—ербска€

ƒобродетельный зодчий и мученик ’ристов

—вмч. ѕетр «имоньич, митрополит ƒабро-Ѕоснийский

ѕам€ть 4 сент€бр€ / 17 сент€бр€

ћногострадальна€ земл€ сербской Ѕоснии и √ерцеговины на прот€жении веков не раз обагр€лась кровью мучеников за ’риста. ќсобенно трагичным в этом отношении было врем€ турецкого владычества, но не стал исключением и XX век, когда —ербскую ÷ерковь внось постигли суровые испытани€. ¬о врем€ ¬торой мировой войны земли Ѕоснии и √ерцеговины оказались в составе марионеточного Ќезависимого хорватского государства, на территории которого развернулс€ террор в отношении православного духовенства и сербского населени€. ¬ это жестокое врем€ не могла остатьс€ незамеченной и фигура митрополита ƒобро-Ѕоснийского ѕетра, €вл€вшего собой идеал сербского архиере€, народного вожд€ и верного пастыр€ стада ’ристова.

¬ладыка ѕетр происходил из самого сердца сербской √ерцеговины. ≈го отцом был прославленный народный герой, св€щенник и воевода Ѕогдан «имоньич, участник знаменитого восстани€ 1875 года. ѕо примеру своего отца владыка ѕетр всю свою жизнь был неразрывно св€зан с судьбой православного народа Ѕоснии и √ерцеговины.

…ован «имоньич родилс€ 24 июн€ 1866 года в √рахове. ѕолучив начальное образование в родном доме, он в 1887 году закончил семинарию в –ельево и поступил на ѕравославный богословский факультет в „ерновцах. ¬ 1892 году он с успехом защищает диплом, после чего проводит год в ¬енском университете. ¬ 1893 Ц 1901 гг. уже преподает в Ѕогословском училище в –ельеве. 6 сент€бр€ 1895 года принимает монашеский постриг с именем ѕетр в монастыре ∆итомислич, а в течение двух последующих дней происходит его рукоположение в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.

Ќеутомимый труженик и талантливый педагог, отец ѕетр пользовалс€ особой любовью семинаристов. ≈го отличала особа€ скромность, любезность в обхождении и искренность. 20 июл€ 1901 г. иеромонах ѕетр получил назначение на место консисториального советника ƒабро-Ѕоснийской митрополии, в 1903 г. был произведен в архимандриты. Ќа этой должности его и застало избрание митрополитом «ахолмско-√ерцеговинским. »звестие о его избрании было встречено в православной √ерцеговине с особым воодушевлением. 27 ма€ 1903 года в кафедральном соборе ћостара состо€лось хиротони€ нового владыки.

«дание митрополии и кафедральный собор в ћостаре «дание митрополии и кафедральный собор в ћостаре
Ќовому архиерею предсто€ла нелегка€ задача Ц восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести с австрийскими власт€ми нелегкую борьбу за сербскую автономию в сфере образовани€. Ѕорьба эта в известной мере закончилась к 1905 году, после чего митрополит ѕетр смог больше времени посв€тить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. ¬ладыка приступил к активному церковному строительству в √ерцеговине. ѕомимо многочисленных храмов, им был построен большой митрополичий двор в ћостаре[1], а в монастыре ∆итомислич открыто монашеское училище.

“ем временем в Ѕоснии и √ерцеговине произошли политические событи€, негативно повли€вшие на положение —ербской ÷еркви и православного населени€. ¬ 1908 году јвстро-¬енгри€ произвела аннексию Ѕоснии и √ерцеговины, и надежды сербов на скорое освобождение от иностранного владычества рухнули. «атем последовала череда Ѕалканских войн, а начало ѕервой мировой войны было ознаменовано террором в отношении православного духовенства. Ќесколько св€щенников вверенной владыке ѕетру епархии были убиты или окончили дни в концентрационных лагер€х. —ам митрополит ѕетр во врем€ войны оставалс€ на своей кафедре и делал все возможное, чтобы облегчить положение православной паствы. ѕатриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он неоднократно про€вл€л готовность идти до конца. ≈ще накануне объ€влени€ јвстро-¬енгрией войны —ербии, митрополит ѕетр во врем€ беседы в кафедральном соборе потребовал от австрийского генерала прекратить изгнание сербов, обеща€ в противном случае обратитьс€ к императору или призвать сербский народ к восстанию. ¬о врем€ разразившегос€ во врем€ войны голода владыка собирал детей и отправл€л их в более благополучные районы.

¬ 1918 году на карте мира по€вилось новое государство Ц  оролевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Ц  оролевство ёгослави€). Ѕосни€ и √ерцеговина вошли в его состав, и владыка ѕетр активно включилс€ в работу по объединению некогда разрозненных частей —ербской ÷еркви.

ѕосле окончательного восстановлени€ патриархии владыка был перемещен на митрополичью ƒабро-Ѕоснийскую кафедру в —араево, продолжа€ при этом осуществл€ть административное управление «ахолмско-√ерцеговинской епархией. ≈го де€тельность по-прежнему была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Ѕоснии. —охранились свидетельства о том, что многие боснийские мусульмане и католики хорошо знали и уважали владыку.  огда он отправл€лс€ на прогулку через мусульманский квартал —араево, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его.  аждое –ождество митрополит лично посещал и поздравл€л местного католического архиепископа.

«а врем€ его управлени€ митрополией было построено и осв€щено множество новых храмов. ѕеред ¬торой мировой войной в Ќовом —араево по проекту архитектора јлександра ƒекоро был воздвигнут великолепный храм ѕреображени€ √осподн€. ¬ планах у митрополита было строительство семинарии в —араево. ¬ ƒабро-Ѕоснийской митрополии плодотворно действовало ЂЅратство св€того —аввыї, занимавшеес€ распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержани€ и организацией лекции. ѕод руководством ÷еркви осуществл€лись благотворительные акции, действовали детский дом и столова€ дл€ сирот. ќсобое внимание владыка удел€л преподаванию «акона Ѕожьего, уроки которого сам нередко посещал. ¬ладыка ѕетр установил в отношени€х с духовенством и народом удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 св€щенников. «а свои труды владыка был награжден орденом —в€того —аввы I степени, звездой  арагеорги€ и орденом Ѕелого ќрла IV степени. ќб авторитете митрополита ѕетра говорит и то, что, когда после смерти патриарха ¬арнавы (–осича) в 1938 году проходили выборы нового предсто€тел€ —ербской ÷еркви, его им€ было в числе наиболее веро€тных кандидатов на патриарший престол.  огда вопрос об избрании нового патриарха еще не был окончательно решен митрополит ѕетр, по воспоминани€м патриарха √авриила (ƒожича), сам лично пришел к нему и на колен€х просил прин€ть на себ€ этот нелегкий крест.

—вмч. ѕетр, митрополит ƒабро-Ѕоснийский —вмч. ѕетр, митрополит ƒабро-Ѕоснийский
6 апрел€ 1941 года произошло нападение √ермании и ее союзников на ёгославию. ¬ этот же день —араево, нар€ду с Ѕелградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. ћитрополит ѕетр находилс€ в это врем€ в городе. »з-за сильных бомбардировок владыка по насто€нию своих приближенных на некоторое врем€ покинул —араево, но 21 апрел€ уже снова вернулс€ в свою резиденцию. ¬ это врем€ в —араево уже орудовали отр€ды усташей, повсюду проходили аресты и погромы, но желание быть со своей паствой, превозмогло предостережени€ близких. ќ мужестве архипастыр€ говорит то, что в это врем€ он уже знал о трагической гибели своего собрата Ц епископа Ѕан€лукского ѕлатона (…овановича). “ем не менее, на поступавшие со всех сторон советы перебратьс€ в более безопасное место, митрополит отвечал решительным отказом. Ђ“ам где € делил с народом добро, Ц говорил владыка, Ц € делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остатьс€ на своем местеї.

27 апрел€ 1941 года офицеры √естапо провели обыск в здании митрополии. ¬о врем€ обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: Ђ¬ы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?ї ѕри этом он добавил, что владыку следовало бы убить. Ќа оскорбительные обвинени€ в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: Ђ√осподин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себ€ истребить: мы не капл€ воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизньЕї. ¬ладыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно твор€т повсюду насилие.

ќдним из первых официальных распор€жений властей Ђнезависимойї ’орватии стал запрет на употребление кириллицы. ¬ начале ма€ 1941 года усташский комиссар Ѕоснии, католический св€щенник Ѕожидар Ѕрале, позвонил митрополиту ѕетру и требовал дать распор€жение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Ќадписи на официальных документах и печат€х должны были быть срочно заменены на латиницу. ѕри этом Ѕрале за€вил, что в случае невыполнени€ приказа, ответственность л€жет непосредственно на владыку. ќтвет митрополита ѕетра был краток: Ђ ириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не законченаї.[2]

“верда€ позици€ православного архипастыр€ про€вилась и в отказе совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача јнте ѕавелича. ќтдава€ себе отчет в происход€щем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 ма€ 1941 года полицейские агенты увели владыку ѕетра из митрополии в свое управление. „ерез три дн€ владыку привели в митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъ€ты панагии, награды и ценные бумаги. 17 ма€ митрополит ѕетр был доставлен в «агреб и помещен в полицейскую тюрьму. ѕо свидетельству одного из его сокамерников, несмотр€ на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держалс€ мужественно, и своим поведением вли€л на настроение других арестованных. »з «агреба владыку перевели в лагерь  ерестенац, где его обрили, отн€ли мантию и подвергли жестоким издевательствам. ѕозднее митрополит ѕетр был отправлен в концентрационный лагерь √оспич, где его оп€ть ждали пытки и издевательства. ѕо свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издева€сь, заставл€ли произносить проповеди перед заключенными.

ƒальнейша€ судьба митрополита точно неизвестна. Ќа прот€жении 1941-1942 гг. —в€щенный —инод —ербской ѕравославной ÷еркви неоднократно пыталс€ вы€снить судьбу архиере€ и добитьс€ его освобождени€, но это не принесло никаких результатов.

—уществует несколько версий мученической кончины митрополита ѕетра. ѕо одной из них он был переведен из √оспича в лагерь ядовно, и зверски убит здесь ударом молотком по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами дл€ тыс€ч невинных жертв. ѕо другой версии митрополит ѕетр был убит в концлагере ясеновац, а его тело сожжено в печи дл€ обжига кирпичей. ћесто погребени€ отстанков св€щенномученика так и осталось неизвестным. ќднако бесспорным €вл€етс€ то, что он прин€л мученическую кончину за ’риста и верность ѕравославию, до конца исполнив слова —пасител€: Ђѕастырь ƒобрый душу свою полагает за овцыї (»н.10.11)

ѕам€ть о владыке ѕетре, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах его верной паствы. ¬ 1982 году, в св€зи с 40-летием мученической кончины владыки ѕетра, его наследник на —араевской кафедре митрополит ƒабро-Ѕоснийский ¬ладислав писал: ЂЅлагодар€ своей доброте, благородному сердцу, митрополит ѕетр пользовалс€ большим авторитетом у всех горожан, не взира€ вероисповедание и национальностьЕ ѕроповеду€ любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свойЕ. ƒа будет вечна€ слава и хвала митрополиту ѕетру-мученику!ї

¬ 1998 году јрхиерейский —обор —ербской ѕравославной ÷еркви прославил митрополита ѕетра в лике св€щенномучеников. —ейчас в его честь построено уже несколько храмов. ѕротоиерей »ван √ргур, св€щенник из родного кра€ св€щенномученика ѕетра говорил о нем: Ђ¬с€кое житие, не только св€тых, но и простых людей имеет две стороны - земную и небесную, телесную и духовную. ћитрополит ѕетр шел путем герцеговинских людей и героев, подобно своему отцу воеводе Ѕогдану, но неоспоримо, что к нему можно применить биографию св€тых людей. ќн был и народный человек, и добрый пастырь стада ’ристова, добросовестный достойный добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде √осподнем, соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной души... он был человеком м€гкой природы, полный такта и ума: его труд был спокойным, монашеским, преданным Ѕогу, ÷еркви и народу. Ћичность выразительно светлого характера, котора€ поэтому и зан€ла особое место в т€желые времена. „еловек, чье им€ и дело глубоко врезалось в душу и сердце сербского народа. —тарательный собиратель духовной и моральной силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком церковно-народном плане. ¬сей своей жизнью и де€тельностью митрополит «ахолмско-√ерцеговинский и ƒабро-Ѕоснийский ѕетр «имонич принадлежит к числу наиболее значительных и заслуженных личностей —ербской ÷еркви и народа сербской Ѕоснии и √ерцеговиныї.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] ћитрополичий двор в ћостаре был сожжен и разрушен хорватскими усташами во врем€ войны в 1992 году. “огда же был взорван кафедральный собор —в. “роицы.

[2] ѕосле войны обвин€емый в аресте митрополита ѕетра Ѕожидар Ѕрале предстал перед судом. Ќа процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: ЂЕѕо показани€м свидетелей «имонич исчез после телефонного разговора с обвин€емым, во врем€ которого обвин€емый кричал на «имоича и угрожал ему...ї.

»еродиакон »гнатий (Ўестаков)

¬первые опубликовано в газете "÷ерковный вестник"

19 сент€бр€ 2007 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0