Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ПРЕССА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Пресса
 

«Вот такие христиане в Москве»

Такого капризные ценители музыки в Нью-Йорке услышать не ожидали. В город приехал хор московского Сретенского монастыря.

Как оказалось, коллектив прибыл в Нью-Йорк совсем не для концертов, а для участия в церковных службах, посвященных объединению Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. На этих службах в небольших, переполненных людьми из России православных церквях Нью-Йорка, естественно, далеко не всем ценителям музыки удалось побывать. Но один концерт все же состоялся – в одном из самых престижных залов Америки – Линкольн-центре.

Время для концерта было выбрано самое что ни на есть скверное: после праздничных дней 4 сентября, почти за месяц до открытия сезона. Но, казалось, 42-м молодым людям из хора Сретенского монастыря было все равно: петь ли перед полным залом или из чистого удовольствия для самих себя. Во всяком случае, такое впечатление возникало во время концерта. И все же зал был не просто переполнен: стулья выставили даже на сцену, а спекулянты продавали тридцатидолларовые билеты по 250 за штуку.

Сретенский монастырь находится в самом центре Москвы, ему 600 лет, и возрождаться он начал 15 лет назад. В хоре, как нам рассказали, участвуют и монахи, и студенты Сретенской семинарии, и прихожане монастыря. Но в Америку приехали только студенты и миряне. Монахи предпочли остаться в Москве.

Признаться, впечатления, полученные и мною, и тремя тысячами зрителей, собравшихся в Линкольн-центре, потрясающие. Сначала хор исполнил четыре церковных песнопения, написанных в разные времена: от очень древних до сравнительно современных. Слаженность и мощь чувствовались в их исполнении. Но не только это. Еще и то, что, возможно, могут вполне понять только верующие люди. Для нас же, грешных, это «что-то», наверное, останется загадкой.

Несколько неожиданным было то, что после церковных песнопений зал взрывался аплодисментами. Насколько известно, при исполнении такого репертуара обычно не аплодируют. Но дирижер и хор явно с удовольствием раскланивались.

Затем пошли народные и светские произведения. Ничего подобного нью-йоркская публика до сих пор не слышала. Симфония мощи, лиризма, молитвы и гармонии и даже ироничного озорства – вот что такое этот Сретенский хор. Блестяще выступили солисты. Невозможно не выделить среди них Дмитрия Белосельского, его бас не уступает лучшим голосам, звучавшим под сводами этого зала. Высокий и сдержанный артистизм молодого солиста вызвал восхищение. Зал аплодировал ему стоя.

Неожиданностью, а для некоторых и просто потрясением было включение в программу помимо народных песен, привычных для подобных коллективов, таких произведений, как «Враги сожгли родную хату» и уж совсем советской из советских «Песни о тревожной молодости». Но если в начале исполнения этих произведений, знакомых многим из сидящих в зале до оскомины, кто-то недовольно морщился, то уже через минуту они сидели потрясенные, настолько необычно и по-новому звучало то, что они слышали. Произошло настоящее открытие: то, что казалось штампами советских времен, прочитывалось хором как глубокое и мощное музыкальное произведение, напрочь лишенное идеологии, полное человечности, глубины и стремления даже в жестких тоталитарных рамках выразить вечные ценности любви, дружбы, высокого мужества, веры в будущее и оптимизма. Несомненно, смелое включение подобных произведений в репертуар монастырского хора оказалось совершенно оправданным и поразительно новым и интересным.

Послушный руке дирижёра Никона Жилы, хор творит чудеса
Послушный руке дирижёра Никона Жилы, хор творит чудеса
Но совершенно потрясло всех исполнение хором нашей родной «Гоу даун» на языке оригинала. Реакцию описать нетрудно: зал просто сошел с ума. Великий шлягер был спет и виртуозно, и иронично, и в то же время с почтительным уважением к оригиналу. Измученных певцов без конца вызывали на бис, им аплодировали стоя и, наверное, не отпустили бы со сцены до утра, если бы не решительный жест дирижера, который указал исполнителям путь вон со сцены.

Дирижер хора сын московского священника Никон Жила производит самое серьезное и приятное впечатление. Послушный его руке хор в одно мгновение становится единым целым, и этот инструмент поистине творит чудеса.

После концерта мы спросили у Никона, где он нашел этих очень молодых, очень талантливых и поражающих удивительной внутренней свободой певцов. Никон ответил вдруг очень неожиданно и просто: «Это просто такие христиане в Москве, – и добавил: – Православные».

Зоя Митчел
«Аргументы и факты. Нью Йорк». 2007. № 37

24 / 09 / 2007





Смотри также:

    Пресса
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Добрые вести Православия:
    первая половина июля 2008 года


    Добрые вести Православия: вторая половина июня 2008 г.

    Добрые вести Православия: первая половина июня 2008 г.

    Добрые вести Православия: вторая половина мая 2008 г.

    Добрые вести Православия:
    первая половина мая 2008 г.


    Добрые вести Православия:
    вторая половина апреля 2008 г.


    Добрые вести Православия:
    первая половина апреля 2008 года


    Православие в западном мире

    Тихий послушник Божий: Митрополит Лавр и путь к воссоединению

    Добрые вести Православия: вторая половина марта 2008 г.

    Добрые вести Православия: первая половина марта 2008 г.

    Добрые вести Православия:
    вторая половина февраля 2008 г.


    Трансляция в формате RSS 2.0