Ёлладска€

ћы выбросили наши души на помойку

Ѕеседа с митрополитом ѕавлом —исанионским и —иатистским

ћитрополит —исанионский и —иатистский ѕавел, уроженец ’алкиды Ёвбейской, немало сил отдающий социальному служению, в интервью агентству Ђ–омфеаї высказалс€ о проблемах, волнующих греческое общество и ÷ерковь.

***

Ц ¬ладыка, кризис, с которым мы столкнулись сегодн€, Ц это следствие де€тельности нынешнего правительства, предыдущих правительств или это кризис современной системы (капитализм, глобализаци€)?

Ц ќчевидно, что за сегодн€шний кризис не отвечает нынешн€€ власть. «а него несут ответственность все правительства, которые посчитали, что политика важнее, чем реальные интересы страны. ћы должны признать, что сейчас принимаютс€ меры и внос€тс€ изменени€, которые должны были быть сделаны 20 лет назад.

ѕочему мы не прин€ли этих мер воврем€? ћногие из нынешних политических лидеров в разное врем€ входили в состав правительства. ќдин из министров нынешнего правительства √реции в интервью признает ответственность той политической группы, к которой он принадлежал, за политические действи€.  онечно, огромна€ ответственность лежит на всей системе.  лючевой вопрос: экономика существует дл€ служени€ человеку, или человек существует дл€ служени€ экономике?

„еловек стал безликим винтиком экономики. ¬ этом вина системы, и она огромна. —егодн€ мы уже не говорим о справедливости, мы говорим об интересах, а это упадок и системы, и нашей культуры.

Ц — какими рисками мы сталкиваемс€ сегодн€? —уществует ли план деэллинизации, и если да, то от кого он исходит?

Ц ¬ы видите, как пренебрегают нашей страной? ¬ы видите ее унижение?  онечно, в первую очередь мы несем за это ответственность. ћы дали им право. Ќо эти событи€ вы€вили помыслы многих сердец. —егодн€ делаетс€ попытка сделать нас государством с другим характером.

ƒелаетс€ попытка обесценивани€ и искажени€ нашей истории Ц вот лишь несколько примеров: исключение отечественной истории из школьной программы, нова€ сери€ о революции 1821 года и т.д.; посто€нно унижа€ ÷ерковь, стараютс€ принизить ее роль; уничтожают €зыкЕ ¬се это €вные признаки предпринимаемых усилий.

Ц Ѕлагородны ли намерени€ премьер-министра, и был ли иной политической путь?

Ц я думаю, что намерени€ премьер-министра благородны. ѕремьер-министр не имеет права на провал, и на нем лежит огромна€ ответственность Ц не проиграть. я не могу четко сказать, что возможен и иной путь. Ќо народ чувствует, что брем€ кризиса распредел€етс€ непропорционально. Ќапример, уклонение от налогов €вл€етс€ действием, нанос€щим ущерб и государству, и обществу.

Ц ¬ладыка, стоит ли нам опасатьс€ новых электронных удостоверений личности и почему?  акова ваша позици€ по вопросу о Ђпечати диаволаї, Ђчисле 666ї и вообще о том, что пишетс€ и говоритс€ по поводу штрих-кодов и электронных карточек?

Ц „то касаетс€ электронного удостоверени€ личности, то вопрос в том, что это будет за карточка и что в нее будет занесено. ќдно из основных положений православного богослови€ свидетельствует о том, что человек есть личность, сопричастна€ Ѕогу. ¬се, что попирает человеческую личность и богоданную свободу, Ц неприемлемо.

„ем будет электронна€ карточка? ќбычным документом или средством контрол€ за человеком? ≈сли карточка будет содержать информацию о владельце, которую он не будет знать, то это унижение личности и ущемление человеческой свободы.

≈сли содержаща€с€ там информаци€ будет доступна дл€ владельца, это будет просто удостоверение личности иного образца. —в€щенный —инод нашей ÷еркви запросил у правительства полную информацию по этому вопросу, он потребовал предоставить соответствующий законопроект, чтобы иметь возможность изучить его и со всей ответственностью прин€ть решение.

„то касаетс€ Ђпечати диаволаїЕ ¬сем нам необходимо быть внимательными, чтобы пон€ть, где истина, где преувеличени€, где ошибка. —пешка и бесцеремонность здесь опасны. Ќо все-таки ÷ерковь компетентна высказатьс€ по этому вопросу через свое св€щенноначалие.

—ледует, однако, отметить, что, хот€ государство с сочувствием относитс€ к тем, кто отказываетс€ от службы в армии, у него не наход€т понимани€ те христиане, которые сталкиваютс€ с вещами, неприемлемыми дл€ их совести, пусть даже они преувеличивают масштаб проблемы.

Ц  ак вы считаете, ÷ерковь должна иметь свое Ђполитическое слової? ћожет ли она быть вовлечена в политическую де€тельность?

Ц ÷ерковь имеет —лово (—ына Ѕожи€ и слово Ѕожие), это ÷ерковь Ѕога ∆ивого, и слово, которое она выражает, есть истина —лова Ѕожиего. —лово ÷еркви относитс€ к миру и к человеку.

ѕолитика Ц это жизнь города, жизнь граждан, то есть общественна€ жизнь.

” ÷еркви нет и не должно быть партийного слова. ќно ей не нужно. ѕарти€ Ц это часть, а ÷ерковь Ц это все. —лово ÷еркви соборно. ÷ерковь истолковывает жизнь.

¬ы говорили о политических действи€х. ≈сли вы имеете в виду партийные диспуты, то в них у ÷еркви не может быть слова. ќднако если политические действи€ касаютс€ всего общества, то, безусловно, ÷ерковь должна сказать свое слово.

≈сли, например, государство принимает закон, разрешающий аборты, или закон, разрушающий институт семьи, будет ли несогласие ÷еркви означать политическое вмешательство? ƒавайте будем серьезными. –азговоры о Ђвмешательстве в политикуї имеют лишь одну цель Ц заставить ÷ерковь замолчать. ÷ерковь имеет неотъемлемое право обращатьс€ к пастве, к народу Ѕожиему. Ћюбое иное понимание попахивает тоталитаризмом.

Ц ѕартийны ли архиереи? ≈сли да, то правомерно ли это?

Ц ” архиереев нет причин быть партийными. ѕартийность есть обеднение, отторжение от целого и прилепление к частному. — другой стороны, иное мнение ÷еркви по р€ду вопросов не означает оппозиции. ÷ерковь не создает ни коалиций, ни оппозиций.

ќна уважает правителей, которых народ выбрал исполн€ть какую-либо должность. ќна сотрудничает с ними, если они этого хот€т, и свидетельствует истину, не счита€сь с тем, во что ей это обойдетс€.

Ц ÷ерковь помогает всем, чем может, или она может сделать больше? ћожет быть, де€тельность ÷еркви недостаточно или не совсем правильно освещаетс€?

Ц  огда император попросил у »оанна ћилостивого, патриарха јлександрийского, принести ему все богатство ÷еркви, св€той собрал всех бедн€ков јлександрии, о которых заботилс€ с огромной любовью, почему и был назван ћилостивым, и привел их во дворец, говор€ императору: ЂЁто и есть сокровище ÷ерквиї.

÷ерковь и в эти трудные времена, конечно же, оказывает помощь люд€м. ¬ каждом храме прихожане помогают разными способами: создают добровольческие отр€ды, оказывают финансовую поддержку.

¬ы слышали, что јфинска€ архиепископи€ увеличила в два раза те 10 тыс€ч порций еды, которые она вплоть до сегодн€шнего дн€ раздавала всем нуждающимс€. Ѕез ежедневной заботы ÷еркви в √реции, возможно, произошел бы социальный взрыв.

÷ерковь не заинтересована в освещении своей де€тельности. ≈е дела знают люди, которым она помогает. »ногда она вынуждена говорить о них, но это происходит лишь тогда, когда ее де€тельность злостно оспаривают. ÷ерковь не может говорить о своем служении все врем€.

Ќапример, как она осветит де€тельность св€щенника, который вз€л кредит, чтобы помочь больному, чтобы спасти чей-то дом, чтобы дети не остались выброшенными на улицу или чтобы ребенок продолжил изучать иностранный €зык?

ќчевидно, что этот кредит он выплачивает из своего жаловань€. Ќо об этом нельз€ рассказать, это нельз€ показать.  огда св€щенник чувствует себ€ отцом, тогда он делает все это с любовью и изыскивает всевозможные способы помощи чадам своим. ќсуждающие же легко спекулируют на нуждах людей, но никогда не откроют им свой собственный кошелек.

¬ недавнем своем интервью архиепископ јфинский сказал очень четко, что государство забрало 96% церковного имущества. ќстальные 4%, несмотр€ на окончательные судебные решени€, по которым оно должно принадлежать ÷еркви, государство разными способами преп€тствует использовать. јрхиепископ также за€вил, что он хочет использовать это имущество в социальных программах, и четко обозначил границу, где заканчиваетс€ общественное вмешательство.  то и почему боитс€ ÷еркви, котора€ будет участвовать в общественной жизни во всей полноте?

„то касаетс€ освещени€ де€тельности ÷ерквиЕ  аждый разумный человек знает, что существует организованна€ цепочка дезинформации и искажени€ де€тельности ÷еркви и преувеличени€ вс€кой человеческой ошибки.

Ц ”читываютс€ ли цвет кожи, национальность и религиозна€ принадлежность нуждающихс€ в помощи?

Ц  онечно, нет! » ÷ерковь ежедневно это доказывает своей заботой о каждом человеке, который испытывает нужду.

Ц  акова ваша лична€ позици€ по вопросу о нелегальных иммигрантах и создании барьеров дл€ их притока?

Ц Ётот чрезвычайно т€желое €вление порождено плохой политикой.  аждый нелегальный иммигрант, как и любой человек, это образ Ѕожий. » возможности дл€ помощи им у нас есть. Ёто несправедливость мира вынуждает людей искать такой выход из своего бедственного положени€. Ќо вот вопрос: прибывают ли они к нам сами, или кто-то их направл€ет? ≈сть много вопросов, на которые следует непременно дать ответ, чтобы получить четкое представление о проблеме. я полагаю, что создание барьеров не €вл€етс€ решением. я согласен с озабоченностью митрополита јлександропольского јнфима по этому вопросу.

Ц —кажите, как можно выйти из кризиса?

Ц Ќам необходимы терпение, спокойствие, единство, серьезность, жертвенность, а также надо обсуждать возникающие проблемы. ≈ще нам необходимы трезвые оценки и суждени€ об экономическом положении, и, конечно, нам не нужна заносчивость правителей, а необходимо их понимание, искренность и диалог с ними. Ќам необходимо также прислушиватьс€ к голосам тех, кто оказалс€ в бедственном положении и хочет отсто€ть свои позиции.

¬ажно понимать, что этот кризис в первую очередь духовный и только во вторую Ц экономический. ≈сли мы этого не поймем, тогда точно нам будет проблематично из него выйти. ћы утратили смысл нашей жизни. ћы заключили его в насто€щем, поместили смысл жизни в благополучие и счастье.

ћы забыли чистое слово ’ристово: ЂЌе хлебом единым жив человек, а вс€ким словом, исход€щим из уст Ѕожиихї. » мы стали легкой добычей, проглотив приманку тех, кто нам обещал больше хлеба и благополучи€. ћы отодвинули в сторону Ѕога и истину, и получилось, что преуспели мы только в одном: выбросили человека Ђна помойкуї. Ѕольно смотреть правде в глаза, но без этого мы не спасемс€.

 ак мы живем, какому смыслу жизни служим? ќбожению человека или его замусориванию? ќтвет на этот вопрос Ц выход из тупика. ћы видим, что так называема€ глобализаци€ именно такой Ц замусоренной Ц делает человеческую личность.

¬еликий ƒостоевский поставил дилемму: Ђсвобода или счастье?ї ћы стремились достичь материального благополучи€ Ц и утратили самих себ€.

¬оплощение Ѕога €вл€етс€ мерой ценности человеческой личности. јскеза есть путь свободы, воздержание есть раскрытие сущностного.

я полагаю, что главной причиной нынешнего всеобъемлющего кризиса €вл€етс€ то, что мы выбросили нашу душу на помойку и посчитали это Ђде€ниеї своим достижением. ≈сли мы вновь обретем душу, поставим ее в центр всего, мы сможем вернутьс€ к спасительным истокам.

Перевела с греческого Зинаида Оборнева
Публикуется с сокращениями

www.romfea.gr

9 марта 2011 года

 омментарии читателей
2011-03-14
13:49
јлександр  омаровский:
” св€тых отцов есть мысль: если человек стремитс€ к духовному, то получает духовное и материальное, а если стремитс€ к материальному, то тер€ет и духовное и материальное.
2011-03-12
01:18
¬ладимир.:
"јскеза есть путь свободы, воздержание есть раскрытие сущностного".
1.ћожет перевод неверный. "ƒа аскеза ведет к самопознанию, затем к Ѕогопознанию, истинному Ѕогопознанию - —ущего и Ѕезначального" , но это не путь свободы, а путь   свободе, ибо воздержание, это уже не свобода. ј о еде апостол ѕавел говорит: " едим или не едим, ничего не приобретаем; √осподь есть ƒух, а где ƒух √осподень там свобода", но когда была необходимость, царь ƒавид постилс€, ибо ни человек дл€ поста, а пост дл€ человека. ѕознав себ€, даже познав —ущего и Ѕезначального, не становишьс€ свободным. “олько , когда скажешь мудрости, ты сестра мо€, тогда и обретешь свободу, а начало мудрости —трах Ѕожий. » как аскеза приводит через самопознание к Ѕогопознанию, так и Ѕогопознание приводит к самопознанию.  ак и говорит »саи€: " ћен€ нашли не искавшие ћен€, я открылс€ не вопрошавшим обо ћне".  ак и »оанн Ѕогослов говорит: " вы познали —ущего и Ѕезначального, и вы победили лукавого..."

2011-03-12
01:17
¬ладимир.:
2.ƒа, ты становишьс€ свободным, но в мире скорбны будете. » еще, своего ничего не имеем, потому мы не выбрасываем душу на помойку, она драгоценна пред “ворцом, но Ѕог ќтец каждому дает немощи по силам его, и не мы, а ќн ведет нас —воим промыслом к совершенству, через познание добра и зла. –азве этот мир не помойка, и эта гора с каждым годом растет, но вчера Ђзаконом познавалс€ грех, не знали бы закона, не знали бы грехаї ( ап. ѕавел), а сегодн€ закон Ц грех, а когда живем во грехе, то и не различаем его.  ак же теперь познать что есть зло, а что добро, и где истинна€ свобода, а где ложь. Ќо от печати јнгела писца не укроешьс€, как и от самого себ€. Ѕоротьс€ с Ѕогом, боротьс€ с самим собой, потому и с этим миром не борютс€, и не спасают его, ибо ≈дин —паситель, ибо вс€ вселенна€ ≈го, и все, что и кто наполн€ет ее. Ќо не можешь служить двум √осподам, но сказано —ловом Ѕожиим: Ђ кто ћне служит, тот со ћною и последует, но ни внешние, а внутренние, а Ђделами плоти не оправдаетс€ ни одна плотьї. (ап. ѕавел) ” рабы много сыновей, а у свободной Ц ќдин, а внешний облик , только отражение в тусклом стекле внутреннего. Ѕлагодать —в€того ƒуха с ќтцем и ≈динородным —ыном ≈го со всеми нами. јминь.

2011-03-11
11:58
Ќаталь€:
Ќаверно многие смотрели фильм ћарка «ахарова "”бить дракона"? ‘ильм так себе, но смысл в том что мы не хотим убить дракона в себе. ћы его в себе не видим и не ищем, вокруг нас мол одни монстры и в этом вс€ беда. ј беда в нас самих. ’рани √осподи веру православную!!!
2011-03-10
20:55
—ергей:
прекрасна€ стать€ - очень своевременна и правдива
2011-03-10
15:00
¬ладимир:
»дет война.¬ойна духовна€ - на уничтожение в –оссии (в том
числе —Ќ√) –усской нации, ѕравославной цивилизации.
јктивную роль в этой гр€зной войне принимает телевидение.
√осударственные мужи самоустранились - наблюда€ как население
вымирает - принима€ наркотики, алкоголь,впадает в депрессию -
не име€ работы. ƒруга€ -элита- гектарами захватывает землю -
стро€ на ней "замки". √де «акон где ѕор€док ! √де ¬Ћј—“№ !
√де —”ƒ ! √де ѕ–ј¬ќ—”ƒ»≈ их нет но есть —”ƒ Ѕќ∆»….
2011-03-10
11:26
Ќадежда:
—пасибо!
”важаемый Ёмиль јлексеевич, к чему же ¬ы так приуныли? ѕока живы, можно многое ещЄ с Ѕожьей помощью.Ќадежда
2011-03-10
08:11
Ёмиль јлексеевич √афаров:
¬звешенна€ речь, глубокие глаза, но... всЄ предрешено.
ћир ¬ам
2011-03-10
07:22
јлла:
ѕомоги √осподи высто€ть церкви,прозреть народу.
2011-03-09
20:56
marija:
—Ћј¬ј Ѕќ√” за преданных слуг ≈го учени€. —ами себ€ загнали в тупик. (ѕусть за копейки, но надо трудитьс€) Ќа нас работают "гастролЄры", которым наша страна до фени. Ќе чего удивл€тьс€ качеству. —тали все разгильд€€ми. —пастись можно только “–”ƒќћ. ¬оем всЄ плохо, а что сделали дл€ своей –одины? —вободно захотели жить, вот и помойка и наркотики. » не бо€тс€ Ѕога, что свою душу √”Ѕя“. ¬се виноваты, „”Ў№! “олько сам человек своей судьбы. “ам не везЄт, там ни так, борись и не сдавайс€, Ё“ќ “¬ќя ∆»«Ќ№. Ќе власти будут за теб€ отвечать, “ќЋ№ ќ ты! ∆изнь никогда не была легкой. ¬ јЋџ¬јЋ», ѕќƒ–јЅј“џ¬јЋ» и были счастливыми. ј, вы на ходу млеете —≈ — ѕќƒј¬ј…, а секса не получаетс€, слаб физически.... ¬от и проблемы. ѕ–ј¬»Ћ№Ќќ ћ»“–ќѕќЋ»“ всЄ изложил, ¬џЅ–ќ—»Ћ» ƒ”Ў» на помойку.Ѕ≈—÷≈ЌЌџ…  Ћјƒ Ѕќ∆№≈√ќ —ќ –ќ¬»ўј. (¬ќ“ о чем надо говорить в церквах, что “ј ќ≈ ƒ”Ўј) ƒуша в ответе за всЄ. √ќ—ѕќƒ» дай нашему Ќј–ќƒ” ѕ–ќ«–≈Ќ»≈! —пасибо за прекрасное ѕќ”„≈Ќ»≈. ƒолголети€ и просвещайте, нас глупых чад.„тобы не утонули в жизненном океане.Ѕлагословени€ вам √осподнего.
2011-03-09
18:12
¬ладимир:
Ёх батюшка! «нал бы ты что в –оссии испокон века государство работает только на политику. »ли кого-то пугают или с кем то дружить хот€т, но все во вред народу. ≈сли б не ѕокров Ѕожьей ћатери, великих –оссийских —в€тых, ƒухоносных отец наших, давно бы сгинули.
2011-03-09
14:13
teimuraz:
в √реции то же самое ,что и в –оссии...—лава Ѕогу,что есть еще насто€щие пастыри...
2011-03-09
12:34
е:
—кажите,пожалуйста,где можно прочитать полный текст?
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

«инаида ќборнева

ћитрополит —исанионский и —иатистский ѕавел (»оанну)