—ербска€

—в€щенномученик »оанникий, митрополит „ерногорско-ѕриморский

—вмч.»оанникий (Ћиповац), митрополит „ерногорско-ѕриморский
—вмч.»оанникий (Ћиповац), митрополит „ерногорско-ѕриморский
—в€щенномученник »оанникий (Ћиповац) занимает особое место в р€ду сербских новомученников, прославленных в лике св€тых в конце XX века. Ётот архиерей Ѕожий был одним из первых, кто открыто возвысил свой голос против террора коммунистов, ввергнувших сербский народ в огонь братоубийственной гражданской войны. ќн же, вместе с большей частью вверенного ему духовенства, стал и одной из первых жертв этого террора. ћожно с уверенностью сказать, что вступление на кафедру „ерногорских митрополитов стало дл€ владыки »оанники€ началом восхождени€ на √олгофу. „етыре года архипастырского служени€ его были исполнены посто€нных невзгод и потр€сений, страданий и непрестанной отча€нной борьбы за ÷ерковь и народ.

Ѕудущий св€щенномученник родилс€ 16 феврал€ 1890 года в Ѕоке  оторской, на берегу јдриатического мор€. ¬ крещении ему было дано им€ »оанн. Ѕудущий архипастырь закончил гимназию в  оторе, Ѕогословский институт в «адаре, а затем и философский факультет Ѕелградского университета. ¬ 1912 году на день св€того ƒимитри€ епископом Ѕококторским и ƒубровицким ¬ладимиром он был рукоположен в сан диакона, а через два дн€ прин€л св€щеннический сан. ¬ последующие годы он нес служение в родном  оторе и ѕетровце, а с 1922 года преподавал в гимназии и семинарии в ÷етинье. ¬ 1925 году был переведен в Ѕелград, где преподавал в 1-й мужской гимназии.

8 декабр€ 1939 года јрхиерейский —обор —ербской ѕравославной ÷еркви избрал его, как вдового св€щенника, викарием ѕатриарха —ербского дл€ „ерногории с почетным титулом епископа Ѕудимльского. 1 феврал€ 1940 года митрополит —копский »осиф (÷виевич) совершил его монашеский постриг с именем »оанники€, а 10 феврал€ в кафедральном соборе Ѕелграда произошло наречение новоизбранного епископа. 11 феврал€ 1940 года ѕатриарх —ербский √авриил в сослужении митрополита —копского »осифа и епископа «ворницко-“узланского Ќектари€ совершил епископскую хиротонию владыки »оанники€.

20 феврал€ 1940 года епископ »оанникий прибыл в расположенный на границе вверенной ему епархии город ’ерцег Ќови. «десь его земл€ками ему была устроена радушна€ встреча. Ќа железнодорожной станции собралась масса народа, представители властей и общественности, духовенство. ѕосле приветственных слов митрополит отправилс€ в монастырь —авину, где был отслужен краткий молебен и состо€лс€ праздничный обед.

Ќа следующий день владыка был также с любовью встречен в родном  оторе. ѕосле молебна в храме св€тител€ Ќикола€ и обеда, устроенного в доме родного брата владыки, он отправилс€ в Ѕудву и дальше в ÷етинье. –овно в 16 часов он прибыл в столицу „ерногорских митрополитов, где был встречен торжественным звоном колоколов. ¬ ÷етинском монастыре его встречали представители властей, армии, общественности, ученики местных школ, а также духовенство во главе с ректором семинарии отцом ћихаилом ¬уйисичем. ѕоприветствовав встречающих, владыка проследовал с духовенством в храм. ѕосле искренних сердечных приветствий и благодарственной речи епископа все направились в канцел€рию митрополии, где был организован прием.

10 декабр€ 1940 года по решению јрхиерейского —обора викарный епископ Ѕудимл€нский »оанникий был избран митрополитом „ерногорско-ѕриморским с кафедрой в ÷етинье.

ѕо признанию некоторых биографов митрополита, период, на который пришлось его архипастырское служение, был страшней и т€желей, чем времена, в которые жил и управл€л „ерногорией его славный предшественник Ц св€той митрополит ѕетр ÷етинский. Ђ¬еликое зло было в „ерногории в XIX веке. Ќо мы еще не понимаем, какое зло не только в „ерногории, но и во всех сербских земл€х было в XX веке. „ерногорию во времена св€того ѕетра распинало зло турецкое и зло братской мести и разногласий. „ерногорию во врем€ митрополита »оанники€ распинало и расп€ло зло фашизма и зло коммунизмаї, Ц справедливо пишет ¬елибор ƒжомич.

¬ годы войны

— началом войны в апреле 1941 года и оккупации „ерногории архипастырь оказалс€ в весьма сложном положении. ¬ оккупированную италь€нцами „ерногорию хлынул поток беженцев с территории √ерцеговины, где орудовали хорватские усташи, и из соседних  осово и ћетохии, где против сербского населени€ развернулс€ албанский террор. ѕредметом особых забот митрополии и лично владыки »оанники€ стали многочисленные беженцы и обездоленные.  ак отмечает автор монографии Ђ√ражданска€ война в „ерногории. 1941Ц1945 годыї ¬. –едзич, Ђ÷етинска€ митрополи€ стала местом, куда ежедневно приходили люди из разных краев „ерногории, Ѕоки и —анджакаї[1]. ¬ладыка стал ходатаем и заступником дл€ св€щеннослужителей, военнослужащих и гражданских лиц, оказавшихс€ в концентрационных лагер€х, интернированных на территорию соседних јлбании и »талии. ќн неоднократно обращалс€ с ходатайствами к высшим представител€м оккупационных властей.

ѕервоначально италь€нцы сравнительно миролюбиво отнеслись к местному населению и даже постарались сохранить некоторые довоенные органы административного управлени€. ќднако их конечной целью было создание марионеточного королевства „ерногории, и поэтому они вс€чески поддерживали не пользовавшихс€ широким авторитетом местных сепаратистов. ¬ладыка »оанникий предусмотрительно держалс€ в стороне от этих политических акций.

16 ма€ 1941 года „ерногорию посетил король »талии ¬иктор Ёммануил, визит которого был составной частью плана италь€нцев по провозглашению независимого черногорского государства. Ќакануне его приезда полици€ обошла дома Ђсомнительных лицї, не пожелавших подписывать за€вление о ло€льности италь€нским власт€м. ѕосле посещени€ ѕодгорицы италь€нский король прибыл в ÷етинье. ¬ р€ду прочих мест он посетил и резиденцию митрополита. ¬ладыка »оанникий встретил его в простой мантии, без каких-либо знаков митрополичьего достоинства[2]. ќбратившись к королю с положенным приветствием, он отметил, что его страна порабощена, а народ опечален, и он был бы счастлив встретить корол€ при других обсто€тельствах. —лова митрополита, обращенные к ¬иктору Ёммануилу, звучали скорее как укор, чем как ожидаемое приветствие. ѕо воспоминани€м очевидцев, выйд€ из ÷етинского монастыр€, италь€нский король выгл€дел подавленным. ќтношение италь€нцев к владыке после визита корол€ заметно ухудшилось.

¬ июле 1941 года на территории „ерногории началось народное восстание против оккупантов. ѕри этом коммунисты, хот€ они и были одними из инициаторов начала вооруженной борьбы, тем не менее, не сыграли заметной роли в ходе наиболее т€желых и кровопролитных боев. ѕервоначальный успех восставших оказалс€ непродолжительным. ѕо сути, восстание привело лишь к жестоким и кровавым акци€м возмезди€ со стороны оккупантов и их пособников. ќтносительно миролюбива€ политика италь€нцев в отношении населени€ „ерногории сменилась террором. ¬осставшие же были плохо подготовлены и не могли оказать серьезного сопротивлени€ прекрасно вооруженным италь€нским боевым част€м.

¬месте с тем и в среде восставших произошло четкое размежевание по политическим взгл€дам. ƒл€ коммунистов борьба с оккупантами была неотъемлемой частью мировой революции и борьбы за установление диктатуры пролетариата. ѕри этом масштабы народных жертв не особо принимались ими в расчет. Ћюбые же политические силы и отдельные личности, зачастую самые благородные представители патриотических кругов, противившиес€ безумному и бессмысленному кровопролитию, были тут же записаны коммунистами во врагов народа, предателей и пособников оккупантам. ¬рагами дл€ коммунистов стали очень многие истинные патриоты, бывшие офицеры, члены довоенных органов управлени€, св€щеннослужители, представители интеллигенции и кресть€не, не раздел€вшие идей мировой революции. ¬полне естественно, что одной из самых неудобных дл€ коммунистов фигур вскоре стал пользующийс€ народным авторитетом митрополит, действи€ и поступки которого были продиктованы единственным желанием Ц сохранить ÷ерковь и паству.

ЂЌесчасть€ умножились, Ц пишет тот же –едзич, Ц когда коммунисты начали восстание. ’одатайства об освобождении заложников, оказание помощи арестованным и отправленным в лагер€ в јлбании, семь€м, у которых италь€нцы сожгли дома, ограбили и уничтожили имущество, и другим были посто€нными зан€ти€ми св€щенников. ¬ эти дни сам митрополит »оанникий написал более 400 прошений и других обращений на италь€нском €зыке и направил оккупационным органамї[3].

Ђ оммунистическое восстание и убийства коммунистами невиновных людей породило пропасть между ними и духовенством. ÷етинский митрополит осудил их действи€ иЕ призвал не следовать за их “ложью и безбожием”ї[4]. ∆естокие акции террора и расправы над ни в чем не повинным населением со стороны партизан принимали поистине демонических характер.

18 ма€ 1942 года митрополит разослал окружное послание всем св€щенникам с просьбой до 1 июн€ предоставить свидетельства о фактах коммунистического террора.

Ђ—коро уже год, Ц писал митрополит, Ц как в „ерногории воцарилс€ хаос. ¬ последние мес€цы коммунисты разв€зали невиданный террор. ¬ том насилии, что учинили они над нашим народом, больше всего страдала ÷ерковь и св€щеннослужители, которые были различными способами мучимы партизанами. »звести€, доходившие до нас из разных районов епархии, и рассказы св€щенников, посещавших нас в последнее врем€, были более чем ужасающими. ќднако и до сих пор мы не располагаем точными сведени€ми о терроре, осуществленном коммунистами в „ерногории. »звестно о нескольких храмах, пострадавших во врем€ партизанской операции. »звестно, что многие св€тые места осквернены этими безумцами. Ёти данные, которыми мы сейчас располагаем, неполны, и мы призываем всех приходских св€щенников и насто€телей монастырейЕ предоставить нам в рабочем пор€дке точные и детальные сообщени€ о терроре, совершенном коммунистами, а также об ущербе, нанесенном ими ÷еркви и ее имуществуї[5].

ѕо всей епархии пылал пожар войны. ћногие церковные объекты страдали от действий италь€нцев. „аще всего это происходило в ходе военных операций против партизан. ¬ период с 28 €нвар€ по 9 феврал€ 1942 года италь€нска€ артиллери€ из ƒаниловграда, действовавша€ против партизан, неоднократно обрушивала свой огонь на монастырь ∆дребаоник. ¬о врем€ самого сильного обстрела насто€тель монастыр€ иеромонах ѕавел (ѕавичевич) сумел вместе с двум€ помощниками вынести из монастыр€ кивот с мощами св€тител€ јрсени€ —ремца и временно поместить их в церкви св€тител€ Ќикола€ в ≈ленике. 21 апрел€ 1942 года отец ѕавел извещал своего прав€щего архиере€ о трагической судьбе обители: ЂЌова€ колокольн€ полностью разрушена, два колокола разбиты и выведены из стро€, кров полностью разрушен, свод церкви так пострадал, что каждый день ожидаем его обрушени€, иконостас сильно пострадал от снар€дов. ¬се церковные книги, литийница, потир, прибор дл€ причасти€, все кресты, кадила, церковные одежды и друга€ церковна€ утварь уничтожены, разбросаны и разбиты в церквиЕї[6].

»таль€нцы разрушили подсобные здани€ монастыр€ св€тител€ Ќикола€ в Ќижних Ѕрчелах и разорили практически все монастырское имущество. ¬ апреле 1942 года хоз€йство этого монастыр€ было отобрано италь€нской армией дл€ своих нужд. Ќа территории обители были возведены армейские постройки. »таль€нцы разрушили монастырское здание, в котором размещалась местна€ начальна€ школа, и построили на его месте кухню[7].

2 марта 1942 года италь€нцы подожгли церковь св€того √еорги€ в селе  орнет. 13 апрел€ 1942 года италь€нска€ артиллери€ обстрел€ла величайшую черногорскую св€тыню Ц капеллу св€того ѕетра ÷етинского на Ћовчене. ћитрополит »оанникий незамедлительно обратилс€ по этому поводу к губернатору Ѕироли с просьбой срочно провести осмотр и ремонт капеллы[8].

»гумен монастыр€ ¬раньина –оман (¬укманович) сообщал в митрополию, что в апреле 1942 года монастырь был трижды ограблен, а монастырский корпус сожжен. ¬есной 1943 года в ходе операций против партизан италь€нска€ авиаци€ бомбила монастырь ћорачу, а 23 ма€ того же года обитель подверглась артиллерийскому обстрелу. ¬ 1943 году италь€нцами был подожжен корпус монастыр€ ∆упа под Ќикшичем. ¬ храме св€того ƒимитри€ в Ѕраичах италь€нцы, начина€ с июл€ 1941 года, содержали жителей села и лошадей.

Ќемалый урон храмам и монастыр€м нанесли формировани€ партизан-коммунистов. ¬ своем сообщении митрополиту от 1 июл€ 1942 года св€щенник јлекса ∆ивкович писал, что коммунисты повредили местную приходскую церковь, разорвали и разбросали по храму богослужебные книги[9]. 17 апрел€ 1942 года партизаны подожгли церковь архангела ћихаила в селе Ѕар€мовице под ÷етинье вместе почти со всем селом, жители которого в основной массе были против коммунистов[10].

¬ ѕасхальном послании 1942 года, опубликованном в газете Ђ√олос черногорцаї, митрополит »оанникий открыто выступил с осуждением коммунистов. Ђƒорогие мои духовные чада, Ц писал он, Ц сегодн€, когда мы празднуем светлое ¬оскресение ’ристовоЕ сердце мое исполн€етс€ печалью и горечью, душа мо€ плачет, когда думаю, что уже больше года часть нашего народа, особенно молодежь, пошла путем греха, поплыла мутными коммунистическими водамиї[11]. ќбратив внимание на причины того, почему коммунистические идеи нашли благодатную почву в „ерногории, владыка пишет о том, что коммунизм начал свое разрушительное действие уже много лет назад. Ђ„то коммунисты требуют от нашего народа? Ќи больше ни меньше как отречьс€ от своей народности и ѕравослави€, а значит, отречьс€ от того, что дл€ народа самое св€тое и самое дорогое, что составл€ет основу его жизни и смысл его существовани€ї[12]. ƒалее владыка осуждает коммунистов за то, что 13 июл€ 1941 года они Ђподн€ли кровавое восстаниеї, приведшее к неисчислимым народным страдани€м, и обагрили свои руки братской кровью.

ћитрополит примен€л и всю полноту церковной судебной власти в отношении представителей духовенства, присоединившихс€ к партизанам-коммунистам. 6 апрел€ 1942 года он приказал архиерейским наместникам прислать информацию о поведении подчиненных им св€щенников на территори€х, контролировавшихс€ некоторое врем€ коммунистами. Ђќсобенно сообщите о тех св€щеннослужител€х, Ц говоритс€ в распор€жении, Ц которые сражались на стороне коммунистов или распростран€ли их пропаганду и тем самым содействовали их преступлени€м.   сожалению и стыду всех нас, св€щенников, и на соблазн верующих, были и такие св€щенники и иеромонахиї[13]. —огласно полученным данным, было установлено, что семь св€щенников и один секретарь церковного суда активно сотрудничали с коммунистами. 16 апрел€ 1942 года митрополит »оанникий запретил их в служении. ѕозднее митрополит »оанникий и другие представители духовенства неоднократно выступали с осуждением действий партизан-коммунистов на территории „ерногории, охваченной кровопролитной гражданской войной. ¬ ситуации, когда приходилось выбирать из двух зол меньшее, представител€м —ербской ÷еркви было легче найти общий €зык с оккупационными власт€ми, которые, по крайней мере, не испытывали такой патологической ненависти к ÷еркви, как коммунисты.

¬ 1944 году митрополиту »оанникию удалось наконец наладить контакт со —в€щенным —инодом в Ѕелграде. ¬ самом начале года митрополит писал в своем сообщении —в€щенному —иноду —ѕ÷ о т€желом положении митрополии:

ЂЌа территории епархии разрушены и подожжены монастыри: –ежевич, √радиште, ∆дребаоник, ∆упа и Ѕиела.

ѕрактически все остальные монастыри пострадали и особенно материально опустошены, потому что большинство из них находитс€ в руках коммунистической организации.

»еромонахи частью убиты, многие избежали смерти, покинув перед превосход€щей силой монастыри; а есть, к сожалению, и такие, кто находитс€ на службе у коммунистов.

ќт детального рассмотрени€ мы воздерживаемс€ потому, что не имеем сообщени€ с внутренними районами епархииЕї[14].

ƒовольно емко определил положение —ербской ÷еркви в „ерногории исследователь ¬укич в книге Ђ„ерногорско-ѕриморска€ митрополи€ на распутье историиї: Ђ‘ашистска€ оккупаци€ и гражданска€ война в 1941Ц1945 годах создали серьезную угрозу ÷етинской митрополии и существованию православного духовенства в „ерногории. ћитрополи€ оказалась в незавидном положении под давлением двух воинствующих идеологий антихристианского духа (фашизма и коммунизма), которые создавали угрозу сохранению православной веры, культуры и цивилизации не только в „ерногории, но и на всем сербском и русском этническом пространстве. ќднако неумолимые исторические факты свидетельствуют, что коммунисты в „ерногорииЕ примен€ли несравнимо более жестокие репрессии в отношении православного клира, нежели оккупационные властиї[15].

ќб обсто€тельствах мученической кончины

¬ но€бре 1944 года, при наступлении партизан, митрополит »оанникий прин€л решение временно покинуть ÷етинье вместе со значительной частью православного духовенства и отправитс€ в сторону западной границы ёгославии. ѕроизошел фактический исход сербского духовенства. ¬ колонне беженцев, помимо свыше 60 св€щенников, было около 5Ц6 тыс€ч черногорских четников, большое количество стариков, женщин и детей. Ѕеженцы отправл€лись в буквальном смысле слова в неизвестность. ѕо всей видимости, это был шаг отча€ни€ в надежде оказатьс€ в американской оккупационной зоне и не попасть в руки к коммунистам. ќднако достигнув —ловении, беженцы у местечка «идани мост были схвачены военнослужащими 1-й ёгославской армии, которой командовал генерал ѕечко ƒапчевич.

¬ первой половине июн€ 1945 года в јранджеловце митрополит »оанникий был убит. –асправой над митрополитом командовали тогдашний полковник ќ«Ќј ¬ладимир –олович и генерал ѕеко ƒапчевич.

¬ начале 90-х годов XX века на страницах церковной прессы по€вилось несколько неизвестных ранее свидетельств об обсто€тельствах мученической кончины митрополита. ¬ календаре Ђ÷ерковьї за 1991 год было помещено свидетельство профессора —ветозара ƒушанича. ≈го отец, св€щенник —тева ƒушанич, служил в конце войны в јранджеловце. ќн сообщал, что когда в середине сент€бр€ 1944 года в јранджеловац пришли партизаны, то в одном из зданий разместилось отделение ќ«Ќј ("ќ«Ќј" - ќтделение защиты народа.) . ¬ комнатах временно содержалось по 30Ц40 заключенных, которых потом планомерно ликвидировали у реки под горой Ѕукуль. ¬ один из праздничных дней отец —тева застал во дворе группу заключенных, выведенных на прогулку, среди которых был пожилой человек с белой бородой и в гражданской одежде, который сообщил ему, что он митрополит „ерногорско-ѕриморский »оанникий. ¬ладыка рассказал отцу —тево, что после ареста был доставлен в «агреб, где у него отн€ли личные вещи, панагию и облачение. »нформаци€ о том, что митрополит »оанникий находитс€ в јранджеловце дошла до св€щенноначали€ в Ѕелграде, но попытка про€снить у представителей народной власти судьбу заключенного не принесла успеха.

ќ последних дн€х митрополита »оанники€ в јранджеловце свидетельствует и доктор јлександр Ќедок, лично знавший митрополита. ¬ июне 1945 года он находилс€ в качестве военнослужащего в штабе 1-й ёгославской армии. ќднажды в разговоре с сослуживцами он узнал о том, что его бывший учитель закона Ѕожиего находитс€ в тюрьме в јранджеловце. Ќа вопрос о том, может ли он посетить заключенного, был получен ответ, что это запрещено и что лучше даже не говорить об этом. „ерез несколько дней он получил известие, что митрополит »оанникий мертв.

ƒругое, короткое, но многоговор€щее свидетельство о кончине митрополита содержитс€ в документе, направленном штабом 1-й ёгославской армии 21 июн€ 1945 года в „ерногорскую митрополию в ÷етинье: Ђѕосылаем вам панагию и крест, которые найдены у разбойника бывшего митрополита »оанники€. —мерть фашизму, свобода народу!ї.

¬ одном из номеров журнала Ђ—ветигораї за 1992 год был опубликован рассказ протоиере€ Ѕранко ћарковича, единственного на тот момент живого св€щенника, получившего хиротонию от рук св€щенномученника. ќтец Ѕранко сообщал, что в 1951Ц1952 годах встречал в монастыре ѕрасквица человека, работавшего раньше при митрополите и покинувшего вместе с ним ÷етинье в 1944 году. ѕо его словам, владыка был схвачен вместе с группой св€щенников у «иданого моста, отправлен в «агреб и приведен к ѕеко ƒапчевичу. ƒапчевич спросил митрополита: Ђ“ы ли »оанникий (Ћиповац)?ї ”слышав утвердительный ответ, он за€вил, что владыка не имеет право представл€тьс€ митрополитом, потому что в ÷етинье всегда правили великие и заслуженные люди, а не такие предатели, как он. Ќа это владыка указал ƒапчевичу, что он не имеет права так вести себ€ с ним, митрополитом, потому что именно он вызволил из италь€нского лагер€ мать ƒапчевича и сделал все возможное дл€ освобождени€ отца. ƒапчевич ответил, что это и €вл€етс€ подтверждением службы владыки оккупантам, а затем приказал сн€ть с владыки все знаки епископского достоинства.

Ќа основании этих и других свидетельств известно, что митрополит »оанникий убит в первой половине 1945 года в јранджеловце. “очное место его захоронени€ осталось неизвестным.

¬ конце 1946 года митрополит —копский »осиф сообщал, что ѕатриарх √авриил, узнав об исчезновении митрополита »оанники€ из јранджеловца и предполага€, что он убит, совершил заупокойное поминовение.

ƒолгие годы им€ св€щенномученника практически было предано забвению. “олько в 1990-е годы историки и церковные публицисты получили возможность исследовать судьбу и духовное наследие митрополита »оанники€. ¬ 1996 году вышла в свет книга ¬елибора ƒжомича Ђ√олгофа митрополита „ерногорско-ѕриморского »оанники€ 1941 Ц 1945ї, в которой были собраны документы, в полной мере отражающие все обсто€тельства нелегкого служени€ архиере€ в годы войны и оккупации.

22 ма€ 1998 года —в€щенный јрхиерейский —обор —ербской ѕравославной ÷еркви на своем заседании прин€л решение о канонизации митрополита „ерногорско-ѕриморского »онники€ (Ћиповца) в лике св€щенномученников, нар€ду с другими сербскими архиере€ми, пострадавшими за ’риста в годы ¬торой мировой войны. “оржественное прославление св€щенномученика »оанники€ в лике св€тых состо€лось 22 ма€ 2002 года в храме —в€того —аввы в Ѕелграде.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] –еЯиЮ ¬учета, др. √раРански рат у ÷рноj √ори 1941Ц1945 године. —тупови. ѕодгорица, 2002.  Ь. 1. —. 111.

[2] “ам же. —. 117.

[3] “ам же.

[4] “ам же. —. 112.

[5]http://www.mitropolija.me/istbibl/golgota_joanikija/dzomic-golgota_1942.html#b42_15

[6] ¬укиЮ ѕ. ћитрополиjа ÷рногорско-ѕриморска на распеЮу историjе: са посебним освртом на раздоблье од 1941Ц1961. —. 31.

[7] “ам же.

[8] “ам же. —. 31Ц33.

[9] “ам же. —. 34.

[10] “ам же.

[11] Помиħ ¬. √олгота митрополита ÷рногорско-приморског Jоаникиjа (1941Ц1945). ÷етиЬе: —ветигора, 1996. C. 79.

[12] “ам же. C. 80.

[13] “ам же. —. 84.

[14] »звештаj митрополита —ветом јрхиjереjском —иноду —ѕ÷. ћ.бр. 141/02.02.1944 г. // “ам же. —. 289.

[15] ¬укиЮ ѕ. ћитрополиjа ÷рногорско-ѕриморска на распеЮу историjе. ÷етиЬе, 2002. —. 28.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

24 июн€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0