онстантинопольска€

јфонской √еронтикон. —тать€ 1. ќ христоподобной любви

/p>

— древности в христианской письменности известны книги, которые содержали короткие рассказы из жизни подвижников и их изречени€ и посредством того и другого давали читател€м нагл€дный пример, как евангельские заповеди могут действенно выражатьс€ в жизни людей. ”же в более близкое к нам врем€ эту традицию продолжил архимандрит »оанникий, который в своем Ђјфонском геронтиконеї собрал рассказы о подвижниках —в€той горы ’’ века (хот€ некоторые истории включают упоминани€ и о более ранних св€тых Ц XIX и даже XVIII веков). Ќиже приводим перевод первой главы этого собрани€.

Ќекогда монахи Ќового скита приводили в пор€док место, где хранились кости упокоившихс€ отцов. ќдин старец, по имени ƒаниил, который посто€нно жил в ските и служил всем, не выказыва€ ни малейшего недовольства, при уборке обратилс€ к усопшим, сказав: Ђ¬ы понесли немало трудов, жив€ на земле, так что вы получили свои венцы и обрели место на небесах. ћолитесь за нас, св€тые отцыї. » тогда послышалс€ голос, идущий от костей: Ђ¬ы должны иметь любовь: никто не может спастись, не име€ любви!ї

***

ќдин из старцев сказал: Ђћы христиане, но никто не соблюдает заповедь: “¬озлюби ближнего своего, как самого себ€”ї.

Ќо все же были монахи, сильные телом и духом, которых украшала добродетель любви. Ќичто не могло остановить их: ни т€жкий труд, ни опасность заразитьс€, Ц когда они ухаживали за своими больными брать€ми. “аким подвижником был отец ѕантелеимон из скита св€той јнны. ќн посв€тил себ€ служению люд€м. ¬ыхаживал страдающих туберкулезом, кормил голодных во врем€ неслыханного голода при немецкой оккупации. —кончалс€ он в 1948 году, заразившись сам, Ц и ни единой жалобы не вырвалось из его уст. Ќапротив, он всегда благодарил Ѕога.

***

»гнатий с ’иоса, монах из скита св€той јнны, обрел известность благодар€ своим трудам, совершаемым по любви и милосердию. —тав отшельником, он выстроил на берегу мор€ келлию в честь –ождества ’ристова. “ам монах давал приют всем страждущим, и прежде всего Ц потерпевшим кораблекрушение. –иску€ собственной жизнью, помогал спасатьс€ новозеландским и британским солдатам. ¬сю пойманную рыбу он с радостью бы отдал бедным и гонимым. ѕогиб »гнатий в 1947 году, сорвавшись со скалы. ≈го нашли с рукой, занесенной дл€ крестного знамени€.

***

ƒругим милосердным рыбаком был отец —офроний из скита св€той јнны, который жил в хижине неподалеку от Ћовиарики. ќн пришел в ¬еликую лавру, жела€ постричьс€ в монахи, но ему отказали, и сатана напал на него с издевками, говор€: Ђ“ы пошел как —пирос и вернулс€ с тем же именем Ц —пиросї (это было его мирское им€). Ќо —офроний не стал отчаиватьс€. —пуст€ какое-то врем€ он вновь пришел в лавру, прин€л постриг и начал вести кроткую жизнь. ќн жил в полной бедности, но имел великую любовь. ќтдавал всю выловленную рыбу бедным отцам. » ушел на покой в возрасте 90 лет.

***

»саак ƒионисиатский неустанно молилс€, забыва€ о сне даже в ночные часы. ќн молилс€ о здравии и спасении рабочих своего монастыр€, и часто на глазах его были слезы, а в люб€щем сердце Ц боль. Ќекоторое врем€ он обитал на верхнем этаже монастырского подворь€. » рабочим были слышны его громкие молитвы, которые он, стена€, читал: Ђ√осподь наш »исус ’ристос, —ын Ѕожий, будь милостив к рабочим. ƒай им каждый день хлеб дл€ пропитани€ и благослови их, ведь они труд€тс€ в поте лица своего, чтобы выдать дочерей замуж и помочь дет€м выучитьс€ї.

***

ќдин старец говорил: Ђѕорой мы утверждаем, что в наших сердцах есть любовь, но что это за любовь? я имею в виду, какой вид духовной любви, ибо € говорю не о мирской любви. ћожет ли человек достичь состо€ни€, когда бы он воспринимал все человечество как своих братьев и сестер? ¬едь некоторые из этих людей €зычники или свидетели »еговы. Ќо все же они брать€ по плоти, хот€ и не по духу, как православные друг дл€ друга. » нам следует проливать и за них слезы тоже. ≈сли же православный станет иеговистом или католиком, сколь сильно € буду скорбеть! “еперь таких миллионы. ƒовольно ли € сокрушалс€ о них? Ќет, а значит, мне еще далеко до истинной любвиї.

***

Ќекогда жил один отшельник, известный во всех пещерах јфонского полуострова, у которого было живое и веселое лицо. ќн выставл€л из пещеры чашу и мог ждать 24 часа, пока она наполнитс€ водой. “аким было его терпение и стойкость. ∆ил он в полной бедности. Ќикакого имущества у него не было, но душу его украшала христоподобна€ любовь. ≈сли он узнавал, что где-нибудь захворал человек, он с радостью отправл€лс€ туда, чтобы ухаживать за ним. ќн всегда готов был помочь, услужить и позаботитьс€ о пожилых люд€х. » выходил 15 старцев и отшельников. ќ человек Ѕожий! “ы воистину был подражателем √оспода и следовал примеру ’риста, омывшего ноги —воим апостолам.

***

—тарец √едеон из ¬еликой лавры, завидев в небе самолет, начинал молитьс€.
Ц „то ты делаешь, отец √едеон? Ц спрашивали его.
Ц я молюсь по четкам, Ц просто отвечал он, Ц чтобы ни один самолет не разбилс€ и все люди долетели до цели своего путешестви€ невредимыми.

***

ћилосердный старец ’аралампий из Ќового скита был прикован к постели т€желым недугом. ≈го посетил отец  .
Ц  ак поживаешь, отец? Ц спросил старец ’аралампий.
Ц “воими молитвами, геронда.
Ц ≈сть у теб€ еда? ” мен€ есть немного сухого хлеба, Ц сказал старец и, с усилием приподн€вшись, выт€нул, насколько мог, тощие ноги и вз€л с полки кусок хлеба.
Ц ¬озьми, брат мой и отец, и молись за мен€.
Ц Ётот поступок укрепил мен€, Ц вспоминал позже отец  ., Ц и сохранилс€ в моей пам€ти на всю оставшуюс€ жизнь. —тарец боролс€ со смертью, но забота о ближнем вз€ла верх над этой жестокой борьбой.

***

ќдин старец говорил: Ђћы будем проливать слезы над развалинами нашего скита, поскольку любви здесь больше нет.  ак много денегЕ ќтдайте хоть чуточку их бедн€ку, чтобы выстроить себе жилище на небесахї.

***

—тарец јввакум был учеником любви. ќднажды, исполненный самоотречени€, он приютил у себ€ в хижине юношу, больного туберкулезом, и ухаживал за ним много мес€цев. — радостью присматривал он за ним, забот€сь, как люб€ща€ мать. ƒаже, невзира€ на то, что сам постилс€, он кормил своего подопечного м€сом и другими питательными продуктами. ќн изо всех сил боролс€ с недугом юноши, но все же тот умер на руках у старца, пока€вшись и исповедавшись в своих грехах. ѕеред кончиной юноши старец постриг его в монахи, дав им€ ‘анурий.

¬ другой раз паломники застали отца јввакума в слезах.  огда они спросили его, что случилось, он поведал, что незадолго до их прихода другие паломники рассказали ему о слепых, страдающих по всему миру, и он не смог сдержать слез. Ёто была истинна€ любовь, бескорыстна€ и реальна€.

***

—тарец Ќ. раздал все, что имел. ” этого приснопам€тного монаха было свое изречение: ЂЅог любит охотно дающегої.

***

ѕ€ть милосердных братьев из скита св€той јнны наполн€ли сумы всех отцов, приходивших на молитву, лимонами и апельсинами, собранными в собственном саду.

ј другие отцы, в свою очередь, собирали овощи со своих огородов и оставл€ли возле тропинок у скита, по которым чаще всего проходили монахи, паломники и рабочие, чтобы все могли свободно вкусить дары отцов, бер€ все что нужно.

Ќа дальних тропах и по сей день р€дом с остановками дл€ молитвы можно найти кусок хлеба и оливки, предназначенные дл€ усталого путника. Ёто про€вление афонского гостеприимства в саду ѕресв€той Ѕогородицы, где монахи вид€т в каждом госте самого ’риста, согласно ≈го словам: Ђ»бо алкал я, и вы дали ћне есть; жаждал, и вы напоили ћен€; был странником, и вы прин€ли ћен€ї, и Ђ»стинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев ћоих меньших, то сделали ћнеї (см.: ћф. 25: 42Ц43, 45).

***

—в€той јгапий, усердный труженик, подвизалс€ в ските монастыр€  утлумуш, недалеко от монастыр€ ¬атопед. ќн попал в плен к туркам и после двенадцати лет плена чудом был освобожден Ѕогородицей и вернулс€ на јфон к своему наставнику. —тарец сделал ему выговор за тайный побег из плена. —в€той јгапий послушалс€ его, вернулс€ и, благодар€ своей добродетели и св€тости, уговорил одного турка и двух его сыновей идти с ним на —в€тую гору, где они прин€ли крещение и стали монахами.

***

—лова нашего современника мудрого отца јфанаси€ »виронского, ласкающие слух, исполненные любви и стремлени€ к √осподу, отзываютс€ эхом в моих оглохших ушах, пробуждают мое окаменевшее сердце: Ђ–айское блаженство и радость в этом мире наступ€т тогда, когда каждый человек осознает тайну Ѕожественного замысла вочеловечени€ »исуса ’риста через Ѕогородицу ƒеву ћарию ради спасени€ всего человечества. »исус и ћари€, ћари€ и »исус, эти два чудесных имени Ц вот сам рай!ї.

***

Ђ√осподь спустил мен€ с высот духовных созерцаний на поле практической добродетелиї, Ц сказал один смиренный монах. ќн ухаживал за древним, одр€хлевшим старцем, который страдал от простатита. ” старца было неконтролируемое мочеиспускание, отчего его ученик не спал всю ночь напролет.

***

ƒругой монах сказал: ЂЌаша любовь должна быть одинаково братской как к родным, так и к незнакомцамї.

***

¬ труднодоступном скиту  арул€ жил русский подвижник отец «осима, человек истинной любви. ќн ухаживал за больными и прот€гивал руку помощи везде, где в этом нуждались. ¬о врем€ войны он кормил многих отшельников, добыва€ средства изготовлением корзин.

***

ќтец √авриил из Ќового скита говорил: Ђƒаже если человек будет ежедневно причащатьс€ св€тых таин или раздаст все свое имущество нуждающимс€, будет поститьс€ до истощени€ и обильно класть поклоны, он не обретет милости Ѕожией, пока у него не будет любви Ѕожией. ѕоэтому св€той ѕавел, величайший апостол всех времен и народов, воспева€ любовь, говорил: Ђ≈сли € говорю €зыками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то € Ц медь звен€ща€ или кимвал звучащийї (1  ор. 13: 1).

***

150 лет минуло с тех пор, как в северную часть скита св€той јнны пришел старец ƒамаскин, чтобы вести подвижническую жизнь в безотрадной хижине. ќн был одним из сильнейших столпов скита и жил, употребл€€ в пищу лишь черствый хлеб и воду. ≈го молитвы отличались редкой теплотой, любовью и сочувствием ко всему миру, и любовь его горела как свеча.

ќн молилс€ примерно так: Ђ√осподи, помоги всем идолопоклонникам, безбожникам, атеистам и еретикам пока€тьс€, познать истину и поверить в “еб€, стать “одной паствой с одним ѕастырем” и прославл€ть “еб€, единого истинного Ѕога в “роице ќтца, —ына и —в€таго ƒуха, чтобы никто не осталс€ без ра€, √осподиї.

„асто он впадал в восхищение, и у него были видени€ великих таинств, что исполн€ло его божественной радостью и благодарением.

***

 огда мой приснопам€тный старец решил написать Ђћемуары ѕанамского садаї, он был уже болен и не мог писать сам. Ќо когда выдавалось свободное врем€, он рассказывал мне, и €, ничтожнейший из всех, записывал его речи с его благословени€. Ёто были незабываемые дл€ мен€ минуты.

Ђ” нас не было какого-нибудь вьючного животного дл€ перевозки нашей поклажи, Ц говорил мой старец. Ц » все же у нас был благословенный “носитель любви”, чье им€ было —тефан. Ѕольшую часть пути, нес€ на спине немалый груз, он, взбира€сь от пристани в гору, вслух читал »исусову молитву. ќтцы скита знали, что это идет отец —тефан, поскольку слышали знакомый голос: “√осподи »исусе ’ристе, помилуй нас”.

„асто, беседу€ с кем-то, он мог громко повтор€ть эту молитву, не забот€сь о том, что это может поставить собеседника в неловкое положение.

Ѕудучи спартанцем, он был резок и неловок в общении, дерзок и мрачен Ц на первый взгл€д, суровый монах, если не знать его близко. “ем не менее, он обладал неверо€тно отзывчивым сердцем, исполненным сострадани€ к бедным. Ќа горе јфон все индивидуальности сглаживаютс€, станов€тс€ проще. —падают маски социальной вежливости и притворной учтивости. ¬се личности очищаютс€ от грехов в фонтане спонтанной любви, которую не встретишь больше нигде в мире.

я никогда не забуду любовь и самоотречение отца —тефана. ќн всегда одевалс€ в самую недорогую одежду, выполн€л самую т€желую работу и ел самую простую пищу. —обирал остатки еды, не съеденной за день, складывал их в миску, добавл€л немного воды и тихо, спокойно ел. —тарец ѕаисий часто говорил ему в шутку: “ƒа, старик не позвол€ет своей левой руке знать, что делает права€ (см.: ћф. 6: 3). —тефан, а ты помнишь те чудесные обеды, которыми мы наслаждались в јмерике? ћы ели, как цари! ј теперь ты питаешьс€ тюрей на воде!”

ќн согласно, почти равнодушно, кивал, с удовольствием поглоща€ свой ужин, словно вкушал какой-то деликатес. ’ижина была дл€ него маленьким дворцом в раю, превыша€ по удобству и счастью все небоскребы јмерики, а еда его была лучшей на всем белом свете.

 огда у него началс€ цирроз печени, мы навестили отшельника в его жилище. ћы нашли его сп€щим на столе. ѕредлагали поехать с нами в ‘ессалоники к врачу, но он наотрез отказалс€. “≈сли Ѕогоматери угодно, чтобы € заболел, пусть так. —делаю все, что ≈й по нраву, все, что ≈й угодно. Ќо јфон не покинуї, Ц отвечал он. Ётот незабвенный монах, настолько суровый к себе, был добр к своим брать€м. ”сили€ его отзывчивого сердца видны в том, насколько огромный груз он тащил, передвига€сь пешком по скалистой, безлюдной местности, чтобы принести еду и лекарства нуждающимс€ отшельникам. Ѕывало, что, даже использу€ мула дл€ перевозки, он нагружал его лишь по ночам, чтобы никто не узнал о его добродетелиї.

***

Ђћолитьс€ за мир Ц это все равно как если ты истекаешь кровьюї, Ц говорил св€той —илуан јфонский. » еще: ЂЌаш брат Ц это наша жизньї.

***

—тарец јввакум обладал особенно глубокой любовью, которую так часто можно встретить на горе јфон. ќн служил больничником в ¬еликой лавре. ƒни, ночи, мес€цы и годы, летом и зимой старец јввакум проводил все свое врем€ над корытом, с радостью стира€ одежду без единой жалобы на больных братьев и многих лежачих больных, нуждающихс€ в помощи. ќн ходил от корыта к плите и обратно, готов€ еще и еду дл€ больных, и снабжал их свежим бельем, чтобы они всегда были чистыми.

***

ћне выпала честь встретитьс€ и познакомитьс€ со старцем ћодестом, членом монашеской общины  онстамониту, неутомимым исследователем божественной любви. ¬се его разговоры вращались вокруг любви Ц оси духовной жизни. ќн часто повтор€л: Ђѕока мы не ощутим все человечество как наших братьев и сестер, а самих себ€ Ц их брать€ми и сестрами, —в€той ƒух никогда не поселитс€ в наших сердцах. Ѕог любит всех одинаково Ц и самого большого грешника, и самого св€того праведника. “очно так же и мы должны обнимать каждого в душе нашей. Ћюбовь терпит, признает и все изживает. “Ѕог есть любовь”ї.

***

ќдин старец сказал: Ђ аждый, кто любит Ѕога, любит не только своего ближнего, но и все творение в целом: деревь€, траву, цветы. ќн любит все этой же любовьюї.

***

Ѕрать€ Ќового скита рассказали мне о старце Ќеофите, о его жизни с того момента, как он стал монахом, до того, как он упокоилс€ в мире, остава€сь в саду ѕресв€той Ѕогородицы 65 лет и ни разу не покинув его за все это врем€. Ётот незабвенный монах упражн€лс€ в любви к каждому, став€ эту добродетель выше добродетели одиночества и самоотречени€. ѕотому он брал на себ€ багаж паломников, перенос€ его от пристани до главной части монастыр€.

Архимандрит Иоанникий

ѕеревела с английского ƒарь€ Ќовожилова
http://www.pigizois.net/agglika/athoniko_gerontiko/01.htm

9 сент€бр€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0