онстантинопольска€

ѕреподобный ‘еофил ћироточивый

ѕам€ть 8 / 21 июл€

ѕреподобный ‘еофил ћироточивый
ѕреподобный ‘еофил ћироточивый
—в€той ‘еофил жил на рубеже XVЦXVI веков. ќн родилс€ в ћакедонии в благочестивой добродетельной семье. –одители с детства поощр€ли его стремление к учению. » мальчик рано стал прекрасным переписчиком. ≈жедневно предава€сь постижению смысла —в€щенного ѕисани€, он умножал плоды добродетелей, подобно Ђдреву, насажденному при исходищих вод, еже плод свой даст во врем€ своеї (ѕс. 1: 3). ќн рано отринул родину, родителей и все удовольстви€ земной жизни, прин€в иночество с именем ‘еодосий (1504). ≈пископ –ейганы[1] јкакий, с которым ‘еодосий был знаком с детства, рукоположил его в св€щенный сан (1506).

Ќесколько мес€цев св€той ходил по городам и вес€м с проповедью —лова Ѕожи€, что было так необходимо в мрачные времена турецкого владычества. «атем он отправилс€ в ¬атопедский монастырь на —в€той √оре и стал прислуживать епископу ћефимнскому ћалахии, жившему там на покое. ѕосле его смерти он покинул јфон и отправилс€ вместе с епископом јкакием с миссией от св€того Ќифонта  онстантинопольского (пам€ть 11 августа) к патриарху јлександрийскому »оакиму (пам€ть 17 сент€бр€). ѕоследний силой божественного дара чудотворени€ заставл€л мамлюков уважать права христиан.

¬ 1509 году они посетили —инайскую гору, а на следующий год во врем€ паломничества к св€тым местам јкакий скончалс€. “огда ‘еодосий вернулс€ на јфон и поступил в »верский монастырь. ѕодобно трудолюбивой пчеле, он старалс€ собрать в своей душе добродетели, которые находил у других. ’ороший каллиграф, св€той с большим искусством и старанием переписал там все богослужебные книги[2].  ак невозможно укрытьс€ в темноте тому, кто идет с зажженным светильником, так стали видны и добродетели подвижника. —лава ‘еодоси€ вскоре распространилась так широко, что весьма многие пожелали встать под его духовное водительство, особенно из ‘ессалоники, где в то врем€ не осталось подобных пастырей. “огда, ссыла€сь на недомогание, св€той ушел в затвор, прин€в перед этим схиму с именем ‘еофил (ок. 1516). “ем самым он не выполнил предписани€ патриарха  онстантинопольского ‘еоклита, который во врем€ пребывани€ в ‘ессалонике пожелал возвести его в епископский сан.

—начала схимник поселилс€ в келье на территории монастыр€ »вирон, затем перешел в другую, расположенную около  арей. «десь он встретилс€ (1522) с будущим протом и своим биографом —ерафимом, их св€зала крепка€ дружба. „ерез некоторое врем€ (не позже 1535), стрем€сь к полному безмолвию, он удалилс€ в еще более уединенную келью св€того ¬асили€, принадлежавшую монастырю ѕантократор. ‘еофил восстановил ее и подвизалс€ с учеником »сааком в строгом отшельничестве, пита€ себ€ —в€щенным ѕисанием, текстами светоносных отцов, пребыва€ во внутренней молитве. “ак, целиком посв€тив себ€ любви к √осподу, уже не он жил, но в нем Ц ’ристос (см.: √ал. 2: 20).

¬ строгом подвиге и молитве он достиг Ђмеры полного возраста ’ристоваї (≈ф. 4: 13) и заранее узнал о дне, когда покинет земной мир. Ёто дало ему врем€ составить Ђ«авещаниеї. «атем он призвал к себе св€щенников, которые совершили елеосв€щение, и смиренно попросил у всех прощени€. ¬есь следующий день он провел в молчании, причастилс€ —в€тых “айн и велел своему ученику »сааку не сообщать никому о его кончине, а тело отнести в лес на съедение диким звер€м. “ихо опустившись на ложе, он произнес: Ђ√осподи »исусе ’ристе, прими дух мой!ї Ц и заснул праведным сном 8 июл€ 1548 года перед заходом солнца.

»саак повиновалс€ распор€жению духовника и отнес его тело в лес. ќднако насельники ѕантократора, узнав об этом, отправились на поиски св€тых мощей и, найд€ их, тайно перенесли к себе в монастырь. — большим трудом »сааку удалось снова завладеть мощами учител€ и поместить их в церковь при келье. “ам мощи сразу стали источать благоухание, свидетельству€ о богоугодной жизни св€того ‘еофила.

»з книги Ђ—инаксарь: ∆ити€ св€тых ѕравославной ÷ерквиї, вышедшей в издательстве —ретенского монастыр€.

—оставитель Ч иеромонах ћакарий —имонопетрский,
адаптированный русский перевод Ч издательство —ретенского монастыр€


21 июл€ 2012 года

[1] Мы вносим исправления в житие, составленное протом Серафимом, согласно автобиографическим сведениям, которые сообщает сам св. Феофил в колофонах рукописей, им переписанных.
[2] Славившийся как один из лучших каллиграфов и переписчиков того времени, он составил каталог, включавший 31 переписанную им рукопись. В других важнейших монастырях того времени, расположенных за пределами Афона, также сохранились переписанные его рукой, в основном богослужебные, рукописи с посвящением.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


“рансл€ци€ в формате RSS 2.0