онстантинопольска€

∆итие св€того новомученика —ерафима, архиепископа ‘анарийского и Ќеохорийского

/p>

“урецкое иго, нависшее над греческим народом после падени€  онстантинопол€ в 1453 году, принесло много страданий, среди которых Ц непосильный гнет, изъ€тие имущества, насильственное обращение в ислам. ѕравославные греки неоднократно поднимали восстани€, что в начале XIX века привело наконец к образованию независимого √реческого королевства. Ќо этой победе предшествовали века т€желой борьбы и неудач на пути к освобождению. ќдно из восстаний разгорелось в начале XVII столети€ при поддержке епископа Ћарисского и “рикальского ƒиониси€, называемого еще ‘илософом. ¬осстание было жестоко подавлено, а сам епископ ƒионисий был казнен мучительной смертью в 1601 году Ц турки с него с живого содрали кожу и несли ее, набитую соломой, до  онстантинопол€, дабы посе€ть страх среди греков. ¬ это же врем€ пострадал и св€щенномученик —ерафим, житие которого дает верное представление о том, в каких услови€х жили православные под игом иноверных и каких подвижников даровал √осподь ÷еркви в те нелегкие времена.

—в€той —ерафим родилс€ около 1560 года. ќн был родом из селени€ Ѕезила Ќевропольской области, которое находитс€ у отрогов јграфских гор, в 42 километрах от города  ардица. ƒо сих пор сохранились развалины дома, где вырос св€той. ” его родителей, —офрони€ и ћарии, поначалу не было детей, но наконец, после долгих лет молитв и поста, родилс€ сын.  ак говор€т, св€той —ерафим был послушным ребенком, любил учитьс€. √рамоту он выучил в монастыре св€того ѕантелеимона по —в€щенному ѕисанию, богослужебным книгам и жити€м св€тых. ¬ то врем€, при отсутствии школ, монастыри часто становились центрами образовани€ дл€ православных греков. — детства св€той также помогал при богослужении и при посещении близлежащих сел с чудотворными иконами и мощами, что монахи устраивали дл€ укреплени€ греков в вере.

≈ще в молодости св€той —ерафим прин€л решение стать монахом, дабы всецело последовать ’ристу. Ёто решение утвердилось, когда он посетил монастырь Ѕожией ћатери, известный под именем Ђ оронаї. Ёта обитель находитс€ над селением ћосхато с восточной стороны ѕиндских гор, а перед монастырем виден город  ардица и ‘ессалийска€ степь. ћонастырь венчает местность, как некий венец, Ц веро€тно, поэтому его и назвали Ђ оронаї. ќн был построен в XII веке во врем€ правлени€ императора »оанна  омнина.

ѕатриаршие грамоты говор€т о том, что монастырь был подчинен напр€мую патриархии и был ставропигиальным. »менно сюда поступил св€той —ерафим, хот€ в јграфских горах тогда существовало немало монастырей.

–ешение св€того —ерафима уйти в монастырь встретило поддержку со стороны родителей. ќтец св€того сам привез его в монастырь  орона и просил игумена прин€ть сына на послушание. »гумен монастыр€ предупредил нового послушника, что жизнь в монастыре т€жела€ и опасна€, в любое врем€ могут нагр€нуть турки, ограбить монастырь и убить монахов. Ќо св€той —ерафим не смутилс€ этим, а еще усерднее просил игумена прин€ть его. ѕосле продолжительных просьб насто€тель прин€л св€того на послушание, а его отец со спокойной душой вернулс€ в деревню.

„ерез два года с момента поступлени€ в монастырь, св€той —ерафим попросил одного из старших в братии передать игумену его просьбу о постриге. »гумен снова стал описывать послушнику все т€готы монашеского пути, но св€той не отказалс€ от своего желани€. Ќесколько мес€цев спуст€ игумен решил постричь св€того и пригласил его родителей присутствовать при постриге. ѕозднее епископ ‘анарийский Ћаврентий рукоположил монаха —ерафима в сан диакона, а позднее и в сан пресвитера.

—в€той —ерафим снискал уважение и любовь у братии, и когда игумен отошел ко √осподу, монахи избрали его новым насто€телем. Ѕудучи игуменом, св€той во всем был наравне с братией. ќн сам пек хлеб, возделывал огороды, ухаживал за больными в монастырской больнице. ѕри св€том —ерафиме монастырь  орона много помогал бедным, и люди посто€нно приходили в монастырь за помощью, духовной и материальной. —в€той организовал в монастыре тайную школу, где дети близлежащих сел обучались греческому €зыку и другим предметам.

ѕосле смерти епископа ‘анарийского Ћавренти€ его преемником всем клиром единогласно был избран св€той —ерафим. ѕри нем епископи€ преобразуетс€ в архиепископию. ѕервым делом св€той зан€лс€ привлечением к св€щенническому служению достойных мир€н. «а короткий срок им было открыто немало тайных школ и восстановлено множество приходов. ѕри этом св€титель не оставл€л своими заботами и монастырь  орона.

¬ это врем€ митрополит Ћарисский и “рикальский ƒионисий ‘илософ, вид€ страдани€ порабощенных греков, осенью 1600 года подн€л восстание, в котором прин€ли участие жители западной ‘ессалии. ÷ентр восстани€ был в “рикале. ќднако восстание было жестоко подавлено, и турки стали предпринимать карательные меры по отношению к тем, кого подозревали в причастности.

—в€титель —ерафим не был на кафедре во врем€ восстани€ ƒиониси€, поскольку отсутствовал по пастырским делам.  огда он вернулс€, турки обвинили его в участии в восстании, схватили и привели к фанарийскому начальнику ’амузабею. ќбвинители сказали начальнику: Ђ» он был с ƒионисием! ќн наш враг! —мерть предателю!ї

“урецкий начальник, едва услышал обвинени€, постаралс€ уговорить св€того отречьс€ от веры и прин€ть ислам, обеща€ ему вс€кие блага: Ђ—ерафим, ты умный человек. я удивл€юсь, как ты согласилс€ с этим ƒионисием и не пон€л, что ваши действи€ будут стоить вам головы. —ейчас мы теб€ поймали, и ты можешь умереть страшной смертью. »так, стань турком, и мы тебе подарим жизнь, мы теб€ обогатим и дадим тебе подобающее местої.

—в€той —ерафим отвечал: Ђя никогда не отрекусь от √оспода нашего »исуса ’риста. Ќапротив, € готов умереть за св€тое им€ ≈го. ƒелай то, что тебе велит законї. Ќе успел он закончить, как начальник приказал отрубить ему ухо. ѕосле этого ’амузабей приказал избить св€того и бросить в темницу, наде€сь, что тот изменит свое решение.

Ќа следующий день 4 декабр€, турецкий начальник пыталс€ отвратить св€того —ерафима от христианской веры, вс€чески уговарива€ его отречьс€ от ’риста. Ќо св€той назвал ћухаммеда лжепророком, после чего ’амузабей пришел в €рость, приказал избить св€того во второй раз, добавив: Ђ–аст€ните ему руки и ноги, и поразите его живот и грудь большим камнем, и мучайте егої. ќднако св€той, к удивлению мучителей, переносил свое страдание с радостью. “огда последовал приказ: Ђ–азрубите его на частиї. —в€того —ерафима отвели на место казни Ц на базарную площадь ‘анара, где сейчас стоит храм в его честь.

¬ то врем€ как св€того везли к месту казни, одна женщина турчанка шла р€дом, повернув голову к св€тому, и поносила его. —в€той посмотрел на нее и не ответил ни слова. » случилось неверо€тное Ц голова этой женщины так и осталась повернутой последующие 15 лет, вплоть до ее смерти.

Ќа базарной площади св€того —ерафима разрубили на части, Ц это произошло 4 декабр€ 1600 года. ¬ тот же период прин€ли мученическую смерть от турок еще два иерарха, јгапий ƒимитриадский и »аков јграфский. ƒабы посе€ть страх, турецкий начальник приказал оставить тело св€того —ерафима непогребенным еще несколько дней. Ќесмотр€ на это, тело св€того не подверглось тлению, оно благоухало к великой радости христиан. Ќо тело охран€лось турками, и не было возможности его забрать.

¬последствии честную главу св€того отвезли в “рикалу и насадили на кол на центральной площади р€дом с головами трех казненных преступников. √оловы были насажены лицом на запад. ќднако на утро глава св€того оказалась обращена на восток. “ак продолжалось несколько дней.

¬ те дни Ѕожиим промыслом в “рикале пребывал игумен монастыр€ ƒусика. ¬ид€ чудеса, исход€щие от честной главы св€того —ерафима, он решил найти способ приобрести ее в благословение дл€ своего монастыр€. “ело св€того —ерафима было утер€но. ѕо местному преданию его бросили под византийскую крепость в ‘анаре. ќп€ть же согласно преданию, фанарийские дети видели огненный столб на рассвете 4 декабр€, но когда приближались, то он исчезал. ћного позднее, перед закладкой фундамента храма на этом месте, были попытки найти тело св€того, но они не увенчались успехом.

ќднако √осподь Ѕог устроил так, что христиане обрели честную главу св€того. »гумен монастыр€ ƒусика нашел некого христианина-албанца и обещал хорошо заплатить ему, если тот принесет главу св€того. јлбанец ждал несколько ночей, пока не увидел стражу сп€щей, и потихоньку сн€л голову с кола. ќднако он поторопилс€, глава выпала из его рук и стража проснулась. јлбанец подобрал главу и побежал, преследуемый стражей. ѕриблизившись к реке ѕиний возле местечка  аравопорос, он бросил главу в реку, дабы она не попала в руки неверных. ”видев это, турки прекратили погоню и вернулись к себе.

Ќедалеко от того места, где албанец-христианин бросил в реку голову св€того, два рыбака ставили сети на ночь. ќдин из них осталс€ ночью при сет€х. ¬друг он увидел огненный столб над рекой и услышал пение. –ыбак испугалс€ и спр€талс€ в дупло дерева. Ќа следующий день он рассказал происшедшее своему другу. ¬ечером они оба спр€тались на берегу, чтобы посмотреть, не повторитьс€ ли снова происшедшее. ¬се повторилось, как и рассказывал первый рыбак. ќни пошли посмотреть на место, где сто€л огненный столб и их страх превратилс€ в радость, Ц в их сет€х оказалась честна€ глава св€того —ерафима. ќни отдали ее игумену монастыр€ ƒусика, который в свою очередь наградил их той суммой денег, которую сначала обещал албанцу.

„ерез полгода об этих происшестви€х узнали в монастыре  орона. »гумен монастыр€ и начальник поселка Ќеохори ѕанагиота  оскола отправились просить главу св€того. ќни обратились к митрополиту Ћарисскому ‘еону с просьбой содействовать им в этом деле, внес€ сумму денег, пожертвованных рыбакам. √лава св€щенномученика была передана в монастырь  орона и помещена в раку, где почивает до сего дн€.

— 1601 года и до нашего времени от св€той главы посто€нно совершаютс€ чудеса.

≈сли в близлежащих селах случаетс€ какое-либо бедствие, засуха или нашествие саранчи, жители зовут св€щенника, совершают молебен св€тому Ц и бедствие прекращаетс€: идет дождь, саранча издыхает или, как это было однажды, после молебна прилетают птицы и съедают саранчу, Ц и так сохран€ютс€ сельские угодь€. ¬ наше врем€ известны случаи исцелений от мощей св€того немых, слепых, а также больных раком.

—в€той —ерафим €вл€етс€ небесным покровителем города  ардицы, его пам€ть празднуетс€ 4 декабр€. ¬ 1928 году митрополит ‘ессалиотидский »езикииль ввел всефессалиотидскую литанию и крестный ход, который обходит вокруг города  ардицы с мощами св€того. ј в последнее воскресенье сент€бр€ совершаетс€ служба с крестным ходом на место мученичества св€того —ерафима в ‘анаре.

Иеромонах Серафим (Старков)

1 июл€ 2010 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0