадим, протоиерей. Основы православной антропологии: учебное пособие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.
Леонов Вадим, протоиерей. Основы православной антропологии: учебное пособие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.
– Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии.

– К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, есть ряд весьма примечательных и важных сочинений. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных православных иностранных авторов: преподобного Иустина (Поповича), Жана-Клода Ларше, Панайотиса Нелласа, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса). Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.

– Какая антропологическая проблема является наиболее актуальной для современного человека?

– Если говорить о современном человечестве, то, мне кажется, первейшая – это нравственная проблема. Дело в том, что современное человечество в своем развитии не учитывает нравственное основание своего бытия, нравственные законы существования мира. Физические, физиологические законы – да, их активно изучают в различных научных сферах. Они учитываются, но результат все равно отрицательный: люди гибнут, болезней становится больше, экологические, духовно-нравственные проблемы только возрастают. Это говорит о том, что настоящая сфера изучения человека не соответствует его реальному потенциалу и внутренним запросам. Вот здесь-то как раз христианская антропология и могла бы сказать свое веское слово, объяснив, что человек – это существо, достойное высокой почести и уважения только тогда, когда он имеет единство с Богом. Только тогда он способен реализовать свой внутренний величайший потенциал. Если же этого единства нет, то он обречен на бледное и ущербное существование, которое, по сути, является человекообразным, но не человеческим. Это и есть проблема: человек не понимает сути своего предназначения, смысла своего бытия. Вспомните, как пророк Давид говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Человек, будучи в чести, этого не понимает и уподобляется животным – это и есть антропологическая проблема, которая существовала как во времена пророка Давида, так и в наши дни.

– В чем отличие светской антропологии от христианской?

– Светская антропология возникла в европейской науке в XVIII веке в эпоху философов-энциклопедистов, и позднее разделилась на два направления. Одно направление пытается охватить человека во всех аспектах его бытия, быть некой целостной наукой о человеке, учитывающей и его психологию, и физиологию, и духовные запросы. Эта антропология в некоторой степени развивается в Западной Европе и США и по сей день, но пока сложно говорить о ее каких-либо крупных достижениях. Другое направление светской антропологии сформировалось в начале XX века и активно развивалось на территории СССР и Восточной Европы. В рамках данного направления научной антропологии занимаются изучением физической организации человека: морфологией человека, антропогенезом и этнической антропологией (расоведение). Здесь человек воспринимается лишь во внешнем аспекте бытия. Это направление, на мой взгляд, сейчас не развивается и не имеет больших перспектив.

Протоиерей Вадим Леонов
Протоиерей Вадим Леонов
– А как вы относитесь к перспективе преподавания христианской антропологии в светских вузах? Был ли у вас подобный опыт?

– Мне пока не приходилось преподавать христианскую антропологию в светских вузах, но я часто встречаюсь со светскими людьми на богословских курсах, где они изучают в том числе и христианскую антропологию с огромным интересом. Более того, я преподаю светским слушателям наряду с антропологией и догматическое богословие, и вижу, что именно разделы христианской антропологии для них самые интересные. Мне кажется, что как раз это богословское направление наиболее востребовано в светской среде, потому что человек, даже приходя в Церковь, прежде всего пытается понять самого себя, ответить на вопрос: кто я есть? И именно в связи с внутренними проблемами пытается понять, кто есть для него Бог. Да, человек эгоистично рассматривает Бога как некое такое «средство» для познания себя, для решения своих проблем. Христианская антропология как раз может выровнять, исправить это представление и от правильных рассуждений о человеке привести к богопознанию и преображению.

– Каковы перспективы преподавания и развития христианской антропологии?

– Преподавать христианскую антропологию как просветительскую дисциплину, на мой взгляд, необходимо и полезно было бы в светских вузах. Другое дело, что для развития христианской антропологии как богословской дисциплины требуется, конечно, богословская среда, высокая степень воцерковленности, духовный опыт и высокий уровень богословских знаний, что в светских вузах отсутствует. Поэтому давайте разделим эти два направления – преподавание и развитие христианской антропологии: преподавать можно везде, а развивать нужно именно в богословских школах.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Насекомые Насекомые
Протоиерей Андрей Ткачев
Человека нельзя изучать как насекомое. И как примата его изучать нельзя. Его надо изучать только как человека, иначе выводы рискуют иметь некоторые погрешности, незаметные глазу обывателя, но полностью извращающие конечные выводы эксперимента. Ни химия, ни физика, ни биология не видят человека, не замечают его и, соответственно, не имеют дела с ним, хотя о нем и рассуждают.
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
Чтобы не подвергнуться заблуждению и ошибкам при чтении Священного Писания, хорошо, кроме молитвы, также следовать совету блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя». Такого путеводителя православные находят, обращаясь к Священному Преданию.
Предание и Церковь Предание и Церковь
Епископ Артемий (Радосавлевич)
Церковная жизнь и обряды не могут принимать какие угодно формы, но единственно лишь те, что отвечают сущности Церкви и ее Преданию и способны выразить ее догматическую суть и Предание в данных исторических условиях. Несомненно, все эти и подобные изменения в Церкви естественным образом проистекают из церковной жизни, но никогда и ни в коем случае из канцелярского богословия или некоего пристрастия к «новому», «современному», из угождения страстям и слабостям человеческим.
Может ли Священное Предание Православной Церкви ошибаться? Может ли Священное Предание Православной Церкви ошибаться?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему?
Комментарии
Студент21 октября 2015, 02:00
Простите! В ответ на реплики в предыдущих комментариях: "что он мало знаком с источниками", "очевидно автор не очень хорошо изучил своих предшественников" отвечаю: "Основы православной антропологии" отца Вадима Леонова – САМАЯ СИЛЬНАЯ книга по антропологии. Её отличительные черты: чёткость определений, продуманность плана изложения мыслей, цитаты из святых отцов практически на каждой странице. Автор использовал в своей работе 259 источников на 4-х языках. В частности, ссылка на "Основы христианской антропологии и психологии" А.Зенько находится на странице 441, ссылка на "Лоргус Андрей свящ. Православная антропология" – на странице 443. Книга отца Вадима "Основы православной антропологии" по важности темы и по доступности изложения стоит в одном ряду с книгами "Нравственное богословие" отца Платона Игумнова (СПб. 2008) и "Догматическое богословие" отца Олега Давыденкова (М. 2014). Три вышеназванных учебника – лучшее из учебной богословской литературы.
Виктория КуКл-а 6 июня 2014, 23:00
Не названа и книга священника Андрея Лоргуса,который впервые (!)в истории нашей Церкви начал читать курс православной антропологии в институте святого апостола Иоанна Богослова с середины 90-х годов вплоть до своего ухода оттуда. "Лоргус Андрей свящ. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ" Отец Вадим может прочитать здесь: http://www.xpa-spb.ru/libr/Lorgus/pravoslavnaya-antropologiya.html Очевидно автор не очень хорошо изучил своих предшественников.
Борис27 мая 2013, 15:00
Странно, о. Вадим не упоминает "Основы христианской антропологии и психологии" А.Зенько и др. известные издания,впечатление, что он мало знаком с источниками.
р.б.Сергий14 апреля 2013, 17:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! "Падение человека так глубоко повредило его, что он, отвергши жизнь плача на земле, избрал на ней жизнь наслаждений и вещественного преуспеяния, как бы торжествуя и празднуя самое падение свое."(Свт.Игнатий Брянчанинов, "Слово о человеке") Низкий поклон отцу Вадиму за труд по обращению нашего внимания к святоотеческому наследию, Святому Преданию и Священному Писанию. БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Oxits11 апреля 2013, 16:00
супер! давно пора! очень рад, что именно отец Вадим написал данный труд и вообще развивает данную тему в Церкви.
Сергей Цветковский11 апреля 2013, 11:00
Вопрос протоиерею Вадиму Леонову от светского человека.Христианская антропология и православная антропология - это одно и тоже или это разные учения? Моё мнение,что христианская антропология влючает в себя две части,которые никак не связаны друг с другом.Одна из них западно-европейская христианская антропология,а вторая восточно-европейская христианская антропология. С уважением ,Сергей.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке