Константинопольская

Преподобный Серафим с горы Домва

Память 6 / 19 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святой Серафим родился в 1527 году в маленьком беотийском селе. С самого раннего детства он проявил замечательные способности к подвижнической жизни. Под руководством сельского священника он усердно и прилежно изучал Священное Писание и жития святых.

Вскоре Серафим решил подражать святым и вести монашескую жизнь в маленьком заброшенном монастыре, посвященном святому пророку Илии, находившемся недалеко от его дома. Шесть месяцев он жил в пещере, соблюдая аскетические правила жизни. Но частые посещения родителей смущали его, и ему пришлось уйти в монастырь Преображения Господня на горе Сагмата, между Фивами и Эвбеем.

Там он мужественно нес самые трудные подвиги, и прежде всего подвиг безропотного послушания братии. Видя скорые успехи Серафима, игумен облек его в монашеские одежды и, несмотря на его смиренное сопротивление, рукоположил в диакона, а затем в священника. Чувствуя великую ответственность перед святой Церковью, Серафим стал еще больше поститься, молиться и бодрствовать, чтобы быть достойным своего имени и жить на земле подобно ангелу.

Через десять лет Серафим пожелал скрыться от славы, которую снискал добродетелями, и получил от игумена благословение приступить к безмолвной жизни. Он долго шел пешком и наконец дошел до холма под названием Домва, западнее горы Геликон, в Левадской области. Подвижник построил часовню и кельи, в которых вскоре собралось несколько учеников. Святой Серафим жил здесь десять лет, уподобляясь небесным силам и наставляя учеников и жителей страны. Он сумел обратить албанские семьи, жившие разбоем и кражами, и привел их на путь спасения. Для населения святой Серафим стал врачом душ и телес. Множество людей приходили к нему за утешением. Огорченный своей известностью, святой ушел жить на северо-западный склон Геликона, в двух часах ходьбы от прежнего места.

Подвизаясь на этом месте, словно пророк Илия на горе Кармил, он услышал глас Господень, повелевающий ему оставить уединение и создать монастырь. Повинуясь указанию, Серафим собрал учеников, которых некогда оставил, и начал строительство монастыря. Но во время работ Пресвятая Богородица явилась ему и приказала оставить строительство, ибо место было неподходящим, и вновь начать его в селе Домва.

Проявив свое обычное послушание, святой Серафим сообщил жителям села, которых он в свое время обратил в христианство, что им придется переселиться, но все убытки будут возмещены. Затем он отправился в столицу получить от Константинопольского патриарха разрешение на создание ставропигиального монастыря, посвященного Спасителю.

По наущению диавола завистливые люди донесли на святого Серафима турецкому губернатору Левадии, и тот послал своих воинов в монастырь. Они оскорбляли святого и жестоко – почти до полусмерти – избили его, нанося удары в основном по голове, а затем повели к губернатору, продолжая по дороге истязать. Но хотя стражники были безжалостны к святому, он, когда их стала мучить жажда, извел из земли источник, чтобы они смогли напиться. В благодарность за это стражники отпустили его.

Работы по строительству монастыря благополучно окончились. Многие собирались вокруг святого, желая разделить с ним монашескую жизнь, так что монастырь вскоре наполнился. Также многие обосновывались вокруг, в пустынях, под духовным руководством святого Серафима. Многие миряне, слыша о чудесах человека Божия, приходили к нему за исцелением, особенно бесноватые, которых он освобождал от злых духов постом и молитвой, как велел Господь Бог (см.: Мф. 17: 21).

Через три года после окончания строительства святой Серафим, предчувствуя близкую смерть, собрал учеников и передал им последние наставления о монашеской жизни и молитве, которая является дверью, ведущей в Царство Небесное. 6 мая 1602 года в возрасте 75 лет он мирно преставился.

При жизни святой Серафим несколько раз отгонял молитвой саранчу, угрожавшую посевам, причем принадлежащим не только монастырю и его соседям, но также и жителям Афин. Поэтому после смерти его святые мощи часто служили защитой против этого бедствия. Во времена турецкого владычества монастырь святого Серафима чудесным образом был избавлен от грабежей, несмотря на многочисленные попытки захватчиков. Святой Серафим являлся им, и турки в страхе бежали.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


19 мая 2012 года


    Ваш комментарий

    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

    Ваш комментарий:
    Ваше имя:
    Ваш e-mail:
    (опубликован не будет)
    Введите число,
    напечатанное
    на картинке:


    Трансляция в формате RSS 2.0