ѕреподобный Ўио ћгвимский

Диакон Владимир Василик

ѕреподобный Ўио ћгвимский
ѕреподобный Ўио ћгвимский
¬ четверг сырной недели празднуетс€ пам€ть преподобного Ўио ћгвимского [1]. ≈го житие составил јрсений —апарели [2], и оно представл€ет дл€ нас удивительное назидание о действии благодати Ѕожией в монашеском подвиге.

ѕреподобный Ўио ћгвимский [3] родилс€ в конце V века в јнтиохии в —ирии [4], в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. –одители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Ѕожием, в любви к Ѕогу и люд€м, в усердии к церковным службам и изучении слова Ѕожи€. ¬месте с ним они читали ѕисание.   16 годам Ўио прекрасно изучил —в€щенное ѕисание, молитвы и творени€ отцов ÷еркви. ћногие тексты он знал наизусть. –одители, опаса€сь, что сильное умственное напр€жение может вызвать плохие последстви€ дл€ здоровь€ их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. ќднажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Ўио. ќднако они вн€ли его словам: Ђ то не изучает ѕисани€, тот отдал€етс€ от ÷арстви€ Ќебесного и становитс€ рабом диаволаї. –одители вернули сыну книги, и с тех пор не стесн€ли свободы своего сына.

 огда Ўио было 20 лет, в јнтиохию пришел просветитель антиохийцев св€той »оанн, позднее известный как преподобный »оанн «едазенский. ƒуховное образование преподобный »оанн «едазенский получил в јнтиохии. ≈ще в ранней молодости он прин€л постриг и удалилс€ в пустыню, избега€ мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это врем€ јнтиохийской ÷ерковью управл€л еретический патриарх ѕетр ¬ал€льщик ( нафевс). ¬ пустыне преподобный »оанн прославилс€ подвигами и чудотворени€ми.  огда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть св€того. “огда св€той »оанн счел за благо удалитьс€ подальше от мирской славы и смущени€. ¬месте с особо преданными и духовно опытными учениками он удалилс€ в безлюдное место и, построив кельи, начал вести с ними отшельническую жизнь. ќднако затем он вышел из уединени€ ради пользы верующих и пришел в јнтиохию. ¬стреча с ним поразила Ўио, поскольку преподобный »оанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. ѕреподобный предсказал ему, что он станет Ђотцом дл€ многих отцовї, и призвал его к монашеской жизни. Ўио с радостью откликнулс€ на призыв преподобного »оанна, но бо€лс€ огорчени€ родителей и их противодействи€. ќднако преподобный »оанн предрек ему, что они раньше, чем Ўио, примут монашество. ¬о врем€ литургии, на которой присутствовали Ўио и его родители, были прочитаны слова из ≈вангели€ от Ћуки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. ќпира€сь на них, преподобный Ўио завел со своими родител€ми речь о монашестве. ќни, полага€, что после их пострига сын женитс€, решили удалитьс€ от мира, не жела€ преп€тствовать его семейному счастью. Ќо как только родители Ўио прин€ли постриг, юноша раздал все имение, оставшеес€ от его родителей, Ц часть раздал нищим, часть пожертвовал монастыр€м и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному »оанну, который с радостью прин€л его и облек в иноческую одежду.

ѕреподобный Ўио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного »оанна, так что тот дивилс€ столь сильно действовавшей в нем благодати Ѕожией. „ерез 20 лет после призвани€ преподобному »оанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправитьс€ в страну »верскую (√рузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ќиной в христианство грузин [5], вывести многих из мрака неведени€, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на  авказе в это врем€ распростран€лась монофизитска€ ересь [6]. ѕосле продолжительных молитв преподобный »оанн «едазенский избрал следующих учеников дл€ проповеди в √рузии: јвива Ќекресского, јнтони€ ћарткопского, ƒавида √ареджийского, «енона »калтойского, ‘адде€ —тепанцминдского, »се ÷илканского, »осифа јлавердского, »сидора —амтавнели, ћихаила (ћикаэл€) ”лумбийского, ѕира Ѕретского, —тефана ’ирского и Ўио ћгвимского [7].  огда преподобный »оанн со своими учениками достигли ћцхеты [8], их гостеприимно прин€л католикос ћцхетский Ёвлавий (533Ц544)[9]. »оанн с учениками провели в ћцхете три года, пребыва€ в молитве и проповеду€ слово Ѕожие, а затем взошли на гору «едазени. ѕосле их двухлетнего пребывани€ на горе св€тому »оанну €вилась Ѕожи€ ћатерь с равноапостольной Ќиной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны дл€ проповеди. ѕроснувшись, св€той »оанн собрал учеников, объ€вив им повеление Ѕогородицы и св€той Ќины, и затем призвал их приготовитьс€ отправитьс€ туда, куда каждому из них укажет —ам —в€той ƒух. ћожно провести известную аналогию между этим €влением и ѕ€тидес€тницей, после которой св€тые апостолы разошлись дл€ проповеди в разные страны. —в€той »оанн привел своих учеников к католикосу и попросил у него благословени€ на их гр€дущую проповедь.  атоликос, благословив их и прочитав о них молитву, повелел каждому вз€ть себе в помощь по одному иноку. “олько один св€той Ўио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учител€ благословить его на отшельничество. —в€той »оанн позволил ему это, сказав: Ђ„адо мое! —тупай, куда поведет теб€ —ам √осподь. ћне €вил ¬ладыка наш √осподь »исус ’ристос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Ќо прежде €вись католикосу, получи его благословение, и да будет √осподь с тобой всегда. ќн нигде не оставл€л мен€, смиренного, в борьбе с духом лукавым, ќн будет твоим ѕокровителем и ”тешителем и разрушит за теб€ вс€кое коварство и ухищрение дь€вольскоеї.

ћонастырь Ўио ћгвимского
ћонастырь Ўио ћгвимского
—в€той Ўио, получив также благословение от католикоса Ёвлави€ на пустынножительство, отправилс€ на запад от города ћцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. ќн вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и €довитых змей. Ќо св€тому Ўио это место понравилось, так как оно было как бы нарочно защищено отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского м€тежа. Ќа северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки  уры, св€той Ўио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрытьс€. “ам он поселилс€, не беспоко€сь ни о пище, ни о питье, ни о каком-либо утешении человеческом. ѕо преданию, он провел там 40 дней в посте и молитве, не вкуша€ ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды. ¬ сорокадневном посте он подражал √осподу нашему »исусу ’ристу, поскольку претерпел также искушение от демонов, неоднократно принимавших образ диких зверей и змей, чтобы устрашить его. Ќо св€той Ўио, подобно св€тому јнтонию ≈гипетскому, начальнику пустынножительства, нисколько их не бо€лс€ и однажды вышел из пещеры и обратилс€ к злым духом со словами: Ђќка€нные, разве вы не знаете, что там, где пребывает благодать √осподн€, вы совершенно бессильны? я не страшусь вас и говорю вам именем √оспода нашего »исуса ’риста: отыдите и удалитесь от мен€ все делающие беззакониеї. ѕосле этого он всю ночь пребывал в молитве, а утром был утешен €влением ѕресв€той Ѕогородицы и св€той Ќины со ангелами. ѕресв€та€ Ѕогородица повелела ему питатьс€ тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустын€ наполнитс€ богоносными мужами, которые будут ублажать им€ его вовеки. ѕосле этого преподобный Ўио, подобно св€тому пророку »лии, питалс€ хлебом, который ему приносил голубь.

ћонастырь Ўио ћгвимского
ћонастырь Ўио ћгвимского
„ерез некоторое врем€ к нему присоединилс€ первый ученик. Ёто был царедворец и начальник крепости Ќасдаки по имени ≈вагрий, христианин, воспитанный в благочестии, который вышел на охоту со своими детьми и рабами. ѕерейд€  уру, он направилс€ в сторону, где жил св€той Ўио. ѕриблизившись к месту пребывани€ св€того, он остановилс€, а спутников своих послал выгон€ть дичь. —лед€ за тем, что делали охотники, он заметил голуб€, несущего пищу в клюве и влетающего в пещеру. ≈вагрий запомнил это место. » в следующий раз, когда он охотилс€, повторилось то же самое. “огда ≈вагрий приблизилс€ к пещере. ќн увидел человека, мол€щегос€ на колен€х с воздетыми к небу руками. Ќа его вопрос преподобный Ўио ответил: Ђя странник, хвалю Ѕога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть при€тным Ѕогуї[10]. ≈вагрий воспламенилс€ любовью к Ѕогу и пожелал стать учеником преподобного Ўио и быть вместе с ним. “огда преподобный повелел ему своим жезлом ударить по воде реки и перейти ее[11], а затем раздать все свое имение и вернутьс€ к нему. ≈вагрий c верою и любовью исполнил послушание старца, перешел посуху через реку, раздал имение свое бедным и отошел от мира и родных. —в€той Ўио облачил его в схиму, наставил в монашеской жизни, указал ≈вагрию особую пещеру близ своей и повелел поселитьс€ там и начать свой подвиг борьбы с диаволом. — этого времени им€ св€того Ўио стало известным по всей окрестности. ћногие приходили к нему и вступали в его обитель и принимали ангельский образ, пострига€сь в монашество.  аждый ученик преподобного высекал себе особую, отдельную от других, пещеру близ пещеры преподобного ≈вагри€. —в€той Ўио выходил из своей пещеры к брати€м только по воскресень€м, и то дл€ наставлени€ их, все же прочее врем€ проводил в уединении в пещере. “аким образом, их жизнь сочетала элементы отшельничества и общежити€: жив€ отдельно, монашествующие не лишались наставлени€ старца.

ќднажды св€той Ўио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Ёто происшествие сильно опечалило монаха, ибо он с большим трудом принес воду издалека. √лубоко огорченный, он сто€л над разбитым сосудом и горько плакал. —в€той Ўио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел ангела, сто€щего у скалы и копьем как будто копающего землю дл€ извлечени€ из скалы воды, котора€ и потекла тотчас. —в€той Ўио, обратившись к печальному брату, сказал: ЂЅог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду. ≈е достаточно будет дл€ всей братииї. —ледует отметить, что в данном случае преподобный Ўио уподобл€етс€ пророку ћоисею, который источил дл€ скорбевших и роптавших израильт€н воду из камн€. ќднако здесь мы видим и иное Ц скорбь брата и его смирение, которое получает заслуженную награду. ѕосле этого случа€ 25 братьев монастыр€ могли без вс€кого преп€тстви€ доставать себе воду.

„исло иноков увеличивалось, но храма дл€ общественного богослужени€ у них не было. ќднажды все брать€ собрались к св€тому Ўио и просили у него благословени€ построить у себ€ церковь. Ўио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры, отправилс€ с ними на восток и взошел на вершину близлежащей горы. «десь он встал на колени со всеми своими учениками и долго со слезами молилс€ Ѕогу, прос€ указать место дл€ постройки храма дл€ славослови€ св€того ≈го имени. ѕо окончании молитвы св€той Ўио встал и попросил гор€чих углей. ќн положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем сто€щим инокам подн€ть к небу руки и петь: Ђ ириэ элейсонї (√осподи помилуй). »ноки пели целый час, между тем столп дыма от кур€щегос€ ладана подн€лс€ высоко вверх, затем пошел с востока на запад, к ущелью, где были пещеры иноков, а затем оп€ть подн€лс€ в вышину. Ќа это место устремилс€ преподобный Ўио с учениками, нес€ в левой руке гор€чие угли с ладаном. ѕрид€ туда, они пон€ли, что место это избрал —ам √осподь дл€ построени€ храма во славу имени —воего. ” св€того Ўио два часа курилс€ ладан на руке. «атем, покадив братию, св€той сложил с руки гор€чие угли, вз€л кирку и трижды ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь [12]. ¬скоре после этого ≈вагри€ посетил царь ‘арсман VI (542Ц557), который сильно скорбел об уходе своего верного храброго полководца, некогда по просьбе самого императора ёстиниана усмирившего воинственный народ таскуп. ќднако встреча с преподобным Ўио перевернула сердце цар€: он сн€л свою корону, по€с и пал пред преподобным. “от подн€л его и благословил[13]. ÷арь подарил монастырю четыре деревни и дал денег на строительство храмов.

ѕо окончании строительства храмов ≈вагрий сообщил об этом царю и попросил осв€тить их. ÷арь, в свою очередь, уведомил об этом католикоса ћакари€ (553Ц569) и попросил его с епископами в день ѕ€тидес€тницы собратьс€ в обители св€того Ўио дл€ осв€щени€ церквей. Ќа осв€щение храмов собрались царь ‘арсман VI, католикос ћакарий с епископами, а также св€той »оанн «едазенский со своими учениками. √лавный храм был осв€щен во им€ пророка »оанна ѕредтечи. “оржество длилось неделю. ÷арь и все собравшиес€ просили св€того Ўио, чтобы он прин€л на себ€ сан пресвитера[14]. ќднако Ўио решительно отклонил эту просьбу.

—в€той Ўио совершил множество чудес. ¬ частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, дл€ того чтобы тот пас монастырских ослов. ѕосле посещени€ св€того »оанна «едазенского, желавшего узнать степень духовного совершенства своих учеников, преподобный Ўио решил удалитьс€ в затвор. ќн вз€л благословение своего духовного отца, а также патриарха и попрощалс€ с братией. Ќа прощание он изрек 160 поучений, среди них были следующие: ЂЋюбите нищету, чтобы наследовать вечное блаженство. ѕрезирайте попечение и суету этого мира, чтобы не соблазнитьс€ им. ¬оспитывайте себ€ в изучении —в€щенного ѕисани€, просвещающего ум и сердцеї. «атем он удалилс€ в затвор, где после многих подвигов скончалс€ 9 ма€, получив перед этим напутствие св€тыми дарами от св€щенника, который спустилс€ к нему в €ме на веревке. ƒостаточно скоро Ўио ћгвимский бы прославлен как св€той. Ќыне употребл€ема€ служба ему была составлена в XI веке.

ѕосле смерти преподобного Ўио монастырь быстро стал оживленным центром культурной и религиозной де€тельности и находилс€ под личным патронажем католикосов √рузии. „исло братии временами достигало 2000 человек. ÷арь ƒавид IV —троитель (1089Ц1125) сделал Ўио-ћгвимскую обитель царской и создал “ипикон монастыр€ (1123)[15].

ѕадение единого √рузинского царства и непрекращающиес€ чужеземные вторжени€ привели монастырь в упадок. ѕериод относительного оживлени€ наступил, когда грузинский царь √еоргий VIII (1446Ц1465) предоставил Ўио-ћгвимский монастырь и его земли благородному семейству «евдгинидзе-јмилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы.

ћонастырь был опустошен в 1614Ц1616 годах вторжением персидских войск шаха јббаса I.  н€зь √иви јмилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османы в очередной раз разрушили ее. ћонастырь, восстановленный јмилахвари в 1733 году, был снова разрушен персами менее двух лет спуст€. ¬последствии Ўио-ћгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его храмов обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить свое прошлое значение в духовной жизни √рузии. ѕри советской власти монастырь был закрыт. ѕо некоторым свидетельствам, часть мощей св€того Ўио, хранивша€с€ в монастыре, была сожжена, но одна кость сохранилась[16]. Ќо хот€ монастырь был закрыт, монахи все равно продолжали тайно совершать богослужени€. ¬ насто€щее врем€ в обители вновь возрождена монашеска€ жизнь.

Диакон Владимир Василик

11 феврал€ 2010 года

[1] См. о нем, в частности: Квирила М. Преподобный отец наш Шио Мгвимский и его монастырь. 1902.

[2] Арсений Сапарели – грузинский церковный автор, антимонофизитский полемист. Житие преподобного Шио Мгвимского см. также: Памятники древнегрузинской агиографической литературы / Груз. текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К.С. Кекелидзе. Тбилиси, 1956. Литературу об Арсении Сапарели и его творениях см.: Алексидзе З. Арсений Сапарский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002. С. 439–440. На русский язык житие преподобного Шио перевел Михаил Сабинин. См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви / Сост. Михаил Сабинин. СПб., 1871. С. 91–123.

[3] Имя Шио может восходить к имени Симеон (Шим он) и явиться результатом позднейшего сокращения на грузинской почве.

[4] О ней см.: Михаил Наджим. Сильвестрова Е., Казарян А. Антиохия // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 539–542.

[5] См.: Сабинин Гоброн (Михаил). История Грузинской Церкви до конца VI века. СПб., 1877.

[6] О распространении монофизитства в Грузии см.: Meyendorf John, fr.. Imperial unity and Christian divisions. N.-Y., 1989. P. 102–110.

[7] Примечательно, что в это же время в Эфиопии также проповедовало двенадцать сирийских отцов. Подобный образ проповеди, основанный на примере двенадцати апостолов, стал весьма актуальным для миссионерства VI века.

[8] См.: Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сирийских отцов в Картли // Кекелидзе К. Этюды. Т. 1. С. 82–107 (на груз. яз.).

[9] Скорее всего, он был греком по происхождению. Датировка его правления вызывает определенные споры, поскольку, согласно ряду источников, с 523 по 552 год Грузинской Церковью управлял католикос Савва I, грузин по народности. См., в частности: Марр Н.Я. Исторический очерк Грузинской Церкви с древнейших времен // Церковные ведомости. СПб., 1907. Приложение 5. С. 110–120.

[10] См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 95, 97, 99, 101, 103.

[11] Здесь трудно не увидеть аналогии со святым пророком Елисеем, учеником пророка Илии, который его милотью разделил Иордан (см.: 4 Цар. 2: 14).

[12] См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 107, 110, 112.

[13] Возможно, благословение преподобного Шио несет в себе черты венчального чина: ЂБог Авраама, Исаака и Иакова, избравший Давида, раба Своего, и помазавший его на царство избранному народу Своему, исполнивший Соломона великой мудрости, вооруживший раба Своего Константина знамением святого Креста да благословит царство твое невредимої.

[14] Сан диакона преподобный Шио принял еще в Сирии, в Антиохийской пустыне.

[15] См.: Гоголадзе А., Габидзашвили Э., Чичинадзе Э. Давид IV Строитель // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2007. С. 569–571.

[16] Андрей Фомин. Преподобный Шио Мгвимский // http://www.kurier.lt/?r=13&a=739.

—мотри также
 омментарии читателей
2013-03-14
15:22
¬иктор:
ѕомогите найти сто шестьдес€т поучений —в.Ўио ћгвимского.
2013-01-04
14:35
Ўушаник:
»рине.
ћолитву св. Ўио ћгвимскому можно найти тут в конце его жизнеописани€:
http://www.georgianweb.com/religion/ru/shio.html
2012-07-10
02:05
»рина:
√де можно найти текст тропар€ или молитву св.Ўио ћгмвимскому?
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒалее