Ёлладска€

ќбн€ть весну. „асть 2. ёность, вера и искушение

Ѕеседа с семьей ’ристопулос из янины

ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)

Ц ’отелось бы задать вопрос дет€м: как складываютс€ ваши отношени€ с одноклассниками? ¬ √реции почти все крещены в ѕравославие, но дл€ вашей семьи вера имеет особое значение. Ќаверн€ка окружающие это замечают.

(¬опрос перевод€т √еоргию, и он что-то тихо говорит отцу).

ƒимитрий: √еоргий говорит, что когда он про€вл€ет свою веру, его одновременно и принимают, и нет. ѕолностью не принимают.

јлики: ќднажды он приходит из школы и спрашивает мен€: Ђј ты точно знаешь, что есть Ѕог?ї я говорю: Ђѕочему ты об этом спрашиваешь?ї Ч ЂЌу, потому что в школе реб€та в Ѕога как-то не очень вер€тї. ћне пришлось отвечать на этот вопрос Ч так глубоко, как он мог пон€ть.   сожалению, многие в √реции сейчас далеки от ÷еркви.

Ц  ак вы думаете, почему в стране, котора€ исповедует ѕравославие чуть ли не дольше, чем люба€ друга€ страна в мире, люди тер€ют веру? √реки пронесли свою веру сквозь п€ть столетий турецкого ига.   примеру, здесь, в янине, турецкое правление закончилось менее ста лет назад.

јлики: я считаю, что когда √реци€ стала открытой страной, сюда вместе с чужой культурой, со средствами массовой информации пришел материализм. Ћюди забыли обо всем. »х волнует только, как купить вторую машину и самую лучшую марку телевизора, в общем, многие стали материалистами.

Ц ћожет быть, это естественна€ реакци€ после всех ужасов, что довелось пережить √реции за последние сто лет Ч две мировые войны, страшна€ гражданска€ война, военна€ диктатура, нестабильна€ власть?

јлики: Ќет, просто когда у людей все есть, они забывают,  то им все это дал. ¬ бедности или болезни человек ищет помощи у Ѕога, а когда жизнь налаживаетс€, становитс€ легко, тогда все усили€ направл€ютс€ только на удовлетворение своих желаний, мол, Ђу моего ребенка должна быть обувь самой лучшей фирмы, не хуже, чем у другихї. ≈сли так происходит Ч значит, мы забыли Ѕога.

Ц  то сейчас в √реции остаетс€ верующим и регул€рно ходит в ÷ерковь?

ƒимитрий: ќдно дело Ч верующий человек, и совсем другое Ч церковный. ƒумаю, в глубине души верит большинство греков, но тех, кто посто€нно ходит в храм, участвует в таинствах, немного. ћногие верующие ограничиваютс€ тем, что просто крест€тс€, проход€ мимо храма, а внутрь не заход€т.

Ц ƒа, € наблюдала такую картину даже в јфинах.  огда автобус или поезд проезжает мимо храма, половина пассажиров осен€ет себ€ крестным знамением.

ƒимитрий: Ёто отразитс€ на следующих поколени€х. —ейчас люди в храм не заход€т, а потом и креститьс€, проход€ мимо, перестанут. ѕравительство не хочет мен€ть ситуацию, даже планирует отделить ÷ерковь от государства. ј некоторые поддерживают эти планы: Ђѕочему бы, собственно, и нет?ї

‘отини: ћне кажетс€, на нас, греков, сильно повли€ла современна€ жизнь. ” людей создаетс€ впечатление, будто ѕравославие принадлежит прошлому. ѕробуют что-то другое Ч буддизм, йогуЕ »м интересно только все новое.

≈ще € хочу вернутьс€ назад и ответить на ¬аш вопрос о том, как к нам относ€тс€ в школе. «наете, обычно относ€тс€ с уважением. »ногда мои друзь€ начнут при мне сквернословить, а потом опомн€тс€ и извин€тс€: Ђ»звини, что так сказалї, потому что чувствуют, как мне это непри€тно. Ќо каждый живет по своим убеждени€м, и € ничего не имею против чужих взгл€дов.

ћарианна: ¬се зависит от конкретной школы и тех, с кем приходитс€ общатьс€. »ногда на них вли€ет наша вера, но они пока не хот€т этого признавать. » все-таки у них в мысл€х что-то остаетс€ и однажды может дать ростки. я согласна с ‘отини Ч в основном люди уважают мен€ за веру и в моем присутствии каких-то вещей не говор€т и не делают.

ƒимитрий: Ќо не стоит забывать и об искушени€х, с которыми вам пришлось столкнутьс€ в школе. Ѕывало, даже учител€ их за веру высмеивали, да и реб€та тоже. —лава Ѕогу, что наших детей это не отвратило от ÷еркви, а наоборот, только закалило.

‘отини: Ќу да, давление, конечно, чувствуетс€. ¬ лицо тебе чаще всего ничего не скажут, но ощущаю € это давление очень сильно. Ќу и что, приходитс€ его преодолевать.

ћарианна: ƒаже когда приходилось трудно, € гордилась тем, что у мен€ проблемы из-за веры. я знала, что борюсь за то, что мне дорого.

јлики: ѕоэтому важно, чтобы мама, пока она готовит, убираетс€ или моет посуду, молилась: Ђ√осподи, помоги им идти “воим путемї, потому что она не знает, что с ее детьми происходит в эту минуту. я дома, а ребенок в школе. я не могу в трудной ситуации посоветовать ему: Ђ«ащищайс€ вот так, ответь так-тої. √осподь говорит ему, что делать.

‘отини: ¬ √реции есть пословица: Ђќдна ласточка не приносит весныї; но ведь даже одна ласточка напоминает нам о весне.

ƒимитрий: Ёта поговорка возникла потому, что ласточки возвращаютс€ в наши кра€ весной. ”видев хот€ бы одну ласточку, мы понимаем, что скоро весна.

‘отини: “ак и мы Ч мы не можем принести религию в школу, но стараемс€, чтобы наше присутствие напоминало о еЄ существовании.

Ц ћарианна, ‘отини, вы говорили, что в школе на вас оказывали давление. ¬ чем это выражалось, и как вы с этим справл€лись?

ћарианна: Ќапример, когда € была еще в начальной школе, наш учитель знал, что € верю в Ѕога, и пыталс€ с этим боротьс€. ќтдел€л мен€ от всего класса. √оворил, например: Ђ—ейчас мы поговорим о шелке, ткани, из которой шьют плать€ дл€ невест. ћарианна, к тебе это, конечно, не относитс€. я говорю это всем, кроме теб€...ї √оворил он с издЄвкой, име€ в виду, что Ђона будет монахиней, и потому ей это ни к чемуї.

ƒимитрий: ћного всего такого было. ”читель посто€нно старалс€ отделить ее от всего класса и даже унизить. » дети из-за него тоже начинали смотреть на нее другими глазами.

ћарианна:  ак-то, еще в начальной школе, мы сдавали письменный экзамен. ” мен€ тревожный характер, € нервничала, и мама мне посоветовала в то утро: Ђѕойдешь на экзамен Ч возьми с собой иконку, положи на парту. —мотри на лик Ѕогородицы, и тебе не будет так страшної. Ќа экзамене учитель решил, что мне нужно передвинутьс€ вместе с партой в другое место и сказал при всех: Ђ¬стань, возьми свою картинку с ƒевой ћарией и передвиньс€ вон тудаї. ¬ его голосе обычно звучал такой сарказм, что ты чувствовал себ€ ничтожеством, пустым местом.

Ц ј ты что делала?

ћарианна:  огда была помладше, ничего не могла сделать, просто не обращала внимани€. ј в средней школе уже было легче этому противосто€ть, € стала старше. ќднажды, например, нам задали сочинение о –ождестве, и € написала, что мир стал бы лучше, если бы у всех нас в сердце был ’ристос. ”читель прочел это, повернулс€ ко мне и, почти крича, спросил: Ђ≈сли € заключу в своем сердце ’риста, как, интересно, ќн принесет мир всему миру?ї Ќу, тут € за себ€ посто€ла, рассказала, во что верю. ¬р€д ли мне удалось кого-то убедить, но € сделала то, что должна была сделать.

Ц ј как насчет ваших местных православных братств? ¬ас привлекает то, что они делают? ¬едь они, кажетс€, ориентированы на семью?

ћарианна:   ним сейчас мало народу ходит, Ч они впали в крайность. Ёто пример дл€ нас. ќни сосредоточили все свое внимание на внешнем, а не на внутреннем.

ƒимитрий:  огда туда приходишь, тебе стараютс€ внушить, будто ты один из Ђизбранныхї, а остальные Ч просто толпа грешников. ќдно из этих братств держит в янине клубы, устраивает собрани€ дл€ православной молодежи, но мы от них отошли, потому что они упорно стрем€тс€ управл€ть внутренней жизнью детей в обход родителей, будто мать и отец уже и не играют никакой роли. –аде€ о катехизации детей, они заставл€ют несмышлЄнышей довер€ть себе (катехизаторам) больше, чем Ђневежественнымї родител€м.

“акой подход в корне неверен, потому что даже в нерелигиозной семье любовь между ребенком и матерью никто и ничто не может заменить, что бы вы ни хотели ему дать. –ебенок подрастет и поймет, что мама ошибалась, не веру€ в Ѕога, но если сейчас, в столь нежном возрасте разорвать узы, св€зывающие дит€ с родител€ми, кто возьмет на себ€ ответственность за этого ребенка?  атехизатор? Ќет, конечно. ƒл€ него это дит€ Ч лишь объект дл€ передачи своих богословских взгл€дов. ѕри этом дети, сами того не сознава€, тер€ют доверие к родител€м, что часто ведет к ужасным последстви€м. Ёти братства напоминают мне протестантские ложи или тайные общества.

ћарианна: Ќужно быть осторожным, ведь агрессивное отношение к люд€м возникает легко. Ќаш духовник говорит, что к ближним надо подходить с осмотрительностью, а крайности до добра не довод€т. », наоборот, следу€ царским путем, соблюда€ золотую середину, нам, может быть, удастс€ убедить других и самим быть уверенными, что мы движемс€ в верном направлении.

Ц ƒевочки, а как вы решаете чисто внешние, практические проблемы Ч например, с одеждой?

ћарианна: ¬ школу надеваем брюки, как все. ћожет, правильнее было бы и там носить юбки, но нас и так считают непохожим на других, и отдел€тьс€ от всех еще больше не хочетс€. Ќаш духовный отец сказал так: Ђёбки Ч не самое главное. ≈сли все ход€т в брюках, можете и вы в них ходить. Ќе надо демонстрировать свою веруї.   тому же, € не уверена, что € настолько сильна, чтобы пойти против всего и всех. » сейчас нам трудно, а уж если мы наденем юбки или плать€, то окажемс€ и вовсе отрезаны от школьной жизни.  онечно, в храм и в монастырь мы приходим в юбках.

Ц ¬арвара, а ты что скажешь?

¬арвара: „асто домой из школы € иду с другими реб€тами, и если кто-то хочет сказать что-нибудь плохое, его одергивают: Ђне будем сейчас об этом говорить, у нас здесь хороша€ девочкаї. — ними иногда трудно разговаривать, Ч они понимают, что у мен€ не такие взгл€ды, как у них. » даже если они умом знают, когда поступают плохо, все равно не хот€т верить, что это и правда плохо.

ћарианна: “€желее всего то, что мы чувствуем себ€ в изол€ции.

Ц ’орошо, что в такой ситуации вы, дети, не одни, у вас есть сестры, брат.

ћарианна: ƒа, это милость Ѕожи€, ведь мы так стараемс€ в школе быть самими собой. » все-таки социальна€ изол€ци€ Ч вещь т€жела€, особенно в юности, когда так нужны друзь€, а найти их Ч насто€щих друзей, понимающих теб€, раздел€ющих твой образ мыслей, Ч очень трудно.

ƒимитрий: ¬ целом мы как семь€ находимс€ в услови€х некоторой изол€ции, потому что порой и друзь€ семьи, узнав нас поближе, как-то сами собой отпадают, не жела€ раздел€ть с нами то, что дл€ нас важно. ≈сли у мен€ по€вл€етс€ друг, и со временем мы, познакомившись поближе, не можем говорить с ним о внутренней жизни, о душе, у нас остаетс€ мало тем дл€ разговора. Ќе вести же всю жизнь легкую светскую беседу.

‘отини: ћне было грустно оттого, что у нас нет друзей, € даже жаловалась ћарианне, что в школе таких, как €, нет. ѕотом одна монахин€ в монастыре мне сказала: Ђћолись Ѕогу, и ќн пошлет тебе другаї. » € пон€ла, что близкие друзь€ у мен€ есть, и не беда, что они живут далеко от нас. ћожет быть, Ѕогу угодно, чтобы € жила так и становилась от этого сильнее. ¬округ мен€ много людей, но они мне не близки.

јлики: ј у мен€ лично не таких чувств. ƒом наш всегда открыт дл€ всех, и верующих, и неверующих. ћы стараемс€ не забывать, какими были сами до прихода в ÷ерковь. “огда кто-то тоже открывал дл€ нас двери своего дома. Ќужно, чтобы наши гости хорошо себ€ у нас чувствовали. Ќе имеет значени€, что они не посещают по воскресень€м храм, как мы. ќни, может быть, лучше нас, хот€ не ход€т в ÷ерковь. ќтношени€ развиваютс€ постепенно, и узнав нас поближе, они могут и не согласитьс€ с тем, что мы говорим, и перестать к нам ходить, Ч это их выбор. ѕо крайней мере, они знают, что их здесь всегда ждут. Ќо мы таковы, каковы есть, и другими быть не можем.

ƒимитрий:  онечно, говор€ о друзь€х, мы с детьми имеем в виду людей, с которыми можно поделитьс€ сокровенным. ј просто знакомых у нас множество, и терпение с ними про€вл€ть мы умеем, очень осторожно подходим к обсуждению вопросов веры. „асто это дает хороший результат, Ч люди уважают теб€ за то, что сам ты веруешь, а заговорить о религии не торопишьс€, пока не почувствуешь, что они сами этого хот€т.

јлики: ќдна наша соседка, крещенна€ в детстве, как и все мы, пришла к нам после того, как мы сюда переехали, и обратила внимание, что у нас на кухне горит лампада. Ђ¬ы каждый день зажигаете лампаду?ї Ч Ђƒа, а у вас есть лампада?ї ќна ответила: ЂЌет. ≈сть стаканчик, иногда € зажигаю в нем фитильї. я ей подарила на именины лампадку, а на следующие именины маленькое домашнее кадило. “олько через четыре года после того, как мы впервые встретились, она зажгла у себ€ лампадку. — тех пор прошло уже дес€ть лет, и теперь €, гл€д€ отсюда на ее окно, часто вижу там маленький огонек. Ѕыло врем€, она готовила по средам и п€тницам м€со, по четвергам Ч фасоль, а по субботам Ч рыбу. ќднажды, когда прошло уже какое-то врем€ с момента нашего знакомства, и она стала довер€ть мне, открыла мне свое сердце, € ей сказала: Ђ—егодн€ п€тница, почему бы тебе не приготовить сегодн€ фасоль, а уж завтра м€со. ћы православные, и в нашей ÷еркви есть постные дниї. Ђ’орошої, Ч говорит она. » с тех пор так и готовит. Ћучше все потихоньку делать, не спешить. ≈сли бы ко мне в свое врем€ кто-нибудь подошел и сказал: Ђјлики, по средам и п€тницам не следует есть м€сої, € бы не послушала, стала бы делать наоборот. “ут нужна постепенность. Ѕог был так терпелив со мной.  ак же € теперь буду нетерпелива с другими?

ƒимитрий: Ќе хочетс€, чтобы создалось впечатление, будто мы считаем себ€ лучше других, а всех остальных вокруг Ч грешниками. ћы хуже всех. я просто хочу делитьс€ с другими тем, что нашел сам, и могу это делать, только если люди желают это услышать.

јлики: ¬сегда нужно смотреть, верующие ли у них были родители, вообще, есть ли у них семь€Е

ƒимитрий: ƒа, надо оставл€ть ближним возможность сомневатьс€, ведь однажды они могут превзойти нас в вере. ќни дети Ѕожии, ќн любит их, ждет их. ќн не жесток с ними. » мы не должны к ним жестко относитьс€, что бы они нам ни делали. Ќикогда нельз€ сравнивать себ€ с другими, это ошибка. ƒаже худший из них может оказатьс€ как благоразумный разбойник, первым вошедший в –ай. » дл€ нас не имеет такого уж большого значени€, что они делают, пока сами мы близки ко ’ристу, и хоть немного молимс€ о них.

јлики: ћы должны сочувствовать люд€м. ћожет быть, в семье мать и отец вынуждены с утра до вечера работать, и у них нет времени спокойно поговорить о Ѕоге, даже подумать о Ќем или сходить в храм. ј может, они не знают, как разговаривать об этом со своими детьми, ведь это тоже дар от √оспода. » то, что € полдн€ нахожусь дома, и то, что € могу просто сесть и поговорить с детьми, Ч дар Ѕога мне.

ƒевочки у нас ход€т в церковь, исповедуютс€, хорошо себ€ ведут, не сквернослов€т, Ч но ведь это все внешнее. ј каковы отношени€ каждого из нас с Ѕогом? “ы сам должен ответить себе на вопрос, какой ты. ≈сли соседка скажет: Ђјх, ¬ы такой хороший человек!ї Ч это ее мнение. ƒл€ мен€ же самой все намного глубже. —уть не выражаетс€ лишь во внешнем поведении. ќсновной вопрос в том, каковы мои взаимоотношени€ с Ѕогом. Ёту мысль € и пытаюсь донести до моих девочек.

¬арвара: Ќекоторые дети хотели бы, как и мы, быть верующими, но они бо€тс€, что над ними будут сме€тьс€. »м ото всех реб€т отколотьс€ страшно.

Ц “ы думаешь, в глубине души им хотелось бы верить?

¬арвара: ƒа.

ћарианна: ’очу добавить к разговору об изол€ции: обычно не мы сами отдел€емс€ от людей, а они от нас. ќдин св€щенник нам сказал: Ђ¬ера не должна уводить вас от людейї. Ћюдей мы любим.  роме того, Ђизол€ци€ї, наверное, не то слово. ѕросто у нас мало друзей, с которыми можно было бы свободно говорить о духовной жизни.

јлики: я тоже сразу подумала, что изол€цией наше положение не назовешь. ¬едь на день рождени€ ƒимитри€ к нам пришло больше ста гостей. (” нас все врем€ гости; не со всеми получаетс€ глубока€ беседа, но всем им мы рады).

ƒимитрий: ƒа, изол€ци€ неверное слово. ƒействительно, открыть душу человек может только близким друзь€м, и нам надо было сразу об этом вспомнить.

‘отини: ≈сли ты любишь √оспода, должен любить и других людей. ƒо этого года € чувствовала себ€ не такой, как все, а недавно стала смотреть на себ€ иначе. я начала размышл€ть над изречением из Ѕиблии: ЂЅудут первые последними и последние первымиї. ѕотом € понаблюдала за одноклассниками и перестала считать себ€ лучше их Ч просто не пришло еще их врем€ обратитьс€ к вере. ћожет быть, это случитс€ позже. » € стала больше за них молитьс€, Ч про себ€, конечно. ћы общительные, и в этом смысле друзей у нас много.

Ц ћарианна, ‘отини, ¬арвара, что бы вы посоветовали подросткам, живущим в ≈вропе и —Ўј, чьи семьи (и они сами) прин€ли ѕравославие, но ни братьев, ни сестер, ни друзей, ни единомышленников у них нет?  ак вы могли бы утешить и подбодрить их?

¬арвара: я бы им сказала, что нужно молитьс€, и √осподь пошлет им верующего друга, который будет любить их. √осподь никогда не оставл€ет человека одного.

ћарианна: ’очу продолжить мысль сестры. ” нас больша€ православна€ семь€, но если у кого-то из молодых людей нет ни братьев, ни сестер, ни родителей, которые говорили бы с ними, как наши с нами, Ѕог к ним ближе, чем к нам, потому что они более непосредственно в Ќем нуждаютс€.

‘отини:  огда € была помладше, € чувствовала себ€ одинокой, пока однажды не подумала: Ђя не говорю с Ѕогом, поэтому и ќн не говорит со мнойї. я начала молитьс€ и уже не чувствовала такого одиночества. ≈сли ты одинок, нужно вспомнить, что Ѕог всегда ждет теб€.

ћарианна:  онечно, одиночество любому человеку очень непри€тно, но наш духовный отец говорит: ЂЌе следует просить Ѕога дать тебе более легкий крест. Ќеси тот, что уже дан тебе, и твои плечи станут сильнееї.

‘отини: » пусть они общаютс€ с другими подростками, даже неверующими. ј дл€ близкого общени€ надо постаратьс€ найти одного или двух православных друзей. ¬ любом случае отворачиватьс€ от общества нельз€.

Ц ¬ јмерике и «ападной ≈вропе нормой стало ходить на свидани€ уже в очень юном возрасте. Ќа подростков в этом смысле оказывает давление и телевидение, и школьное окружение, и вс€ обстановка в обществе. Ётому давлению очень трудно противосто€ть.  ак вы считаете, есть ли у молодых людей способы справитьс€ с этой проблемой?  ак решаете ее вы?

јлики: Ќаше тело Ч храм души. “ело сотворил Ѕог, и до брака мы не имеем права на интимные отношени€, это повредит и телу, и душе. Ќаш долг, об€занность православных христиан Ч делать то, что радует Ѕога, а не то, что угодно от нас люд€м и что вредит нам. ћожно любить кого-то, но как личность, как творение Ѕожие. » незачем идти дальше этого. Ќе хочу сказать, что девушке запрещаетс€ пойти погул€ть с другом-мальчиком, например, попить с ним где-нибудь кофе. Ќо следует всегда помнить, что в наших душах живет Ѕог, а тело Ч оде€ние души.

ћарианна: ” нас в √реции на подростков общество оказывает в этом смысле не меньшее давление, чем в других странах. Ќо делать что-то лишь в угоду обществу Ч значит, пачкать свою душу. ¬едь в этом случае нет глубоких чувств, действи€ лишены внутреннего содержани€, пусты. ≈сли люди св€заны только телесными и социальными узами, но не духовными, в их отношени€х нет полноты и подлинной ценности.  роме того, зачем заставл€ть себ€ делать то, к чему мы пока не чувствуем себ€ готовыми? ѕочему бы не ограничитьс€ просто дружбой и не относитьс€ друг к другу как брать€ и сестры? ƒл€ чего принуждать себ€ использовать другого человека дл€ телесных удовольствий или дл€ рождени€ детей? ¬едь в таком случае мы никогда не узнаем этого человека глубоко. ƒуховна€ любовь повышает ценность личности перед Ѕогом, физическа€ же близость Ч это единственное, что заставл€ет игнорировать существование души в данном конкретном теле.

√реческий писатель  азантакис рассказывает в одной из своих книг, что его всегда волновал вопрос, сотворен ли он Ѕогом или произошел от животных путем эволюции. ќднажды под давлением общественного мнени€ он завел интимные отношени€ с девушкой. ѕосле этого он решил, что произошел от животных. ƒругими словами, физическое общение вне брака Ч это про€вление животного инстинкта, лишающее личности обоих партнеров духовной ценности и свод€щее союз, благословленный ÷ерковью, в котором двое станов€тс€ одной плотью, к одномоментному удовлетворению похоти. ѕосле этого один из партнеров чаще всего бросает второго.

ƒимитрий: ƒругими словами, человек, дела€ это, служит плоти и себ€ самого воспринимает как плоть. ƒо какого-то момента тело привлекает, но по-насто€щему мы любим внутреннего человека, личность. ¬ ней истинна€ красота; длительные отношени€ сохран€ютс€ только на внутреннем уровне.

‘отини: ” нас, молодых, тоже есть право сопротивл€тьс€ окружающему. ћы можем восстать против этого и делать все наоборот. ћы не об€заны поступать так же, как все. Ќекоторые мои одноклассники даже больше мен€ уважают, зна€, что € свободна, то есть могу делать то, что согласуетс€ с моими убеждени€ми.

ƒимитрий: ѕодобное сопротивление давлению извне в годы юности, отстаивание своих убеждений, делает человека сильнее и позвол€ет в жизни добитьс€ большего, чем ты смог бы достичь, если бы не прошел через эти испытани€. Ќо проблема здесь еще глубже. ћысль о том, что Ђ€ имею право распор€жатьс€ собственным теломї, что в этом € свободен, в ѕравославии не всегда верна. ќ. »риней говорит, что добиватьс€ и требовать Ђсвоих правї Ч нехристианский подход. ” нас на этой «емле нет никаких прав. ¬се нам дано, все дар от √оспода. » мы не должны добиватьс€ дл€ себ€ справедливости. ’ристос благословил плачущих, гонимых, бедных, сирот. ќн —ам молил ќтца простить —воих палачей, вбивавших в его тело гвозди.

ћарианна: Ёто вовсе не значит, что у нас нет чувств. Ќам тоже ничто человеческое не чуждо, но мы ждем до того момента, когда сможем, став зрелыми личност€ми, правильно подойти к этому вопросу.

јлики: Ѕлизкие отношени€ с человеком даруютс€ нам свыше. ќни св€заны с ответственностью, поэтому стоит спросить себ€: готов ли € к исполнению всех этих об€занностей?

‘отини: ћама говорит, что если ты замечаешь, как в твоем сердце или в сердце другого человека начинает что-то происходить, отношени€ можно продолжать только с серьезными намерени€ми, иначе ты рискуешь ему навредить, ранить его чувства. Ћучше постаратьс€ остатьс€ просто друзь€ми.

ƒимитрий: ”вы, о том, что совершили в юности, мы часто потом жалеем, говорим: ЂЅоже, что только € не отдал бы сейчас, чтобы тех моих действий не былої. »скуситель именно этого и хочет Ч заставить человека совершить поступки, о которых он будет потом жалеть, которые на всю жизнь остав€т след в его душе, даже если они прощены, Ч будто клеймо. я это точно знаю. ” теб€ по€вл€етс€ слабое место, которое лукавый и окружающие люди смогут в дальнейшем использовать, чтобы искушать теб€.

ѕродолжение следует...

ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)
ѕеревел с английского ¬асилий “омачинский

"Road to Emmaus", # 3(10), Summer 2002

21 апрел€ 2005 года

—мотри также

.

¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

¬асилий “омачинский

ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)