Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-Журнал Сретенского монастыря
Православие.RU 
Культура
 

Каждый храм – мысль о России

Господь хранил это поистине священное место, на котором, как выразился в середине XIX века один современник, «случилось историческое решение Бога быть России» — имелись в виду и события августа 1612 года, когда здесь стоял штаб князя Пожарского, и келарь Авраам Палицын служил тут молебен «о побеждении на враги».

Место оказалось неоднократно освящено: и при закладке Алексеевского монастыря, и при строительстве храма Христа Спасителя и при его воссоздании. Устроить в храме Христа Спасителя новую нижнюю церковь позволила необходимость стилобата. Поскольку природный Алексеевский холм был срыт для строительства Дворца Советов, а потом еще образовалась чаша-котлован   бассейна «Москва», надо было возводить холм искусственно, то есть сооружать огромный стилобат-подошву для основания храма. Так и явилась идея соорудить в нем вторую церковь — не придел, а самостоятельный храм с собственными приделами и колокольней, в воспоминание о древнем Алексеевском монастыре, на месте которого в XIX веке был построен храм Христа Спасителя. Ныне Церковь отвергает известную легенду о проклятии игуменьи: глубоко верующая монахиня не могла наложить проклятие на будущий храм, посвященный Господу. Чудесным образом новый, современный храм не только продолжает традицию храма Христа Спасителя свидетельствовать о богохранимости России, но и развивает церковное повествование о русской истории, последовавшей после освящения храма в 1883 году и до наших дней.

Напомним, что Алексеевский монастырь был основан в XIV веке святителем Алексием, митрополитом Московским, и освящен в честь его тезоименитства, но находился тогда чуть дальше от этого места, на Остоженке. После пожара 1547 года монастырь перевели на живописный холм набережной Москвы-реки, а на его прежнем месте царь Федор Иоаннович позднее возобновил Зачатьевскую обитель, молясь о даровании наследника. Главный престол собора Алексеевского монастыря был освящен во имя Преображения Господня, а приделы — во имя Тихвинской иконы Богоматери и св. Алексия, человека Божия. Так же устроена и новая нижняя церковь в стилобате воссозданного храма Христа Спасителя — ее главный престол посвящен празднику Преображения Господня, а приделы — Тихвинскому образу и св. Алексию. С Тихвинской иконой оказалась связана и судьба самого храма Христа Спасителя — именно в Тихвинской церкви, что стояла в старину в Лужниках, государь Александр I молился в октябре 1817 года в день закладки первого храма Христа Спасителя на Воробьевых горах о благословении делу построения благодарственного храма.

Храм Христа Спасителя, выстроенный Тоном, несет в себе две главные идеи — это благодарственный храм, посвященный лично Господу, и исторический памятник православной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Кроме того, образу храма присущи черты, в которых запечатлелась идея Москвы как Третьего Рима. Поскольку храм был посвящен Господу, в нем присутствует множество образов Земной Жизни Иисуса Христа. Сама Россия осмысляется здесь как Богоизбранная Держава, искони развивавшаяся в лоне Православной Церкви, и Православие предстает решающим в жизни и судьбе страны. Император Николай I особо пожелал, чтобы идея росписи храма напоминала «о Милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Россию в течение всех девяти веков ее истории». Отсюда изображения в храме великого сонма русских святых и канонизированных государственных деятелей, созидавших в России православную веру и положивших свои жизни во благо Отчизны. История же православной России представляется естественной частью Священной истории от сотворения мира, грехопадения и Искупительного Подвига Христа до Его Грядущего Второго Пришествия. Восприятие единства и преемственности Вселенской Церкви и Русской Церкви передано в образах великих древних святых, которым сопутствуют и русские святые. В храме исповедуется непреложная идея симфонии Церкви и Государства, а также мессианская роль православной России в мировой истории. Историческая миссия России осмыслялась здесь как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества от завоевателя и ниспровержения его помыслов мирового владычества, и исключительная роль в истории, судьбе и миссии России здесь отдана Москве, которая осмыслялась преемницей Рима и Константинополя. Но историческое повествование храма Христа Спасителя естественно окончилось в год его освящения — 1883 году.

Именно эти идеи осмысляются и продолжают развиваться в нижней Преображенской церкви. Она тоже оказалась посвящена Господу, о чем свидетельствует и освящение главного престола во имя Преображения, и иконы Земной Жизни Спасителя, пребывающие здесь. Так же, как и «верхний» храм, нижняя церковь посвящена Богоизбранной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Русская история здесь тоже представляется как часть Вселенской Священной истории от крещения Руси и до наших дней, о чем свидетельствуют многочисленные иконы вселенских и русских святых, в том числе живших и после освящения храма Христа Спасителя, и Новомучеников, прославленных в наше время. Особая милость Пресвятой Богородицы, явленная России в ее истории, и в последующий после 1883 года период, выражена во множестве хранимых здесь икон Богоматери — Тихвинской, Смоленской, Знаменской, Августовской. Престолы нижнего храма обращают мысль последовательно к Господу, Богоматери и святому Вселенской Церкви, но в Тихвинской иконе Византия и Русь слились в преемственное целое.

Поскольку Алексеевский монастырь был создан на этом месте в XVI веке, то внутреннее убранство Преображенской церкви под низкими сводами, напоминающими пещеру, намерено стилизовано под XVI век. Словно благословением новому храму, его главной святыней стал подлинный образ Спаса Нерукотворного, чудом уцелевший из разрушенного храма Христа Спасителя. Там он находился в правом беломраморном клиросе, исполненный художником Сорокиным. По преданию, он был написан с образа Нерукотворного Спаса из домового храма кремлевского Теремного Дворца, именуемого Спас за Золотой Решеткой: к нему вела лестница, украшенная позолоченной решеткой, которую отлили, по легенде, из пятаков, изъятых из обращения после Медного бунта. Известно, что царь Федор Алексеевич часами молился там чудотворному образу Спаса, и именно с него в точности художник написал образ для храма Христа Спасителя, ныне хранимого в Преображенской церкви справа от главного иконостаса. Поистине чудесно он оказался здесь, ведь первоначально его собирались поместить на его прежнее место в воссозданном храме Христа Спасителя. Однако размер изготовленной в клиросе рамки оказался меньше размера иконы, и для верхнего храма написали новый образ, а подлинный передали в нижнюю церковь, где он стал храмовой святыней. Теперь в Преображенской церкви перед иконой Спаса Нерукотворного вновь служатся водосвятные молебны, как это было в традиции до разрушения храма. Нерукотворный Спас считается самой первой иконой, явленной еще при Земной Жизни Господа Иисуса Христа. На Руси праздник образа (29 августа) называли Спасом на Холсте. Его помещали на княжеских стягах, под которыми русские воины ходили и на Куликовскую битву, и на Казань: образ Спаса знаменовал видение Христа в небе, и предвещал победу. Этот образ везде почитался хранителем города и целителем болезней: перед ним молятся и о защите, и о здравии членов семьи. Кроме того, входящего в нижнюю Преображенскую церковь встречают две иконы времени Земной Жизни Спасителя: справа — настенный образ Рождества Христова, слева — образ Воскресения. Еще в храме есть редкие иконы Спасителя, как «Господь Спас Единородный Сыне и Слове Божий». И сам нижний храм облицован мрамором из Вифлеема.

Как и в храме Христа Спасителя, здесь также находятся чудотворные иконы Богоматери, очень чтимые на Руси и в Москве, через которые Божия Матерь оказала великие милости России и ее стольному граду, в том числе и после 1883 года. Другой святыней Преображенской церкви стала Смоленская икона Богоматери, — ее чтимый, очень древний образ находится слева от иконостаса. Смоленская икона относится к числу икон, написанных, по преданию, святым евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. В старину она стала символом мира России с Литвой и собирания земель Русских: попав на Русь из Византии в XI веке, икона пребывала в Смоленске до конца XIV века, а потом литовский князь Витовт благословил этим образом свою дочь Софью, супругу московского великого князя Василия I, и отпустил с ней Москву. Вскоре жители Смоленска умолили московского государя вернуть им святыню, и для Москвы был сделан список. На том месте, где москвичи простились с чудотворной иконой, был основан Новодевичий монастырь, и Смоленская икона стала святыней православной Москвы.

Тихвинская икона, называемая «Небосошественная», тоже была написана евангелистом Лукой на заре христианства. Вместе с Евангелием святой апостол послал образ в Антиохию, а затем икона оказалась в Константинополе, откуда пропала в 1383 году незадолго до подписания Византией Флорентийской унии. Ее таинственное исчезновение потом было истолковано как недоброе знамение перед грядущим падением Второго Рима. В том же 1383 году икона чудесно явилась над водами Ладожского озера близ Великого Новгорода — она парила в воздухе в сияющих лучах на глазах потрясенных рыбаков, и, опустившись на землю, избрала себе угодное место на берегу речки Тихвинки, около будущего города Тихвина, отчего и явилось имя чудотворного образа. А «Небосошественной» икону называют в честь образа ее чудесного явления. Все века чтили ее как Заступницу России. В нижнем Преображенском храме она стала и символом преемственности Москвой роли Византии, и всей русской истории. Этот придел пока закрыт для молящихся, но в его правой части хорошо виден образ Богоматери «Знамение», чтимой и покровительницы рода Романовых.

На левом столпе находится истинная реликвия Преображенской церкви, а с ней и всей Москвы — редчайший образ Богоматери «Августовское явление», прославляющий заступничество Пресвятой Богородицы над православной Россией во все эпохи ее истории — и в тяжелые, как после Отечественной войны 1812 года, и в радостные моменты, как после освящения храма Христа Спасителя. Этот образ, написанный по благословению св. митрополита Макария (Невского), запечатлел чудо, явленное русским воинам 14 (27) сентября 1914 года, спустя месяц после начала I Мировой войны, в небе под городом Августовым (отсюда имя иконы) на территории Польши, которая тогда входила в состав Российской империи. Поздним вечером, около 11 часов, накануне решающего сражения за этот город, русские воины, попавшие в окружение, увидели в ночном звездном небе Пресвятую Богородицу, в сильном сиянии: в левой Руке Она держала Младенца, а правой указывала на Запад. Все свидетели чуда пали на колени и читали молитвы. Видение длилось полчаса, потом в небе явилось изображение креста и скрылось. Позднее выяснилось, что это видели и другие русские части за несколько десятков километров. Тяжелейший бой за Августов окончился победой русских войск. Это чудо случилось в период военных неудач русской армии, и воодушевило многих. О том, что произошло, было немедленно доложено государю, который повелел напечатать листовки с изображением явления Богоматери и с кратким о нем сообщением для подъема воинского духа. Рассказы очевидцев попали в газеты, и митрополит Макарий благословил написание образа «Августовская Победа», иногда называемого «Явление Божией Матери на войне», который был создан уже в 1915 году в нескольких изводах, но его дальнейшее распространение остановила революция, жесточайше подавлявшая всякие упоминания об «Августовском чуде», как и о Державном образе. Есть известие о том, что один из изводов — «казачья» Августовская икона пребывала в том месте, где потом совершилась Сталинградская битва. Есть свидетельства, что незадолго перед битвой, поздней осенью 1942 года, нашим воинам вновь было явление Богородицы в небе.

На Августовской иконе Богоматерь изображена с Богомладенцем, в сиянии, парящей на облаке ночью над густым лесом, а внизу — коленопреклоненные русские воины. Праздник ее установлен 14 (27) сентября. Святитель Макарий, как и государь Николай II, был причислен к лику святых в 2000 году на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви под сводами храма Христа Спасителя. (В настоящее время Августовский образ находится на реставрации.) Кроме перечисленных икон, в Преображенском храме находятся образы Богоматери: «Достойно есть», «Нечаянная Радость», «Взыскание погибших», «Умиление».

История Вселенской церкви представлена в Преображенском храме в посвящении одного придела святому Алексию, человеку Божию, уроженцу Рима, жившего на рубеже IV— V веков и прославленного удивительной богоугодной жизнью; в другой храмовой святыне — образе Николая Чудотворца, и в многочисленных образах святых, среди которых есть редкая икона «Святая Соборная и Апостольская Церковь».

Третья святыня Преображенского храма, расположенная справа от главного иконостаса — образ святителя Николая Чудотворца — привезена из церкви итальянского города Бари, где покоятся его честные мощи. Эта необычная икона, с яркой керамикой и огромным расписным нимбом, была написана в подарок специально для храма Христа Спасителя в городе Бари, освящена на святых мощах св. Николая Чудотворца и торжественно перенесена в Москву, посетив по пути многие русские города.

Из святых Вселенской Церкви здесь, как и в храме Христа Спасителя, представлены те, кто имел отношение к утверждению и созиданию Церкви — иерархи, подвижники, мученики, созидавшие православие и пострадавшие за Христа, как Три Святителя (Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), Георгий Победоносец, целитель Пантелеймон, св. Татиана, св. Екатерина, святые София и Вера, Надежда, Любовь, а также канонизированные государственные деятели, укреплявшие Церковь, как святые равноапостольные Константин и Елена.

Сонм русских святых также представлен в образах церковных и государственных деятелей, созидавших Россию в лоне православия, ратовавших за ее свободу и национальную самобытность под сенью Православной Церкви, и создававших национальную идею православной России со времен Киевской Руси. Это и образы св. равноапостольного князя Владимира Великого и княгини Ольги, и первых русских святых Бориса и Глеба, и Андрея Рублева, Александра Невского, князя Михаила Черниговского, преподобного Сергия Радонежского и его преемника Никона Радонежского. Так же, как и в храме Христа Спасителя, в Преображенской церкви представлены святые, прославленные в Москве, трудившиеся ради ее возвышения и победы: это московские святители митрополиты Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, патриархи Иов и Гермоген, святой князь Даниил Московский. Православная традиция здесь соблюдена, и образы многих святых изображены на столпах храма, символизируя столпы Церкви.

Однако и здесь, в Преображенской церкви, есть две особенности, в которых она не только вторит храму Христа Спасителя, но самостоятельно продолжает повествование об исторических временах, последовавших после 1883 года. В ней есть новые иконы тех святых, которых не было и не могло быть в «верхнем» храме. Это, во-первых, образы тех иерархов, кто участвовал в создании храма Христа Спасителя и были канонизированы позднее — святитель Филарет Московский, чьи святые мощи недавно стали главной святыней воссозданного храма Христа, и св. митрополит Иннокентий. Во-вторых, это образы великих русских святых, которые либо жили после освящения храма Христа Спасителя, как св. Иоанн Кронштадский и блаженная Матрона Московская, либо были канонизированы после 1883 года, как преподобный Серафим Саровский, только теперь занявший свое место в Преображенской церкви, и святая Ксения Петербургская, и святитель Макарий, митрополит Московский, канонизированные сравнительно недавно. Есть здесь и образы святых патриарха Тихона и новомученика протоиерея Александра Хотовицкого, ключаря храма Христа Спасителя, пострадавших при гонениях советской власти и канонизированных в наше время — таким образом, историческая нить Преображенской церкви, продолжающая повествование храма Христа Спасителя (которое в нем ведется от Сотворения Мира), протянулась до нашего времени, что образно символизирует общая икона «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших». Примечательно, что два образа — преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского — написаны для храма потомственным русским иконописцем Сергеем Михайловичем Осипенко. Его отец в битве под Сталинградом дал обет: если останется жив, отреставрирует безвозмездно церковь, и всем его детям Господь даровал иконописный дар. А совсем недавно у Преображенского храма появилась новая святыня — частица мощей св. адмирала Федора Ушакова, канонизированного в 2001 году. Святой праведный Феодор, «Суворов в море», тоже не проиграл ни одного морского сражения и почитается небесным покровителем военных моряков — о «сущих в мори далече»…

И еще одна традиция началась под сводами нижнего храма — в нем церковно празднуют события, связанные с государственностью и историей России. Здесь особо почитается память св. Владимира Великого, и на литургии присутствуют военнослужащие Внутренних войск МВД России, покровителем которых почитается святой князь. 27 мая 2005 года, в столетнюю годовщину Цусимского сражения, здесь прошла панихида по погибшим морякам и флотским священникам. А 17 июля того же года, в годовщину гибели Царственных Мучеников, которые были канонизированы в августе 2000 года, именно ко храму Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совершился крестный ход от памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади: и в Преображенском храме был отслужен молебен Святым Царственным Мученикам, после чего храм огласился пением гимна «Боже, Царя храни». Рядом с храмом — часовня иконы Божией Матери «Державная», явленной в трагический день отречения государя 15 марта 1917 года и в наши дни осенившая воссоздание обоих храмов. Часовня была выстроена прежде них — по проекту архитектора А.Н. Оболенского, потомка древнего рода князей Черниговских, из которых вышел св.князь Михаил, причисленный к лику святых за мученическую смерть за веру в Орде. Этот же архитектор участвовал и в создании нижней Преображенской церкви. И именно в ней отпевали тех, кто стоял у истоков воссоздания храма Христа Спасителя: писателя Владимира Солоухина и композитора Георгия Свиридова.

Несомненно одно: и Преображенский храм, как и храм Христа Спасителя, со всеми его новшествами, по прежнему обращает мысль и душу прихожанина к России.

Елена Лебедева

30 / 03 / 2006





Смотри также:

    Интернет-журнал 

    Код для вставки статьи на сайт / в блог

    Посмотреть, как это будет выглядеть в браузере
    Каждый храм – мысль о РоссииЕлена ЛебедеваКаждый храм – мысль о РоссииВо имя святого Алексия, человека Божия, ныне освящен придел в нижней Преображенской церкви храма Христа Спасителя, устроенной в память об Алексеевском монастыре, прежде стоявшего на этом месте. И хотя нижняя «стилобатная» церковь — детище исключительно нашего времени, она оказалась устроена в духе традиций храма Христа Спасителя и продолжила его повествование о Богохранимой России.
     версия для печати

    Ваш комментарий:

    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

    Ваш комментарий:
    Ваше имя:
    Ваш e-mail:
    (опубликован не будет)
    Введите число,
    напечатанное
    на картинке:



    Также в этом разделе:

    Ильин день: возрожденная традиция

    Выбор веры

    Семейные конфликты: профилактика и лечение.
    Беседа 11


    Как воспитать уважение к матери? Часть 2

    Вера и дело на Соловках

    «Перед гробницею святой…»

    Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа  10

    Как воспитать уважение к матери? Часть 1

    Карцер. Рассказ

    «Архив напоминаний и размышлений»

    Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 9

    Верность и любовь – залог благополучия

    Трансляция в формате RSS 2.0