Ёлладска€

ЂЌаши политики Ц наши зеркалаї

»нтервью митрополита ѕавла —исанионского и —иатистского

ћитрополит —исанионский и —иатистский ѕавел, один из самых скромных епископов Ёлладской ÷еркви, накануне недавних выборов в √реции дал греческой газете Ђƒемократи€ї интервью, в котором пр€мо и без обин€ков сказал об ответственности политиков в нынешней тупиковой дл€ страны ситуации, признав при этом и ошибки ÷еркви.

***

Ц √реки голосуют. Ќа что вы надеетесь, ¬аше ¬ысокопреосв€щенство?

Ц ≈сли бы мне пришлось загадать желание, оно было бы таким: Ђѕусть никто из тех, кто разрушил страну, не сможет стать депутатомї.

ѕусть Ѕог просветит всех нас, чтобы мы могли сплотитьс€ на пике испытаний.

Ц —трана находитс€ в глубоком кризисе.  то больше всего виноват в этом?

Ц —амую большую ответственность несут власти предержащие, должностные лица, политики.

ѕутешеству€, € слышал много разных интервью и думал, что все эти люди с другой планеты или из другой страны. ќни говорили как наблюдатели, а не как главные виновники развала страны.

ќни говорили о болезн€х, которым не одно дес€тилетие, о реформах и структурных изменени€х, которые нужно было давно сделать, и это раздражает. ’отелось бы спросить всех тех, кто сейчас готов давать рецепты: вы, господа, где были все эти годы? почему не провели этих реформ и этих структурных изменений? –азве не вы были у власти? ѕочему же мы должны поверить, что вы сделаете все это теперь? ¬ы принимаете нас за простаков? ¬ы говорите: ЂЌе будет больше клиентарной системы[1]ї. Ќо разве не вы вскормили эту систему? ¬ы видели, что она разрушает нашу родину, но вы и не подумали противосто€ть этому? –азве не вы несете ответственность за существование этой системы? ј сейчас вы все измените? Ќо как вы это сделаете, если она стала частью вашего мировоззрени€?

„его вы не знали? ћатематики или бухгалтерии? Ќе были знакомы с экономикой страны и по невежеству и некомпетентности совсем ее разрушили? ¬ы не видели или не знали, куда идти?

¬ы знали и видели все это, но ваши самонаде€нность и жажда власти были дл€ вас важнее, чем будущее страны. ¬ы посчитали родину вашей собственностью и наградой за победу на выборах.

ќтветственность за нынешнюю политическую систему несут также и все остальные, то есть народ. ѕотому что мы за них голосовали, а потом еще раз голосовали, хот€ знали, что по стране разливаетс€ зловоние коррупции. ћы голосовали за них, потому что мы похожи на них. ћы голосовали за них, дума€ не о стране, а о своих интересах.

Ќаши политики Ц наши зеркала. ќни бросили нам приманку, и мы проглотили ее.  лиентелизм имеет две стороны: одна Ц это политики, а друга€ Ц мы сами.

Ц ÷ерковь тоже виновата?

Ц ƒа, потому что она не сопротивл€лась, не предупреждала. ќна виновата, так как она подстроилась. ѕотому что часть духовенства и народа подчинилась законам общества потреблени€. ѕотому что забыла о том, что ее образ Ц это осв€щение всего духовенства, а дл€ этого нужен подвиг, аскетизм, отказ от излишеств. ѕочему бы не за€вить во всеуслышание, что смысл жизни не состоит в потреблении и преуспе€нии?

ќна виновата, потому что испугалась тех, кто просил ее не говорить или говорить только хвалебные слова о системе. ќна виновата, потому что она не противодействовала с нужной оперативностью и пр€мотой ложному и греховному поведению своих членов, так что осталось впечатление, что она покрывает их.

Ц ≈сть ли в нашей стране силы, враждебные ÷еркви, и каким образом они действуют?

Ц ƒа, такие силы есть, и теперь они полностью про€вились: дл€ достижени€ своей цели они злобно и враждебно пытаютс€ даже подделать и изменить историю. »м мешает то, что истори€ свидетельствует: ÷ерковь и народ в нашей стране неразрывно св€заны. ’арактерным примером €вл€ютс€ телепередачи об освободительной борьбе 1821 года.

ќни предприн€ли попытки вылить ушат гр€зи на ÷ерковь, чтобы поколебать доверие верующих.

—тарец ѕаисий сказал: Ђ¬с€ гр€зь мира падет на ÷ерковь, так что даже чистый окажетс€ нечистымї. ћы пережили это. Ќо он говорил и так: ЂЌо скоро придет врем€, когда ÷ерковь будет очищена настолько, что даже нечистые станут чистымиї. я думаю, что мы идем к этому.

Ц Ќекоторое врем€ назад вы жестко ответили Ќикосу —ифунакису по поводу заработной платы духовенства, а недавно столь же жестко Ц ћихаилу ’рисохоидису[2] на вопрос об иммигрантах. „то вызвало ваш гнев?

Ц »х высокомерие. »х презрение к люд€м и местным общинам. ќни пытаютс€ скрыть свою несосто€тельность за высокомерием. ќни презирают честный труд простых людей, которые предлагают гораздо больше, чем они.

ќни все вместе несут ответственность за уничтожение страны. ѕотому они и нападают на ÷ерковь и ее членов Ц чтобы скрыть свою несосто€тельность. Ёто и вызвало мой гнев.

Ц  ак вы думаете, ÷ерковь должна более активно вмешиватьс€ во все происход€щее?

Ц я считаю, что ÷ерковь должна быть свидетелем истины во всех ситуаци€х. Ѕогословским словом ÷ерковь трактует событи€ в период кризиса. ќна должна говорить по-пророчески, то есть бескомпромиссно, чтобы поддержать тех, кто страдает.

ѕророческое слово ÷еркви может беспокоить власти предержащие, но в то же врем€ весьма утешать народ Ѕожий, потому что тем самым ÷ерковь показывает, что ее пастыри бд€т и не св€зываютс€ с сильными мира сего. ћесто ÷еркви с потерпевшими, а не с сильными мира сего.

Ц  ак вы помогаете в своей епархии бедным и нуждающимс€?

Ц ¬ нашей епархии, как и во всей ÷еркви, еще задолго до кризиса существовала программа попечени€ о бедных и нуждающихс€. —ейчас работает столова€, котора€ обеспечивает 60 порций еды, и ее количество будет увеличиватьс€.

≈жемес€чно распредел€ютс€ продовольственные пакеты среди многодетных семей и нуждающихс€. ” нас работает вещехранилище, в котором можно бесплатно получить одежду хорошего, если не сказать Ц отличного, качества.

ћы с духовенством организовали службу, котора€ вы€вл€ет те семьи с проблемами, которые стесн€ютс€ обращатьс€ за помощью; мы также плодотворно сотрудничаем с муниципальными власт€ми. ћы хотим, чтобы в епархии не было человека с проблемой, о котором бы мы не знали и с которым бы не были р€дом.

Ц ¬ы с оптимизмом смотрите в будущее или предвидите худшие дни?

Ц   сожалению, € настроен не оптимистично. ¬ ближайшее врем€ будет еще хуже.   тому же € не могу быть оптимистом, когда добиваютс€ наших голосов те, кто привел наш народ к катастрофе. »сключение составл€ют немногие. Ѕыло бы хорошо, если бы € оказалс€ неправ.

Ц Ќациональные вопросы беспоко€т вас сейчас, когда экономика страны обессилена?

Ц я обеспокоен, но не только сейчас Ц € обеспокоен давно. ¬о всех важнейших национальных вопросах (кипрский, македонский, фракийский, событи€ 1955 года в —тамбуле) наши лидеры оказались хуже, чем эти т€желые обсто€тельства.

≈сли кто-то говорил с жител€ми —тамбула, с имбрийцами, с греками диаспоры, которые отча€нно предупреждали о предсто€щих трудност€х, но встречали насмешку Ђлидеровї, он мог почувствовать весь гнев, кип€щий в сердцах этих людей. ≈сли верить тому, что говор€т в нашей диаспоре, хорошо знающей то, о чем говоритс€, € имею все основани€ дл€ беспокойства.

Ц Ќарод в последнее врем€ стал ближе к ÷еркви?

Ц ¬ последнее врем€ люди пон€ли, кто их мать и кто их мачеха, и стали искать сладкую теплоту своей матери, зна€, что она способна на прощение и самопожертвование.

ћен€ впечатлило число верующих, которые в этом году участвовали в пасхальной литургии и причащались, особенно если сравнить с тем, что было в предыдущие годы.

ћен€ потр€сают обычные люди, которые останавливают мен€ на улице, чтобы сказать: Ђ¬ы держите эту страну, чтобы она не разрушиласьї, Ц и под словом Ђвыї они подразумевают ÷ерковь.

Ц ћного раз ÷ерковь раздирали распри и раздоры. ≈сть ли такое сейчас, или все же преобладает единство?

Ц Ќа этот счет существуют разные мнени€, и это естественно, но, думаетс€, раздоров нет.

Интервью с митрополитом Сисанионским и Сиатистским Павелом
перевела с греческого Зинаида Оборнева

Romfea

8 июн€ 2012 года

[1] Клиентарная система (клиентелизм) – функционирование политической системы как иерархии властных кланов, внутри которых господствуют отношения типа Ђклиент-патронї. – Здесь и далее прим. пер.

[2] Упоминаемые корреспондентом лица – высшие правительственные чиновники Греции.

—мотри также:
 омментарии читателей
2015-02-14
21:14
r.bElena:
Dorogii, poka vse budem gresti pod sebe i do sebe, tak i budet.
Kto iz nas po-nastojashemu chesten!?
A chego ja vkaluvat za takuu zarplatu!? Zaychikom v tramvaychike ili v drugom tran-te, polozheno davat desjatinu-Cerkvi, Kto dajot!?
Idjosh i kartina povsemestnaja-dum sigarett s mentolom ili bez mentola, a eto ved rabochee vremja.

Nikto ne podschituval kakoje kol-vo rabochego vremeni kradjotcja u Gosudarstva, rabotodatelja, u sebja. Podpiraja stenki na ulice na perekurah-bolezni, prostuda.
I tak dalee i tomu podobnoje.
Ne mogu inache nazvat kak babje, pomeshano na shubah, mashinah i prestizhnuh muzhjah.
Nu chto chto on zhenat, no ja ved lublu jego i jego kosheljok
Ah on politik on vhozh v "drugoy mir"!
Zhalobu na izmenu, dorogii, on ved kuvurkajetsja ne odin, a s kem-to iz nas!!!!!!!!!!!!!!

Gospodi day nam milost i blagoslovlenie uvidet vse svoii "brevna"
2012-07-04
13:26
јнтип:
¬ –оссии дела обсто€т значительно хуже, чем в √реции, т.к. коррумпированы самые высокие должностные лица, включа€ главу государства. “е, кто прав€т –оссией уже несколько дес€тилетий - не росси€не по духу, в них нет ни капли патриотизма, ни капли любви к своей родине и к своему народу. Ёто не те русские, которых знает весь мир. Ѕолее того, большинство власть предержащих - это преступники, и их место в тюрьме, но т.к. здесь клиентарна€ система, то просто некому их туда отправить (даже иски не берутс€ в рассмотрение карманными судами, либо предвз€то признаютс€ несосто€тельными). –оссийских политиков поддерживают материально из-за рубежа, им дают богатство и власть, чтобы они разрушали –оссию. » они это делают с большим успехом. » если верховное духовенство не позвол€ет себе публично обличать российскую элиту, то р€довое св€щенство не скрывает своего негативного отношени€ к ней. Ќо это отношение тщательно замалчиваетс€ ручными дл€ власти —ћ». ќткрыто и последовательно с критикой власти и конкретными предложени€ми выступают только коммунисты, которые, име€ мужество, преодолели противоречи€ с ѕравославной ÷ерковью и признали еЄ главным нравственным вдохновителем общества.
2012-06-14
14:43
¬адим:
—тоит внести поправку в примечание 1.

 лиентилизм в данном случае (в греческом понимании) это не только "функционирование политической системы как иерархии властных кланов, внутри которых господствуют отношени€ типа Ђклиент-патронї".

 лиентилизм - это не только кланов-родственные св€зи. Ёто еще и система при которой сторонники партий, победившей на выборах данного уровн€ (местных, региональных или общегосударственных) получают потом преференции (доходные места, заказы, денежные выплаты ) за государственный счет.

¬ √реции это дес€тилети€ми получало большинство населени€ страны (кто опосредованно, через участие в мелком семейном бизнесе, где в той или иной степени зан€то большинство греческого населени€), кто непосредственно (в виде пр€мых государственных выплат и т.д., которыми побуждали голосовать за ту или иную партию).

»менно об этом в дальнейшем говорит владыка, когда произносит "ћы голосовали за них, дума€ не о стране, а о своих интересах".
2012-06-12
20:51
ёрий:
"ћесто ÷еркви с потерпевшими, а не с сильными мира сего" замечательные слова!
2012-06-12
01:18
јлександр:
ƒа, друзь€... „итаешь - будто про –оссию разговор идЄт. ’рани вас √осподи.
2012-06-11
19:02
¬адим:
я голосовал за ѕутина только потому, что архимандрит “ихон (Ўевкунов) на встрече со студентами ѕ—“√” сказал, что он православный, что он "причащаетс€ и исповедуетс€ несколько раз в году". я верю в пока€ние, так как и сам грешник. Ќо раз √осподь нас терпит, значит и "мы оставл€ем должникам нашим..." ’от€ все, что написано в статье на 200% про –оссию и ее высшую администрацию, включа€ церковную.
2012-06-10
21:36
marija:
¬сЄ зависит от нас, от людей. Ќам уже все растолковали как ќѕј—Ќќ играют политики. »х интересует одно Ќј∆»¬ј и больше ничего. » неважно каким это путЄм всЄ достаЄтс€. ” них всЄ поставлено на коррупции.
ј нам надо —Ћ≈ƒќ¬ј“№ законам ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»я. Ќе требовать от власти наживы, добавки. Ќадо помнить, что жить надо на свои заработанные. » по ћ»“»Ќ√јћ не ходить. ћы не даЄм мирно жить своей –одине.  огда научимс€ любить свою страну и себ€. ¬—® в Ё“ќ… жизни не схватишь. «арабатыва€ деньги тер€ешь здоровье.
Ќе зр€ гласит поговорка; ƒ≈Ќ№√» «Ћќ. » кредиты и подачки с запада - эта кабала.
Ќадо жить по заповед€м и не будет проблем. ’рани всех √осподь.
2012-06-10
12:48
ќльга:
ѕочему вы говорите только о –оссии или о √реции? » к ”краине все, сказанное ¬ладыкой ѕавлом относитс€, и к —Ўј. »ли вы думаете, там нет коррупции? ƒанное интервью, хотел того ¬ладыка ћитрополит или нет, это плач по падшему человечеству. » все беда в том, что с каждым днем мы падаем все ниже и ниже. ≈сть ли дно у этой пропасти? ќдна надежда на милость Ѕожию.
2012-06-09
15:45
ћаковский  онстантин:
¬сем нравилось жить за счЄт кредитов из ≈вропы, не задумыва€сь, что их придЄтс€ возвращать. ј теперь поиск крайних - политики такие, политики с€кие.  огда люди голосовали за сладкие обещани€ политиков то показывали свой духовный уровень, о котором должна была печьс€ Ёлладска€ церковь.
2012-06-09
14:03
≈лена:
¬се сказанное митрополитом ѕавлом - о √реции. ¬озможно, существует много похожего между политиками обеих стран. Ќо в √реции дела обсто€т намного хуже, чем в –оссии, т.к. коррумпированы самые высокие дожностные лица, включа€ главу государства. “е, кто прав€т √рецией уже несколько дес€тилетий - не греки по духу, в них нет ни капли патриотизма, ни капли любви к своей родине и к своему народу. Ёто не те греки, которых знает весь мир. Ѕолее того, большинство власть предержащих - это преступники, и их место в тюрьме, но т.к. здесь клиентарна€ система, то просто некому их туда отправить( хот€ иски подаютс€ и даже одобрены јреопагом (¬ерховным судом) к рассмотрению в парламенте). √реческих политиков поддерживают материально из-за рубежа, им дают богатство и власть, чтобы они разрушали √рецию. » они это делают с большим успехом. —егодн€шнюю √рецию нужно скорее сравнивать не с современной –оссией, а с –оссией начала 20 века. Ёто взгл€д изнутри √реции.
2012-06-09
10:11
≈вгений:
»менно зловоние коррупции и обеспечивает целостность нашей страны сейчас. ƒо тех пор, пока за целостность страны отвечают элиты коррупции не избежать. „тобы избавитьс€ от коррупции необходимо русское население превратить в народ. ј произойдет это тогда, когда по€в€тс€ любовь и уважение к ближнему, только потому, что он соотечественник. ѕроповедовать соборность - дело церкви.
2012-06-09
08:32
»ван:
¬раги ѕравослави€ очень умело пользуютс€ нашими грехами."¬озьмите щит веры..."-это и к нам относитс€. “€жело боротьс€ с нечестью, а куда денешьс€, не посрамим, ѕравославные, пам€ти наших лучших предков!
2012-06-08
22:44
—танислав:
—лава Ѕогу что в √реции есть такое св€щенство! ¬се что здесь написано напр€мую относитс€ и к нашей стране. ∆аль что у нас в стране не слышно слов правды о современных реали€х от самих св€щенников.
2012-06-08
20:38
ћарина (ћосква):
я так и не пон€ла: это о √реции или о –оссии?
2012-06-08
17:34
elena:
мы следующие.. ѕосле —ербии и √реции...
2012-06-08
17:28
ƒмитрий:
ќчень верные слова..
2012-06-08
17:17
Ќиколай :


—деланные в интервью оценки надо применить и к нашей стране.
"ѕотому что мы за них голосовали, а потом еще раз голосовали, хот€ знали, что по стране разливаетс€ зловоние коррупции".
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

«инаида ќборнева

ћитрополит —исанионский и —иатистский ѕавел (»оанну)