–ейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 јрхив RSS  арта сайта
ѕравославие.Ru ѕоместные ÷еркви ѕравославный  алендарь English version
ѕравославие.Ru
»нтернет-журнал
ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»≈.RU
 

»конографи€ праздника Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы

Ѕлаговещение. ћозаика триумфальной арки ц. ћари€ ћаджоре. –им. 432-440 годы
Ѕлаговещение. ћозаика триумфальной арки ц. ћари€ ћаджоре. –им. 432-440 годы
—ветлый праздник Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы отмечаетс€ церковью, предположительно, с IV века. ¬озможно, первоначально он возник в ћалой јзии или  онстантинополе, а затем распространилс€ по всему христианскому миру. ”становлению праздника способствовало открытие св€той равноапостольной ≈леной в начале IV века св€тых мест земной жизни —пасител€ и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Ќазарете, на месте €влени€ јрхангела √авриила ƒеве. ќпределение времени праздновани€ зависело от дн€ –ождества —пасител€ Ч между 25 марта и 25 декабр€ проходит ровно дев€ть мес€цев, положенный срок дл€ вынашивани€ в утробе младенца.

»сточниками, в которых рассказываетс€ о Ѕлаговещении, €вл€ютс€ ≈вангелие и апокрифические сочинени€, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. ¬ ≈вангелии от Ћуки (Ћк. 1. 26-38) повествуетс€ о том, что јрхангел был послан Ѕогом к ћарии с радостной вестью о рождении от Ќее —пасител€ мира. ∆ела€ исполнить волю √оспода, ѕресв€та€ ответила смиренными словами: Ђƒа будет мне по глаголу твоемуї. ¬ церковной традиции это послушание Ѕогоматери противопоставл€етс€ непослушанию ≈вы. Ѕогоматерь как Ђнова€ ≈ваї служит искуплению первородного греха Ђпервой ≈выї, начина€ служить возвращению утраченного единени€ людей с Ѕогом и спасению человечества. »менно поэтому день Ѕлаговещени€ €вл€етс€ одним из главных православных праздников. Ђƒнесь спасени€ нашего главизнаї Ч поетс€ в тропаре на Ѕлаговещение.

¬ апокрифах Ч так называемом Ђѕротоевангелии »аковаї и Ђ≈вангелии псевдо-ћатфе€ї (Ђ ниге о рождестве блаженнейшей ћарии и детстве —пасител€ї) повествуетс€ о двух €влени€х јнгела. —начала √авриил €вилс€ ƒеве у колодца и лишь затем в доме »осифа, где ќна по выпавшему жребию пр€ла пурпурную завесу дл€ иерусалимского храма. Ёти апокрифические предани€ значительно повли€ли на иконографию праздника.

»зображени€ Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы встречаютс€ не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

ƒревнейшими образами Ѕлаговещени€ €вл€ютс€ фрески в древнеримских катакомбах, изображени€ на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви ћарии ћаджоре в –име.

Ўелковый покров. VII-VIII вв. —окровищница собора в Ћионе. ‘ранци€
Ўелковый покров. VII-VIII вв. —окровищница собора в Ћионе. ‘ранци€
Ќа равеннском саркофаге V Ч VI веков ћари€ сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый јнгел с посохом. Ётот иконографический тип разрабатываетс€ художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображени€м. ¬ мозаике триумфальной арки церкви ћарии ћаджоре, созданной в 432-440 годах, Ѕогоматерь также представлена сид€щей с рукоделием на колен€х. ќднако это изображение, отличающеес€ особой торжественностью, имеет р€д уникальных деталей. “ак, один јнгел слетает к восседающей на троне Ѕогоматери сверху, еще четверо јнгелов окружают ее престол, один беседует с праведным »осифом.

¬ сокровищнице собора в Ћионе хранитс€ древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Ѕлаговещени€ и –ождества ’ристова. «аключенна€ в орнаментальный круг сцена Ѕлаговещени€ отличаетс€ лаконизмом и выразительностью. Ѕогоматерь представлена сид€щей за пр€дением, јнгел с посохом в левой руке порывистым жестом благословл€ет ее, сообща€ посланную √осподом весть.

Ѕлаговещение. »кона. XII в. ћонастырь св. ≈катерины, —инай
Ѕлаговещение. »кона. XII в. ћонастырь св. ≈катерины, —инай
ѕараллельно с рассмотренным иконографическим типом Ѕлаговещени€ с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы ЂЅлаговещени€ у источника (кладез€)ї, основанные на указанных апокрифических предани€х. Ќ.¬. ѕокровский в своем фундаментальном труде Ђ≈вангелие в пам€тниках иконографииї называет такие изображени€ Ђѕредблаговещениемї, поскольку в них изображаетс€ не собственно Ѕлаговещение, а момент, ему предшествовавший.[1] ќдин из древнейших сохранившихс€ до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе ≈вангели€ из слоновой кости из ћилана (втора€ половина V века). Ѕогоматерь в античной тунике представлена сто€щей на колен€х перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословл€ющий јнгел. ¬ более поздних пам€тниках Ч мозаике собора —ан ћарко в ¬енеции, фреске из —офийского собора  иева (обе Ч XI века), мозаике константинопольского монастыр€ ’ора ( ахрие-ƒжами, 1314 г.), фреске из –ождественского собора ‘ерапонтова монастыр€ кисти ƒиониси€ (1502 г.) ѕресв€та€ ƒева в традиционном оде€нии изображаетс€ сто€щей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. ”казанные сцены в общей системе росписей храмов дополн€лись и традиционным изображением Ѕлаговещени€ с рукоделием. ќба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон јкафиста Ѕогоматери.

Ѕогоматерь из сцены Ѕлаговещение. ћозаика. XIV в.  афоликон монастыр€ ¬атопед. јфон
Ѕогоматерь из сцены Ѕлаговещение. ћозаика. XIV в.  афоликон монастыр€ ¬атопед. јфон
—хема, где Ѕогоматерь изображаетс€ с пр€жей в руках, принимающей весть от сто€щего перед ней јрхангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. »зображени€ отличаютс€ друг от друга трактовкой архитектуры, детал€ми, обстановкой, символами, позами и жестами Ѕогоматери и јрхангела. –азличные жесты ћарии передают различные оттенки ее душевного состо€ни€: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а друга€ открыта в сторону √авриила. ¬ мозаике из ¬атопедского монастыр€ XIV в. (јфон) сид€ща€ на престоле Ѕогоматерь в левой руке держит не одно, как в других пам€тниках, а два веретена, а права€ рука, задрапированна€ в оде€ние, в выразительном жесте смиренного при€ти€ Ѕожией воли находитс€ в центре груди, открытой ладонью в сторону зрител€.

ќсобое значение событи€ Ѕлаговещени€ отразилось в системе росписи церквей. ѕосле завершени€ периода иконоборчества, когда сложилась классическа€ система декорации крестово-купольных храмов, композиции Ѕлаговещени€ помещаютс€ на западных гран€х восточных подкупольных столбов, на границе алтар€ и основной части храма, причем изображение јрхангела располагаетс€ на левой опоре, а Ѕогоматери Ч на правой. ќбе фигуры оказываютс€ таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство.[2] “ак, в росписи ѕалатинской капеллы в ѕалермо (—ицили€, около 1146-1151) Ѕогоматерь представлена в правой части, сто€щей с мотком пр€жи в опущенной руке, за ее спиной престол. —верху, с небес, видна благословл€юща€ десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением —в€того ƒуха в виде голуб€. ¬ —офийском соборе  иева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Ѕлаговещени€. јнгел в торжественном шествии благословл€ет Ѕогоматерь, изображенную на правом столбе. ѕресв€та€ одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой подн€той руке она держит моток пурпурной пр€жи, нитка которой опускаетс€ через левую руку вниз, к веретену. ’удожник акцентировал внимание именно на моменте пр€дени€, ибо это в церковном толковании сопоставл€етс€ с зарождением во чреве ƒевы плоти —ына Ѕожиего.

Ѕлаговещение у кладез€. ‘реска —офийского собора в  иеве. XI в.
Ѕлаговещение у кладез€. ‘реска —офийского собора в  иеве. XI в.
¬ роспис€х собора јнтониева монастыр€ в Ќовгороде Ѕогоматерь в сцене Ѕлаговещени€, расположенной на восточных столбах, также изображена за пр€дением. ќна представлена сид€щей вполоборота к јнгелу на фоне архитектуры, состо€щей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью Ч велумом. “акие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимис€ в богородичной гимнографии, прежде всего в јкафисте Ѕогоматери, где она называетс€ Ђ√раде всех цар€ї, Ђпокрове, державо, стено и утешениеї и Ђ÷арстви€ нерушима€ стеної.[3]

јрхитектурна€ обстановка в сценах Ѕлаговещени€ по€вл€етс€ уже в раннехристианское врем€. “ак, на плакетке с кафедры архиепископа ћаксимиана (V век, јрхиепископский музей в –авенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двум€ колоннами. »зображаема€ архитектура должна была обозначать место действи€, дом праведного »осифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. јрхитектурный фон стал соотноситьс€ с образами ветхозаветного »ерусалимского храма и ÷еркви Ќового «авета, торжество которой предвосхищаетс€ в момент Ѕоговоплощени€. —ама Ѕогоматерь прославл€етс€ как Ђодушевленный храмї, где обитает √осподь. ƒругими символическими детал€ми образов Ѕлаговещени€ €вл€ютс€ богато украшенный престол, на котором восседает ћари€ Ч он соотноситс€ с троном цар€ —оломона, и некоторые другие редкие подробности. “ак, на иконе XII века из монастыр€ св€той ≈катерины на —инае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, €вл€юща€с€ символом ра€. «а троном Ѕогоматери изображен огороженный сад с деревь€ми и цветами, €вл€ющийс€ образом библейского Ђвертограда заключенногої (3 ÷ар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. –ассматриваема€ икона отличаетс€ и изысканным художественным €зыком. јрхангел √авриил кажетс€ пар€щим в золотом пространстве, так как вс€ его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

¬ид на алтарную часть ѕалатинской капеллы. —ередина XII в. ѕалермо. —ицили€
¬ид на алтарную часть ѕалатинской капеллы. —ередина XII в. ѕалермо. —ицили€
¬ конце XIII Ч начале XIV веков в иконографии Ѕлаговещени€ по€вл€ютс€ новые персонажи Ч изображени€ часто дополн€ютс€ фигурами служанок, присутствующих при €влении јнгела ћарии. ѕисьменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу јрхангела и Ѕогоматери, неизвестен. Ћишь в ѕротоевангелии сообщаетс€ о восьми девах, избранных дл€ изготовлени€ храмовой завесы. ¬еро€тно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачати€. Ёта истина не требовала доказательств дл€ православных христиан, но споры об этом догмате возникали врем€ от времени.[4] »зображени€ служанок встречаютс€ как в сценах Ѕлаговещени€ у колодца, так и в иконах Ѕлаговещени€ за рукоделием в доме »осифа. “ак, в росписи церкви Ѕогородицы ѕеривлепты в ќхриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Ѕогоматерь, к которой у колодца с небес слетает јнгел, под руки. ≈ще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на €вившего јнгела. ¬ византийской иконе Ѕлаговещение XIV века, хран€щейс€ в ћузее изобразительных искусств имени ј.—. ѕушкина (ћосква) служанка в тунике, зав€занной через плечо, выгл€дывает из-за колонны. ¬ русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображатьс€ сид€щими у ног пр€дущей Ѕогоматери.

”стюжское Ѕлаговещение. »кона. XII в. “реть€ковска€ галере€. ћосква
”стюжское Ѕлаговещение. »кона. XII в. “реть€ковска€ галере€. ћосква
Ќа –уси образы Ѕлаговещени€ были очень почитаемы. ¬ √осударственной “реть€ковской галерее хранитс€ монументальна€ по своим размерам икона XII века, известна€ как Ђ”стюжское Ѕлаговещениеї.[5] Ќазвание иконы св€зано с легендой о ее происхождении из ¬еликого ”стюга, где перед образом молилс€ св. ѕрокопий ”стюжский. ќднако установлено, что икона была привезена в ћоскву »оанном √розным из новгородского ёрьева монастыр€.[6] »конографической особенностью иконы €вл€етс€ образ воплощенного Ѕогомладенца ’риста, изображенного на груди Ѕогоматери. —тановление Ѕожиего —лова плотью соотноситс€ здесь с созданием Ѕогоматерью храмовой завесы, как об этом говоритс€ в восьмой песне ¬еликого канона преп. јндре€  ритского: Ђяко от оброщени€ червленицы ѕречиста€, умна€ багр€ница ≈ммануилева, внутрь во чреве “воем плоть исткас€; темже Ѕогородицу воистину “€ почитаемї.

÷арские врата. —ередина XVI в. √осударственный музей-заповедник Ђ–остовский  ремльї
÷арские врата. —ередина XVI в. √осударственный музей-заповедник Ђ–остовский  ремльї
 ак из цветного пурпура во чреве твоем, ѕречиста€, соткалась мысленна€ порфира Ч плоть Ёммануилаї. ¬верху иконы в небесной полусфере представлен образ ’риста в образе ¬етхого ƒеньми, восседающего на престоле в окружении Ќебесных сил.

—ледует особо отметить, что Ѕлаговещение традиционно присутствует в верхней части ÷арских врат иконостаса. ¬рата €вл€ютс€ одним из символов Ѕогоматери, образом, встречающимс€ в ветхозаветном пророчестве »езекиил€ об обращенных на восток Ђзаключенныхї двер€х, которыми входит √осподь. Ѕлаговещение изображалось на древних ÷арских вратах в различных иконографических вариантах.[7]

¬ поздней русской иконописи в иконографии Ѕлаговещени€ по€вл€ютс€ некоторые новшества. “ак, на иконе середины XVI века из —ольвычегодского Ѕлаговещенского собора, между ћарией и јрхангелом изображена пещера, но надпись, идуща€ по ее черному фону, гласит, что это место будущего –ождества —пасител€: Ђ¬ертеп, в нем же ’ристос хот€ родитис€ї.

¬ XVII-XVIII веках под вли€нием западноевропейских образцов художники часто изображают Ѕогоматерь встречающей јнгела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены станов€тс€ более пышными и сопровождаютс€ обилием декоративных деталей.

[1] ѕокровский Ќ.¬. ≈вангелие в пам€тниках иконографии. ћ., 2001. —. 108.
[2] ƒемус ќ. ћозаики византийских храмов. ѕринципы монументального искусства ¬изантии. ћ., 2001. —. 45.
[3] —арабь€нов ¬.ƒ. —обор –ождества Ѕогородицы јнтониева монастыр€ в Ќовгороде. ћ., 2002. —. 43.
[4] ƒанилова ».≈. ќ византийской иконе XIV века ЂЅлаговещениеї из √ћ»» им. ј.—. ѕушкина // јнтичность. —редние века. Ќовое врем€. ћ., 1977. —. 39.
[5] —м. подробное иконографическое исследование иконы: ўенникова Ћ.ј. ЂЅлаговещение ”стюжскоеї // Ѕлаговещенский собор ћосковского  ремл€. ћатериалы и исследовани€. ћ., 1999. —. 246Ц263.
[6] ѕравославна€ энциклопеди€. “. 5. —. 268-269.
[7] —м. примеры, приведенные Ќ.ј. —перовским: —перовский Ќ.ј. —таринные русские иконостасы. ѕроисхождение их и разбор иконографического содержани€ // ¬ысокий русский иконостас. ћ., 2004. —. 44.
—ветлана Ћипатова

6 апрел€ 2006 года





 од дл€ блогов / сайтов
ѕосмотреть анонс
–азместить анонс
ƒобавить ссылку
ѕечать
¬ерси€ дл€ печати
RSS
RSS-потоки портала ѕравославие.Ru
»конографи€ праздника Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы—ветлана Ћипатова»конографи€ праздника Ѕлаговещени€ ѕресв€той ЅогородицыЌа –уси образы Ѕлаговещени€ были очень почитаемы. ¬ √осударственной “реть€ковской галерее хранитс€ монументальна€ по своим размерам икона XII века, известна€ как Ђ”стюжское Ѕлаговещениеї. Ќазвание иконы св€зано с легендой о ее происхождении из ¬еликого ”стюга, где перед образом молилс€ св. ѕрокопий ”стюжский. ќднако установлено, что икона была привезена в ћоскву »оанном √розным из новгородского ёрьева монастыр€.

ƒругие статьи автора

ѕравославна€ церковь ѕанагии ћухолиотиссы (ћарии ћонгольской) в —тамбуле
ѕобродив по узким улочкам —тамбула, петл€ющим и убегающим то вниз, то вверх, мы попали в удивительный христианский храм, тихий и уютный, имевший знаменитую покровительницу и с богатой многовековой историей Ц православную греческую церковь ѕанагии ћухолиотиссы (ћарии ћонгольской). ÷ерковь эта Ц единственна€ из константинопольских церквей, котора€ никогда не становилась мечетью и в которой никогда не прекращалось православное богослужение.
ѕокров ѕресв€той Ѕогородицы: иконографи€ праздника в искусстве ƒревней –уси
јргументы о русском происхождении праздника ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы достаточно убедительны, но единого мнени€ о месте его возникновени€ нет. “радиционно прин€то св€зывать начало почитани€ ѕокрова на –уси с владимиро-суздальскими земл€ми и именем св€того кн€з€ јндре€ Ѕоголюбского. “ем не менее, прозвучавша€ еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в  иеве поддерживаетс€ в р€де публикаций и в наши дни.
»конографи€ ¬ознесени€ √осподн€ в искусстве ¬изантии и ƒревней –уси
ћногочисленные образы ¬ознесени€ передают главную радость праздника Ц радость о ’ристе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где ќн воссел одесную Ѕога ќтца. ƒревнейшие дошедшие до нас изображени€ ¬ознесени€ относ€тс€ к V веку.
¬ход √осподень в »ерусалим: »конографи€ праздника
¬еликий праздник ¬хода √осподн€ в »ерусалим исполнен как скорби о предсто€щих крестных муках —пасител€, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую —трастной, так и предпасхальной радости ¬оскресени€. »сточником иконографии ¬хода √осподн€ в »ерусалим €вл€етс€ ≈вангелие.
—в€той мученик ’ристофор ѕесьеглавец: »конографи€ и почитание
—реди других православных св€тых мученик ’ристофор выдел€етс€ приписываемой ему преданием необычной особенностью. —читалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. ¬  онстантинопольском синаксарии указываетс€, что собакоголовый облик св€того следует понимать символически, как состо€ние грубости и свирепости во врем€ пребывани€ его €зычником.
Ђ»ме€ талант иконописательства, врученный моему ничтожествуЕї ќ русском иконописце XVII века —имоне ”шакове
»коны Cимона ”шакова объедин€ет стремление соединить многовековые традиции византийско-русского иконописани€ и некоторые новые тенденции, пришедшие на –усь в XVII веке из искусства западноевропейских стран. ѕри этом икона не должна была превращатьс€ в картину, иллюстрацию, но должна была оставатьс€ истинным православным моленным образом, возводившим к ѕервообразу.
Ђ¬ертоград заключенныйї Ќикиты ѕавловца
Ќикита ѕавловец Ц один из известнейших иконописцев ќружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государ€ми и современниками. —реди многочисленных пам€тников русской живописи XVII в. его икона Ђ¬ертоград заключенныйї занимает особое место. Ётот образ Ц один из известнейших шедевров русской иконописи.
”спение ѕресв€той Ѕогородицы: иконографи€ праздника в искусстве ¬изантии и ƒревней –уси
ѕраздник ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы Ц светлый и радостный дл€ каждого христианина. ¬ день блаженной кончины Ѕогоматери все человечество обрело ћолитвенницу и Ќебесную «аступницу, ’одатаицу пред √осподом. ”спение Ѕогоматери, как и ¬оскресение ’ристово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.
«аметки по иконографии ѕреображени€ √осподн€
¬осемь дней, по 13/26 августа включительно, ѕравославна€ ÷ерковь живет, осен€ема€ иконой великого праздника ѕреображени€ √осподн€. ќдно из древнейших изображений этого событи€ сохранилось в синайской церкви. √ора —инай Ц место ветхозаветной теофании, €влени€ √оспода ћоисею. ¬ мозаике же представлено €вление √оспода апостолам, то есть событие Ќового «авета, но при котором присутствуют пророки ћоисей и »ли€.
‘отовыставка Ђ‘рески собора —ретенского монастыр€ї.
»нтервью со —ветланой Ќиколаевной Ћипатовой, научным сотрудником музе€ имени јндре€ –ублева, автором и куратором выставки

‘рески —ретенского монастыр€ Ц уникальный пам€тник монументальной живописи ѕетровского времени. Ќо на данный момент полноценного воспроизведени€ сретенских фресок мы нигде не найдем. ≈сть одна стать€ в одном из старых советских реставрационных сборников, посв€щенна€ истории реставрации 1960-х годов, Ц и все: больше никаких публикаций и исследований нет.
ѕреподобный јндрей –ублев и музей древнерусского искусства его имени
Ќе смотр€ на то, что творчеству јндре€ –ублева посв€щены дес€тки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведени€ о его жизни и работе чрезвычайно скудны Ц мы не знаем места и даты его рождени€, имени, которое он получил в крещении, не известно, когда он прин€л постриг, когда и у кого обучалс€ искусству иконописани€, в котором достиг высочайшего мастерства.
  иконографии ¬оскресени€ ’ристова
≈вангельский сюжет Ђ∆ены-мироносицы у √роба √осподн€ї был чрезвычайно попул€рен во всех видах искусства Ц как в монументальной живописи, так и в книжной миниатюре и прикладном искусстве. ∆ены-мироносицы, нашедшие √роб пустым, €вл€ютс€ первыми свидетел€ми ’ристова ¬оскресени€. ѕобеда над смертью и радость, которую благовествует ангел, Ц вот что привлекало христианских мастеров и побуждало вновь изображать это событие.
¬озрожда€ старое и созида€ новое
—ам принцип построени€ экспозиции необычен и призван показать высокое художественное достоинство новонаписанных икон и одновременно представить результат бережной профессиональной реставрации. »коны XVI-XVII веков расположились в одном небольшом зале с иконами, написанными в 1999-2006 годах. ¬ыставка €вл€етс€ своего рода творческим отчетом иконописцев и реставраторов мастерской.
Ќевь€нска€ икона в ћоскве
¬ ÷ентральном музее древнерусской культуры и искусства имени јндре€ –ублева представлено более ста тридцати самобытных и €рких икон Ч от крошечных по размеру, дл€ экспонировани€ которых в витрину потребовалось вставить увеличительное стекло, до значительных по своим размерам образов, таких, как Ђ—ошествие —в. ƒуха на апостоловї и Ђѕреображение √осподнеї.
»конографи€ праздника —ретени€ √осподн€ в византийском и древнерусском искусстве
»конографи€ —ретени€ сложилась на основе повествовани€ св. евангелиста Ћуки. Ќа иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием €вл€етс€ передача Ѕогородицей ћладенца на руки —имеону. «а спиной Ѕогоматери изображаетс€ »осиф ќбручник, несущий в руках или в клетке двух голубей, а за спиной праведного —имеона Ц пророчица јнна, находивша€с€ вместе с ним в храме.
«аметки по иконографии  рещени€ √осподн€ в византийском и древнерусском искусстве
ќбразы Ѕого€влени€, по€вившиес€ уже в первые века христианства, запечатлевали не только  рещение —пасител€ во »ордане от »оанна ѕредтечи, но, прежде всего, €вление миру воплотившегос€ —ына Ѕожи€ как ќдно из Ћиц —в€той “роицы, о  отором свидетельствуют ќтец и —в€той ƒух, сошедший на ’риста в виде голуб€.

ƒалее...