онстантинопольска€

Ѕегство —в€того —емейства в ≈гипет

ѕам€ть 26 декабр€ / 8 €нвар€

Ѕегство —в€того —емейства в ≈гипет
Ѕегство —в€того —емейства в ≈гипет
ѕосле того как волхвы покинули ¬ифлеем, »осифу вновь €вилс€ јнгел √осподень и открыл, что царь »род отдал воинам приказ найти и убить »исуса. ѕосланник Ѕожий повелел »осифу: Ђ¬стань, возьми ћладенца и ћатерь ≈го, и беги в ≈гипетї (ћф. 2: 13)[1]. Ќе мешка€, »осиф собрал свой небольшой скарб и, усадив ћарию с ћладенцем верхом на осла, той же ночью пустилс€ в долгий и нелегкий путь[2] к пределам ≈гипта, где издавна находили прибежище гонимые сыны »зраил€[3].

 онечно же, по Ѕожеству —воему —паситель не мог страшитьс€ ни воинов »рода, ни какой-либо иной силы на свете. ќднако, восприн€в по —воем воплощении человеческую природу с ее слабостью и непрочностью, ќн желал сокрыть до поры —вою власть и силу от человеческих глаз, не соверша€ €вных чудес вплоть до начала —воего земного служени€ Ц в день крещени€ »оанном ѕредтечей. явл€€ нам образец смирени€ и самоотречени€, √осподь несметного небесного воинства, “от,  то сотворил небо и землю, спасаетс€ ныне бегством от лица гроз€щей ≈му опасности, ограждаемый от всех превратностей долгого пути лишь объ€ти€ми ѕресв€той ћатери. “ем самым √осподь показал, что сделалс€ человеком поистине, а не по видимости только, как утверждали впоследствии некоторые ересиархи. — самого начала —воей земной жизни ’ристос не только претерпевал голод, жажду, холод и прочие испытани€, которым подвержена наша смертна€ плоть, но был преследуем и гоним, дабы подать пример —воим будущим ученикам, науча€ апостолов с радостью переносить все невзгоды, ожидающие их в этой жизни.

ћестом —воего изгнани€ √осподь не случайно избрал ≈гипет Ц символ страдани€ и греха[4], страну фараона, олицетвор€вшего в ветхозаветной традиции бесовские силы, родину всевозможных суеверий и идолослужени€. “ак было исполнено пророчество, гласившее: ЂяЕ из ≈гипта вызвал сына ћоегої (ќс. 11: 1). √осподь указал нам, пока еще не€вно, что ќн пришел в мир, дабы положить конец €зыческому идолослужению и привести всех людей к познанию истины.

 ак гласит легенда[5], на пути ћладенца »исуса в ≈гипет неразумна€ тварь узнавала в Ќем “ого,  ого не смогли увидеть ослепленные страст€ми люди, и славила родившегос€ в человеческом обличье “ворца. —уществует рассказ о том, что —в€тое —емейство сопровождали по дороге львы, которые сделались кроткими, как агнцы, резвились возле ног »осифа и ћарии и играли с их домашними животными, во исполнение пророчества: Ђ¬олк и €гненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть соломуї (»с. 65: 25). ќднажды Ѕогомладенец велел пальме наклонитьс€ к земле и принести Ѕогородице свои плоды.  огда же по слову »исуса дерево вновь выпр€милось, из-под его корней забили родники с чистой водой, позвол€€ путникам утолить жажду. ¬се творение, окружавшее —в€тое —емейство, возвращалось, таким образом, в первоначальное райское состо€ние, прообразу€ сотворение новой земли.

ѕрибыв в √ермополь, в место под названием —атина, »исус и его родители подошли к большому €зыческому храму, где находились 365 идолов: по одному на каждый день года.  ак только ѕресв€та€ Ѕогородица с ћладенцем ’ристом на руках переступила порог капища, присутствие “ого,  то есть путь, истина и жизнь, повергло наземь всех сто€вших там кумиров и сокрушило их, по слову пророка: Ђ¬от, √осподь восседит на облаке легком, и гр€дет в ≈гипет. » потр€сутс€ от лица ≈го идолы египетские, и сердце ≈гипта растает в немї (»с. 19: 1).

ѕробыв некоторое врем€ в ≈гипте[6] , »осиф, извещенный ангелом о смерти »рода, получил от него повеление возвратитьс€ в землю »зраилеву (см.: ћф. 2: 19Ц20). —в€тое —емейство миновало ¬ифлеем, располагавшийс€ слишком близко от »ерусалима, где правил теперь јрхелай, жестокий и вероломный сын »рода. »осиф получил во сне откровение идти в √алилею. “ам он поселилс€ в небольшом городке Ќазарете, Ђда сбудетс€ реченное через пророков, что ќн Ќазореем наречетс€ї (ћф. 2: 23).



[1] Ётот эпизод, в ≈вангелии от ћатфе€ следующий сразу вслед за рассказом о рождении ’риста и поклонении волхвов, должен был произойти, по меньшей мере, 40 дн€ми позднее, после принесени€ ћладенца »исуса в »ерусалимский ’рам, о чем повествует св. ап. Ћука (см.: Ћк. 2: 22Ц38).

[2] ѕам€ть бегства ѕресв€той Ѕогородицы в ≈гипет содержитс€ в византийских —инаксар€х. ¬ ћес€цеслов –усской ѕравославной ÷еркви данна€ пам€ть не включена.

[3] —м. повествование о патриархе »осифе: Ѕыт. 37 и далее. “ам же нашел убежище »еровоам (см.: 3 ÷ар. 11: 40). ¬ то врем€ в ≈гипте проживало около миллиона евреев.

[4] “акое толкование мы обычно находим у св€тых отцов.

[5] ќна изложена в апокрифическом Ђ≈вангелии от ћатфе€ї.

[6] ѕребывание —в€того семейства в ≈гипте длилось, по различным толковани€м, от неполных двух до п€ти лет.

8 €нвар€ 2013 года

 омментарии читателей
2013-01-09
00:38
јлександр:
ќчень интересно, спасибо!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


“рансл€ци€ в формате RSS 2.0