—ербска€

—в€щенноисповедник ¬арнава (Ќастич), епископ ’востанский

—ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь в XX веке €вила миру целый сонм новомучеников. ќдним из наиболее известных и почитаемых подвижников новейшего времени стал епископ ’востанский ¬арнава (Ќастич), чей сравнительно недолгий жизненный путь был исполнен страдани€ми за ’риста.

Ѕудущий исповедник ¬оислав Ќастич родилс€ 31 €нвар€ 1914 года в —Ўј, в городке √эри, штат »ндиана. ќба его благочестивых родител€ были родом из —тарой √ерцеговины, слав€щейс€ свободолюбием и благочестием своих жителей. ≈го отец был родом из ѕлевлей, а мать из Ќикшича[1].

¬ начале XX века многие сербы и другие балканские слав€не отправл€лись на заработки в —еверную јмерику. „асть из них так и оставалась жить в эмиграции, в отличие от семьи Ќастичей, вернувшейс€ в родные кра€. ќднако первые восемь лет жизни будущего владыки прошли на американском континенте. –ебенком ¬оислав, как и многие его сверстники из детей сербских эмигрантов, участвовал в церковно-национальных праздниках, и в первую очередь в торжествах, посв€щенных чествованию св€тител€ —аввы. ”же в раннем детстве про€вились таланты и способности будущего св€щенноисповедника. ћаленького ¬оислава даже хотели пригласить сниматьс€ в кино, но эта зате€ была не по душе его отцу. јтанасий Ќастич прин€л твердое решение вернутс€ на родину, и, когда ¬оислав окончил 2-й класс начальной школы, семь€ переехала жить на Ѕалканы, в образованное после ѕервой мировой войны  оролевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Ц  оролевство ёгослави€). Ќа этот раз семь€ поселилась в —араево, где мальчик и продолжил учебу.

ѕро€вив надлежащие способности и прилежание, ¬оислав с отличием окончил гимназию. ¬ыбира€ дальнейший жизненный путь, он вместе с отцом отправилс€ в расположенный на юге страны ќхрид дл€ того, чтобы попросить совета у епископа ќхридского Ќикола€, снискавшего к тому времени немалый авторитет. ѕо всей видимости, сам юноша или его отец уже были знакомы со св€тителем: старший Ќастич был активным участником движени€ богомольцев, идейным вдохновителей которого был владыка Ќиколай. ”знав от јтанаси€ о желании его сына стать монахом, св€титель очень обрадовалс€, благословил юношу закончить в Ѕелграде Ѕогословский факультет и усердно молитьс€ об исполнении своего заветного желани€[2].

ћолодой подвижник в точности исполнил архипастырское благословение. ѕо свидетельству его близкого при€тел€ протоиере€ Ћазар€ ћилина, к моменту поступлени€ на факультет ¬оислав, облада€ прекрасным гимназическим образованием, отлично знал сольфеджио, играл на виолончели, владел английским, французским и немецким €зыками[3]. ¬ студенческие годы, сохран€€ гор€чую веру и стремление к иноческой жизни, он про€вил себ€ всесторонне развитым молодым человеком. ќсобенно ¬оислав любил музыку и спорт.

”знав о желании посв€тить себ€ монашеству, товарищи по факультету пытались отвратить будущего исповедника от этой мысли, но он оставалс€ непоколебим. Ќа упреки сверстников в том, что он стремитс€ к монашеству, рассчитыва€ на епископский сан, ¬оислав отвечал: ЂЅыть монахом Ц значит предать себ€ стопроцентно ’ристу; стопроцентно, а не наполовину! » это €вл€етс€ моим мотивом к монашеству. ј если Ѕог захочет, чтобы € стал владыкой, то разве такое желание €вл€етс€ чем-то плохим, особенно если бы как владыка € был полезней ÷еркви, чем как обычный монах? » разве не говорил и €сно писал апостол ѕавел, что, “если кто епископства желает, доброго дела желает” (1 “им. 3: 1). —огласно этому, даже если бы € прин€л постриг только из желани€ стать епископом Ц а увер€ю вас, что это не главный мотив дл€ моего монашества, Ц то это желание не было бы предосудительнымї[4].

Ѕудущий епископ был отличным студентом и в 1937 году защитил диплом Ѕогословского факультета с общей оценкой 9,34 балла, разделив первое место по успеваемости со своим другом Ћазарем ћилиным.

ѕо окончании учебы он вернулс€ в —араево и получил должность преподавател€-катехизатора в двух школах одновременно.

Ђ—воими произведени€ми, а еще в большей степени своей аскетической жизнью он завоевал сердца молодых сербов и был их духовным вождем и учителем, Ц свидетельствует о молодом подвижнике св€титель Ќиколай (¬елимирович). Ц ¬еру и службу Ѕожию, которые интеллигенты отодвигали на обочину общественной жизни, он вернул в ее центр и поставил тем самым духовные и нравственные ценности над материальными достижени€миї[5].

¬ 1940 году будущий св€титель прин€л монашеский постриг в монастыре ћилешева с именем ¬арнава в честь св€того апостола. ѕостриг и дальнейшее рукоположение в сан иеродиакона совершил митрополит ƒабробоснийский ѕетр («имоньич), которому в скором времени предсто€ло испить чашу страданий за ’риста.

6 апрел€ 1941 года германские войска, поддержанные своими союзниками, вторглись на территорию ёгославии, а уже 17 апрел€ была подписана капитул€ци€ югославской армии. —трана была разделена оккупационными зонами. —араево, с кафедрой ƒабробоснийской митрополии, оказалось в составе созданного тогда же марионеточного Ќезависимого государства ’орватии. ѕод руководством националистического усташского режима в Ќ√’ был развернут широкомасштабный террор в отношении —ербской ÷еркви. ѕравославное духовенство подверглось физическим расправам, арестам и насильственной депортации.   осени 1941 года на территории Ќ√’ не осталось ни одного действующего сербского архиере€: трое епископов прин€ли мученическую кончину, а еще двое, претерпев пытки и издевательства, чудом оказались на территории оккупированной немцами центральной —ербии.

ћожно представить положение молодого иеродиакона ¬арнавы в —араево. ќдним из серьезных испытаний дл€ него было приглашение со стороны самого Ђпоглавникаї Ќ√’ јнте ѕавелича прибыть в «агреб и стать епископом только что сформированной ’орватской ѕравославной ÷еркви. ѕосле волны террора, обескровившего —ербскую ÷ерковь, усташами при участии немецких спецслужб было создано это церковное образование.  онечной целью этого проекта было ослабление у православного населени€ его сербского национального самосознани€.

»споведник твердо отказалс€ от этого предложени€, также как и от сотрудничества с югославскими партизанами-коммунистами, тоже зап€тнавшими себ€ кровью сербского духовенства.

¬ апреле 1944 года территори€ ёгославии была полностью освобождена от оккупантов. ќднако долгожданна€ свобода принесла —ербской ÷еркви и новые страдани€.   власти в стране пришли коммунисты под руководством товарища “ито. ”же в первые мес€цы после изгнани€ оккупантов партизанами-коммунистами были расстрел€ны дес€тки св€щеннослужителей. ѕроцесс становлени€ новой государственности ознаменовалс€ резким обострением отношении между высшей церковной иерархией и представител€ми новой власти. Ќаходившийс€ с конца войны за границей патриарх —ербский √авриил (ƒожич) вернулс€ в страну только в но€бре 1946 года, когда коммунисты сочли это более своевременным.

ѕосле окончани€ войны отец ¬арнава был рукоположен епископом «ворницко-“узланским Ќектарием ( рулем) в сан иеромонаха и впоследствии возведен в протосингела. 20 ма€ 1947 года на заседании —в€щенного јрхиерейского —обора —ѕ÷ под председательством патриарха √авриила протосингел ¬арнава был избран викарным епископом с титулом ’востанский. 19 августа 1947 года на праздник ѕреображени€ √осподн€ состо€лась епископска€ хиротони€, которую совершил сам патриарх в сослужении епископов «ворницко-“узланского Ќектари€ и «летовско-—трумичского ¬икенти€.

–ешением —обора патриарший викарный епископ ¬арнава назначалс€ администратором сразу двух вдовствующих после войны епархий на территории Ѕоснии и √ерцеговины: ƒабробоснийской и «ахолмско-√ерцеговинской. ¬ернувшись в столицу —оюзной республики Ѕоснии и √ерцеговины —араево, епископ ¬арнава развил активную архипастырскую де€тельность. —воими проповед€ми в кафедральном соборе он привлек интерес местной интеллигенции. Ёто не могло остатьс€ незамеченным югославскими органами госбезопасности: уже 25 декабр€ 1947 года епископ ¬арнава был арестован.

ѕолучив сообщение от церковного суда ƒабробоснийской митрополии, епископ «ворницко-“узланский Ќектарий известил о случившемс€ —в€щенный —инод, который 2 феврал€ 1948 года направил обращение государственной комиссии по религиозным вопросам при президиуме правительства ‘Ќ–ё[6]: Ђ—в€щенный јрхиерейский —инод извещен церковным судом в —араево, что викарный епископ ’востанский преосв€щенный господин ¬арнава 25 декабр€ 1947 года лишен свободы в —араево и по сей день находитс€ в тюрьме. —в€щенный јрхиерейский —инод не располагает никакими официальными сообщени€ми по поводу того, почему он лишен свободы, а по слухам, он лишен свободы из-за некоторых своих речей, произнесенных в сараевском кафедральном соборе.

—в€щенному јрхиерейскому —иноду не известно точное содержание этих бесед, но если это так, то мы считаем, что эти беседы никак не могли быть злонамеренными. —в€щенный јрхиерейский —инод имеет честь просить президиум союзного правительства содействовать тому, чтобы преосв€щенный викарный епископ ’востанский господин ¬арнава был отпущен на свободуЕ и дальнейшее следствие против него прекратилось, а ему —инод будет советовать, чтобы в будущем в своих беседах он был умерен и уклон€лс€ от всего того, что можно считать недозволеннымї[7]. ¬скоре от комиссии поступил ответ, что она не в силах повли€ть на процесс, наход€щийс€ в компетенции судебных органов, и придетс€ дождатьс€ Ђсудебного рассмотрени€ и окончательного решени€ судаї[8].

—удебное разбирательство и вынесение приговора не заставили себ€ долго ждать. 1 марта 1948 года владыка был осужден окружным судом —араево на 11 лет заключени€ строгого режима с принудительными т€желыми работами и три года лишени€ гражданских прав. ≈пископу инкриминировались Ђпреступлени€, предусмотренные стать€ми 2, 3 и 9 «акона о преступлени€х против народа и государстваї. ≈сли постаратьс€ кратко изложить основные пункты обвинений против владыки, то они выгл€дели приблизительно следующим образом.

1. — представител€ми Ђвраждебно настроенных по отношению к существующему пор€дкуї элементов в —араево и некоторыми представител€ми кресть€нства Ђпроводил встречи, на которых с намерением подрыва и окончательного низвержени€ народной власти нападал на основные демократические направлени€ освободительной войны, подчеркива€, что в стране царит бесправие и тирани€, что народ не имеет в своих руках власти, отсутствует свобода, кресть€нские массы никогда не были в худшем положении, чем сегодн€, и дл€ них никогда не было более т€желых временї.

2. 21 но€бр€ 1947 года во врем€ проповеди и общени€ с народом в —тарой церкви в —араево нападал на югославскую армию, утвержда€, что Ђарми€ Ц организаци€ дл€ убийства людей, что она лишь тратит огромное количество финансовых средств, что офицеры Ц лицемеры и неудачники, которые в случае столкновени€ убегут первыми, что арми€ не нужна и наше отечество в случае нападени€ внешних врагов не нужно защищать оружиемї. ¬се это делалось с намерением отвратить призывников от службы в армии, вызвать ненависть в отношении офицеров и, таким образом, обеспечить беспреп€тственное порабощение ёгославии.

3. ¬ своих речах 19 августа 1947 года, на хиротонии в Ѕелграде, и 14 сент€бр€ 1947 года, на заседании административного совета в —араево, а также в личных беседах Ђподстрекал массы против существующего государственного устройства и государственного руководстваї, утвержда€, что народна€ власть преследует ÷ерковь и ограничивает свободу совести, вероисповедани€ и совершени€ религиозных обр€дов.

4. ¬ проповеди, произнесенной 21 сент€бр€ 1947 года в Ќовой церкви в —араево, Ђклеветнически напал на п€тилетний хоз€йственный планї ёгославии, уподобл€€ реалии социалистического строительства с положением в гитлеровской √ермании и сравнива€ югославскую молодежь с гитлеровской. ѕри этом убеждал слушателей, что все старани€ народов ёгославии тщетны и что страна погибнет, если не примет Ђнекий религиозный планї. ¬се это делалось Ђс очевидным намерением подорвать единство сил в борьбе за строительство страны, внести см€тение и сомнение и отвратить массы, и в первую очередь молодежь, от участи€ в осуществлении п€тилетнего планаї.

5. Ћетом 1945 года встречалс€ с руководителем Ђусташских бандї католическим св€щенником »ваном „ондричем, приговоренным к смертной казни. Ќа этих встречах „ондрич детально ознакомил владыку ¬арнаву с существованием тайной католической организации в —араево, ее св€з€ми с отр€дами в лесу и целью Ц вести террористическую борьбу против существующего пор€дка, а также о своих контактах с враждебными элементами за границей. ѕри этом обсуждалс€ вопрос установлени€ контактов между бандами хорватских усташей и сербских националистов-четников. ¬ладыка ¬арнава €кобы был посв€щен в тайный план совместной подрывной де€тельности этих организаций, составной частью которого было установление сотрудничества между католическим и православным духовенством в —араево. —огласно обвинению, епископ ¬арнава согласилс€ с этими планами „ондича и прин€л Ђсовместную подготовленную платформу, направленную на низвержение существующего в нашей стране пор€дкаї.

6. ѕосле прин€ти€ единой с „ондичем платформы осуществл€л идеологическую кампанию по спасению от уничтожени€ оставшихс€ банд четников и их поддержке. ”тверждал, что Ђкаждый серб, участвующий каким бы то образом в борьбе с четниками, €вл€етс€ предателем сербстваї.

7. ¬ период 1945Ц1947 годов в проповед€х, письмах и при личном общении выступал как Ђподжигатель войныї, развивал пропагандистские идеи о временности и непрочности существующего в ёгославии положени€. ”тверждал, что неминуемо произойдет война между англо-американцами и ———–, в результате которой первые низвергнут существующий в ‘Ќ–ё строй, а —оветский —оюз под давлением будет вынужден отдать народы ёгославии в новую экономическую и политическую зависимости от иностранных империалистов. ”тверждал также, что югославские эмигранты, возвращающиес€ на родину, не должны приезжать, потому что в этой стране отсутствует свобода и работа.

8. ƒважды Ц в 1945 и в апреле 1947 годов Ц с целью оклеветать ёгославию и вмешать зарубежные силы в ее внутренние дела Ђвступил в контакт с известными членами иностранных миссийї и Ђлично и злонамеренної информировал их о положении в ёгославии, в частности о злоупотреблении гуманитарной помощью ”–Ќј (United Nations Rehabilitation Administration) и американского  расного креста и использовании ее в политических цел€х. ”беждал заграничных представителей, что в стране правит диктатура одной политической группы и что религи€ и ÷ерковь преследуютс€.

9. –аботал над разрушением Ђбратства и единства народовї, осуществл€€ Ђшовинистическую пропаганду, направленную против хорватов и мусульманї, и за€вл€€, Ђчто и тех, и других нужно ненавидеть и что сербы их сейчас недостаточно ненавид€тї на фоне того, что хорватов и мусульман вс€чески поддерживает государство в ущерб сербскому народу.

ќ смелом поведении владыки ¬арнавы на суде говорит тот факт, что на вопрос общественного обвинител€, считает ли он товарища “ито безграмотным человеком, владыка ответил утвердительно, добавив, что таковыми €вл€ютс€ Ђон и все остальные, кто не хочет знать эти три буквы Ц Ѕогї[9]. ¬ конце одного из допросов исповедник смело ответил суду: Ђћен€ не удивл€ет, что вы мен€ судите и что столько св€щенников уже осуждено, потому что это делали и турки, и усташи, и немцы. ћне жаль только, что в моем народе наход€тс€ безбожники, “которые сторожат, как птицеловы, припадают к земле, став€т ловушки и уловл€ют людей” (»ер. 5: 26)ї[10].

3 апрел€ 1948 года епископ «ворничко-“узланский Ќектарий известил —в€щенный —инод о приговоре, вынесенном владыке ¬арнаве. ѕреосв€щенный Ќектарий видел истинную причину ареста его собрата в том, что ¬арнава еще в 1944 году отказалс€ сотрудничать с партизанами, чем нанес оскорбление коммунистам, которые не могли простить обиды. ¬се последующие годы искалс€ только удобный повод дл€ мести. ѕо твердому убеждению владыки Ќектари€, это стало главной причиной столь сурового приговора. ѕри этом на судьбу епископа ¬арнавы в немалой степени повли€ло и недавнее осуждение католического «агребского архиепископа јлоизи€ —тепинца и одного из духовных лидеров боснийских мусульман  асима ƒобрачи[11], каждый из которых получил по 16 лет заключени€. ¬ласт€м, в качестве своеобразной компенсации, необходимо было осудить видного представител€ ѕравославной ÷еркви, чтобы поддержать внедр€вшийс€ в народное сознание образ Ђбратства-единстваї и равноправи€ всех народов новой ёгославии. Ќепосредственным предлогом же дл€ ареста послужили две €ркие беседы владыки ¬арнавы Ц Ђќ планеї и Ђќ неудачникахї. ¬ первой он €кобы отвращал верующих от участи€ в работе по восстановлению страны, а во второй оскорбл€л югославскую армию.

Ђѕо проверенной информации, Ц заканчивает свое письмо —иноду владыка Ќектарий, Ц которую мы получили из разных источников, а особенно от защищавшего его адвоката доктора ”роша »ванишевича, поведение епископа ¬арнавы во врем€ процесса было достойно вс€кой похвалы. ¬се, что было правдой, он признал, даже если это и было ему во вред. Ќикого не обвин€л и своими ответами часто приводил в замешательство судей и общественного обвинител€. ќдним словом, его поведение перед судом служит к чести —ербской ѕравославной ÷ерквиї[12].

ѕоведение епископа ¬арнавы во врем€ суда было действительно героическим. ѕо свидетельству его адвоката, он вел себ€ очень храбро и мудро, не дав возможности приплести к его делу других сербских архиереев. ѕоследнее особенно важно, если учесть, что в этот период меч Ђкоммунистического правосуди€ї был занесен и над другими неугодными новому режиму епископами.

»стори€ с арестом и осуждением владыки ¬арнавы активно освещалась в югославской прессе, старавшейс€ очернить честное им€ архиере€. 3 марта 1948 года в белградской Ђѕолитикеї по€вилась заметка под названием ЂЌародный суд осудил владыку ¬арнаву (Ќастича) на 11 лет лишени€ свободы и принудительных работї. ¬ заметке сообщалось, что предательска€ де€тельность владыки Ђбыла направлена на то, чтобы путем насили€ низвергнуть и поставить под угрозуї государственное устройство. ЂЌастичЕ Ц пишет корреспондент, Ц нападал на вооруженные силы и обороноспособность нашей страны с целью убить в народных массах веру в силу нашей армии и отвратить людей от вступлени€ в нееї[13].

11 марта 1948 года та же газета в статье под названием Ђ¬ладыка-предательї писала: Ђѕосле прошлогоднего осуждени€ архиепископа —тепинца недавно предстал перед судом и православный ƒабробоснийский владыка ¬арнава (Ќастич), который за свои преступные дела осужден на 11 лет лишени€ свободы. ќба представител€ церковной иерархии, хот€ и принадлежат разным ÷ерквам, отвечали за одни и те же преступные де€ни€, совершенные против народа и государства. »х преступлени€ основаны на одинаковом понимании отношени€ к народу и совершены из одних и тех же побужденийї[14]. ¬ конце статьи ее автор огульно обвин€ет всю —ербскую ÷ерковь за то, что она не призвала владыку к ответу и открыто не отмежевалась Ђот предательской де€тельностиї некоторых архиереев. јналогичные пасквили печатали и другие югославские газеты.

—овершено противоположна€ оценка событий по€вилась на страницах зарубежной, в первую очередь американской, прессы. ¬ февралеЦмарте 1948 года статьи, посв€щенные аресту владыки ¬арнавы, по€вились в ЂThe Washington Postї, ЂThe New York Timesї, ЂThe Timeї, ЂPost Tribuneї. ѕо€влению этих публикаций, по всей видимости, способствовали не только обща€ антикоммунистическа€ риторика американских изданий и наличие в —Ўј значительной сербской диаспоры, но и то, что сам исповедник был уроженцем —оединенных Ўтатов. —тать€ в ЂPost Tribuneї так и называлась: Ђ“итовский режим судит человека, рожденного в √эриї. ¬ американской прессе была представлена реакци€ на событи€ в ёгославии некоторых духовных лиц. “ак, ЂThe Timeї сообщала, что Ќью-…оркий епископ на покое ”иль€м ћенинг говорил о том, что молодой сербский владыка €вил Ђпрекрасное свидетельство во им€ √оспода, веры и человеческой свободыї.[15] Ђя хотел бы, чтобы о его примере, Ц подчеркивал епископ, Ц услышала наша страна и весь христианский мирї. ѕреклон€€сь пред подвигом исповедника, американский епископ высказывал надежду, что его страна Ђсделает все возможное дл€ поддержки справедливости, свободы и гуманностиї[16].

ЂThe New York Timesї, в свою очередь, сообщала 15 марта 1948 года, что в св€зи с осуждением владыки ¬арнавы было совершено специальное богослужение в местной церкви св€тител€ —аввы, после которого об исповеднике говорил св€титель Ќиколай (¬елимирович). ¬ыступавший после этого св€щенник ƒушан Ўуклетович рассказал о несправедливост€х и предвз€тости судопроизводства в отношении архиере€-исповедника[17].

“ем временем после объ€влени€ приговора владыка был направлен из —араево в —толац, а затем в тюрьму в «енице, в восточной Ѕоснии. ¬ тюрьме с него сн€ли мантию, постригли и обрили. Ќесмотр€ на унижени€ и издевательства, епископ ¬арнава держалс€ мужественно. ќб этом, в частности, свидетельствует сообщение епископа Ѕан€лукского ¬асили€ ( остича): Ђќт св€щенника ƒушана ћадженовича, отпущенного из зеницкой тюрьмы, € узнал, что епископ ¬арнава духовно и физически чувствует себ€ хорошої[18]. Ќаход€сь в заключении, владыка ¬арнава просил предоставить ему возможность причащатьс€, но тюремна€ администраци€ отказала в этой просьбе.

—в€щенноначалие —ербской ÷еркви прилагало усили€ дл€ того, чтобы вызволить епископа из заключени€. —менивший к тому времени почившего √авриила патриарх —ербский ¬икентий (ѕроданов) во врем€ личных встреч с маршалом “ито 21 и 25 сент€бр€ 1950 года просил его позаботитьс€ о судьбе наход€щихс€ в заключении митрополита —копского »осифа и епископа ’востанского ¬арнавы[19]. Ќесмотр€ на то, что “ито обещал Ђнайти, кроме справедливости, и милостьї дл€ упом€нутых архиереев, епископ ¬арнава оставалс€ в заключении, а услови€ его содержани€ даже ухудшились.

ѕатриарх ¬икентий в своем письме от 6 окт€бр€ 1950 года вновь просил “ито освободить владыку ¬арнаву: Ђ¬се обсто€тельства, а также наши братские чувства побуждают нас просить вас, господин председатель, от своего имени и имени —в€щенного јрхиерейского —инода, чтобы преосв€щенный господин ¬арнава был отпущен на свободу, и тем самым ему была предоставлена возможность дл€ полезной и преданной работы на благо страны и ÷ерквиї[20]. “ито и эту просьбу патриарха оставил без внимани€.

“ем временем в тюрьме владыка ¬арнава снискал уважение и авторитет среди заключенных. “юремна€ администраци€ в «енице хотела перевести его в другое место заключени€. ќрганы правосуди€ —– Ѕоснии и √ерцеговины согласились с предложением тюремного начальства, и было прин€то решение о переводе владыки из «еницы в —ремскую ћитровицу, расположенную в ¬оеводине, на севере —– —ербии.

¬ день отправки владыку, св€занного за руки вместе с одним католическим св€щенником, доставили на железнодорожную станцию и погрузили в арестантский вагон.  огда пассажирский состав прибыл на станцию —лавковцы под —ремской ћитровицей, локомотив был отцеплен, а вагон с заключенными осталс€ сто€ть на пут€х. ќколо полуночи на полном ходу в него врезалс€ товарный поезд. ¬ результате мощного удара арестантский вагон буквально разлетелс€ на щепки. ѕо свидетельству очевидцев и самого епископа ¬арнавы, в катастрофе погибло около 30 заключенных. —ам владыка от сильного удара вылетел в окно вместе с прив€занным к нему католическим св€щенником. ѕри этом его собрат по несчастью погиб на месте, а владыка ¬арнава и еще около дес€ти заключенных чудом остались живы. ћногое указывало на то, что катастрофа могла быть специально устроена спецслужбами. ѕосле столкновени€ полици€ всеми силами старалась не допустить очевидцев происшестви€ помочь пострадавшим. —тоны покалеченных людей становились все слабее и к утру совсем прекратились. ¬рачам было запрещено оказывать медицинскую помощь до тех пор, пока на место происшестви€ не прибыли представители органов госбезопасности, сопроводившие оставшихс€ в живых в больницу в —ремской ћитровице, где пострадавшим была оказана перва€ помощь.

ќднако прибывшие спуст€ несколько часов в больницу офицеры запретили врачам оказывать дальнейшую помощь.  ак пишет ¬елибор ƒжомич, владыка ¬арнава в этот момент находилс€ на операционном столе. ¬ его стопе было проделано специальное отверстие, в которое должна была быть вставлена металлическа€ спица. Ќесмотр€ на просьбы врачей, операци€ была прекращена. ¬сех пострадавших погрузили на голые доски в кузов грузовика, ехавшего до тюрьмы на большой скорости по неровной дороге. ¬ результате двое заключенных в пути скончались. ќстальные были помещены в тюремную больницу. ѕозднее они были возвращены в городскую больницу ћитровицы, где епископ ¬арнава пролежал несколько мес€цев[21].

ѕо выходе из тюрьмы в —ремской ћитровице епископ ¬арнава, по ходатайству —в€щенного —инода, был отпущен на некоторое врем€ в Ѕелград и проживал в монастыре ¬ведени€ ѕресв€той Ѕогородицы. ¬ерующие во множестве приходил посетить владыку, что весьма беспокоило органы безопасности. ¬скоре √осударственный секретариат внутренних дел определил владыке в качестве местопребывани€ монастырь √омионицу в Ѕан€лукской епархии на самом «ападе Ѕоснии. 29 июн€ 1953 года владыка ¬арнава €вилс€ к начальнику местного отдела внутренних дел в Ѕан€ Ћуке, чтобы сообщить о своем прибытии.

∆ив€ в √омионице, владыка своими верой, мужеством и стойкостью оказывал благодатное вли€ние не только на монашествующих и посещавших обитель богомольцев, но и на своих охранников. «десь, как и повсюду, исповедник особо выдел€лс€ своей молитвенностью. ќднажды в монастырь привели больного и попросили епископа прочитать над ним молитву об исцелении. ¬о врем€ чтени€ молитвы владыка неожиданно остановилс€, посмотрел страдающему в лицо и твердо сказал: Ђ“ы Ц великий грешник. “ы Ц убийца! —кажи, кого ты убил!ї. Ќесчастный призналс€, что убил самого игумена √омионицы, могила которого находилась в монастырском дворе. ѕобеседовав с больным и убедившись в его искреннем пока€нии, владыка попросил всех присутствовавших помолитьс€ о нем.

“ак, в молитвах и трудах, под посто€нной охраной, исповедник провел в √омионице п€ть с половиной лет. 27 марта 1954 года он обратилс€ к —в€щенному —иноду с прошением о возвращении к активному архиерейскому служению. 5 апрел€ того же года —в€щенный —инод обратилс€ по этому же вопросу к представител€м властей. Ќесколько позднее патриарх ¬икентий в сопровождении епископов Ѕанатского ¬иссариона, Ѕраничевского ’ризостома, Ѕудимского √ермана и членов —в€щенного —инода посетил —оюзную комиссию по делам религий. ¬о врем€ разговора с председателем комиссии –адосавльевичем и другими государственными функционерами патриарх коснулс€ и вопроса епископа ¬арнавы. ќднако –адосавльевич ответил, что о возвращении владыки к активному служению не может быть и речи[22].

»споведник оставалс€ в √омионице вплоть до начала 1959 года, когда 10 €нвар€ ему было вручено официальное извещение о том, что срок его одиннадцатилетнего заключени€ истек 25 декабр€ 1958 года и он вновь становитс€ свободным гражданином со всеми правами передвижени€[23].   сожалению, вскоре стало очевидно, что действительность была несколько иной.

ѕо приглашению епископа —ремского ћакари€ владыка ¬арнава переехал в монастырь  рушедол на ‘рушкой горе, где поселилс€ в небольшой скромной келье. ѕо воспоминани€м современников, владыка имел при себе лишь старую поношенную мантию, которую носил еще в заключении. ƒенежное довольствие его составл€ла скромна€ пенси€ в 15 тыс€ч динаров, которую он, не задумыва€сь, раздавал всем нуждающимс€. ¬ монастыре владыка отправл€л богослужение в свою череду.

Ќо и в  рушедоле владыка ¬арнава продолжал оставатьс€ предметом особых забот органов безопасности. ћинимум раз в неделю его навещал представитель ”ƒЅ (”ƒЅ - ”права државне безбедности, то есть ”правление государственной безопасности - прим.авт). ÷елью этих визитов было заставить владыку подписать специальное за€вление, в котором бы выражалась его ло€льность по отношению к официальной политике государства. Ѕеседы агентов безопасности с владыкой длились иногда целыми ночами. ѕо воспоминани€м протосингела —тефана „акича, после трех мес€цев Ђработыї с владыкой агенты ”ƒЅ решили, что пришло подход€щее врем€, и привезли ему на подпись подготовленную бумагу. Ќесмотр€ на лукавые уговоры, исповедник твердо отказалс€ подписать этот документ, сославшись на то, что это противоречит евангельским принципам, верность которым, по его убеждению, должна оставатьс€ непоколебимой. Ќе помогли и уговоры со стороны более сговорчивых собратьев- архиереев.

—амо присутствие владыки ¬арнавы на ‘рушкой горе, в полутора часах езды от Ѕелграда, беспокоило органы безопасности. ќни старались удалить политически неблагонадежного архиере€ подальше от столицы социалистической ёгославии. 27 ма€ 1960 года владыку посетил представитель властей, сообщивший, что архиерей должен уехать в √омионицу, чтобы не присутствовать в Ѕелграде во врем€ очередного заседани€ јрхиерейского —обора. ¬ладыка ¬арнава должен был, к тому же, отозвать свое прошение о возвращении к служению.

Ќесмотр€ ни на что, владыка не останавливалс€ в своем стремлении в полную силу служить ÷еркви. 5 ма€ 1961 года он направил еще одно письмо јрхиерейскому —обору, в котором вновь содержалась просьба о возвращении к активному служению. ’арактер и содержание этого письма во всей полноте отражают то т€желое и бесправное положение ÷еркви и лично владыки ¬арнавы, чь€ судьба всецело зависела от расположени€ властей: Ђ»з всего этого €сно, что на —в€щенном јрхиерейском —оборе со стороны государства было наложено вето в отношении моего возвращени€. ƒругими словами, причина моего невозвращени€ к служению заключалась не в —в€щенном јрхиерейском —оборе, а в отношени€х, сложившихс€ между государственными органами ‘Ќ–ё и мнойї[24].

¬ 1963 году под давлением ”ƒЅ исповедник был переведен в монастырь Ѕеочин, где за ним следили более тщательно. ¬от что писал об этом —в€щенному —иноду епископ —ремский ћакарий: Ђ≈го преосв€щенство епископ ’востанский ¬арнава все врем€ находитс€ под домашним арестом, где его охран€ют трое сотрудников ”ƒЅ и трое вооруженных милиционеров. ќн также говорит, что психическое и физическое состо€ние, в котором он находитс€, ничуть не утешительноеї[25]. ѕолучив это сообщение, патриарх —ербский √ерман тут же обратилс€ к государственным органам с просьбой освободить владыку из-под домашнего ареста. ¬ ответ было получено сообщение, что Ђепископ ¬арнава находитс€ под домашним арестом потому, что некоторые личности за границей хот€т переправить его за рубежї[26].

“ем временем владыка не ослабевал в своих аскетических подвигах. ≈го собрат по Ѕеочину архидиакон ¬икентий (¬уйович) свидетельствует, что владыка ¬арнава держал посто€нный строгий пост и молитву. ¬ понедельник, среду и п€тницу он вовсе не вкушал пищи. ѕо вторникам и четвергам вкушал пищу без растительного масла, а в субботу и воскресенье с растительным маслом. –ыбу владыка ел только на великие праздники и никогда не вкушал м€са. ѕримечательно, что он рекомендовал пост и молитву даже своим стражам. ¬ообще было замечено, что приставленные стеречь владыку довольно скоро начинали испытывать к нему особое расположение и даже просить духовных советов. » потому состав охраны довольно часто мен€ли.

11 апрел€ 1964 года в Ѕеочине исповедника посетила делегаци€, в состав которой входили епископы —лавонский ≈милиан, –ашко-ѕризренский ѕавел (будущий патриарх) и Ѕан€лукский јндрей. Ќа этой встрече владыка ¬арнава вновь говорил о том, что ему не совсем пон€тна причина его изол€ции, при этом все попытки встретитьс€ с представител€ми органов безопасности и разъ€снить ситуацию не принос€т успеха.

–одственники владыки и благотворители из —Ўј решили сделать ему подарок, прислав ему автомобиль. “равмы, полученные епископом во врем€ пребывани€ в заключении, позвол€ли рассчитывать на официальный статус инвалида, что в свою очередь предполагало предоставление существенных льгот при взымании таможенного сбора. ќднако югославска€ бюрократическа€ машина отказала владыке в их предоставлении. »споведника возмутил не столько факт отказа властей от предоставлени€ ему льготы, сколько само неприкрытое лицемерие режима: против€сь возвращению епископа к активному служению, власти ссылались на его инвалидность и физическую нетрудоспособность и в то же врем€ отказывали ему в льготах, на которые он мог рассчитывать как инвалид.

¬ телеграмме, отправленной в июле 1963 года лично »осифу Ѕрозу “ито, владыка писал: Ђѕрошло уже более полугода, как € послал вам письмо, на которое до сих пор не получил ответа. ” вас нет времени. «ан€ты прин€тием уступок от —ербской ѕравославной ÷еркви и раздачей привилегий –имско- атолической. Ќе имеете времени, чтобы вернуть таможенный сбор сербскому епископу, но у вас были несколько лет назад врем€ и причины, чтобы вернуть епископию хорватскому епископу, делившему полтора года со мной одну тюремную камеру. ¬ы остаетесь последовательным в кровавой парадоксальной дискриминации, так как в то врем€, как в вашей тюрьме этот епископ и еще один архиепископ служили торжественные мессы, епископа —ербской ÷еркви, пишущего вам это письмо, заставл€ли чистить клозеты. Ётим вы оскорбили не только сербского владыку, но и вс€кого, кто чувствует себ€ сербом. »ли, может быть, не в вашей власти решить это? ћожет быть, нужно, чтобы € обратилс€ к какому-нибудь другому форуму в мире? ¬о вс€ком случае, остаюсь вам благодаренї[27].

ѕо поводу этого же вопроса 15 июн€ 1964 года владыка направил письмо председателю —оюзной комиссии по делам религии ћомиру ћарковичу. ќднако ответа вновь не последовало.

јктивна€ позици€ в отстаивании своих прав, смелые письма и телеграммы владыки, его стремление вернутьс€ к активному служению, по-видимому, вызывали все большее раздражение у коммунистов. ¬ладыка представл€л особую опасность дл€ властей еще и потому, что на одном из ÷ерковно-народных —оборов в —Ўј в августе 1963 года поднималс€ вопрос о возможном переезде владыки в јмерику. ѕричем требовани€ представителей сербской диаспоры принимали довольно откровенные и радикальные формы. 19 декабр€ 1963 года председатель церковной общины в “риесте ƒраголюб ¬урдель€ в статье с говор€щим названием Ђ“итовцы готов€т убийство ¬арнавы (Ќастича)ї в газете Ђ—ербска€ борьбаї призывал эмиграцию предприн€ть все возможное дл€ освобождени€ епископа. ¬ „икаго был даже сформирован специальный комитет по спасению епископа ¬арнавы (Ќастича). ¬идные представители эмиграции выступали в его защиту по радио.

ќдновременно с этим повышенный интерес к судьбе владыки ¬арнавы начало про€вл€ть и посольство —Ўј в Ѕелграде. —ам владыка, по свидетельству секретар€ —в€щенного —инода ћладена ћладеновича, говорил, что намерен ответить на приглашение американского посольства и посетить его, так как ожидает возвращени€ американского гражданства, и хотел бы поехать в јмерику[28]. ѕо всей видимости, в этом пресв€щенный исповедник видел единственную оставшуюс€ возможность вернутьс€ к активному служению ÷еркви и своему народу. ћожно предположить, что при усилении давлени€ со стороны общественности и более активных шагов на политическом уровне, это вполне могло бы произойти.

Ѕезусловно, такое развитие событий никак не могло устраивать коммунистические власти. ќтпустить владыку ¬арнаву после всего, им пережитого, на «апад было бы слишком опрометчивым: это подорвало бы Ђдемократическийї образ и авторитет социалистической ёгославии и лично “ито. ¬ладыка ¬арнава становилс€ все более неудобной дл€ коммунистов фигурой. ¬ какой-то момент органы внутренних дел вновь усилили контроль за владыкой и запретили ему удал€тьс€ из Ѕеочина.

ќднако и св€щенноначалие —ербской ÷еркви не сидело сложа руки. ≈го участие в судьбе владыки ¬арнавы привело все же к некоторому ослаблению контрол€ за исповедником. ” владыки по€вилась возможность покидать стены монастыр€ в сопровождении полиции. Ќынешний епископ ќсиечкопольский и Ѕараньский Ћукиан вспоминает, как в свое врем€ владыка ¬арнава приезжал в монастырь  овиль под Ќови —адом дл€ того, чтобы раздобыть какой-нибудь св€тоотеческой литературы. » сразу после отъезда епископа молодого иеродиакона Ћукиана вызывали Ђна разговорї представители госбезопасности.

—охранились свидетельства и о том, что владыку ¬арнаву приглашали прочесть осенью 1964 года лекцию в семинарии в —ремских  арловцах.

ќтметивший в том же году свой 50-летний юбилей исповедник был по-прежнему полон жизненных планов. ќднако 12 но€бр€ 1964 года внезапна€ смерть владыки ¬арнавы прервала его исполненный страдани€ми за ’риста жизненный путь. —транные обсто€тельства скоропостижной кончины исповедника навод€т его биографов на мысль о том, что он был отравлен. “очных подтверждений этому нет, но р€д обсто€тельств и обща€ атмосфера, сложивша€с€ вокруг личности архиере€, породили устойчивое мнение, что жизнь его была прервана не без посторонней помощи.

ќтпевание владыки ¬арнавы совершил епископ —ремский ћакарий в сослужении епископов —лавонского ≈милимана и –ашко-ѕризренского ѕавла. ѕомолитьс€ об упокоении новопреставленного и отдать ему последнее целование приехал и патриарх —ербский √ерман. ќбраща€сь в своем прощальном слове к почившему собрату, преосв€щенный ћакарий сказал: Ђ“ы, св€той наш владыко, отходишь в вечный и блаженный путь, к которому готовилс€ ежедневно. —воей ангельской жизнью и добрыми делами выровн€л ты ст€зи в ÷арство Ѕожие. ќтец наш Ќебесный увенчает твою епископскую главу неув€даемым венцем славы.  адило веры в душе твоей горело неугасимым светом и озар€ло твой жизненный путь и всех, кто обращалс€ к тебе за советом. ¬ера, надежда и любовь к Ѕогу и тво€ безгранична€ любовь к ближним были всем богатством твоих сердца и души Ц а богатство это никогда не исчезнет. » сейчас, когда ты расстаешьс€ с нами и отходишь пред лице неподкупного —удии, твой путь в вечность будет озар€тьс€ лучами твоих добрых делї[29].

“ело исповедника было похоронено в храме ¬ознесени€ √осподн€ монастыр€ Ѕеочин, где и почивает до сих пор.

–ешением —в€щенного јрхиерейского —обора от 18 ма€ 2004 года им€ ¬арнавы, викарного епископа ’востанского, внесено в диптих св€тых и календарь —ербской ѕравославной ÷еркви. “оржественна€ канонизаци€ была совершена во врем€ соборного богослужени€ в монастыре ∆итомислич 15 ма€ 2005 года. ѕам€ть св€того празднуетс€ 12 но€бр€, о чем были извещены все братские ѕравославные ÷еркви.

________
[1] Ќа территории современной „ерногории.
[2] JовиЮ —аво Ѕ., прот. —вети исповедник ¬арнава, епископ ’востански (1914Ц1964). Ѕеоград, 2007. —. 30.
[3] “ам же. —. 33.
[4] “ам же. —. 34.
[5] “ам же. —. 37.
[6] ‘Ќ–ё Ц ‘едеративна€ народна€ республика ёгослави€.
[7] JовиЮ —аво Ѕ., прот. —вети исповедник ¬арнава, епископ ’востански. —. 65.
[8] “ам же. —. 66.
[9] “ам же. —. 73.
[10]“ам же. —. 74.
[11] јлоизий —тепинац Ц католический архиепископ «агреба. Ѕыл осужден за сотрудничество с усташским режимом јнте ѕавелича в годы войны.  асим ƒобрача Ц одни из духовных лидеров организации Ђћолодые мусульманеї.
[12] JовиЮ —аво Ѕ., прот. —вети исповедник ¬арнава, епископ ’востански. —. 82.
[13] ѕолитика. 1948. 3 марта. —. 7.
[14] ѕолитика. 1948. 11 марта. —. 8.
[15] ”иль€м “омас ћеннинг (866-1949) Ќью-…оркский епископ ≈пископальной церкви.
[16] JовиЮ —аво Ѕ., прот. —вети исповедник ¬арнава, епископ ’востански. —. 84.
[17] “ам же. —. 88.
[18] “ам же. —. 90.
[19] “ам же. —. 91.
[20] “ам же.
[21] ПомиЮ¬елибор ¬., jереj. —традаЬе Cрбске ÷ркве од коммуниста. ÷етинье, 2003. —. 77.
[22] JовиЮ —аво Ѕ., прот. —вети исповедник ¬арнава, епископ ’востански. —. 106.
[23] “ам же. —. 109.
[24] “ам же. —. 118.
[25] “ам же. —. 112.
[26] “ам же. —. 128.
[27] “ам же.
[28] “ам же. —. 144.
[29] “ам же. —. 148.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

5 апрел€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0