японска€

ѕо православной японии. —тать€ 4

»з путевого дневника

»кона Ђ—ошествие —в€того ƒуха на апостоловї из храма в “окусима. –абота современной иконописицы ≈вгении —ираиси
»кона Ђ—ошествие —в€того ƒуха на апостоловї из храма в “окусима. –абота современной иконописицы ≈вгении —ираиси
/p>

янаибара

2 €нвар€. ѕрибыв в ќка€ма, движемс€ на запад Ц к сельскому храму янаибара. ’рам окормл€ет протоиерей √ригорий ќгава.

ƒеревн€ янаибара расположена примерно в 40 километрах от старинного кн€жеского города ќка€ма. Ђƒома христиан здесь рассе€ны на далекое рассто€ние один от другого; катехизатор живет совсем вне городаї, Ц записал в своем дневнике св€титель Ќиколай, посетивший эту церковь в 1892 году. (—м.: ƒневники св€тител€ Ќикола€ японского. «апись от 2 ма€ 1892 года.)

¬ 1963 году, после переезда общины ќсака в город-спутник —уита и после возведени€ в —уита нового храма, приходу янаибара передали здание старого временного осакского храма. ’рам расположен с северной стороны окружающих деревню янаибара гор, поэтому сюда редко проникает солнце, и зимой в старом дерев€нном здании бывает особенно холодно. ќднако даже в самые морозные дни на богослужени€ собираютс€ практически все прихожане. » сегодн€ в молебне по случаю начала 2008 года участвовали 25 человек из 15 православных семей.

—лужащий насто€телем благочини€ с 1970 года св€щенник √ригорий ќгава знает каждого из 52 прихожан янаибара Ц и пожилых людей, и их маленьких внуков и правнуков. ѕоэтому во врем€ молебна отец √ригорий назвал имена всех верующих этой деревушки Ц и пришедших в храм, и оставшихс€ в этот день дома.

ќдна из прихожанок янаибара Ц иконописица ≈вгени€ —ираиси, автор икон дл€ храмов и прихожан японской ѕравославной ÷еркви. Ќесколько лет назад в —аппоро, на родине родителей ≈вгении, проходила выставка икон двунадес€тых праздников, созданных иконописицей. ѕосле окончани€ выставки иконы были подарены одному из храмов благочини€ —аппоро Ц церкви в “омакомаи. ¬ыставки работ иконописицы регул€рно организуютс€ и в “окио.

ƒругой замечательный прихожанин янаибара Ц профессор университета ќка€ма —удзуки ћититака, в крещении —авва.  нига профессора ћититака об иконописице »рине-–ин ямасита, иконы которой есть и в янаибара, способствовала возрождению пам€ти об иконописице среди ее соотечественников.

»з янаибара следуем за машиной отца √ригори€ ќгава, чтобы на пароме переправитьс€ с острова ’онсю на остров —икоку. Ќасто€тель благочини€ живет в городе “окусима, на юге острова —икоку. ѕутешествие по ¬нутреннему японскому морю занимает меньше часа. »здали нас приветствует промышленный и торговый город “акамацу, административный центр одной из префектур острова —икоку.

“окусима

ѕротоиерей √ригорий ќгава, насто€тель храма в янаибара
ѕротоиерей √ригорий ќгава, насто€тель храма в янаибара
3 €нвар€. –ано утром из “акамацу следуем на юго-восток острова —икоку, чтобы побывать в православном храме в “окусима. Ђ“окусима Ц главный город провинции јва на —икокуЕ Ц писал св€титель Ќиколай в 1882 году. Ц ѕровинци€ здешн€€ богата€ по обильному производству дл€ вывоза: индиго, сахарного песку, соли и табаку; “окусима в посто€нных сношени€х по торговле с ќсака, и потому нравы здесь похожи на осакские: довольно наклонности к роскоши, немало распущенности, но при этом еще слабохарактерность.   тому же буддизм на —икоку особенно силенЕ ќттого-то и в “окусима, между прочим, так много ненависти к христианству и противодействи€ емуї.(“ам же. «апись от 3 июн€ 1882 года.)

¬ 1904 году св€щенник ‘ома ћаки из “окусима окормл€л русских военнопленных в ћаругамэ. — 1916 по 1945 годы насто€телем храма “окусима служил св€щенник ѕетр  акэхаси. ¬ эти годы в пламени войны пострадало много церквей. ќбщина возродилась в 1973 году, и насто€телем стал св€щенник √ригорий ќгава.

“огда здесь было восемь семей прихожан, молитвы совершались в их домах. —овременное бетонное здание храма в честь —ошестви€ —в€того ƒуха воздвигнуто в 1980 году усили€ми этих восьми семей. ¬ том же году изготовлен иконостас. ≈го иконы написаны в 1892 году иконописицей »риной-–ин ямасита дл€ церкви ’амамацу. «атем иконы находились в Ќаго€, а после пожара 1945 года Ц в “оЄхаси. ¬ 1980 году староста общины “оЄхаси перевез 11 икон из Ќаго€ в новый храм “окусима. Ёто были иконы разного размера и с некоторыми повреждени€ми, поэтому дл€ реставрации пригласили специалистов Ёрмитажа и университета ќка€ма. ƒве иконы нынешнего иконостаса Ц Ђ–ождество ’ристової и Ђ—ошествие —в€того ƒуха на апостоловї Ц выполнены современной иконописицей из янаибара ≈вгенией —ираиси в греческом стиле и напоминают манеру ее предшественницы Ц »рины-–ин ямасита.

 огда мы ожидали зеленого сигнала светофора при выезде из “акамацу, пожилой водитель соседней машины стал делать нам знаки, пыта€сь заговорить.

Ђ¬ы ведь из Ќаго€, Ц услышали мы его слова, когда приоткрыли окно (название города или префектуры написано на номерных знаках каждой €понской машины). Ц ј € ведь служил в Ќаго€, был направлен туда дл€ помощи во врем€ тайфуна 34 года —Єва (1959 год. Ц √.Ѕ.)ї.

¬ нашей машине сидели три €понские девушки-русистки, учившиес€ живописи и архитектуре в ѕетербурге и хоть и не ставшие православными, но посетившие много церквей и монастырей в –оссии. ƒень назад две из них специально приехали в маленький деревенский приход янаибара на православный молебен по случаю начала Ќового года, чтобы увидеть православный храм и иконы ямасита –ин и изучить русские традиции в православной живописи и архитектуре японии. ”слышав, что благочинный приходов —икоку и городов на побережье ¬нутреннего японского мор€ (включа€ и янаибара) протоиерей √ригорий ќгава ждет отца √еорги€ ћацусима в гости, они спросили, нельз€ ли и им прийти в храм “окусима к назначенному часу. ¬едь в японии богослужени€ бывают в основном лишь в субботние и воскресные дни, в остальное врем€ храмы чаще всего закрыты. ј посмотреть уникальный иконостас работы ямасита –ин в храме “окусима девушкам очень хотелось.

¬ ответ отец √еоргий предложил подвезти девушек от расположенной близи янаибара станции. » вот сейчас две наши вчерашние знакомые вместе с еще одной подружкой, вызванной по этому случаю из самого “окио, сидели в машине и слушали диалог незнакомца с православным св€щенником.

Ђƒа, сильный был тайфун 34 года —Єваї, Ц поддерживает отец √еоргий разговор о событии почти п€тидес€тилетней давности, с которым бывшему тогда совсем маленьким мальчиком св€щеннику и не довелось соприкоснутьс€.

Ђј вы как, почему здесь, надолго из Ќаго€?ї Ц с неподдельной заинтересованностью и теплотой продолжает собеседник, приветливо улыба€сь каждому из нас и разговарива€ со всеми как со старыми друзь€ми.

Ђя приехал сюда навестить родных, всего на пару дней, сегодн€ же снова домойї, Ц подробно отвечает за всех нас отец √еоргий.

–одители св€щенника √еорги€ ћацусима живут в “акамацу Ц прибрежном городе острова —икоку, куда мы и приехали вчера вечером. ѕравославный приход существует здесь с конца XIX века. ƒед иере€ √еорги€ ‘ома прин€л крещение еще при св€тителе Ќиколае. ¬ его доме гостил архиепископ —ергий (“ихомиров), объезжавший все приходы японии дл€ сбора денег на восстановление поврежденного землетр€сением 1923 года “окийского кафедрального собора. ќтец св€щенника √еорги€ »оанн был тогда маленьким мальчиком, но хорошо запомнил теплое рукопожатие и добрую улыбку архипастыр€.

Ќа светофоре загорелс€ зеленый свет дл€ машин.

Ђ∆аль, что так скоро. —частливого ¬ам пути!ї Ц желает нам неожиданный собеседник и медлит тронутьс€ с местаЕ

Ђƒа, здесь совсем как в деревне, Ц с улыбкой говорит после отец √еоргий изумленным пассажирам. Ц Ќо еще лет 30 назад в японии всюду все были искренними и открытыми, в поезде всегда едой с попутчиками делилисьї.

ѕрибыв в “окусима, мы слушаем рассказ благочинного св€щенника √ригори€ о становлении и непростой жизни этого прихода. —ейчас протоиерей √ригорий ќгава Ц старейший св€щенник «ападной епархии. ≈го дед прин€л крещение в конце 1870-х годов и стал православным катехизатором. ќтец √ригорий рассказывает нам о прежнем насто€теле “окусима, о самоотверженном труде восьми семей, сумевших возвести красивейший храм в греческом стиле.

» в конце, как бы мимоходом, батюшка добавл€ет, что помимо пастырского служени€ он уже много лет работает и на городском телефоне довери€.  аждый раз православный св€щенник пытаетс€ достучатьс€ до сердец отча€вшихс€ людей и напомнить им, что стоит любить и ценить жизнь, дарованную нам ЅогомЕ

ѕока мы осматриваем иконы ямасита –ин, отец √еоргий ћацусима достает сантиметр и старательно измер€ет внутреннее пространство храма, глубину солеи. ѕосле, во врем€ краткого молебна и пени€ кондака праздника, матушка ћари€ внимательно прислушиваетс€ к тому, как в храме передаютс€ звуки. ¬идно, что отец √еоргий и матушка ћари€ посто€нно думают о том, как построить красивый собор в Ќаго€, как учесть все тонкости возведени€ православных храмов в японии, как избежать малейших просчетов €понских зодчих XIX и XX веков.

“ак выгл€дели дома в XVII веке
“ак выгл€дели дома в XVII веке
4 €нвар€. —егодн€ днем мы совершаем путешествие по истории Ц экскурсию в заповедник эпохи ћэйдзи, куда со всей японии были собраны сооружени€ этого времени. ¬еличественный католический храм соседствует с англиканским, старинные дерев€нные здани€ чередуютс€ с самыми современными постройками в европейском стиле конца XIX века. ѕривычные колодцы и дерев€нные мельницы установлены р€дом с почтовым отделением, железнодорожной станцией, первой рельсовой дорогой и железобетонным мостом.

«дани€ эпохи ћэйдзи станов€тс€ живым свидетельством стремлени€ €понцев начала XX века идти в ногу с ≈вропой и јмерикой, учить западные €зыки и знакомитьс€ с европейской философией, но в то же врем€ оставатьс€ приверженными традиционным усто€м €понского общества. »менно с этой эклектикой и соприкоснулс€ св€титель Ќиколай во врем€ своего миссионерского служени€.

6 €нвар€. ¬ японской ѕравославной ÷еркви сегодн€ служитс€ литурги€ недели по –ождестве ’ристовом. ¬ этот день в церковь Ќаго€ приехали протоиерей  онстантин и матушка Ќина из православного собора в ¬ашингтоне. ¬о врем€ проповеди, произнесенной на английском и переведенной матушкой Ќиной на €понский €зык, отец  онстантин напомнил всем прихожанам, что в японской ѕравославной ÷еркви можно почувствовать удивительное единение людей всех национальностей. » действительно, сегодн€ в Ќаго€ молились верующие из восьми государств: японии, –оссии, Ѕолгарии, —ербии, √реции, јлбании, Ћивана, јмерики.

’рам в Ќаго€
’рам в Ќаго€
ѕо календарю –усской ѕравославной ÷еркви сегодн€ –ождественский сочельник. ¬о врем€ чаепити€ прихожан отец √еоргий приглашает всех, кому хочетс€ еще раз встретить –ождество по календарю своей страны, придти в храм вечером. ќднако все прихожане Ќаго€, в том числе и приехавшие из –оссии, ”краины и —ербии, уже причащались во врем€ ночной –ождественской службы по григорианскому календарю. ѕоэтому к вечерне –ождества приход€т лишь две русские девушки не из числа посто€нных прихожан. ≈ще одна молода€ женщина остаетс€ на саму службу и после спрашивает св€щенника о возможности крещении своего будущего ребенка.

ЂЌо муж-€понец наверн€ка захочет его в синтоистский храм отнестиї, Ц улыба€сь, говорит батюшка. (»нтересно, что в синтоистский храм прин€то приносить младенцев как раз через 40 дней после их рождени€).

Ђ¬ храм очень часто звон€т и прос€т крестить детей, но потом не перезванивают, чтобы окончательно договоритьс€ о дне крещени€, Ц объ€сн€ет мне отец √еоргий. Ц ¬идимо, буддийска€ семь€ мужа высказываетс€ категорически против крещени€. ¬едь в японии очень важно, чтобы вс€ семь€ придерживалась одной и той же религииї.

¬се же крещени€ и младенцев, и взрослых людей происход€т в японской ѕравославной ÷еркви достаточно часто. Ѕольших баптистериев в храмах японии нет, только в Ќаго€ в прошлом году было несколько крещений взрослых мужчин полным погружением в самодельном пластмассовом баптистерии. ¬ новом соборе Ќаго€ об€зательно предполагаетс€ установить и большой баптистерий.

¬ но€бре 2007 года впервые в японии крещение в реке полным погружением было совершено на острове  юсю, в приходе ’итоЄси. Ѕлагочинный  юсю св€щенник ѕавел ќикава надеетс€, что очень скоро здесь будут новые крещени€, а река превратитс€ в €понский »ордан.

Ђяпонска€ экономика сейчас неспокойна, в 1990-е годы во врем€ кризиса многим молодым люд€м не удалось найти работу, Ц говорит св€щенник √еоргий ћацусима и как бы вторит отцу ѕавлу ќикава: Ц ƒумаю, что в ближайшие годы молодые люди будут искать душевного утешени€ именно в христианских храмах. ѕоэтому очень важно суметь их встретить, подробно объ€снить им основы ѕравослави€ї.

7 €нвар€. –ождество ’ристово

¬ светлый день пришестви€ в мир —пасител€ вместе со св€щенником √еоргием и матушкой ћарией мы вновь углубились в историю: в горах префектуры Ќагано мы побывали в деревне, многие элементы жизни которой сохранены в неизменном виде с XVII века.

ѕлотно примыкающие друг к другу дерев€нные здани€, традиционные промыслы в маленьких деревенских домиках, рукотворные каналы из горных речушек, заводи дл€ разведени€ карпов, вырубленные в горах песчаные склоны и ступени Ц путь к множеству небольших участков земли, разбросанных на разных высотах. “акими виделись первым православным св€щенникам более удаленные от центра города и веси японии. √л€д€ на соседствующие друг с другом здани€ жилых домов, магазинчиков, гостиниц, муниципальных залов и даже конюшен, понимаешь, что при малейшем пожаре в японии XIX Ц начала XX века действительно сгорали целые улицы. »менно так часто погибали первые православные храмы и молитвенные дома.

8 €нвар€. ¬озвратившись сегодн€ в —аппоро, все еще продолжаю ощущать себ€ в череде насыщенной событи€ми жизни «ападной епархии и прихода Ќаго€.

„ерез несколько дней из  обэ на семинар в Ќаго€ приедет св€щенник Ќиколай ƒмитриев, чтобы рассказать верующим о канонизации св€тых в –усской ѕравославной ÷еркви. ≈ще несколько недель спуст€ в “окио и ќка€ма состо€тс€ лекции матушки ћарии ћацусима о византийской и русской церковной музыке.

«атем в ќсака пройдет катехизаторский семинар дл€ верующих всей «ападной епархии. ¬о врем€ этого семинара каждый из семи св€щенников епархии ответит на один из вопросов, выбранных по результатам розданной во всех приходах анкеты. ¬ анкете прихожанам предлагалось написать самые непон€тные им вопросы из области литургики, библеистики, катехизиса.

ѕосле в ’анда будет традиционна€ лекци€ »осифа ћики, а в “оЄхаси Ц очередной миссионерский семинар под руководством св€щенника из ќсака отца ƒавида ћидзугути.
ј уже через полтора года в Ќаго€ будет звонить колокол нового величественного собора, способного вместить и всех нынешних, и всех будущих православных христиан этого удивительного прихода.

Ќаго€

ѕутешествие в историю

Галина Бесстремянная

17 апрел€ 2008 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0