—ербска€

  св€тын€м „ерногории

/p>

—ерби€ и „ерногори€ обладают дл€ русского православного человека огромной прит€гательной силой. » дело даже не в том, что он осознает, как многострадальные жители этой балканской страны нуждаютс€ в дружеской поддержке единоверных русских Ђбратушекї. √еографически далека€ эта земл€, народ которой прошел иной, чем русские исторический путь, всегда оставалась близка –оссии по духу, по мироощущению ее жителей. Ёто чувство духовной близости не покидало русских и сербов даже в периоды сложных политических коллизий.

≈сли о центральной —ербии и ее св€тых местах мы в –оссии знаем довольно хорошо, благодар€ множеству репортажей, путевых очерков и заметок, написанных, в том числе, и православными авторами, то ее приморска€ часть Ц „ерногори€ гораздо менее охвачена вниманием. »менно поэтому посещение св€тынь „ерногории стала целью паломнической поездки инициатором и устроителем которой выступил ‘онд св€того всехвального јпостола јндре€ ѕервозванного (‘јѕ). ¬ паломническую делегацию вошли руководство и сотрудники ‘јѕ, секретарь по межправославным отношени€м ќ¬÷— ћосковского ѕатриархата протоиерей Ќиколай Ѕалашов, насто€тельница псковского —пасо-≈лиазаровского женского монастыр€ монахин€ ≈лизавета (Ѕел€ева), четыре сановные дамы - руководители разного уровн€ - от депутата ћосгордумы до главы муниципального образовани€ одного из подмосковных поселков, известный ученый-балканист ≈.ё. √уськова, а также нескольких российских журналистов, в числе которых оказалс€ и корреспондент ѕравославие.Ru.

–анним утром самолет с паломниками на борту вылетел из Ђ¬нукової. ƒва часа в пути - и мы в «апорожье. «десь к группе присоедин€ютс€ руководители нескольких структурных подразделений ќјќ Ђћотор —ичї - крупнейшего на ”краине производител€ авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок, а также съемочна€ группа запорожской телекомпании Ђјлексї. Ќа пребывание на территории ”краины в очень плотном расписании было выделено всего около часа. јвтобус доставл€ет паломников к кафедральному јндреевскому собору, где запланирована встреча с архиепископом «апорожским и ћелитопольским ¬асилием. ¬нешний вид собора необычен - несколько лет назад под него был переоборудован городской кинотеатр помпезной Ђсталинскойї архитектуры. ѕрежний кафедральный храм, как и все старинные церкви «апорожь€, в годы советской власти был закрыт и снесен. ѕрием московских гостей торжественен: на крыльце собора по обеим сторонам красной ковровой дорожки выстроились представители «апорожского казачьего войска, держа в руках форменные, синие с красным околышем фуражки. ” стены в большом ковчеге множество частиц мощей русских св€тых, в числе которых оптинские старцы. Ќароду немного, только что отошла ѕреждеосв€щенна€ литурги€ и с клироса читают молитвы ко св€тому причащению. √руппу радушно встречает ¬ладыка ¬асилий, радостно приветствует и благословл€ет каждого паломника, при этом громко повтор€€ в объективы телекамер: нам необходимо всеслав€нское единство, мы - брать€, мы - один народ с единой ѕравославной ¬ерой. ¬ нынешних политических услови€х на ”краине такие за€влени€ требуют немалого мужества. ¬прочем, ¬ладыка выражает не только свое мнение, но и позицию всей паствы, у которой пользуетс€ заслуженным уважением и авторитетом. ћестные тележурналисты люб€т записывать его проповеди, отмеча€ особый талант архиепископа - вдохновенно повествовать о событи€х ≈вангельской истории. Ќапример, рассказ о –ождестве ’ристовом в нынешнем году он начал словами: Ђсто€ла ночь, и вдруг запели птицыї.

ѕо благословению ¬ладыки к нашей группе присоедин€етс€ насто€тель јндреевского кафедрального собора протоиерей  онстантин  остюкович. ¬ дар православным жител€м «апорожь€ российскими паломниками передаютс€ две большие иконы Ѕожией ћатери - “ихвинска€ и  азанска€. ƒелегаци€ ‘јѕ возлагает венок к скульптурному изображению св€того јпостола јндре€ ѕервозванного, установленному за оградой собора. ѕри всем уважении к идее пам€тника надо признать, что манера его исполнени€ весьма неоднозначна - обликом св€той больше смахивает на Ќептуна...

ѕочти четырехчасовой рейс из «апорожь€ до столицы „ерногории ѕодгорицы выполн€етс€ собственным самолетом Ђћотор —ичї. ¬ кармане на спинке каждого кресла, помимо об€зательных инструкций по технике безопасности полета, дл€ развлечени€ пассажиров вложен красочно иллюстрированный рекламный журнальчик. »з восьми его полос три отданы рассказу о нелегком пути к вершинам власти нынешнего премьера (премьерши?) ”краины. Ќе щад€ хвалебных эпитетов, авторы живописуют, как эта Ђхрупка€ красива€ женщинаї с Ђжелезной волейї, которой, однако не чужды простые женские слабости, целеустремленно и последовательно прорывалась наверх. —отрудники Ђћотор —ичї шепотом рассказывают, как, прид€ к власти, Ђхрупка€ красавицаї пообещала коллективу предпри€ти€, а это восемь специализированных машиностроительных заводов, что они будут в дальнейшем только Ђзакручивать болтыї зарубежных ЂЅоинговї. ѕричин такого нерасположени€ Ђжелезной ледиї ”краины несколько, но, основна€ та, что на последних выборах восемьдес€т п€ть процентов жителей «апорожь€ оба раза проголосовали за януковича, о чем свидетельствовали руководители предпри€ти€, входившие в состав избирательных комиссий.  роме того, только две телекомпании страны поддерживали его во второй предвыборной компании - первый канал ”√“–  и запорожска€ телекомпани€ Ђјлексї.

ѕодлетаем к ѕодгорице. ѕогода солнечна€ и видимость очень хороша€, до самой земли. ¬ иллюминатор видны цепи Ѕалканских гор с заснеженными вершинами - с высоты они напоминают огромные пасхальные куличи, обильно посыпанные сахарной пудрой. ќт вершин вниз сбегают гигантские расщелины, поросшие лесом. »зредка на склонах встречаютс€ крошечные квадратики домов. Ѕлиже к ѕодгорице между горных массивов откуда-то выныривает и начинает петл€ть узка€ река. ¬ода в ней, кажетс€, €ркого изумрудно-голубого цвета, чуть желтее оттенком на отмел€х. ѕейзаж за окном мен€етс€ - горы отступают, под нами расстилаютс€ зеленеющие пол€, по которым разбросаны веселые россыпи белых домиков с красными черепичными крышами. ‘актически вс€ страна как на ладони - далеко впереди видно, как полоса земли обрываетс€, упира€сь в голубую гладь јдриатики.

ќдним из наиболее чтимых св€тых сербского народа €вл€етс€ св€титель ¬асилий ќстрожский, который прославилс€ в XVII столетии, как неутомимый защитник ѕравослави€ и духовный просветитель сербского народа. Ќыне его нетленные мощи почивают в горном монастыре ќстрог, в устроение которого св€титель вложил немало сил при жизни. ≈жегодно сюда стекаютс€ дес€тки тыс€ч паломников со всех концов страны. ѕримечательно, что его чтут, как православные, так и местные мусульмане. ѕеред мощами св€тител€ ¬асили€ верующие сербы произнос€т прис€ги, обеты, кл€твы.  стати сказать, местные жители, отправл€€сь в паломничество, всегда говор€т, что идут не Ђв ќстрогї, а Ђпод ќстрогї, свидетельству€ тем самым, что эта св€тын€ неизмеримо выше приход€щего к ней путника.

ƒорога в монастырь вьетс€ вдоль горы узким серпантином, на ней с трудом могут разъехатьс€ два встречных автомобил€.

ѕридорожных ограждений почти нет, и пр€мо из-под колес автобуса виден зи€ющий провал, глубиной несколько дес€тков метров. ƒалеко внизу расстилаетс€ Ѕелопавличска€ долина, окутанна€ дымкой свежей зелени. Ќаш приезд в „ерногорию совпал с разгаром весны, котора€ в этом году припоздала: деревь€ только выбросили стрелки свернутых зеленых листочков, но уже в цвету сто€т вишни и €блони. Ќа склонах гор пробиваетс€ нежна€ светла€ травка, распускаютс€ желтые, белые и лиловые первоцветы, наподобие наших колокольчиков.

ћонастырь ќстрог по русским меркам небольшой, его брати€ сегодн€ составл€ет около тридцати человек. ќн расположен на трех уровн€х - один храм с братскими кель€ми у подножи€ горы, чуть выше на склоне еще один храм во им€ св€того мученика —танко. ћощи св€тител€ почивают в маленькой ¬веденской церкви, на высоте 900 метров над землей. ¬ этой церкви некогда служил сам св€той ¬асилий. ” его мощей монах вполголоса читает акафист св€тителю, читает на сербском €зыке, но все вполне пон€тно. ƒела€ земные поклоны, прикладываемс€ к честным останкам св€тител€; сзади полыхают фотовспышки - журналисты стрем€тс€ запечатлеть торжественный момент. ќтношение к св€тым мощам у жителей Ѕалкан несколько иное, чем у нас, в нем царит больша€ простота. ќстанки св€тых не скрывают от глаз верующих драгоценные раки, как правило, они прикрыты лишь стеклом. ƒа и само почитание св€тых мощей, которыми изобильно одарена Ѕогом —ербска€ земл€, несколько иное. ¬ описании чудес св€того ¬асили€ не раз говоритс€ о том, как страждущие, помол€сь угоднику Ѕожию в надежде получить исцеление от его нетленных мощей, оставались спать пр€мо в церкви под ракой св€тител€, а, проснувшись, чувствовали себ€ уже здоровыми.

ѕодн€вшись по узкой лестнице на несколько пролетов вверх, путник попадает в маленький храм ¬оздвижени€  реста √осподн€, устроенный в скале самим св€тителем. Ќа этом же уровне находитс€ площадка, где некогда сто€ла кель€ подвижника, и где он был первоначально погребен. »з скалы на этом месте, цепл€€сь корн€ми за почти несуществующий грунт, сама собой выросла виноградна€ лоза, котора€ каждый год обильно плодоносит.

—пускаемс€ ниже, туда, где на склоне горы возвышаетс€ небольшой храмик. ќн возведен в 2004 году и посв€щен сербскому мученику —танко - православному юноше, которому турки, принужда€ прин€ть ислам, отрубили обе руки. Ёти руки в особом дерев€нном ковчеге хран€тс€ тут же в храме. ѕо сербским св€тын€м вообще можно проследить сколь жестоким было здесь противосто€ние ѕравослави€ и »слама, и какую твердость в сто€нии за отеческую ¬еру Ђдаже до смертиї про€вл€л народ и в период п€тисотлетнего турецкого ига, да и в более близкие к нам времена.

¬верх к монастырю и обратно нас доставл€ли парти€ми местные таксисты, посто€нно дежур€щие у подножи€ горы в ожидании паломников. ѕсковскую монахиню ≈лизавету водитель галантно посадил р€дом, на переднее сиденье. ѕо дороге, лихо закладыва€ крутые виражи на поворотах, он разговорилс€ с пассажиркой, пыта€сь вы€снить Ђоткута матушка?ї. ќтвет Ђиз —пасо-≈лиазаровского монастыр€ї, по-видимому мало о чем ему говорил, последовал вопрос Ђгде это?ї. Ђ¬ ѕсковеї, отвечала монахин€, Ђна —евереї, по€снил сзади кто-то из паломников, Ђгде јлександр Ќевский немцев билї. Ђ√де јлександр Ќевский бил немецких рыцарей-католиковї дает монахин€ развернутый ответ и водитель удовлетворенно кивает.

«ато приходит черед держать ответ ему: “ы крещеный? - спрашивает матушка. -  рестик носишь? ј молитвы знаешь? Ђќтче нашї, Ђ¬еруюї? ѕрочитать можешь? —овместными усили€ми они прочитывают на смешанном русско-сербском Ђ—имвол ¬ерыї. ј псалмы знаешь? - продолжает неутомима€ матушка. Ц Ђ∆ивый в помощи ¬ышн€гої? “ридцать третий псалом можешь сказать?   немалому облегчению водител€ мы уже приехали. ѕроникнувшись видимым уважением к образованной русской гостье, он, опережа€ всех, выскакивает из машины и отвор€ет персонально ей дверцу.

«десь в ќстрожском монастыре нас впервые на „ерногорской земле приглашают в трапезу. ѕеред нею по традиции гостеприимные хоз€ева угощают паломников кофе, лепешками и постными сладост€ми. —опровождавший делегацию секретарь митрополита „ерногорско-ѕриморского јмфилохи€ ставрофорный протоиерей —авва “утуш от имени ¬ладыки приветствует гостей из –оссии, выража€ надежду на то, что духовное единство между нашими народами будет крепнуть, а монастырь ќстрог станет столь же посещаемым нашими соотечественниками, как и самими сербами.

’рам свт.Ќикола€ в  оторе
’рам свт.Ќикола€ в  оторе
 отор - старинный сербский город на побережье јдриатики. ќн известен с античных времен, некогда входил в состав ¬изантийской империи, затем был частью —ербского королевства, ¬енецианской республики, јвстро-венгерской империи.

Ќаибольшего расцвета  отор достиг в XII веке во времена правлени€ династии сербских жупанов Ќеманичей, подаривших православному миру целый сонм св€тых - св€тител€ —авву, первого архиепископа —ербского, его брата - первого корол€ —ербского —тефана ѕервовенчанного, а также их отца - праведного —имеона ћироточивого. ќблик города типичен дл€ большинства приморских поселений - невысокие дома из белого камн€ с арочными окнами, узкие средневековые улочки, в которых можно передвигатьс€ только пешком. ∆ители города по праву горд€тс€ тем, что за свою многовековую историю  отор никогда не был вз€т врагами штурмом. Ќад самым городом нависают горы, на одной из них еще видны стены и башни старинной крепости, нос€щей им€ Ђсв€того …ованаї - »оанна  рестител€, очень почитаемого в —ербии. Ќа вершине горы когда-то сто€л православный храм во им€ св€того »оанна, разрушенный в период правлени€ “ито.

»сторический центр  отора - старинна€ крепость над воротами которой нар€ду с древним гербом города красуетс€ мраморна€ доска с п€тиконечной звездой и датой Ђ1944 годї - наследием коммунистического прошлого. ” ворот нас встречает улыбчивый седовласый св€щенник - отец ћомчило  ривокапич, архиерейский наместник Ѕококоторский и насто€тель расположенного в крепости православного храма во им€ св€тител€ Ќикола€. Ќикольский храм  отора - единственный во всей „ерногории, где богослужени€ совершаютс€ ежедневно. ≈го св€тыней €вл€етс€ список с иконы ѕресв€той Ѕогородицы Ђ“роеручицаї особенно почитаемой сербами. ќднако сначала отец ћомо ведет нас узкими улочками в расположенную вблизи Ќикольского храма крохотную церковь XII века во им€ св€того апостола и евангелиста Ћуки. «десь паломники прикладываютс€ к мощевику с частицам св€тых останков мучеников јвксенти€, ћардари€ и ќреста. ’рам св€того апостола Ћуки в 1420 году был захвачен католиками, в руках которых оставалс€ до XVIII века. — этого времени в нем начались православные богослужени€, однако еще почти сто лет у левой стены храма находилс€ католический алтарь, который убрали лишь в XIX столетии. «а этот храм отец ћомо ведет борьбу с местными власт€ми, которые собираютс€ устроить в жемчужине средневековой церковной архитектуры музей.  аждую субботу он служит здесь Ћитургию, соверша€ заупокойное поминовение погребенных в крепости 3000 тыс€ч жителей  отора, павших при его защите от турок, а также более ста сербских православных св€щеннослужителей, убитых при коммунистическом режиме. ѕо приглашению св€щенника паломники переход€т в еще более крохотный церковный придел во им€ св€тител€ —пиридона “римифунтского, который примечателен своими уникальными ÷арскими вратами.

ќтец ћомо тем временем рассказывает, что был еще полуторагодовалым ребенком, когда его отец - св€щенник вместе с семьей был вынужден покинуть город из-за коммунистических репрессий. Ћишь в двадцать четыре года, окончив ƒуховную академию, отец ћомо вернулс€ на родину и с тех пор служит в Ќикольском храме. —лужит уже тридцать п€ть лет.  огда св€щенника спрашивают о возрасте, он обычно отвечает: Ђ“ридцать п€ть летї, и, сделав паузу, добавл€ет Ђслужбы у ѕрестола Ѕожи€ї. –азумеетс€, черногорский пастырь не мог не затронуть наболевшую дл€ сербов тему церковного раскола, возникшего здесь двенадцать лет назад. Ќа территории „ерногории сегодн€ действуют раскольники из самопровозглашенной так называемой „ерногорской јвтокефальной ÷еркви, котора€ активно поддерживаетс€ власт€ми. ѕреп€тствием на пути раскольников €вл€етс€ митрополит „ерногорско-ѕриморский јмфилохий, авторитетный в среде верующих и духовенства иерарх, который стойко хранит верность канонической —ербской ѕравославной ÷еркви.

»менно поэтому он становитс€ мишенью критики черногорских либералов. ЂЌи на кого не нападают в „ерногории так активно, как на нашего митрополита јмфилохи€, - говорит о. ћомо. - ≈жедневно на страницах газет по€вл€ютс€ критические статьи о немї. Ќас, как членов –усской ѕравославной ÷еркви, он искренне благодарит за поддержку, которую
наша ÷ерковь оказывает —в€тейшему ѕатриарху —ербскому ѕавлу и митрополиту јмфилохию в противодействии расколу, в сохранении канонического ѕравослави€.

¬  оторской крепости хранитс€ еще одна св€тын€ ¬селенского ѕравослави€ - мощи св€того мученика “рифона. »стори€ их по€влени€ в городе такова: в IX веке шторм заставил мор€ков, перевозивших мощи мученика из ‘ригии, укрытьс€ в которскую бухту. ¬олнени€ на море не стихали много дней, что которцы восприн€ли как свидетельство свыше о том, что св€тын€ должна остатьс€ в их городе. ¬ XII веке был возведен собор во им€ св€того мученика “рифона. —егодн€ он принадлежит католической общине  отора, но православных допускают поклонитьс€ св€тыне, ковчег с которой находитс€ на втором этаже храма в специальном реликварии. ¬ этом же помещении вдоль стен т€нутс€ застекленные полки на которых стоит множество старинных мощевиков виде серебр€ных ног, рук, голов, ступней, соответственно с теми частицами мощей, которые в них вложены. Ѕольша€ их часть представл€ет собой останки св€тых неразделенной ÷еркви, хот€ есть здесь и частицы мощей католических св€тых.  ак рассказал отец ћомо, когда в 1979 году, на „ерногорию обрушилось мощнейшее землетр€сение, в  оторе было разрушено около шестисот старинных зданий, - а здесь нередки жилые дома, насчитывающие триста-п€тьсот лет. ќт сильных колебаний почвы пострадал и храм св€того “рифона, однако именно та часть, где хран€тс€ св€тые мощи осталась неповрежденной.  стати сказать, черногорцы по-своему объ€сн€ют причину стихийного бедстви€ - незадолго до катастрофы по указанию властей был снесен храм на горе Ћовчен, где покоились останки ѕетра I ѕетровича Ќегуша - черногорского митрополита, мыслител€ и государственного де€тел€. Ёту церковь он воздвиг сам и в ней завещал себ€ похоронить. ¬место этого митрополиту ѕетру коммунистические власти соорудили мавзолей, куда ¬ладыка јмфилохий свою паству ходить не благословл€ет. ѕо мнению архипастыр€, подлинное духовное возрождение народа возможно только через пока€ние, знаком которого станет воссоздание всех православных храмов и часовен, ранее венчавших самые известные горные вершины „ерногории.

ћонастырь —авина в √ерцег-Ќови
ћонастырь —авина в √ерцег-Ќови
„ерногорский —авин мужской монастырь в честь ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы - один из старейших православных монастырей —ербии. ќн основан в XI веке на берегу  оторской бухты у города √ерцег-Ќови. —вое название "—авин" монастырь получил по имени первого архиепископа —ербского, который в начале XIII века принимал участие в его обустройстве и построил здесь небольшой храм. —ейчас их в обители три - один во им€ св€тител€ —аввы, два других - маленька€ церковь XI века и больша€ церковь, возведенна€ в XVIII столетии, осв€щены в честь ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы. ќбилие в —ербии ”спенских храмов объ€снимо: именно в этот праздник в 1219 году —ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь обрела самосто€тельность, получив статус автокефальной. ¬ большом ”спенском храме хранитс€ главна€ св€тын€ монастыр€ - чудотворна€ —авинска€ икона Ѕожией ћатери. ѕо преданию ее еще во времена св€тител€ —аввы привезли со —в€той √оры јфон. »кона прославилась в конце XVIII века, когда по молитвам верующих перед этим образом монастырь был спасен от разрушени€ артиллерией католиков-венецианцев. ¬ 1939 году грабители, проникнув в церковь через окно, украли старинный драгоценный оклад иконы, богато украшенный на пожертвовани€ верующих. ѕрослышав о сербской св€тыне, наша матушка ≈лизавета привезла с собой в —авино купленный накануне букет синих ирисов, который собственноручно поставила к иконе. ѕаломники поют величание Ѕожией ћатери, при этом замечательно солирует квартет наших высокопоставленных дам. ќни вообще оказались подвижницами, посто€нно €вл€€ окружающим пример благочести€ Ц всю дорогу, не обраща€ внимани€ на красоты черногорской природы за окном, читали каноны и акафисты: готовились причаститьс€ за воскресной службой в ÷етине.

—лева от входа в большую ”спенскую церковь —авина монастыр€ на одной из традиционных дл€ греческих и сербских храмов дерев€нных кресел -стасидий помещена мемориальна€ табличка. ќна извещает, что здесь сидел сербский король јлександр I  арагеоргиевич, совершивший паломничество в обитель непосредственно перед своей гибелью в окт€бре 1934 года. ћонастырское предание гласит, что король получил в —авине символическое указание на свою скорую кончину - когда он вышел из храма колокол сам собой ударил трижды, как это бывает, когда вынос€т покойника. Ќа территории монастыр€ прекрасный сад, где в большом количестве растут банановые пальмы, апельсиновые деревь€ и какие-то экзотические широколиственные кустарники. Ќедаром еще в начале XX века сербский св€титель Ќиколай (¬елемирович) назвал —авин монастырь "малым Ёдемом". ≈го б лагодатна€ атмосфера сказываетс€ на всем. «десь, например, растет сосна, которой исполнилось двести тридцать лет - срок существовани€ этого дерева-долгожител€ уже втрое превышает врем€, отведенное жизни ее обычных сородичей.

¬озвраща€сь из монастыр€, заезжаем на "√радско гроблье —авина" - городское кладбище. –усские захоронени€ по€вились на нем еще в начале XIX века, когда черногорцы с помощью эскадры адмирала ƒ. Ќ. —ен€вина освобождали ƒалмацию от наполеоновских войск. ѕозднее здесь обрели последнее пристанище многие эмигранты. ¬сего на кладбище свыше 150 захоронений наших соотечественников. ¬ пам€ть о них в центре кладбища, занимающего довольно крутой склон холма, возведен пирамидальный серый обелиск, увенчанный крестом. Ќа обелиске надпись: "–усским люд€м, утер€вшим –одину - вечный покой в братской земле".   этому пам€тнику нашей делегацией был возложен венок. ≈ще на подъезде к кладбищу небо зат€нуло тучами, начал накрапывать дождь - казалось, природа вместе с нами скорбит о русских люд€х, навсегда оставшихс€ на чужбине. ќт потемневших елей, обступивших кладбище, пот€нуло запахом мокрой хвои. Ќе сговарива€сь, повину€сь единому сердечному порыву, вслед за отцом Ќиколаем Ѕалашовым паломники пропели "¬ечную пам€ть" всем лежащим в черногорской земле русским православным христианам. «вуки наших голосов та€ли, угаса€ во влажном весеннем воздухе. Ћасковый весенний дождик кропил могильные холмики, унизыва€ молодую траву крупными прозрачными капл€ми, смыва€ с каменных плит гр€зь, накопившуюс€ за врем€ долгой зимы.

¬ этот вечер, проделав многокилометровый путь по јдриатическому побережью, нам удалось посетить еще один древний монастырь - св€того ћихаила јрхангела. ќн расположен на одноименном острове между приморскими городами “иват и Ѕудва. ¬ XV столетии здесь пострадало около ста человек братии и множество паломников, которые были отравлены.  ак гласит монастырское предание, преступление было делом рук католиков, подкупивших человека, доставл€вшего пищу в монастырь. ќстанки мучеников почивают здесь же на острове и по свидетельству очевидцев, косточки, доставаемые из этих захоронений, мироточат.

 огда-то комплекс монастырских зданий занимал весь остров, а сегодн€ от него осталс€ лишь небольшой корпус с келли€ми и единственный “роицкий храм. ¬ момент нашего прибыти€ в нем как раз шла воскресна€ служба. ≈е совершали насельники, которых здесь пока всего трое - два монаха и монахин€ —тефанида.   ним присоединились наши св€щеннослужители.  анон читали поочередно, “рисв€тое также, по-церковнослав€нски и по-сербски - в —ербской ÷еркви богослужение переведено на народный €зык. ѕосле службы, осматриваем остров и лежащие перед “роицкой церковью руины древнего храма јрхангела ћихаила VI века. "“рус?" - спросил о.Ќиколай одного из насельников, указыва€ на развалины.

“от отрицательно качает головой, лаконично отвеча€: "латиницы". –€дом с ћихайло-јрхангельским островом находитс€ другой, нос€щий им€ јрхангела √авриила. Ќекогда там тоже сто€л монастырь, к сожалению, не сохранившийс€ до нашего времени.

 <BR> <BR>


”же темнело, когда автобус доставил нас в ”спенский мужской монастырь ѕодмаина, или ѕодострог, наход€щийс€ в северной части курортного города Ѕудва. Ќазвание ѕодмаина монастырь получил от близлежащей местности ћаина. “очное врем€ основани€ обители неизвестно, но, скорее всего, она возникла во времена правлени€ сербской династии Ќеманичей. ¬озможно, именно отсюда св€титель —авва отправилс€ в свое паломничество на —в€тую «емлю. ћонастырь долгое врем€ был приморской резиденцией черногорских митрополитов. ¬ 1953 году его здани€ были конфискованы государством и лишь сорок два года спуст€ возвращены —ербской ÷еркви. ¬ ”спенском церкви шла воскресна€ всенощна€. ¬опреки нашим предыдущим впечатлени€м, полученным от пустующих храмов, здесь собралось довольно много богомольцев, в большинстве Ц молодых парней и девушек. —лужба, как и везде, ведетс€ на сербском, однако все можно пон€ть без особого труда, особенно прошени€ на ектени€х: Ђ√осподу се помолимої. ¬ самом храме свечи ставить некуда, но на улице у входа стоит подсвечник, представл€ющий собой большой четырехугольный €щик, заполненный песком и покрытый навесом от дожд€. ”строено очень разумно - желающему во врем€ службы поставить свечу не надо протискиватьс€ вперед, беспоко€ остальных мол€щихс€. ¬ преддверии гр€дущей —трастной —едмицы в дар обители ‘ондом јпостола јндре€ ѕервозванного была передана плащаница —пасител€, которую насельники прин€ли с огромной благодарностью.

÷етиньский монастырь
÷етиньский монастырь
 отор Ќесомненно, главным событием этого паломничества стало посещение ÷етинского монастыр€ - сердца православной „ерногории. «десь уже п€ть веков располагаетс€ резиденци€ митрополитов „ерногорско-ѕриморских, и именно здесь ныне хран€тс€ величайшие христианские св€тыни - кисть десницы  рестител€ √осподн€ »оанна, частица ƒрева ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ и чудотворна€ ‘илермска€ икона Ѕожией ћатери. ƒва столети€ эти св€тыни, подаренные российскому императору ѕавлу I рыцар€ми мальтийского ордена иоаннитов, находились в –оссии. ѕосле революции они были вывезены из страны императрицей ћарией ‘еодоровной, а в канун ¬торой мировой войны оказались на территории —ербского королевства. —егодн€ бывшие реликвии русского императорского дома разделены: ‘илермска€ икона, как называют ее сами черногорцы - "Ѕожи€ ћатерь ‘илермоза", находитьс€ в музее ÷етинь€, куда доступ паломников ограничен. ћы побывали там и надо сказать, впечатление вынесли не самое лучшее. »кона, по преданию написанна€ апостолом и евангелистом Ћукой помещена в отдельной темной комнате без окон, в стекл€нной витрине, подсвеченной странным фиолетовым излучением.

√овор€т, что сделано это специально, дл€ лучшей сохранности и безопасности иконы. ћожет быть так, но смотреть на св€тыню, заключенную в таких музейных услови€х очень т€жело. ƒве другие реликвии - частица ƒрева  реста √осподн€ и десница св€того »оанна ѕредтечи хран€тс€ в особом ковчеге в приделе монастырского храма в честь –ождества ѕресв€той Ѕогородицы.   ним паломники идут нескончаемой чредой, в основном это молодые люди и женщины с детьми. »дут и к наход€щимс€ здесь честным мощам св€тител€ ѕетра ÷етинского - великого сына сербской земли, митрополита „ерногорского, духовного и политического вожд€ народа, при котором „ерногори€ в XIX столетии добилась фактической независимости. »менно он оставил в своем завещании знаменитые, пам€тные каждому черногорцу слова: "ƒа будет прокл€т тот, кто бы покусилс€ отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой –оссии."

¬ ÷етинье мы вместе молились за литургией, совершенной митрополитом „ерногорско-ѕриморским јмфилохием.  стати сказать, в ектении за этой службой звучало особое прошение о мире, благополучии и спасении страждущих жителей  осова, јфганистана, »рака и „ечни.  то-то из паломников вполголоса заметил: ЂЅудь здесь какой-нибудь чиновник ≈вросоюза по правам человека он бы, наверное, возмутилс€, счел такую молитву нарушением прав насел€ющих эти регионы мусульманї. ѕосле службы ¬ладыка јмфилохий обратилс€ к пастве и гост€м с очень сердечной проникновенной речью, в которой выразил надежду на укрепление братских св€зей между народами —ербии и –оссии.

ќт его имени был дан обед в честь русских паломников, а затем митрополит „ерногорский вышел проводить нас в обратный путь.   нему обратились запорожские тележурналисты с просьбой сказать несколько слов верующим телезрител€м ”краины. ќтвечал ¬ладыка, конечно о том, что в этот момент более всего беспокоило его самого: "ћы молим √оспода, чтобы ќн даровал единство в сердцах и умах православных на ”краине. ≈динство ÷еркви Ѕожией - это самое важное.

–асколы никому не принос€т благополучи€ и счасть€.   сожалению, у нас - слав€н, всегда существовало такое искушение расколом. ћы молимс€ св€тому равноапостольному кн€зю ¬ладимиру  рестителю –уси, преподобным  иево-ѕечерской Ћавры св€тым јнтонию и ‘еодосию - основател€м монашества в ¬осточно-слав€нских странах, чтобы они нам даровали единство сердца и ума, единство ¬еры, чтобы уничтожили расколы. –аскол начинаетс€ с сердца. Ќадо, чтобы сердце было целомудренно, как мы молимс€ в эти дни ¬еликого ѕоста: Ђƒух целомудри€, смирени€, терпени€ и любви даруй мне, рабу “воемуї. Ёто дл€ нас сегодн€ самое важное.

ѕриезд паломников из –оссии в —ербию и „ерногорию имеет дл€ нас огромное значение. Ёто начало наших новых взаимоотношений. Ќадо преодолевать разделение и хранить подлинное единство, которым мы жили веками - от времени прин€ти€ ѕравослави€. —егодн€, когда в мире царит духовный кризис в наших слав€нских странах надо возобновл€ть ≈вангельский дух соборности, соборной любви. Ќе просто дружбы, котора€ существует в мире сем, но соборного жити€ наших государств, наших православных народов с предвкушением ÷арства Ќебесного здесь в наших сердцах".

ѕользу€сь случаем, ћитрополит јмфилохий передал свое пасхальное приветствие телезрител€м «апорожь€, которые увид€т репортаж в канун —ветлого ƒн€. «апорожцы отход€т вполне удовлетворенные ответом, а к ¬ладыке, который благодушно улыба€сь и щур€сь от €ркого солнца ласково смотрит на нас, обращаетс€ отец Ќиколай. Ђ¬ладыка, вот корреспондент сайта московского —ретенского монастыр€, где наместником - архимандрит “ихон Ўевкунов. —кажите и ей что-нибудь!ї.

- ј, отец “ихон - радостно произносит ¬ладыка. - ƒа-да, помню. ≈му привет. ” него колхоз там работает?

- –аботает ¬ладыка, процветает.

- ƒа, он мне рассказывал. ¬ы напишите, что очень важно, чтобы к нашим знаменитым св€тын€м начали приезжать русские паломники. ћатерь Ѕожи€ и св€той »оанн  реститель хот€т, чтобы их посещали. ћы очень ждем вас".

јвтобус тронулс€. «а окнами проплывают залитые солнцем пустынные улицы старого города, старинный особн€к Ц здание ÷етинской семинарии. ≈ще поворот, и ÷етин окончательно скроетс€ из глаз. Ќевольно оборачиваемс€ - ¬ладыка јмфилохий еще стоит у дороги и смотрит нам вслед.

÷етинье

ѕодмаина

ќстров јрхангела ћихаила

—авина

 отор

” св€тител€ ¬асили€ ќстрожского

Ольга Кирьянова

20 апрел€ 2005 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0