–умынска€

Ѕрати€, храните любовь!

ѕродолжаем знакомить читателей с неисчерпаемой сокровищницей румынского ѕравослави€. —ледующий в галерее великих румынских духовников и подвижников благочести€ ’’ века Ц афонский старец ƒионисий (»гнат; 1909Ц2004), широко известный во всем Ц не только православном Ц мире. ƒадим слово насто€телю ¬атопедского монастыр€ архимандриту ≈фрему Ц тому самому глубоко почитаемому архимандриту ≈фрему, об освобождении которого из заключени€ гор€чо молилс€ весь православный мир, и –осси€ в том числе.

јрхимандрит ≈фрем ¬атопедский о старце ƒионисии (»гнате)

ќтец ƒионисий (»гнат)
ќтец ƒионисий (»гнат)
Е¬с€кий раз, когда по€вл€ютс€ рассказы очевидцев о современных благодатных старцах, мы преисполн€емс€ радостью. “акие свидетельства Ц опора и укрепление дл€ каждого христианина, в особенности дл€ нас, монахов последних времен; Ѕог дарует нам их, чтобы показать, что подобные нам люди, жившие в тот же самый век злобы, греха и немощи человеческого естества, что и мы, пришли в меру св€тости.

“ем более мен€ радует теперь издание душеполезных слов[1] отца ƒиониси€ из  олчу, которые впервые выход€т в свет, потому что батюшку € знал лично Ц € и многие монахи нашего монастыр€, Ц и всех нас несколько лет утешало его присутствие в одной из келий, принадлежащих ¬атопедской лавре. ѕосле его преселени€ к лику небесных преподобных пришел час предложить эту Ђдрагоценную жемчужинуї (ћф. 13: 46) всему собору ÷еркви и благодати его слов сойти в сердца всех, кто склонит голову над этими страницами в смирении и духовном разумении.

ќтец ƒионисий пришел на —в€тую √ору в 1926 году в возрасте 17 лет. ≈го монашеска€ жизнь с самого начала в такой мере была сопр€жена с бедностью, теснотой, трудами и искушени€ми, какую мы сегодн€ с трудом можем себе представить. ¬ келью скита  олчу, посв€щенную св€тому √еоргию, он переселилс€ в 1937 году и до самого своего отшестви€ ко √осподу, почти 70 лет, в терпении и жажде безмолви€ пребывал в смиренном помещении площадью всего в 5 квадратных метров. “ам, однако, он познал ’риста и пон€л неложно, что, как говорил старец »осиф »сихаст, в конце терпени€, когда исчезает вс€кое утешение человеческое, в сердце нисходит сладость Ѕожественного утешени€.

—тарец не был образованным человеком, но имел богатые духовные познани€, или, иначе говор€, он вкусил благодати ƒуха —в€того. ≈го слова были просты, как, впрочем, и сам он, но когда он говорил, тот, кто имел уши слышать (см.: ћф. 11: 15), таинственным образом проникалс€ уверенностью, что через него говорит само ѕредание ÷еркви. ≈му подошли бы слова св€того апостола ѕавла: Ђ» слово мое, и проповедь мо€ не в убедительных словах человеческой мудрости, но в €влении ƒуха и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Ѕожиейї (1  ор. 2: 4Ц5).

Ѕатюшка всел€л мир в сердце каждого, кто стучалс€ в дверь его кельи. –умыны, греки, русские, болгары и другие, приезжавшие из самых неожиданных уголков мира, мир€не и монахи, получали ответы на свои самые глубинные, экзистенциальные вопросы, получали совет и помощь в том, как познать глубины своего сердца, обретали покой. —тарец не уподобл€лс€ мудрецам Ђмира сегої и не имел, собственно говор€, Ђучени€ї как такового, он говорил по потребности каждого. ќднако, каким знали и понимали его мы, у нас в сердце отложились три вещи, которые он словом ли, жизнью ли своей деликатно предлагал перед теми, кто приходил к нему в жажде услышать Ђглаголы жизни вечнойї (»н. 6: 68); и эти три суть следующие: послушание, терпение в скорб€х и смиренномудрие.

ќтец ƒионисий говорил нам, таким образом, о послушании. ѕослушание монаха Ц это не просто дисциплина или черствое установление и не воинское подчинение.  винтэссенци€ его подвига заключаетс€ в том, чтобы пытатьс€ вникнуть в дух старца и усвоить его себе, зна€, что только так, отсека€ собственную волю и исполн€€ волю своего духовного отца, он познает на самом деле волю Ѕожию.

Ѕатюшка часто говорил нам, что когда он совсем юным пришел на —в€тую √ору, он училс€ тому, чтобы всегда воспринимать слово старца как слово Ѕожие, не допытыва€сь и не став€ его под сомнение. ”чась этому образу монашеской жизни, он достиг того, что чувствовал такую полноту в душе, что во всю свою жизнь не просил дл€ себ€ ничего Ц потому что всегда чувствовал себ€ в довольстве.

» действительно, отец ƒионисий был живым воплощением духовных плодов послушани€ Ц это был человек благодати Ѕожией, то было само присутствие —в€того ƒуха; ты целовал ему руку, и он издавал благоухание; ты смотрел на него и видел на его лице внутренний мир и надежду; приближалс€ к нему и побеждалс€ радостью. » ты понимал, что насто€ща€ радость не зависит от внешних вещей, и она Ц не психологическое состо€ние, а нечто чисто духовное, внутреннее, то, чего человек достигает тогда, когда в послушании живет жизнью ƒуха —в€того.

Ѕатюшка говорил нам, далее, о терпении в скорб€х. „еловек, возлюбивший Ѕога, любит и брать на себ€ ≈го  рест. —в€той апостол ѕавел говорит: Ђя сорасп€лс€ ’ристу, и уже не € живу, но живет во мне ’ристосї (√алл. 2: 20). “аким образом, чтобы ст€жать ’риста внутри себ€, об€зательно нужно пройти через  рест. ѕоэтому люди преуспевшие, ощущающие благодать ƒуха —в€того и наход€щиес€ в непрестанном общении с Ѕогом, не ропщут, сколько бы скорбей им ни встретилось, не волнуютс€, не гневаютс€, потому что во всем, по слову аввы ѕимена, возвергают вину на себ€ и ожидают искушени€ до конца жизни[2].

ќтец ƒионисий и архимандрит ≈фрем
ќтец ƒионисий и архимандрит ≈фрем
ќтец ƒионисий тоже прошел через множество вс€ческих искушений, в которых его деликатна€ душа надломилась бы, если бы он в сердце своем действительно не носил ’риста. » именно потому, что он был человеком духовной жизни, проходившим подвиг монашества в великой строгости, Ѕог даровал ему сполна нести ≈го  рест: попустил, чтобы почти дес€ть последних лет жизни он провел в слепоте. Ѕатюшка часто говорил мне: Ђƒл€ мен€ все тьмаї. ќн, таким образом, не мог видеть естественного света, но непрестанно причащалс€ —вета нетварного и, просвещаемый ƒухом —в€тым, знал, что это испытание незр€честью в действительности €вл€етс€ Ѕожественным благословением.

Ќо в первую очередь, однако, батюшка говорил нам о смирении. » оно, думаю, €вл€лось сутью его духовного облика, тем самым важным уроком, который он преподал всем нам, любившим и почитавшим его.

—егодн€ людьми движут гордость и эгоцентризм, а смирение многие считают неадаптированностью или же комплексом неполноценности. ¬ основании каждого нашего дела лежит наше гордое Ђ€ї, и из-за него мы не можем преуспевать, мы не можем любить и не находим себе поко€. ’ристос €сно указывает нам путь исцелени€: ЂЌаучитесь от ћен€, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашимї (ћф. 11: 29).

 ак в жизни каждого человека есть такие вещи, которые он однажды слышит и уже не забывает никогда больше, так и € вспоминаю одно слово отца ƒиониси€, слово простое, но сильное и глубокое: Ђ—миренномудрие Ц это основание всей подвижнической жизни. —колько бы добрых дел ты ни совершил, но без смиренномудри€ все они напрасны. —мирение Ц это оде€ние Ѕожества, как говорит св€той »саак —иринї[3].

 огда человек облачаетс€ в него, он ощущает внутри себ€ покой, а душевный покой, как его понимают св€тые отцы, Ц это не психологическое спокойствие и не романтически-сентиментальное состо€ние, а благоустроение внутренних духовных сил человека благодатью ƒуха —в€того.

√л€д€ на отца ƒиониси€, ты был уверен, что он знает и переживает это. ¬се в его существе дышало смиренномудрием: лицо светлое, улыбка тепла€, слово кроткое и назидательное, деликатность, радость и простота, то, как он скрывал свои подвиги и монашеское делание, Ц одним словом, его духовное благородство. –едко мне доводилось видеть человека более благородного, чем отец ƒионисий.

≈го ученики, издающие эту книгу, решили сами не писать о батюшке, а предоставить слово ему самому, чтобы он говорил, как делал это без устали на прот€жении стольких лет перед столькими людьми, искавшими в его келье слова на пользу души.

„итатель, желающий увидеть на этих страницах шедевры риторики, оригинальные аргументы человеческой мудрости, будет разочарован.  ак каждый истинный старец, отец ƒионисий не говорит чего-нибудь нового, чего бы не сказали уже св€тые отцы. ќн не говорит и Ђчарующеї, суд€ по-человечески. Ќо в его словах больше силы, чем в целых трактатах по богословию, поскольку они пережиты, поскольку они родились из пота и слез подвигов Ц что действительно редкость среди нынешних людей, мир€не ли они или монахи.

 то положит себе на сердце его слова и будет старатьс€ следовать им, тот только приобретет; он поймет, что за их простотой скрываетс€ ѕуть, »стина и ∆изнь Ц —ам ’ристос, сошедший в сердце одного прекрасного старца со —в€той горы јфон.



[1] –ечь идет о книге ЂStareţul Dionisie, duhovnicul de la Sfântul Munte Athosї (—тарец ƒионисий, духовник со —в€той √оры јфон). Editura Prodromos, 2009.

[2] —м.: ƒостопам€тные сказани€ о подвижничестве св€тых и блаженных отцов. √л. 87: ќб аввее ѕимене. І 125. ћ., 2009. —. 259.

[3] »саак —ирин, преподобный. —лова подвижнические. —лово 53. ћ., 2006. —. 364.

ѕеревела с румынского «инаида ѕейкова

Архимандрит Ефрем

Razbointrucuvant.ro

20 июл€ 2012 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2012-08-20
11:58
“ать€на:
—пасибо!
2012-07-21
19:56
јнна —.:
Ѕлагодарю вас. —паси √осподи!
2012-07-20
20:18
ћари€:
Ѕольшое спасибо! ќбраз дышит. Ёто просто неоценимо, такие воспоминани€.
2012-07-20
18:36
раб Ѕожий ѕавел:
—паси √осподи Ѕоже!
—пасибо вам за столь добрые и душеспасительные слова!
2012-07-20
13:51
≈вгени€:
Ѕлагодарим √оспода »исуса ’риста, ѕречистую ≈го ћатерь и вас отче ≈фреме за за ту радость и смиренномудрие, которой пронизана стать€ об старце отце ƒионисии, и которые помогли вам перенести в недавнем времени скорби. –адуемс€ вместе с вами и ждем ваших статей. —паси √осподи.
2012-07-20
02:42
Kat:
Ochen horoshaja Statja! Spasibo. Hrani vas Gospod!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: