Знать своих

Диакон Петр Пахомов

Старец Тихон (в центре) принимает монахов из братства Иосафеев. Прп. Паисий - на заднем плане, достает воду из бочки, чтобы предложить ее гостям). 1966 Старец Тихон (в центре) принимает монахов из братства Иосафеев. Прп. Паисий - на заднем плане, достает воду из бочки, чтобы предложить ее гостям). 1966

Не будем забывать, что преподобный Паисий Святогорец был учеником русского старца Тихона (Голенкова)

Читая современные материалы по Афону, все время наталкиваешься на имена Паисия, Иосифа Ватопедского, Иосифа Исихаста, Ефрема Филофейского, Ефрема Катунакского и замечаешь, что начинаешь завидовать греческому народу – и не потому, что он дал так много святых в современности, а потому, что мы, русские, часто совсем не помним своих святых. А сколько святых ходило теми же тропами, что и эти почитаемые ныне греческие подвижники! Пусть это и было в несколько более отдаленном прошлом. Один из упомянутых выше отцов – преподобный Паисий – был учеником русского старца Тихона (Голенкова) и составил его жизнеописание, которое могло бы украсить древний патерик. «Каждое Рождество старец покупал себе одну селедку, чтобы все радостные дни святок проводить с разрешением на рыбу. Однако скелет от нее он не выбрасывал, а подвешивал на бечевке. Когда приходил Господский или Богородичный праздник и разрешалась рыба, он кипятил в пустой консервной банке немного воды, два или три раза окунал скелет селедки в воду, чтобы вода начала немного пахнуть, и затем бросал в нее немного риса»1.

Однажды недавно почивший иеромонах Филарет (Гачегов) рассказывал об одном почитаемом в монастыре Филофей русском старце. Когда он в 1965 году отошел ко Господу, то насельники были очень огорчены тем, что никто из русского монастыря не пришел проводить этого старца, потому что, по словам иеромонаха, мало кто о нем знал из новых монахов. И про этого подвижника, схимонаха Августина (Корра), мы опять узнаем из рассказа грека – схимонаха Паисия: «Старец всегда светился, ибо его покрывала Божественная благодать. Достаточно было только посмотреть на него, чтобы забылась любая скорбь, потому что благодаря своей внутренней доброте он сеял вокруг себя радость. Его внешнее одеяние – латанный-перелатанный подрясник – было хуже тряпья, которое садовник надевает на пугало. Когда случалось, что кто-то приносил ему какую-нибудь хорошую вещь, он тут же отдавал ее другим». Благодаря отцу Паисию сохранилась память об этом подвижнике, и этот рассказ помещен в «Русском афонском отечнике», который недавно был издан Пантелеимоновым монастырем. Так, по крупицам, сохраняется память о русских святых.

Келья Честного Креста на Капсале, где подвизался старец Тихон (Голенков), а затем, упокоив свого старца, и сам Паисий Святогорец жил здесь. Келья Честного Креста на Капсале, где подвизался старец Тихон (Голенков), а затем, упокоив свого старца, и сам Паисий Святогорец жил здесь.

Конечно, вопрос о канонизации русских святых, подвизавшихся на Афоне, должен решаться Поместной Церковью – Константинопольским Патриархатом. Но вряд ли канонизация даже такого святого, как преподобный Силуан Афонский, могла бы совершиться без активного почитания его в России. Вместе с тем даже его почитание вызывало некое сомнение у русских монахов, знавших лично преподобного.

«Здесь у нас, Владыко святый, появился один для нас совершенно небывалый вопрос, и именно: Вы, проживавши здесь в монастыре, вероятно, хорошо знали пожилого старца о. Силуана, это был хороший, примерный и духовной жизни монах. О. Софроний, как духовное чадо этого старца, собрал его записки и воспоминания, обработал научно и написал целую книгу, которая теперь переведена на несколько иностр. языков, теперь она издана и на греческом, и вижу, что на греков в простонародии она производит хорошее впечатление. Теперь здесь идут слухи, что уже начались действия пред Русской Церковью о канонизации старца Силуана и причислении его к лику святых. Мы здесь, как монастырь непосредственно, ничего не знаем, разве только то, что дней 10 тому назад я получил поздравительное с праздниками письмо от владыки архиепископа Харьковского Никодима, в котором приложен и новосочиненный (написан пока что на пишущей машинке) акафист старцу Силуану. Владыка Никодим в письме увещевает нас в молитвах обращаться к блаженному старцу Силуану о помощи свыше, но у меня, может быть, по моей простоте, есть помысел, не безвременно ли будет это», – пишет архиепископу Василию (Кривошеину) в письме от 31 января 1979 года насельник Пантелеимонова монастыря иеродиакон Давид (Цубер).

Преподобный Силуан Афонский Преподобный Силуан Афонский
Ему архиепископ Василий отвечает в письме от 8 февраля 1979 года: «Удивили Вы меня сведениями о подготовляемой канонизации старца о. Силуана. Скажу прямо: по многим причинам я этому не сочувствую, считаю по меньшей мере несвоевременным. Начнем с того, кто будет его провозглашать святым? Русская Церковь? Но она не имеет на это никакого права, ибо Силуан был афонским монахом, а Святая Гора не находится в пределах Русской Церкви, а <в> Константинопольской Патриархии. А если бы Московская Патриархия все-таки его канонизировала, то греки бы, в частности Афон, эту канонизацию не признали бы, и монастырь наш был бы поставлен в трудное положение. А что Константинопольская Патриархия причислит к лику святых о. Силуана, я просто этому не верю, ибо достаточно знаю греков. Вы правильно пишете, что книга о. Софрония вызвала сочувствие в греческом “простонародии”. Это совершенно точно, но недостаточно, такие вопросы одним простонародием не решаются. А относительно самого о. Силуана, которого я хорошо знал, я с Вами тоже совершенно согласен: благочестивый монах примерной жизни, святой, быть может, но больше, как говорили о нем, “для себя”. Даром духовного руководства он не обладал, да не претендовал на него. В этом смысле он отличался от Оптинских старцев, да и многих афонских духовников. Так, например, о. Кирика я ставлю выше. Вообще особых данных для причисления о. Силуана к лику святых (как прозорливости, дара исцелений по его молитвам и т.д.) я не вижу, кроме как книги о. Софрония, да и там ничего такого нет. А так как Вы спрашиваете моего совета, скажу Вам: нашему монастырю ни в коем случае не стоит вмешиваться в это дело. А Московская Патриархия если желает канонизировать новых святых, то пусть начнет с Оптинских старцев, или с Иоанна Кронштадтского, или с мучеников за веру, как митр. Вениамин Петроградский и бесчисленное множество других.

Я об этом говорил покойному митр. Никодиму в мае 1978 года в Москве: “Почему на торжествах 60-летия Патриархии никто не вспомнил о всех мучениках, пострадавших за последние 60 лет?” – “Не пришло еще время”, – ответил мне митр. Никодим. Тем более и относительно о. Силуана я скажу: “Не пришло еще время!”»2.

Схимонах Иннокентий (Сибиряков) Схимонах Иннокентий (Сибиряков)
Тем не менее все эти мысли о несвоевременности, греках и прочие сомнения были проигнорированы Главным Двигателем прославления святых – Господом Богом. Будем надеяться, что и в остальных случаях он также примет окончательное решение. А материала у нас хватает. Напомним, что в сонме русских афонских святых, помимо преподобного Антония Киево-Печерского, преподобного Нила Сорского, Антипы Валаамского, есть преподобный Паисий Величковский, преподобный Гавриил Афонский и преподобный Кукша (Величко). Правда, большинство этих святых своими подвигами более связаны с Россией, чем с Афоном. Кроме того, есть местночтимый преподобный Тимофей Валаамский и сонм афонских новомучеников Российских: преподобномученик Данакт (Калашниченко), преподобномученик Иона (Санков), преподобномученик Александр (Артемьев), преподобномученик Мефодий (Федоренко), преподобномученик Гедеон (Малышев), преподобномученик Александр (Носков), преподобномученик Иоанн (Лаба), преподобномученик Иларион (Громов), преподобномученик Антипа (Кирилов), преподобномученик Иларион (Цуриков)3.   

Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) – монах великих духовных подвигов, возобновитель Пантелеимонова монастыря

Сейчас православными почитается великий русский благотворитель, ставший афонским монахом, Иннокентий (Сибиряков). О нем опубликовано много материалов, и на XXIV Рождественских чтениях даже планировался доклад об этом бессребренике. Также на них поднимался вопрос и было принято соответствующее обращение к священноначалию о прославлении русских афонских святых. 2-3 февраля 2016 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева), значительную часть своей жизни проведшего на Московском подворье Афона. Но странно будет, если при этом мы забудем о русском святом – возобновителе Пантелеимонова монастыря иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве). Он не только монах великих духовных подвигов. Он явился именно тем «камнем», на котором был отстроен новый Пантелеимонов монастырь, – в духовном и даже в какой-то степени физическом смысле. Всю свою монашескую жизнь старец боролся в монастыре с «республиканством», и благодаря основам общежития, заложенным иеросхимонахом Иеронимом, монастырь выстоял в больших искушениях и после его кончины, и в долгие годы советского безвременья.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) Иеросхимонах Иероним (Соломенцев)

Иеросхимонах Арсений просвещал не только русскую братию, но и греков, болгар, молдаван…

Но как же после иеросхимонаха Иеронима не вспомнить возобновителя русского Афона в XIX веке великого русского духовника иеросхимонаха Арсения? Именно он и благословил отца Иеронима, тогда еще отца Иоанникия, возглавить русское братство в Пантелеимоновом монастыре. Подвиги отца Арсения описаны в книге иеромонаха Антония (Торпа) «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века» и напоминают нам о великих русских святых – преподобных Сергии и Серафиме: «Потом начали убирать его к погребению. Когда открыли ноги, то увидели ужасное зрелище: у обеих ног от колен вниз почти остались одни голые кости, а плоть совершенно согнила от стояния и многолетних ран; все много удивлялись, на чем он стоял и как он так быстро ходил… И лишилась Святая Гора такого столпа и светильника: он поддерживал и просвещал всю русскую братию 24 года, и не только русских, но и греков, болгар и молдаван. Греки говорили: “Мегалос геронтос Арсениос!” Но что много говорить?! Если все его подвиги, добродетели и случаи подробно описать, то великую книгу надобно писать…»

Духовник иеросхимонах Арсений Духовник иеросхимонах Арсений
Сегодня память о нем совершенно стерлась в русском народе, и если греческий, да теперь не только греческий народ, но русский и другие православные народы с трепетом произносят имена преподобного Паисия, Иосифа Исихаста и даже их учеников, то великий русский святой попросту забыт. Как фактически забыты и имена русских подвижников благочестия XIX века: архимандрита Макария (Сушкина), духовника иеросхимонаха Павла, иеросхимонаха Виссариона (Толмачева) и его духовного собрата Варсонофия (Вавилова), иеросхимонаха Аникиты (Ширинского-Шихматова) – и XX века: иеросхимонаха Феодосия (Харитонова), иеросхимонаха Никона (Штрандтмана), иеросхимонаха Парфения Карульского и других.

«Хочется, чтобы труды многих подвижников благочестия были открыты Русской Церкви и чтобы те из наших соотечественников, кто сегодня известен святой жизнью, святыми подвигами на Афоне, принесли духовные плоды и нам. Для этого я предложил бы, чтобы вопрос о прославлении русских старцев-афонитов был рассмотрен и на данной конференции, и в дальнейшем», – обратился к участникам XXIV Рождественских чтений митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

Надеемся, что издательства, выпустившие много книг о греческих старцах, вспомнят и о русских афонских святых

Прославление русских святых, совершавших свои подвиги на Афоне, – дело непростое, но наша обязанность состоит в том, чтобы чада Русской Православной Церкви знали об этих подвижниках. К 1000-летию русского монашества на Афоне Пантелеимонов монастырь, в XIX веке славившийся своей просветительской деятельностью, осуществляет грандиозный проект – 25-томное издание серии «Русский Афон». Будем надеяться, что завершить его будет по силам русскому монастырю. В этом издании немало материалов, в том числе и архивных, об упомянутых выше подвижниках. К сожалению, серия эта имеет очень малое распространение (тираж 1000 экз.), и хотя она стала большой радостью для историков и почитателей Русского Афона, но, увы, проходит мимо многомиллионной аудитории православных. Спасибо участникам Рождественских чтений, что они напомнили о русских святых, и надеемся, что православные издательства, выпустившие огромное количество литературы об Иосифе Исихасте, преподобном Паисии и других греческих подвижниках, вспомнят и о русских афонских святых и подвижниках благочестия.

Икона Собора святых русских афонитов Икона Собора святых русских афонитов

Диакон Петр Пахомов

2 марта 2016 г.

1 См.: Старец Паисий. Отцы святогорцы и святогорские истории.

2 См.: Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах. Сер. Русский Афон XIX–XX вв. Т. 15.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Святогорский старец Иероним и его изречения Святогорский старец Иероним и его изречения Святогорский старец Иероним и его изречения «Не ищи на земле ничего, кроме Бога и спасения души» Святогорский старец Иероним и его изречения Деятельный и попечительный, старец Иероним обновил и обустроил Пантелеимонов монастырь, а его духовное влияние было значимо для всего Афона. Вспоминаем житие и поучения этого подвижника. Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон Об афонских корнях русского монашества Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон Об афонских корнях русского монашества Сергей Шмель В каком из афонских монастырей принял постриг «начальник всех русских монахов» преподобный Антоний Печерский? И как связана со Святой Горой основанная им в Киеве обитель? Положение русского монашества на Святой Горе Афон в XX веке Положение русского монашества на Святой Горе Афон в XX веке Игорь Якимчук Историю русского монашества невозможно представить без тех ее страниц, которые связаны с подвижничеством русских иноков на Святой Горе Афон. Памятуя о том, что первооснователь монашества на Руси преподобный Антоний Печерский был афонским постриженником, можно говорить о том, что Афон является колыбелью русского монашества. История русского присутствия на Святой Горе насчитывает более тысячи лет. Еще в эпоху св. равноапостольного князя Владимира выходцам из Руси был предоставлен в вечное владение скит Богородицы Ксилургу.
Комментарии
Вера Рыбалова 5 марта 2016, 17:00
Благодарим тебя, Господи за все благодеяния твои, за тех святых молитвенников,которых ты даровал нам. за тех которые и сейчас молятся о нас в монастырях и скитах не только на Афоне, но и в России есть у нас молитвенники, не о всех мы знаем . но ради них Господь дарует ещё мир и здравие нам! Молитвами Пресвятой Богородицы, Господи. помилуй и спаси нас. Святые молитвенники наши Афонские - русские и греческие и все православные молите Бога о нас!
кирилл 5 марта 2016, 11:00
Всей душой поддерживаю прославление святых русских на св.горе Афон, подвизавшихся. Дай Бог!
Антон 2 марта 2016, 18:00
Тоже мы знаем из нашей истории, когда множество учеников преподобного Сергия прославились в лике святых.И какая ситуация была на Афоне раньше? Практически не было даже кандидатов в святцы. Поэтому я думаю делать выводы что мы так любим греческих святых а о наших забыл не правильна. Мы любим наших святых, просто щас расцвет святости был на Афоне. Ранее в Оптиной пустыни и тд.
Антон 2 марта 2016, 16:00
Мне кажется одно дело святой а другое дело старец. Если бы всех Афонских старцев прославляли в лики святых то их было бы в сотни или тысячи раз больше. Если у Паисия Святогорца был русский старец разве это значит что он святой? У скольких святых были неизвестные никому наставники? Не так давно на Афоне был святой который своей жизнью породил множество святых (Иосиф Исихаст). Тоже мы знаем и из нашей
Сергей 2 марта 2016, 15:00
Где-то читал, что Афонские монахи не любят все эти прославления афонитов "иже во святых". Они и после смерти смиряются. Если там начать прославлять святых, то им числа не будет. Чуть ли не каждый второй - святой.
2 марта 2016, 14:00
Старец Тихон Афонский. У меня есть книжечка про него. Я всегда перечитываю 2й или 3й абзац сверху 47 страницы (точно не помню). Он обращается к Паисию: "Чадо мое! Полюбил тебя Господь и простил тебе все грехи твои. Ибо любит Господь кающихся и взыскующих смирения". Эти слова старца Тихона Тфонского всегда со мной. Виктория.
Тит Лобановский 2 марта 2016, 12:00
Столпы православия на Афоне когда читаешь... дивны дела Твои Господи!
Эльвира 2 марта 2016, 09:00
Читаешь и вспоминаешь слова Господа:" Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем". Почему мы, русские, так небрежно относимся к самим себе, к своему великому и святому? Я этого никогда не пойму.Ведь нельзя воспитать настоящего человека,патриота и даже настоящего христианина, если не любить родного!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке